логистическая служба почты что такое
Сортировочные центры Почты России: как устроены «заводы», которые обрабатывают миллионы отправлений ежедневно
Каждый день через сортировочные узлы Почты России проходят миллионы писем и посылок. Наша задача — быстро распределить весь этот поток по направлениям. В местах, через которые проходят внушительные объемы отправлений (как, например, во Внуково, куда прилетают самолеты с посылками из Китая), без крупных сортировочных комплексов не обойтись. Поэтому в больших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске и других — мы строим огромные автоматизированные центры.
Автоматизированный сортировочный центр похож на завод – по сути, он им и является. Площадь самого большого на сегодняшний день сортцентра Почты, который расположен во Внуково, – 64 тысячи квадратных метров. Мощность производства такого АСЦ — 3 миллиона почтовых отправлений ежедневно и 125 тысяч стандартных писем в час. Производственный процесс здесь идет круглосуточно.
В этой статье расскажем как устроены эти «заводы», что за машины там работают и как именно автоматизация сортировки помогает ускорить доставку ваших писем и посылок.
Как устроена сортмашина
Сортировочная машина — это промышленный робот, который представляет собой конвейерную ленту c выходами. К примеру, машина для сортировки посылок выглядит так:
А если представить сортмашину схематично, то так:
Прежде чем запустить посылки на сортировочную ленту, мы загружаем в сортмашину план направлений, в котором содержатся правила, по которым происходит сортировка. Его мы просчитываем в системе математического моделирования МРПЛ раз в квартал или в полгода сразу на всю страну, и каждый сортировочный узел Почты работает по нему. О том как составляются такие планы, мы рассказывали в статье «Покинуло сортировочный центр»: как устроена логистика Почты России.
Из чего состоит сортировка
Процесс начинается с того, что отправления выкладывают на ленту сортировщика. Письма, мелкие пакеты и обычные посылки сортируются на разных машинах. А заказные и мелкие пакеты еще и в отдельные сессии — это разделение связано со способом распознавания адреса, о чем поговорим чуть ниже.
Так выглядит выкладка отправлений на ленту. Здесь операторы поворачивают посылки специальным образом, чтобы сканеры считывали штрих-код.
У каждой сортмашины есть предельные габариты. Например, на ленту для посылок не поместятся лыжи. Подобные находки сотрудники отсеивают на первичном разборе и отправляют на ручную сортировку.
На ручной сортировке тоже не обошлось без автоматизации. Здесь используют наручные сканеры для быстрой идентификации отправления. С помощью устройства операторы считывают штрихкод, чтобы узнать, в какой выход положить письмо или посылку.
Загруженные для автоматической сортировки отправления с разных выходов стекаются на одну линию и едут к камере, где расположены сканеры штрихкодов, а также фото- и видеокамеры, которые фотографируют посылку со всех сторон, чтобы найти необходимую для сортировки информацию: штрихкод или индекс.
Красный огонек на фото – это работающий сканер
Когда сортируется заказная почта, машина работает в режиме считывания штрихкода. Если через камеру проехала посылка, которую сортмашина не опознала (у нее поврежден или не виден штрихкод), то она отправляется в специальный выход «Отбраковки», расположенный в конце ленты. Там сотрудники вручную разбираются, в чем проблема. Если поврежден штрихкод, они определят индекс самостоятельно и отнесут отправление в нужный выход.
Если же сортируется простая почта, на которую не наносят штрихкод, то работает система оптического распознавания символов (OCR, Optical Character Recognition). Работает OCR так: письмо на ленте попадает под камеру, которая фотографирует отправление в пяти проекциях, находит и распознает текст, ищет индекс и адрес и пытается сопоставить одно с другим. Если текст написан неразборчиво или индекс вообще забыли указать, то фотография отправляется на монитор к специальному сотруднику, который находит и вбивает индекс в систему вручную. Поэтому каждый раз, когда кто-то ленится указать индекс или пишет его неразборчиво, письмо проводит на сортировке на несколько секунд дольше.
Получив данные со сканера, сортмашина сопоставляет их с индексом из плана направлений и, по указанным в правилах сортировки атрибутам (индексу, весу), определяет, в какой выход отправить посылку. И, когда отправление подъезжает к правильному выходу, сталкивает ее туда. Это происходит благодаря синхронизации движения ленты и сталкивателя.
Машина знает, какие индексы отправляла на заполненный выход, и передает нам сообщение «в этом выходе лежат отправления по таким-то индексам». В этот же момент автоматически формируется транспортная единица — зная, какие отправления собраны в конкретном выходе, информационная система Сортмастер присваивает ящику порядковый номер и выводит его на печать на принтер, расположенный над лентой. Сотрудник закрывает ящик крышкой и наклеивает этикетку, на которой указано, куда тот поедет дальше.
Чтобы не таскать собранные ящики к выходу вручную, их ставят на дополнительную конвейерную линию THS, которая умеет сортировать именно готовые емкости. На такой ленте спусков нет, ее функция — развести груз ближе к воротам.
А вот в новом сортировочном центре в Новосибирске, который мы в ближайшее время запустим в эксплуатацию, процесс разгрузки и погрузки планируется автоматизировать. Здесь отправления будут попадать на ленту и выезжать с нее с помощью телескопического конвейера, который раскладывается прямо в кузов автомобиля.
На этом новом конвейере есть сканер, который сразу распределяет емкости по линиям сортировки. Он определяет, что лежит на ленте, и отправляет емкость по конвейерной системе на развилку — на сортировщик писем, крупных или мелких посылок.
Скорость сортировки и что на нее влияет
Нам нужны сортеры, способные работать годами по 22 часа в сутки, не ломаться и не останавливаться. Поэтому нашими поставщиками стали компании мирового уровня: Toshiba, Siemens, Vanderlande — они производят подобные машины уже не один десяток лет.
Эти компании поставляют свои устройства как программно-аппаратный комплекс. По умолчанию такие машины работают по статическим сортировочным планам, которые вносят при их первой настройке. Сортировочный план – это файл, где указано, какие индексы кидаем в выход №1, какие в выход №2 и так далее. Закупка машин вместе с ПО привела к тому, что мы получили стороннюю систему управления, которая выполняет только заранее заложенную в нее логику сортировки. Нам же был нужен динамический сортировочный план, и вот почему.
У каждой машины есть свои пределы производительности. В среднем одна письмосортировочная машина сортирует 40 000 писем в час, во Внуково у нас их две. Соответственно, производительность этого объекта довольно высокая – до 80 тысяч писем в час.
Посылочная машина сортирует до 8 тысяч посылок в час, лента сортировщика двигается со скоростью 1,8 м/с. Она могла бы ехать и быстрее, но тогда из-за встречного потока воздуха мелкие пакеты начнут взлетать и разлетаться по цеху, что вряд ли поможет ускорить процесс.
В случае статического плана за каждым выходом при планировании сортировки закрепляются свои группы индексов, которые мы не могли заменить. И вот представим, что у нас есть 200 направлений, среди которых Питер, Москва, Ярославль, Краснодар и мы раскладываем отправления только по ним.
Но, допустим, что поток писем в Краснодар увеличился, а в Ярославль — уменьшился. И после одного цикла сортировки выход для Ярославля у нас простаивает. Со статическим планом у нас были бы связаны руки — мы не можем внести изменения в логику работы машины и задействовать пустующий выход для более детальной сортировки выросшего направления.
Мы всегда заранее знаем, что едет к нам на сортировку, а значит можем предугадать, что какой-то из выходов будет простаивать, в то время как другое направление перегружено. Значит, чтобы сортировать эффективнее и загружать машины по максимуму, нам надо научиться менять сортировочные планы в реальном времени — перейти на динамический план сортировки.
От статики к динамике
Чтобы перейти на динамические планы, мы в Почтатехе разработали собственный программный продукт, который называется SMAB — sorting machine automation bridge.
Sorting Machine Automation Bridge состоит из нескольких микросервисов:
SMAB обменивается данными с физическим контроллером машины и с Сортмастером по протоколу OPC UA — мировому технологическому стандарту общения с промышленным оборудованием. Этот протокол позволил найти универсальное решение для общения с устройствами разных производителей.
Когда мы видим, что распределение потоков изменилось — в Ярославль писем нет, а вот в Краснодарский край поток увеличился, то вместо одного общего выхода (в Краснодар), мы можем разделить отправления сразу на два — на Краснодар и на Сочи. Так мы задействуем простаивающий без дела выход и сэкономим время и ресурсы ручной сортировки в региональных центрах. А значит доставим отправления получателям еще быстрее.
Сама сортировка теперь работает так: сперва мы просим машину физически идентифицировать отравление и через OPC UA сервер сообщить результат IT-системам «Почты России», а точнее, нашему SMAB. Детектор, расположенный на ленте, считывает информацию об отправлении — распознает штрихкод или считывает индекс и отправляет данные в MQTT — протокол обмена данными, который получает и передает нам события, происходящие с отправлениями на ленте.
Сервис процессинга получает сообщение с детектора и асинхронно отправляет запросы на сортировку в сортировочные сервисы. Проще говоря, машина сообщает «такое-то отправление на ленте» и спрашивает что с ним делать. Для принятия решения у нас есть примерно одна секунда до первой развилки. Сервис процессинга получает ответы от сортировочных сервисов с массивами выходов, в которые нужно отправить письмо или посылку и, учитывая приоритет сортировки, отправляет запрос на сортировку в OPC сервер соответствующего сортировщика. В результате Сортмастер возвращает номер выхода, который мы передаем машине. Отправление, доехав до нужного выхода, сбрасывается в него сталкивателем.
Работой выталкивателей управляют контроллеры (PLC — programming logic controller), в каждом из которых находится OPC UA Server. SMAB обменивается информацией с этим сервером — так машина узнает когда крутить, а когда остановить привод, чтобы вытолкнуть отправление в нужный выход.
Также SMAB позволит нам уйти от ручного закрытия емкостей, теперь машина может автоматически закрывать выход для сортировки, когда в нем оказывается определенное количество посылок или заданный вес. Это возможно, потому что мы видим все параметры посылок в Сортмастере.
Если обобщить, то сортировка со SMAB выглядит так: Сортмашина сканирует отправление и спрашивает Сортмастер «куда положить индекс 107037?». Сортмастер анализирует ситуацию и отвечает «давай в выход № 1» и передает эту команду на контроллер. Все происходит практически в реальном времени — в течение секунды мы говорим, что отправление, которое ты только что сфотографировал, надо положить в выход № 1.
В следующей сортировочной сессии правила могут поменяться и этот выход может принимать уже другой набор индексов, если ситуация изменится.
Причем логика сортировки теперь может быть намного сложнее, чем просто по индексам. Мы можем использовать любые атрибуты отправления для того, чтобы принять решение, куда его положить. Этого могут быть также вес или тип отправления — обычное или первый класс. Например, если выложить на Сортмашину со статическим планом первый класс и обыкновенные посылки вперемешку, то она не сможет разделить их по типу отправления и положит первый класс и обычную посылку с одинаковым индексом в один выход. Когда мы используем дополнительную логику, где в сортировке указываем еще и тип отправления, то появляется возможность разложить в два выхода разные типы отправлений с одинаковым индексом. Так в выходе № 1 у нас будут обыкновенные посылки в Петербург, а в выходе № 2 — первый класс туда же. Это только один из примеров того, что мы можем делать при помощи новой системы. И теперь все новые машины, которые будут появляться в Почте России, будут подчиняться этой логике.
Технологический стек
Комплекс машин внутри одного сортировочного центра мы называем сортировочной станцией. Для каждой станции мы делаем единую настройку OPC UA сервера, в которой учитываем все возможные параметры:
Все сервисы, кроме процессинга, построены на стеке Spring, с использованием баз данных PostgreSQL. Сервис процессинга построен на последней версии Vert.x. В качестве discovery используется Consul, CI/CD построен на основе GitLab CI с использованием Docker. Фронтовая часть написана на React.
Теперь все новые машины Почты России будут работать через SMAB, что позволит сортировать отправления более гибко и быстро менять правила в зависимости от текущей нагрузки.
Сейчас у нас 1 100 сортировочных узлов — макрорегиональных, региональных и локальных, расположенных в небольших городах. Большая их часть автоматизирована, и теперь мы планируем постепенно переводить все центры на управление с помощью SMAB. Кроме этого, к 2022 году мы хотим расширить сортировочную сеть еще на 36 центров.
Логистика в почтовой связи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сфера почтовой связи
Несмотря на стремительное развитие новых средств связи, почтовая связь до сих пор остается важным и востребованным у граждан и организаций способом передачи информации. Под почтовой связью обычно подразумевают единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, в результате функционирования которых осуществляется прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений и денежных переводов. Стоит упомянуть, что в качестве почтовых отправлений традиционно воспринимают посылки, письменную корреспонденцию, прямые почтовые контейнеры.
Основы современной логистики почтовой связи
Рассмотрение деятельности организаций почтовой связи через призму логистики предполагает выделение и осуществление управления движением почтовых потоков, совершенствование которых является одной из целей, постоянно стоящих перед почтовыми организациями. Логистика почтовой связи предполагает разработку, использование, развитие логистических схем, которыми описываются технологии обработки, доставки, транспортировки почты, предлагаются и реализуются варианты изменений и оптимизаций маршрутов, делается выбор оптимальных видов транспортных средств.
Готовые работы на аналогичную тему
Логистический подход к организации работы почтовых операторов предусматривает, с одной стороны, координацию внутренних действий по управлению движением почтовых потоков, с другой стороны, интеграцию в логистический процесс внешних факторов. Отсюда следует ориентированность организации почтовой связи на всех участников ее операционной деятельности, что выражается в учете следующих видов связи:
В настоящее время многие сферы хозяйственной деятельности (и почту, в том числе) охватила информационная концепция логистики. Она основана на современных научно-технических достижениях, поэтому предусматривает автоматизацию процессов производства и управления. Кроме того, для решения сложных оптимизационных логистических задач предлагается использовать средства информационно-компьютерной поддержки (более производительные и многуфункциональные аппаратные средства, последние версии специального программного обеспечения и т.д.).
Задачи логистики почтовой связи
Логистика почтовой связи как особый вид деятельности организаций почтовой связи призвана решать ряд задач, что позволит оптимизировать их деятельности по приему и отправке почтовых сообщений. Обычно решаемые задачи подразделяются на две группы в зависимости от уровня логистики почтовой связи:
В рамках магистральной логистики почтовой связи, прежде всего, определяют приоритетные направления совершенствования логистических процессов и видов логистических услуг. Также необходимо рассчитать оптимальные количество и размещение по стране магистральных центров (эта задача касается всех объектов, которые задействованы в процессах обработки и сортировки почты, следующей на магистральных маршрутах).
Кроме того, на магистральном уровне формируют рациональные логистические цепи обслуживания почтовых потоков. Данный вид деятельности заключается в осуществлении планирования, организации, управления и контроля процессом перемещения почтовых отправлений, в получении и обработке информации о них.
В рамках региональной логистики почтовой связи на стадиях поступления и доставки почтовых отправлений, как правило, решают задачи по организации следующих действий:
Таким образом, логистика почтовой связи является основанием для осуществления отправки почтовых сообщений специализированными организациями. Применение ими современных методов и концепций логистики является залогом повышения эффективности их операционной деятельности, что скажется благоприятным эффектом для всех членов общества.
Как устроен логистический центр Почты России
В ноябре 2013 года Почта России открыла во Внуково современный логистический центр. Он призван справиться с большим объёмом международных посылок и позволяет второй год подряд избегать новогодних коллапсов, которые случались из-за ежегодно растущего количества посылок, связанного с развитием Интернет-торговли. Раньше работники Почты на базе устаревшей инфраструктуры не справлялись с обработкой и доставкой в положенный срок.
За последний год ситуацию удалось существенно улучшить благодаря ускорению обработки почты за счет автоматизации, в том числе в этом центре.
При этом по сравнению с 2012 годом общий среднесуточный объем обработки международных почтовых отправлений в декабре вырос более, чем в 5 раз, а по сравнению с 2013 годом — в 2 раза. В Логистическом центре своевременно обрабатывается около половины от всероссийского объема международной почты. И новогодние посылки теперь должны дойти до вас гораздо быстрее.
Работники центра уверяют, что они готовы к любому наплыву почтовых отправлений и, благодаря современным технологиям, никаких проблем с их сортировкой, прохождением таможни и доставкой не возникнет.
1. В таких мешках ваши посылки прибывают из Китая. Их тут тысячи!
2. Посылка регистрируется и заносится в систему.
3. По сравнению с 2013 годом рост входящих международных почтовых отправлений по всей стране составил более чем в два раза. В этом центре — более в чем четыре.
4. А вот количество претензий граждан на качество доставки наоборот — снизилось на 25%!
5. Все готово к приемку сотен тысяч почтовых отправлений перед новым годом.
6. Но, заказывая посылку, убедитесь, что там нет ничего такого, что не понравится таможне. Она сидит здесь же, рядом. Благодаря автоматизации процессов почти исключен бумажный документооборот. Все делается в цифровом виде.
7. Если сотруднику таможни что-то не нравится, то посылка проверятся более тщательно, вплоть до вскрытия подозрительных отправлений.
9. Отдельно с китайской почтой была проведена работа по стандартизации упаковки посылки. Этот стандарт обеспечивает сохранность вашего груза. А если на посылке наклеена табличка «стекло» то с ней будут работать только в ручную.
10. Центр расположен около аэропорта Внуково. Но корреспонденция в него стекается из всех аэропортов.
11. Автоматическая сортировка. То, ради чего все это строилось.
12. Новейшая сортировочная машина. Посылка, после того, как таможня дала добро, отправляется на сканирование штрих кода.
13. Этот сканер может его прочитать в любом положении посылки, кроме если она лежит на нем.
14. Далее посылка адресо попадает на свой лоток. Через пару секунд ближняя желтая посылка свалится с лотка и попадет в специальную сетку. Оттуда такие посылки периодически вытаскивают и отправляют обратно в машину.
15. Пульт управления. На конвейрной ленте находится более 140 лотков. На каждом из них находится по одной посылке. И машина знает, в какой момент надо его активировать, чтобы посылка отправилась в нужный контейнер.
16. Вот по этим наклонным горкам в руки оператору.
17. Особенностью центра является то, что работает по поточному методу, без складирования.
18. Все направлено на максимально короткий срок доставки посылки.
19. Если в какой-то регион корреспонденции мало, то обычно один лоток работает на несколько мешков.
20. А если крупный — то все силы брошены на него.
21. «Больничка» — желоб посылок по которым машина не смогла найти адресата. Они отправляются на ручную сортировку.
22. Кстати, единственное, что нельзя было снимать — это адреса.
23. Работники почты смотрят, почему машина выкинула в «больничку» эти посылки.
24. Обратите внимание на руку девушки.
25. Это специальный сканер, которым сканируют штрих-код посылки.
26. И далее она отправляется в мешок с корреспонденцией для этого региона или города.
27. В пиковый сезон 2012-2013 года доставка посылки могла занимать до 90 дней! Жуть полная. Ну вы помните тот почтовый коллапс перед Новым 2013 годом? При этом максимальный среднесуточный объем составил тогда 100 000 штук посылок.
28. В этом сезоне максимальный суточный объем — 200 000 штук. А доставка посылки уже занимает от 10 до 14 дней. В следующем году ожидается максимум в 600 000 штук. А доставку обещают не более 10 дней.
А что у вы сейчас ждете из интернет-магазинов? Как у вас, кстати, дела с посылками?
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Все авторские ролики загружаются на мой канал, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!