Светлана Олешкевич, методист-консультант детского клуба « Монтессори-Сити »
Прежде чем поговорить о специфике монтессори-направления для самых маленьких «Вместе с мамой», скажем несколько слов о методике воспитания и развития детей.
В двух словах рассказать о методике обучения и развития ребенка очень сложно, но придется, дабы не утомлять читателя и не злоупотреблять его вниманием. Итак, четыре основных условия, при наличии которых возможно говорить о существовании монтессори-группы.
Первое: специальный материал, структурированный и выставленный по определенным закономерностям и представляющий собой определенные зоны для правильного обучения и развития ребенка.
Разнообразие существующего материала позволяет ребенку сделать свободный и интересный для него, выбор. Сама природа подсказывает, какой же материал актуален для правильного развития ребенка в данный момент, если конечно при этом нет помех со стороны взрослых. А когда человек делает свободный и осознанный выбор, он чувствует себя по-настоящему счастливым.
Второе: разновозрастная группа, которая стимулирует ребенка к продвижению, тем стремительнее, чем она более разновозрастная. И самое главное, на что следует обратить внимание, это одинаково актуально как для младших участников, так и для более старших.
По большому счету, для развития ребенка дошкольного возраста, очень важно, чтобы во время процесса познания им мира обязательно присутствовали его «собратья», т. е. люди примерно такого же возраста. Это очень трудный процесс, который ребенку приходится осуществлять в «мире великанов», каковым он воспринимает мир взрослых людей.
Любая информация в развитии детей младшего дошкольного возраста воспринимается гораздо эффективнее и быстрее ими друг от друга, чем от любого взрослого. Будь то незнакомый педагог или родная мамочка, в данном случае нет разницы.
Третье: правила поведения, о которых необходимо договориться для того, чтобы, выполняя их, почувствовать настоящую свободу. И здесь очень важно отметить, что дети соблюдают эти правила не потому, что их кто-то наказывает за несоблюдение, а потому что это становится их внутренней потребностью, потому что это интересно развивающейся личности ребенка.
Только при наличии всех этих трех составляющих вместе взятых может возникнуть монтессори-среда.
Далее, необходимо, чтобы в этой среде находился помощник, который является, по сути, проводником по этой среде.
Итак, условие номер четыре: наличие монтессори-педагога, являющегося наставником.
Этот наставник:
Теперь, я думаю, становится понятно, почему в домашних условиях невозможно создать полноценную монтессори-среду для воспитания и развития детей. Но вполне реально смоделировать ее фрагментарно в том случае, если ребенок посещает занятия в группе, и мама, со слов педагога, знает, какой именно материал актуален для малыша в данный момент. Здесь существует лишь одна оговорка: тот, кто занимается с ребенком дома, должен хорошо представлять себе монтессори-подходы к этим занятиям, а также отложить все дела (включая телефонные переговоры) ровно на полтора часа, два раза в неделю.
Несколько иначе обстоит дело, если знакомство с монтессори-методом мама и ребенок начали с самого раннего возраста в группе «Вместе с мамой». В этом случае мама уже научилась правильно и конструктивно общаться со своим ребенком, и может, выполнять роль монтессори-педагога, хотя бы отчасти и ненадолго (например, когда ребенок заболел и не может посещать занятия).
Группа «Вместе с мамой» создана и работает для тех людей, которые не только заинтересованы в том, чтобы их ребенок вырос гармоничным и счастливым человеком, но еще и готовы приложить к достижению этой цели определенные усилия со своей стороны.
Мама не просто присутствует в среде формирования и развития ребенка, но принимает непосредственное участие в его работе. Только участие это, многие мамы представляют себе далеко не так, как продиктовано методикой Марии Монтессори.
К сожалению, для монтессори-педагогики, мы привыкли себя вести в быту, согласно тем стереотипам, на которых мы выросли и воспитывались. В обыденной жизни, мы просто не замечаем, что одним только неправильно подобранным словом можно отбить у ребенка всякую охоту что-либо делать. Да и подбираем ли мы вообще слова при обращении к своему ребенку. Ведь далеко не все мы испытали в своем детстве уважительное отношение к себе со стороны старших. Да еще с самого раннего возраста, когда работает впитывающее сознание, как ведущая форма восприятия мира. И все впечатления, полученные в процессе воспитания и развития детей в возрасте до шести лет, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его отношение к окружающему миру.
Также, не очень часто мы наблюдаем у родителей уважение к тому, что ребенок делает. Нам никто и никогда не говорил, что это заслуживает серьезного отношения, и тем более, уважения. Так как же тогда мы можем ожидать от ребенка приобретения каких-либо навыков? Ведь навык может быть выработан только путем обязательного повторения действия определенное количество раз. Не говоря уже о том, чтобы делать это с удовольствием и интересом, как это происходит в монтессори-среде.
По большому счету, только в такой среде воспитания и развития детей, основанной на свободной работе, можно научиться по-настоящему конструктивно и позитивно общаться со своим ребенком, не тормозя его развитие, а способствуя этому процессу.
Научиться видеть и слышать своего ребенка, терпеливо наблюдать за его работой, употребляя в работе правильные фразы, в правильный момент и в правильном месте. А так же грамотно относиться к результатам этой работы, правильно хвалить, правильно воспринимать «ошибки». Ведь то, что является ошибкой с нашей, взрослой точки зрения, для развития ребенкапо монтессори ценнейший опыт, на котором он строит себя. А что касается неправильно построенной похвалы, то мы вообще себе плохо представляем, на что мы обрекаем своих детей. Вырастают люди, целиком и полностью зависимые от мнения и оценки со стороны, и неспособные, без этой оценки двигаться дальше, развиваться и совершенствоваться.
Обладая огромным потенциалом, но гармонично развиваться ребенок не может, если у него отсутствуют разнообразные возможности для получения нового опыта. Своего опыта. А получить свой опыт возможно только при условии, что ребенку не будет навязан чей-то чужой. Что такое неправильная, избыточная, лишняя помощь – это есть навязывание своего опыта.
Так как же быть? Как обрести гармонию во взаимоотношениях со своим ребенком? Как сделать ребенка счастливым?
Учиться общаться с ним продуктивно и конструктивно с самого раннего возраста, потому что потом будет уже поздно для личностного развития ребенка. Ведь, если вспомнить о законе, выведенном выдающимся психологом Львом Выготским, который он назвал «Зоной ближайшего развития», именно те дела, которые ребенок выполняет только при участии взрослого, и являются зоной его ближайшего развития. Т. е., круг дел, которые ребенок начинает выполнять самостоятельно, увеличивается именно за счет того, что он делал раньше вместе со взрослым наставником, и никак иначе.
Как же через воспитание, обучение и развитие ребенка, обеспечить ему получение тех впечатлений, которые все его существо так жаждет испытать и пережить в качестве своего жизненного опыта?
Более ста лет тому назад Марией Монтессори уже было задумано некое пространство, которое отвечает этой грандиозной цели, «позволяет смоделировать саму жизнь». И в этом пространстве перед ребенком огромный выбор возможностей для реализации его природных задатков и ожиданий.
А также, открывать величайшие горизонты перед его родителями: возможность выработать эффективный, конструктивный и позитивный стиль общения со своим личностно развивающимся ребенком, который останется в семье на всю жизнь.
Что может быть ценнее для родителей, чем гармония, возникающая при общении со своими детьми. В таких семьях не бывает трудностей с возрастными особенностями развития детей. Такие люди всегда сумеют обо всем мирно и спокойно договориться. Они по-настоящему счастливы и спокойны за свое будущее и будущее своих детей.
Психологи говорят, что события, происходящие с ребенком сразу после рождения, производят на него большее впечатление, чем вся оставшаяся жизнь.
Автор статьи : Светлана Олешкевич, методист-консультант детского клуба «Монтессори-Cити». (Тренинговое монтессори-подразделение для самых маленьких и их мам)
Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее. Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.
Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитиемЛ ребенка.
Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.
Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
В заключение хотим дать несколько рекомендаций неравнодушным родителям.
Что следует учесть еще до начала занятий с малышом?
Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.
Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.
Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.
Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.
Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.
Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.
Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.
Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.
Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.
Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.
Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
Надеемся, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.
Противники идеи раннего развития Ранне развитие ребенка, казалось, бы что может быть лучше? И каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос гением. Но не у каждого подобный взгляд на вещи.
Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития) В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране – уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.
Система Монтессори О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.
Вальфдорская педагогика Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.
Методика Глена Домана В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
Методика раннего развития Никитина Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.
Методика Воскобовича Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
Раннее музыкальное развитие ребенка Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём «репертуаре» народные песенки-игры.
Первые книжки малыша Какими должны быть первые книги для малышей? Когда начинать читать ребенку?
Университеты для малышей Еще вынашивая малыша, «беременные» родители уже планируют его будущие университеты: чему и где обучать ребенка, какую методику развития предпочесть, когда можно начинать обучение.
Ребенок и иностранные языки: когда начинать обучение? Сейчас очень популярно и даже модно раннее развитие детей, в частности, раннее обучение иностранным языкам. Сплошь и рядом молодые мамы начинают обучать языкам (особенно английскому) полуторагодовалых и даже трехмесячных малышей — показывают им карточки с английскими словами, ставят мультики на английском и т.п.
Каждому овощу свое время. Опасность раннего развития. В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним интеллектуальным развитием своих чад. Дети еще ходить как следует не умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быстрей и привычней, а им показывают английские буквы и по многу раз повторяют иностранные слова.
Я РИСУЮ! Этот маленький карапуз едва ли ползает, а способен раскрасить не только вашу жизнь, но и интерьер вашего дома новыми красками!
Раннее развитие — большое будущее? Какие игры и занятия способны сделать из младенца гения
О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют — в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.
Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.
Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?
Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.
Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок — будущий гений…
Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.
Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) — это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!
Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.
И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.
Самые известные методики раннего развития:
Школа Монтессори. Согласно методике Монтессори, учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов — важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
Метод Береславского. Система обучения детей по методике Береславского довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
Методика Домана. Изначально методика Домана была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева — это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных — зависит целиком от воспитания. По сути своей методика Ибука — это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.
Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность — выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.
При этом обучение в рамках раннего развития обычно построено таким образом, чтобы максимально стимулировать в малыше любознательность, коммуникативность, умение приобретать и использовать свой опыт и другие полезные качества.
Что развивать в маленьком ребенке?
Чтобы приобщить малыша к раннему развитию, совсем необязательно отдавать его в руки специалистов и специальные учреждения. Не обделенные интеллектом и культурно подкованные родители могут и сами заниматься со своими детьми. Другое дело — чем именно заниматься?
Увлекаясь теорией раннего развития ребенка, очень важно не поддаться соблазну и не превратить собственного малыша в «звезду бродячего цирка».
А именно: двухгодовалого малыша вполне можно заставить запомнить флаги всех европейских государств и безошибочно их узнавать. И у вас всегда будет эффектный «козырь» в рукаве, чтобы «заткнуть за пояс» других родителей, которые время от времени любят похвастаться талантами и достижениями своих детей.
Ваш Петя научился считать до пяти? А Ваша Сонечка отличает красный от синего? Что ж, неплохо. Но мой-то, глядите, уже эксперт по европейским стягам! Безусловно, вы сорвете шквал аплодисментов. Правда, эта ваша семейная гордость в данном случае не имеет никакого отношения к раннему развитию.
Если вы не будете повторять с ребенком названия государств и присущие им флажки ежедневно — то к пяти годам у него от этого умения не останется и следа. Более того — он как не имел представления о заученных государствах, так и будет оставаться в неведении относительно их.
Это мнимые знания, бестолковые и непрактичные. Балласт, от которого детская память рано или поздно избавится. Так стоит ли тратить усилия на приобщение ребенка к бесполезным и бессмысленным знаниям?
Если речь идет о младенце или малыше до 2 лет, то развивать в нем следует в первую очередь те навыки, которые явно пригодятся ему сейчас, пригодятся в будущем, а также станут первой ступенькой к освоению более сложных умений.
Иногда врачи называют эти навыки «инстинктивными» — они не относятся к разряду высокоинтеллектуальных достижений и талантов, но они резко повышают активность ребенка в области социальной и природной адаптации. Причем, эта активность будет присуща этому ребенку и в будущем. На практике все выглядит гораздо проще и веселее, чем в теории. Например, малыша в возрасте 1,5-2 лет уже вполне можно обучить:
Различать несколько цветов. И лучше всего — на конкретных прикладных вещах и предметах. «Желтый банан — это спелый и вкусный фрукт. А зеленый банан — неспелый и совсем не вкусный. Красная или синяя ягода — спелая и вкусная. А вот эта зеленая ягода (обязательно показывайте оговариваемые предметы на картинках или „вживую“) — не зрелая и может быть даже ядовита, это есть нельзя». И тому подобное…
Чему бы вы ни пытались обучить вашего ребенка — всегда приводите примеры. Десятки, сотни примеров! Только через наглядные примеры малыш способен воспринять знание. Никакие абстрактные объяснялки ему в возрасте до 6-7 лет в принципе недоступны — имейте это ввиду.
Как только ваш карапуз сообразит, что вкус и спелость бананов можно узнать по цвету — его конкурентноспособность в социуме и способность к самосохранению сильно возрастут. Судите сами: в следующий раз, когда перед детишками поставят блюдо с бананами, лучше всех себя будет чувствовать именно ваш ребенок — он сможет быстро и точно выбрать из всей кучи бананов самый спелый и вкусный фрукт.
А если в свои 2 года ваш карапуз сможет не только добыть себе самый вкусный и «выгодный» плод, но и по своей инициативе поделится своей «добычей» с кем-то другим (с вами или с ребятишками на площадке) — вы можете смело похвалить себя за то, что вы действительно талантливый, потрясающий педагог. Ведь способность к проявлению эмпатии, сочувствия, щедрости и тому подобных качеств — это тоже признак зрелой личности.
Различать запахи. Особенно полезно научить ребенка распознавать приятные запахи (например, аромат цветов, фруктов, горячего хлеба, свежескошенной травы и т.п.), а также «тревожные и опасные» запахи: например, запах дыма, гари, бензина и т.п. На этом можно придумать множество интересных, веселых, обучающих игр.
Различать форму похожих предметов. Куда уж проще — набрать охапку осенних листьев во дворе, а потом для каждого листочка найти «родное» дерево. «Это кленовый листик, клен выглядит вот так (и покажите малышу само дерево). А это дубовый листочек, а вон и сам дуб…».
А через пару дней пусть ваш малыш уже сам покажет вам деревья, от которых собранные листики «сбежали»… Подобные игры быстро прививают ребенку навык идентифицировать похожие предметы. Каким бы простецким ни показалось вам подобное занятие, оно может реально обучить вашего кроху способности быстро адаптироваться в условиях выбора. Вы замечали, как нередко, например, перед прилавком с кефирами-йогуртами стоят люди в глубокой задумчивости? Им реально тяжело выбрать из массы похожих товаров что-то для себя. Чаще всего, они берут либо то, что уже пробовали недавно, либо то, что берет в свою корзинку рядом стоящий человек.
Вам подтвердят многие психологи — современные люди часто страдают от того, что теряются перед множеством однотипных форм (будь то выбор одежды, продуктов и т.п.). Хотя этот навык — уверенного и осознанного выбора — легко можно привить еще в самом раннем детстве.
Говорить на нескольких языках. Натура маленького ребенка очень податлива и способна воспринимать объем информации гораздо больший, чем вы можете себе представляете. И билингвы (дети, которые воспитываются сразу на двух языках) в наше время не редкость.
Иногда причиной тому становятся международные браки, а порой родители специально начинают обучать кроху языкам еще с младенчества. Но тут очень важно соблюдать правило: если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, он должен практиковать эти языки каждый день.
Кстати, билигвами называются люди, которые владеют лишь двумя зыками. Если вы или ваш ребенок разговаривает на трех, четырех или пяти языках, то имя вам — полилингв. А если вы тот редкий тип людей, что владеет шестью и более языковыми культурами — то вы определенно полиглот.
Знания — ничто без практики!
Под ранним развитием можно понимать множество прекрасных навыков. Для детей от 2-3 лет, это как правило: освоение иностранных языков (параллельно с родным), способность читать и писать в раннем возрасте, спортивный, или, например, музыкальный таланты и т.д. У совсем крошечных малюток до года раннее развитие — это поступательное освоение рефлексов (например, хватательного или шагающего) на ранних сроках и т.п.
Однако, помните — то, что вы в этом малыше развиваете (или только пытаетесь развить), должно быть частью его повседневной жизни. Например, если вы с 6 месяцев приучаете вашего сына или дочь к иностранным языкам, то на протяжении многих лет он должен слышать эти языки и пользоваться ими ежедневно — только тогда в этом будет смысл, прогресс и толк.
Вы можете на пальцах объяснить трехгодовалому мальчишке основные принципы термодинамики — и он вас, вероятно, даже поймет. И даже будет повторять эти тезисы в кругу своих сверстников на глазах их изумленных родителей. Но если это не будет иметь никакого продолжения, регулярности и практического подкрепления, то к десяти годам этот ребенок в плане знаний по термодинамике будет таким же «нулем», каким он был и в два года. Не тратьте время на пустые, «тупиковые» познания! Занимайтесь с малышом тем, что:
имеет развитие. (Умение распознавать простые цвета можно усложнять знакомством с многообразием цветовых оттенков, с навыками рисунка и т.п.)
имеет практическую пользу. (Вы помните — умение распознавать цвета дает малышу возможность выбрать для себя самый вкусный и «выгодный» банан).
нравится вашему ребенку. (Любое занятие в рамках раннего развития должно приносить ребенку неподдельное удовольствие, удовлетворять его любопытство, смешить и веселить его, одним словом — доставлять ребенку положительные эмоции).
Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием?
Нагрузка для малышей совсем нежного возраста (до 2-3 лет) определяется исключительно индивидуальными особенностями ребенка, его личным режимом дня, его интересами и желаниями.
Если малыша завораживает музыка, что мешает вам слушать ее постоянно, пока малыш бодрствует? Да ничего! Или почему бы не позволять ребенку вдоволь «изучать» книжки, если он действительно ими увлечен? Существует немало детей, которые в младенчестве, едва научившись сидеть и стоять, часами могли разглядывать яркие книжные иллюстрации или страницы глянцевых журналов — как правило, такие ребятишки в будущем очень рано, легко и быстро учатся читать.
Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один — у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать, переключать свое внимание или проситься спать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое.
Но если ребенок не демонстрирует признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием (собирает кубики в пирамидку, слушает музыку из проигрывателя, разглядывает красочные иллюстрации в журналах) — он может делать это сколько угодно долго.
Раннее развитие не должно мешать здоровью!
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в погоне за музыкальными, или, скажем, интеллектуальными достижениями вы забыли о том, что для ребенка 1-3 лет крайне важна физическая активность и свежий воздух. Если в угоду развивающим занятиям, малыш станет меньше и реже гулять, меньше двигаться и уставать физически — это может нанести ущерб его здоровью.
Не забывайте, что физические нагрузки — плавание, ползание, длительные прогулки и любое активное движение — очень важны для малыша. Напомним, что множество органов и систем в организме ребенка продолжают формироваться спустя несколько лет после его рождения.
Например, свод стопы приобретает правильную форму только лишь к 7-12 годам. Причем благодаря именно тому, что по природе своей ребенок до этого возраста — особенно физически активен: прыгает, скачет, носится и т.п.
Кстати, именно поэтому официального диагноза детское плоскостопие в медицине не существует, хотя сама по себе эта проблема существует, и довольно остро: многие маленькие дети в наше время отчасти лишаются физической активности в пользу так называемого интеллектуального раннего развития. И вместо того, чтобы играть в догонялки и «классики», они сидят сиднем, осваивая азы шахматной игры или иностранные языки. Что в результате приводит к «пробелам» в формировании скелетно-мышечной системы ребенка…
Не лишайте малыша прогулок — он должен «пропрыгать» и «пробегать» свое детство ради собственного здоровья, это заложено в человеческого детеныша природой.
А если вы хотите, чтобы при этом его интеллект тоже не скучал и развивался — ищите компромисс! Например: наймите ему молодую няню со знанием французского языка: пусть вместе прыгают на свежем воздухе и при этом разговаривают по-французски. Разумный компромисс всегда найдется!
Грамотный подход
Толковые, благоразумные родители понимают: методики раннего развития — это не способ вырастить из своего ребенка будущего Моцарта, Паваротти, Хокинга или Эйнштейна. Подобные амбиции провальны уже по сути своей.
Все существующие курсы и школы раннего развития малышей — это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребность любого ребенка в познании окружающего мира. Через спорт, через музыку, через визуальное восприятие, через математику, через языки — способов познавать окружающий нас мир десятки, сотни. Ваша задача лишь определить — какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие…
Никакая методика раннего развития не способна сама по себе сделать вашего ребенка счастливым. Более того, даже если ваш малыш освоит все существующие методики раннего развития еще до своего пятилетия — это отнюдь не гарантия того, что в 25 он станет преуспевающим и довольным жизнью человеком.
Итак, любящие, благоразумные и ответственные родители, решившие «подвергнуть» своего малыша той или иной методике раннего развития, должны твердо помнить:
Раннее развитие заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка гения. А в том, чтобы научить ребенка некоторым навыкам взаимовыгодного коммуницирования с окружающим миром. Отсутствие страха и недоверия, любознательность, стремление к общению, способность с состраданию и щедрости, доброта.
Знания, которые дают методики раннего развития, должны быть практичными и полезными для повседневной жизни ребенка.
Методика раннего развития, какой бы эффективной и авангардной она ни была, не должна препятствовать естественному развитию всего организма или угрожать физическому здоровью ребенка.