какие условия необходимы для образования ледников какие

Гидрология

Лекция. Гидрология ледников

Лекция 4. Гидрология ледников

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЕДНИКОВ И ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ

В холодный период года на обширных территориях суши идет накопление твердых атмосферных осадков — снега. В теплый период года на большей части территории снег растаивает. В каждый моментвремени можно найти границу между поверхностью, покрытой снегом, и поверхностью, где снега нет. Эта граница называется сезонной снеговой линией. Естественно, что в течение года эта линия смешается в пространстве: в холодный период года на равнинах в сторону низких широт, а в горах — вниз по склонам, в теплый период года на равнинах — в сторону высоких широт, а в горах — вверх по склонам, причем в Северном и Южном полушариях — асинхронно.

Среднее положение снеговой линии называется климатической снеговой линией. Выше ее в среднем за год снега может накапливаться больше, чем растаять или испариться, ниже весь выпавший за зиму снег летом должен полностью растаять. Выше климатической снеговой линии наблюдается положительный снеговой баланс, ниже — отрицательный снеговой баланс, на самой линии — нулевой снеговой баланс.

Часть тропосферы, расположенную выше климатической снеговой линии, в пределах которой снеговой баланс положительный и происходит накопление твердых атмосферных осадков, называют хионосферой.

Высотное положение климатической снеговой линии определяется климатическими условиями. Наинизшее положение она занимает в полярных районах, опускаясь в Антарктике до уровня моря, наивысшее — в субтропиках (до 6500 м), где наиболее высока температура воздуха и отмечаются недостаток атмосферных осадков и повышенная сухость воздуха. В Южном полушарии, где климат более морской и выпадает больше осадков, климатическая снеговая линия расположена ниже, чем в Северном полушарии.

Если в том или ином районе земная поверхность имеет высоты, превышающие высоту климатической снеговой линии, то именно здесь накопление снега приводит к его преобразованию в фирни лед и возникает ледник. Так, выше климатической снеговой линии оказывается вся Антарктида, вершины Анд и Кордильер, некоторые горы Аляски, здесь и располагаются ледники. Они также находятся выше климатической снеговой линии, расположенной на Земле Франца-Иосифа на высотах около 100 м, на Шпицбергене около 400—500 м, в Альпах 2500—3000 м, на Кавказе 2700—3800 м, на Памире 4500—5500 м, на Гималаях 4900—6000 м и т. д. На наветренных и потому более влажных и снежных склонах снеговая линия лежит ниже, чем на склонах подветренных.

Таким образом, главная причина существования оледенения — климатическая. Основным условием существования ледников служит положительный снеговой баланс, т. е. преобладание накопления снега над его расходованием, чему способствует большое количество твердых атмосферных осадков и длительный период отрицательных температур воздуха.

Наиболее благоприятен для образования ледников морской климат с большим количеством осадков и прохладным летом. Сухой континентальный климат с жарким летом менее благоприятен для образования ледников.

Помимо климатических условий образованию ледников способствуют и условия орографические и геоморфологические: большие высоты, экспозиция склонов (северная в Северном полушарии и южная в Южном), благоприятная ориентация горных хребтов по отношению к направлению переноса влажных воздушных масс, плоские или вогнутые формы рельефа. На северных склонах Джунгарского Алатау климатическая снеговая линия расположена, например, на высотах около 3000 м, на южных склонах — на высотах около 3500 м. В центральных частях гор Средней Азии эта линия лежит на высотах 5000—5500 м, в периферийных — на высотах 3000—3600 м.

Накопление снега выше климатической снеговой линии не может продолжаться бесконечно, и он должен каким-то образом «разгружаться». Это в горных ледниках происходит благодаря перемещению накапливающихся масс снега и льда ниже снеговой линии (в виде языка ледника) и последующему их таянию и испарению в более теплых условиях, частичному таянию и испарению льда выше снеговой линии, сходу лавин и переноса снега метелями, а на покровных ледниках также и в результате откалывания массивов льда и образования айсбергов.

Линия с нулевым снеговым балансом на теле самого ледника проходит немного ниже, чем климатическая снеговая линия в данном районе Земли. Это может быть объяснено как дополнительным поступлением снега на поверхность ледника путем метелевого и лавинного переноса, так и охлаждающим влиянием самого ледника.

С многолетним положением снеговой линии на поверхности ледника приблизительно совпадает так называемая фирновая линия, отделяющая поверхность фирна от поверхности льда.

Запасы воды во всех ледниках мира составляют 25,78 тыс. км(это —70,2% объема всех пресных вод на планете). На долю льдов Антарктиды и Гренландии приходится 23,29 и 2,36 млн км 3 запасов воды, что составляет 90,3 и 9,2 % суммарных запасов воды в ледниках мира.

Как следует из приведенных цифр, в ледниках Антарктиды и Гренландии вместе содержится 25,66 млн км 3 воды (99,5 % запасов воды во всех ледниках мира, или 69,8 % запасов всех пресных вод). Помимо Антарктиды и Гренландии, важными районами современного оледенения являются арктические острова. На долю горных ледников приходится запасов воды значительно меньше (наиболее крупные горные ледники расположены на Аляске, Памире, в Андах). Средняя толщина льда наибольшая в покровных ледниках (ледники Антарктиды, Гренландии, арктических островов). Максимальная толщина льда была измерена в индоокеанском секторе Антарктиды — 4776 м. Толщина льда в горных ледниках значительно меньше.

Источник

Какие условия необходимы для образования ледников? Какая из горных систем России имеет наиболее мощное современное оледенение?

какие условия необходимы для образования ледников какие. Смотреть фото какие условия необходимы для образования ледников какие. Смотреть картинку какие условия необходимы для образования ледников какие. Картинка про какие условия необходимы для образования ледников какие. Фото какие условия необходимы для образования ледников какие

Мы с сыном смотрели передачу про путешествия, и там ведущий с помощью проводника разгуливал по предгорным ледникам Аляски. И тут в мой адрес посыпалась масса вопросов. Начиная от «что это», «почему у нас не так?» до «где в России есть такие льды?». Постаралась ответить на всё.

Ледники и условия их образования

Эти образования представляют собой массу льда, сформированную вследствие длительного накопления, перекристаллизации, а затем и уплотнения снега.

У нас на стене висит карта РФ, поэтому моё чадо с самых пелёнок знает, что Вуктыл расположен на севере. По этой же причине при указании места образования ледников я не могла ограничиться частью света, а пришлось перечислять необходимые условия. Рождению такого рода льда способствует:

Это объясняет наличие снежных шапок гор и толщи льда на арктических территориях.

Наиболее мощное оледенение гор России

Изменения высоты снеговой линии в России

В горах оледенение возможно на определённой высоте. Линия, выше которой складываются благоприятные для образования ледников условия, именуют снеговой. В мире её положение понижается в направлении от экватора к полюсам. Следовательно, в России этот уровень меняется с юга на север. Так, на Кавказе она располагается минимум на высоте 3500 м, а в Приполярном Урале — 1600 м. Объемы ледников уменьшаются с запада на восток, что обусловлено уменьшением осадков с повышением континентальности климата.

Источник

Урок географии по теме «Ледники». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Цель: Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителями при изучении темы “Ледники”.

Используемые технологии: проблемно-диалогические (при объяснении нового материала) ИКТ при объяснении и закрепление нового материала, элементы критического мышления, технология оценивания, здоровье сберегающего.

Оборудование: Компьтерное оборудование, презентация (Приложение 1, Приложение 2), видеофрагмент (Приложение 3), учебники, атласы, раздаточные технологические карты для учащихся (Приложение 4), тест (Приложение 5), дополнительный материал (Приложение 6).

1. Организационный момент: Успокоить, настроить на плодотворную работу.

— Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.

Работаем по обычному плану.

Вспомните какие виды вод суши мы уже изучили. Что осталось?

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его. (ледник)

— Запись в тетради числа и темы урока.

На доске “Мешок знаний”

А я хочу помочь вам ответить на интересующие вас вопросы.

Эти вопросы и есть задачи нашего урока.

1. Что такое ледник?

После получения ответов я прошу записать определение ледника в тетрадь.

Ледник — это многолетнее скопление льда на суше.

Лед, из которого состоит ледник, совершенно не похож на лед, который вы видели на реках, озерах зимой. Он образуется из снега при его накоплении и постепенном уплотнении.

Условия образования ледника

— А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?

— При какой температуре образуется лёд?

— Какие же условия необходимы, чтобы из снега образовался лед, ледник? Ведь снег выпадает на большей части территории нашей страны, за зиму образуются большие сугробы. Почему из них не образуется ледник? (заслушивание ответов)

— Какой она должна быть? (Заслушивание ответа.)

— Сколько должно выпадать снега? (Снега должно выпадать больше, чем может растаять).

— Чтобы снег накопился и превратился в фирновый лед – что еще необходимо?

— Для накопления и уплотнения снега необходимо значительный период времени. Запишите условия образования ледника.

— Значит, где можно встретить ледник? (там, где постоянно низкая температура)

— Посмотрим в окно: температура низкая, осадки в виде снега, к весне лед утрамбовался, можно ли сказать, что у нас в Хабаровском крае – ЛЕДНИК? (нет) Почему?

— Как образуется ледник?

Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед.

Это можно представить в виде схемы:

Физкультминутка Представим, что вы капля воды в озере. Пригрело солнышко и вы становитесь лёгкими, испаряетесь, летите ввысь. Вам становиться холодно, вы сжимаетесь и превращаетесь в снежинку, которая плавно опускается на землю. (повтор) Теперь сели за парты. Что мы представили в физминутке? (круговорот воды)

Задание: на физической карте полушарий найдите территории с такими условиями где может образоваться ледник, назовите их. (Заслушивание ответов).

— А как вы думаете, есть ли ледники у экватора?

Однако ледники есть и в Африке.

Слайд 12 “г. Килиманджаро”.

— Это одна из высоких гор Африки. Как она называется? Гора расположена близко к экватору, в жарком тепловом поясе. Значит, ледники могут образовываться не только в областях с холодным климатом, но и с жарким, в горах. Почему? (Заслушивание ответов.)

1. Абсолютная высота горы — 5895 м.

2. На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. Сколько раз произойдет понижение температуры воздуха?

5895 : 1000 = 5,9 раз.

3. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?

4. Какой будет температура воздуха на вершине?

Есть ледники в горах, которые имеют меньшую высоту, чем г. Килиманджаро.

— От чего же зависит высота образования ледников в горах? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование.

На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С.

Учащиеся высчитывают высоту нулевой температуры для указанных гор, наносят ее точкой на склоне гор. Затем учащиеся подходят друг к другу и обмениваются своими результатами. Сверяют с рисунком на доске, который выполнен учеником под руководством учителя. Полученные точки соединяют.

Учащиеся находят Килиманджаро на карте и определяют его абсолютную высоту.

Вы получили линию. Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор. В тексте учебника на стр. 98 найдите как называется эта линия. Слайд 16,17

Снеговая линия — это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник. Слайд 18

Подпишите ее на рисунке. Изучите ход снеговой линии от экватора к полюсам, сделайте вывод и запишите его под рисунком. Сверьте свой вывод с выводом соседа по парте. В случае затруднения или разногласия обращаются к учителю.

Выводы: уровень снеговой линии изменяется от экватора к полюсам. На островах С.Л.О. снеговая линия находится на уровне моря, а на экваторе в горах на высоте около 5000м

Среди ледников выделяют два вида. Как вы назовете их, глядя на рисунок?

— Почему такое название? В какой части горы они образуются?

— Почему горные ледники расположены именно на вершине гор? (низкая температура)

— На всех ли горах можно обнаружить ледник? (их нет на низких горах, расположенных в теплых широтах)

Горные ледники разнообразны по форме и размерам. Одни из них покрывают горные вершины как шапки, другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах или заполняют горные долины.

Дополнительный материал“Ледник Федченко” Приложение 6.

Строение горного ледника

У горных ледников можно выделить части. Слайд 25

Задание: Постарайтесь дать определение частям ледника

(область питания, область таяния, снеговая линия, язык.)

Ледники обладают пластичностью и под действием собственной силы тяжести могут течь (скорость до 80 м/сутки). Их языки спускаются из области питания иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником (размеры от песчинки до крупных валунов), которые называют мореной).

Итак, вы узнали, что такое ледник и условия его образования. При исключении любого из этих факторов образование ледника невозможно.

Значение горных ледников: снабжение водой многих рек (р.Амударья, р.Сырдарья). Назовите и покажите реки, которые берут начало в горах. Найдите на карте.

Покровные ледники занимают 98,5% всей площади ледников Земли.

Ученики находят условные знаки обозначения ледников и определяют их на карте.

Такие ледники покрывают Антарктиду, о. Гренландия и другие арктические острова. Они имеют форму щитов и куполов.

Рельеф поверхности на форму ледника не влияет, он скрыт под толщей льда, Так, толщина льда Антарктиды достигает 4 км. Лед скапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит такой факт: “В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амудсен-Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он “отъехал” опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше, обозначать это место шестом с флагом, который из-за непрерывного движения льда постоянно “возвращают на место”.

Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов. (Демонстрация слайда, картин и рисунка учебника) Я предлагаю записать определение в тетрадь:

Айсберг (айс — лед, берг — гора) — плавучая ледяная гора.

Как образуются айсберги? Ледниковый щит, сползая с материка, под собственной силой тяжести может обламываться. (Демонстрация схемы образования айсбергов)

Айсберги у берегов Антарктиды достигают гигантских размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине более 200 м). Большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой. Больше всего льда в Антарктиде. Ученые многих стран, в том числе и России, изучают этот материк, т.к. он таит еще много загадок. Вот как описывает очевидец это явление:

“Вдруг все сотрясает глухой гул. Прямо из-под самых моих ног рушится край айсберга. Мгновенно уходит вниз огромная глыба льда. Обвалившаяся масса тяжело ухает, вверх поднимаются брызги, смешанные со снежной пылью. Корабль отбрасывает в сторону. Расходятся крупные волны с крошевом снега и льда”.

Столкновение судна с айсбергом опасно. Всем известна трагическая история “Титаника”. (Приложение 3)

Можно ли использовать айсберги? Оказывается, что айсберги — не только угроза безопасности судоходства, не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, нехватка которой все более ощутима. Уже разрабатываются проекты “отлова” и буксировки айсбергов в безводные районы, подобные Саудовской Аравии и Юго-Восточной Африки. Не случайно инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

— А разве айсберги могут быть цветными?

— В океане можно встретить айсберги необычных цветов:

Коричневые полосы на айсберге образованы пылью и вулканическим пеплом. Такие айсберги получаются при таянии ледниковых шапок, покрывающие вулканы. Во время спуска с горячей вершины ледник тает и вращается, что придает узорам неповторимый вид.

Голубые полосы определяются из-за замершей пресной воды, заполняющих трещины в айсбергах.

Зеленые образуются из-за морской воды, которая скапливается в ледяных расщелинах. И когда по той или иной причине, лед раскалывается выходят наружу эти необычные айсберги, похожие на мятные леденцы.

— Правда, очень необычно?

— Оказывается, есть ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ. (слайд 18)

— Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

— Представьте о чем может петь айсберг?

— Всё ли, что запланировали мы выполнили?

— Где вы сможете применить знания полученные на уроке?

— Оцените свою работу на уроке.

Источник

Ледник: что собой представляет, где находится, на что делится, примеры

Содержание:

Ледники – это скопление пресного льда на суше. Они бывают различной формы и размера, формируются из накопленных за длительный период времени осадков, а именно из снега. Ледники делятся на несколько видов, изучением которых занимаются специалисты гляциологии. Это наука о ледниках и айсбергах. Что такое ледник – определение характеризует его, как естественное скопление льда, часто имеющее купольную форму.

какие условия необходимы для образования ледников какие. Смотреть фото какие условия необходимы для образования ледников какие. Смотреть картинку какие условия необходимы для образования ледников какие. Картинка про какие условия необходимы для образования ледников какие. Фото какие условия необходимы для образования ледников какие

В гляциологии ледяные массы разделяют на два участка: это расходный и питательный участки поверхности льда. Для питательной области характерно нарастание ледовой массы, в расходной области происходит постепенное таяние льдов. После они отламываются от основного ледника и уходят в океан. Собственная масса заставляет ледник становиться пластичнее, мягче. Он стекает по склонам к подножью. В районе крупных скоплений льда находятся истоки многих мелких и крупных речных систем планеты.

Ледник это – определение, что такое ледник, чем горные ледники отличаются от покровных

Ледник – крупный природный объект, имеющий толщину не в один километр. В науке разделяют три типа ледовых образований: шельфовые, горные и покровные ледники. Рассмотрим каждый вид подробно:

какие условия необходимы для образования ледников какие. Смотреть фото какие условия необходимы для образования ледников какие. Смотреть картинку какие условия необходимы для образования ледников какие. Картинка про какие условия необходимы для образования ледников какие. Фото какие условия необходимы для образования ледников какие

Теория о ледниках выделяет ряд отличий между покровными и горными ледяными глыбами:

Для покровных ледников характерны большие масштабы, массивность. Это объясняется устойчивостью минусовой температуры в полярных зонах. Например, арктический климатический пояс отличается постоянными морозами. Ледник накапливается в центре. Горные формирования основываются на накопленных снегах.

Для материковых ледяных глыб характерно движение к периферическим областям. После достижения определенной массы, крупнейшие куски льда отпадают ввиду чрезмерной тяжести, попадают в океанические воды. Горные ледники отличаются. Их вес снижается в период потепления, снега и лед интенсивно тает.

Что такое ледник в географии, где находятся ледники

Ледник является скоплением льдов на суше, которое может формироваться не один миллион лет. Речные льды отличаются от ледников – они формируются из речных вод, а не из снегов. Место образования ледяных глыб характеризуется сильными морозами, при которых снег не успевает растаять и накапливается. Эти условия характерны для районов полярного круга, а также для высоких гор и их вершин.

Снеговая линия – это ограничение, до которого снега успевают таять за год. От экваториальных регионов к районам полюсов отмечается уменьшение высоты этой линии. Оно снижается параллельно понижению температурного режима.

По данным ученых, ледники занимают около одиннадцати процентов суши на планете. При попадании солнечных лучей они способны отражать их назад, в космическое пространство. Здесь отсутствует почва, нет растительности, птиц или животных. Антарктический ледник часто приравнивают к огромному природному морозильнику. Именно благодаря ледяным глыбам осуществляется охлаждение воздушных масс, поддерживается погода во всех регионах планеты.

Горный ледник может хранить воду в замороженном состоянии от десяти до ста двадцати лет. Антарктида и Гренландия лидируют. Они удерживают замороженную воду в течение двухсот пятидесяти тысяч лет. Над Южным полюсом выпадает снег, твердые осадки покрывают ледник, а назад в Мировой океан они попадают только через двести пятьдесят тысяч лет. Это объясняет огромные объемы самой чистой, пресной воды, которые хранятся в виде льда. Примерный объем – восемьдесят процентов всех вод, присутствующих на планете.
В одном айсберге находится пресная вода в количестве, которое может принести за год небольшая река.

В каких районах сосредоточены ледники, каких ледников на земле больше

На планете Земля большинство льдов сконцентрировано в районе полюсов. Самая массивная покровная ледяная глыба называется Антарктическим ледниковым щитом. Его мощность достигает пяти километров. Щит занимает 97% континента. Он постепенно спускается в зону континентальной отмели, за счет чего идет постоянное формирование шельфовых льдов.

Еще одно известное ледяное образование площадью 549 000 километров носит название Росса. Среди горных ледников следует выделить такие крупные формирования, как Гималайские, Альпийские вершины, Кордильеры и Анды. Больше всего льдов находится в Антарктическом и Арктическом регионах. Площадь материковых льдин в Антарктиде превышает тринадцать миллионов километров. На втором месте находится Гренландия. Здесь находится почти два миллиона километров льда. Другие климатические пояса имеют ледники только на вершинах гор.

Горные родники образуются при постепенном понижении температурного режима в связи с поднятием на высоту. Материковые глыбы сформировались не одну тысячу лет назад. На сегодняшний день они практически не тают, продолжая накапливаться за счет осадков.

На долю покровных ледников приходится более 95% всех покровов льда на планете. Их намного больше, чем шельфовых или горных.

Источник

География

При каких условиях образуются ледники?

Ледники образуются там, где снега накапливается больше, чем тает. Выпавший снег падает на многолетний снег. Происходит таяние, приводящее к появлению кристалликов льда. За длительное время таких кристалликов образуется множество, и скапливаются большие массы льда, со временем приходящие в движение.

Ещё по теме

Что общего у всех планет-гигантов?

Какие формы рельефа встречаются в вашей местности?

Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?

Как поможет в ориентировании Полярная звезда?

Какие живые организмы вы знаете?

Зачем на реках строят плотины и создают водохранилища?

Назовите атмосферные явления, приносящие ущерб человеку и его хозяйству?

На каких глубинах могут находиться очаги землетрясений?

Какие планеты относят к группе планет-гигантов?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *