логика г гегеля строится на утверждении что
Г. Гегель. Наука логики. Лекция от 12. 11. 2014 г
Г.Гегель. «Наука логики». Лекция от 12.11.2014 г.
В анатомии обезьяны очень многое не увидишь из того, что потом проявилось в человеке. Это ещё было не заметно и не наблюдаемо, то, что проявилось в развитой форме человека. Если вы пришли к более сложному, и разобрались в более сложном, значит, вы разберётесь и в более простом. Какие-то ростки и намётки на основании знания сегодняшнего можно увидеть в предыдущей анатомии (категории). В основе любого транспортного средства лежит колесо, то есть то, что никогда не изменяется в изменениях. Изобретение колеса, по значению, значительно выше, чем изобретение автомобиля.
Все последующие изобретения никакого переворота не произвели. Переворот в экономике сразу приводит к резкому росту производительности труда. Если я вооружён телефонами и компьютерами, то это ещё не переворот в производстве. Могу по телефону позвонить на предприятие и спросить: «Рассыпается ваше предприятие?». – Рассыпается. Могу по компьютеру то же спросить. От такого использования оргтехники будет лучше работать предприятие? – Нет, конечно. Проблема – это трудноразрешимая задача.
Вы рассматриваете «нечто» и «иное». Нечто отдельно. Иное отдельно. Иное иного рассматриваете. Получаете такой вывод: Иное иного есть иное. Это высказывание может быть прочитано двояким образом, то есть, прямо противоположным. Первое: иное иного есть иное же (то же самое, прежнее – А.З.). Второе: иное иного есть иное (совсем другое – А.З.). Вы делаете вывод, что здесь есть момент равенства (и неравенства) с собой и относите иное к нечто. Иное – это ведь тоже нечто. Нечто – это наличное бытие? Оно хотя и определённое бытие, но всё равно наличное бытие как более простое бытие. А в наличном бытии есть становление.
В становлении (иного – А.З.) есть два момента: нечто и иное. Это становление, моментами которого являются два нечто. Вы имеете дело с нечто и потому моментами его в становлении должны быть два нечто. А нечто есть в себе становление. Мы должны показать логически, что нечто есть в себе становление. Поэтому нечто есть в себе становление. Но оно ещё не показано логически как становление. То есть, есть два нечто, которые вместе составляют нечто, являющееся единством двух противоположных нечто. В капитализме есть коммунизм. Соответственно, отрицание капитализма есть коммунизм. Коммунизм есть в капитализме, но ещё не положен. Вот когда пройдёт революция, тогда коммунизм и будет положен.
Надо различать – пишет Гегель,- что есть в себе бытие и что положено. То есть нечто должно быть положено как становление, а пока нечто существует только как в себе бытие (коммунизм пока есть только в капитализме, не положен и пока не стал действительностью). Нечто есть в себе становление, а в становлении есть два момента, то и нечто должно быть положено как становление. Положенность будет только тогда, когда мы рассмотрим определение и характер, когда мы докажем, что определение это не просто определённость, а что это одна и та же определённость (в-нём бытие?), которая выступает и как определение, и как характер.
А определение есть такое качество (то есть положительное), которое в себе, в простом нечто и находится в единстве с другим моментом этого нечто с «в-нём-бытием. Пока вы рассматриваете Нечто как в-себе-бытие и бытие-для-иного, то это Нечто пока ещё одно. Поэтому никакого становления наличного бытия ещё нет. Оно не развернулось ещё. Когда оно развернулось, то тогда оно положено. Можно сказать, что женщина в себе мать, но это её определение ещё не развернулось и не положено.
Абсолютное нетождество – это не тождество, а абсолютное различие (различение). Если оно (нетождество – А.З.) абсолютно различается со всем, значит, оно различается и с самим собой. Если оно различается с самим собой, значит, оно не равно самому себе. Если абсолютное различие абсолютно различается с самим собой, то оно противоположно ему. Таким образом, абсолютное различие невозможно. Различие различия – это тождество. Итак, абсолютное различие – это тождество. Точно также, абсолютное нетождество есть тождество (равенство). Если абсолютное равенство (тождество) со всем, в том числе, с тем, что различается с тождеством, то это различие. Абсолютное тождество – это различие, а абсолютное нетождество – это равенство. Слово «абсолютное» означает отсутствие ограничения во всём.
Разность и различие – разные категории. Разность – более простая категория (люди расходятся и говорят, что они разные люди). В разности нет никакой конкретизации (все мы разные – и всё). Абстрактная (абстрактное и абсолютное, всё-таки, разные категории, поскольку абсолютное не имеет границ, а уровень абстрагирования может быть различным; в данном случае, имеется в виду совпадение абстрактного с абсолютным – А.З.) возможность абстрагируется от всего, и от возможности, в том числе. Поэтому абстрактная (абсолютная) возможность – это невозможность. Некоторые выводы кажутся парадоксальными, пока над ними не поразмышляешь. Мы над этими вещами не задумывались. Нам даётся пища для размышлений. Когда вы идёте по скользкой дороге и задумываетесь о том, что здесь можно упасть, то вы осторожненько и пройдёте.
С одной стороны, кажимость, это кажимость сущности, с другой стороны, кажимость – это не сущность, потому что она – бытие. Сущность – не бытие, а отрицание бытия. Кажимость народной власти, видимость народной власти – это и есть буржуазная демократия. СССР разрушился от воздействия противоположной тенденции. При советской власти буржуазия была в процессе становления. Press – давить, а repress – подавлять. Каждое государство подавляет своих противников. Хрущёв говорил, что классовая борьба у нас прекратилась. Что это было? Это значит, что была объявлена демобилизация антибуржуазных сил. Война не закончилась, а демобилизация прошла. Как у Троцкого: «ни мира, ни войны, а армию распустить».
Краткий словарь основных философских категорий, используемых в конспекте:
Характер определяется, как определённость, которая есть «бытие для иного».
Абсолютное отрицание должно отрицать и самоё отрицание. Абсолютное движение есть покой. Курсив мой (А.З.). Абсолютная возможность всего есть невозможность всего. Абсолютное утверждение в диалектике абсолютно отрицается.
Кажимость (видимость) – это бытие (форма проявления – А.З.) сущности.
Отрицание бытия – это движение к сущности.
Примечание: текст, выделенный квадратными скобками или курсивом, выражает мои мысли, замечания и уточнения лекционного материала, иногда сомнения, обозначаемые знаком вопроса. – Андрей Зуев (А.З.).
Логика и диалектика Гегеля
Философия Гегеля наиболее трудна для понимания из всех значительных философов. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое.
Известная формула Гегеля гласит: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.
Что такое целое, по Гегелю? Гегель называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомните, что у Спинозы абсолют имеет свойства материи, например, протяженности и мышления; у Гегеля же оба эти свойства абсолюта отрицаются).
Метафизика Гегеля отличается двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой.
Абсолютная идея, которой завершается произведение Гегеля “Логика”, есть мысль, мыслящая самое себя. Ясно, что абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме иллюзорных путей и попыток нашего постижения реальности. Дух является единственной реальностью, а его мысль отражает самое себя в самопознании. Абсолютная идея у Гегеля есть чистая мысль, мыслящая самое себя. Это и есть все то, что бог совершает на протяжении веков: “Это единство, есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Так Гегель объяснял суть абсолюта.
Здесь нам мог бы помочь Вл. Соловьев, который довольно остроумно заметил о гегелевском абсолюте: “Для Гегеля Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства, на природу же в ее эмпирических явлениях Гегель смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной идеи”. Попробуем для простоты восприятия изобразить это схематично:
Такова философская cистема Гегеля. Теперь обратимся к анализу его метода.
Каждое понятие (каждое явление) проходит, по Гегелю, цикл развития, циклы могут повторяться вновь и вновь на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Гегель приводил такой пример дналектического цикла: “Почка исчезает, когда распускается цветок и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок предстает ложным наличным бытием растения, а в качестве ею истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Логика Гегеля
$ 2. Логика Гегеля
1. Характеристика логики Гегеля
Логика Гегеля изучает развитие Божественной мысли до сотворения мира и называется небесной логикой[2], однако, в отличие от формальной логики, она занимается не только формальными законами мысли. Хотя Гегель и утверждает, что его логика есть развитие мысли Бога, в ней предпринимаются попытки сформулировать наиболее универсальные определения и законы действительности.
2. Основные принципы логики Гегеля
Логика Гегеля состоит из трех частей: учения о бытии, учения о сущности и учения о понятии. Каждая из этих частей делится на разделы. Учение о бытии включает в себя разделы: «Качество», «Количество» и «Мера». Учение о сущности состоит из разделов: «Сущность», «Явление» и «Действительность». Учение о понятии содержит разделы: «Субъективность», «Объективность» и «Идея». Разделы, в свою очередь, делятся на главы. Например, раздел «Качество» в учении о бытии состоит из глав: «Бытие», «Наличное бытие» и «Для-себя-бытие». Глава «Бытие», в свою очередь, включает в себя разделы «Бытие», «Ничто» и «Становление».
Отправной точкой развития логики Гегеля является диалектическая триада бытие-ничто-становление. После прохождения этих трех стадий бытие переходит в состояние наличного бытия. Наличное бытие имеет свои три стадии, после прохождения которых оно переходит в состояние для-себя-бытия. Для-себя-бытие также имеет три стадии, после прохождения которых оно переходит в состояние количества. Количество после прохождения своих трех стадий переходит в меру, и после прохождения последних трех стадий теория бытия завершается.
Следующей является теория сущности. Логика Гегеля переходит от сущности к явлению и от явления к действительности. Теория сущности сменяется теорией понятия. Понятие переходит от стадии субъективного к стадии объективного понятия и затем к стадии идеи. Идея проходит три стадии развития: стадию жизни, стадию идеи познания и стадию Абсолютной Идеи, которая и является конечным пунктом развития логики.
Затем в целях истинной самореализации мир логики, то есть мир Идеи, вступает в стадию самоотрицания и переходит в царство Природы. Согласно Гегелю, движение Идеи происходит с целью выхода ее за пределы самое себя, иными словами, природа есть самоотчуждение Идеи, отрицание Идеи, существование Идеи в форме инобытия. Царство Природы состоит из трех ступеней: механики, физики и органики (органическая физика).
Кроме того, Идея, выходя за пределы самое себя путем самоотрицания, возвращается в свое собственное лоно путем отрицания отрицания. Идея, прошедшая стадию возвращения в свое лоно через человека, есть дух. Развитие духа проходит через три стадии: субъективный дух, объективный дух и Абсолютный Дух. Абсолютный Дух стоит на самой вершине развития духа. Развитие Абсолютного Духа проходит через три стадии: искусство, религия и философия.
Система Гегеля схематически представлена на рис. 10-5.
Рис. 10-5. Система Гегеля.
3. Диалектическая триада бытие-ничто-становление
Логика Гегеля начинается с анализа бытия, являющегося отправной точкой процесса достижения идеей высшего состояния Абсолютной Идеи. Ниже мы рассмотрим исходную диалектическую триаду бытие-ничто-стaновление учения о бытии, которая лежит в основе логики Гегеля.
Логика Гегеля начинается с бытия[3]. Бытие есть все то, что существует. Оно представляет собой наиболее абстрактное из всех понятий, бытие есть чистая неопределенность и пустота. Иначе говоря, по мнению Гегеля, бытие есть отрицательность, то есть ничто. Для Гегеля как бытие, так и ничто являются пустыми понятиями, и между ними он усматривает совсем небольшую разницу[4].
Далее Гегель утверждает, что единство бытия и ничто есть становление. Бытие и ничто являются пустыми абстракциями, тогда как становление, представляющее собой единство двух противоположностей, есть первая конкретная мысль[5].
Именно на основе логической триады бытие-ничто-становление была построена логика тезиса-антитезиса-синтеза и логика утверждения-отрицания-отрицания отрицания и т. д., которые обычно рассматриваются как метод Гегеля.
4. Наличное бытие
Таким образом, наличное бытие и есть определенное бытие, обладающее качеством. Определенность наличного бытия Гегель называл качеством. Но, хотя мы и можем пользоваться термином «определенный», необходимо понять, что имеется в виду простая определенность.
5. Бытие-сущность-понятие
В учении о бытии, начав с анализа того, что есть существование, Гегель рассматривает логику изменения, или логику возникновения и исчезновения. Учение о бытии получило свое развитие в учении о сущности. Здесь Гегель рассматривает аспект неизменности вещей и их взаимосвязанность. Учение о сущности переходит в учение о понятии, которое объединяет учение о бытии и учение о сущности. В учении о понятии Гегель рассматривает саморазвитие вещей, то есть тот факт, что при переходе в инобытие вещи не перестают быть самими собой. Движущей силой этого развития являются понятие и жизнь.
На каком же основании можно утверждать, что мышление Бога шло по пути бытие-сущность-понятие? Гегель утверждает, что понимание этого достигается с помощью наблюдения за процессом познания человеком вещей извне вовнутрь. На примере с цветком он показывает, что сначала мы чувственно воспринимаем его существование, затем познаем его сущность, после чего формируется понятие цветка, в котором объединяются существование и сущность последнего.
6. Логика-Природа-Дух
Как говорилось выше, Природа, согласно Гегелю, есть Идея в форме инобытия, или самоотчужденная идея. Следовательно, если логика возникла в качестве тезиса, то философия природы становится антитезисом. Затем природа вновь обретает сознание и свободу через человека и становится Духом. Таким образом, философия духа представляет собой синтез.
Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем!
Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.
В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.
В отличаем от метафизика диалектика основана:
Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и
Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.
Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:
— закон перехода количественных изменений в качественные,
— закон отрицания отрицания и
— закон единства и борьбы противоположностей.
Разберем каждый из них.
Закон Перехода количественных изменений в качественные
Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.
Количество — внешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.
Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.
По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов«, а сам переход в иное состояние понимается как «скачок«. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.
Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.
Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.
Закон Отрицания отрицания
Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:
«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.
В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.
Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:
Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.
Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.
Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.
«В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо». То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.
Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.
Классические произведения и научная литература:
Философия
1.1K постов 4.2K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.
Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)
Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.
Камрад, давай к определениям.
Вот ты говоришь, что есть законы. Давай глянем, что такое закон.
Т.е. у закона есть область применения, на котором его действие должно гарантированно повторяться.
Т.е. у этого «закона» есть некая область применения? А почему она только для этого диапазона температур? А может это не закон?
Никогда не возникало ощущения, что за этой заумной риторикой стоит несколько универсальных обобщений, которыми предлагается мерить вообще всё? От атомов до галактик, от психики одного человека до устройства общества всего человечества во всей исторической перспективе. Чуешь подвох?
В СССР оправдано клеймили любой универсализм, например механицизм или кибернетику, как универсальную науку, дающую ответы на все вопросы. Только вот в своём глазу этот гегелевский универсализм проглядели. Не стоит повторять прошлых ошибок.
Сомневаться надо во всем и всегда. Общественная мысль и наука, если следовать законам той же диалектики, не должна стоять на месте. Поэтому никакого «подвоха» я ни у Гегеля, ни у Маркса не вижу. Я конечно, ещё не спец, только изучаю всю эту тему, но вот за что мне нравится Маркс, это за его подход. Он брал своих гениальных оппонентов (Гегеля, Смита) и не тупо фокусировался на критике, а брал лучшее у них, развивал сильные стороны и отбрасывал неверное.
В итоге появилась концепция изменившая мир,и к которой до сих пор обращаются снова и снова.
А как делают сейчас противники Маркса: просто его отрицают или вообще игнорируют. И вот это как раз настораживает, и вот тут да есть подвох. Выглядит очень смешно, глупо и убого.
Общественная мысль и наука, если следовать законам той же диалектики, не должна стоять на месте. Поэтому никакого «подвоха» я ни у Гегеля, ни у Маркса не вижу.
Я, честно, не понимаю, как из этого суждения следует это высказывание.
Почему они ей пользовались? Как мне видится, им нужен был метод познания, который к тому моменту ещё не сформировался в философии науки в явном виде.
А это значит, не заниматься гегелевской софистикой, а следовать гипотетически-дедуктивному алгоритму научного метода.
По моему мнению, именно эти способы проверки гипотезы необходимо взять на вооружение в общественных науках. А это значит необходимо глубоко изучать историю как науку и реализовывать модели-симуляции, чтобы с их помощью проверять гипотезы на практике.
Научный метод включает в себя диалектику? Включает. Точнее, использует диалектический метод? Да, использует
Не могли бы вы аргументировать данное утверждение?
Основными принципами диалектического метода познания являются следующие: принцип отражения, принцип активности, принцип всесторонности, принцип восхождения от единичного к общему и обратно (единство индукции и дедукции), принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип противоречия, принцип диалектического отрицания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, принцип единства анализа и синтеза.
Гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоит в последовательном применении следующих шагов:
1. Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
2. Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
3. Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
4. Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2) (см. фальсифицируемость). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием»
Кроме, пожалуй, рекомендаций использовать индукцию и дедукцию я ничего общего в этих методах не вижу.
» Наука логики » Гегеля же либо отвечает на заданные выше вопросы, либо позволяет найти на них ответ, даёт инструмент, сама же являясь им. Причём диалектика позволяет человеку разрешить некоторые противоречия, которые формальная логика решить не может.
Дружище, ты бы знал, как я задолбался это писать с телефона)