литература и родная литература разница в чем

Не просто русский

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от «обычного» русского?

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?

Какие именно?

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение. В том же Законе «Об образовании в РФ» сказано, что всем детям «гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.

А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?

Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы «родной язык» и «родная литература» стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.

Выход из ситуации?

Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?

А учебники по новым предметам есть?

Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.

Однако, как рассказали «Российской газете» в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.

Источник

Родной русский и родная литература: зачем в вологодских школах ввели два новых предмета?

Обязательно или нет?

— Ирина Валентиновна, почему в школах появились эти новые предметы?

— Родной русский язык и родная литература вводятся в школах в этому году в соответствии с Законом РФ о языках. Каждый гражданин нашей страны имеет право на изучение родного языка, в том числе и те дети, для которых русский язык является и государственным, и родным. 3 августа 2018 года в Закон об образовании было внесено изменение, которое касалось преподавания и изучения родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка. На основании этого изменения вводится преподавание русского языка не только как языка государственного, но и как родного языка.

— То есть это не факультатив?

— Нет. Это обязательный предмет. Каждая школа должна самостоятельно разработать образовательную программу по этим предметам на основе стандарта. Она сама разрабатывает учебный план и сама выделяет количество часов на изучение этих предметов.

— Получается, предмет обязательный, но сколько часов на него отведут, каждая школа решает самостоятельно?

— К какому времени во всех школах должны появиться эти новые предметы?

— С этого учебного года. Какой язык в качестве родного будут изучать дети, должны решить родители.

— Как именно?

— Родители дают письменное согласие. У каждого ребенка может быть свой родной язык: для кого-то это русский, для кого-то, например, татарский. У нас в Вологодской области пока ситуация решается проще, потому что у нас у большинства детей русский язык родной. Но по закону в начале обучения на каждой ступени обязательно пишется заявление от родителей, которые определяют, какой язык будет в качестве родного изучать их ребенок.

— То есть если в классе практически все русские, а кто-нибудь, допустим армянин или белорус, то родители могут написать заявление на изучение своего языка?

— По закону граждане имеют право на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Так, например, белорусский и армянский язык не являются языками народов России.

Вместо чего?

— Что делать, если у детей уже полная загруженность предметами? По СанПину ведь нельзя ставить дополнительные часы. Родители учеников 14-й школы, например, говорят, что у них родной русский поставили сверх обычного количества уроков.

— Могут ли уроки родного русского идти за счет основного предмета – русский язык?

— Насчет этого есть письмо Министерства просвещения, в котором не рекомендуется так делать.

— Нам рассказали, что, например, в 32 лицее Вологды родной русский ввели на полгода вместо биологии, а в 13-й школе этот предмет «забрал» час физкультуры.

— Повторюсь, это всё компетенция школы.

«Недопустимо изучать учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература») за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (предметная область «Русский язык и литература»), использовать время, отведенное на изучение учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература»), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)»

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

Родной русский

— В чём принципиальное различие родного русского языка и русского языка как государственного?

— В новом предмете родной русский язык усилены культурологический, развивающий и воспитательный компоненты. Этот курс углубляет знания в области русского языка. Учебники очень хорошие! Они подготовлены издательством «Просвещение». Очень известный авторский коллектив: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая и другие. И это замечательно, что появился такой курс.

Например, с 5 по 9 класс проходит сквозным раздел «Язык и культура». Речь идёт о том, что слово – это не простая комбинация звуков, а творческое дело народного духа, как духовный мир русского человека отражается в слове. Курс русского языка направлен на формирование четырех видов компетенций: языковой, коммуникативной, речевой и культуроведческой. Также в курсе родного русского языка подробно изучаются разделы «Культура речи» и «Текст».

— То есть на обычном русском проходят грамматику, правила пунктуации и т.д, а на родном русском, например, историю происхождения слов?

— Да, и история языка – это лишь один из разделов в новых учебниках.

— Приведите какой-нибудь пример из ученика родного русского языка. Например, какого упражнения ни за что не будет на обычном уроке русского?

— Вот, например, открываем, одно из упражнений: «Прокомментируйте рисунок, раскрывая значение слов, называющих степень родственных отношений: жена, муж, свёкр, свекровь, тёща, тесть, шурин, невестка, свояченица, золовка». Здесь ребята не только узнают значения этих слов, но и выяснят, откуда они произошли. Очень много развивающих заданий о культуре русского народа.

В разделе «Текст», например, предлагаются текстовые задания разного типа: как написать реферат, как подготовить сообщение, информационная переработка текста, сжатие текста, подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств, это и написание разных типов сочинений, рассуждений. Основы риторики здесь есть.

Вот, например, учебник для 9 класса, раздел «Язык и культура». В его содержание включены следующие темы: ключевые слова русской культуры, крылатые слова, фразеологизмы. В этом году в одном из КИМов ОГЭ по русскому языку было задание на определение фразеологизма. Справилось только 23 процента обучающихся Вологодской области. Например, дети не могут отличить свободное словосочетание «в горячую руку положил» от фразеологизма («попасть под горячую руку»). Поэтому курс очень полезный, надо его поддерживать и реализовывать в школах.

Или вот, смотрите, учебник для 9-го класса, в разделе «Культура речи» есть правила сетевого этикета.

— Это про то, как в интернете себя вести?

Родная литература

— А что с родной литературой? Там тоже есть учебники?

— Родную литературу мы тоже обязаны преподавать во всех школах. Нарушать законодательство мы не можем. Но пока программы по русской родной литературе в реестре программ нет. Но есть предметные результаты, представленные во ФГОС. Содержание учебного предмета выстраивает учитель.

— То есть описание результата, к которому нужно привести ученика, есть, а подробной программы нет?

— Всё так. Но скоро программа по родной русской литературе, мы надеемся, будет в реестре. Она разработана. Дальше будем ждать интересных учебников. В общем, что мы рекомендуем школам в этой ситуации: в Вологодской области есть совершенно замечательная программа «Литература вологодского края» под редакцией Сергея Юрьевича Баранова. По ней есть учебники, подготовленные издательством «Учебная литература». Мы рекомендуем школам в основу взять эту программу.

— Кстати, как звучит результат? Чему должен научить детей это предмет?

— Здесь несколько пунктов. Например, «понимание литературы, как национально-культурной ценности народа». Или «формирование квалифицированного читателя». Ученик, который изучает родную литературу должен развить способность понимать тексты, отражающие этнокультурные традиции своего народа. Особенности русского характера, русской души. И он должен сформировать читательские умения. По сути этот курс в плане развития читателя является неким дополнением, углублением к общему курсу литературы.

— В учебнике Баранова классики или современные вологодские авторы?

— Курс начинается с изучения фольклорных произведений и древнерусской литературы, затем 18, 19 век и современная литература. Вот посмотрите учебники.

— Смотрим оглавление: Засодимский, Яшин, Белов, Астафьев, Фокина, Романов, Рубцов… А до появления обязательной родной литературы эти учебники Баранова где-то использовались?

NewsVo также собрал отзывы учителей из школ Вологды о том, с какими проблемами они столкнулись при введении родных русского и литературы. Оказалось, что исполнять закон начали до того, как продумали, как это сделать грамотно.

Источник

Введение в школах родного языка и родной литературы: что это, зачем и обязательно ли?

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

С 1 января 2019 года во всех школах России, в том числе и в Новгородской области, будут введены два новых предмета: «родной язык» и «родная литература». Изучать их будут с первого по 11 класс в обязательном порядке.

Закон об изучении родных языков Госдума приняла еще летом. Предполагается, что он защитит права школьников, которые проживают в республиках и считают своим родным языком русский, а не распространенный, например, в регионе национальный. По мнению экспертов, этот закон не про языки, а про принуждение к изучению ненужного языка. Согласно новому закону, каждый сможет выбирать, изучать ему тот или иной язык или нет.

Что касается Новгородской области, здесь этот вопрос менее актуален, потому что родной язык у большинства русский. Но и в нашем регионе есть особенности, которые важно преподавать маленьким новгородцам.

«Мы прекрасно понимаем, что Россия — страна многонациональная, и в некоторых субъектах обучение происходит на своих, национальных языках. Поэтому важно сохранять аутентичность и поддерживать ее. На новгородской земле есть свои особенности: афоризмы, обычаи. Необходимо не просто их сохранять, но и поддерживать изучение. Очень важно, чтобы новгородцы знали исторические особенности региона, в том числе, отраженные в литературе. Ввод родных русского языка и литературы позволит включить в учебный план региональную специфику», — заявил на сегодняшнем брифинге министр образования Новгородской области Павел Татаренко.

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

Также министр отметил, что каждый муниципалитет и школа могут составить расписание, исходя из того учебного плана, который уже введен. То есть, если школа может позволить себе ввести дополнительные часы, она это делает. Если нет — можно вводить предмет в уже имеющиеся часы. Например, 30 минут урока будет отведено русскому языку, 10 минут — родному русскому. Остальные предметы, по словам Павла Татаренко, не пострадают, в ущерб ничего преподаваться не будет, поэтому родителям в этом вопросе беспокоиться не о чем.

Специальной литературы для обучения школьников пока нет. Однако общие рекомендации уже известны всем учителям. Кроме того, министерство образования пообещало оказывать помощь в составлении учебного плана, учебной программы.

Источник

Зачем школьникам родная литература и родной русский язык

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

Новый учебный год для российских мам и пап традиционно начался с сюрпризов. В школьную программу ввели два новых предмета: родной язык и родную литературу. С сентября их стали изучать учащиеся вторых и пятых классов. Оба предмета обязательные. Оценки за них будут выставлять в аттестат. У родителей новшество вызвало массу вопросов. Самый распространённый: чем уроки родного русского и родной литературы отличаются от «обычного» русского языка и «обычной» литературы?

Не так страшен чёрт

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем— Конечно, название «родной русский язык» режет слух, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 5 г. Калуги Ирина КОВАЛЁВА. — Сразу думаешь: а какой язык мы изучали до этого? Наша первая реакция на нововведения была настороженной. Но потом, когда мы познакомились с содержанием предмета, стало понятно, что он направлен на изучение культуры языка, его истории, развитие художественной речи, письменной и устной, пополнение словарного запаса детей. А то иногда доходит до анекдотических ситуаций. Недавно учителя проверяли олимпиадные работы по физкультуре — там есть теоретическая часть. Оказалось, что многие школьники не понимают, что такое манеж со спортивной точки зрения. Некоторые ребята написали, что это приспособление, в которое помещают малышей.

Мы только нащупываем пути преподавания этого предмета. Не всё понятно с учебниками. Учебные пособия есть, и неплохие, но они ещё не до конца прошли экспертизу. Поэтому мы ждём, какое пособие взять в качестве основного. А пока учителям приходится работать и как методистам, то есть изучать большое количество дополнительного материала, перерабатывать его для доступного изложения детям.

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем— Современные дети рождаются чуть ли не с гаджетами в руках, они не умеют общаться, не знают культуры русского языка, — считает учитель 2-го класса средней школы № 5 Татьяна УМНОВА. Её второклассники недавно начали изучать новый предмет. — На уроках родного языка мы будем говорить о традициях русского народа, будем учиться правильно разговаривать. Надеюсь, что благодаря этим урокам мои ученики через какое-то время станут больше общаться вживую, потому что поймут: это намного интереснее, чем нажимать кнопки мобильных телефонов.

Пушкин нам родной или не очень?

Если с родным языком картина более-менее ясная, то с родной литературой всё сложнее. Пока учителя не знают, что именно будет изучаться в рамках этого предмета.

— Родная литература появится в расписании с нового полугодия, — рассказала нам Ирина Ковалёва. — К сожалению, нас ещё не ознакомили с её содержанием. Мы находимся в ожидании и пока не очень понимаем, что должны дать детям в рамках этого предмета.

Хотели, как лучше

Нет у педагогов и чёткого понимания, как действовать, если в школу приходит ребёнок, для которого русский язык не является родным и его родители настаивают на изучении именно своего языка. Примерные школьные программы по новым предметам утверждены по 18 национальным языкам. Но по факту большинство уроков ведут на русском, причём даже в тех регионах, которые исторически являются многонациональными.

Алсу ГАЛЕЕВА живёт в Нижнем Новгороде, где рядом с русскими соседствуют мордва, башкиры и чуваши. У Алсу и её мужа татарские корни. Дома они часто говорят с детьми на татарском. Однако в школе их дочь-второклассница изучает в качестве родного языка русский, хотя родители обеими руками за то, чтобы девочка учила именно татарский.

— Кроме дочери, в классе учится только одна девочка-татарка, — говорит Алсу. — И я прекрасно понимаю, что ради наших двоих детей никто не станет искать преподавателя татарского языка. Занимать же принципиальную позицию: обеспечьте моего ребёнка условиями для изучения именно татарского языка и портить отношения со школой я не хочу. Я прекрасно понимаю учителей и условия, в которые они поставлены. В общем, идея сама по себе хорошая: дать возможность детям разных национальностей изучать свой язык и свою культуру, но условий для её реализации не создано никаких. Получилось криво и непонятно.

В поисках компромисса

Калужские учителя согласны, что к изучению национальных языков российские школы не готовы.

— Понятно, что преподавать какой-то ещё язык, кроме русского, мы не сможем, — говорит Ирина Ковалёва. — Но такая заявка от родителей принимается, и этот вопрос будет решаться не на уровне школы, а на уровне города. Может быть, если появится большая группа детей из разных школ, которые хотят изу­чать, допустим, татарский язык, Управление образования каким-то образом предоставит им такую возможность. Например, в рамках внеурочной деятельности.

В любом случае, если есть желание изучать свой национальный язык, в позу становиться не надо — надо искать компромисс. У нас ещё нет опыта в решении подобных вопросов. Мы не можем сказать, что в таком случае нужно сделать вот так или так. Но мы обязательно будем помогать. Родителей и детей в этой ситуа­ции мы не бросим.

И ещё мы говорим всем родителям: даже если русский язык не ваш родной, вы находитесь в Центральной России, где язык общения — русский. Поэтому для вашего ребёнка будет интересным и полезным изучить его.

Источник

Родные и не очень. Почему в расписании школьников появились новые предметы

Пару лет назад в расписании школьников появилось два новых предмета – родной русский язык и родная русская литература. Более того, отметки по ним решили выносить в аттестат. Новшество вызвало недоумение и кучу вопросов как у родителей, так и у педагогов. Чем, например, отличается родная русская литература от «нормальной»? Разбираемся со специалистами.

литература и родная литература разница в чем. Смотреть фото литература и родная литература разница в чем. Смотреть картинку литература и родная литература разница в чем. Картинка про литература и родная литература разница в чем. Фото литература и родная литература разница в чем

39 тысяч против

Вообще, предметы «родной язык» и «родная литература» существовали ещё в СССР. Но преподавали их в таких субъектах, как, например, Татарстан или Башкирия, где детям действительно не хватало изучения родного языка. В современных реалиях вскоре после возрождения этих предметов назрел вопрос: а что в это время делать русским ученикам? И в школах России ввели обязательное преподавание «родного русского языка».

Учителя протестовали. Идея Минобра хоть и выглядит благим намерением – приблизить подрастающее поколение к языку родных осин, но её воплощение взрывает логику даже простого обывателя. Что уж говорить о вечно загруженных учителях, которых посреди учебного года поставили перед фактом: перекроить программу, втиснув в неё часы новых непонятных предметов.

Недовольство, витающее в воздухе, публично озвучил кандидат филологических наук Павел Федорченко из Белгорода. Он составил петицию, которую подписали 39 тысяч россиян!

«Никто внятно не объяснил, почему в школах, где 100 % детей говорят на русском, где изучаются предметы на русском языке и где уже есть преподавание русского языка, вводится преподавание «родного русского языка», – поясняет белгородец свою позицию. – То есть мы получили отдельный предмет «русский родной язык», по логике вещей, противопоставленный русскому языку. Выходит, что преподавание вообще «родного языка» – победа для национальных языков, но странное положение для русского как родного».

Эротика прогулки

Петиция не помогла: предметы всё равно включили в учебный план как обязательные. Протестовать стало бессмысленно. Педагоги оказались в замешательстве: ни единой программы, ни учебников – непонятно, что вообще с этими предметами делать. Вскоре (сначала на федеральном, потом на региональном уровне) учителям представили разработанную программу. Но устроила она далеко не всех.

Елена Коняева в прошлом году вела родную литературу у 5–6-х классов:

«Тематика – что‑то среднее между краеведческим кружком и дополнительными занятиями по стилистике. «Родная литература» стремится заменить собой проповеди воскресной школы. В воскресной школе лучше: там знают, зачем собрались. А тут просвечивает растерянность и эклектика. Немножко о природе, немножко о сирых и убогих, добавить детское чтение почти вековой, а то и двухвековой давности… Одни и те же авторы, одни и те же произведения в 5-м и 6-м классе. «Книжка счастья» Гарина-Михайловского, басни, притчи Льва Толстого – всё это и так есть в федеральной программе».

По её мнению, многие произведения в региональную программу включены наспех, по заголовкам, а не по возрастным особенностям детей.

«Например, «Первый снег» Петра Вяземского – эротика прогулки вдвоём в тесной кибитке. Сгоряча стала читать вслух пятому классу и остановилась. Сонные на первом уроке дети рисовали и ничего не заметили. Хорошо, что не 6, 7, 8-й класс… В конце года программа предлагает почитать стихи белгородских поэтов – авторы не указываются. Нетрудно догадаться – никто из составителей ими не заморачивал голову».

А между тем, подчёркивает Елена Петровна, ежегодные книжные фестивали «Белогорье» показывают, сколько замечательных, в том числе детских, книг издаётся у нас благодаря рекомендациям регионального Издательского совета. И их качество с каждым годом растёт.

Она перечисляет примеры этого года: написанная великолепным языком сказка Виктора Овчинникова «Как Марья-пращурка поганых басурман одолела», биографический роман из серии «Жизнь замечательных людей» от Александра и Бориса Осыковых – «Зоркое сердце Василия Ерошенко», повесть о детстве Сергея Мильшина «Вовка и корова Люшка», замечательного юмора сборник Станислава Тарасова «Кукубой – страна сказок», остроумные истории Вячеслава Колесника «Жила-была избушка», эссе о выдающихся людях России, о русских поэтах и русских песнях в книгах Станислава Минакова…

«Но, как говорил Пушкин, мы ленивы и нелюбопытны. Велено читать, как жили дореволюционные и довоенные дети. А чувства, стремления, мечты детей нынешних, выраженные в лучших детских книгах, удостоенных премии «Книгуру», «Белогорье», составителям непонятны или неинтересны», – сожалеет педагог.

А Павел Федорченко теперь наравне с другими предметами преподаёт и родной русский язык:

«Отношение моё почти не поменялось, хотя я нахожу, что некоторые темы действительно хорошо повторяются, – отмечает он. – Но так ведь можно было сделать, например, то же краеведение, в том числе на уровне языка и литературы!»

— Кого из местных писателей и поэтов вы могли бы порекомендовать для включения в программу «Родная литература»?

— На ум приходит несколько имён: Василий Ерошенко, Виталий Буханов, Геннадий Ураков, Александр Филатов, Евгений Прасолов. В Губкинском городском округе живёт интереснейший человек, учитель и писатель Александр Малахов, у него есть чудесные рассказы. Можно назвать ещё Николая Страхова (хотя скорее он философ и литературный критик) и писателя Владимира Фёдорова.

Два по 0,5

Как обстоит дело сегодня? В «виртуальной школе» новые предметы выделили в самостоятельные графы, по ним выставляют отдельные оценки за четверть и за год. Но, обзвонив нескольких родителей детей из разных школ, я выяс-
нила, что учебников по ним никто так и не видел. Дети даже не заводят отдельные тетради. Где‑то проходят того же Пушкина, не выделяя «особую» литературу в какой‑то отдельный урок. Более творческие педагоги вовсе махнули рукой на программу и, следуя аристотелевскому методу, учат патриотизму не на бумаге, а в прогулках по родному городу. По старой традиции строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения. На бумаге новые уроки везде ведут, а по факту…

«Фактически сам учитель с молчаливого согласия администрации решает, идти ли ему по программе «родного русского» или использовать свалившиеся на него часы для изучения основного предмета. В этом смысле «два по 0,5» (дважды в неделю по пол-урока. – БП) вполне себе хороши, чем учителя и пользуются. А смысловая сторона вопроса просто игнорируется», – рассуждает Павел Федорченко.

«Ни мы, ни дети не понимаем разницу, – делится мама восьмиклассницы Ирина Комелева. – Да и предмет ведут те же учителя. Раз уж появилась такая возможность, почему бы не отдать часы изучению творчества местных авторов? Это хотя бы ближе и понятнее. Пушкин, конечно, наше всё, но разве для нас он «роднее» земляков?»

Найди пять отличий

Учебные пособия по родной русской литературе для 5-х и 9-х классов «будут выпущены совсем скоро» – заверил первый замначальника областного департамента образования Николай Рухленко.

«В настоящее время, по информации Министерства просвещения РФ, определены научно-методические подходы к преподаванию предмета, разработан проект примерной программы, начата подготовка учебников», – отмечает он.

Во всех белгородских школах в 1–4-х классах есть теперь предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)», в 5–9-х классах – «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)», а в 10–11-х классах – или «Родной язык (русский)», или «Родная литература (русская)». Количество часов на изучение данных предметов определяет сама школа.

Рухленко пояснил, что изучать классиков в часы родной литературы вполне допустимо:

«У классиков, относящихся к так называемому первому ряду национального литературного канона, немало произведений, которые не включены в школьную программу, но не менее интересны».

При этом он подчеркнул, что дублировать друг друга прежний и новый предмет не могут:

«Министерство просвещения РФ наконец‑то выразило позицию, что эти предметы не могут быть интегрированы в один курс. В практике региона один учебный год применялся и такой подход. Но хорошо то, что здравый смысл и педагогическая целесообразность помогли быстро от него отказаться».

У всех должно быть чёткое понимание, что «Родная литература (русская)» и «Литература» – это разные предметы, каждый из них имеет свои цели и каждый формирует свой набор личностных результатов. По родной русской литературе – это воспитание патриотизма, сохранение национальных ценностей и традиций, знание героических страниц русской истории. Соответственно этим целям должны быть отобраны и произведения, в которых ярко представлено национально-культурное своеобразие, то есть русский национальный характер, обычаи русского народа, духовные основы русской культуры. На уроках родной русской литературы должен звучать глубокий историко-культурный комментарий, подчеркнул Николай Рухленко.

По его словам, многие субъекты РФ просто расширили школьную программу за счёт включения новых произведений, другие решили изучать творчество местных писателей и поэтов. Оба варианта одобряются.

«Главный же результат изучения нового предмета «Родная литература (русская)» – это осознание значимости родной русской литературы для осмысления собственной гражданской идентичности, принадлежности к многонациональному российскому народу».

Мнение

Виталий Понских, репетитор по русскому языку и литературе:

«Загадки неисповедимой русской души, безапелляционная героика войны (это неоспоримо важно, но, к сожалению, вытесняет все другие объединяющие исторические события), тоскливый плач Ярославны на лоне родных берёз – этот абстрактный набор у школьника к старшим классам вызывает, мягко говоря, апатию к чтению. Добровольно читающих осталось критически мало. В лучшем случае пролистывают романы Донцовой или ленту «Дзена». К репетитору обращаются, когда понимают, что завалят ЕГЭ (частенько из страха, что родители оставят без карманных денег, летней поездки и т. д.)».

Знакомлюсь с новеньким – родители привели. Спрашиваю, что читал. Мычит, потом нехотя признаётся: всю классику прошёл вчера по сборнику краткого пересказа. И хорошо, если не в аудиоверсии! На вопрос «почему?», вяло парирует: это скучно, пафосно и не имеет ничего общего с его образом жизни и нынешними реалиями в принципе.

На фоне такой картинки чиновники спускают в школы ещё одно «удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы» (фраза из пояснительной записки к программе курса «Родная литература». – БП). Забавно, но разработчики искренне полагают, что новый предмет спровоцирует «чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества».

Глас народа

Мы собрали на наших электронных ресурсах комментарии белгородцев по этой теме:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *