какие уровни выделяются в системе образования россии
Какие уровни выделяются в системе образования россии
Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Статья 10. Структура системы образования
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона
1. Система образования включает в себя:
Информация об изменениях:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Уровни образования в России 19482
Структура отечественной системы образования достаточно сложна. После того как РФ в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, ее структура пережила кардинальные изменения. И до сих пор не все понимают, как соотносить «новеньких» бакалавров и магистров с уходящими в историю специалистами. Да и аспирантура в последние годы поменяла свою позицию в структуре. Разберемся во всех нюансах.
Законодательная база
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:
Какие бывают уровни профессионального образования
Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа – свидетельства, аттестата или диплома.
Теперь рассмотрим сами уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы сосредоточимся на уровнях профессионального образования:
Какие степени бывают
Если взглянуть на дипломы бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех, что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась квалификация XXX по специальности YYY.
Студентам, попавшим в двухуровневую систему, присуждают квалификацию (степень) бакалавра или магистра по направлению подготовки ZZZ.
С квалификацией все относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.
Происходит это из-за того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на то, что магистры тоже пишут диссертации.
Для наглядности представим иерархии степеней и сопоставим их.
Европа и США | Россия |
Доктор наук | |
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) | Кандидат наук |
M.S. (дословно — магистр наук) | |
B.S. (дословно — бакалавр наук) |
Таким образом, где в России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже достигает потолка.
Положение СПО в структуре системы образования (СО)
Что предшествует : Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9 или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным программам.
Сколько учиться : Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше – три года вместо четырех.
Куда поступать : Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.
Куда дальше : Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Положение бакалавриата в структуре СО
Что предшествует : Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты, либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум. Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания по программе вуза.
Сколько учиться : В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в зависимости от числа таких дисциплин).
Куда поступать : Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата. При этом не важно, университет это, академия или институт.
Куда дальше : Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или профпереподготовки.
Положение специалитета в структуре СО
Что предшествует : То же самое, что бакалавриату.
Сколько учиться : Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.
Куда поступать : Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему, специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива, ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских) других вариантов просто нет.
Куда дальше : Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру. Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно. ДПО доступно в полном объеме.
Положение магистратуры в структуре СО
Что предшествует : Для поступления необходим диплом о законченном высшем образовании. Бакалавром является абитуриент или специалистом — неважно. Магистру, если он пожелает получить еще одну узкую специализацию, в приеме тоже не откажут.
Сколько учиться : Желающие продолжить обучение на этом уровне садятся за парту еще на 2-2,5 года. За это время нужно не только освоить предлагаемую программу, но и написать диссертацию. Перезачет дисциплин и сокращение срока обучения не предусмотрены.
Куда поступать : Желающие поступить в магистратуру ограничены в выборе вуза по сравнению с абитуриентами-бакалаврами. Аккредитацию на магистерские программы получают далеко не все вузы.
Куда дальше : Магистру открывается путь в науку, и он имеет право поступать в аспирантуру. Примут его и на обучение по программам ДПО.
Подготовка кадров высшей квалификации
С 2013 года, а именно с момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к послевузовской подготовке.
Выпускники прочувствовали изменения, выразившиеся:
ВКР писать обязательно, тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.
Подготовкой кадров высшей квалификации занимаются также:
Соискательство сюда не входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Положение аспирантуры в структуре СО
Что предшествует : Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.
Сколько учиться : Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать выпускником раньше не получится.
Куда поступать : У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.
Куда дальше : После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.
Докторантура
Раньше докторантура вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура сохранила свой прежний статус.
В Законе об образовании докторантура не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 №842 «О порядке присуждения ученых степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного совета.
Что предшествует : Докторантом может стать только кандидат наук. При этом неважно, заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.
Сколько учиться : На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3 года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с принимающей организацией.
Куда поступать : Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе, обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по аналогичным направлениям подготовки.
Куда дальше : Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного образовательного процесса.
Сколько лет учится современный россиянин
Для удобства выше и здесь мы использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно, заочники в каждом цикле задерживаются еще на год. Сокращенное обучение с перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно доступно не во всех вузах.
Итак, какие варианты возможны:
Таблица 1. Для окончивших 9 классов
Школа 9 лет | СПО 4 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 13 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 22 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года |
Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум
Школа 11 лет | СПО 3 года | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | ✓ | 14 лет | ||||
✓ | ✓ | ✓ | 18 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 19 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 23 года | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 24 года |
Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз
Школа 11 лет | ВО Б 4 года | ВО С 5 лет | ВО М 2 года | ВО А 3 года | Итого |
✓ | 11 лет | ||||
✓ | ✓ | 15 лет | |||
✓ | ✓ | 16 лет | |||
✓ | ✓ | ✓ | 17 лет | ||
✓ | ✓ | ✓ | 18 год | ||
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 20 лет | |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | 21 год |
Получение среднего общего образования позволяет сэкономить два-три года и при этом не лишает возможности получить несколько профессий. Главное — правильно комбинировать предложенные уровни образования.
Также рекомендуем прочитать
Магистерская диссертация: полезные советы
Магистратура – время короткое, всего два года. И весь второй год посвящен написанию главного, выпускного труда – магистерской диссертации. Конечно, студент не сидит каждый день перед компьютером, печатая текст. Написание диссертации – процесс сложный, многоаспектный, и больше всего времени уходит как раз на подготовку, а не на то, чтобы поставить слова в правильном порядке.
Научно-исследовательская деятельность в магистратуре – требования современности
В магистратуре, в отличие от бакалавриата, большая часть нагрузки идет на самостоятельную, исследовательскую, практико-ориентированную работу и личностное развитие. За два года магистранту необходимо пройти определенный курс теоретического и практического обучения, причем практическая деятельность занимает примерно половину общего времени.
От абитуриента до аспиранта
Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается издательство «Молодой ученый».