какие условия жизни в тропическом поясе вам известны
География
Какие условия жизни в тропическом поясе вам известны?
В тропическом поясе повышенная влажность и температура воздуха, множество ядовитых насекомых и опасных животных. Резкие перепады от жары к холоду в течение суток и всего года, а также низкое количество осадков привели к тому, что в тропическом климатическом поясе формируется природная зона пустынь и полупустынь с очень скудным растительным и животным миром. Поэтому значительная часть тропиков очень слабо пригодна для хозяйственной деятельности и проживания человека.
Ещё по теме
Определите, как люди приспособились к разному климату?
Биосфера — земная оболочка. Что называют биосферой?
Назовите достоинства и недостатки аэрофотоснимков?
Что вы можете сделать, чтобы сохранить живую природу?
Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?
Гидросфера и человек. Выявите основные способы экономии воды каждым человеком. Что вы уже делаете в этом направлении или намерены предпринять в будущем? Обсудите свои идеи с родителями и друзьями. Результаты оформите в виде таблицы. Выполняя это задание, в первую очередь ответьте самому себе на вопрос: для чего необходимо экономить воду?
Используя рисунок 113, решите задачу. При температуре +100С относительная влажность воздуха составит 30%. Сколько граммов воды содержит 1 м3 этого воздуха? Сколько требуется еще воды для его полного насыщения?
Каково строение вулкана?
Какой вред окружающей среде наносит неправильная добыча полезных ископаемых?
Какие формы рельефа встречаются в вашей местности?
Тропический климатический пояс
Тропический пояс охватывает основные параллели в пределах северного и южного полушария. Воздух в летнее время года может нагреваться до +30 или +50, в зимний период температура понижается.
Летом, сильная жара днем может сочетаться с похолоданием вечером. За зиму выпадает больше половины годовых осадков.
Виды климата
Степень приближенности территории к океану позволяет выделить в тропическом климате несколько разновидностей:
В летнее время года воздух может прогреваться до +25, а в зимнее – охлаждаться до +15, что создает оптимальные условия для человеческой жизни.
Страны тропического пояса
Карта тропического пояса
Нажмите, чтобы увеличить
Природные зоны
Основными природными зонами этого климата являются:
Леса влажного типа расположены на восточных побережьях от Мадагаскара до Океании. Флора и фауна богата своим разнообразием. Именно в таких лесах обитает более 2/3 от всех видов флоры и фауны Земли.
Лес плавно переходит в саванны, которые имеют большую протяжность, где преобладает мелкая растительность в виде трав и злаков. Деревья в этой местности встречаются не часто и относятся к засухоустойчивым породам.
Леса сезонного типа распространились ближе к северу и югу от влажных. Они характеризуются небольшим количеством лиан и папоротников. В зимнее время года такие деревья полностью теряют листву.
Участки земли с полупустынями можно обнаружить в таких странах как Африка, Азия и Австралия. В этих природных зонах наблюдается жаркое лето и теплая зима.
В тропических пустынях воздух может нагреваться выше +50 градусов, а наряду с повышенной его сухостью – дождь превращается в пар и является непродуктивным. В пустынях такого типа присутствует повышенный уровень солнечного воздействия. Растительность малочисленна.
Крупнейшие пустыни находятся на территории Африки, к ним стоит отнести: Сахару и Намиб.
Флора и фауна
Тропический пояс известен богатой растительностью, на его территории присутствует больше 70% представителей всей Земной флоры:
В тропическом поясе могут произрастать: пальмовые деревья, кактусы, акация, различные кустарники, молочай и тростниковые растения.
Большинство представителей животного мира предпочитают селиться в кронах деревьев: грызуны семейства беличьих, обезьяны, ленивцы. В этой зоне водятся: ежи, тигры, леопарды, лемуры, носороги, слоны.
В саваннах предпочитают селиться мелкие хищники, грызуны различных видов, копытные млекопитающие, насекомые.
Тропические климатические пояса – видео
Тропический пояс характеристика
Описание тропического климата.
Что является характеристикой тропического пояса? Какие особенности этого климата? Какие факторы оказывают влияние на его формирование? Попробуем разобраться.
Тропический климатический пояс – области Земного шара, где солнечный свет еще освещает земную поверхность под прямым углом. Эта особенность климата, благодаря которой здесь преобладают горячие сухие воздушные массы, которые образуют зоны высокого атмосферного давления. Постоянство климатических условий на определенной территории земного шара служит основой для формирования климата тропического пояса.
Географические координаты тропического пояса
Где находится и в каком полушарии расположен тропический пояс? На каких географических широтах господствует этот климат? Смотри рисунок 1.
Географически разделяют два тропических пояса – в Северном и Южном полушариях. Точное географическое положение тропического климата характеризуется редкими атмосферными осадками в течение года. При этом воздушные массы сухие и обладают повышенной температурой, то есть являются горячими. Географическое положение такое, что круглый год территории тропических поясов получают максимум количество солнечного света.
В Северном полушарии тропический климат распространяется к северу от экватора между переходными климатическими зонами – субэкваториальным и субтропическим поясами. Если говорить о географических широтах, то тропики ориентировочно располагаются от 5°÷10° до 30°÷40° северных широт. Южный тропический пояс – на юг от экватора, границы которого начинаются от 5°÷15° до 25°÷35° южных широт.
Рис. 1. Географическое положение тропического пояса
Что такое тропики в географии
Что такое тропики в географии? Как их найти и в чем их особенность? В географии на картах Земли выделяют пять основных широт. Определяют две параллели, которые проходят через тропические климатические пояса. Эти широты имеют названия Северный тропик или тропик Рака и Южный тропик или тропик Козерога. Северный тропик – это параллель в Северном полушарии, проходит по 23° 26′ к северу от экватора. Южный тропик – параллель в Южном полушарии, проходит по 23° 26′ к южному полюсу от линии экватора. Эти широты, в пределах которых солнечные лучи еще образует максимальный угол падения к поверхности под 90 градусов. В этом особенность параллелей с координатами в 23° 26′ обоих полушарий. За этими широтами Солнце не поднимается выше, и угол падения света уменьшается по направлению к полюсам Земли. Смотри рисунок 2.
Климатограмма тропического пояса
Что служит описанием климатического пояса? Как наглядно показать параметры климатического пояса и запомнить их? На эти вопросы отвечает климатограмма тропического климата. Рисунок 3.
Государства в тропическом поясе
Тропический пояс государства. Примеры стран, территории которых находятся в тропическом климатическом поясе.
Климатические условия в тропиках
Разновидности тропического климата
Тропики или тропический климатический пояс является одной из мировых климатических зон, расположенных в обеих полушариях и захватывающей области на всех материках, кроме Антарктиды.
Климатические условия формируются под воздействием тропических воздушных масс, характеризующихся низкой влажностью, стойкой антициклональной циркуляцией, высоким атмосферным давлением и небольшим количеством осадков. В тропиках постоянно дуют восточные ветры-пассаты, а также наблюдается сезонные колебания температур. Летом средняя температура составляет от +30С до +35С, зимой ее минимальное значение не опускается ниже +10С.
В основной части тропиков наблюдается низкий уровень осадков на уровне порядка 200 мм, но восточной приокеанической части этот показатель составляет порядка 2000 мм.
Сам по себе пояс тропиков крайне разнороден. Он делится на несколько климатических подзон:
Для примыкающих к океану регионов характерен влажный тропический климат, с господствующими влажными воздушными массами и средней температурой +20С…+28С. К такой подзоне относятся Гавайские острова, побережье Бразилии, Флорида и так далее.
Внутренние материковые регионы и прибрежные районы с холодными течениями имеют пустынный тропический климат с сухими воздушными массами. Наблюдаются резкие суточные перепады температуры. Летом температура в среднем составляет выше +30С, зимой не поднимается выше +20С, причем могут случаться даже заморозки. Пустынные тропические зоны – это пустыни Сахара, Атакама и Намиб.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Пассатный тропический климат является полной противоположностью пустынному. Здесь высокая влажность сменяется засушливыми периодами. К пассатным тропикам относятся юг Индостана, север Южной Америки, с обширными тропическими лесами и значительным уровнем осадков.
Из-за сезонной смены пассатов летом температура держится в среднем на отметке +27С..+29С, зимой опускается до +18С.
Северная часть Австралии и юго-восточная Азия находятся в муссонной тропической зоне, где внутритропическая зона конвергенции летом перемещается от экватора на север. Восточные пассатные воздушные массы сменяются западными муссонными, что влияет на характер осадков.
Классификация климата тропиков
Существует несколько разновидностей классификации тропического климата. По классификации Алисова, основанной на общей циркуляции атмосферы, тропическим поясом называется климатическая зона, расположенная между субтропической и субэкваториальной климатическими зонами. Так как тропики находятся между летним положением тропических фронтов и зимним положением полярным, практически все время в году они заняты тропическими воздушными массами.
Алисов выделяет четыре основных типа климата в тропическом поясе:
Климатолог В. П. Кёппен классифицирует климатические зоны по флоре и растениям, произрастающим в естественных условиях на территориях климатических зон. По его версии, тропическим климатом является неаридный климат со среднемесячной температурой не ниже +17С.
В. П. Кёппен включает в тропическую климатическую зону четыре подзоны, различающиеся годовым распределением осадков:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
По версии В. П. Кёппена, тропический климат с сухой зимой и дождливым летом имеет два четко выраженных сезона. Дождливым считается месяц, в течение которого выпадает не менее 60 мм осадков, если меньше 60 мм, то месяц считается «сухим».
Для тропического климата с сухой зимой и дождливым летом количество влажным месяцев должно составлять не менее 3 и не более 9. Такая подзона распространена в саваннах, поэтому подобный климат еще называют тропическим саванным. Он формируется на территории южной части Индии, юго-восточной Азии, Гавайях, юге Флориды, тихоокеанском побережье Мексики, северо-восточной и центральной части Бразилии.
Тропический пояс в океане
Благодаря насыщенности океанской воды в поясе тропиков поликарбонатами, в ней имеются комфортные условия для строительства моллюсками и полипами своих внутренних скелетов, что приводит к накоплению на океанском дне органогенных известняков.
Самым большим тропическим океанским поясом является тихоокеанский – его площадь составляет порядка 88 млн км2, превосходя суммарную площадь индийского и атлантического океанских поясов.
В тропической зоне преобладает широтный перенос вод, так как в поверхностных слоях достаточно слабы меридиональные потоки.
На распределение фауны и температуры в верхних слоях океана влияет вертикальные движения воды. Тихоокеанская климатическая зона характеризуется разнородными по температуре течениями. Теплый слой воды в восточной части Тихого океана составляет около 25 м, но в западной его части он прогревается на глубину до 100 м.
Урок 5 класс «Жизнь в тропическом поясе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 1 сент.docx
Разработка урока : § 21 Жизнь в тропическом поясе
Учитель: Гаврилова Алина Витальевна «СОШ №47»
Тема урока : § 21 Жизнь в тропическом поясе.
Тип урока : урок-практикум
Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Вентана-Граф» 2013г.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон тропических поясов.
Планированные образовательные результаты :
Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира.
Метапредметные : создать условия для осознания школьниками процесса обучения,
-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;
— развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;
-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.
Л ичностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.
ЛичностныеУУД : формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Регулятивные УУД : самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
Познавательные УУД : формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.
Знать особенности распространения животных и растений в тропическом поясе.
Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
Тип урока : «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карта растительности и животного мира, кейсы с заданиями для групп, комнатные растения, каталог-определитель растений.
Организационный момент : Приветствие.Создание необходимого положительного настроя на учебную деятельность. Проверка готовности класса к уроку.
Ученики: Приветствуют учителя.
Восприятие положительного настроя на учебную деятельность.
Самопроверка готовности к уроку.
Актуализация знаний: (Разыгрывается небольшая сценка).
Формулировка проблемного вопроса
Учитель: Как вы думаете, какие условия необходимы для произрастания таких комнатных цветов? Почему Юля пытается для каждого из этих цветов создать разные условия? (Ответ растут на разных территориях земного шара.)
(Демонстрация растений: Папоротник, алоэ, кактус,Монстера, Орхидея, Сансевиерия)
Посмотрите на эти растения. Все эти растения из тропического пояса, но почему-то выглядят они не одинаково. Что вы можете предположить? Почему все они разные? (Высказывают предположения. Отмечают, что у каждого растения есть родина их произрастания.)
Учитель: В дикой природе без кого невозможно представить растения? (Конечно, животные). Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь. (Мы будем изучать растения тропических пояса).
Учитель: Ребята, давайте вспомним какие пояса освещенности мы выделяли? ( Тропический, умеренный и полярный) См. с.25 в учебнике. В каком поясе больше света и тепла? (В тропическом ). Почему? (Угол падения солнечных лучей здесь в течение года всегда больше.)
Ребята есть целая наука, которая занимается изучением того как на Земле происходит размещение растений и животных. Попробуем определить название этой науки? Растения и животные изучает какая наука? (Биология). А Земля означает-«гео». Получается-биогеография.
Найдите в тексте параграфа 21 определение (с.121).Биогеография изучает закономерности географического распространения животных и растений.
Постановка учебной задачи
Учитель: Теперь нам понятно, что у каждого растения свой дом и соответствующие благоприятные условия для произрастания. Остаётся только выяснить, кто, где живёт. И мы приступаем к выполнению задания, а заодно узнаем, как устроена жизнь в тропическом поясе.
Открытие «нового» знания.
Учитель: – От каждой команды – по посыльному ко мне за заданием
Влажные экваториальные леса.
1.Итак, мы прибываем в зону «Влажных экваториальных лесов»
Покажите наше место пребывания на карте «Растительный и животный мир»
2. Прочитайте в тек c те &21 с.121 «Влажные экваториальные леса» Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.
3. Начните заполнять таблицу (кластер или коллаж)
Группа1:1.Показывают на карте районы влажных экваториальных лесов.
2. Описывают природные условия влажных экваториальных лесов. Называют представителей растительного и животного мира.
3. Заполняют таблицу (кластер или коллаж)
1.А теперь мы прибываем в зону «Саванны» Покажите наше место пребывания на карте «Растительный и животный мир»
2. Прочитайте тек c те &21 с.122 «Саванны». Опишите природные условия, растительный и животный мир зоны.
3. Продолжайте заполнять таблицу (кластер или коллаж)
Группа 2. Показывают на карте саванны.
2. Описывают природные условия саванн. Называют представителей растительного и животного мира.
3. Заполняют таблицу (кластер или коллаж)
2. На физической карте полушарий найдите и покажите известные вам пустыни, определите, как на карте обозначены пустыни
4. Рассмотрите рис с.125
Группа 3. Показывают на карте пустыни.
2. Описывают природные условия пустынь. Называют представителей растительного и животного мира.
3. Заполняют таблицу (кластер или коллаж)
Закрепление полученных знаний
Задание 1. Найдите соответствие:
а) экваториальный лес; 1) баобаб, эвкалипты, жирафы;
б) саванны: 2) верблюжья колючка, саксаул, шакалы;
в) тропическая пустыня; 3) лианы, многоярусные леса, гориллы.
Задание 2. Правильны ли утверждения?
1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы
6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
Задание 3. Вставтье необходимые цифры на месте пропусков слов. Условия жизнижизни в тропическом поясе определяются….. и…приземного слоя воздуха и земной поверхности.
Изучить параграф 21. Ответить на вопросыс.129
Выполнить задания Подготовить (3) информационные карточки для составления коллекции комнатных тропических растений по географическому признаку с.127
Повышенный:2. Составьте кроссворд (10-15 слов) по изученной природной зоне.
1. Учитель ставит перед учащимися задачу: