лицей что это такое в наши дни
Что такое лицей в современной России?
Далеко не все родители знают, что такое лицей. Мечтая о качественном образовании для своих детей, мамы и папы оказываются перед ответственным и серьезным выбором учебного заведения. В настоящее время существует множество образовательных учреждений разного вида, поэтому важно иметь представление об их отличительных особенностях, чтобы сделать правильный выбор.
Из истории лицеев
Что собой представляют лицей и гимназия? Отличия этих двух типов образовательных учреждений понятны далеко не всем родителям. Лицеи существовали еще во времена древнегреческого философа Аристотеля. В нашей стране они стали открываться только в середине восемнадцатого века, считались элитными учебными заведениями.
Особенности гимназий
В настоящее время у каждой гимназии заключен договор о сотрудничестве с высшим учебным заведением. Основной задачей педагогического состава является качественная подготовка гимназистов к поступлению в вузы. В современных гимназиях ребята получают фундаментальные знания по определенным учебным дисциплинам, перечень которых зависит от направленности работы таких учреждений.
Различия между гимназиями и лицеями
Есть определенные различия и в методике преподавания. Что такое лицей? Это учебное заведение, в котором особое внимание уделяется проведению практических занятий.
Гимназия специализируется на обеспечении теоретической основы. Выпускники специализированных лицеев, открываемых на базе определенных высших учебных заведений, могут быть зачислены сразу на второй курс ВУЗа. Что такое лицей? Это образовательное учреждение, в котором многие учебные курсы читают преподаватели высшей школы.
Гимназическое обучение осуществляется по специальным авторским программам, направленным на подготовку к поступлению и обучению в высшей школе. Профиль выбирается только в старших классах.
Рассуждая над тем, что такое лицей, отметим, что он подходит для тех ребят, которые уже к седьмому классу смогли выбрать свою будущую профессиональную деятельность.
Сравнение лицеев с общеобразовательными школами
В наши дни лицеи особенно востребованы в странах Латинской Америки, в западной Европе. В России в таких учебных заведениях осуществляется профильная подготовка по таким направлениям, как:
Между лицеями и общеобразовательными школами существуют определенные различия. В первую очередь они связаны с возрастными ограничениями. В обычную школу зачисляют детей в возрасте от семи лет, а для поступления в лицей необходимо окончить 6-7 классов.
Образовательный процесс в любом лицее осуществляется по собственным программам. Помимо общих предметов, перечень которых утвержден министерством образования РФ, лицеисты изучают в углубленном варианте несколько предметов, являющихся профильными при поступлении в учебное заведение, с которым у заведения заключен договор о сотрудничестве.
Означает ли это, что лицейское образование будет более качественным, чем в общеобразовательной школе? Безусловно, ребятам, которые во время учебы в лицее прошли профильную подготовку, будет гораздо легче учиться в вузе, чем детям из обычной общеобразовательной школы.
Есть некоторые отличия и в педагогическом составе. В лицее работают не только учителя, но и кандидаты, доктора наук, которые параллельно трудятся в профильном вузе.
Для лицея характерна определенная профильность, что невозможно в рамках простой общеобразовательной школы.
Заключение
Рассматривая особенности лицея, отметим, что можно выделить как общие, так и отличительные характеристики этого типа государственного образовательного учреждения от гимназий, общеобразовательных школ. Сходство заключается в предоставлении качественных знаний для школьников, гимназистов, лицеистов, а также в направленности воспитательного процесса на формирование гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. Существуют возрастные отличия, а также особенности педагогических методик, используемых в работе.
Лицей, колледж и гимназия — в чем разница и что выбрать?
Самая подробная инфа для тех, кто не знает, куда пойти учиться, чтобы точно поступить в крутой универ!
Менять учебные заведения — это нормально. Причины могут быть разные, но когда вопрос стоит ребром, хочется не теряться в странных названиях, а уже начать готовиться к переводу. В этой статье я расскажу тебе, в чем разница между лицеем, колледжем и гимназией и что нужно знать, прежде чем туда подавать туда документы ✨ Готовь свои заметочки, ведь эта информация тебе точно пригодится!
Что такое лицей?
Лицеев за последнее время появилось очень много, как и гимназий. Давным-давно, во времена Александра Сергеевича, так называлось учебное заведение для мальчиков, выпускники которого могли претендовать на должности высших государственных чиновников. Название «лицей» пришло к нам из немецкого языка, а в него из греческого и латыни.
Чем же лицеи отличаются от обычных школ? Расширенной учебной программой, делением на профили (от одного-двух) и основательной подготовкой учеников к поступлению. Часто лицеи находятся под ведомством университетов, например Лицей НИУ при ВШЭ, Горчаковский лицей при МГИМО, Лицей Президентской академиии и так далее.
Еще один интересный момент: многие лицеи не имеют младших классов, потому набор идет от 5 класса и выше. Для поступления во многие лицеи также требуется пройти конкурс.
Требования к поступающим различаются, потому их стоит изучить подробней. Где-то требуют портфолио, некоторые лицеи проводят собственные олимпиады или вступительные испытания. Как я говорила выше, лицеи набирают учеников на профили, так что кандидаты должны понимать, что идут учиться по определенному направлению.
Если ты просмотришь списки лицеев, то увидишь, что большинство из них делают акцент на физику, математику и другие естественно-научные направления. Куда тогда податься гуманитарию? Читай дальше 😉
Что такое гимназия?
«Гимназия» в переводе с греческого — это место для упражнений. Да, слова «гимназия» и «гимнастика» имеют общее происхождение. Гимназиями называли учебные заведения античности, где делался упор на физическую подготовку обучающихся. С 16 века, в Европе, гимназии стали школами для мальчиков, в которых огромное влияние уделяли изучению литературы и языков. Что же происходит в 21 веке?
Современные гимназисты изучают несколько иностранных языков, в том числе и «мертвые», например латынь. Также гимназии делают упор на такие дисциплины, как психология, юриспруденция, история искусств… И все это вместе с обычной школьной программой!
На самом деле, в гимназии не меньше внимания отводят и техническим предметам, но не столько, сколько в лицее. Попасть в гимназию тоже просто так не получится: придется выдержать несколько вступительных испытаний. Но не переживай, жить ты будешь не только обычными уроками: в гимназиях ты можешь записаться на дополнительные курсы, посещать кружки и заниматься спортом. Словом, заскучать будет сложно 🤩
Гимназии при ВУЗах, как правило, начинают принимать учеников с 7 класса. Поступление проводится на конкурсной основе, так что, если для зачисления будут требовать мотивационное письмо или эссе, то лучше как следует постараться.
Что такое колледж?
Это зависит от того, в какой стране ты живешь. Слово «колледж» произошло от латинского «collegium», содружество. На Западе этим словом называют учебные заведения, с которых студенты начинают свой путь к высшему образованию. В России «колледжами» называют бывшие техникумы и училища.
Если лицеи и гимназии — это все-таки школы, то вот колледж нет. Выпустившись из него, ты получишь полноценный диплом о среднем профессиональном образовании, с которым можно идти на свою первую работу и/или поступать в университет.
Это отличный вариант для тех, кому школа уже надоела, а университет кажется страшным местом. В колледже у тебя будет уже не электронный дневник, но еще и зачетная книжка и студенческий билет. Поступать в колледж можно после 9 или 11 класса. Также тебе может быть предоставлено общежитие.
В зависимости от выбранного тобой колледжа, нужно будет подать документы и ждать результатов конкурса. Некоторые колледжи проводят дополнительные вступительные испытания, но тут уже все зависит от выбранного тобой направления.
Что же мне выбрать?
Тут тебе придется заняться самым энергозатратным делом: пошерстить сайты, подумать, что тебе ближе и как ты видишь свое будущее (хотя бы примерно). Если ты все еще учишься в младшей или средней школе, то присмотрись к лицеям и гимназиям. Если старшая школа на подходе, колледжи могут привлечь тебя полноценной подготовкой и адаптацией к универу. Главное — не торопится и сделать правильный выбор. Это, я уверена, у тебя точно получится 😉
Материалы по теме
Общайся и следи за новостями 😉
Читай любимый журнал в электронном формате
Журнал Elle Girl
Подпишись на печатную версию журнала
© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.
Лицеи
Экскурс в историю
Слово «лицей» восходит к древнегреческому «Λύϰειον». Так называлась философская школа, созданная в IV веке до нашей эры неподалеку от Афин самим Аристотелем и просуществовавшая порядка 8 столетий. Нарекли ее в честь храма Аполлона Ликейского. Чуть позднее учебные заведения с тем же названием появились в Древнем Риме, а уже во времена Возрождения лицеями стали именовать школы, занимавшиеся подготовкой будущих студентов университетов. В начале XIX века во Франции лицеи были учреждены указом Наполеона как средние учебные заведения, созданные по лекалам иезуитских коллегий (колледжей), но финансировались, в отличие от них, не религиозными общинами, а самим государством. В ряде других стран лицеи стали полными аналогами гимназий, хотя не везде. Например, в Германии, начиная с 1912 года эти учебные заведения были сугубо женскими, причем давали воспитанницам высшее образование. В Италии же лицеями именовали 3 последних класса гимназии.
Особую роль сыграли лицеи в истории отечественного образования. В XIX веке на территории Российской Империи существовало 6 подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных. Их программа была рассчитана на срок от 6 до 11 лет, охватывала материал как средней, так и высшей школы, а готовили по ней в основном будущих государственных чиновников. К Октябрьской революции в стране осталось всего 3 лицея – Царскосельский, Демидовский, Катковский, – и все они были ликвидированы новым правительством как пережитки самодержавия. Понятие «лицей» вернулось в отечественный педагогический обиход лишь в 1992 году, с принятием первого в новой России закона об образовании. Непосредственно после развала СССР, в 90-е, подобные учебные заведения открывались повсеместно, хотя и в новом качестве – как средние общеобразовательные учреждения с техническим профилем. Кроме того, лицеями нередко стали именовать профтехучилища – те самые ПТУ, где можно было получить начальное профессиональное образование, то есть освоить специальность рабочего или служащего.
Юридический статус лицеев сегодня
До 2013 года лицей фигурировал в законе как отдельный вид образовательного учреждения, а для получения соответствующего статуса нужно было пройти аккредитацию и множество проверок. С точки зрения права положение дел изменилось в конце 2012-го, с выходом обновленного закона «Об образовании в РФ». В нем была представлена иная, упрощенная по сравнению с предыдущей классификация учебных заведений, и все лицеи формально перестали существовать, превратившись, наряду с гимназиями, в так называемые общеобразовательные организации. Многие лицеи при этом сохранили свое название, но на юридическом уровне разница между учреждениями среднего общего образования (школами) исчезла.
Как работают современные российские лицеи
Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.
Особенности учебного процесса
Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.
Расширенные программы
Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.
Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.
Профили
Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:
Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.
Ранняя профориентация
Следующая особенность связана с предыдущей. Поскольку почти все лицеи имеют как минимум 1 профиль, учеба в них способствует профессиональной ориентации подростков. Более того, некоторые лицеи работают на базе вузов или даже академий наук. Сегодня такие школы часто называются предуниверситариями и готовят будущих абитуриентов для конкретных высших учебных заведений. Подобные лицеи есть при СПбГУ, «Политехе», РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ и многих других вузах разного масштаба. Интересный пример – Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, существующий, к слову, уже более 80 лет. Это учреждение среднего общего образования, где, помимо стандартных школьных предметов, углубленно изучают живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Выпускники пользуются преимуществами при поступлении в вузы, подведомственные наряду с самим лицеем Академии художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Петербург) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
Интернаты
Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.
Качество образования
Несмотря на юридические изменения, о которых говорилось выше, лицейское образование по-прежнему считается престижным. Одна из основных причин – сильный педагогический коллектив. Администрация традиционно предъявляет высокие требования при наборе кадров, старается брать учителей высшей и первой категории, а также обладателей ученых степеней. Например, в знаменитом московском лицее «Вторая школа», основанного еще в середине прошлого века, работает 7 кандидатов и 2 доктора наук. Обычные школы в подавляющем большинстве не могут похвастаться таким количеством высококвалифицированных педагогов.
Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.
Условия поступления
Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.
Материальное оснащение
Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.
Плата за обучение
Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.
В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:
Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.
Профессиональные лицеи
В 90-е и нулевые лицеями стали называться не только многие школы, но и ПТУ – учреждения начального профессионального образования, куда можно было поступить, окончив лишь 8 классов, и получить специальность рабочего или служащего. Однако в 2012 году понятие начального профессионального образования из закона исчезло, а многие лицеи превратились в колледжи и техникумы. Некоторые же былое название сохранили, но относятся, как и последние, к профессиональным образовательным учреждениям. Например, петербургский Индустриально-судостроительный лицей открылся еще в 1975 году именно как профтехучилище (ПУ-116) и сегодня считается одним из лучших учреждений профессионального образования по подготовке судовых механиков. С годами перечень специальностей расширился: теперь здесь обучают в том числе парикмахеров, поваров, печников, штукатуров, – всего доступно 14 профессий. В зависимости от направления, учиться можно на базе 8, 9 или 11 классов. Вступительных экзаменов нет, прием ведется на основании заявлений, что роднит лицей с его предшественником – ПТУ. Хоть учреждение и относится к числу профессиональных, поступившие после 8 и 9 классов одновременно с ремеслами осваивают и школьную программу. Подобные учебные заведения сегодня и юридически, и фактически близки к колледжам и техникумам, а потому могут преобразовываться в них, не меняя существенно собственную структуру.
Итак, на вопрос, что такое лицей сегодня и какое образование он дает, ответов может быть 2, но основная масса этих учебных заведений относится к разряду общеобразовательных. Поступать туда стоит, если есть интерес к конкретному направлению и вообще желание учиться, поскольку программа будет насыщенной. Также следует соблюдать осторожность и помнить, что сегодня элитарность лицеев – это дань традициям, и закон не обязывает администрацию их чтить. Но так как объективные сведения о большинстве школ сегодня есть в открытом доступе, найти их и проверить репутацию интересующего учреждения не составит труда.
Современные лицеи
Лицеи являются важной частью системы образования Российской Федерации. Лицей – это фактически профильный тип школы, который считается более престижным образовательным учреждением.
Лицейское образование в России имеет достаточно глубокие корни, достаточно вспомнить знаменитый Царскосельский лицей, где учился Александр Сергеевич Пушкин. Как и в старые времена, сегодня лицей является улучшенной версией школы. Если ваш ребенок уже определился в выборе профессии, как часто бывает, лицей с подходящим профилем может стать оптимальным местом для его обучения.
Сегодня большинство лицеев работает на коммерческой основе, поэтому они разительно отличаются от государственных учебных заведений. Вместо старой краски для отделки используются панели и декоративная штукатурка, умные осветительные системы и современное оборудование. Как правило, современный лицей оформлен в определенном стиле, что делает его уютным и комфортным для учеников.
Каждый лицей позиционирует себя на рынке определенным образом. Например, для учеников и педагогического состава предусмотрена форма. Вариантов лицейской формы очень много, и обычно она отличается от школьной более яркими расцветками и фирменной символикой.
На лицейское образование распространяются законы, однако педагогическая программа для каждого учебного заведения может быть индивидуальной. Это позволяет выбрать лицей с любым уклоном, с гуманитарным или техническим, чтобы в будущем освоение выбранной профессии давалось ребенку легче.
Лицей может существовать в качестве самостоятельного общеобразовательного заведения – обучение в нем ведется с 1 по 11 классы, оплата вносится каждый семестр и требует достаточно больших затрат. Лицейские отделения есть у среднеспециальных образовательных учреждений – помимо основной программы с 9 по 11 класс, обучение включает в себя дополнительные профильные предметы. После окончания лицея, не переходя в другое учебное заведение, ученик проходит более серьезную профессиональную подготовку.
Впрочем, не всегда дела в отечественной системе образования обстояли таким образом. В советское время лицеев было гораздо меньше. Можно сказать, что сегодня они получили особую популярность среди родителей.