какие уровни выделяют в системе философского знания

Разделы и уровни философского знания

Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.

К комплексу общего философского знания примыкают:

1. Этика – учение о нравственности.

2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3. Логика – учение о правилах мышления.

Особая область – история философии. Большинство философских проблем рассматриваются в контексте предшествующего опыта их решения. В отдельные периоды истории разные разделы философии поочередно выходят на первый план.

В истории философии выделяются следующие этапы:

9. Философия Древнего Востока (Древние Индия и Китай)

10. Античная философия (Философия Древней Греции)

11. Средневековая философия (Философия Западной Европы V – XV вв.)

12. Философия эпохи Возрождения (Философия Западной Европы XVI в.)

13. Философия эпохи Просвещения (Философия Западной Европы XVII –XVIII вв).

14. Немецкая классическая философия (19 век.)

16. Современная западная философия (Западная Европа 20 в.)

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Поэтому говорят об уровнях философского мышления, которые различаются по степени абстрактности и форме изложения.

2. Обыденная (практическая) философия на уровне практического мышления – это осознание принципов своей жизни в целом. Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм. Афоризм – это краткая содержательная формулировка некоторого тезиса. Например, «Все пройдет». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии, как основа более высоких уровней философствования.

3. Философско-художественное мышление – это философские обобщения, выраженные в литературно – художественной форме. Это общая идея произведения. Нормативная форма философствования на этом уровне – философско-художественный образ. Например, высказывание Гераклита: «Вселенная – это ребенок, играющий в кости», т.е. перебор вероятностей.

4. Теоретическая философия – специализированная система знаний, вырабатываемая исследовательской деятельностью профессионалов. Для теоретической философии характерны опора на историко-философские традиции, последовательность рассуждений, точность, аргументированность высказываний, использование категориального аппарата. Категории – это общие понятия, данные в области знания. Нормативная форма философствования – философская концепция.

Источник

Специфика и структура философского знания

Все статьи сайта → ФилософияСпецифика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

какие уровни выделяют в системе философского знания. Смотреть фото какие уровни выделяют в системе философского знания. Смотреть картинку какие уровни выделяют в системе философского знания. Картинка про какие уровни выделяют в системе философского знания. Фото какие уровни выделяют в системе философского знанияСхема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы по теме:

Источник

Философия: конспект лекций

какие уровни выделяют в системе философского знания. Смотреть фото какие уровни выделяют в системе философского знания. Смотреть картинку какие уровни выделяют в системе философского знания. Картинка про какие уровни выделяют в системе философского знания. Фото какие уровни выделяют в системе философского знания

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 4. Структура философского знания

Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтическую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение И бн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — познавательной, практической и эстетической. Соответственно И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже — позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Г. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа.

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии — онтологию;

2) учение о деятельности — праксеологию;

3) теорию познания — гносеологию;

4) теорию ценностей — аксиологию;

5) учение о человеке — философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества — социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии — методология, а учение о путях творчества и их обосновании — эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение «человек — мир», рассматриваемое под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Источник

Какие уровни выделяют в системе философского знания

Предмет и уровни философского знания

1. Проблема специфики, структуры и функции философского знания приобрела особое значение и актуальность в наши дни. Необходимость ее детального исследования определяется не только внутренними потребностями развития марксистско-ленинской философии как особой формы познания и знания, но и общими проблемами развития современной науки. Несмотря на обширность литературы, посвященной указанной проблеме, в ней еще много пробелов, слабых мест и остродискуссионных вопросов. Целью нашего сообщения является не обсуждение высказанных точек зрения, а попытка воссоздать системы предметного мира и их свойств через анализ системы философского знания. Выявление особенностей системы философского знания во многом способствует правильному пониманию предмета философии и ее взаимоотношения с научным познанием и практикой.

2. Системность философского знания имеет свои глубокие онтологические, гносеологические, методолгические и логические основания. Системное представление позволяет характеризовать философское знание весьма многопланово. Одним из важнейших аспеетов системности философского знания является многоуровневость ее структурной организации как по объему, так и по языку. В системе философского знания достаточно четко можно выделить в качестве подсистем два уровня — эмпирический и теоретический.

3. Объектом эмпирического уровня философского знания выступает то, что является предметом философских вопросов конкретных наук. Именно данная предметная область составляет эмпирический базис философских теорий. Среством выражения и реальным способом существования эмпирического философского знания является совокупность общенаучных понятий. В частности, они привносят в область философского знания модельные представления, которые используются для построения обобщенной модели объекта отдельной философской теории. В рамках философской интерпретации общенаучные понятия получают свое предельное обоснование и приобретают в системе философского знания статус философских понятий. Входя же в структуру конкретнонаучного знания как базисные элементы их теорий, они интерпретируются в пределах этих наук как основные понятия. Но как элемент целостной системы знания всеобщего общенаучные понятия составляют специфически понятийно-языковую структуру эмпирическчго уровня философского знания.

4. Предметная область материалистической диалектики как логики (диалектическая логика) представляет собой объект теоретического уровня философского знания. Философские понятия теоретического уровня являются отражением не ка^их-то локальных объектов, а существенных сторон универсального объекта, который не имеет равноценного коррелята в действительности и ненаблюдаем. Вследствие этого базисные элементы теоретического уровня философского знания, в отличие от его эмпирического уровня, не имеют вообще модельных интерпретаций.

5. Особенности каждого из уровней философского знания определяет специфику знаково-терминологических форм, необходимых для образования и функционирования категориальнопонятийного аппарата науки. Эмпирический уровень философского знания обладает большими возможностями, так как его языковая структура — общенаучные понятия и термины — немыслимы вне логико-математической формализации. Что же касается теоретического уровня философского знания, то основные его элементы как таковые — логические формы мысли — наглядно не интерпретируемы, не выразимы. Будучи &аже представлен со стороны своей логической структуры — логический формализм — непосредственно не связан с раскрытием собственного концептуального содержания данного уровня знания.

6. Вышеизложенный подход к решению проблемы предмета философии имеет важное значение также и в теоретическом обосновании возможности’ и необходимости в современных условиях применения разнообразных наглядных пособий и ТСО в преподавании философии.

Источник

Специфика философского знания

Цель лекции: ознакомить студента со структурой и спецификой философского знания

Перед тем как перейти непосредственно к описанию отдельных философских школ и концепций необходимо разъяснить еще несколько вопросов. Эти вопросы связаны со структурой философского знания и, конечно, с формулировкой основного вопроса философии.

Конечно, разные философские концепции и мыслители придают особое значение той проблематике, которая им представляется смыслообразующей. Так, софисты и Сократ большое внимание уделяли этике: вопросам смысла и сущности человеческой жизни, проблеме человеческого общения, ведения спора и дискурса, в отличие от многих философов Древней Греции, таких как Фалес, Анаксагор, Анаксимандр и другие, которые пытались понять принципы устройства мира. В эпоху средневековой философии отдельное внимание уделялось вопросу сотворения мира, сущности Бога и божественного начала в человеке и природе. Этим отличается теологическая направленность в философии средневековья. Но об этом позже.

В зависимости от решения основного вопроса философии сложилось несколько основных философских направлений

Материализм и идеализм

Агностицизм и гносеологический оптимизм

Метафизика и диалектика

Рассмотрим эти противоположные направления

Материализм и идеализм. Соотношение материализма и идеализма было наиболее подробно рассмотрено Ф.Энгельсом. Именно он сформулировал основной вопрос философии, как отношения бытия к мышлению, материи к сознанию и духа к природе. Это подробно рассмотрено в его основном философском произведении «Людвиг Фейербах и конец классической философии».

В развитии идеализма также можно наблюдать несколько этапов

Второй аспект основного вопроса философии- это разрешение вопроса о том, познаваем ли мир. Здесь можно выделить следующие основные направления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *