какие уровни выборов существуют в российской федерации
Статья 3.1. Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации
Статья 3.1. Избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации
1. На выборах в Российской Федерации могут применяться следующие избирательные системы:
1) мажоритарная избирательная система относительного большинства;
2) мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой;
3) мажоритарно-преференциальная избирательная система;
4) мажоритарная избирательная система в многомандатных избирательных округах;
5) избирательная система единственного передаваемого голоса;
6) пропорциональная избирательная система с закрытыми списками;
7) пропорциональная избирательная система с открытыми списками;
8) связанная смешанная избирательная система.
2. На выборах Президента Российской Федерации применяется мажоритарная избирательная система с перебаллотировкой в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса.
3. На выборах депутатов Государственной Думы применяется связанная смешанная система в соответствии с разделом 6 настоящего Кодекса.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.8. Выборы, референдум.
5.8. Выборы, референдум.
ПЛАН.
Выборы.
Выборы – процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организаций.
Уровни проведения выборов в РФ.
Федеральный.
Избираются:
Региональный.
Избираются:
Местный (муниципальный).
Избираются:
Значение выборов:
Стадии процессов выборов в РФ.
1.Подготовительная.
2.Выдвижение и регистрация кандидатов (оставление списков кандидатов).
3.Предвыборная агитация.
4.Голосование и подведение итогов.
Избирательное право.
Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Нормы избирательного права.
Виды избирательного права.
Избиратель – это гражданин, обладающий активным избирательным правом.
Граждане России, находящиеся или проживающие за границей, обладают всеми избирательными правами.
Принципы избирательного права в РФ.
Всеобщее право.
Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выборах, независимо от пола, национальности, социального положения, вероисповедания, образования, места жительства.
Не могут участвовать в выборах:
Равное право – каждый избиратель имеет только один голос.
Прямое право — каждый избиратель голосует непосредственно (то есть нельзя проголосовать за кого-то, например, по доверенности; если человек болен, то по его заявлению члены комиссии приходят домой).
Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления гражданина, избиратель голосует в специальных кабинах, имеет право не говорить, за кого проголосовал.
Свободное и добровольное участие в выборах – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на то, за кого голосовать.
РЕФЕРЕНДУМ.
Референдум (от лат. то, что должно быть сообщено) – это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектом, существующим законом и т.д.
Виды референдумов в РФ.
Референдумы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участники — граждане РФ с 18 лет.
Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум.
В каких случаях НЕЛЬЗЯ назначать и проводить референдум?
Принятое на референдуме решение обладает высшей юридической силой, то есть является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Какие уровни выборов существуют в российской федерации
Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Ст. 3 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Какие уровни выборов существуют в российской федерации
Статья 70. Порядок определения результатов выборов, референдума
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
е) а также в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
2.1. Число избирателей, участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно.
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Закон, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 63-ФЗ)
5. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
6.2. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом.
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
7. Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
8. Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.
9. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;
(в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Уровни избирательной системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Федеральный уровень избирательной системы
Федеральный уровень избирательной системы – это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее (ГД), депутатов в федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, общенациональный референдум. Выборы проводятся непосредственно гражданами России в соответствии с федеральным законодательством.
Срок полномочий Государственной Думы составляет пять лет. В соответствии с Конституцией РФ выборы в Государственную Думу инициирует Президент. До 2007 года выборы депутатов ГД проводились по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. Позже стали проводится по пропорциональной системе.
Особенности избирательной системы и выборов в Государственную Думу:
Готовые работы на аналогичную тему
На должность Президента РФ можно претендовать в порядке самовыдвижения или кандидаты выдвигаются политическими партиями. Самовыдвижение возможно только при поддержке не менее 500 граждан РФ, которые обладают активным избирательным правом. В поддержку выдвижения нужно собрать не меньше 2 млн. подписей избирателей.
Политические партии имеют право не собирать подписи, если список их кандидатов уже был допущен на последних парламентских выборах к распределению депутатских мандатов. При выборах в Государственную Думу подсчет голосов и распределение мандатов проводится по методу наибольших остатков (квота Хэйра).
Региональный уровень избирательной комиссии
Региональные выборы представляют собой выборы в представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, некоторые другие государственные органы, выборные должности в субъектах РФ, которые предусмотрены их уставами и законодательными актами, проводимые в соответствии с законами субъекта РФ и на основе федерального законодательства. Нормативные правовые акты утверждаются главой исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с указом Президента России о мерах, обеспечивающих конституционные права населения на участие в выборах.
Реформы избирательной системы начала XXI века привели к политическим новациям: переход к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу, повышение заградительного барьера, переход к смешанной избирательной системе на региональном уровне, отмена нижнего порога явки на выборы, голосования «против всех».
Значение изменений избирательной системы на региональном уровне:
Были установлены макрополитические критерии развития всей избирательной системы: степень автономии средств массовой информации, консолидации элит, социально-экономическая динамика развития общества.
С введением смешанной избирательной системы к федеральным элитам перешла инициирующая роль в формировании политических партий, что способствовало формированию качественно другой расстановки политических сил в регионах. Наблюдался рост влияния лояльных политических партий, которые сплотились вокруг крупного бизнеса и главы региона. Автономные партии меняют свой статус от системной оппозиции к чисто формальной, их радикальная часть теряет возможность участия в выборах.
Муниципальный уровень избирательной системы
Муниципальный уровень избирательной системы – это выборы глав муниципальных образований, депутатов законодательных органов, местные референдумы.
Местное самоуправление является важнейшим и необходимым уровнем власти. Для местного уровня управления характерна максимальна приближенность к населению, здесь решаются наиболее важные проблемы гражданского общества. Местное самоуправление реализуется гражданами согласно Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее путем выборов, референдумов, различных форм прямого волеизъявления. Муниципальные выборы – это:
В современных условиях институт местного уровня избирательной системы является перманентно изменяющимся, динамично развивающимся социальным институтом, который имеет противоречивый характер происходящих в нем преобразований.
Муниципальные выборы, выступая основой демократического создания властных структур местных территорий, позволяют местным жителям возможность показать свое отношение к городу или региону, селу, району и т.д., ощутить свою причастность к делам муниципального образования.