какие уровни развития способностей вы знаете
ЕГЭ. Человек
Тема 5.Способности
Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.
Способности
Формирование способностей
Типы способностей
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие типы способностей.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?
Виды способностей по направленности на деятельность.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
Выделяют следующие виды одаренности:
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
Пути развития способностей:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Уровни развития способностей
Выделяются следующие уровни развития данного качества:
Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.
Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Талантливый человек может решать сложные теоретические и практические задачи, создавать ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.
Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности.
Для того чтобы задатки превратились в ярко выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития: специальных способностей.
Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.
Таким образом, для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.
18) Характер как системообразующее качество личности.
Характер можно определить как совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.
Сущность характера хорошо раскрывается путем описания его основных типов.
Используя в качестве критерия типологии характеров степень их выраженности, американский психологК. Леонгардразработал классификацию, включающую характеры трех основных типов:
§ абсолютно нормальный характер;
§ характер с выраженной акцентуацией, т.е. с чрезмерным усилением отдельных черт характера:
§ характер с сильными отклонениями от нормы (психопатия).
Первые два типа можно считать нормой, а психопатия является патологией. Отечественный психиатрП.Б. Ганнушкинвыделял три признака психопатического характера:
§ характер можно расценивать как психопатию, если соответствующие его качества проявляются стабильно во времени и мало меняются в течение жизни;
§ тотальность проявления патологии характера определяется тем.что человек обнаруживает одни и те же черты характера везде: дома, на работе, на отдыхе, среди знакомых и незнакомых людей. Если же человек в одних условиях один, а в иных оказывается совсем другим, то он не психопат;
§ социальнаядезадаптация — признак, являющийся наиболее показательным свидетельством патологии. Он проявляется в том, что человек теряет способность адаптироваться в обществе, от чего страдает и он сам, и окружающие его люди.
Проблемаакцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области обшей психологии. В случае акцентуаций характера не присутствуют все три указанных выше признака психопатии. Для личности с акцентуацией характерна уязвимость лишь к тем травмирующим воздействиям, которые создают чрезмерную нагрузку на «места наименьшего сопротивления».Так, например, среди 12 типов акцентуаций, выделенныхЛеонгардом, есть гипертимный тип, для которого характерен высокий жизненный тонус, чрезмерная активность, стремление к лидерству и т.п. Для человека с этим типом характера покажется тяжелой ситуация, при которой его поведение будет строго регламентироваться, где не будет условий для проявления инициативы, где преобладает монотонный труд и т.п.
Характер человека проявляется в следующих системах отношений:
§ с другими людьми. Именно в этих отношениях могут проявиться такие черты характера, как правдивость или лживость; вежливость или грубость, общительность или замкнутость;
§ к труду. Здесь обнаруживаются такие черты, как лень или трудолюбие.ответственность и безответственность;
§ в самооценке. Проявляются такие качества, как самокритичность, самоуверенность, эгоизм;
§ к вещам. Проявляются такие черты, как бережливость или расточительность, щедрость или жадность.
Те или иные черты, позитивные или негативные, преобладают в характере людей под влиянием жизненных обстоятельств, воспитания.требований общества.
Характер человека является одной из подструктур личности, причем подструктурой подчиненной. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера, когда человек действует по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психологически незрелых личностей или психопатов. Характер формируется не только в процессе воспитания, по и в процессе самовоспитания. Личность может сознательно корректировать негативные проявления своего характера.
Проблема характера и условий его формирования и развития — одна из актуальных психологических проблем. В психологии постоянно обсуждаются вопросы о роли наследственности в формировании характера, соотношении темперамента и характера, возможности изменения характера и др. Интересен ответ на эти вопросы отечественного психолога А.В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Ссылка на то.что «у меня такой характер и я не могу ничего с собой поделать» психологически совершенно несостоятельна. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием»*.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Уровни развития способностей
Количественной характеристикой способностей являются степень их выраженности, уровень развития, которые характеризуются в следующих понятиях:
способности – одаренность – талант – гениальность
Рассмотрим далее более подробно каждый из названных уровней.
1. Способности
Вспомним определение способностей, данное Б. М. Тепловым и поддержанное многими другими авторами. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. В этом определении выделены три критерия способностей. Первый – это то, что способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. В строгом, психологическом смысле слова к способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Второй – успешность деятельности. Третий – отличие от знаний, умений, навыков. Поскольку проблема взаимосвязи способностей и знаний, умений, навыков обсуждалась ранее, остановимся более подробно на втором критерии. Мы видим, что способного человека от неспособного отличает успешность его деятельности. По этому поводу можно выделить две точки зрения. Первая заключается в том, что практически каждый человек, адаптированный в социуме, способен добиться успеха в каком-либо одном или многих видах деятельности. То есть неспособных людей нет, поэтому главной задачей является поиск соответствующей сферы приложения сил. Эта точка зрения была широко распространена в разные годы среди прогрессивного сообщества, особенно во времена гуманизации и демократизации общества в целом и системы образования, в частности. И в ней заключен определенный воспитательно-образовательный пафос, позволяющий интенсифицировать поиск и развитие талантов каждого ребенка. Однако эта позиция размывает само понятие «способности».
Вторая точка зрения заключается в том, что способности – это характеристика не вообще уровня успешности деятельности, а успешности выше среднего, нормативного для данной выборки респондентов, уровня. В таком случае говорить о способностях человека можно лишь тогда, когда результаты его деятельности отличаются от среднестатистических. Там, где мы имеем дело со средним, общечеловеческим уровнем успешности, говорить о способностях не приходится. Таким образом, критерием способностей является успешность деятельности выше среднего, нормативного уровня. То есть способный школьник быстрее учится и глубже усваивает материал, способный концертмейстер лучше играет, быстрее разучивает партии, способный спортсмен показывает более высокие результаты и т. д.
2. Одаренность
К интеллектуальному компоненту автор относит высокий уровень развития процессов внимания, памяти, мышления; к креативности – уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность; к мотивацион-ному компоненту – познавательную и исследовательскую активность. Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественое своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
И наконец остановимся еще на одной современной модели одаренности – структурной модели 4 х 4 Р. Милграм (2000), которая представляет собой попытку операционализировать концепцию одаренности. «Одаренность – это результат комплексного взаимодействия когнитивных, личностно-социальных и социокультурных влияний» (Милграм Р., 2000, с. 201). Согласно этой модели (рис. 2), одаренность описывается в терминах категорий (А), уровней (Б) и сред (В).
Две из четырех категорий раскрывают интеллект (общая и специфическая интеллектуальная способность), две – оригинальность мышления (общее оригинальное – творческое мышление и специфический творческий талант). Из четырех упорядоченных уровней способностей один характеризует глубокую одаренность, другой – умеренную, третий – среднюю, четвертый – отсутствие одаренности (отсюда название модели: «4 х 4»). Выделяются три обучающие среды: дом, школа и община, взятые с учетом индивидуальных различий, к которым автор модели относит пол, возраст, социально-экономический статус, культуру, субкультуру, личность, увлеченность задачей, стиль обучения и автономию.
Рис Структурная модель одаренности «4 х 4» Р. Милграм
Обобщая современные представления об одаренности, можно выделить ее основные характеристики:
1. Одаренность – это системное образование, не сводимое к простой сумме отдельных способностей.
2. В модель одаренности включаются личностный (мотивационный), когнитивный (интеллектуальный), творческий и специальный компоненты.
3. Одаренность является динамическим образованием, специфическим в зависимости от логики возрастного развития индивида.
4. Одаренность зависит от культурной и социальной среды ребенка.
5. Одаренность может проявляться в актуальном и потенциальном видах, пониматься как определенный наличный уровень достижений и как готовность к развитию.
Говоря об одаренности, в современной психологии чаще всего имеют в виду одаренность детей, подростков, юношей. Применительно к взрослым людям используют термин « мастерство». Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что под первой понимают возможность развития, а под вторым – возможность, ставшую действительностью. Подлинное мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. То есть для мастера характерно сочетание осознания сущности новой, творческой задачи и нахождения способов ее решения. Мастерство – это когда «что» и «как» приходит одновременно. По мнению А. В. Петровского (1998), мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого выполнения возникшей задачи.
3. Талант
Следующим уровнем проявления способностей и одаренности является «талант». Талант (от греч. talanton – вес, мера) – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Приоритетной мотивацией талантливого человека является потребность в творчестве. В отличие от одаренности, для которой более важен сам процесс творческой деятельности, талант ориентирован как на процесс, так и на результат. Еще одним отличием таланта от одаренности является продуктивность деятельности. В случае одаренности продуктивность является желательным, но не обязательным компонентом. Талант предполагает не просто высокую продуктивность деятельности, но и создание нового, оригинального в рамках данной деятельности.
Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже развитая на очень высоком уровне, ярко выраженная, не может называться талантом. Об этом свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью, но так и не нашедших конкретного, деятельностного применения своих особенностей (за исключением выступлений на эстраде). В отсутствие других развитых способностей человеку, даже обладающему феноменальной памятью, достаточно сложно найти себя в творческой деятельности. Справедливости ради отметим, что многие талантливые люди обладали редкой, выдающейся памятью: А. С. Пушкин, А. Н. Толстой, И. И. Левитан, С. В. Рахманинов, А. В. Суворов, В. А. Моцарт и др. Однако структуру их таланта составлял симптомокомплекс многочисленных выдающихся способностей, обусловливающих успешность их деятельности. И в то же время известно большое количество талантливых людей, не обладающих выдающимися мнемическими способностями.
Многие психологи отмечают связь таланта с особенностями личности. Среди этих особенностей достаточно часто называют стремление выйти за пределы нормативной активности и трудоспособность. В своих заметках «Мысли об искусстве» И. Е. Репин писал, что и при огромном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Он отмечал, что эта скромная способность к труду составляет основу всякого таланта. Аналогичные мысли находим и у другого художника, Винсента Ван Гога, который в письмах своему брату отмечал, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом. Огромная работоспособность большинства известных художников подтверждается их многочисленными произведениями. Например, И. Н. Крамской написал около трех тысяч одних только портретов, не считая картин и набросков. И. К. Айвазовский написал более пяти тысяч картин. Художественное наследие В. В. Верещагина еще больше.
Для талантливых людей, впрочем, и как для одаренных, характерны стремление к постоянному развитию, неудовлетворенность результатами своего труда, перфекционизм, творческая неуспокоенность.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед обществом. В период войн бурно развиваются таланты полководцев, во время индустриального скачка – инженерные, конструкторские и т. д.
4. Гениальность
Гениальность (от лат. genius – дух) – это высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности. Материальные и духовные ценности, созданные гением, являются мировым достоянием и весьма часто опережают время.
Об отличии таланта и гениальности писал С. В. Рубинштейн (1989), отмечая, что талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и, вместе с тем, оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» (Рубинштейн С. Л., 1989, с. 132). Как очень верно заметил немецкий врач и естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер (1933), талант делает то, о чем многие помышляют, но сделать не могут, гений делает то, о чем никто даже не помышляет. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения – совершенно новое.
Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, М. В. Ломоносова, Г. В. Лейбница. Но и одаренность гения имеет определенный «профиль». В нем также какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении творчества гения. Приведем примеры такой универсальности. Гений Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты. Им были разработаны проекты подводных устройств и передвигающихся орудий, напоминающие современные подводные лодки танки, и т. д. Другим признанным гением является М. В. Ломоносов (1711–1765 гг.). Ученый физик-механик, оптик, электрик, химик, геолог и минералог, технолог по металлу, стеклу, фарфору, мозаике, он вместе с тем был крупнейшим филологом, поэтом, создателем русской грамматики, письменного языка, исследователем по теории литературы и истории. Мышление М. В. Ломоносова сочетало величайшее достижение теоретической мысли с величайшей практичностью. Он являлся выдающимся деятелем просвещения, первым начавшим читать популярные научные лекции. М. В. Ломоносов – создатель Московского университета и ряда разделов и лабораторий Российской Академии Наук. Он был разносторонним изобретателем. Обладая способностями живописца, явился не только организатором мозаичного производства в России, но и автором ряда выдающихся художественных мозаик. Мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия», «Нерукотворный спас», мозаичные портреты Петра I, Екатерины Великой, графа П. И. Шувалова и др. можно и сегодня увидеть в Государственном Эрмитаже, Историческом музее, Государственном Русском музее.
Выводы по главе:
1. Уровнями развития способностей являются: способности – одаренность – талант – гениальность.
2. К способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Способности характеризуют индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого.
3. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
4. Мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что одаренность определяет возможность развития, а мастерство – возможность, ставшую действительностью.
5. Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.), позволяющий добиваться не просто высокой продуктивности деятельности, но и создания нового, оригинального в рамках данной деятельности.
6. Отличие таланта от одаренности состоит в ориентированности не только на процесс, но и на результат деятельности.
7. Гениальность – это высший уровень развития способностей, позволяющий достигать таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом.
8. Гений и талант различаются по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути, а талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто.
Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.