какие упражнения направлены на формирование кинестетической основы артикуляторных движений
Какие упражнения направлены на формирование кинестетической основы артикуляторных движений
Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений
Определение положения губ
1. Произнести звук И перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
2. Произнести звук У перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.
3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ, УИ и определить последовательную работу губ при их произнесении.
4. Произнести звук И без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
5. Произнести звук У без зеркала и определить, какое движение совершают губы.
6. Произнести без зеркала сначала звук И, затем звук У и определить, как работают губы при их произнесении.
7. Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И или У).
8. Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим (И. У, У. И) и произнесенных слитно (ИУ, УИ).
9. Произнести слова (например: Ира, утро, иней, игры, умный и т. д.). Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.
10. Рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первый — картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй — вытягиваются вперед (например: утка, иглы, ухо, улица, ива и т. д.).
11. По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении (например: Инна, Уля, искра, игры, улей и т. д.).
12. По беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и работу губ при его произнесении (например: найду, коньки, быки, какаду, очки, пойду и т. д.).
Какие упражнения направлены на формирование кинестетической основы артикуляторных движений
В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты (по Л. Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.
Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.
В процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.
Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно.
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые упражнения, описанные в работах А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, О. С. Бот, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.
Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки
1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.
2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево.
3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.
4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.
6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально.
7. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие.
8. Соединить наклонно («домиком») пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
Какие упражнения направлены на формирование кинестетической основы артикуляторных движений
4. Положение о роли кинестезии в управлении движениями.
Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения спланированного акта с реально воспроизведенным. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием.
С учетом вышесказанного работа по развитию ручной и артикуляторной моторики осуществляется по двум направлениям.
1). Формирование кинестетической основы движения
Основными задачами этого направления логопедической работы являются:
§ организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;
§ развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентации ручных и артикуляторных движений.
В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном). При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.
2). Формирование кинетической основы движения
Основными задачами второго направления логопедической работы являются:
§ объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;
§ развитие статической и динамической координации движений.
Артикуляционная гимнастика для детей
Что такое артикуляционная гимнастика
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.
Гимнастика состоит из:
Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.
У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.
Основные цели гимнастики артикуляционных органов:
Комплекс упражнений для языка
Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой проводимых упражнений, которые зависят от возраста ребенка.
Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.
Используются следующие динамические упражнения для языка:
Комплекс упражнений для губ
Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:
Для развития мышц щек
Упражнений достаточно много, поэтому опишем некоторые из них:
Для мышц мягкого нёба и глотки
Регулярно нужно выполнять следующие упражнения:
Основные рекомендации и советы родителям
При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:
Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.
Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача. Поэтому важно соблюдать все рекомендации специалиста, касающиеся периодичности и специфики артикуляционной гимнастики.
Картотека упражнений для нормализации моторики артикуляционного аппарата
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выполнила Неделько О.В.
Упражнения для формирования кинестетического праксиса артикуляционного аппарата.
Для развития двигательно-кинестетической обратной связи необходимо проводить следующие упражнения.
Потряхивание верхней и нижней губы; расправление щек (приподнимание их от зубной арки). Опускание и поднимание нижней челюсти.
Помещение языка над нижними и верхними резцами. Вначале логопед проводит их перед зеркалом, затем без него, глаза ребенка закрыты, логопед проделывает то или иное движение, а ребенок называет его.
Необходима тренировка следующих артикуляторно-сенсорных схем:
двугубная: губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
губно-зубная: указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимает нижнюю губу до уровня верхних резцов и просит ребенка дуть;
язычно-зубная: язык помещается и удерживается между зубами;
язычно-альвеолярная: кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;
язычно-нёбная: голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому нёбу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.
.Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
Подбираются серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляционных движений.
Упражнения для нормализации моторики
Комплексы артикуляционных упражнений для коррекции конкретных звуков широко распространены и активно используются в логопедической практике.
Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.
Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений.
После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план, то есть выполнение без механической помощи.
Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображение в зеркале.
Логопед предлагает ребенку закрыть глаза. Ребенок должен угадать, к какому органу логопед прикоснулся шпателем.
Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель активной гимнастики — улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений, знаковых для конкретных звуков. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.
Пассивная артикуляционная гимнастика
Указательными пальцами обеих рук собирайте губы ребенка в «трубочку». Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и сдвиньте их навстречу друг другу.
Указательными пальцами обеих рук растягивайте губы ребенка в улыбку.
Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и раздвиньте их в разные стороны.
Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ, звук БА.
Поднимание верхней губы
Указательными пальцами приподнимайте верхнюю губу ребенка так, чтобы стала видна верхняя десна.
Для этого поставьте указательные пальцы над верхней губой ребенка и сдвиньте губу вверх.
Опускание нижней губы
Указательными пальцами опускайте нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.
Для этого поставьте указательные пальцы под нижней губой ребенка и сдвиньте губу вниз.
Активная артикуляционная гимнастика
Для мимических мышц и губ:
1 Закрыть один, другой глаз, оба сразу.
2. Опустить углы губ, поднять углы губ.
3. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.
4. Наморщить нос, лоб.
5. Растянуть углы губ и собрать в трубочку.
Логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.
6. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю
Статические упражнения для языка
1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало)
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится)
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
«Часики». Улыбнутся, открыть рот. Кончик языка переводить на «раз-два» из одног уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Гармошка». Улыбнутся, открыть рот.Присосать широкий чязык всей плоскостью к небу. Втаком положении «открывать-закрывать» рот.
«Слоник пьет». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Футбол». Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надулся мячик.
«Ежик, цветы». Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
Упражнения для активизации мышц мягкого нёба
1. Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок с мякотью, варенец).
2. Глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т. П.; имитация глотательных движений.
3. Позевывание, широко открывая рот.
4. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
5. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный, частый, толчкообразный, при напряженном нёбе).
6. Произвольное покашливание.
7. Покашливание с высунутым языком.
8. Имитация рвотного движения.
9. Имитация рвотного движения с высунутым языком.
10. Сделав предварительно рвотное движение, громко откашляться со звуком а.
11. Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).
12. Произнесение гласных звуков а, э, и, о, у на твердой атаке.
13. Пропевание гласных звуков а, э, и, о, у. Конец формы
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
Гиперсаливация это обильное слюнотечение.
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Учимся проглатывать слюну.
1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
« Капелька» Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
Упражнения на нормализацию физиологического дыхания
Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.
При выполнении данных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
1. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей.
2. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при
3. Заниматься до еды.
4. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
6. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.
7. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
8. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,
живота, груди. Плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Упражнения на нормализацию физиологического дыхания
«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Игрушки сели на качели»
Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.
Снег, снег кружится, белая вся улица!
Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку :
Там твои детки — на березовой ветке!
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
Дыхательно– голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков.
Х : «На зиму дрова пилили –З-з-з»
И. п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.
«Мы дрова кололи вместе топором –Ух!»
Воспитатель : Куда, птицы, летели?
Воспитатель Как, птицы, летите?
Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.
Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Для самоконтроля ладонь ребенка лежит на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе :
— десять, девять, восемь;
— десять, девять, восемь, семь;
— десять, девять, восемь, семь, шесть.
Произносим считалку. Контроль над дыханием : вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.
Как за нашим за двором (Вдох.)
Стоит чашка с творогом, (Вдох.)
Прилетели две тетери, (Вдох.)
Поклевали, улетели. (Вдох.)
Поклевали, улетели, (Вдох.)
На лугу зеленом сели. (Вдох.)
Наращивание слов в предложении.
Светит солнышко. (Вдох.)
Светит ясное солнышко. (Вдох.)
Ярко светит ясное солнышко. (Вдох.)
Очень ярко светит ясное солнышко. (Вдох.)
По развитию дыхания:
«Погреем ладошку». Руки, согнутые в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта. Дуть тёплым воздухом на ладони.
Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными (ха-хи-хо).
«Насос». Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
«Заморозим подбородок». Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
По развитию ритмической организации высказывания:
Логопед воспроизводит серию ударов по столу карандащом, с короткими и длинными паузами, а затем просит повторить ребёнка за ним.
«Кулачки». Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки. (На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.)
«Хлопки». Прохлопать ритм скороговорки. (Мама мыла Милу мылом.)
«Ритмические импровизации». Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
«Перемена ритма». По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
По развитию темповой организации высказывания:
Медленное проговаривание скороговорок. ( Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.)
Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
Произнести в разном темпе.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Придумывание предложений и проговаривание их в разном темпе (одно предложение быстро, другое медленно).
По развитию интонационной выразительности речи:
Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить логические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
Развитие умения сказать фразу с различной интонацией вопросительной, восклицательной, повествовательной. (Сегодня 11 ноября.)
Определение картинки символа, соответствующей высказыванию. (Какое сегодня число?)
Хлопни в ладоши тогда, когда услышишь вопросительную интонацию.
Развивать умение выделять ударный звук в слове.
По развитию голоса:
Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Прочитайте стихотворение в заданном темпе: