литоральные корабли сша что это
Литоральные корабли США – позор или не очень?
На страницах многих СМИ многие высказались на эту тему. В том числе и авторы, статьи которых можно увидеть и на «Военном обозрении». Высказывания в духе времени:
«…эта позорная история является типичной для американского военно-морского флота»
«История этого проекта – это история бесконечного позора»
«Позорная эпопея с «литторальными боевыми кораблями» будет продолжаться, и позора в ней не убавится» (авторская орфография сохранена) и все в таком духе.
В общем – «позор джунглям».
Но давайте серьезно, без выкриков, попробуем подумать на тему того, хорошо это для нас, или плохо? Так сказать, оценить по-свойски, зрада это или перемога?
Итак, два первых литоральных корабля ВМС США, «Фридом» и «Индепенденс» уходят в резерв. Некоторые «эксперты» уже применили в своих комментариях слово «распил», но увы. До распила в соответствии с принятой в США системой, еще далеко.
Есть в американском флоте такое NISMF. Это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы.
Варианты такие: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв. Перед этим корпус и оборудование корабля тщательно дефектуются и ремонтируются. После ремонта обязательно проводятся швартовные и ходовые испытания. Затем с корабля снимают боезапас, сливают авиационный бензин и масла, вообще, все взрывопожароопасные и скоропортящиеся материалы, кроме основного топлива в танках. Также сливают запасы воды. Все остальное оборудование и имущество хранится на корабле. И в таком виде корабль стоит в определенном месте до 20 лет.
Суда, попавшие в резервный флот, имеют несколько классов, в зависимости от приоритета и количества денег, выделенных на содержание.
Категория «B». Корабли в этой категории сохраняются для возможного использования в будущем. То есть, получат максимальное финансирование на обслуживание. Возможна продажа кораблей из этой категории всем желающим.
Категория «C». Эти корабли будут обслуживаться «как есть». Никаких обновлений и улучшений, просто поддержание рабочего состояния по минимуму.
Категория «D». Это суда на консервации, фактически корпуса с машинами. Фактически не обслуживаются, предпоследний порог перед утилизацией.
Категория «X». Это корабли, исключенные из Регистра военно-морских судов, ожидающие утилизации. Не обслуживаются.
Если корабль попадает в резервный флот, это еще не означает его скорый распил и утилизацию. Нет, вполне может и побарахтаться, хотя литоралов, скорее всего, ждет продажа по остаточной цене.
В любом случае, это лучше, чем стать рифом или быть разрезанным на металл.
Что будет выбрано для литоралов – пока не известно. Но суть не в том. Суть в том, что несмотря на то, что некоторые эксперты, громогласно кричащие «позор!» не понимают двух вещей.
Первое. У США есть где строить корабли всех классов.
Второе. У США есть на что строить корабли всех классов.
«Не зашли» литоральные «Фридомы» и «Индепенденсы»? Случается. И не такое случается. Можно сюда же вспомнить и проект подводной лодки «Сивулф». Отличная лодка для своего времени, до сих пор все три служат, и служат без проблем. Две как обычные лодки, а чем там «Джимми Картер» занимается, сказать очень сложно.
Но проблема не в ходовых качествах. Не в смелом инновационном проекте. В стоимости на тот момент. Потому серию просто взяли и прекратили. А деньги пустили на проект «Коламбия», которая скоро войдет в состав американского флота.
Примерно то же произошло и с «Замволтами». Слишком высокая стоимость с одной стороны и слишком нежная конструкция, особенно в плане электрики. Три корабля в качестве «демонстрации технологии» и на этом все.
А как у нас было с танком Т-14, который «Армата»? Тоже проектная платформа, которая, как выяснилось, стоит столько, что Т-72Б3 и Т-80БВМ оказались «ничуть не хуже» по соотношению «цена/качество». Ну и сложности с производством.
Можно вспомнить историю с «истребителем пятого поколения» Су-57, которые все еще не совсем истребитель пятого поколения. Примерно по тем же причинам Су-35 и МиГ-35 признаны «не хуже».
Ну и о кораблях мы не так давно говорили. О патрульных кораблях проекта 22160.
Установить «Калибры»? Пробовали. Запускать из кормовой части невозможно в силу особенностей конструкции. Перенести вперед – слишком близко ходовая рубка, надо ее полностью перестаивать. Установить ПВО, чтобы корабль начал представлять хоть какую-то боевую ценность – не хватает мощности бортовой РЛС для нормальной работы «Штиля».
А кораблей построили серию. Позор? Ну вроде как да. Только вот по мнению некоторых авторов, у американцев ПОЗОР, а у нас так… позорчик. Бюджет-то в 10 раз меньше.
Но факт, что и у нас умеют строить совершенно ни на что не годные корабли. А потом не знать, что с ними делать.
Мне вот лично очень было бы интересно, как тот же Александр Тимохин написал бы про недоразумение проекта 22160. И в каких фразах. И сколько раз прозвучало бы слово «позор» в его материале.
А теперь самое главное.
Позор или не позор – основная «ценность» литоралов в том, что они есть. И их можно вывести в резерв и продать или разобрать. Это не так важно уже, что с ними станет дальше. Свое дело они уже сделали, то есть, показали, что капризный водомет с не менее капризными турбинами – не самое лучшее решение конструктивно.
Да, скорость у кораблей прекрасная. Если все работает как надо, а с этим как раз были проблемы. Контейнерное сменное вооружение – тоже не самая удачная идея, как показала практика. Не так просто переткнуть контейнеры с помощью крана и соединить кабелями все. Переоборудование и тест/отладки систем могли занять до месяца, так что ни о какой оперативности речь теперь не идет.
В этом убедились и сами американцы, и нас научили. Ну и весь мир теперь в курсе, что модульность – это полезная вещь очень условно.
Но литоралы уже построены. Бюджетные деньги освоены. Все получили денежку: и КБ, и производители комплектующих, от металла до ракет, и судостроители, все.
Это трагедия? Нет. Учитывая размеры американского флота и то, что эти литоралы, корабли охраны мелководья, реально не очень востребованы – можно списывать сразу после спуска на воду и испытаний.
То же самое и с нашими кораблями проекта 22160. Сразу в утиль за ненадобностью.
Это проще, чем потом ломать головы, придумывая, чем бы эти корабли озадачить таким, что им по плечу.
Но на этом стоит весь военно-промышленный комплекс.
Действительно, это так. Выбросим все бредовые мысли насчет конверсии, и что завод по производству танков выживет за счет тары и металлорежущего инструмента, производимого для гражданки. Танковый завод будет хорошо чувствовать себя только тогда, когда производит танки.
В кораблестроении все точно так же. И в ракетостроении.
Недавно разбирали вопрос с новой МБР «Кедр». Она нам сильно нужна, учитывая то, что «Сармат» еще до ума не довели? Нет, совсем не нужна. Но она очень нужна Институту теплотехники, потому что если институт не будет разрабатывать ракеты, он сдохнет.
Военные институты и КБ должны постоянно что-то изобретать и конструировать. Разрабатывать и строить в моделях. Двигать в серийное производство и получать с этого прибыль.
А заводы должны строить эту технику.
Ну никак иначе не получится. Посмотрите в гражданский сектор. Раньше автомобили запросто проезжали миллион на одном двигателе, а сейчас? И так во всем, телефоны, пылесосы, миксеры и кофеварки. Исключение, пожалуй, только автомат Калашникова. Остальное все чем быстрее сломается, тем лучше. Потому что это работа для миллионов людей по всему миру.
Так что все здесь весьма закономерно. ВПК каждой страны должен постоянно осваивать суммы, иначе он просто встанет и обанкротится. И люди, работающие на предприятиях оборонки просто останутся без средств к существованию. Начнется отток кадров и прочие реалии сегодняшнего российского дня.
В США это понимают и не хотят такого расклада.
Поэтому «Сивулфы» дослужат до «дембеля» и будут утилизированы. И вместо них будут строить «Коламбии» или что-то еще, не важно название, важен принцип.
Потому F-22 «Рапторы» тоже как-нибудь доползают до посадки и их заменят на F-35 или F-44. Тоже не важно.
Потому «Фридомы», «Индепенденсы» и «Замволты» уйдут в гавани Резервного флота США и вместо них начнут строить «Арли Берки», «Констеллейшены» и что там еще будет придумано.
Важно то, что «на смену» уже придумано. Есть F-35, есть фрегат «Констеллейшн», который будет строить фирма Fincantieri Marinette Marine. Есть АПЛ «Вирджиния» и будут АПЛ «Коламбия». Вот в этом сомнений нет.
Можно говорить о качестве проектов и стоимости, но вот в том, что они будут строиться, сомнений нет.
И что в этом такого позорного? Вывести из строя неудачную технику – это позор? Но тогда совсем недавно министр обороны Шойгу говорил о полутора десятках видах вооружений, которые убрали по итогам использования в Сирии – это тоже позор?
А корабли проекта 22160 – это тоже, получается, позор?
Или позор – это когда нет современных кораблей, нет денег на их постройку, нет двигателей? И когда приходится устраивать «Тришкин кафтан» с кораблями советской постройки, латая и перелатывая корабли возрастом 30+?
Самое неприятное, что США точно что-то построят взамен неудачных литоралов, АПЛ, эсминцев. У них для этого есть все: заводы, верфи, кадры и, самое главное – деньги. Насколько построенное будет удачнее – время покажет. Но то, что предприятия ВПК США будут обеспечены заказами, это факт.
И что в этом позорного?
А вот то, что Россия сегодня не в состоянии построить корабль, водоизмещением больше 20 тысяч тонн и обеспечить строящиеся крупные корабли дизелями – это не очень радостно. И пока «ничего в волнах не видно», только прожекты в ассортименте, как говорится.
Так что я не стал бы так умильно и обильно радоваться тому, что американцы выводят из состава флота неудавшиеся корабли. Взамен них они тут же начнут строить новые. Предприятия будут обеспечены работой, конструкторы, инженеры, рабочие – все будут довольны. Ну и военные тоже. Благо, в США для этого есть все.
И криков «Позор джунглям» в российской прессе будет явно маловато для того, чтобы ситуация сложилась в нашу пользу. Ибо, как известно, караван американского флота будет идти вне зависимости от того, что будут говорить вокруг.
Литоральные корабли. Теория, критика, реальность LCS
Littoral Combat Ship
USS Billings относится к так называемым литоральным боевым кораблям, или Littoral Combat Ship. Они призваны действовать в прибрежных районах, обеспечивая безопасность судоходства как у побережья США, так и в других стратегически важных регионах. Американский флот имеет два типа LCS с существенными конструктивными отличиями — Freedom и Independence.
На сегодняшний день линейка LCS включает два класса кораблей — Freedom и Independence. Первый представляет собой быстроходный монокорпусный корабль, разработанный Lockheed Martin. Второй — тримаран (трехкорпусный корабль) от компании General Dynamics. С 2006 года на воду спущено 15 таких кораблей. Корабли данного типа могут достигать скорости 45 узлов и проходить без дозаправки более 3500 морских миль.
Литоральные корабли. В теории и на бумаге
Корабли предназначены для борьбы с наземными силами, для разведки и спасательных миссий, доставки десанта и транспортировки грузов. Основной их особенностью является то, что эти корабли имеют модульную конструкцию. На них, при необходимости, можно легко «навесить» различное вооружение и противолодочные или противоминные системы.
Конструкция корабля основана на принципе plug-and-play («включай и пользуйся»).
Модульность выглядит заманчиво. На картинках.
Корабль имеет два сменных экипажа (Gold и Blue), численностью по 40 человек каждый. Кроме того, к ним прибавляются личный состав обслуживания авиагруппы и комплексов специального вооружения, так что общая численность смены составляет около 75 человек.
Высокая степень автоматизации позволяет кораблю обходиться меньшим экипажем, хотя нагрузка на каждого члена экипажа все равно возрастает.
Итак, модульность
На бумаге все выглядело просто: в зависимости от предстоящих задач с кораблей должны были быть сняты ненужные устройства и установлены требуемые. Например, если предстояло столкнуться с минами, LCS оснащают набором сонаров, противоминными плавающими и летающими дронами, системой лазерного разминирования.
Поддержка наземных войск? За 120 часов тот же самый LCS получает пару ударных вертолётов, кубрики под морпехов и набор десантных средств.
Всего было разработано четыре взаимозаменяемых модуля: противолодочный, противоминный, для поддержки наземных операций и для поддержки специальных операций.
Половина же продвинутых технологий просто не работала, ещё часть работала не так, как надо. К заменяемости модулей также возникли вопросы. Помимо того, что замена оказалась существенно более трудоёмкой, чем поначалу планировали, были проблемы и с обучением экипажей. Моряки не могли в равной степени хорошо владеть сразу четырьмя различными системами вооружений, что вынуждало или иметь на LCS «избыточный» экипаж, или же при замене модулей менять и часть команды — внося разлад в сложившийся коллектив.
Ломать копья продолжают
Сколько существует проект литоральных кораблей, столько и ведуться споры вокруг них. Типовые модули должны были устанавливаться в слоты и подключаться к кораблю за считанные часы, а полностью боеготовность корабля должна была восстанавливаться в течение сорока восьми часов.
Согласно последним данным, при необходимости заменить модуль, корабль, с учётом времени на переход в базу и назад, смену экипажа, доставку модуля и его монтаж, выбывает из боевых действий на срок от 12 до 29 дней.
Так же, данный тип кораблей имеет недостаточное количество радаров и ограниченные возможности защиты от противокорабельных ракет. В случае мощного удара у них нет защитного механизма, позволяющего снизить ущерб.
Если обобщить все претензии к LCS, то получим, что:
Пока же
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Убрать вертолёты и десантные средства и прикрутить сонары! Несмотря на критику проекта LCS, американцы продолжают заказывать литоральные — или прибрежные — боевые корабли для своего флота. Что не так с этими кораблями и для чего они могут сгодиться — сейчас расскажем.
Дитё странных времён
Один из многочисленных проектов «кораблей-арсеналов»
Стало ясно, что нужен новый корабль. Сначала моряки немного поиграли с идеей корабля-арсенала — беспилотной стелс-баржей со стратегическим запасом крылатых ракет. Решив, что это слишком радикально, они затеяли программу DD-21 — перспективного эсминца 21-го столетия. Он наследовал многое от кораблей-арсеналов и также предназначался в основном для прибрежных операций. Планировалось построить минимум 27 таких вымпелов для постепенной замены эсминцев класса «Арли Бёрк». Но, посчитав стоимость проекта, политики упёрлись рогом и заявили: нет, столько денег нет и не будет. В 2001 году от работ над DD-21 отказались в пользу двух новых программ — ракетного эсминца DD (X) (более известного всем как класс «Зумволт») и литорального корабля LCS.
Эсминец DD-21, переходное звено от «корабля-арсенала» к «Зумволту»
Главным требованием к LCS была дешевизна. За этим следовала целая куча хотелок: чтобы корабль мог бороться с подводными лодками, работал тральщиком, был эффективным в борьбе с малыми надводными целями и умел проводить разведку побережья и высадку десантных групп. Ранее все эти задачи выполняли разные единицы флота: фрегаты, тральщики, патрульные канонерки и быстроходные транспорты. А теперь должен был делать один корабль, при этом дешёвый — и небольшой, чтобы мог ходить близко к берегу. Перед конструкторами встала непростая задача.
Развитие дизайна различных проектов LCS
В 2004 году «Локхид Мартин» и «Дженерал Дайнэмикс» представили свои проекты. Обе фирмы нашли одно решение, способное удовлетворить требования военных, — модульность. То есть в зависимости от предстоящих задач с кораблей должны будут снимать ненужные устройства и ставить требуемые.
Например, если предстоит столкнуться с минами, LCS оснастят набором сонаров, противоминными плавающими и летающими дронами, системой лазерного разминирования. Поддержка наземных войск? За 120 часов тот же самый LCS получит пару ударных вертолётов, кубрики под морпехов и набор десантных средств.
Всего было разработано четыре взаимозаменяемых модуля: противолодочный, противоминный, для поддержки наземных операций и для поддержки специальных операций.
LCS класса «Свобода» (фото: Devin Bowser/US Navy)
Выбрать между представленными проектами американский флот так и не смог. Более классический вариант от «Локхид Мартин» был дешевле и чуть проще, но тримаран от «Дженерал Дайнэмикс» оказался быстрее и несколько лучше подходил для прибрежных операций. В итоге было принято весьма необычное решение — построить по паре кораблей каждого типа и уже на практике решить, который лучше.
В 2008 году на воду спустили два первых вымпела — LCS-1 «Свобода» от «Локхид Мартин» и LCS-2 «Независимость» от «Дженерал Дайнэмикс».
LCS класса «Независимость» (фото: Keith DeVinney/US Navy)
Корабль без будущего
Ещё в ходе их строительства программу LCS настигли серьёзные проблемы. Она не укладывалась в бюджет — стоимость кораблей росла почти каждый день. Не помогали уменьшение требований и упрощение конструкции будущих модулей. Так боевые единицы потеряли десять узлов скорости и почти все (и так-то небогатые) противовоздушные возможности. Кроме того, прибрежные корабли никак не вписывались в уже существующую концепцию морских сил. Они не были адаптированы под взаимодействие с главными звёздами американского флота — авианосцами — или с их свитой.
Несмотря на активную критику и рост цены, в 2010 году американцы заказали 52 LCS — 26 от «Локхид Мартин» и 26 от «Дженерал Дайнэмикс». Такое решение объяснили желанием ускорить обновление флота и поддержкой промышленности. К тому времени ценник от изначальных 220 миллионов долларов за штуку дошёл уже до 600, и это ещё без учёта цены модулей.
Один из предложенных вариантов усиления LCS — установка на них норвежско-американских противокорабельных ракет «Навал Страйк Миссил» (фото: Kongdberg)
Пока разворачивалось строительство, споры вокруг LCS всё возрастали. К тому времени флот Китая уже набрал силу и стал если ещё не угрозой, то уже вызовом для американцев. В возможном «большом» конфликте для LCS просто не находилось места. Кроме того, возникли серьёзные проблемы с доведением модулей до ума. Половина продвинутых технологий просто не работала, ещё часть работала не так, как надо. К заменяемости модулей также возникли вопросы. Помимо того, что замена оказалась существенно более трудоёмкой, чем поначалу планировали, были проблемы и с обучением экипажей. Моряки не могли в равной степени хорошо владеть сразу четырьмя различными системами вооружений, что вынуждало или иметь на LCS «избыточный» экипаж, или же при замене модулей менять и часть команды — внося разлад в сложившийся коллектив. В итоге к нашему времени более-менее до ума довели только противолодочный модуль. Остальные боеспособны лишь частично.
«Локхид Мартин» FFG (X) — один из проектов для замены LCS
В 2015 году программу LCS сократили до 40 кораблей и начали работу над перспективным фрегатом FFG (X) — который является развитием идей LCS, но при этом адаптированным и для «большой» войны в океане.
Возникает вопрос — что делать с уже заказанными 40 единицами флота, из которых 15 приняты на вооружение? Просто списать и распилить совершенно новые корабли всё-таки жалко. И в последнее время всё больше и больше в прессе и на конференциях обсуждается идея отказаться от модульности корабля. Единственный доделанный модуль — противолодочный, является же единственным, подходящим для большой океанской войны. Отказ от работы над остальными вариантами позволит сэкономить средства, а флот США получит сразу 40 неплохих противолодочных кораблей.
Появление в океане 40 быстрых и незаметных охотников за субмаринами может стать серьёзной угрозой как для нашего, так и для китайского подплава. Пойдут ли американцы на это или же LCS так и останется крупномасштабным, но неудачным экспериментом, пока не ясно.
Программа Littoral Combat Ship: проблема на проблеме
Целью американской программы Littoral Combat Ship («Боевой корабль прибрежной зоны») было строительство большого числа кораблей, способных решать разнообразные задачи на небольших расстояниях от побережья. Было запущено серийное строительство кораблей двух типов, имеющих штатный набор оборудования и способных получать специализированную аппаратуру. Тем не менее, с самого начала испытаний корабли LCS стали сталкиваться с различными проблемами. На этот раз, как сообщают американские средства массовой информации, затруднения технического и административного характера не позволяют провести планируемое на 2018 год развертывание кораблей.
Текущую ситуацию изданию USNI News описал коммандер Джон Перкинс, занимающий пост пресс-секретаря надводных сил на Тихом океане. По его данным, из четырех кораблей LCS, построенных по самому первому заказу, три на данный момент находятся на обслуживании. Так же на мелком и среднем ремонте остаются четыре из восьми более новых кораблей, вступивших в строй чуть позже. Таким образом, из дюжины построенных кораблей службу продолжают только пять – менее половины. Все прочие проходят процедуру Post Shakedown Availability (ремонт и восстановление после похода). Это заметным образом бьет по потенциалу надводных сил.
Имеющаяся ситуация усложняется из-за специфического подхода к эксплуатации и службе кораблей. В 2016 году командование ввело новые методы подготовки экипажей и распределения кораблей между соединениями. В соответствии с этим решением, первые четыре корабля серии должны были остаться на базе Сан-Диего (шт. Калифорния) и взять на себя подготовку новых экипажей. Кроме того, с их помощью планировалось испытывать новые виды оборудования и вооружения для прочих LCS. Все прочие корабли предлагалось сводить в эскадры по четыре единицы.
В составе каждого такого подразделения один корабль должен выполнять функции учебно-боевого. Три оставшихся LCS получают свои собственные задачи: борьбу с береговыми целями, противолодочную оборону и поиск морских мин. Таким образом, три корабля эскадры должны постоянно нести службу, а четвертый привлекается к решению боевых задач при соответствующей необходимости, в качестве средства усиления группы.
Нетрудно заметить, как выглядит реализация подобных планов на данный момент. Из четырех кораблей в Сан-Диего остается только один, способный продолжать подготовку моряков. Две эскадры, пригодные для развертывания, наполовину «обескровлены» и тоже не могут полноценно решать возлагаемые на них задачи. В такой обстановке военно-морские силы должны выполнить утвержденные планы по переброске кораблей на новые базы в тех или иных районах. Очевидно, что они не смогут сделать это в установленные сроки.
USNI News напоминает, что ранее Исполнительный офис программы безэкипажных и малых боевых кораблей (Program Executive Office for Unmanned and Small Combatants) успел огласить планы по развертыванию боевых единиц. Так, в 2018 году планировалось перевести один корабль LCS типа Freedom из Мейпорта (шт. Флорида) в Бахрейн. Этот корабль должен был стать первым LCS в составе 5-го флота США. Кроме того, два LCS типа Independence следовало отправить из Сан-Диего в Сингапур. Предполагалось, что отправка трех кораблей на новые базы позволит повысить боеспособность американских надводных сил в прибрежных зонах и морях Индийского океана.
Последние новости о состоянии имеющихся кораблей, оглашенные коммандером Дж. Перкинсом, позволили USNI News сделать не самые оптимистичные выводы. Издание утверждает, что в текущей ситуации в этом году ВМС США не смогут отправить первый LCS в Бахрейн. Двум кораблям, которые планируется отправить в Сингапур, сначала предстоит завершить процедуру PSA. Затем потребуется подготовка и сертификация экипажей, после чего они смогут уйти на новую базу. Есть все основания сомневаться в том, что в 2018 году в Сингапур прибудет хотя бы один LCS.
В итоге получается, что на данный момент военно-морские силы США не могут отправить «Корабли прибрежной зоны» к новым местам службы ввиду недостаточной численности активной группировки, а также из-за низких темпов подготовки личного состава. Вследствие этого служба LCS на зарубежных базах, изначально запланированная на 2018 год, начнется не ранее 2019-го.
Впрочем, USNI News призывает относиться к имеющейся ситуации с пониманием. Есть ряд объективных факторов, в той или иной мере влияющих на работу флота и способных ухудшить положение дел. Тем не менее, и в этом можно найти положительные моменты.
Наконец, после известных событий прошлого года, имевших трагические последствия, военно-морские силы США стали уделять больше внимания вопросам безопасности. В контексте обслуживания и ремонта это реализуется в виде более аккуратной работы специалистов и повышенному контролю качества. В результате обслуживание по стандартной программе PSA занимает больше времени, и потому корабль дольше остается в доке, не имея возможности выйти на боевую службу.
Упоминается и еще одна проблема, прямо связанная с организацией ремонта. Корабли LCS типа Independence имеют трехкорпусную конструкцию, что накладывает определенные ограничения на их обслуживание. Для проведения большинства требуемых работ, в том числе обслуживания после походов, их приходится ставить в сухой док. Все такие корабли служат на Западном побережье, где в настоящее время наблюдается настоящий дефицит доков. Судостроительные и судоремонтные предприятия загружены флотскими заказами, и не всегда могут принять на ремонт еще один корабль. Это обстоятельство оказывается еще одним фактором с негативным эффектом.
На данный момент ситуация с кораблями Littoral Combat Ship выглядит следующим образом. На базе Сан-Диего служит подразделение LCS Squadron 1 (LCSRON-1), в состав которого входят учебно-боевые корабли USS Freedom (LCS-1), USS Independence (LCS-2), USS Fort Worth (LCS-3) и USS Coronado (LCS-4), построенные по двум проектам. Корабли с бортовыми номерами от единицы до тройки находятся на обслуживании. «Коронадо» недавно вернулся из Сингапура. В обозримом будущем он примет участие в очередных испытаниях противоминных систем. Чуть позже, выйдя из доков, к испытаниям присоединятся прочие корабли, несущие иное оборудование.
На базе во Флориде служит соединение LCSRON-2, уже получившее корабли USS Milwaukee (LCS-5) и USS Detroit (LCS-7). На 2018 год было запланировано начало службы двух новых кораблей – USS Little Rock (LCS-9) и USS Sioux City (LCS-11). В этой эскадре роль учебного судна возложена на корабль USS Milwaukee (LCS-5). Все прочие, в свою очередь, должны участвовать в решении реальных боевых задач.
Нельзя не отметить, что нынешние затруднения с подготовкой экипажей и развертыванием кораблей пополняют и без того немалый список проблем программы LCS. Эта программа была запущена в начале двухтысячных годов, а ее целью было строительство крупной группировки небольших многофункциональных кораблей, способных вести боевую работу в прибрежной зоне. Несколько десятков таких кораблей следовало развернуть вдоль обоих побережий континентальной части США, а также на удаленных базах.
В разработке проекта перспективного корабля прибрежной зоны участвовало несколько компаний; Пентагон принял к реализации сразу два проекта. Один из них был разработан компанией Lockheed Martin, второй – General Dynamics. По именам головных кораблей проекты были обозначены как Independence и Freedom соответственно. «Дженерал Дайнемикс» предлагали строить корабль-тримаран, тогда как проект «Локхид-Мартин» использовал традиционную однокорпусную схему.
К концу прошлого десятилетия в полной мере проявилась новая проблема. Разработка двух проектов и строительство четырех первых кораблей оказались чрезмерно дорогими, и вышли из запланированной сметы. В связи с этим звучали предложения об отказе от программы LCS ввиду ее неприемлемой стоимости. Тем не менее, после некоторого перерыва строительство серийных кораблей продолжилось. Впрочем, перед этим проекты были серьезно переработаны в сторону удешевления.
Также критике подвергался предложенный технический облик кораблей. Техническое задание на них оговаривало решение основных боевых задач, но по реальным характеристикам и возможностям построенные корабли оказались далеки от идеала. В связи с этим развитие двух проектов продолжилось, и корабли стали получать новое оснащение или вооружение. Этот процесс продолжается до сих пор.
Актуальные планы предусматривают строительство 30 кораблей, причем все новые суда соответствуют обновленным и удешевленным проектам. Около трети этих планов уже реализовано, но программа сталкивается с новыми проблемами. В связи с техническими сложностями, необходимостью регулярного обслуживания и спецификой подготовки личного состава около половины готовых кораблей пока не могут выходить в море и решать поставленные задачи. В будущем ситуация может измениться в лучшую сторону, но все равно в течение некоторого времени ВМС США будет сталкиваться с проблемами.
В текущем 2018 году Пентагон планировал провести развертывание трех кораблей LCS на удаленных базах. Один корабль должен отправиться в Бахрейн, еще два – в Сингапур. Как показывает текущая ситуация, подобные планы сдвигаются на следующий 2019 год. Не ранее конца 2018 года удастся вернуть наличные корабли с ремонта и ввести в строй новые. И только после этого LCS смогут служить не только на родных базах, но и в удаленных районах.