какие упражнения входят в мужскую спортивную гимнастику
Мужское и женское многоборье: тонкости различных дисциплин спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика включает в себя ряд самостоятельных дисциплин, каждая из которых по-своему сложна и уникальна. При этом некоторые разделы этого вида спорта входят в программу физической подготовки спортсменов иных направлений. Рассмотрим нюансы гимнастического многоборья женских и мужских программ.
Гимнастическое многоборье для женщин
Дисциплины спортивной гимнастики делятся на женские и мужские. Существует несколько дисциплин, в которых соревнуется прекрасный пол.
Брусья разной высоты
Изначально на снаряде выполнялись в основном несложные элементы, что было обусловлено тем, что расстояние между жердями было небольшим. С 60-х годов прошлого столетия величина между брусьями увеличилась, что позволило гимнасткам значительно расширить арсенал гимнастических упражнений и показать в полной мере красоту этой дисциплины. Вместе с тем выступления спортсменок стали походить на мужские программы, которые выполнялись на перекладинах.
Современные композиции на брусьях начинаются с наскока, затем осуществляются всевозможные маховые движения и обороты, полетные упражнения. Легкие элементы обычно используются в качестве связки между сложными по технике исполнения упражнениями, которыми и пытаются гимнастки удивить судей. Тяжелыми по технике выполнения элементами считаются:
Завершается программа соскоком.
Снаряд представляет собой большой брус, покрытый кожей. Выступление на нем условно можно поделить на три этапа:
Начаться программа может с простого прыжка на брус или с акробатических элементов. Гимнастки любят выполнять перемахи, вертикальный шпагат, кувырки, перекидки, горизонтальные упоры с выходом в стойку, круги.
Прыжки могут осуществляться с поворотами или без них, при этом их выполнение возможно не только на ноге, но и животе, спине. В общей сложности упражнения отличаются положением тела гимнастки, например, в позиции согнувшись или в группировке. Усложнение программы возможно за счет добавления упражнений с разведением ног в шпагат.
Заканчивается выступление соскоком. Обычно это однократное или многократное сальто вперед либо назад. Вся композиция длится не более 90 секунд.
Опорные прыжки
Этот вид прыжков составляет отдельную группу ввиду специфики его выполнения. Техника выполнения опорного прыжка такова:
Длина дорожки для разбега достигает от 20 до 30 метров, а высота специального снаряда – от 130 до 140 см.
В процессе прыжка гимнастка выполняет различные акробатические элементы, которые оценивает жюри по сложности исполнения. Судьи берут в расчет, в том числе момент приземления. Если гимнастка упала после прыжка, то это может существенно повлиять на итоговую оценку не в лучшую сторону.
Опорные прыжки подразделяют на:
В современных программах по опорным прыжкам гимнастки часто выполняют прыжки без сальто, но с переворотами в любое направление (вперед, назад, боком).
Двухфазовые прыжки (поворот на 360 градусов в первой части, сальто вперед во второй части) появились в женских комбинациях тоже не сразу. Первыми спортсменками, которые позаимствовали такие элементы из мужской программы, стали Давидова и Корбут. Эти упражнения сложны, поэтому и сегодня редко исполняются на соревнованиях. Рекордный прыжок зафиксирован у Продуновой Елены.
Аналогом «прыжков Щербо» в мужском выступлении является «прыжок Юрченко». Он представляет собой прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. Исполняется этот трюк ввиду сложности нечасто, хотя техника его выполнения хорошо изучена.
Вольные упражнения
Продолжительность вольных упражнений не превышает 90 секунд. Показательное выступление у женщин сопровождается музыкальным аккомпанементом. Судьи оценивают сложность упражнений, отсутствие технических ошибок, уровень хореографической подготовки. Во время выступления гимнасткам нельзя выходить за пределы ковра или падать, показывать элементы, находясь на одном и том же месте.
Классы упражнений, которые демонстрируют спортсменки:
Наличие технических ошибок при выполнении технических действий значительно уменьшает шансы гимнасток на победу в соревнованиях.
Гимнастическое многоборье для мужчин
Спортивная гимнастика для мужчин включает следующие дисциплины:
Вольные упражнения
Демонстрация соревновательной программы осуществляется на том же помосте, что и у женщин. Отличие мужских выступлений от женских состоит в технике выполнения упражнений и отсутствии музыкального сопровождения. Продолжительность вольной программы у мужчин составляет 70 секунд.
Все элементы подразделяются на следующие классы:
Если гимнаст использует связки, то получает дополнительную надбавку к итоговой оценке. При этом связующие элементы не должны повторяться.
Опорные прыжки
Мужчина в процессе прыжка демонстрирует больше сложных элементов по сравнению с женщинами.
Техника последней группы элементов еще мало изучена, а потому встречается крайне редко на международных соревнованиях.
Комбинация упражнений состоит из таких структурных групп:
Маховые движения можно усложнить прыжками или поворотами. Во время выполнения махов ногами гимнасты часто совершают ошибки. Это связано с тем, что для исполнения маховых движений требуется определенный уровень мастерства.
Основными элементами на коне являются круги. Они подразделяются на движения с поворотами по ходу вращения или в противотемп либо без них. Круг – это перемахи через боковую плоскость двумя ногами, которые выполняются друг за другом. Наиболее сложным по исполнению является элемент Деласала-Томаса. Смотрятся круги эффектно и судьи ставят высокий балл, если нет претензий к технике исполнения.
При выполнении кругов гимнаст использует всю поверхность коня. Очень сложными считаются элементы, в которых требуется упор только на одну ручку. Еще одно тяжелое в исполнении упражнение – «винт». Его противоположностью является элемент с поворотом по ходу вращения. Также имеется интересный элемент, представляющий собой связку кругов с поворотом на одной ручке – «Флоп». По правилам в одной комбинации больше двух флопов использовать нельзя. Заканчивается выступление соскоком.
Кольца
Снаряд представляет собой два кольца, которые подвешены на специальных тросах. Выполняется конструкция из материала, который практически невозможно согнуть или деформировать. Подвешивают кольца на высоту до трех метров от поверхности пола. Их диаметр составляет около 20 см, а расстояние между ними – порядка полуметра.
У последнего упражнения есть элемент-антагонист – «Обратный самолет». Его особенность состоит в том, что спина гимнаста смотрит в пол, а живот направлен к потолку.
Параллельные брусья
На этом снаряде занимаются только мужчины, у женщин аналогом являются разновысокие брусья. Высота снаряда от пола составляет два метра. Под брусьями в целях безопасности располагают маты. Гимнасты при выполнении программы сочетают маховые и силовые упражнения. Спортсмены исполняют статические элементы, движения с махами, вращениями, сальто. Упражнения на брусьях выполняются поперечно или продольно. Структурные группы:
Сальто вперед или назад завершает выступление спортсменов.
Перекладина
Спортсмены демонстрируют членам жюри всевозможные виды висов и хватов, например, снизу или сверху, обратный. Судьи оценивают не только технику исполнения, но и связки элементов. Одними из сложнейших упражнений на турнике считаются вращения. Когда спортсмен выполняет такой трюк, он не должен касаться телом перекладины. Выполняются вращения на одной или двух руках.
Согласно правилам, все разрешенные упражнения можно распределить по структурным группам:
В данной дисциплине соскок также является завершающим элементом выступления гимнаста.
Федерации
На территории РФ организацией, отвечающей за проведение мужского и женского многоборья, является ФСГР (Федерация спортивной гимнастики России). Она представляет интересы отечественных спортсменов на европейских и международных соревнованиях, координирует развитие гимнастики на территории страны, содействует в создании условий для подготовки профессионалов (тренеров, судей). Практически в каждом российском регионе есть филиалы ФСГР.
Федерация международного уровня (ФИЖ) представляет спортсменов сразу нескольких направлений: акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Организация не только занимается проведением спортивных мероприятий международного масштаба, но и разрабатывает регламенты, на основании которых судьи оценивают выступления гимнастов. Федерация образована летом 1881 года в Бельгии.
Еще одна крупная организация – Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Союз основан в 1982 году и отвечает за проведение соревнований на территории Европы.
Историческая справка о развитии спортивной гимнастики
Спортивная гимнастика официально вошла в программу Олимпийских игр в XIX веке, однако некоторые ее элементы активно использовались еще до официального признания дисциплины. Например, упражнения, выполняемые на снарядах, были популярными в Европе в конце XVIII века. В то время выступления спортсменов были весьма примитивны, а техника реализации гимнастических движений была примитивной. Но, несмотря на это, этот вид спорта уже в то время успел завоевать любовь и симпатию зрителей.
Первые соревнования начали проводиться во второй половине XIX века. В этот же период спортивную гимнастику как летний вид спорта включили в олимпийскую программу, однако принимать участие в состязаниях могли исключительно мужчины. В 1923 году Олимпийский комитет внес поправки в действующее на то время законодательство, и дорога в большой спорт открылась, в том числе для женского дивизиона.
Первые чемпионаты мира по спортивной гимнастике были проведены в начале XX века. Однако такие мероприятия проходили на нерегулярной основе (примерно раз 2-4 года). Как правило, самыми мастеровитыми спортсменами в этом виде спорта считались граждане Италии, Чехословакии, Венгрии, США, Франции, Германии и других стран.
Появление спортивной гимнастики в РФ
Гимнастика появилась в России примерно в то же время, что и в Западной Европе. Петр I и полководец Суворов считали гимнастические упражнения хорошим средством для поддержания тела в тонусе, воспитания воли, дисциплины, терпения и упорства. Первыми гимнастами в нашей стране можно считать солдат.
Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафтом в северной столице были открыты первые курсы для обучения гимнастическому искусству. Программа подготовки была рассчитана на два года. Чуть позже было основано общество российских гимнастов. Его возглавил В. А. Гиляровский. Благодаря его активной позиции поклонники этого вида спорта на собственные средства открыли в Москве первый зал, в котором проходили занятия по спортивной гимнастике. Помещение было оснащено всем необходимым – от инвентаря до снарядов.
Становление спортивной гимнастики как полноценной дисциплины пришлось на 80 – 90-е года XIX столетия. В это же время в Москве состоялись первые соревнования. Немного позже спортивная гимнастика была включена в программу физической подготовки юношей в мужских учебных заведениях.
Популяризация спортивной дисциплины началась в начале XX века. В этот период во многих регионах Советского союза открывались курсы, кружки для взрослых и детей, проводились регулярные соревнования. Особым толчком в развитии спортивной гимнастики в СССР явилась состоявшаяся в 20-х годах Спартакиада. В Первой всесоюзной спартакиаде приняло участие пять команд гимнастов. Спустя пять лет соревнование было проведено повторно, а в мероприятии приняло участие намного больше команд. С этого времени такие чемпионаты стали проводить на регулярной основе.
В 1934 году были введены свод правил и система спортивных титулов. В середине прошлого столетия советская федерация гимнастики была включена в состав европейской и международной организаций, после чего советские гимнасты стали выступать на Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах.
Учебные пособия
Представленные ниже издания помогут новичкам не только разобраться в техниках правильного выполнения упражнений, но и узнать поближе о судьбах профессиональных гимнастов.
Пособие будет полезно не только для начинающих спортсменов, но и тренеров. Книга охватывает вопросы основ гимнастики, описывает тонкости тренировок для отдельных дисциплин: брусьев, колец, коня, перекладины. Все представленные техники предназначены для разных возрастных групп, а также в отдельности для каждого пола.
Иногда, чтобы досконально разобраться в спортивной дисциплине, стоит окунуться в изнанку соревнований и понять, по каким критериям оценивают члены жюри гимнастов. По этой причине издание будет полезно не только для экспертов, но и обычных спортсменов. В пособии подробно представлены методы и средства судейства, а также способы ухода от субъективной оценки.
В издании представлены ценные советы гимнастам. Изюминкой работы является оригинальная подача материала – в форме диалога тренера и юной спортсменки. Из книги читатель узнает о том, чем живет профессионал, как грамотно построить карьеру, откуда черпать мотивацию для продолжения дела всей жизни.
В завершение следует отметить, что в гимнастических направлениях мужского и женского многоборья есть масса тонкостей. При этом не стоит забывать о том, что путь к вершине каждой из дисциплин складывается из упорных и регулярных тренировок.
Постоянно поддерживать свое тело в хорошей физической форме гораздо проще, чем постоянно изводить себя диетами для похудения. Утренняя гимнастика или зарядка, как раз для этого и предназначена.
Ежедневно делая утреннюю гимнастику вы заряжаете свой организм энергией и бодростью на весь день.
Утренняя гимнастика включает в себя простой комплекс физических упражнений, которые нужно выполнять после пробуждения.
Выполняя комплекс упражнений утренней гимнастики с умеренной нагрузкой постарайтесь задействовать все мышцы тела.
Уделяя каждое утро всего несколько минут для комплекса физических упражнений, вы поднимете свой жизненный тонус и улучшете свое здоровье.
ПРОСТОЙ КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Утренняя гимнастика (зарядка) поможет: активизировать обмен веществ, улучшит сердечную деятельность, укрепит и сформирует мышцы, поможет держать правильно держать осанку. Таким образом, после утренней зарядки пробуждается весь организм в целом и каждый орган в частности.
Если у вас бессонница, расстройство пищеварения, апатия, то утренняя гимнастика сможет помочь справиться с этими проблемами. Утренняя зарядка полезна всем, и детям дошкольного возраста, и пожилым людям, особенно она рекомендована офисным сотрудникам, которые ведут сидячий образ жизни.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА- КОМПЛЕКС ПРОСТЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения утренней гимнастики помогают женщинам и мужчинам быстрее проснуться и набраться сил, чтобы уверенно встретить новый день. Гимнастические упражнения для девушек можно начать выполнять, не поднимаясь с кровати.
1. Сначала потягиваетесь, выгибаясь всем телом в разные стороны, чтобы напряглись все мышцы. Глубоко вдыхаете воздух и задерживаете его, затем выдыхаете. Так повторяете 5 раз.
2. Теперь выполняете сжимания кистями рук. Проделайте их энергично 5 раз. Это упражнение нормализует кровообращение.
3. В положении лежа на спине, согните ноги в коленя. Прижмите к груди и обнимите их руками. Поочередно сгибайте и разгибайте ноги, приводя их в расправленное положение, создавая при этом противодействие руками. Эффективнее будет при этом правильно дышать. Выполнить 3 подхода.
4. Опустите ноги с постели, сидя, выполните медленные вращения головой по кругу по 5 раз влево, затем смените направление. Выполняйте вращения с закрытыми глазами.
Универсальный комплекс упражнений для утренней гимнастики
После того, как вы разработали основные мышцы можно приступать к более интенсивным движениям:
Желательно выполнять этот комплекс утренней гимнастики для женщин и мужчин в предоставленном порядке, сверху вниз, чтобы мышцы разрабатывались поочередно.
Если утром вы располагаете свободным временем, то можно дополнить комплекс упражнений утренней гимнастики силовыми приемами: качать пресс, отжиматься. Можно разнообразить зарядку применением хулахупа (обруча), эспандера, гантелей различного веса.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА- ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации медиков по выбору конкретного комплекса физических упражнений для утренней гимнастики мужчинам, женщинам, детям и пожилым людям обычно зависят от возраста и пола.
Мужчинам, они советуют включать силовые упражнения, активно использовать гантели, эспандеры, резиновые бинты, но не увлекаться статическим напряжением.
Женщинам рекомендуется делать акцент на развитие гибкости, укреплять мышцы брюшного пресса, тазового дна.
Пожилым людям силовых упражнений лучше избегать, как и быстрого темпа. Лучше отдавать предпочтение дыхательной гимнастике и самомассажу шеи и головы.
Детям медики рекомендуют общеукрепляющие физические упражнения, которые развивают правильную осанку, а также гибкость и координацию, укрепляют мышцы живота, шеи, спины, свода стопы.
Утренняя гимнастика для женщин и мужчин должна приносить удовольствие и прилив жизненной энергии. Если вы ощутили усталость после выполнения утренней зарядки., у вас появилось подавленное состояние и началась одышка, то лучше упростите комплекс утренней гимнастики или сделайте перерыв на несколько дней.
РАСТЯЖКА ПОСЛЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс упражнений утренней зарядки должен завершаться растяжкой. О том, что такое растяжка вы можете узнать из предыдущей публикации «Растяжка- комплекс упражнений на все тело«.
Стоит отметить, что эти утренние упражнения не помогут вам сесть на шпагат или быстро накачать мышцы. Но, их регулярное выполнение поможет организму взбодриться и зарядиться силами на остаток дня для занятий фитнесом.
Вся программа растяжки отнимет у вас не более 5 минут:
Мужская спортивная гимнастика
Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.
Вольные упражнения
Вольные упражнения проходят на «ковре» — квадратном помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен обладать определённой эластичностью для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.
Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по вольным упражнениям, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
Вольные упражнения длятся, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастики, выполняющийся под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связки.
Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла до другого. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями изхудожественной гимнастики. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.
У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскоком на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).
Структурные группы элементов (мужчины)
I. Элементы гимнастики (без использования акробатики)
II. Акробатические элементы с вращением вперёд
В данную структурную группу входят перевороты вперёд, а также самые различные сальто.
Сальто выполняются в разных положениях тела — группировка, согнувшись, прогнувшись/выпрямившись. Также исполняются сальто с поворотами — пируэты, и сложные двойные сальто.
Сальто могут выполняться как с приходом на ноги, так и в упор лёжа, или в кувырок (полуторные сальто).
III. Акробатические элементы с вращением назад
Подобно акробатическим элементам вперёд, сюда входят перевороты и различные сальто назад.
IV. Акробатические элементы с вращением в боковой плоскости и прыжки назад с поворотом на 180 градусов и более с последующим выполнением сальто вперёд. Прыжки вперёд с поворотом на 180 и сальто назад Данная структурная группа включает в себя различные боковые сальто (арабские сальто), а также твисты — прыжки назад с поворотом на 180 и сальто вперёд.
Помимо этих элементов, сюда входят элементы типа «Томас» — полуторные сальто назад в кувырок с поворотом на 540 градусов. Также к данной группе элементов относятся редкие и сложные сальто, прыжком вперёд с поворотом на 180 и последующим сальто(или двойным сальто) назад.
Надбавки за соединения элементов
За отдельные сложные соединения элементов, гимнаст получает надбавку к сложности. Правила от 2009-го года устанавливают следующие надбавки за соединения:
Один элемент может участвовать в связке лишь единожды, то есть если выполнена связка из трёх акробатических элементов, то гимнаст получит надбавку только за связку первого сальто со вторым, или второго с третьим, а именно, наибольшая из них. Две связки учтены не будут.
Группы сложности
Элементы на вольных упражнениях имеют различные группы сложности — от А до G. К элементам группы «А» относятся простые прыжки, типа переворотов вперёд или назад, сальто в группировке и т.д., элементы группы «G» исполняются единицами гимнастов мира, к ним относятся (у мужчин):
Опорный прыжок
Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.
При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический конь или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления, падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.
По правилам ФИС — Федерации гимнастики — высота снаряда — 135 см от поверхности пола. Приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.
В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в Финал по опорному прыжку — он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — Опорном прыжке, также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжка.
Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотов. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180 градусов. Соответственно, если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540 градусов вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.
То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда, до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто, можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.
Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.
Структурные группы Опорных прыжков (мужчины)
I. Прыжки лётом
В данную структурную группу прыжков, входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.
Также интересен прыжок лётом с добавление контр-сальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил. Хотя подобные прыжки могли разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков
II. Прыжки вперёд с поворотом на 360 в первой фазе полёта
Также группа прыжков, давно неиспользуемая, на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но опять таки имеющие достаточно низкие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.
III. Прыжки переворотом вперёд и Ямасита
Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3-5 групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков, при выполнении одного и того же сальто, больше чем в остальных группах.
Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя. Все прыжки этой группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и интересный тип прыжков «Куэрво».
Куэрво — это прыжки переворот вперёд с поворотом на 180 во второй фазе и последующим сальто назад.
IV. Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)
Прыжки Цукахара — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90 градусов (рондат) с последующим сальто назад.
Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180 во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.
Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе, подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.
Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180 и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.
Третья разновидность прыжков Юрченко — это «прыжки Щербо». Во фляке совершается поворот на 360. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360 первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Но тем не менее, не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.
Конь (конь-махи)
Конь — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на коне входят в программу мужских соревнований, кроме того, конь может использоваться в качестве снаряда для опорного прыжка.
Соревнования на коне входят в программу мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на коне среди мужчин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на коне входят в программу командного и абсолютного первенства среди мужчин.
Упражнения на коне состоят из комбинации маховых движений ногами, а также кругов ноги вместе и ноги врозь, проходок по коню, соскока. Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.
Все элементы могут выполняться как в упоре поперёк, так и в упоре продольно. На теле, в упоре на ручках, в упоре на одной ручке, между ручек и т. д.
Структурные группы элементов
I. Маховые элементы
Включает в себя различные вариации прямых и обратных скрещений — простые, с поворотами, с прыжками, в стойку на руках. Сами же скрещения — это комбинация двух перемахов ногами (перемахи не имеют группы сложности, но являются базисным элементом, как и махи). Перемахи бывают одноимёнными и разноимёнными, в зависимости от исполнения. Наиболее простые элементы, но тем не менее, часто приводящие к ошибкам, так как требуется определённый уровень профессионализма, для перехода от кругов к скрещениям и наоборот.
II. Круги с поворотами в противотемп вращению и без
Круги двумя — основные элементы на коне. Представляют собой два последовательных перемаха двумя ногами через боковую плоскость.
Также различают круги ноги врозь, с использованием техники скрещений, — круги Деласала-Томаса. Это наиболее сложные, амплитудные и эффектные элементы на коне.
Круги выполняются на всех частях коня. Особенно сложны круги, выполняемые на одной ручке. Они требует высокого уровня мастерства исполнителя. В кругах возможны повороты против хода вращения — так называемые «шпиндели» или «винты». Наиболее популярен и сложен винт Мадьяра — то есть круг с поворотом на 360 против темпа вращения.
III. Переходы
Включает в себя переходы кругами — то есть движения, при которых меняется зона коня. Гимнаст, выполняя круги, переходит от одной части коня к другой. Сложность переходов варьируется в зависимости, сколько зон коня было пройдено. Переходы усложняются, если в переходе есть поворот или прыжок.
Переходы можно выполнять как лицом вперёд, так и спиной вперёд. Наиболее интересны переходы кругами Деласала.
IV. Круги с поворотами по ходу вращения. Флопы
Сюда входят различные круги, в которых обязательно присутствует поворот по ходу вращения. Круги выполняются на разных частях коня с переходами и без.
Отдельно выделяется подгруппа кругов прогнувшись или «русские круги».
Также отдельного внимания заслуживает такое понятие как «флоп». Флопы — это сложные соединения из нескольких кругов, выполняемых на одной ручке. В него входят как обычные круги, так и круги с поворотами, и русские круги. В комбинации разрешается использовать не более двух различных флопов.
V. Соскоки
Соскоки — концовка комбинации. Бывают разных видов. Как кругами без выхода в стойку, так и с выходом в стойку, поворотами, переходами по телу коня.
Кольца
Кольца — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на кольцах входят в программу мужских соревнований.
В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на кольцах среди мужчин, в которых разыгрывается комплект медалей; также соревнования на кольцах входят в программу командного и абсолютного первенства среди мужчин.
Согласно правилам ФИС — Федерации гимнастики — точка подвеса колец должна располагаться на высоте 5,75 метров над уровнем пола, сами кольца — на высоте 2,75 метров. В спокойном состоянии расстояние между кольцами — 50 см, их внутренний диаметр 18 см.
- Самые известные и наиболее сложные статические элементы при выступлениях на кольцах:
Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.
Структурные группы элементов на кольцах
I. Маховые элементы в висе, подъёмы в упор или упор углом.
К элементам первой структурной группы относятся различные маховые элементы: выкруты вперёд и назад, большие обороты без удержания положения стойки на руках, сложные двойные обороты назад и вперёд.
Также сюда входят подъёмы разгибом, махом назад, махом вперёд, переворотом назад, переворотом вперёд (Хонма) и др. Подъёмы позволяют гимнаст из положений висов перейти к положению упора или упора углом.
II. Маховые элементы в стойку на руках (стойка на руках удерживается не менее 2 секунд)
Во вторую группу входят подъёмы махом назад и переворотом в стойку на руках, а также движения большим махом — большие обороты назад и вперёд.
III. Маховые элементы, заканчивающиеся статическим элементом (не угол, не стойка на руках)
В третью группу входят очень сложные маховые элементы, конечным положением которых является сложный статический элемент, так как: высокий угол, крест, горизонтальные упоры.
IV. Статические и динамические силовые элементы
К данной структурной группе относятся все статические элементы: углы, горизонтальные висы, кресты, горизонтальные упоры.
Также сюда входят силовые подъёмы и опускания (в стойку на руках и из стойки, в упор и из упора, из одного статического элемента в другой).
Параллельные брусья
Концовка комбинации — это соскок.
Упор — это обычное рабочее положение на брусьях, с ним знаком каждый, кто выполнял обычные отжимания. Упор на руках — положение, при котором плечи лежат на жердях.
Все элементы на брусьях могут выполняться как в положении поперёк — классическое положение, так и в положении продольно на одной жерди.
Структурные группы элементов
I. Элементы, выполняемые через упор
Сюда входят самые различные элементы, с прохождением упора или подобные им:
II. Элементы, выполняемые через упор на руках
III. Элементы из упора стоя или из виса
IV. Элементы из под жердей
Отметим, что сальтовые соскоки могут выполняться как из упора, так и из виса на обеих жердях. Некоторые соскоки получили статус «запрещённых» — это оригинальные соскоки из висов и упоров на одной жерди продольно.
Упор — это обычное рабочее положение на брусьях, с ним знаком каждый, кто выполнял обычные отжимания. Упор на руках — положение, при котором плечи лежат на жердях.
Все элементы на брусьях могут выполняться как в положении поперёк — классическое положение, так и в положении продольно на одной жерди.
Структурные группы элементов
I. Элементы, выполняемые через упор
Сюда входят самые различные элементы, с прохождением упора или подобные им:
II. Элементы, выполняемые через упор на руках
III. Элементы из упора стоя или из виса
IV. Элементы из под жердей
Отметим, что сальтовые соскоки могут выполняться как из упора, так и из виса на обеих жердях. Некоторые соскоки получили статус «запрещённых» — это оригинальные соскоки из висов и упоров на одной жерди продольно.
Перекладина
Перекладина или турник — один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на перекладине входят в состав мужских соревнований. Перекладина — стержень из стали, размещённый на вертикальных стойках и закреплённый при помощи стальных растяжек.
Простейшие упражнения на перекладине (подтягивания, подъём переворотом) входят в программу общей физической подготовки. Поэтому перекладину (в том или ином виде) можно увидеть в любом спортзале и на любой спортплощадке.
Согласно правилам Международной федерации гимнастики[1] (FIG) перекладина должна находиться на высоте 278 см и иметь длину 240 см. Толщина перекладины — 2,8 см.
В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по упражнениям на перекладине среди мужчин, в которых разыгрывается набор медалей; также соревнования на перекладине входят в расписание командного и абсолютного первенства среди мужчин.
Судьями оценивается сложность и чистота исполнения элементов, а также качество соскока.
Структурные группы элементов
I. Элементы, выполняемые большим махом в висе
Сюда входят:
II. Элементы с фазой полёта
Включает в себя различные перелёты — элементы, которые предполагают отпускание рук от грифа, перелёт через плоскость грифа и приход в вис, а также подлёты — элементы с отпусканием рук от грифа выполнением сальто без перехода через плоскость грифа и приход в вис. Также сюда отнесены продевы с перемахом ноги врозь в вис или в стойку на руках (элементы типа «Карбалло» или «Квинтейро»). Перелёты бывают следующих видов:
Подлёты бывают следующих типов:
Между двумя типами лётовых движений на перекладине (разновысоких брусьях) имеется разница, хотя движения похожи. В основном «путаются» друг с другом такие перелёты, как Маркелов и Воронин, а также подлёты или сальто в вис — Делчев и Гингер
III. Элементы, близкие к перекладине
Включают в себя:
IV. Элементы в обратном хвате и в висах сзади
В основном сюда входят особые элементы вида:
V. Соскоки
Соскоки может поделить на следующие виды: