литургия панихида что это такое

Первые шаги в храме.
О поминовении

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое
Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Источник

Литургия и панихида – в чем разница: понятие и порядок проведения основных церковных треб, что общего и чем отличается молебен от сорокоуста, проскомидии, отпевания и записки о упокоении усопших

Церковная молитва, произнесенная в храме, имеет великую силу. Но и родные вносят свою лепту: обращаются к Богу, посещают службы. Существует несколько их типов, отличие заключается в порядке проведения, видах молитвенных текстов. Богослужения должны совершаться в определенной последовательности, причем молитвы могут читать за живых и умерших. Важно узнать особенности всех, включая литургию и панихиду: в чем разница, что нужно делать, как молиться.

Понятие и порядок проведения Литургии

Богослужение считается главным в церковных традициях. Полное название – Божественная литургия. Его важность обусловлена совершением таинства Евхаристии. Впервые такая служба была совершена в стародавние времена – еще на горе Синай, где ее провел Иисус Христос.

Также Иоанн Кронштадтский говорил, что «литургия – источник жизни, т. к. сам Сын Божий предает себя в пищу и питие всем верующим».

Существуют разные виды богослужения, они проводятся по определенным дням:

Богослужение разных видов имеет общую структуру:

Все 3 части служатся особым образом, наиболее продолжительной является литургия верных. Отдельная часть службы (начальная) называется обедней, т. к. совершается в первой половине дня.

Церковные записки о здравии и за упокой

Когда совершается богослужение, верующие могут принять в нем участие. Обычно для этого они посещают храм, находятся среди священнослужителей, их помощников, выполняющих основные ритуалы. Но есть еще одна возможность помолиться за усопших – подать записку с именем покойного. Это делают днем ранее или в тот же день, но утром – до начала службы. Подобные записки, только с пометкой «о здравии», могут содержать имена живых.

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое Чтение молебна

Как правильно заполнить и подать записку

Во время богослужения священник поминает многих умерших посредством ранее поданных церковных бланков, поэтому важно соблюдать правила, которые облегчат ему эту задачу. Кроме того, оформление записок особым образом дает возможность сохранить глубокий смысл, соблюсти религиозные традиции. Основные правила:

Желательно также присутствовать на богослужении, а не просто подать требу о упокоении, здравии человека.

Как подать записку об упокоении онлайн

Многие ресурсы предлагают возможность передать имена усопших для поминовения во храме через интернет. Существуют сайты-посредники, а еще у некоторых монастырей, церквей тоже есть свои порталы. Для подачи записки заполняется специальная форма. В ней нужно указать имя покойного, а также данные того, кто просит о поминовении родственника (имя, номер телефона, адрес электронной почты). Дополнительно предлагается внести пожертвование.

Стоимость подачи записки

При подаче бланка лично или через интернет разницы в ценах нет, т. к. отсутствует ставка – обязательная сумма, которую нужно внести. Человек сам решает, сколько он может пожертвовать. Эти деньги пойдут на нужды храма, т. к. при совершении богослужения священнослужители используют вино, просфору и расходные материалы.

Что такое панихида

В день похорон проводится богослужение, призванное помочь душе усопшего преодолеть переход между мирами. Его название – панихида. Введено отдельное определение полной службы – парастас. Она предполагает необходимость ходатайствования за души умерших перед Богом. Время проведения – Всенощное бдение перед Родительской субботой (с вечера пятницы).

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое Панихида

Суть панихиды та же, что и при совершении отпевания, когда отмаливают грехи усопшего, помогают провести его из мира земного к вечности. Но Чин погребения выполняется однократно – перед погребением, когда нетленная оболочка наиболее растеряна и требует помощи. Для сравнения панихида может совершаться намного чаще.

Структура такого богослужения:

Кратким вариантом богослужения является лития. Она больше напоминает молитву – прошение.

Совершается в притворе храма, обязательным является каждение молящихся. Еще один вид службы (заупокойная лития) проводится не только во храме, но и дома у покойного.

Когда и где проводится панихида

Место совершения может быть любым: церковь, жилье умершего, погост, траурный зал. Но предпочтительным все же считается первый вариант, т. к. это святое место, содержит положительную энергию, а потому слова молитвы быстрее достигнут Господа. Однако если их произносит тот, кто назначен Богом для этого, то и в данном случае помощь будет более эффективной: через священнослужителя, как посредника, божественная благодать достигнет верующих живых, а также мертвых.

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое Панихиду могут проводить как в день похорон, так и в любое другое время после смерти человека

Проводить панихиду следует, когда наступают частные поминальные дни (9, 40 день 1 годовщина) Родительские субботы:

Калькулятор подсчёта дней поминок усопшего

Как часто можно заказывать панихиду

Молебен панихиды читается также без привязки к церковным праздникам. Совершают в день рождения усопшего, на именины и любую другую дату, когда родственники ощущают потребность в оказании помощи умершему. Но священнослужители считают, что не следует лишний раз тревожить душу покойного. Достаточно молиться о близком во время общих и частных поминальных дней.

Порядок проведения службы: в храме, на могиле

Порядок чтения молитв сохраняется, т. к. суть богослужения – обращение к Господу о покойных. При этом необязательно совершать службу над открытым гробом умершего (как при отпевании). Целью панихиды является прошение Господа о прощении грехов, а это можно делать в любом месте. Сопровождается действие каждением – символ вознесения духа умершего человека к небесам.

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое Кладбище

Парастас – великая панихида

Богослужение может быть полным или сокращенным. Лития – краткая версия панихиды. Для сравнения существует Великая служба. Она называется парастас, проводится в общие поминальные дни – Родительские субботы. Отличается схемой, а также характером. Причем богослужение на Троицкую и Мясопустную субботу считается более важным, чем в субботы 2, 3, 4 седмицы Великого поста.

Можно совершать парастас и на частные даты (совершается мирскими у себя дома).

Сегодняшний день в православном календаре

Другие церковные заупокойные требы для поминания

Чтобы помочь душам умерших упокоиться, проводят разные богослужения в определенной последовательности и при условии соблюдения некоторого порядка, частоты. Кроме литургии, панихиды, есть и другие службы. Различия между ними:

Значение молитвы родственников для души усопшего

Когда человек умирает, его душа переходит в иной мир, где вынуждена проходить тяжкие испытания, целью которых является великое преображение. Но данный этап сложно пройти самостоятельно, не получив помощи, т. к. нетленная оболочка не имеет возможности покаяться, отмолить свои грехи. Это делают родственники.

Так проявляется главная помощь, которую оказывают близкие душе умершего.

Кроме того, молитва приятна Богу, ибо «Все, чего ни попросите с верою, исполню» (Мф. 21:22). Священные слова, обращенные к Господу искренне, имеют великую силу. По этой причине так важно молиться друг за друга. Тогда тот, о котором совершается молитва, будет спасен (получит исцеление, прощение и т. д.). Такой принцип лежит и при совершении богослужения в честь умерших. Это объясняет, почему произнесение священных слов – лучший способ помочь усопшему, что снижает важность поминок покойных прямо на могилах, совершать обряды, направленные на облегчение участи его телесной оболочки.

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое Молитва за усопшего

Таблица: стоимость заупокойных служб

После смерти человека проводят многие богослужения: сорокоуст заказывают сразу после же, как и панихиду. Их значение сходное, но есть и различия. Решая, что лучше выбрать: сорокоуст или панихиду, нужно придерживаться золотой середины – совершать сразу обе службы. Кроме того, проводят отпевание перед похоронами, а также литургию. Когда заказываются богослужения, прихожанам следует помнить и о важности благотворительности. Средняя цена/размер взносов служб разных видов:

Вид богослуженияСумма, руб.
Отпеваниеот 800
Панихида300-500
Литургия (подать записку)от 10
Сорокоуст300-1500 (разовое, на 1 год)

Для кого предусмотрены заупокойные службы

Всем умершим (кроме святых) необходима забота в виде молитвенного слова. Этот вид помощи оказывается умершим родственникам, коллегам, знакомым. Причем можно заказывать панихиду или сорокоуст не только за новопреставившихся, но и за тех, кто умер довольно давно.

Священнослужители совершают чин поминовения обо всех покойных, усопших в разные времена, начиная с Адама.

Заупокойные службы необходимы еще и тем душам, которые является родственникам во сне. О них также необходимо дополнительно помолиться, поставить свечу. Требуется участие родных и священника. Просить о упокоении близких можно, находясь дома, в храме. Не просят только за святых. Они уже на небесах, пребывают рядом с Отцом Всевышним. Люди могут молиться не только Богу, но также им. Значит, вписывать святых в записки, подаваемые на панихиду, не нужно.

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое Богослужение в храме

Присутствие на службе

Действия, совершенные автоматически, не принесут пользы усопшим и живым. Если родственники пришли, чтобы передать записку о здравии или упокоении, то должны думать о тех, за кого собираются просить, пока пишут их имена. Можно просто помнить о них, молиться, но главное – сохранить светлую память, чувство любви. Тогда записка обретет силу, которую увеличит священнослужитель, произнося священный текст во время панихиды.

Точно так же действует присутствие родственников человека, о котором молятся, на службе. Принято держать свечу, мысленно обращаться к Богу своими словами или просто сохранять чувство благодати, которое возникает на панихиде.

Если ранее уже доводилось читать Требник (книга, содержащая правила молитвы и совершения церковных обрядов во время богослужений), можно тихо повторять молитву со священником.

Источник

Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?

Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.

Панихида

Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.

Парастас

Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.

Лития

Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.

Чин погребения (отпевание)

Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.

Заочное отпевание

Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.

Источник

О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших

литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такоеСмерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31—34; ср. Мф. 4, 2).

Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин обычной панихиды следующий:

После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, — разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

29 августа — праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор : «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Далее последование подобно, как в обычной панихиде.

Диакон : Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш:

Священник и диакон : Христос воскресе: (трижды).

Хор : Христос воскресе: (трижды).

Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, — то ближайших могил.)

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник : 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.

Хор: Христос воскресе: (1 раз).

Священник : 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Хор : Христос воскресе: (1 раз).

Хор: И сущим во гробех живот даровав.

Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…

Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.

Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.

Священник и диакон : Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:

Священник и диакон : Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор : И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор : ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:

Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.

Хор : ирмос 4-й песни. На божественней стражи:

Священник и диакон : припевы (см. выше).

Хор : ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:

Священник и диакон : припевы.

Хор : ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:

Диакон — малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй.

Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:

Хор : ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:

Священник и диакон: припевы.

Хор : ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:

Священник и диакон : припевы.

Хор : ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме.

Диакон : Паки и паки (заупокойная малая ектения).

Хор : Господи, помилуй (см. выше).

Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:

Также стихиры Пасхи со стихами.

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася:

Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы:

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Слава и ныне : Воскресения день:

Со духи праведных скончавшихся:

В покоищи Твоем, Господи:

Диакон : Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).

Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.

Диакон (после возгласа): Премудрость.

Хор : Христос воскресе (трижды).

Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).

Священник, — если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).

Диакон : Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).

Хор : Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды, после чего:

И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.

Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.

Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).

Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). — Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.

После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.

У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста — хоругви.

Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.

На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.

Вообще лития совершается:

на дому перед выносом усопшего в церковь;

после опускания усопшего в могилу;

на дому по возвращении после погребения и

по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).

Лития об усопших на литургии

Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог. И ныне: Едина Чистая. ».

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.

Священник : Боже духо€в. Яко Ты еси воскресение:

Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.

Чин литии вне литургии

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

Чтец : Трисвятое по Отче наш.

Священник : Яко Твое есть Царство:

Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:

Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…

Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

Хор : Господи, помилуй (трижды).

Священник: Боже духов и всякия плоти:

Священник : Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим:

Священник : Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

Хор : Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:

Диакон : Во блаженном успении:

Хор: Вечная память (трижды).

В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея — Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.

Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.

Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.

Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал:

Боже, милостив буди мне грешному ( или грешней) — поклон.

Боже, очисти мя грешнаго (грешную) — поклон.

Создавый мя, Господи, помилуй мя — поклон.

Без числа согреших, Господи, прости мя — поклон.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) — поклон.

Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя — поклон.

Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) ( имя ), моли Бога о мне грешнем — поклон.

После этого читаются обычные начальные молитвы:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).

Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:

Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава : — и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) — имя — (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).

Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).

По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» — см. в конце Псалтири.

После заупокойной молитвы: И ныне — и далее чтение следующей «славы» кафизмы.

По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.

Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).

Купить эту книгу можно
литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое
в розничном
магазине
«Сретение»
литургия панихида что это такое. Смотреть фото литургия панихида что это такое. Смотреть картинку литургия панихида что это такое. Картинка про литургия панихида что это такое. Фото литургия панихида что это такое
в оптовом
интернет
магазине

Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *