лобное место на красной площади что это такое
Лобное место на Красной площади
Сколько там было казней на самом деле?
С Лобного места Иван IV торжественно клялся, что будет блюсти интересы народа. Сюда возлагали мощи святых на всеобщее обозрение. Лжедмитрий I здесь просил перед людьми прощения. Именно на этом возвышении Василия Шуйского провозгласили царем. А при Петре I Лобное место «украсили» головы казненных стрельцов.
Напротив мавзолея на Красной площади располагается таинственная достопримечательность — Лобное место или Царево место.
Это возвышение с каменной оградой. По одной версии, название Лобного места возникло из-за того, что там «рубили лбы» или «складывали лбы». По другой, «Лобное место» — славянский перевод еврейского «Голгофа» (такое название холм Голгофа получил из-за того, что верхняя его часть представляла собой голую скалу, отдаленно напоминавшую человеческий череп). На самом деле слово «лобное» означает всего лишь расположение: Васильевский спуск, в начале которого находится достопримечательность, в Средние века называли «лбом».
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар 1521 года. А в летописи Лобное место впервые упомянуто в 1549 году, когда двадцатилетний царь Иван IV оттуда призывал враждующих бояр к примирению.
Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. А в 1786 году Лобное место сместили восточнее и перестроили из дикого белого камня по проекту Матвея Казакова.
Вопреки распространенному мнению на Лобном месте никого не казнили, так как оно считалось святым.
Здесь оглашали царские указы и проводили торжественные публичные мероприятия. В 1671 году польские послы сообщали, что на Лобном месте государь однажды в год являлся перед народом и по достижении наследником 16 лет показывал его народу. Здесь же объявляли об избрании патриарха, о войне, о заключении мира.
За все время на Лобном месте казнили только старообрядца Никиту Пустосвята. Ну а последняя «казнь» произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке. Также в 1768 году у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Дарья Салтыкова), насмерть замучившая 139 крепостных.
А казнили в Москве обычно на Болоте (современной Болотной площади). Но все же словосочетание «лобное место» иногда употребляют как синоним места казни: некоторые мифы чрезвычайно живучи.
Есть еще версия, что на Лобном месте казнили Степана Разина. После подавления восстания его с братом Фролом привезли в Москву. Окруженная стрельцами телега проследовала по Тверской дороге в Китай-город, а затем по Варварке к Земскому двору на Красную площадь. Здесь смутьянам устроили допрос с пытками.
Степан Разин без единого стона выдержал около 100 ударов на дыбе и даже упрекнул брата, что тот не сдержал крика. После этого Разина подвергли одной из самых мучительных пыток водой: на обритую макушку стали по капле лить холодную воду. Разин перенес и эти муки.
1 мая 1919 года, следуя плану монументальной пропаганды, на Лобном месте установили деревянный памятник Степану Разину «с ватагой» и ближайшими сподвижниками. Автор — Сергей Коненков. Правда, простоял монумент лишь несколько дней.
В пролетарском Музее скульптура тоже надолго не задержалась: памятник кочевал из музея в музей, пока окончательно не пропал. И теперь о скульптуре на Лобном месте напоминают только старые фотографии.
Москва. Лобное место
Кроме этого, место стало культовым после того, как здесь начали выставлять на всеобщее обозрение мощи почитаемых на Руси православных святых и проводить Крестные ходы, которые продолжались вплоть до революции 1917 года.
В дни великого праздника Входа в Иерусалим на Лобное место всегда поднимался патриарх со всем российским духовенством и раздавал царю и высочайшим лицам освященные к этому событию веточки вербы.
В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.
Казни на Лобном месте
Многие горожане и гости города убеждены, будто бы Лобное место служило площадкой для проведения публичных казней (а наиболее впечатлительные непременно вспоминают ещё и Ивана Грозного, который якобы получал садистское удовольствие от кровавых зрелищ, наблюдая за ними с Кремлёвской стены), однако, никаких прямых доказательств этому нет.Голод в Москве в 1601 году. Гравюра XIX века
В действительности это всего лишь мрачная городская легенда: хотя с него могли оглашаться указы о казни, сама экзекуция проводилась в стороне от Лобного места на специальных деревянных помостах, если по какой-то причине её решали провести на Красной площади, но обычно для этого использовали территорию в районе современной Болотной площади. Непосредственно на Лобном месте казнили всего один раз: 11 июля 1682 года по приказу царевны Софьи на нём отрубили голову суздальскому священнику Никите Пустосвяту, противнику церковной реформы патриарха Никона.
Акции устрашения политических противников неоднократно проводились на Красной площади в правление Петра I. 4 марта 1697 году он приказал выставить на всеобщее обозрение останки Ивана Циклера, Алексея Соковнина и трёх других заговорщиков, казнённых в Преображенском селе после покушения на жизнь царя. У Лобного места был установлен новый деревянный столп с пятью спицами, на которые были нанизаны отрубленные головы. На столпе были закреплены металлические доски с текстом обвинительного приговора.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 год
После Стрелецкого бунта 1698 года к смертной казни приговорили 799 стрельцов. Основные экзекуции прошли в Преображенском, однако часть заговорщиков была казнена на Красной площади. Только в один день 13 февраля 1699 года на эшафоте, установленном неподалеку от Лобного места, привели в исполнение 30 смертных приговоров. Головы казнённых и таблички с описанием преступления снова были оставлены на площади. Казни проводились только в южной части Красной площади, вероятно, поэтому очевидцы событий в качестве ориентира называли Лобное место. Это объясняет формирование стереотипа об использовании площадки в качестве эшафота.
Также существует мнение, будто бы здесь могли казнить Степана Разина.
Загадка названия
История Лобного места
Точных данных о том, когда в Москве обустроили Лобное место, нет, но обычно его появление связывают с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. Первое летописное упоминание о нём датировано 1549 годом, когда 20-летний царь Иван Грозный обратился с Лобного места к народу.
Изначально это был кирпичный помост, который в 1597-1598 годах перестроили в камне. В 17 веке Лобное место имело деревянную решётку и установленный на столбах шатёр.«Кремль город» — план из «Космографии Блау». Лобное место изображено в нижней части листа, 1659 год
Изначально Лобное место было создано из кирпича, в 1599 году в правление Бориса Годунова перестроено в камне и окружено решёткой. В то же время рядом была установлена на деревянном лафете Царь-пушка. Факт её нахождения на площади подтверждён в описании шведского посланника Станислава Немоевского, который прибыл в Москву в 1606 году: «Вблизи… стоит большое и длинное орудие, в котором рослый мужчина может сесть, не сгибаясь, я сам это испытал». Также изображения Царь-пушки задокументированы в гравюрах и рисунках европейских путешественников XVII века. Нынешний вид Лобное место приобрело после реставрации 1786 года.Августин Мейерберг «Кремль с востока», 1662 год, Лобное место и царь пушка.
В 1786 году его коснулась достаточно радикальная перестройка по проекту архитектора Матвея Казакова: Лобное место перенесли немного восточнее его изначального расположения и возвели из дикого тёсаного камня по прежнему плану, добавив каменные перила. Так что, хотя Лобное место и называют памятником древнерусской архитектуры, в действительности в современном виде оно появилось лишь ближе к концу 18 века.Николай Найдёнов Лобное место, 1884 год
Наибольшую роль в жизни Москвы Лобное место играло в допетровские времена, когда его использовали в качестве царской трибуны: после воцарения Петра I и последующего переноса столицы в Санкт-Петербург эта функция отпала, и фактически его продолжали использовать только при совершении крестных ходов на Красной площади.
После того, как столицей Российского государства стал город Санкт-Петербург, Лобное место на Красной площади утратило свою важную роль, и надобность в нем отпала (к счастью, это не привело к его демонтажу ни тогда, ни в последующем).
Первая реставрация Лобного места пришлась на 1753 год. Работы были выполнены архитектором Дмитрием Васильевичем Ухтомским по указу Сената.
Перестройку исторического объекта выполнили уже в 1786 году на основании плана благоустройства городских площадей, представленного Екатерине Второй тогдашним главнокомандующим Москвы Яковом Александровичем Брюсом. Работу выполнил архитектор Матвей Федорович Казаков.
Художник Ф.Я. Алексеев, Красная площадь в Москве, Третьяковская галерея
За основу был взят старый план Лобного места, но поднимали его уже из тесаного камня белого цвета. Круглый помост по периметру оградили каменными перилами, которые прерывались чугунной решеткой с западной стороны, смотрящей прямиком на Спасскую башню. К возвышению-трибуне вела лестница с устроенными 11-ю ступенями. Новое место под объектом было несколько смещено в восточном направлении от первоначального месторасположения.Лобное место. Москва. Российская империя. 1900-е..
Фото 1914 года
После Революции 1917 года Лобное место стало объектом ленинской монументальной пропаганды: на нём был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», изготовленный и раскрашенный в стиле народной игрушки скульптором Сергеем Конёнковым.Спустя буквально пару недель памятник перенесли в Первый Пролетарский музей, чтобы не портился от погоды, а потом потеряли.
В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).
Впоследствии Лобное место рассматривалось исключительно в качестве культурной достопримечательности.
История Лобного места связана и с событиями августа 1968 года, когда здесь проводилась сидячая забастовка в знак протеста по поводу ввода войск Советского Союза на территорию Чехословакии для усмирения восставших против социалистического строя.
Во время парада в 2004 году
А еще интересно. В 2014 году 2 августа по Ильинке и по Красной площади до Лобного места в Москве, по традиции, прошел крестный ход в честь небесного покровителя десантников — пророка Илии.В нем приняли участие сотни военнослужащих Воздушно-десантных войск. Вместе с ними крестным ходом прошли и представители руководящего состава ВДВ. На Лобном месте священники совершили молебен и пропели многолетие защитникам родины и, в частности, «воинству Воздушно-десантных войск», отмечающему сегодня 84-й год со дня своего образования. Праздник стал традиционным для города Москвы и в этом году состоится уже в 12-й раз после возрождения традиции проведения крестного хода по улице Ильинке, приуроченного к дню памяти Пророка Илии.
Лобное место – древнерусский памятник архитектуры
Фото Лобного места на Красной площади
Площадь Революции, Театральная, Охотный Ряд
На Красной площади Москвы сконцентрировано очень много памятников архитектуры, особое место среди которых занимает Лобное место – небольшое округлое возвышение с каменной оградой. В далеком прошлом данное сооружение использовалось царями и другими высокопоставленными лицами во время праздничных мероприятий для оглашения указов или провозглашения торжественных речей.
Изначально постройка представляла собой невысокий помост из кирпича, огражденный деревянной решеткой. После неоднократных реконструкций, Лобное место стало возвышенным сооружением в окружении невысоких каменных перил с постаментом в самом центре конструкции. В западной части Лобного места находится дверь с железной решеткой, через которую на верхнюю площадку ведут одиннадцать ступенек.
Происхождение самого названия «лобное» до сих пор на 100% не выяснено. Одно с предположений гласит, что такое название связано с ранее проводимыми здесь казнями, которые в древности называлось «складывать лбы» или «рубить лбы».
Другой вариант объяснения в том, что это обычный перевод еврейского слова «Голгофа», которое само по себе ассоциируется со складываемыми черепами на месте смертных казней в древнем Иерусалиме (если посмотреть на план Лобного места, то можно увидеть, что своими контурами он напоминает череп).
Наиболее приемлемой версией считается следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, который круто опускается к Москве-реке. Места с такими перепадами высот на Руси назывались «Лбами».
История появления Лобного места на Красной площади
Следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Впервые оно упоминается в некой рукописи от 1549 г., когда на Лобном месте двадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.
О Лобном месте на Красной площади также упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. По описаниям того времени, постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (сегодня – Спасских) ворот Кремля.
Все последующее время, вплоть до переноса столицы Российского государства в Санкт-Петербург, постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя; здесь дважды в год государь представлял своему народу наследника, (до тех пор, пока последний не достигал совершеннолетия); здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и о подписании мирного соглашения; около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра I, а у его ступенек лежало обезображенное тело Лжедмитрия I.
В 1753 г. Лобное место было отреставрировано архитектором Д.В. Ухтомским, а в 1786 г., по проекту русского зодчего Матвея Казакова, постройка была смещена в восточном направлении и частично перестроена.
С давних времен и вплоть до октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Когда праздновался «Вход в Иерусалим», патриарх восходил на Лобное место и с него раздавал царю, боярам и духовенству освященную вербу, а по завершению церемонии – уезжал с площади на осле, ведомого самим царем!
В 1919 г. на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено демонтировать и перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции).
В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).
В 1968 г. у Лобного места проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии, восставшей против социалистического строя.
На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади и охраняется государством.
Известен интересный факт: до недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России».
Адрес: Москва, Красная площадь
Дата возникновения: 1549 год
Координаты: 55°45’11.7″N 37°37’21.0″E
Приходящие на Красную площадь туристы любят фотографироваться возле округлого постамента, который возвышается неподалеку от памятника Минину и Пожарскому. Приметное место видно издалека. На протяжении веков его использовали для оглашения самых важных государевых указов и приведения в исполнение смертных приговоров.
Лобное место на фоне Московского Кремля
История знаменитого помоста
По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.
Вид Лобного места сверху
В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой. После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.
В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».
В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».
Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками
Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.
Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.
Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.
Лобное место на фоне ГУМа
Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.
История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.
В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».
Лобное место на фоне собора Василия Блаженного
Реконструкции
Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.
В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.
С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.
В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.
Внутри Лобного места
В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.
Как выглядит архитектурный памятник в наши дни
Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.
Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.
Мемориальная табличка на стене Лобного места
Как добраться
До исторического памятника нетрудно дойти пешком от станций московского метрополитена «Китай-город», «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» или «Александровский сад». Неподалеку от знаменитого помоста делают остановку городские автобусы № 158 и М5.