литературоведческий термин то же что и действие

«Маленькая дверь в большой мир»_4 класс

Словарь литературоведческих терминов

литературоведческий термин то же что и действие. Смотреть фото литературоведческий термин то же что и действие. Смотреть картинку литературоведческий термин то же что и действие. Картинка про литературоведческий термин то же что и действие. Фото литературоведческий термин то же что и действие

Абзац

Автобиография

Автограф

Автор

Аннотация

Антонимы

Антракт

Архаизм

Афоризм

1) краткое яркое изречение, выражающее важную мысль; 2) крылатая фраза. Афоризм всегда, в отличие от пословицы или поговорки, имеет автора.

Навигация

МОУ «Лицей прикладных наук»

МУДО «Центр дополнительного образования»

МОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик»

МУ ДО «Центр детского творчества»

Олимпиада_Информатика и ИКТ

МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»

МАДОУ «ДС № 236 Лукоморье»

МУДО «Детско-юношеский центр»

МУДО «Центр детского творчества»

ОУ городского подчинения и ГБУ

Ассоциация попечителей образования

МАОУ «Физико-технический лицей № 1»

МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.

МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области

МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.

МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района

МАОУ Гимназия №2 г.Балаково

МАОУ «ООШ № 10» г. Балаково

МАОУ СОШ №13 г. Балаково

МАУДО ЦДО г. Балаково

МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашов

МОУ «СОШ с. Черкасское»

МОУ «СОШ №11» г. Вольск

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.

МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»

МОУ «СОШ с. Воскресенское»

МОУ «СОШ с. Синодское»

МОУ «ООШ с. Верхазовка»

МОУ «СОШ п. Первомайский»

МУДО «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»

МОУ СОШ с. Андреевка

МБОУ «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

МУ ДО «Дом детского творчества»

МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.

МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.

МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»

МБОУ «СОШ с.Симоновка»

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»

МБУДО «ЦТОТД и М г.Красноармейска»

МОУ «СОШ с.Логиновка»

МУ ДО «Районный Дом детского творчества р.п. Горный «

МБОУ «СОШ № 2 р.п. Лысые Горы»

МОУ «СОШ № 1 р.п. Лысые Горы»

МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш»

МБОУ «СОШ с. Большая Рельня»

МБУ ДО «ЦДОД» р.п. Лысые Горы

МБОУ «ООШ с. Юнгеровка»

МБОУ «СОШ с. Двоенки»

МБОУ «СОШ с. Атаевка»

МБОУ «СОШ с. Бутырки»

МБОУ «СОШ п. Яблочный»

МБОУ «СОШ п. Октябрьский»

МБОУ «СОШ с. Невежкино»

МОУ СОШ с. Подлесное

МОУ «СОШ с. Павловка»

МОУ «СОШ с. Кировское»

МБОУ-СОШ №6 г. Маркса

МОУ «СОШ № 4» г. Маркса

МОУ СОШ с. Звонаревка

МОУ-СОШ с Орловское

МУ ДО – Центр внешкольной работы

МОУ «СОШ п. Динамовский

МОУ «СОШ с. Гремячка»

МУ ДО «ДДТ г. Новоузенска»

Метапредметный курс «Биология + Химия»

МОУ «СОШ п. Сланцевый рудник»

МОУ «Школа с. Новочерниговка»

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

МБОУ «СОШ с. Н. Покровка»

МБОУ «СОШ с.Натальин Яр»

МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»

МБОУ «СОШ имени М.М. Рудченко»

МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Петровск

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.

МБУДО «ДОООЦ «ДЕЛЬФИН» г. Петровск

МУ ДО «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»

МОУ СОШ с. Старая Порубёжка

МОУ «СОШ с. Заволжский»

МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»

МОУ «СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.

МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношеств.

МБОУ «СОШ с. Скатовка»

МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»

МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»

МОУ «СОШ с.Березина Речка»

МОУ «СОШ с. Синенькие»

МОУ «СОШ р.п. Соколовый»

МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»

МБОУ «СОШ №1» р.п. Степное

МБОУ «СОШ р.п. Пушкино»

МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.

МОУ «СОШ с. Сторожевка»

МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка

МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»

МОУ «Татищевский лицей»

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;

МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Звуковая культура речи

Трудовое обучение(технический труд)

Информатика, физика, астрономия

МОУ «СОШ №30 им. П. М. Коваленко»

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

МУ ДО «Центр «Позитив»

МОУ «СОШ п. Пробуждение»

МБОУ «СОШ с. Генеральское»

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»

МОУ «ООШ с. Квасниковка»

МОУ «СОШ п. им. К Маркса»

МОУ «ООШ с. Ленинское»

МОУ «СОШ с.Широкополье»

МОУ «СОШ с. Зеленый Дол»

МОУ «ООШ с. Титоренко»

МБОУ «СОШ с Красный Яр

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

МБОУ «СОШ с. Старицкое»

МОУ «СОШ п. Коминтерн»

МОУ «СОШ с.Воскресенка»

МОУ «СОШ №12 г. Шиханы»

МУ ДО ЗАТО Светлый

МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева

МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»

МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района

Детский технопарк «Кванториум»

История и обществознание

Основы безопасности жизнедеятельности

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Мероприятия для МЦДОДИ

Российские цифровые образовательные платформы

15-16.11.2021Семинар «Дистанционные формы обучения.

Семинар 7 октября 2021

Семинар 18,19 декабря 2020

Курсы для преподавателей

Образовательная сессия 18-20.11.2020

Семинар 20 августа 2020

МАУДО «ЦДТ» Кировский район

МБУ ДО «ДДТ г. Калининск»

МОУ «СОШ с. Клещевка»

МОУ СОШ п. Возрождение

МУ ДО «Дом пионеров и школьников» Романовка

МБУ ДО «ЦРТДЮ» г. Пугачев

МУДО ЦДТ «Светлячок» г. Ртищево

Семинар 19-20 марта 2020

Обучающие семинары для СПО

Семинар для СПО (Базарный Карабулак)

Семинар 18, 20 декабря 2019 года

Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.

Дополнительное образование 23.09.2019

Семинар 27 марта 2019 года

Региональный Краеведческий марафон «Саратовская кр.

Областной конкурс видео и дистанционных курсов «До.

Консультационный центр конкурса «Доступное образо.

Виртуальный исторический класс

Методическое объединение дистанционных педагогов

Источник

Словарь литературоведческих терминов том второй А

«Сила и понимание книги в её своевременном прочтении». В. Белинский.

Чтение собранного мною Словаря предлагаю начать с определения понятий:
ТЕРМИН в литературе и ЯЗЫК как явление в жизни людей.

ТЕРМИНОЛОГИЯ литературоведческая – совокупность терминов и теории литературы, а также литературной критики, обслуживающих литературоведение. Отражает, прежде всего, традиционные, устоявшиеся представления о специфическом объекте исследования. «Большую устойчивость в литературоведении обнаружили термины-концепции, за которыми стоят глубокие теории их авторов: внутренняя форма слова (В. Гумбольдт, А.А. Потебня), мотив (А.Н. Веселовский), остранение (В.Б. Шкловский), теснота стихового ряда (Ю.Н. Тынянов), полифонизм (М.М. Бахтин), образ автора (В.В. Виноградов). В литературоведении нет абсолютно единой, принятой всеми терминологии, поэтому всякому читающему труды представителей разных литературоведческих направлений и школ, особенно зарубежных, нужно уметь ориентироваться в многообразных терминологических языках» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ЯЗЫК не только и не столько средство общения, сколько кибернетическое устройство, управляющее Бытием, в том числе и человеком. Люди, общаясь друг с другом, за счет интеллектуальной речевой активности снабжают ноополе, являющееся аналогом Интернета, морфологическими языковыми структурами, которые управляют жизнью на земле. Подобно материальной плазме, состоящей из водорода и гелия, ноополе состоит из двух этнических языков, арабского и русского. Они же являются системными языками мозга. Через эти языки раскрываются все тайны слова, смыслы священных книг, все мифы, обряды, все загадки поведения как человека, так и животных. «Вначале было слово» – не метафора. (Н.Н. Вашкевич).

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ землян

АБАБА – сирийская песня-жалоба.
АБАДОС – французские провинциальные песни о любви
«АББАТСТВО» – группа молодых литераторов, живших в 1906-1908 гг. недалеко от Парижа, называвших себя группа «А» (имеется в виду утопическое Телемское аббатство из произведения Ф.Рабле). Сюда входили: Ж.Шенневьер, Ж.Ромен, Р.Аркос, Ж.Дюамель и др. Их мировоззрение и художественная практика была направлена против символистов. Создателем унанимизма – поэтически осмысленной социальной психологии – считают Жюля Ромена (1885-1972).

АБЕЛЕ – в голландском театре XVI в. светские драмы куртуазного направления.
АБЗАЦНОЕ членение – приём графического разделения письменной речи в виде отрезков, заключающих сверхфразовые единства. А.ч. применяется в стихах (лесенка Маяковского) или отступ в первой строке строф:
В час полуденный, горячий
Я смотрю в своё оконце
Ясно небо, ясно море,
Ясны тучи, ясно солнце. Л.Украинка
AB OVO – от яйца, с самого начала. Композиционный стиль хронологической последовательности повествования.

АБОМИНАЦИЯ – речевой приём, демонстрация гнева:
Ненавижу тебя,/ Презираю тебя,
Я другого люблю,/ Умираю любя. А.Пушкин
АБСОЛЮТНАЯ метафора – термин разрабатывали Ш. Бодлер (1821-1867)и С.Малларме (1842-1898) А.м. состоит в единстве слова и мысли. Метафорический процесс происходит прежде всего в экспрессионистском мышлении. Такую метафору надо рассматривать как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира.
АБСОЛЮТНАЯ рифма – сближение слов, различающихся мягкостью/ твёрдостью предударного согласного: томный – тёмный.

АБУЗИЯ – вид катахрезы. Рассогласование внутренних форм метафорических наименований: «В безмолвии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья» (А.Пушкин). А. – живей горят змеи … угрызенья.
АВАНГАРДНАЯ культура – утопическое мышление и выражение в европейской культуре ХХ в., ставшее доминирующим. Оно развивается в двух направлениях: как философско-литературный жанр и как способ мышления и выражения, одним из архетипов которого является идеальное общество.
АВАНТЮРНОЕ – один из архетипов человеческого сознания, играющий существенную роль в мировой литературе (эпос, роман, повесть). Особое внимание уделяли авантюризму романтики (В.Скотт, Байрон, Купер). Пример А. в русской литературе – «12 стульев» Ильфа и Петрова.

АВЕРСИЯ – риторическое обращение к олицетворяемому или отсутствующему лицу.
АВИНЬОНСКАЯ школа поэтов – в конце 40-х гг.XIX в. на юге Франции в Провансе Ж.Руманиль (1818-1891) создаёт кружок поэтов. В него входят его ученики: Л.Матье, Ф.Мистраль, Т.Обамель и братья Джиера. Целью А.ш.п. было создание провансальского литературного языка.
АВИТА – португальские песни, наполненные мажорным содержанием. Имели часто счастливый конец. Исполнялись в темпе анданте.
АВРОСТ – погребальные песни района Альп и Пиренеев.

АВТОКОММУНИКАЦИЯ – тип информационного сообщения в культуре, когда информация приходит к тому, кто её отправил (термин Ю.Лотмана). Иными словами, человек говорит с самим собой:
И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко.
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублён. А.Пушкин

АВТОМАТИЗАЦИЯ – русские формалисты (В.Шкловский, Ю.Тынянов) объясняли механизм литературной эволюции взаимоотношением между А. литературного приёма и его «деавтоматизацией» (невозможностью выполнять что-либо без контроля человека), их чередованием в истории литературных форм. В литературе частое употребление разных форм становится автоматизмом, не действует на душу читателя.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ письмо – процесс письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего, не способного управлять движением руки. Он как бы пребывает в трансе. Такое творчество напоминает форму «потока сознания».
АВТОНОМИЯ искусства – эстетическая стратегия независимости искусства от каких-либо внехудожественных контекстов: социального, политического, религиозного и т.п. Стратегия А.и. зародилась в середине ХХ в.

АВТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ лирика – произведения, содержание которых тесно связано с судьбой автора.
АВТОР концепированный – воплощается при помощи соотнесённости всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектом речи – теми, кому принадлежит текст и субъектами сознания – теми, чьё сознание выражено в тексте.
АВТОРИТЕТ – влияние творчества писателей-классиков на творчество современных авторов.
АВТОРИФМА – случайная рифма: апробация диссертации.

АВТОРОЛОГ – филолог, занимающийся авторологией, способный помочь написать книгу.
АВТОРСКАЯ активность – Н. Добролюбов (1836-1861)считал, что для творчества автора наиболее значимо непосредственно-оценочное отношение к жизни, названное миросозерцанием. Г.Поспелов (1930-1992) также рассматривал непосредственное идеологическое познание жизни как источник художественного творчества.
АВТОРСКАЯ воля – «Во всяком литературном произведении – признавал М. Бахтин – наличествует «последняя смысловая инстанция творящего», т.е. творческая воля автора объемлет сотворённый ею мир персонажей».

АВТОРСКАЯ индивидуальность – основное качество настоящего творчества. Такой автор никому не подражает, не копирует. А.и. проявляется в выборе сюжета, в способе его раскрытия, в стилистике. У каждого автора свой индивидуальный язык, своя точка зрения на разные жизненные явления.
АВТОРСКАЯ рифма – рифма, которую нашёл сам автор, её прежде не было: врезываясь – трезвость (Маяковский).
АВТОРСКАЯ цель – сделать читателя соучастником своих мыслей и переживаний. Поднять читателя до тех духовных высот, которых достиг сам автор.

АВТОРСКИЕ возможности – пределы авторских творческих сил, способностей автора.
АВТОРСКИЙ субъективизм – имеет два важнейших компонента. 1. Активное воздействие на читателя, т.е. среда сознательных и направленных утверждений – мыслей, чувств. 2. Слой пассивный, приходящий в произведение от укоренившихся в обществе представлений. Он появляется как бы помимо воли автора (Д.Лихачёв, 1902-1999).

АВТОРСКОЕ мы – обозначение группового адресанта либо в произведении, написанном несколькими авторами, либо выражающего волю определённого коллектива: «Мы все за мир!»
АВТОРСТВО – это словесная, повествовательная доминантно-стилистическая структура литературно-художественного произведения, анализируемая авторологом в аспекте её ориентации на автора. Каждый элемент повествования выполняет знаковую функцию, потому что существует в специфических условиях поэтической реальности, указывая на автора, как на организатора этой реальности и как на организатора реальности словесной.

АГАМА – каноническое сочинение джайнизма.
АГАНАКТЕЗИС – выражение негодования: «О времена! О нравы!» (Цицерон).
АГЕЯ падья – в Индии ХХ в. напевная поэзия, появившаяся в гуджаратской литературе. Зачинателем её был Балвантранте Тхокору.
АГИЛОНЕФ – французские народные песни в честь зимнего солнцестояния.

АГОГИКА речи – учение о ритмическом строении или темпе речи, принимающее во внимание интеллектуальное и эмоциональное содержание произносимого и читаемого текста.
АДАБТУН – в Кандагаре (Афганистан) школа, созданная в XIX в., там обучались навыкам и приёмам поэтического мастерства.
АДИАНОЭТА – двусмысленность. Фраза или слово с прямым смыслом и скрытым: «ждать отдачу долга до греческих календ» (которых в греческом календаре не было).

АДИНАТОН – фигура, в которой трудное сравнивается с невозможным в пользу последнего. «Скорее удержишь стремление вихря, нежели наступление гнева» (И.Рижский, 1755-1811).
АДМИРАЦИЯ – удивление, имитация восхищения или риторическое восклицание: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь).
АДНОМИНАЦИЯ – игра на внутренней форме имени собственного: «Горячеву встречают горячо» (заголовок в газете).

АДРЕСОВАННОСТЬ художественного текста – художественный текст всегда рассчитан на определённую категорию читателя. Есть книги для детей и взрослых. Детские книги также делятся на книги для детей дошкольного возраста и для школьников. Но и школьные книги делятся на книги для младших, средних и старших школьников. Есть книги, предназначенные для иностранцев, изучающих русский язык, и адаптированные издания для начинающих читателей.
АДХИКАРИНА – термин индийского театра: главная сюжетная линия, определяющая поступки главного героя, связанные с достижением цели.

АДЪЮНКЦИЯ – обильное распространение какого-либо члена предложения: Где наша первая встреча,/ Яркая, острая, тайная, / В летний тот памятный вечер /Милая, словно случайная. (Б.Белогорская)
АЗИАНСКИЙ стиль – нарочитая пространность речи с обильными тропами и фигурами.

АЗМАРИ – в Эфиопии сказители. Слагали патриотические и бытовые песни.
АЙДЫШНЫ – в Туркменской литературе жанр перекличек.
АЙТЫСУЖУАП – у каракалпаков поэтические состязания.
АЙЧХИН – в бирманской литературе жанр попевок.
АЙЯР – в сомалийской литературе песня, исполняемая под бубен.

АКАДЕМИЗМ в искусстве – направление в европейском искусстве, сложившееся в XVI в. на основе устойчивой ориентации на нормы и каноны классического искусства, догматическое следование которым обернулось косностью художественного мышления.
АКАДЕМИЯ Гонкуров – одна из высших премий во Франции, создана 19 января 1903 г. По завещанию братьев Гонкур всё их состояние передано в фонд ежегодных литературных премий. Премии должно было присуждать общество из десяти человек, которые и составляли А.Г.

АКАДЕМИЯ (государственная) художественных наук (ГАХН) – высшее научное учреждение для всестороннего изучения всех видов искусства и художественной культуры, основано в 1921 г. в Москве; А. распадается на секции по видам искусств: музыкальную, изобразительную, театральную, декоративную, литературную.
АКАДЕМИЯ делла Круска – академия литературы в Италии. Основана в 1582 г. во Флоренции. Сначала носила шутовской характер, но к концу XVI в. стала крупным литературно-филологическим центром. А. боролась за нормализацию языка и его чистоту. Выпустила в XVII в. «Словарь академии делла Круска». Сейчас готовится новое издание словаря 1863 года.

АКАДЕМИЯ наук и словесности – создана в Сальвадоре в 1888 г. А. выступала против общества «Юность», выпускала журнал «Сальвадорский вестник». В журнале печатались стихи позднеромантических поэтов.
АКАДЕМИЯ поэзии и музыки – основана во Франции в 1570 г. Жан-Антуаном Баифом (1532-1589). Участники А. стремились возродить античную поэтико-музыкальную метрику, защищали связь музыки и поэзии.

АКАТАЛЕКТИКАС — случай отсутствия рифмованного окончания сверх естественной границы стопы: мужское окончание для ямба и анапеста, женское – для хорея и амфибрахия, дактилическое – для дактиля.
АКИСМА – притворство, мнимый отказ: «Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после, – говорил Чичиков» (Н.Гоголь).
АККУЗАЦИЯ – выражение обвинения кратко или пространно, серьёзно или шутливо. Обращено, может быть, к человеку и животному. «Ты паршивый пёс плешивый, /Грязный, гадкий и ворчливый!/ От тебя одна морока,/ Ты блудилище порока!» (А.Рембо, 1854-1891).

АККУМУЛИРУЮЩИЕ кусты – лжетеория К.Каутского (1854-1936), согласно которой культура одной нации (более крупной) должна ассимилировать культуру другой нации. «Интернационализм, понимаемый коммунистически, есть сила, которая приводит к чрезвычайно резкому очертанию национальных физиономий в художественно-бытовом отношении в том числе».(А.Луначарский).
АККУМУЛЯЦИЯ – такое построение речи, в котором все приведённые ранее аргументы к концу выстраиваются в последовательности от слабого (второстепенного) к сильному (главному).

АКМЕИСТЫ второго ряда – С. Ауслендер, Б.Садовский. Они воскрешали в своих стихах атмосферу маскарада галантного XVIII в., ампирную Москву.
А КОНЦЕРТАТИВА – не специально охарактеризованная фигура, связанная с выражением контробвинения.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть сумеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет. А.Грибоедов

АКРОТЕКСТ (крайний текст) – может быть прозаическим и стихотворным. Текст, в котором начальные слова, строки или фразы читаются сверху вниз, составляя слово, фразу или алфавит.
АКРОФОНЕТИЧЕСКАЯ перестановка – перестановка звуков в слове или фразе: санная луната – (лунная соната).
АКСИОСФЕРА – мир ценностей. Центром его являются высшие (онтологические) ценности. Сюда относится
истина, добро, красота, любовь, милосердие, вера, свобода, справедливость.

АКТАНТ – абстрактное выражение функциональной сущности персонажа. Используется для описания
глубинного процесса смыслопорождения (в нарратологии это актор).
АКТАНТОВАЯ схема – формализованное описание персонажей произведения как определённой конфигурации коммуникативных и функциональных позиций.
АКТИВИСТЫ – группа венгерских писателей (Ш.Бартя, Л.Кошак, А.Комят и др.), созданная в 1915 г. Они выступали с антимилитаристской пропагандой.
АКТИВНЫЙ запас (словарь) – количество слов в языке человека, которые он чаще всего использует в повседневной жизни.

АКУСТИЧЕКАЯ рифма – рифма для слуха, но не для глаза: резко – железка.
АКЦЕНТ – является признаком ритмической единицы в акцентном стихе.
АКЦЕНТИРОВКА философского начала в реализме – происходит тогда, когда обобщающая мысль автора находит выражение в собственной эстетической ткани его творчества, в фабуле, часто носящей параболический (иносказательный) характер, в применении различных форм иносказательности, в обращении к условности и фантазии. Всё это привело, по словам Т.Манна, к созданию интеллектуального романа.

«АКЦИОН кружок» – кружок левых немецких интеллектуалов и писателей, основанный в 1911 г. Ф.Пфемфертом (1879-1954). Членами «А.к.» были: Г.Хейм, Л.Рубинер, И.Бехер. Они выпускали журнал «Акцион», «Штурм», пропагандировавший экспрессионистов. «А.к.» существовал до 1932 г.
АЛАКУ – в абхазском фольклоре сказки.
АЛАУНПАЯ (канбаун) – в бирманской литературе в XVIII в. период, распадавшийся на два цикла. Первый цикл (1752-82 гг.) – период развития поэзии. Второй цикл (1782-83 гг.) – время развития драматургии и прозы.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ библиотека – создана при египетском царе Птолемее II в Александрии (Египет). Насчитывала до 700 тыс. книг. В ней работало много античных учёных. В 341 г. А.б. разрушена группой фанатиков.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ филологическая школа – возникла в III-II вв. до н.э. в Александрийской библиотеке (см.). Учёные А.ф.ш. занимались критикой и толкованием текстов, писали реальные и мифологические комментарии, а также занимались вопросами грамматики. Изучали диалекты греческого языка, греческую метрику. Создавали биографии писателей, устанавливали главные роды литературы и каноны образцовых авторов.

АЛЕКСАНДРИЯ – роман об Александре Македонском. Популярная книга на Руси ХIII в.
АЛИЯР – припев узбекской песни.
АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ поэма – один из основных жанров средневековой литературы, восходящий к аллегорическому толкованию Библии. Писался на латинском и народном языке. Образцом этого жанра стал французский «Роман о Розе» Г. де Лорриса и Ж. де Мёна (XIII в.) и анонимная английская поэма «Жемчужина» (XIV в).

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ история – жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в свой переломный момент пошла по иному пути. Случившееся может быть связано с широко известными событиями или с известными историческими лицами. В некоторых произведениях используется идея параллельных миров или возмущения истории успокаиваются путём бесконечного перебора случайных событий. А.и. имеет свои жанры и поджанры. Крипто история – показывает участие в исторических событиях иных сил: магов, инопланетян и т.д. Контрафактическая история – это когда события происходят вопреки реальности. Альтернативная биохимия – когда на земле меняются природные условия. Альтернативная география – когда меняется география земли. Стимпанк – описывается общество находящееся на уровне технологий ХХ-XXI вв. Дизельпанк – об обществе на уровне технологий серединв ХХ в. Постапокалиптика – общество, пережившее крупный глобальный катаклизм эпидемию, ядерную войну).

АЛФАЗ – словесная реализация поэтических мотивов в арабской литературе.
АЛЬПТЫХ НЫКАХ – хакасское героическое сказание.
АМАРГ — в марокканском фольклоре лирические песни, вставляемые в прозаический текст.
АМВРОСИАНСКАЯ библиотека – основана в 1609 г. кардиналом Барромео в Милане. Огромное книгохранилище,открытое для всех.

АМЕРИКАНИЗМ – идея национального своеобразия в странах Латинской Америки, когда утверждение политического и культурного самоопределения бывших колоний сочетается с европеизмом.
АМЕРИКАНСКАЯ мечта – в XIX в. Америка считалась «страной свободы». Но уже в первой трети ХХ в. основной темой литературы стала тема краха «великой мечты». Это особенно ярко показал Д.Лондон в романе «Мартин Иден».

АМОФОНЫ – слова одинаково звучащие, но имеющие разное написание: луг – лук, рок – рог.
АМФИГУРИЯ – нарочитый абсурд. Используется в шутливых произведениях: «Двухметровый дворник ищет место гувернантки» (Чехов).
АМФИДИОРТОЗИС – вопросительный ход, содержащий уточнение: «Он придёт сегодня. Но почему сегодня? Он придёт сейчас!» (А.Пушкин).
АНАГНОРИСМОС – древнегреческий термин, обозначающий узнавание в драматургии. Упоминается в «Поэтике» Аристотеля.

АНАГОРЕЗИС – текст, содержащий запрет, отговаривание: «Не пой, красавица, при мне. » (А.Пушкин).
АНАКЕФАЛЭОЗИС – повторение главного в конце речи. «Скажу в заключение, что он был вообще недурён и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» (М. Лермонтов).

АНАКОНОЗИС – вопрос, предлагаемый слушателям, но за которым скрывается готовое мнение, желание убедить слушателей в его правоте:
Кассий Бруту
… Поставим рядом Цезаря и Брута –
Что ж в Цезаре особенного есть?
Зачем, ты объясни мне, имя это
Должны мы слышать чаще твоего? Шекспир

АНАЛИТИЧЕСКАЯ драма – драматическая ситуация заключается в том, что обнаруживается полная противоположность между видимостью жизни и её подлинной сутью. Задача такой драмы – раскрытие внутренней сути, которая показана в начале пьесы, выяснение истинных отношений между героями пьесы и их настоящей природой.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ психологизм – в литературе разбор самим автором характеров своих героев.
АНАЛОГИЯ – это сходство образов, сюжетов, характеров, тем, мотивов, композиционных и других приёмов. Установление А. есть приём сравнительно-исторического литературоведения.

АНАНТАПАДОН – нарушение грамматической последовательности слов во второй части фразы: одни не хотят говорить, к тому же, может быть, никто ничего не знает.
АНАНТАПОДАТОН – 1.Опущение одного из двух подлежащих, изменяющее структуру фразы: «Наиболее доступен и часто встречается в продаже шестикратный бинокль» (Ф.Зигель). Вместо – «Наиболее доступен шестикратный бинокль, поскольку он часто встречается в продаже». 2. Фигура алогизма, резкая смена темы повествования: «Ко мне, знаете ли, приехала с ночным поездом дорогая гостья… мамаша моей жены. С нею прибыли мои племянницы… Прекрасные девушки. Весьма рад… очень сыро!» (Чехов).

АНАРХО-ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ течение – появилось в Хорватии после первой мировой войны. Поэты (А.Шимоч, Т. Усвич и др.) провозгласили бунт против буржуазной культуры и морали.
АНАФОРИЧЕСКИЙ ритм – выражается в анафоричности начала трёх строф (По холмам… По пескам… По волнам) и тождественности начал всех строк. Кроме первой (Под лучом… Сапожком… За плащом…).
АНАФОРИЧЕСКОЕ местоимение – местоимение, использованное после существительного, с которым оно связано, к которому отсылает.
Из вечных далей вещий вестник ворон,
Он реет и крылами веет полночь. К.Бальмонт

АНАХОРИЗМ – термин принадлежит А.Л.Лоуэллу (1917-1977), означает приписывание той или иной стране того, чего у неё нет: африканская тайга.
АНАЦЕНОЗИС – использование говорящим местоимения «мы» вместо «вы»: «А, милый юноша! – встретил его доктор. – Ну, как мы себя чувствуем?» (Чехов).
АНАЦИКЛИЧЕСКИЙ текст – такой текст, который одинаково читается в обоих направлениях, либо по целым словам, либо по целым слогам: шалаш, ротатор.

АНГЛИЙСКИЕ натуралисты – в 80-х гг. XIX в. в Англии появился жанр литературы – натурализм. Писатели-натуралисты не имели своей теории, как во Франции. Они в своём творчестве обсуждали острые социальные и политические проблемы. Своей заслугой они считали то, что их книги не стыдно будет читать молодой девушке.
АНГЛО-НОРМАННСКАЯ литература – литература, которую принесли в Англию в XI в. норманны после завоевания страны. Это была литература на франко- норманнском диалекте.

АНДЫЛЬЩИНА – у юкагиров полуимпровизированная любовная песня.
АНЕЗИС – добавление заключительной фразы, которая уменьшает эффект прежде сказанного.
Плачу. Вернее пишу, что слёзы
Льются… И.Бродский
А. – фигура уточнения. Она либо уточняет сказанное ранее, либо изменяет смысл на противоположный:
Хорошую ты себе жену нашёл… где-то.
Он очень умён. Как осёл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *