какие упражнения можно использовать для развития отдельных координационных способностей
Какие упражнения можно использовать для развития отдельных координационных способностей
Основой для достижения высоких результатов в борьбе самбо является быстрота реализации движений в условиях постоянно меняющейся ситуации. Спортсмены, которые обладают большей координацией, чаще всего могут быстрее переключаться с одного действия на другое, могут вовремя и легко уходить из опасных положений, а главное, редко попадать в них, действуют всегда быстро, решительно и уверенно. Хорошо координированные борцы смело идут на рискованные действия, так как, имея преимущество в данном качестве, опережают своими действиями действия противника.
Однако повторение и реализация двигательных действий в поединке невозможны без участия двигательной памяти спортсмена.
Двигательные навыки в организме человека состоят, с одной стороны, из врожденных движений, с другой, – из двигательных актов, складывающихся в результате запоминания двигательного материала, т.е. специального обучения на протяжении жизни. По наследству передается чрезвычайно важное свойство – пластичность нервной системы, обеспечивающая высокую степень тренируемости, т.е. передаются способности запоминать движения, овладевать новыми формами двигательных актов, что обеспечивает большие возможности совершенствования техники спортивных движений. Иначе говоря, происходит создание нового двигательного опыта посредством долговременной моторной памяти [1, с. 98].
Данный вид памяти, характеризующий память на движение, играет огромную роль в жизни человека, однако в отечественных исследованиях другие виды памяти встречаются гораздо чаще. Один из немногих авторов, изучающих двигательную память, В.И. Гончаров отмечает, что без моторной памяти мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять двигательные действия. Автор считает, что при выполнении движений повторить их без отклонений от первоначального образа не всегда получается, в связи с этим всегда присутствует некоторая изменчивость двигательного действия, но в целом двигательный образ сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д. [2, с. 36].
По мнению В.И. Гончарова моторная память очень важна для многих спортсменов, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и тонких движений. Так же считает и выдающийся спортивный психолог Е.П. Ильин, подчеркивая, что в помощью памяти на движения мы сохраняем последовательность элементов при выполнении нескольких двигательных актов.
Это относится, например, к машинальной ходьбе, когда мы идем, не обращая внимания на наши шаги. Особенность этой памяти состоит в отсутствии необходимости участия сознания на определенном этапе [3, с. 111].
Спортсменам, занимающимся борьбой самбо, приходится четко и быстро ориентироваться в выборе первоначальных движений; последовательности выполнения элементов, составляющих содержание данного моторного акта; характере распределения мышечных усилий.
Длительное сохранение в памяти заученных движений в значительной мере зависит от уровня сформированности двигательного навыка и способностей спортсмена. Причем координационные способности самбистов при обучении движениям оказывают существенное влияние не только на формирование двигательного навыка, но и на его закрепление.
Принимая во внимание, что с физиологической стороны запоминание движений является не простым запоминанием, а запоминанием двигательных кодов, напряжений; пространственных, временных характеристик движения, темпа, амплитуды и того, что связано с образованием навыка, можно сделать вывод: эффективность запоминания движений зависит не только от методически правильного, но и психомоторно грамотного построения процесса обучения движениям [4, с. 75].
В ходе тренировочной деятельности самбист, отрабатывая спортивное мастерство, воспроизводит в памяти наиболее эффективные способы выполнения технических приемов, необходимых в непредвиденной соревновательной ситуации.
Запоминание технических приемов, условий и требований их выполнения является ведущим компонентом памяти. В его основе заложены условнорефлекторные связи – ассоциации, представляющие собой отражение в центрах головного мозга зависимостей и отношений, возникающих в процессе двигательной деятельности [5, с. 245].
Прочно усвоенные знания и двигательные навыки сохраняются у спортсменов долгие годы, определяя результативность сформированных технических приемов.
Спорт, в частности самбо, отличается большим разнообразием двигательных действий. В осуществлении этих действий принимают участие координационные способности спортсменов, которые проявляются как умения и навыки соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры двигательных действий; поддерживать статическое и динамическое равновесие; выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.
Цель исследования: развитие координационных способностей самбистов различной квалификации с учетом уровня сформированности двигательной памяти.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 24 спортсмена мужского пола в возрасте от 10 лет до 21 года, занимающихся борьбой самбо. Испытуемые были разделены в соответствии со спортивной квалификацией: 1 спортивный разряд – юноши 10–14 лет, спортивный разряд – КМС самбисты 16–18 лет, звание МС – спортсмены 19–21 года.
В рамках данного исследования проводилась разработка и экспериментальное обоснование комплекса специальных упражнений, направленного на развитие координационных способностей самбистов различной квалификации с учетом сформированности двигательной памяти.
Развитие координационных способностей самбистов различной квалификации осуществлялось в период технической подготовки, с внедрением специальных упражнений.
Обязательным условием являлось проведение трех тренировок в неделю, имеющих элементы целенаправленного развития координационных способностей. При этом нами не предъявлялись принципиальные требования к длительности выполнения заданий, а также их места в конкретной части тренировочного занятия (подготовительной, основной или заключительной). При этом длительность работы по развитию координационных способностей могла составлять от 15 до 40 мин на одной тренировке. Разработанный нами комплекс включает специальные упражнения, разделенные на 3 группы:
1. Упражнения для развития общих координационных способностей:
– два поворота на 360 градусов в разные стороны на двух ногах – прыжок вперед в упор лежа;
– два поворота на 360 градусов в разные стороны на двух ногах – прыжок в левую сторону с приходом в упор лежа;
– два поворота на 360 градусов в разные стороны на двух ногах – прыжок в правую сторону с приходом в упор лежа;
– кувырок назад через правое плечо;
– кувырок назад через левое плечо;
– кувырок назад с опорой на предплечье правой руки;
– кувырки в стороны через правое и левое плечо поочередно;
– падение на спину перекатом назад, а затем быстрое вставание;
– падение в упор лежа, а затем быстрое вставание;
– переворот боком «Колесо» вправо и влево.
2. Упражнения для развития специальных координационных способностей выполнялись с использованием методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений (зеркальным способом, в сочетании известного и неизвестного, изменение пространственных границ выполнения упражнения; изменение скорости и темпа движений; необычные исходные положения:
– забегание – борец, прогнувшись, упирается в ковер лобной частью головы и расставленными на ширине плеч ступнями перемещает свои ноги по дуге вокруг головы или туловища;
– борцовский мост – борец, прогнувшись, упирается в ковер лобной частью головы и расставленными на ширине плеч ступнями, опираясь на руки, вращает головой вправо и влево, по кругу;
– маятник – борцовский мост, перебрасывать ноги назад, затем вперед;
– удержания сбоку – сесть на ковёр возле правого бока партнера лицом к его голове и захватить правой рукой голову противника, а левой его правую руку под мышку;
– болевой прием на руку «рычаг локтя»;
– болевой прием на коленный сустав.
3. Упражнения для развития помехоустойчивости выполнялись под влиянием помех или сбивающих движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением.
Упражнения представляли собой ряд последовательных элементарных движений конечностями и туловищем (некоторая имитация движений в самбо).
Предложенные движения были доступны для всех испытуемых.
– 5 команд: шаг вперед – поворот кругом – поворот налево – шаг назад – наклон назад;
– 7 команд: шаг назад – наклон вперед – поворот налево – приседание – шаг вправо – поворот кругом – наклон влево;
– упражнения с резиновым амортизатором – на удержание различных поз;
– отработка имитации приемов с резиновым амортизатором.
В данном исследовании констатирующий этап эксперимента состоял в определении уровня сформированности двигательной памяти самбистов различной квалификации и составлении комплекса специальных упражнений на координацию.
Формирующий этап эксперимента заключался в апробации комплекса специальных упражнений на развитие координационных способностей самбистов различной квалификации, с учетом уровня сформированности двигательной памяти спортсменов.
Для оценки уровня сформированности двигательной памяти самбистов были проведены контрольные испытания по определению:
тест 1 – объема запоминания двигательной информации;
тест 2 – точности воспроизведения силового усилия;
тест 3 – воспроизведения двигательной информации;
тест 4 – воспроизведения двигательного задания.
Задания, разработанные К.И. Брыковым и А.Г. Матвиенко, использовались для определения уровня координационных способностей самбистов различной квалификации [6, с. 289].
Тест 1. Данный тест направлен на определение устойчивости к комбинированным нагрузкам. Для этого необходимо последовательно выполнить несколько заданий из и.п. стоя: наклон вперед, затем один поворот 2 с, после этого кувырок вперед за 2 с, и.п. стоя, наклонить голову назад, наклон вперед, поворот на 360, кувырок назад. Общее количество заданий 10 раз. После окончания поставить носок ноги в центр круга радиусом 25 см, вокруг которого начерчены круги радиусом 50 и 80 см, и выполнить 10 подскоков. Оценка «отлично» – спортсмен остался в круге радиусом 25 см, «хорошо» – если респондент вышел в круг радиусом 50 см; «удовлетворительно» – самбист остался в кругу радиусом 80 см, выход из круга радиусом 80 см – «неудовлетворительно». При наличии выраженных вегетативных реакций (тошнота, побледнение и т.д.) – также «удовлетворительно».
Тест 2. Для определения устойчивости вестибулярных реакций использовалось следующее задание: выполнение поворотов на 360 с одновременным продвижением на расстояние 20 м, ширина дорожки для бега 150 см. Вначале испытуемый выполняет задание без поворотов, затем с поворотами. При оценке результата учитывается разница во времени выполнения задания с поворотами и без поворотов, и количество ошибок, т.е. выход за ширину коридора. Ставится оценка «отлично» – разница составляет не более 3–4 с, и нет ни одного выхода за коридор, «хорошо» – 5 с или два выхода за коридор, «удовлетворительно» – 6–7 с, или 3–4 выхода за коридор, более значительные ошибки – «неудовлетворительно».
Тест 3. При оценке направления спортсмен выполняет следующие задания с завязанными глазами: 2 кувырка вперед за 3 с, затем сразу (без остановок) 3 поворота на 360 за 6 с и затем 3 шага вперед в заданном экспериментатором направлении, стараясь попасть в круг диаметром 1 м. Выход в заданный круг – оценка «отлично»; выход в круг 130 см – «хорошо»; 175 см – «удовлетворительно»; более значительная ошибка – «неудовлетворительно».
Тест 4. Определение устойчивости после кувырков оценивается по способности респондента сохранять основную стойку (без колебаний) после выполнения кувырков за 10 с. Оценка «отлично» – устойчивое равновесие; «хорошо» – равновесие неустойчивое и схождение с места до 1 шага, «удовлетворительно» – смещение от основного места от 1 до 2 шагов, при более значительных отклонениях и падении – «неудовлетворительно».
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе эксперимента получены следующие результаты, представленные в табл. 1.
Комплекс общеразвивающих упражнений на координацию.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комплекс упражнений на развитие физического качества «координация»
И.п. – стойка ноги вместе. 1-2. Поворот туловища направо, руки в стороны. 3-4. И.п. 5-8. То же в другую сторону.
И.п. – руки к плечам. 1. Левую вперед на носок. 2. И.п. 3-4 то же с правой.
И.п. – руки на пояс. 1-2. Левую ногу вперед на носок (на одной линии с правой ногой), левую руку в сторону, голову на лево. 3-4. И.п. 5-8. То же с правой ноги.
И.п. – о.с. 1-4. Равновесие на правой («ласточка»). 5-8. И.п. 9-16. То же на левой.
И.п. – руки за голову. 1-2. Левую ногу вперед. 3-4. Держать. 5-8. И.п. 9-18. С правой ноги.
И.п. – левая перед правой (на одной линии). 1-2. Наклоны влево, правую руку под мышку. 3-4. И.п. 5-8. То же вправо.
И.п. – левую перед правой, руки к плечам. 1-2. Поворот туловища направо, руки вверх. 3-4. И.п. 5-8. Поворот туловища налево.
И.п. – руки вверх, пятки и носки вместе. 1-2. Наклон вперед, влево, касаясь пола около пятки левой ноги. 3-4. И.п. 5-8. То же вправо.
И.п. – упор присев, руками держась за голеностопные суставы. 1-2. Выпрямить ноги, голову вниз. 3-4. И.п.
И.п. – стоя на коленях. 1-2. Упор стоя (выпрямить ноги), подняться на носки. 3-4. И.п.
И.п. – руки к плечам. 1-2. Мах правым бедром вверх, подняться на левый носок. 3-4. И.п. 5-8. То же левым.
И.п. – руки на пояс. 1-2. Согнуть левую назад – вправо, правой рукой взяться за носок. 3-4. И.п. 5-8. То же с другой ноги.
И.п. – палка хватом за концы снизу. 1-2. Руки вверх, поставить носок левой ноги на колено правой. 3-4. И.п. 5-8. То же в другую сторону.
И.п. – руки вверх в замок. Ходьба на носках с закрытыми глазами.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как улучшить координацию движений?
Тренер Европейского Гимнастического Центра Киевское шоссе Елена Пожидаева рассказала об эффективных способах тренировки координации движений у детей и взрослых:
«У человека за координацию движений и равновесие отвечает вестибулярный аппарат. Благодаря ему человек легко ориентируется в пространстве, может удержать равновесие даже с закрытыми глазами. У гимнастов вестибулярный аппарат развит особенно хорошо, поскольку они постоянно вращаются в воздухе, выполняют сложно-координационные упражнения, занимаются на снарядах, требующих баланса.
Но хорошее функционирование вестибулярного аппарата необходимо и в обычной жизни, в том числе, для предотвращения бытовых травм.
Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе в височной области головы. Информацию о движениях человека он получает от рецепторов, расположенных на коже, в мышцах, через органы зрения. Затем с помощью нервной системы передает ее мозгу, откуда потом поступают сигналы в мышечно-суставную систему. Так бессознательно происходит сокращение мышц, изменение движений, сохранение баланса, восприятие направления движения, положения головы и тела в пространстве.
К симптомам нарушения работы вестибулярного аппарата относятся: укачивание в транспорте, головокружение, тошнота при различных наклонах головы, во время выполнения кувырков, страх высоты, а также потеря равновесия при обычных движениях и ориентации в пространстве. Эти отклонения могут проявляться и у детей, и у взрослых, как в слабой, так и сильной степени.
Но вестибулярный аппарат можно тренировать! В первую очередь это необходимо для хорошего самочувствия и уверенности в себе. Формирование вестибулярного аппарата завершается к 12 – 15 годам, но его развитием можно заниматься на протяжении всей жизни. Однако начинать важно с раннего детства!
Если у человека есть какие-либо из вышеперечисленных жалоб, проявляющиеся в сильной степени, то начинать занятия нужно с легких общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять даже в домашних условиях. Для достижения результата важно соблюдать регулярность тренировок – по 10—15 минут каждый день.
Затем, не отрывая рук от пола, сделайте приседание вниз и снова вернитесь в исходное положение – 5 раз.
Как только эти упражнения перестанут вызывать дискомфорт, то важно продолжить тренировки, но уже в гимнастическом зале. Вестибулярный аппарат можно тренировать на протяжении всей жизни, гимнастика для этого будет самым подходящим видом спорта. Она позволяет выбирать различные вариации исполнения упражнений, постоянно их усложнять, поэтому у человека быстро появляется прогресс в развитии координации.
По сути, вся тренировка по гимнастике состоит из координационных упражнений, которые также направлены на силу, выносливость, гибкость. Например, различные общеразвивающие упражнения на полу, ходьба по бревну, акробатические элементы: кувырки вперед и назад, стойка на руках, колесо, сальто и прочее, прыжки на батуте, преодоление полосы препятствий, упражнения на брусьях, кольцах, шведской стенке.
Нагрузку тренер подбирает, исходя из возможностей человека, поэтому приходить можно абсолютно без подготовки. Результат будет заметен уже через 1-2 месяца регулярных тренировок. Также занятия гимнастикой будет полезно дополнить катанием на роликах, самокате, велосипеде, фигурных коньках, лыжах, а также на качелях».
Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.
143914, Балашиха, Носовихинское шоссе, вл. 4, ТЦ «Никольский парк»
Развитие координационных способностей у школьников
Видеоролик с фрагментом урока физической культуры содержит в себе несколько примеров упражнений развивающих координационные возможности человека. Упражнения предназначены для учеников начальной и средней школы, так как данная возрастная категория наиболее благоприятный для развития необходимых качеств.
Физическое развитие человека состоит из пяти основных физических качеств: силы – преодоления внешнего сопротивления с помощью мышечных усилий, быстроты – за максимально короткое время преодоление дистанции, выносливости – выполнения двигательных действий продолжительное время без снижения интенсивности, гибкости – выполнения движение с большей амплитудой, координация – способность рационально выполнять сложные движения.
Развитые координационные способности в повседневной жизни необходимы на каждом шагу: преодолеть небольшое препятствие на пути, поймать налету ключи от дома или просто перепрыгнуть лужу и остаться чистым – вот необходимый минимум для обычного школьника. Наиболее благоприятный период для развития координационных способностей 9-12 лет. В старшем возрасте эта способность требует значительных усилий.
На своих уроках я практически всегда показываю ребятам упражнения доступные каждому, и, в зависимости от скорости усвоения, добавляю некоторые элементы, что повышает уровень сложности. Комплекс упражнений я формирую из адаптированных фитнес-программ. Хотелось бы рассказать о некоторых упражнениях, которые являются основными для развития координационных способностей ребенка.
1. Удержание равновесия
• На одной ноге. Исходное положение: основная стойка. На 1- сгибаем ногу в колене и держим на весу 5-10 секунд. На счет 2 – исходное положение.
• В полуприседе. Исходное положение: основная стойка. Счет 1- выполняем полуприсед. На счет 2-9 удерживаем положение тела в полуприседе. На счет 10 – исходное положение.
• С закрытыми глазами. Эти же упражнения, но с закрытыми глазами, стараясь удержать равновесие.
• С прыжком. Исходное положение: основная стойка. На четыре счета прыжки на правой и левой ноге на месте.
• Удержание несколько секунд сложной позы. Отведение в сторону прямой или согнутой ноги на несколько секунд.
2. Вращательные упражнения
• Исходное положение: основная стойка руки в сторону. Вращательные движения на четыре счета по часовой и против часовой стрелки. Затем в локтевых суставах и плечевых суставах по той же схеме. Для большего эффекта вращения выполняются в разные стороны одновременно.
• Благотворно влияют на подвижность суставов. Вращение кистями, в локтевых суставах и в плечевых как в одну сторону, так и одновременно в разные стороны.
3. Маховые движения ногами без опоры
• В стойке на одной ноге движения руками и неопорной ногой в одной плоскости. Маховые движения выполняются на одну ногу 8-12 раз.
4. Прыжковые упражнения
• Различные прыжки на одной и на двух ногах на месте и продвижением, прыжки с поворотом на 90 и 360 градусов.
• «Олений» шаг на правую и левую ногу с продвижением.
К сложному координационному упражнению относится «прыжок в длину с разбега, согнув ноги». Сложность состоит в том, чтобы подобрать разбег, сделать отталкивание без заступа, не снижая скорости. Толчковой ногой с силой выполнить отталкивание, преодолев в полете максимальное расстояние и приземлиться желательно на ноги.
Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счёт активной статической фиксации этих органов, затем — за счёт коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определённой мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач.
В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека.
Координация движений регулируется мозжечком.
Простейшие упражнения для развития координации
1. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Затем упражнение нужно проделать с другой ногой. Чтобы усложнить тренировку, можно добавить повороты головой из стороны в сторону. При этом фиксировать взгляд, на чем-либо не нужно. По мере роста навыка можно пробовать закрывать глаза.
2. Прыжки со сменой ног. Выполнять нужно несколько минут.
3. Исходное положение – одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.
Более сложные упражнения
Если первый комплекс вам дается легко, значит, не стоит заострять на нем внимание, переходите к более трудным тренингам.
1. Встав на одну ногу около стены, нужно бросить в стену мяч, а когда он отскочит назад, постараться поймать его без зрительного контроля. Затем то же самое нужно проделать на другой ноге.
2. Следующее упражнение – жонглирование. Начать нужно с простого – в каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. Теперь можно усложнить упражнение. Для начала попробуйте бросать мяч одной рукой, а ловить – другой. Когда этот навык выработан, попробуйте бросать мячи одновременно, но ловить со сменой рук.
3. Некоторые упражнения на координацию большинство людей помнит из уроков школьной физкультуры. Одно из них – вращение рук в противоположные стороны. К примеру, правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против. Проделав движение 10-15 раз, нужно поменять направление. Звучит просто, но далеко не каждый взрослый человек может выполнить это упражнение с первого раза.
4. Вытянув одну руку вперед, нужно вращать ею в одну сторону, а кистью этой же руки – в другую. Движения должны быть плавными. После 10-15 повторений нужно проделать упражнение с другой рукой.
5. Две руки вытягиваются вперед. Одна рука в воздухе будто рисует какую-либо геометрическую фигуру, а вторая делает произвольные движения. Проделав упражнение несколько минут, руки можно поменять.
Развить силу спины и рук, а также координацию отлично помогает ходьба на руках. Но это упражнение дается далеко не сразу и только тем, кто имеет хорошую физическую форму. Развить точность, реакцию и глазомер помогает такое упражнение: два партнера становятся около стены и кидают в нее мяч таким образом, чтобы он отскакивал от одного к другому. Более сложным вариантом подобного упражнения является игра в настольный теннис. Тем, кто хочет поработать над координацией, быстротой и ловкостью, подойдут прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Если хотите усложнить это движение, просто поворачивайте тело при каждом новом прыжке на 90 градусов или используйте сразу два мяча для каждой из рук. Простые прыжки через гимнастическую скамейку также являются очень эффективным способом поработать над координацией. Но прыгать нужно не в одном направлении, а в четырех (вперед, назад, вправо, влево). Гимнасты часто делают такое упражнение: подбросить мяч (или какой-либо другой предмет), сделать кувырок, поймать подброшенный предмет. Попробуйте и вы, это очень полезно для координации.
Координация и спорт
Как можно заметить, координация развивается при занятиях практически любым видом спорта. Поэтому у тех, кто ведет активный образ жизни, обычно нет проблем с этой природной способностью. Физические упражнения на координацию нужны тем, кто по жизни мало занимался спортом. А еще они понадобятся профессиональным спортсменам, которые намерены покорить новые высоты и не могут довольствоваться нормальным уровнем координации, ловкости и скорости. Главный вывод, который стоит вынести из этого разговора: врожденную способность можно развить в любом возрасте, поэтому тот, кто готов потрудиться, сможет улучшить свою физическую форму несмотря ни на что.