какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата

Упражнения, запрещенные к выполнению при нарушениях опорно-двигательной системы, и варианты их замены

какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата. Смотреть фото какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата. Смотреть картинку какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата. Картинка про какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата. Фото какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата

Дата публикации: 21.01.2021 2021-01-21

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Упражнения, запрещенные к выполнению при нарушениях опорно-двигательной системы, и варианты их замены / Е. С. Калукова, А. А. Дегтярев, А. А. Кенесханова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77776/ (дата обращения: 07.11.2021).

В статье рассмотрены упражнения, выполнение которых при наличии патологий опорно-двигательной системы нежелательно, поскольку эти упражнения несут в себе риск возникновения осложнений, что может еще более усугубить течение заболевания. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо лишь исключить из системы тренировок опасные упражнения и заменить их на более оптимальные. Для этого было проведено исследование, заключающееся в обзоре литературных источников, содержащих рекомендации по консервативной замене одних видов упражнений на другие, цель которого — грамотно выстроить режим тренировок, не подвергая организм опасности. Было установлено, что для каждого упражнения существует рациональная замена, которую необходимо применять в определенных случаях для достижения надлежащего оздоровительного эффекта.

Ключевые слова: опорно-двигательная система, нарушения опорно-двигательной системы, физические упражнения.

Актуальность темы. При неправильных тренировках даже незначительные факторы могут привести к нежелательным последствиям. Особенности адаптивных реакций организма при нарушениях опорно-двигательной системы в зависимости от степени тяжести и других особенностей диктуют необходимость конкретизации тренировок, то есть чёткого разделения физических упражнений на разрешенные и запрещенные. Эта тема очень актуальна, поскольку только грамотный подход к построению тренировок поможет избежать тяжелых осложнений и ухудшения протекания заболевания.

Для спортсменов, имеющих какие-либо патологии опорно-двигательной системы, огромное значение при построении тренировок имеет объективный допуск к занятиям физической культурой и соревновательной деятельности [1,6].

Однако решение этого важного вопроса невозможно без учёта всех изменений, произошедших в организме каждого конкретного человека вследствие заболевания или травмы.

Перед началом тренировок необходимо провести ряд комплексных исследований всех систем органов, досконально изучить специфические особенности в каждом индивидуальном случае — проследить динамику адаптационных реакций, оценить резервные возможности организма [4]., отметить уровень физической работоспособности, психологической устойчивости, мотивации и других показателей.

Основополагающий принцип — строгое соблюдение предписанных ограничений и противопоказаний.

Опорная база данного исследования — физические упражнения, выполнение которых запрещено при заболеваниях опорно-двигательной системы и упражнения, применяемые в качестве замены.

Цель: Разработать схему альтернативной замены запрещенных физических упражнений на разрешенные.

Задачи:

1) Выделить физические упражнения, запрещенные к выполнению при заболеваниях опорно-двигательной системы;

2) Разработать варианты упражнений, обеспечивающих эффективную замену запрещенным.

Материалы и методы: Предмет исследования — упражнения, не рекомендуемые при патологиях опорно-двигательной системы и упражнения, помогающие достичь необходимого результата в случае замены.

Результаты исследования:

Нарушение: Врожденный вывих бедра [5].

Опасность: Укорочение конечности на стороне вывиха

Что исключить из физических упражнений:

Необходимо ограничить нагрузки при прыжках (прыжки на батуте, спрыгивание, соскок) и беге. Следует отказаться от упражнений на корточках и четвереньках, так как они могут спровоцировать подвывих. Запрещается поднимать предметы ногами лежа на спине.

Упражнения для коррекции:

Сгибание бедер, перекаты из положения сидя в положение лежа (без помощи рук).

Нарушение: Дисплазия тазобедренного сустава

Опасность: Возможно прихрамывание, боли в тазобедренном суставе; снижение амортизационной функции позвоночника

Что исключить из физических упражнений: Из комплекса упражнений необходимо исключить бег, прыжки и приседания.

Упражнения для коррекции: Упражнения в положении сидя, лежа на спине, животе, на боку.

Нарушение: Плоскостопие, плосковальгусная стопа

Опасность: Появляются боли в спине, головные боли, снижается амортизационная функция стопы и позвоночника. В зрелом возрасте возможны артрозы.

Что исключить из физических упражнений: Запрещается ходьба на внутренней поверхности стоп.

Упражнения для коррекции: Упражнения с гимнастической палкой (боковая ходьба). При этом рекомендуется ношение специальных ортопедических вкладок.

Нарушение: Варусная установка стоп и голеней

Опасность: Нарушениеамортизационной функции стоп

Что исключить из физических упражнений: Запрещается ходьба на внешней поверхности стоп.

Упражнения для коррекции: Полезна ходьба на внутренней поверхности стоп.

Нарушение: Врожденная косолапость

Опасность: Появляются боли в голеностопном суставе, нарушается опорная функция стопы [7].

Что исключить из физических упражнений: Необходимо избегать упражнений, показанных при Х-образном искривлении ног.

Упражнения для коррекции: Ходьба с разворотом стоп наружу; упражнения со сжиманием коленями массажного мяча.

Нарушение: Х — образная деформация голеней

Опасность: Хрупкость суставов, изменение мышечного тонуса, ухудшение кровоснабжения мышц. Снижение амортизационной функции позвоночника, приводящее к его деформации

Что исключить из физических упражнений: Необходимо избегать упражнений, показанных при О-образном искривлении ног.

Упражнения для коррекции: Пружинящие приседания с разведением коленей, ходьба с перекрестом, отведение ноги в сторону с приставлением.

Нарушение: О-образная деформация голеней

Опасность: Хрупкость суставов, изменение мышечного тонуса, ухудшение кровоснабжения мышц. Снижение амортизационной функции позвоночника, приводящее к его деформации

Что исключить из физических упражнений: Необходимо избегать упражнений, показанных при Х-образном искривлении ног.

Упражнения для коррекции: Ходьба с широко расставленными ногами; прижимание коленей друг к другу в положении сидя. Упражнения с отягощениями.

Нарушение: Сколиоз и сколиотическая болезнь

Опасность: Изменение тел позвонков, деформация ребер, нарушение развития внутренних органов.

Что исключить из физических упражнений: Противопоказаны ассиметричные упражнения — плавание кролем, сотрясения туловища: бег, прыжки; упражнения, скручивающие туловище: повороты, повороты с наклоном, а также упражнения в положении сидя.

Упражнения для коррекции: Упражнения в положении лежа на спине и животе, дыхательные упражнения.

Нарушение: Плоская спина

Опасность: Снижение амортизационной функции позвоночника, нарушение развития внутренних органов, формирование остеохондроза [2,3].

Что исключить из физических упражнений: Запрещено плавание на спине.

Упражнения для коррекции: Упражнения в положении лежа на животе, дыхательные упражнения.

Нарушение: Круглая спина (сутулость)

Опасность: Снижение амортизационной функции позвоночника, нарушение развития внутренних органов, формирование остеохондроза.

Что исключить из физических упражнений: Запрещены кувырки вперед

Упражнения для коррекции: Рекомендованы упражнения с гимнастической палкой.

Выводы: Врезультате исследования было выяснено, каким образом строится тренировка спортсменов, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы в тех случаях, когда применение некоторых физических упражнений невозможно и требуется подбор упражнений для замены. Был рассмотрен каждый вид возможных патологий, четко обозначены упражнения, выполнение которых запрещено и разработаны оптимальные варианты замены этих упражнений. Сделан вывод о том, что грамотно выстроить тренировку можно только строго соблюдая все предписанные правила и не игнорируя ограничений и запретов — только в этом случае можно не только защитить организм от опасных осложнений, но и еще более укрепить его.

Источник

Какие упражнения противопоказаны учащимся с заболеваниями опорно двигательного аппарата

Физиологические основы Физических упражнений

Задача комплексов: укрепить мышцы спины, приостановить развитие сколиоза. плоскостопие характеризуется различной степенью уплощения сводов стопы, может быть врожденным и приобретенным, Физические упражнения направлены на укрепление мышечно-сухожильного аппарата, поддерживающего свода стопы, параллельно выполняются упражнения на Формирование правильной осанки. выполняются упражнения на укрепление мышц голени, стопы, пальцев с постепенным повышением нагрузки.

Эффективны упражнения с перехватыванием и захватыванием пальцами ног мелких предметов, катание подошвами стоп мяча и гимнастической палки, ходьба на носках, пятках, внутренней и наружной частях стопы по ребристым доскам.

Перед занятием полезно провести массаж стопы и голени. упражнения не должны вызывать болей, усталости стоп. рекомендовать студентам ходить без обуви по траве, песку, росе (закаливание).

комплекс Физических упражнений

Примерный комплекс упражнений при начальной стадии бокового искривления позвоночника

2. Ходьба с правильной осанкой (1 минута).

3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30-40 сек.).

4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30-40 сек.).

5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами, на носках, легкий бег на носках.

дыхательные упражнения (3-4раза).

7. ИП стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. с силой выбросить поочередно каждую руку вперед, имитируя движения боксера (6-8 раз).

11. Дыхательное упражнение. поднять руки вверх, потянуться, глубоко

комплекс упражнений в положении стоя, сидя, лежа

1. ходьба и бег в течение 3-5 минут.

6. ип лежа на животе, руки в замке на затылке. на счет 1 приподнять верхнюю часть туловища и продержаться в таком положении 3 счета, на счет 4 вернуться в ип.

руки вдоль туловища, пальцы рук сжаты в кулаках. наклон головы вперед, приподнимая руки; 4-6 секунд держим и расслабляем мышцы, ип; 3-4 раза наклон головы на выдохе.

руки вдоль туловища. встряхнуть руки перед грудью и опустить в ип; 4-6 раз.

9. ип: лежа на боку больной руки.

больная рука согнута в локтевом суставе, кисть над головой, здоровая вдоль туловища. сгибаем здоровую руку в плечевом суставе и опускаем перед грудью, приводим в ип.

пальцы здоровой руки зажаты в кулак, ладонной поверхностью вниз. медленно поднимаем руку и опускаем 4-6 раз. поднимаем голову над больной рукой, 4-6 секунд держим и расслабляем, опуская в ип (после всех упражнений).

11. то же упражнение (на боку со стороны здоровой руки).

12. ип: лежа на животе.

руки под подбородок, локти разведены в стороны. с силой сгибаем ноги в коленях и выпрямляем их; 8-10 раз в медленном темпе.

на вдохе выпрямляем руки над головой, 4-6 секунд держим и приводим в ип. пауза 3-4 секунды 3-4 раза.

руки под подбородок, локти разведены в стороны. приподнимаем ноги над полом, разводим в стороны и приводим вместе, ип; 6-8 раз.

руки в упоре к плечам. не отрывая таза над полом, медленно выпрямляем руки, прогибаемся и медленно опускаемся в ип; 3-4 раза.

16. ип: лежа на спине, руки вдоль туловища.

круговое движение руками (обороты назад и вперед) 3-4 раза.

17. ип: сидя на стуле, предплечья лежат на столе.

повороты кистей ладонями вверх и ладонями вниз; 8-10 раз.

руки прямые перед грудью, пальцы рук переплетены. повороты кистей ладонями вверх, стараясь выпрямить руки в локтевых суставах, и ладонями внутрь, ип; 4-6 раз.

руки прямы в упоре на край стола. выполняем наклоны вперед с разведением локтей в стороны и выпрямляемся в ип; 4-6 раз в медленном темпе, постепенно от узкой постановки рук, разводим руки до широкого хвата.

поглаживание плеча и плечевого сустава от периФерии к центру, приблизительно 30 секунд.

21. ип: стоя в наклоне, руки расслаблены.

махи двумя руками одновременно вперед-назад; 10-15 раз. темп средний, амплитуда до легких болей.

руки за голову, локти вперед. разводим локти в стороны, прогибаемся и приводим в ип. 5-8 раз.

поднимая руки вперед в стороны пальцы, сжимаем в кулак и расслабляем, опускаем в ип. 4-6 раз в медленном темпе.

подтягиваем руки к подмышечным впадинам, расслабляем и опускаем в ип. 6-8 раз.

пальцы рук сжаты в кулаки. круговые движения руками (обороты вперед и назад). 4-6 раз.

27. ип: лежа на спине.

руки разведены в стороны. приводим руки скрестно на груди и разводим в ип. 6-8 раз.

руки вдоль туловища. поднимаем руки вперед-вверх, расслабляем, встряхивая мышцы рук, и опускаем в ип. 6-8 раз.

отдых. руки вдоль туловища, глаза закрыты (прочувствовать приблизительно 2-3 минуты). расслабление кистей рук, предплечий, плеч и всего плечевого пояса.

Источник

«Лечебная физическая культура для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

по теме: « Лечебная физическая культура для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Учитель физической культуры

Дерюгина Ирина Николаевна

Направления работы с детьми с НОДА

В последнее время на своих уроках в школе стала наблюдать за учениками, и заметила, что многие ребята действительно не всегда следят за своей осанкой. Честно признаться, и за собой тоже это замечала.

Захотелось рассмотреть: что такое «правильная осанка», к чему может привести нарушение осанки, и что делать для профилактики нарушения осанки. Этот вопрос задала специалисту по ЛФК. Он ответил, что осанка – это, прежде всего, показатель здоровья и визитная карточка человека. А вот, чтобы избежать нарушения осанки, нужно следить за походкой и посадкой за столом и заниматься гимнастикой и лечебной физкультурой. Меня заинтересовала эта тема, и решила провести своё исследование.

Проблема: Дети в наши дни со школы не любят заниматься физической культурой. Они не понимают, что вся суть в здоровом образе жизни. Отсюда и возникают проблемы в будущем.

Объект исследования: Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель: Выяснить, что такое «ЛФК», узнать, к чему может привести нарушение осанки, для лечения и профилактики каких заболеваний показаны курсы ЛФК, выработать практические рекомендации для школьников с целью предупреждения нарушений осанки.

1)изучить литературу по данной теме;

2)узнать, что такое «ЛФК»;

3)посетить занятие ЛФК;

4)выяснить, какие занятия по ЛФК проводятся в детской поликлинике нашего района;

5)побывать на практических занятиях ЛФК;

6)провести занятие ЛФК на уроках физической культуры;

7)составить памятку для школьников с практическими рекомендациями.

3)систематизация собственного опыта;

Гипотеза: Если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки, то можно избежать искривлений позвоночника. Лечебная физическая культура поможет справиться с нарушением осанки.

Актуальность темы: Современные дети растут и развиваются быстро, но их физическое состояние оставляет желать лучшего. При поступлении в школу 40% первоклассников имеют нарушения осанки, а перед окончанием школы нарушения наблюдаются у каждого второго выпускника. Чтобы избежать неприятностей, связанных с нарушением осанки нужно заниматься ЛФК.

Направления работы с детьми с НОДА

Любые заболевания позвоночника, связанные с дегенеративными изменениями, лечат комплексно, при помощи нескольких методов. Одним из таких, является лечебная физическая культура или лечебная гимнастика.

ЛФК – это комплекс упражнений, направленный на восстановление утраченных функций организма, призванный справиться с определенными типами заболеваний.

К тому же она применяется с целью профилактики возникновения заболевания или в процессе реабилитации после перенесенных болезней или хирургических вмешательств.

При назначении лечебной физической культуры специалист-реабилитолог подберет допустимый комплекс упражнений, который поможет предупредить появление или восстановить здоровье. Специалист также учтет общее состояние здоровья организма пациента, возраст и физическую подготовленность. Выполняя упражнения ЛФК, следует помнить, что двигательная активность способна самым положительным образом влиять на функции внутренних органов и систем человека. К тому же она балансирует психоэмоциональное состояние, снимая стресс и улучшая сон. Но важно начинать выполнять упражнения под присмотром инструктора ЛФК – это даст гарантию, что все то, что выполняется пациентом, делается правильно. Ведь нежелательные позы и движения способны только ухудшить состояние больного.

1.3. Показания и противопоказания к занятиям ЛФК для детей с НОДА

Жизнь наших предков заставляла постоянно заниматься физическими упражнениями, а стрессовая ситуация влекла за собой борьбу или бегство (физическую нагрузку), в этот момент мобилизовался весь организм, нервная система получала биологическую и физиологическую разрядку. У современного человека нет разрядки, реакция подсознания на внешние раздражители заканчивается напряжением мышц, напряжение никуда не исчезает, напряжение одного дня переходит в другое, так возникают мышечные блоки, происходит утечка энергии, и только физические занятия помогут вырваться из порочного круга. При кратковременных занятиях в течение 15 минут для покрытия энергетических потребностей организм использует гликоген, а при продолжительной нагрузке — подкожный жир. Вход в режим физических нагрузок должен быть постепенным, индивидуальным, дозированным, физические упражнения должны стать частью повседневной жизни. Показания, противопоказания и факторы риска в лечебной физкультуре

Лечебная физкультура показана в любом возрасте почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях. Она находит широкое применение:

• в клинике внутренних болезней;

• в неврологии и нейрохирургии;

• в травматологии и ортопедии;

• в после хирургического лечения заболеваний внутренних органов;

• в акушерстве и гинекологии;

• в офтальмологии — при неосложненной миопии;

• в онкологии — у больных без метастазов после радикального лечения.

Перечень противопоказаний весьма небольшой и касается в основном начального периода острой стадии заболевания или обострения хронических болезней, острого периода травмы, необходимости хирургического вмешательства, кровотечений.

Общие противопоказания к назначению ЛФК:

• острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

• острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

• злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

• выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;

• наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;

• острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;

• острые тромбозы и эмболии;

• нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

• общее тяжелое состояние больного;

• значительно выраженный болевой синдром;

• отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;

Временные противопоказания к назначению ЛФК:

• обострение хронических заболеваний;

• осложнение в течении заболевания;

• интеркурентные заболевания инфекционного или воспалительного характера;

• появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

• сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном артериальном давлении (АД));

• нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин.), брадикардия (менее 50 уд./мин.), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

1.5. Показания, противопоказания и факторы риска в ЛФК

Лечебная физкультура показана в любом возрасте почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях. Она находит широкое применение:

• в клинике внутренних болезней;

• в неврологии и нейрохирургии;

• в травматологии и ортопедии;

• в после хирургического лечения заболеваний внутренних органов;

• в акушерстве и гинекологии;

• в офтальмологии — при неосложненной миопии;

• в онкологии — у больных без метастазов после радикального лечения.

Перечень противопоказаний весьма небольшой и касается в основном начального периода острой стадии заболевания или обострения хронических болезней, острого периода травмы, необходимости хирургического вмешательства, кровотечений.

Общие противопоказания к назначению ЛФК:

• острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

• острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

• злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

2.1. Методы и приёмы работы с детьми с НОДА

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом и эмоционально-личностном развитии.

В последние годы отмечается тенденция к активному включению детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу.

Какие показатели развития благоприятны для инклюзии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

· Нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие.

· Отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи).

· Достаточно развиты навыки самообслуживания (сам одевается, ест, т.д.).

· Хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям.

Для того чтобы включение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную школу оказалось успешным, педагоги и другие участники образовательного процесса должны знать особенности развития своих учеников и учитывать их в учебном и воспитательном процессе.

1. Почти у всех детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразитель­ной деятельности, письма.

Педагогу следует учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:

· Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

· Выкладывание букв из различных материалов

· Игры с пластилином, бумагой, карандашом, крупами, бусами, камешками

· Рисование, раскрашивание, штриховка

· Игры со счетными палочками

· Игры с конструктором, мозаикой

2. Недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координа­ции. Зрительно-моторная координация особенно важна на началь­ном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок про­слеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Будут полезны следующие упражнения:

· Рисование горизонтальных и вертикальных прямых линий от заданного начала до заданного конца

· Рисование наклонных и изогнутых линий по образцу

· Обводка, штриховка, раскрашивание

· Копирование образца по точкам

· Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки

3. У многих детей с нарушениями ОДА недостаточно развиты пространственный анализ и синтез. Работа по развитию пространственной ориентировки идет по следующим направлениям:

· обучение ориентировке в схеме собственного тела.

· обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.

· обучение восприятию пространственных отношений между предметами

· обучение ориентировки на плоскости.

4. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешивании арифметических знаков и цифр при письме и чтении.
В связи с этим необходимо применять:

· разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки;

· упражнения на развитие мыслительных операций.

5. Практически у всех детей отмечается пониженная работоспособность. Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, давать перерывы при продолжительных заданиях. Более интенсивно нагружать в начале урока и снимать нагрузку в конце занятия.

6. Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени определяются различными нарушениями речи.

Характерным проявлением являются разнообразные нарушения произносительной стороны речи. Коррекционной работой в этом направлении занимается логопед.

Часто у детей с нарушениями ОДА отмечаются нарушения письма и чтения.

Коррекция дислексии проводится в несколько этапов:

I этап . Проводятся специальные подготовительные упражне­ния по развитию зрительного восприятия цвета, формы и про­странственных отношений.

II этап . Тренировка чтения разных слогов.

III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезанкар, мордкан, кортлаля, малакартар, чиндростон. Предъявле­ние слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую па­мять.

IV этап . Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости по типу «Глохая куздря».

При обучении детей с двигательными нарушениями чтению в на­чальных класса педагог может воспользоваться такими приема­ми, как

· выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать,

· ограничение нужного слова, текста, предложения спе­циальными прорезями и т. п.

При коррекции нарушений письма следует учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологи­ческой и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением язы­кового анализа и синтеза.

7. У детей с нарушениями ОДА обнаруживаются недостатки в развитии произвольного внимания.

Важную роль в развитии внимания имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.

Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении урока с учетом его содержания. Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока.

Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Нужно учитывать, что при изучении особенностей зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов с помощью теста Люшера можно выявить предпочитаемые ребенком цвета. Эти наблюдения особенно важны при индивидуальной работе с детьми.

Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Повышенная отвлекаемость детей с незрелыми процессами регуляции деятельности требует особого контроля за тем, чтобы во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания детей не попадали новые, не имеющие отношения к этому материалу раздражители. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом.

8. Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель, – это недостатки памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый. Учителю целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому. Узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания учитель обычно дважды читает соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками.

9. Многим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому учителям следует широко использовать поощрения. Отрицательные оценки деятельности ученика влияют крайне неблагоприятно, т.к. детям с нарушениями ОДА свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Создание положительного эмоционального отношения – важный фактор успешной адаптации к школьным условиям, фактор улучшения усвоения знаний и навыков.

Как оценивать достижения детей?

Достижения детей в овладении программным материалом оце­ниваются на протяжении всего периода обучения в школе. С этой целью используются:

1) тестовые задания для изучения уровня достижений в овладе­нии знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с уче­том развития двигательных и речевых навыков;

2) тематические текущие и годовые проверочные задания по основным предметам на протяжении всего периода обучения;

3) срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

4) экзаменационные работы и билеты для оканчивающих ос­новную школу, которые разрабатываются администрацией школы с учетом возможностей детей и имеющихся у них нарушений. На экзаменах за среднюю школу — работы и билеты, предназначен­ные для общеобразовательной школы;

5) анкеты для педагогов, воспитателей, родителей, в которых дается оценка продвижения детей в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии, указываются трудности в овладении учеб­ным материалом и особенности поведения учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

I ступень (начальная школа) соответствует требованиям на­чальной школы общего назначения с учетом особенностей двига­тельного и речевого развития детей с нарушением функций опор­но-двигательного аппарата. В подготовительном и первом классах исполь­зуется только качественная оценка успешности освоения школь­ной программы. Знания учащихся оцениваются с учетом особен­ностей нарушений речи и затруднений в письме, обусловленных двигательными расстройствами. Обучающиеся в начальных клас­сах, не справившиеся с учебной программой по состоянию здоро­вья, по решению медико-педагогической комиссии могут быть оставлены на повторный курс обучения с использованием при необходимости индивидуальной учебной программы.

Т.о., коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

Перед специалистами, работающими с детьми с нарушениями ОДА, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

2.2. Планируемые результаты в практических занятиях, проводимые с детьми с НОДА.

В своей школе совместно с медицинским работником исследовала карты здоровья учащихся 6 классов и составила список детей имеющих нарушение осанки. и провела открытый урок по ЛФК.

Занятие проходило в обычном режиме. Оно началось с общей разминки. После, мы выполняли комплекс упражнений ЛФК. Дети выполняли упражнения с удовольствием, стремились достигнуть хороших показателей. Но одного занятия, конечно не достаточно, чтобы достичь желаемого результата, нужно регулярно использовать этот комплекс. Поэтому мы с администрацией школы приняли решение внедрить этот комплекс для учащихся нашей школы во внеурочное время, а так же я показала мастер-класс учителям начальной школы, что бы они использовали комплекс упражнений на большой перемене. Мы уверенны, что регулярные занятия приведут к положительному результату.

2.3. Комплекс упражнений ЛФК для детей с НОДА

1. Лежа на спине, руки вдоль туловища, носки тянем на себя и от себя (10 раз).

2. Поочередно один носок тянем на себя, другой — от себя (10 раз).

3. Ноги шире плеч, носки поворачиваем внутрь и наружу, держать 5-7 секунд (5-10 раз).

4. Ноги шире плеч, оба носка разворачиваем по очереди в правую сторону и в левую, держать 5-7 секунд (4-10 раз).

5. Круговые движения в голеностопном суставе, по часовой стрелке и против (4-10 раз).

6. Руки вдоль туловища. Правую пятку тянем вниз, затем левую, растягиваем от бедра 5-7 секунд (4-8 раз).

7. Руки вдоль туловища. Обе пятки тянем вниз, фиксируем 5-7 секунд (4-8 раз).

8. «Велосипед», ноги сгибаем — разгибаем в коленном суставе вперед и назад (до 100 раз).

9. Носки тянем на себя, фиксируем 5-7 секунд (4-8 раз).

10. Правую ногу поднимаем под 45 градусов по отношению к полу 5-7 секунд, затем левой тоже самое (4-8 раз).

11. Ноги выпрямляем, коленные суставы тянем к груди (10 раз). Упражнение направлено на укрепление мышц брюшного пресса, нагрузка идет на прямую мышцу живота.

12. Ноги согнуть в коленных суставах, стопы на пол, руки вдоль туловища. Поднимаем таз на выдохе и держим 5-7 секунд (4-8 раз). При выполнении этого упражнения бедра сжать и все втянуть в себя.

13. Ноги согнуть в коленных суставах, стопы на пол, руки вдоль туловища. Поднимаем таз и вытягиваем ногу вперед на уровне своего коленного сустава, а носок на себя. Держим 5-7 секунд на каждую ногу (4-8 раз).

14. Ноги согнуть в коленных суставах, стопы на пол, на ширине плеч. Правое колено разворачиваем внутрь и держим 5-10 секунд, руки в стороны, ладони прижаты к полу, затем повторить то же левым (5-10 раз).

15. Руки в стороны, ладони прижаты к полу. Коленные суставы к груди, наклоняем вправо и держим 5-10 секунд, затем влево (4-10 раз).

К сожалению, вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата малоисследованы, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания.

В ходе исследования я изучила и проанализировала различную литературу и материалы сети Интернет и выяснила, что современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Мы много времени проводим у телевизора, за компьютером. Сидячий образ жизни влечет за собой ослабление иммунитета.
Учёные утверждают, что малейшее нарушение в позвоночнике отрицательно сказывается на состоянии других органов, даже может привести к разладу между физическим и психическим состоянием.
В настоящее время нарушение осанки у школьников является одной из важнейших тем, с которой сталкиваются врачи, учителя физкультуры, инструктора ЛФК и т.д. К сожалению, пока нет точного ответа, как избежать этой проблемы, но исследователи и специалисты работают над ней. Сегодня можно найти множество комплексов общеразвивающих упражнений направленных на поддержание и коррекцию осанки детей.
На ранних стадиях с искривлением можно справиться при помощи занятий лечебной физкультурой, которая представляет собой комплексы упражнений направленных на улучшение здоровья человека. Лечебная физкультура – это, прежде всего – движение!
Для учащихся нашей школы я разработала специальный комплекс упражнений, направленный на формирование навыка правильной осанки, который они могут выполнять во внеурочное время, на большой перемене и самостоятельно дома.

1. Белозерова Л.М., Власова Л.Н., Клестов В.В. и др. «Лечебная физическая культура в педиатрии»- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006 г.
2. Гребова Л. П. « Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» : М.: Издательский центр «Академия», 2006
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. « Толковый словарь русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008 г.
4. Светлакова Н. « Большая медицинская энциклопедия», М.: «АСТ Хранитель» 2008 г.

5. Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М.; Мамайчук И.И. — СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 2001, 272 с.

6. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник/ Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В.Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 64с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *