какие утверждения верны для характеристики лугов
Какие утверждения верны для характеристики лугов
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Для экосистемы суходольного луга характерно
1. преобладание продуцентов одного вида
2. разнообразный видовой состав трав
3. сбалансированный круговорот веществ
4. отсутствие консументов и редуцентов
5. разветвлённые пищевые цепи
6. преобладание действия искусственного отбора
Для экосистемы суходольного луга характерно:
2. разнообразный видовой состав трав
3. сбалансированный круговорот веществ
5. разветвлённые пищевые цепи
Приводим описание суходольного луга, для «общего развития».
Различают три вида лугов: материковые, которые, в свою очередь, подразделяются на суходольные и низинные, а также пойменные и горные.
Материковые (суходольные) луга занимают большие пространства в лесной зоне. Они не являются коренными угодьями, а образуются на месте расчисток леса вследствие сведения его, пастьбы скота и т. д. Лесные почвы чрезвычайно бедны питательными веществами, растительность материковых лугов представлена небольшим сравнительно числом видов, и луга эти по качеству сена значительно уступают лугам заливным. На таких лугах развиты обычно «кислые травы» — щучка (Deschampsia caespitosa), белоус (Nardus stricta), пахучий колосок (Anthoxanthum odoratum), нивяник (Leucanthemum vulgare), луговые васильки (Centaurea Jacea, Centaurea phrygia), погремок (Alectorolophus major, Alectorolophus minor), тысячелистник и др. Встречающиеся здесь бобовые (клевера, мышиный горошек, чина) развиты слабо. Травостой низкорослый, разреженный, что стоит в связи с азотным голоданием. Луга эти значительно более рационально используются как пастбища. Почва покрыта часто моховым покровом из зеленых мхов. Часто суходольные луга заболачиваются, особенно вследствие неумеренных покосов, когда моховой покров получает более мощное развитие. Заброшенные суходольные луга обычно зарастают лесом.
ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 59
Выполните задания
№ 1. Дайте сравнительную характеристику двух подцарств — Одноклеточные и Многоклеточные.
Отличительные признаки | Одноклеточные организмы | Многоклеточные организмы |
---|---|---|
Количество видов | Более 60 000 | Приблизительно 2 350 000 |
Тело | Состоит из одной клетки; клетки ядерные и безъядерные; целостный организм. | Состоит из двух и более клеток их производных (межклеточное пространство); в клетках есть ядро; неравноценные, дифференцированные организмы. |
Размеры | От 0,2 мкм до 5 – 6 см. | От 0,04 мм до 160 м. |
История возникновения | Около 3,5 млрд. (прокариоты) и 2 млрд. лет назад (эукариоты). | Около 700 млн. лет назад. |
Ткани | Отсутствуют | Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. |
Органы | Отсутствуют | Есть; у животных формируют системы органов (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, половая). |
Органеллы | Есть, скелетные, чувствительные, двигательные, пищеварительные, секреции и экскреции, нападения и защиты. | Отсутствуют |
Представители | Простейшие, бактерии и цианобактерии, некоторые виды грибов и водорослей. | Грибы, некоторые водоросли, растения и животные. |
№ 2. Объясните, какое влияние оказывают среды обитания на образ жизни многоклеточных животных.
Любые компоненты или свойства среды обитания, которые оказывают влияние на организмы, называются экологическими факторами. Это тепло, свет, ветер, концентрация солей в почве или в воде, наличие врагов, достаточное количество пищи, возбудители болезней и т.д.
Например, обитатели водной среды, несмотря на различия в образе жизни, приспособились к главным особенностям своей среды (теплопроводность, плотность, способность растворять газы и соли). Представители кишечнополостных, которые ведут прикрепленный образ жизни, могут улавливать добычу при помощи щупальцев. Медузы, плавающие свободно в толще воды, охотятся и захватывают добычу щупальцами, на которых расположены стрекательные клетки.
У обитателей наземно-воздушной среды имеются специальные разнообразные приспособления, которые связаны с обеспечением их водой. У животных это особое строение тела, наличие покровов, способность к миграциям по причине поиска водопоя или во избежание особо засушливых условий.
Почвенные животные приспособились к обитанию в условиях, когда объём мелких полостей в почве составляет и 70%, и 20%, ощущается недостаток воздуха и воды.
№ 3. Объясните значение понятия «раздражимость». Какова роль этого явления в жизни кишечнополостных?
Понятие «раздражимость» подразумевает собой способность живых клеток, тканей или целого живого организма реагировать на какое-то воздействие факторов внешней или внутренней среды изменением своих физиологических и физико-химических свойств. Благодаря наличию у кишечнополостных диффузной нервной системы в результате раздражения по их телу распространяется возбуждение, которое провоцирует сокращение кожно-мускульных клеток. Такой ответ на раздражение, который осуществляется посредством нервной системы, имеет название «рефлекс».
№ 4. Охарактеризуйте признаки, указывающие на принадлежность представителей типа Кишечнополостные к низшим многоклеточным животным.
Кишечнополостные – это низшие многоклеточные свободноживущие животные, у которых отсутствуют настоящие ткани и органы. Их тело состоит из цельного мешка – полости, которая открывается наружу ротовым отверстием, окруженным щупальцами, и двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы.
У них лучевая симметрия тела, нервная система диффузного типа и представлена звездчатыми нервными клетками, которые соединяются между собой длинными отростками и образуют рассеянное нервное сплетение (сеть). Для защиты от врагов и захвата добычи у них есть щупальца, на которых расположены стрекательные клетки.
№ 5. Охарактеризуйте основные признаки усложнения организации кишечнополостных по сравнению с простейшими.
По сравнению с простейшими у кишечнополостных есть кишечная полость, нервная система диффузного типа, представленная звездчатыми нервным клетками. Их тело образовано двумя слоями клеток: наружным – эктодермой и внутренним – эктодермой. Также имеется прослойка – студенистая неклеточная мезоглея.
Также подтверждением усложнением организации кишечнополостных по сравнению с простейшими является наличие у первых лучевой симметрии тела, стрекательных клеток, которые служат для захвата добычи и защиты от нападений врагов, половой системы, рефлекса (раздражимости).
№ 6. Опишите механизм рефлекса у кишечнополостных.
Благодаря тому, что кишечнополостные обладают зачатками нервной системы, они могут реагировать на внешние раздражители. У них можно выделить два типа рефлекса: пищедобывающий и защитный. Например, если уколоть гидру чем-то острым, можно спровоцировать возникновение возбуждения в нервных клетках. Далее сигнал от нервной клетки обрабатывается и поступает по нервной сети в эпителиально-мускульные (кожно-мускульные) клетки. Под воздействием сигнала происходит сокращение кожно-мускульных клеток, и гидра сжимается в комок. Это и есть ответная реакция организма (рефлекс) гидры.
№ 7. Поясните на примере кишечнополостных процесс чередования жизненных форм в жизненном цикле.
Жизненный цикл кишечнополостных достаточно сложен. В нем происходит чередование поколений – полипа и медузы. Полипы – неподвижная или малоподвижная форма. Они живут дольше, образуют целые колонии из сотен и даже тысяч особей и дают начало медузам. Медузы – свободноплавающие формы, которые производят полипы.
Таким образом, в жизненном цикле кишечнополостных происходит правильная смена донного, сидячего и размножающегося вегетативно с поколением свободноплавающих – одиночными медузами, которые размножаются половым путем и находятся в более разнообразных и сложных условиях обитания.
№ 8. Опишите роль кишечнополостных в природе.
Кишечнополостные обитают повсеместно. Это и пресноводные водоемы, и глубины и поверхности океанов, и полярные области, и тропики, и даже грунты. Кишечнополостные представляют собой важнейшее звено в цепях питания Мирового океана. Они регулируют численность ракообразных и рыб, участвуя в образовании биоценозов морей, а также повышают биологическую продуктивность водоемов.
Являются кишечнополостные и сами ценной пищей для морских черепах и некоторых рыб. Также они и природные фильтраторы, так как в больших количествах поглощают взвешенную органику и тем самым очищают морские воды.
В природе кишечнополостные являются и участниками симбионтов с другими организмами. Например, актиния и рак-отшельник или актиния и рыба-клоун. А вот колониальные полипы на мелководье тропических морей могут образовывать коралловые рифы. Коралловые рифы служат местом обитания водорослей-симбионтов, мелких рыб и т.д.
Стр. 59. Какие утверждения верны?
№ 1. Из современных форм кишечнополостные — самые древние и просто организованные многоклеточные животные.
№ 2. Кишечнополостные существуют в природе только как одиночные формы.
№ 3. Для кишечнополостных характерна двусторонняя симметрия.
№ 4. Размножаются кишечнополостные бесполым и половым путём.
№ 5. Гидра реагирует на раздражители благодаря наличию нервных клеток.
№ 6. Рефлексы у большинства многоклеточных безусловные.
Стр. 59. Выберите все правильные ответы
№ 1. Медуза является преобладающей жизненной формой в группе:
в) сцифоидные;
г) коралловые полипы.
Ответ: в.
№ 2. Большинство видов класса Гидроидные существуют в форме:
а) полипов;
б) медуз;
Ответ: а, б.
№ 3. Гидра – примитивное многоклеточное животное, которое:
а) не способно размножаться половым путем;
б) не способно восстанавливать поврежденные или утраченные части тела;
в) не имеет органов дыхания;
г) имеет клетки, захватывающие пищу ложноножками.
Ответ: в, г.
№ 4. Коралловые полипы – группа, включающая в основном колониальные формы кишечнополостных, которые:
а) ведут сидячий образ жизни;
б) имеют известковый скелет;
в) могут ползать по грунту;
г) образуют коралловые рифы и острова.
Ответ: а, б, г.
Стр. 60. Вопросы для обсуждения
№ 1. Какие жизненные формы имеются у гидроидных и у сцифоидных медуз? Чем они различаются?
У гидроидных и сцифоидных медуз присутствует две жизненные формы – полипы и медузы. Полипы ведут прикрепленный, либо малоподвижный образ жизни, тогда как медузы – свободноплавающие в толще воды организмы. Полипы в свою очередь дают начало медузам, а медузы – производят полипы. Таким образом, происходит чередование поколений в течение жизненного цикла гидроидных и сцифоидных медуз.
Однако в жизненном цикле гидроидных преобладают полипы, которые живут дольше и нередко образуют колонии из сотен и даже тысяч особей. Медузы живут одиночно, принимая участие в половом размножении и расселении. В жизненном цикле сцифоидных преобладают медузы, а полипы не образуют колоний. Возникшие в результате почкования маленькие полипы просто отделяются от материнской особи и ведут уже самостоятельный образ жизни. В дальнейшем от каждого полипа по одному отделяются диски, которые и представляют собой маленьких медуз с изрезанными краями – эфиры.
№ 2. От каких организмов произошли кишечнополостные и на основании чего мы можем это утверждать?
Кишечнополостные являются одной из древнейших групп многоклеточных животных, которые ведут водный образ жизни и встречаются во всех морях и пресноводных водоемах. Произошли они от первых примитивных многоклеточных организмов, у которых тело состояло из двух типов клеток – пищеварительных, которые способны образовывать ложноножки, и двигательных со жгутиками. Об этом свидетельствует, например, примитивное двуслойное строение кишечнополостных, наличие внутриклеточного пищеварения, малое разнообразие клеток, которые образуют их тело. А вот предки кишечнополостных взяли свое начало от древних колониальных одноклеточных организмов.
№ 3. Влияет ли хозяйственная деятельность человека на жизнь простейших и кишечнополостных? Ответ поясните.
Иссушая болота, выкашивая леса и луга, уничтожая естественные обитания простейших и кишечнополостных, человека создает негативные условия для их природного обитания. Сокращение численности представителей этих групп ведет к нарушению пищевой цепочки, а значит, и к непоправимым последствиям для всего животного мира.
Некоторые представители кишечнополостных являются объектами промысла человека. Например, медуз используют для приготовления изысканных блюд в Японии и Китае. Коралловые полипы служат материалом для изготовления украшений, предметов искусства и интерьера. Из красных и черных кораллов изготавливают дорогие ювелирные изделия.
Многие простейшие и кишечнополостные вылавливаются для проведения лабораторных исследований, биологических опытов. Значительное уменьшение суммарной массы этих живых организмов через несколько десятков лет негативно отразится на численности популяций огромного числа видов морских животных, например, рыб.
Стр. 60. Темы проектов
№ 1. Возникновение коралловых рифов и островов.
Коралловые рифы представляют собой известковые органогенные геологические структуры. В образовании коралловых рифов и островов главную роль играют твердые коралловые полипы и продукты их разрушения. Несмотря на то, что такие полипы встречаются во всевозможных глубинах и распространены в морях всех поясов, от нижних границ отливов и до громадных океанических глубин, их массовое развитие ограничено относительно узкими вертикальными и горизонтальными пределами.
Процесс формирования коралловых построек интересовал зоологов и геологов уже давно. И в свое время было предложено несколько версий, поясняющих данное действие. Первая из них, предложенная Ч. Дарвином, гласила, что первой стадией образования рифов и коралловых островов является окаймляющий береговой риф. Его кораллы используют в качестве опоры или субстрата. А если условия благоприятны, то активному развитию кораллов ничто не препятствует. Участки рифа, которые находятся вне воды, погибают. А вот с морской стороны риф продолжает нарастать и увеличиваться.
Были еще версии, которые выдвигались позже, но опирались в основном на вулканическую деятельность в земной коре, либо привязанные к потеплениям и похолоданиям в климате Земли. Но они имели слабую доказательность.
Основанием для образования коралловых рифов и островов являются твердые горные породы – прибережья островов и материков, подводные горы. Могут возникать они и на дне, который покрыт илом, но если на его поверхностях есть камни, раковины, либо куски пемзы, к которым могут крепиться кораллы. По мере роста кораллов и увеличения тяжести колонии полипов, которые сидят на куске пемзы, основание ее вдавливается в ил все глубже и глубже. А на верхних частях ее продолжают успешно расти и размножаться коралловые полипы. Достигая основанием плотного грунта, молодой риф получает прочный фундамент, опираясь на который может увеличиваться в размерах и далее.
№ 2. Особенности жизнедеятельности кишечнополостных.
Кишечнополостные являются многоклеточными организмами. Разные их представители передвигаются по-разному. Например, гидры двигаются благодаря сокращению отростков кожно-мускульных клеток на своем теле. Одиночные полипы актинии, как и другие коралловые полипы, имеют в своем строении настоящую мышечную ткань, которая позволяет им переползать из одного места в другое, сокращая мышцы подошвы. А вот для медуз характерным является реактивное движение. Сокращая колокол, медуза может с огромной силой выталкивать воду, образуя толчок, при помощи которого она и передвигается.
По типу питания кишечнополостные гетеротрофы, хищники. Мелкие представители питаются небольшими беспозвоночными организмами, а крупные – дополнительно еще и беспозвоночными. Добычу они заглатывают целиком, предварительно захватывая ее щупальцами и через ротовое отверстие. Непереваренные остатки выходят обратно также через рот.
Дышат кишечнополостные кислородом, который растворен в воде. Газообмен осуществляется через всю поверхность тела. Нервная система состоит из нейронов, которые располагаются под кожно-мускульными клетками и образуют нервное сплетение, соединяясь друг с другом своими отростками. Благодаря такому строению кишечнополостные могут воспринимать раздражение извне, реагируя на них рефлексами. Например, полипам присущи только простые рефлексы, а у медуз есть даже светочувствительные органы и органы равновесия. Размножаются кишечнополостные бесполым (почкованием) и половым путем.
№ 3. Роль кишечнополостных в природе.
Кишечнополостные – это важное звено в пищевой цепочке водоемов. Они не только регулируют численность ракообразных и рыб, но и являются сами ценной пищей для многих обитателей этой среды.
Также кишечнополостные поглощают морскую воду вместе с взвешенной органикой, тем самым очищая водоем от органических веществ. А вот полип актиния питается водорослями, бактериями и простейшими организмами, а потому выполняет роль природного фильтрата.
Некоторые кишечнополостные ведут симбиотический образ жизни. Они поселяются на подвижных водных животных и приносят пользу другим организмам, одновременно получая пользу и для себя. Пример такого симбиоза – актиния и рак-отшельник.
Такие представители кишечнополостных, как коралловые полипы, образуют рифы, а иногда и атоллы – целые острова, которые приставляют собой необычные и особые виды экосистем. Частички отмерших кораллов формируют известковые горные породы.
Глава 5
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви
Тестовый контроль по окружающему миру 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по определению уровня сформированности понятия «природные сообщества» на констатирующем этапе
На основе теоретического исследования понятия «природное сообщество» и требований программ по окружающему миру за 1-4 классы, были определены следующие критерии сформированности понятия «природное сообщество» у младших школьников:
понимание сущности природного сообщества (вопросы 1, 2, 9, 10)
установление первоначального отличия одного природного сообщества от другого (вопросы 2, 11, 12, 13, 14);
усвоение существенных признаков природного сообщества (вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15);
установление связей между признаками конкретного сообщества (вопрос 3, 8);
понимают взаимодействие человека и природного сообщества (вопрос 5, 6, 9, 10).
В качестве показателей сформированности вышеуказанных уровней выбраны следующие качества понятий: правильность, полнота, осознанность.
На основе выделенных критериев разработана комплексная тест, состоящий из 15 заданий.
1. Жизнь на Земле невозможна без растений, т.к. они:
б) дышат, питаются, растут;
в) выделяют кислород;
г) образуют органические вещества.
2. Укажи, какие утверждения верны для луга
а) на лугу растения растут друг с другом;
б) животные распространяют плоды и семена растений;
в) жизнь растений и животных луга тесно связана, они живут сообща.
3. Восстанови цепи питания
Остатки растений __________ __________ трясогузка;
Мятлик мыши _______________________
4. Выбери животных, обитающих только в мелких водоемах.
1) бабочка-капустница; 2) лягушка;
9) тритон; 10) карась;
11) стрекоза; 12) плавунец;
13) катушка; 14) шмель;
15) минтай; 16) клоп-водомерка.
5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос
Как- то геологи, которых сейчас много работает в наших районах, богатых нефтяными, газовыми, другими месторождениями полезных ископаемых, бросили такой клич : кто найдёт способ уничтожить в тайге и тундре комарьё, тому поставят при жизни памятник. Понять геологов можно. Комарьё, или, как его ещё характерно называют, гнус, может довести до бешенства даже стадо диких оленей. Однако уничтожить его повсеместно не только не полезно. Но и вредно. Что может произойти, если уничтожить всех комаров?
6. Найди ошибки в рассказе
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
7. На деревьях обитают…
а) белки, дятлы, кедровки;
б) мыши, зайцы, медведи;
в) кроты, лоси, черви.
8. В лесу растения образуют ярусы… (обведи правильный ответ)
а) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – деревья;
в) верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травы, мхи и лишайники
9. Расскажи, как человек использует луг
10. Приведите примеры неправильного поведения человека в лесу
11. На лугах часто можно встретить кучки рыхлой почвы. Чья это работы?
12. На растения в поле напала тля. Кто поможет в ее уничтожении?
13. Укажи, какие утверждения верны для водоема
а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
14. Какие два сообщества очень похожи животными – обитателями?
15. Какой вид растений растёт во всех природных сообществах?
А) травянистые растения
Степень сформированности понятия «природное сообщество» представляется в трех уровнях:
Низкий уровень- отвечает верно менее чем 50% вопросов
обучающийся не знает точное определение природного сообщества;
не различает различные природные сообщества или различает, но скорее интуитивно, чем на научной основе;
не знает существенные признаки отличия природных сообществ или знает, но не в полном объеме;
называет не все связи между признаками природных сообществ;
понимает взаимосвязь человека и природного сообщества, но не в полном объёме;
Средний уровень- отвечает верно на 50%-74% всех вопросов (8-11 правильных ответов).
обучающийся различает различные природные сообщества, но не определяет в полном объеме их существенные признаки;
называет не все связи между признаками природных сообществ;
понимает взаимосвязь человека и природного сообщества;
обучающийся знает точное определение природного сообщества;
из предложенных вариантов выбирает точное определение понятия;
различает различные природные сообщества;
понимает существенные признаки отличия природных сообществ;
знает взаимосвязь составных частей цепи питания;
понимает взаимосвязь человека и природного сообщества и может самостоятельно их описать.
Личностный тест диагностики экологической культуры обучающихся
Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
1. Хорошо ли ты относишься к природе?
2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых? 3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя? 4. Заслуживают ли внимания явления природы? 5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно? 6. Все ли явления природы тебя интересуют? Ответ
7. Проявляется ли этот интерес в поступках?
8. Ценишь ли ты новизну в природе?
9. Влияет ли природа на твои переживания?
10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?
11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?
12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах?
13. Влияет ли природа на твое поведение?
14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли?
15. Часто ли прогуливаешься среди природы?
16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?
17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы?
18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?
19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах?
20. Или они могут возникнуть позже?
21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?
22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?
23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?
24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?
25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.
Тест по определению уровня сформирован y ости понятия «природные сообщества» на формирующем этапе
На основе теоретического исследования понятия «природное сообщество» и требований программ по окружающему миру за 1-4 классы, были определены следующие критерии сформированности понятия «природное сообщество» у младших школьников:
понимание сущности природного сообщества (вопросы 1, 2, 9, 10)
установление первоначального отличия одного природного сообщества от другого (вопросы 2, 11, 12, 13, 14);
усвоение существенных признаков природного сообщества (вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15);
установление связей между признаками конкретного сообщества (вопрос 3, 8);
понимают взаимодействие человека и природного сообщества (вопрос 5, 6, 9, 10).
В качестве показателей сформированности вышеуказанных уровней выбраны следующие качества понятий: правильность, полнота, осознанность.
На основе выделенных критериев разработана комплексная тест, состоящий из 15 заданий.
в) природным сообществом
2. Красным карандашом подчеркни то слово, которое на твой взгляд лишние
поляна; луг; жилой дом; опушка; река; поле; лес; огород.
3. Восстанови цепи питания
Растения ____________________ коростель;
Цветы мухи _______________________
4. Распредели животных по группам (название животного и название подходящей группы стрелками)