какие условия должны быть созданы для использования цифровых ресурсов в образовательных учреждениях
Доклад «Создание условий в образовательном учреждении для внедрения цифровой образовательной среды»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Создание условий в образовательном учреждении для внедрения цифровой образовательной среды
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством обучения?
Пришло время цифровых технологий в школе. Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в меняющемся мире, думать о технических и социальных новациях. Одной из таких новаций считаю использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:
эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.
Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усиливает наглядность уроков, даёт возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключает одновременно несколько каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников. Любой учебный цифровой ресурс представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов.
символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики и т.п.);
образные объекты (фото, рисунки, объекты компьютерной графики и т.п.);
аудиоинформация (устные тексты, диалоги, аудиохроника, музыка, звуки природных процессов и животного мира и т.п.);
видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты и т.п.);
объекты «виртуальной реальности» (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).
Можно выделить несколько задач, которые решаются при применении ЦОР:
Помощь учителю при подготовке к уроку.
2. Помощь при проведении урока.
3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.
4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
Кроме того, все они делятся на группы по образовательно-методическим функциям:
Электронные учебные пособия
Электронные учебно-методические комплексы
Электронные издания контроля.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС, созданные у нас в школе:
6. Школа подключена к сети Интернет по оптоволоконному кабелю.
7. В нескольких классах имеются мультимедийные установки и интерактивные доски.
Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Использование ЦОР в учебном процессе имеет как преимущества, так и свои недостатки:
Повышенная мотивация обучения;
Самостоятельность при выполнении работ
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Эффект обратной связи;
Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
Повышение интереса к изучаемому предмету.
Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
Поэтому необходимо использовать ИКТ согласно нормам СанПин.
И все-таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.
Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, то есть формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни. И задача учителя вовсе не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к поиску знаний, научить добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.
Какие условия должны быть созданы для использования цифровых ресурсов в образовательных учреждениях
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
3. Согласиться с предложением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации об определении организации, являющейся единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства, оператором информационно-коммуникационной образовательной платформы, используемой в целях проведения эксперимента, на безвозмездной основе.
4. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент;
б) в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления:
по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по проведению эксперимента;
в соответствии с утвержденным порядком отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, определить субъекты Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
5. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент:
а) в течение 2 месяцев со дня начала эксперимента заключить с Министерством просвещения Российской Федерации соглашения о взаимодействии в рамках эксперимента;
б) в течение 3 месяцев со дня начала эксперимента по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и утвердить планы мероприятий («дорожные карты») по проведению эксперимента.
6. Установить, что проведение эксперимента Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляется в пределах установленной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2040
Положение
о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды
2. Участниками эксперимента являются:
Министерство просвещения Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (на добровольной основе);
органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (на добровольной основе);
учащиеся, родители (законные представители) учащихся, педагогические работники, государственные и муниципальные общеобразовательные организации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, поставщики цифрового образовательного контента и образовательных сервисов (на добровольной основе);
оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы (на добровольной основе).
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
4. Целями эксперимента являются обеспечение в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» модернизации и развития системы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов Российской Федерации и обеспечение возможности дальнейшего внедрения и использования цифровой образовательной среды на постоянной основе на всей территории Российской Федерации, в том числе в рамках модернизации и развития системы образования Российской Федерации в целом. В рамках эксперимента цифровая образовательная среда внедряется в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, который должен обеспечить равные условия качественного образования учащихся вне зависимости от места их проживания посредством предоставления участникам образовательных отношений доступа к платформе цифровой образовательной среды, формирования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в цифровой образовательной среде.
5. Задачами эксперимента являются:
а) создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды;
б) апробация функциональных возможностей платформы цифровой образовательной среды;
в) формирование и обеспечение функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
г) оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой и поддержка их функционирования, включая:
обеспечение указанных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
оснащение указанных организаций в соответствии с порядком, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
создание и (или) модернизация в указанных организациях структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей;
организацию видеоконференц-связи в помещениях указанных организаций, с использованием которой обеспечивается в том числе трансляция изображения и звука образовательной деятельности;
оснащение указанных организаций иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования в их помещениях информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
е) апробация технологий и решений, указанных в подпункте «д» настоящего пункта;
ж) формирование и апробация форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды;
з) обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы;
и) обеспечение возможности использования и интеграции (взаимодействия) с платформой цифровой образовательной среды единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
6. В целях проведения эксперимента Министерство просвещения Российской Федерации:
а) в течение 30 дней с даты начала эксперимента по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
определяет детализированный состав платформы цифровой образовательной среды;
утверждает перечни реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений, порядок их ведения и состав содержащихся в них данных;
утверждает требования к информационно-коммуникационной образовательной платформе;
б) в течение 2 месяцев с даты начала эксперимента:
обеспечивает заключение соглашений о взаимодействии в рамках эксперимента с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
определяет по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и предоставляет Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требования к составу данных участников образовательных отношений, которые будут обрабатываться с использованием единой системы идентификации и аутентификации, единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации, информационно-коммуникационной образовательной платформы, и обеспечивает возможность передачи таких данных, в том числе посредством интеграции (взаимодействия) необходимых информационных систем с единой системой идентификации и аутентификации и единым порталом;
определяет перечень мероприятий по профессиональному развитию руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
в) в течение 3 месяцев с даты начала эксперимента формирует и утверждает:
требования к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам;
порядок формирования и ведения реестра поставщиков контента и образовательных сервисов (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
критерии и порядок проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды;
требования к поставщикам контента и образовательных сервисов и порядок предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
формы и условия информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
стандарты оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках проведения эксперимента (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
г) в течение 9 месяцев с даты начала эксперимента совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует перечень образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для, обеспечения возможности их предоставления с использованием единого портала;
д) в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
обеспечивает создание и ввод в эксплуатацию информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации для обеспечения возможности формирования реестров, содержащих данные и достижения участников образовательных отношений, и для предоставления поставщикам контента и образовательных сервисов возможности формирования единицы цифрового образовательного контента, загрузки и прохождения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, их хранения и актуализации;
утверждает требования к интеграции информационно-коммуникационной образовательной платформы и элементов открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» с информационной системой Министерства просвещения Российской Федерации;
е) с даты реализации мероприятий, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, осуществляет формирование и ведение реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
ж) не позднее одного месяца с даты создания информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации обеспечивает возможность ее взаимодействия с информационно-коммуникационной образовательной платформой;
и) на протяжении эксперимента обеспечивает приобретение цифрового образовательного контента и образовательных сервисов у поставщиков контента и образовательных сервисов, организует размещение цифрового образовательного контента на платформе цифровой образовательной среды;
к) обеспечивает проведение оценки хода и промежуточных результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации начиная с 1 апреля 2020 г. (в дальнейшем один раз в полгода);
л) не позднее 2 месяцев с даты завершения эксперимента проводит оценку его результатов и представляет соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.
7. Министерство просвещения Российской Федерации вправе определить из числа подведомственных ему государственных учреждений государственное автономное учреждение, которое будет осуществлять функции организационной и информационно-методической поддержки проведения эксперимента, а также поддержку реализации иных полномочий Министерства просвещения Российской Федерации в рамках эксперимента.
8. Для проведения эксперимента Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) в течение 3 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает возможность взаимодействия единого портала и единой системы идентификации и аутентификации с информационно-коммуникационной образовательной платформой;
б) в течение 4 месяцев с даты начала эксперимента и на основании требований к составу данных участников образовательных отношений, определенных Министерством просвещения Российской Федерации, формирует состав таких данных;
в) в течение 6 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает утверждение по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации требований к развитию единого портала и единой системы идентификации и аутентификации, включая требования к интеграции (взаимодействию) данных информационных систем с федеральной информационной системой «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», федеральной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования, иными информационными системами, используемыми в ходе эксперимента, и обеспечивает развитие единого портала и единой системы идентификации и аутентификации в порядке и сроки, которые установлены указанными требованиями;
г) в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает:
разработку раздела «Мое образование» на едином портале в качестве сервиса «одно окно», обеспечивающего предоставление учащимся, родителям (законным представителям) учащихся доступа к цифровым образовательным ресурсам и сервисам и возможность получения образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения посредством взаимодействия единого портала с информационными системами, входящими в состав платформы цифровой образовательной среды;
возможность предоставления на едином портале образовательных услуг, ресурсов и сервисов с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения согласно перечню образовательных услуг, ресурсов и сервисов, сформированному Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
д) обеспечивает возможность ведения Министерством просвещения Российской Федерации реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов в единой системе нормативной справочной информации;
е) обеспечивает защиту данных участников образовательных отношений в единой системе идентификации и аутентификации и едином портале в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Для проведения эксперимента оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации безвозмездно обеспечивает:
создание и поддержку функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
подключение информационно-коммуникационной образовательной платформы к единой системе идентификации и аутентификации и единому порталу в соответствии с установленными требованиями;
идентификацию и аутентификацию участников образовательных отношений при использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы, в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
создание в рамках информационно-коммуникационной образовательной платформы групповых и индивидуальных образовательных видеоконференций, чатов и иных вариантов коммуникации;
проведение с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и комментирования;
создание в информационно-коммуникационной образовательной платформе отдельных сообществ школ, классов по интересам, в том числе групп, сформированных из педагогических работников и учащихся в секциях и кружках, а также групп по интересам учащихся и сообществ педагогических работников.
10. Участники образовательных отношений принимают участие в эксперименте по апробации платформы цифровой образовательной среды посредством использования возможностей единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы.
11. Поставщики контента и образовательных сервисов обеспечивают разработку и предоставление цифрового образовательного контента и образовательных сервисов в соответствии с требованиями к цифровому образовательному контенту, определяемыми Министерством просвещения Российской Федерации.
12. Платформа цифровой образовательной среды в части работы с цифровым образовательным контентом на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать:
поиск и просмотр необходимого цифрового образовательного контента, определяемого с учетом интересов участников образовательных отношений;
передачу сведений об использовании цифрового образовательного контента в государственные и муниципальные общеобразовательные организации;
загрузку цифрового образовательного контента на устройства воспроизведения цифрового образовательного контента, включая ноутбуки, планшетные компьютеры участников образовательных отношений в зависимости от типа цифрового образовательного контента и разрешения правообладателя цифрового образовательного контента.
13. Платформа цифровой образовательной среды в части организации образовательной деятельности на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать:
проведение учебных занятий в группах с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы;
проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
14. При проведении эксперимента информационно-технологическое взаимодействие платформы цифровой образовательной среды с государственными и иными информационными системами обеспечивается посредством использования этими системами единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, единой системы нормативной справочной информации и единой системы межведомственного взаимодействия.
15. В рамках проведения эксперимента информационное взаимодействие информационных систем платформы цифровой образовательной среды осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
16. Информация, содержащаяся на платформе цифровой образовательной среды, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
17. Обработка и использование персональных данных субъектов персональных данных в рамках эксперимента осуществляются для реализации целей и задач эксперимента при условии соблюдения требований о защите персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных», после получения согласия на такую обработку субъекта персональных данных или без его согласия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
18. Создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатация информационных систем, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды, осуществляются в том числе с учетом требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».
Обзор документа
С 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.
В частности, создадут информационно-коммуникационные образовательные платформы на базе наиболее популярных российских соцсетей. Будут использовать информационные ресурсы открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».