личность что такое в социологии

5. Социология личности

Понятие личности

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений ак-цент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов.

Социальная роль и социальный статус

Виды социальных статусов:

Социологические теории личности

1. Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении.

Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли.

2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности.

3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.

Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует.

Социальное поведение личности

Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реа-лизации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества.

Социальная установка представляет собой предрасположенность человека к определенным действиям, обусловленную ценностным отношением к социальному объекту, и выступает в качестве механизма саморегуляции социального поведения личности.

Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения:

Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальны нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко : жесткие нормы – жесткая система санкций– меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения– это деликвентное поведение– поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.

Социальное действие

Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции.

Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкла-дывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий.

М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собст-венного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия.

1. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция це-лерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица.

2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг.

В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации.

Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовле-творения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие. Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия.

Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей.

В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социаль-ные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов.

Теории социального взаимодействия

1. Символический интеракционизм ( Дж.Г.Мид (1863-1931),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия.

2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значи-мость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями на происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена.

3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов.

Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:

а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;

б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъ-ектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле;

в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия. Пространство воспринимается как единство, выражающее единство группы и наоборот (государство);

г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обоб-ществлении. Согласно Г.Зиммелю отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге);

д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.

Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны.

Источник

Личность что такое в социологии

Социология личности

Социологическое понятие личности

Личность — это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «инди­вид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свой­ственных всей социальной структуре (социальной общности). Мож­но сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек — это один из представителей человеческого рода. Го­воря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых орга­низмов из массы других организмов. Человек, не обладающий соци­альными качествами, не является личностью.

Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общ­ности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по­нятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выде­лить социальные качества конкретного человека.

Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Человек становится личностью, приобретая социальные качест­ва в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить соци­альные качества (например, психически больной) или не имеет та­кой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой че­ловек не является личностью.

Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систе­му общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необхо­димости. В социологии существенное значение имеют не индивиду­альные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования лично­стей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определен­ному социальному типу.

Социальный тип личности — это обобщенное отражение, сово­купность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность (напри­мер, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.).

Типологизация личностей может проводиться по разным осно­ваниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по террито­риальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

Структура личности

К числу важнейших компонентов в структуре личности относят­ся: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Рассмотрим каждый из перечисленных компо­нентов.

Сознание — это способность идеального воспроизведения дейст­вительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историче­скому существу.

Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваи­вать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в соци­альную жизнь общества. Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собствен­ного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а так­же самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях.

Сознание формируется в процессе социализации индивида. По сути это результат социальных отношений и деятельности. Созна­ние позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, созда­вать идеальные образы будущего, находить наиболее эффективные пути удовлетворения своих потребностей, передавать накопленную информацию другим людям.

Культура (в социологии) — это совокупность способов и прие­мов человеческой деятельности, объективированных в материаль­ных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т. д.). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т. е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных.

Культура личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее ин­дивидуальных способностей. Деятельность — это способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру. Суть деятельности заключается в целенаправленном отраже­нии и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Она обладает такими чертами, как осознанность (целеполагание), продуктивность (производство чего-либо), общест­венный характер.

Животные для поддержания своей жизнедеятельности потребля­ют лишь то, что находят в природе. Человек же, в отличие от жи­вотных, способен сам создавать новые, не встречающиеся в природе виды продуктов. Поэтому деятельность присуща только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует ору­дия труда и способы производства.

Социальные статусы и социальные роли личности

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функ­ции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, испол­няет различные социальные функции и роли и имеет множество со­циальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными — приобретенными по рожде­нию (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определен­ной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности бо­лее значимыми являются статусы, связанные с работой (професси­ей), для других — с семейным положением, для третьих — с обще­ственной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общно­сти. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губерна­тор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для миро­вого сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на соци­альное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «со­ратник академика» и тем самым придаем дополнительную значи­мость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недоб­росовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач по­может больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть при­менены различные санкции. Например, руководитель может ли­шиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщи­не-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работ­ницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складываю­щихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщи­ны являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социо­культурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считатюся равнозначными. Например, роль ко­роля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точ­ки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Функциональная целесообразность определяется не только с праг­матических позиций (эффективно — неэффективно), но и с пози­ции социальной значимости той или иной роли. Социальная значи­мость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработ­ную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от тради­ционной культуры, от уровня развития общества и от существую­щих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчи­ны. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных при­оритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

Социализация личности

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведе­ния того общества, к которому он принадлежит. В процессе социа­лизации у индивида формируются социально значимые качества, не­обходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом об­ществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три—шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; пте­нец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородя­щих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвра­щенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность ус­воения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и пол влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества лич­ности пенятся в той или иной культуре, какие статусы и роли явля­ются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различ­ных механизмов (институтов) социализации (семьи, щколы, трудо­вого коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая со­циальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожида­ния, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов — девиации.

Девиация (от лат. devistio — отклонение) — отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (пре­ступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а ин­дивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельства­ми, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях ин­дивидуальной девиации принять говорить — «в семье не без урода».

Групповая девиация — более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных от­клонениях в структуре социализации, а о том, что общие объектив­ные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не на­рушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества — наглядное проявление груп­повой девиации.

Групповая девиация — это своего рода показатель того, что су­ществующие в обществе социальные отношения не отвечают инте­ресам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринима­ется как должное или неизбежное. В коррумпированных государст­венных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник — как об­разец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в дета­ли дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных перио­да жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старос­ти — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качест­венных уровня, два этапа — социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности ус­воить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus внутренний) — процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внут­ренний мир человека. Говорить об интернализации индивида мож­но тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда чело­век идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я — шахтер; мы — русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании соци­ально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаи­модействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому инди­вид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспита­ния и обучения. Основными задачами школьной социализации яв­ляются: сформировать у индивида общее представление об общест­ве и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отноше­ниях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художествен­ная литература, искусство, а также различные неформальные груп­пы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваи­вать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ори­ентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

Самореализация личности

Личность — это объект и субъект социального взаимодействия. Поэтому в процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определен­ным видам деятельности, общая направленность поведения. Актив­ный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых ре­зультатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств.

Самореализация личностиэто стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социали­зации и свои индивидуальные способности и возможности для дости­жения намеченных стратегических целей.

Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегиче­ская цель — это ориентация личности на длительную перспективу.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной дея­тельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разно­образные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспекти­ву. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствую­щую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа: 1) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни; 2) стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, зара­ботать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.; 3) стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех ос­новных факторов: 1)от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее само­реализации; 2) от принадлежности индивида к той или иной соци­альной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.); 3) от социально-психологических качеств самой личности. Так, напри­мер, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены при­держиваться стратегии жизненного благополучия. В демократиче­ском обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее по­пулярной является стратегия жизненного успеха. В социальном об­ществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлека­тельной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Например, индивид в полной мере реализовал стра­тегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стра­тегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.)

Каждая личность в той или иной мере сочетает в себе все виды жизненных стратегий. Но у разных индивидов, в зависимости от об­стоятельств и личностных качеств, проявляются эти стратегии по-разному.

Самореализация личности, как правило, происходит не и одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной дея­тельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разно­образные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспекти­ву. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствую­щую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа: 1) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни; 2) стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, зара­ботать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.; 3) стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех ос­новных факторов: 1)от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее само­реализации; 2) от принадлежности индивида к той или иной соци­альной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.); 3) от социально-психологических качеств самой личности. Так, напри­мер, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены при­держиваться стратегии жизненного благополучия. В демократиче­ском обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее по­пулярной является стратегия жизненного успеха. В социальном об­ществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлека­тельной может быть стратегия жизненной самореализации.

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Например, индивид в полной мере реализовал стра­тегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стра­тегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.)

Каждая личность в той или иной мере сочетает в себе все виды жизненных стратегий. Но у разных индивидов, в зависимости от об­стоятельств и личностных качеств, проявляются эти стратегии по-разному.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *