логоритмика для чего нужна
Что такое логоритмика и кому полезно ею заниматься
Одним из видов коррекционной работы логопеда является логоритмика. В данной статье вы можете ознакомиться с этим видом деятельности специалистов, занимающихся преодолением отклонений в речевом развитии. Материалы статьи будут полезны молодым специалистам и студентам педагогических вузов.
Логоритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, с музыкальным сопровождением. Это форма активной терапии, по преодолению речевых и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Занятия логоритмики направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательным навыкам, умения ориентироваться в окружающем мире, понимании смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Хочется отметить, что при использовании этого вида коррекции вы помогаете ребенку логопату компенсировать особенности развития личности, связанные с речевой патологией.
Занятия логоритмикой являются эффективным методом преодоления речевых нарушений через движение, дыхание и музыку. Они тренируют слуховое восприятие, внимание, память, благотворно влияют на двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Задача логоритмики-скоординировать в единое целое работу дыхания, нервной системы, органов восприятия. Благодаря присутствию музыки, в занятиях удается уменьшать время двигательной реакции, повышать лабильность зрительного анализатора, улучшать память и чувство времени, оживлять условные рефлексы.
Планируя занятия по логоритмике,специалист должен включать в работу следующие виды упражнений:
-упражнения на развитие общей, мелкой и речевой моторики;
-подвижные игры на развитие общения, координации, психических процессов;
Данные упражнения способствуют развитию голоса, дыхания, артикуляции; снятию тонуса и расслаблению мышц тела. Проводя с детьми задания, включающие в себя элементы психогимнастики, работу по воспитанию звукоподражаний, координации речи с движениями, восприятию неожиданного акцента, чувства темпа, ритма, музыкального размера, устойчивости внимания, переключаемости движений, достигается положительная динамика в преодолении речевых нарушений.
Кому полезна логоритмика?
Прежде всего ею должны заниматься дети: находящиеся в периоде интенсивного формирования речи; с нарушением темпа речи; нарушением общей и речевой моторики. Учитывая, что дети с речевой патологией имеют особенности поведения в различных видах деятельности, в том числе игровой, логоритмика будет полезна всем логопатам, так как в ней используется целенаправленная игровая деятельность, необходимая для коррекции особенностей поведения этих детей.
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.
Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.
Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.
Логоритмика. Что это и для чего?
Александра Полякова
Логоритмика. Что это и для чего?
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. Логоритмические занятия включают в себя: ходьбу или марширование под музыку; игры для развития дыхания; упражнения для артикуляции; ритмические задания; речевые упражнения; пальчиковые игры.
Цели и задачи логоритмики
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи: развить чувство ритма и такта; научить правильному речевому дыханию; улучшить общую и мелкую моторики; развить внимание, память и слуховое восприятие; включить в речь ребенка мимику и жесты; научить плавности произнесения слов и фраз.
Связь моторного и речевого ритмов
Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Логоритмические упражнения довольно разнообразны. Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи. “Подуем на плечо”. Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох). Подуем на другое (дуют на плечо). Нам солнце горячо Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы). Подуем и на грудь мы (дуют на грудь) И грудь свою остудим. Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока. Потом повторим все опять — Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте) Для развития артикуляции подойдет такое упражнение: “Рыжик” Раз-два-три-четыре-пять Будем с Рыжиком гулять! (маршируют) Раз-два-три-четыре Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот) Пожевали, (жевательные движения) Постучали (стучат зубами) И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад). Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки) Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево) Скучно Рыжику, ребятки, Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся). Для развития силы голоса можно использовать такой прием: петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
Упражнения на активизацию внимания и памяти
Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти. “Самый внимательный” Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте. “Печатная машинка”. Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами. “Как на горке” Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку») Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой») Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком). “Мы капусту режем” Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз). Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок). Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем). Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).
В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т. д.). Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах. “Бум” С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям). Целый день играет ежик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами. Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум! “Туки-ток” Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями) Так стучит молоток. Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам) Застучали молоточки.
Развитие чувства темпа
Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи. “Поезд” Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки, делают одновременные круговые движения. Возвращается наш поезд. Машинист в нем — Дед Мороз. Много он зверюшек разных К нам домой сейчас привез. “Ноги и ножки” Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами. “Самолет” Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.
Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т. д. “Осенний букет” Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки). Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец) Мы соберем, Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки). “Кулачки” Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку, (распрямить кисть) Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх) Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга) — Да-да-да. (три хлопка в ладоши) — Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) — Рад всегда! (три хлопка в ладоши) “Птичка” Птичка, птичка, На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой). Спрыгни с веточки ко мне, Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой). Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).
Упражнения на развитие мимики
Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики. “Мышки” Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет. Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу. “Медвежата” Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.
Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз. “Подуем на чай” Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей. “Вкусное варенье” Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной. “Язычок” Просыпается язык, Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: “Эй, какая там погодка?” Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание. “Услышишь — хлопни” Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. Детям постарше подойдет такой вариант: “Выдели слово” Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком. “Что звенит?” Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.
Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение. “Путешествие” Мы на машину сядем и заведем мотор. Повезет машина нас за большой забор (надо имитировать звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса). На машине ехали, город весь проехали. Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает). Полетит наш самолет, к облакам нас унесет. С ветерком там поиграет и на землю всех вернет (нужно тянуть гласный «у» с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы. При этом высота звука волнообразно изменяется — вверх и вниз). Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ребенок тянет «ту-ту-у-у»). Набирает поезд ход (произнести «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа, Свою песенку поет (прошипеть на выдохе «пш-ш-ш»). На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке, Звонко цокают копытца, не пора ль остановится? Тпру-у-у! “Ложки” Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые два слога произносятся тихо, а третий-громко. Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит? Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм! Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.
Рекомендации по проведению занятий
Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год. У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить: четкое произношение; хорошую артикуляцию; правильное речевое дыхание; выразительную мимику; отличную моторику; хорошее чувство такта и ритма; плавные и аккуратные движения и жесты. Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память. Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект.
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.
Для чего нужна коробка из под пиццы? Пицца съедена, чай допит. Коробка осталась. Хорошая коробка, очень. Это просто преступление выкидывать такую коробочку. Но что же с.
Чего боится грипп? Фотоотчет Чего боится грипп? В связи с новой волной заболевания гриппом, в нашем детском саду проводится ряд профилактических мероприятий: прием.
Стенгазета «С чего начинается Родина…» «С чего начинается Родина?. » Всем известны слова этой песни. С малых лет нас учат любить Родину, свой край, город. А что же такое Родина?.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.
Что такое логоритмика и зачем она нужна
Для того чтобы речь правильно развивалась, а также для ее исправления, педагоги применяют логоритмику. В чем суть метода? Как проходят занятия? Как их подобрать по возрасту ребенка и решить поставленные задачи? Попробуем разобраться.
Что такое логоритмика
Логоритмика — коррекционный метод работы с детьми, основанный на наборе двигательных упражнений в форме игры. В нем музыка, физическая активность и слова стихотворений и песен используются в совокупности. В логоритмике специально подобранные движения сопровождаются произношением в такт музыке подготовленного речевого материала. Перечисленные ниже занятия часто встречаются в логоритмике.
Больше занятий о развитии речи на https://slovocentr.ru/.
Цели и задачи логоритмики
Главная цель логоритмики — правильное развитие речи и устранение связанных с ней проблем у ребенка. Поэтому эти занятия предполагают выполнение следующих ключевых задач:
Специалисты особенно рекомендуют проводить подобные занятия с детками, у которых присутствует задержка в развитии речи, трудности при произношении конкретных звуков, заикание и другие проблемы.
Связь моторного и речевого ритмов
Моторный ритм (движение) и речевой (речь), несомненно, имеют некую связь. Звуковая и музыкальная формы речи в виде повторения звуков усваиваются ребенком еще до понимания их смыслового значения. Поэтому стихотворения, считалочки, повторение дней недели, месяцев, букв алфавита в стихотворной форме быстро запоминаются детьми дошкольного возраста путем их регулярного воспроизведения.
Ритмичные движения также нетрудно запомнить и повторить. Иными словами, если показать ребенку ритмичные движения и говорить при этом им в такт в необходимом ему темпе, он сможет разговаривать плавно и спокойно вне занятий.
Сочетание речи, музыки, ритма и движений в процессе логоритмики положительно влияет на центральную нервную систему и регулирует эмоциональное состояние.
Каким деткам не обойтись без логоритмики
Если у ребенка наблюдаются упомянутые далее проблемы становления речи, им просто необходима логоритмика.
Особую пользу занятия логоритмикой принесут детям возраста от 2 до 4 лет, поскольку в это время речь формируется наиболее активно.
Виды логоритмических упражнений
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Формирование диафрагмального дыхания, силы, длительность выдоха и его правильное распределение — ключевые задачи данного вида упражнений. Постоянные занятия делают голос более выразительным, а тренировка артикуляции позволяет научиться правильному звукопроизношению, сделать язык, губы и челюсти подвижными. А также такие упражнения являются отличной профилактикой. Рассмотрим их подробнее.
Будем с Рыжиком гулять (маршируют)!
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот).
Пожевали (жевательные движения), постучали (стучат зубами)
И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).
Кот снежинки ртом ловил (ловят ртом воображаемые снежинки),
Влево, вправо он ходил (двигают языком вправо-влево).
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).
По мере успешного преодоления речевых проблем количество таких занятий в середине и конце лоритмического курса снижается, но не исключается, так как необходимо придерживаться преемственности в использовании материалов.
Упражнения на активизацию внимания и памяти
Дети, взрослея, учатся рассредотачивать внимание между несколькими занятиями, при этом происходит развитие моторной памяти, зрительной и слуховой. Игры могут быть следующими.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Они заключаются в размеренном проговаривании текста стихотворений и синхронном выполнении действий. Это и будет ритмической основой для физических упражнений. Для этого вида подойдут следующие занятия.
Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там и сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Переходят на нормальный шаг:
Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:
Плыли гусята — красные лапки,
Озером, озером — все по порядку.
Серые плыли, белые плыли,
Красными лапками воду мутили.
Ходьба по кругу на носках:
Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, расставив руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают).
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками влево-вправо),
Будто опять закружиться хотят (снова кружатся на носочках).
Ритмические упражнения
Поскольку наша речь строится не без помощи ритма, ребенку стоит объяснить, как обращать внимание на ритмическую составляющую слогов, слов и фраз. Для заикающихся детей это особенно актуально. Задача занятий — формирование у ребенка во время движений чувства музыкального ритма. Для начала можно воспользоваться стихотворение «Бум»:
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!
(на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
Развитие чувства темпа
Эти занятия нужны, чтобы работать над речевым темпом при помощи темпа музыкального, что наравне с ритмикой необходимо детям, страдающим заиканием и имеющим проблемы с ритмом речи.
Пальчиковые игры
В развитии речи одну из важных ролей играет развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры в сопровождении стихотворений с четким проговариваем текста или под музыку. Будет уместно использовать мелкие предметы и игрушки — карандаши, шарики, счетный материал.
Повернулись, улыбнулись, (вращение кистей рук)
В кулачок опять свернулись. Какие молодцы! (стучать кулачками)
Во двор пришли гулять (указательный и средний пальцы «идут»).
Снежную бабу лепили (лепят комочки),
Крошками кормили (крошат крошки).
С горки мы потом катались (указательным пальцем ведут по ладони другой руки),
Еще в снегу валялись (поворачивают ладони).
В снегу домой пришли (отряхивают),
Суп, и спать легли (воображаемой ложкой едят, руки под щеку).
Упражнения на развитие мимики
Речевые нарушения у детей могут повлечь не слишком яркую мимику — лицевые мышцы вялые и малоподвижные. Следующие упражнения ориентированы на активность губ и щек:
«Плакса» — ребенок зажмуривает глаза;
«Надуем шарик» — надувает щеки с сопротивлением и без;
«Мы удивились» — приподнимает и опускает брови;
«Тигренок» — оскаливает зубки;
«Упрямые бараны» — хмурит лоб и т.д.
Можно предложить ребенку разыграть мимикой несколько этюдов. Например, «Подарок», «Раздумье», «Кукла заболела».
Артикуляционные упражнения
Для правильного развития артикуляции существуют упражнения для губ, языка, нижней челюсти как с музыкой, так и без:
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Правильное звукопроизношение не будет возможным без тренировки фонематического слуха, поскольку, чтобы произнести звук, необходимо уметь различать его на слух.
Предложите ребенку угадать, далеко или близко находится колокольчик, а затем воспроизвести звуки громко или тихо. Например, корова мычит «му-му-му» громко и «му-му-му» тихо, часы тикают громко и тихо. Собака лает, гогочет гусь, мычит корова и так далее.
Далее в каждом слове нужно назвать только первый звук (А, О, И, или У): акула, улитка, ослик, облако, утка, укроп, азбука, алфавит, апельсин, игла, успех, игра, охать, Африка, инжир, утро, икра, индюк, утюг, аттракцион, Айболит, артист, антилопа, улица, овца.
Коррекция звукопроизношения
Можно начать с тренировки слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики. После звук автоматизируется и дифференцируется.
«Ложки». Одновременно произносим слоги и стучим ложками. Первые два слога — тихо, а третий — громко. Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит? Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм! Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.
Занятия по возрастам
С какого возраста рекомендуется начинать занятия?
Начиная с периода раннего младенчества родители могут самостоятельно заниматься с малышом логоритмикой, правда, пока такие занятия будут пассивными в силу его возраста. Очень полезно читать ему стишки, потешки — обязательно артистично и с выражением, петь песни, похлопывая в такт в ладоши.
Начиная с 2 лет и 6 месяцев стоит продолжать групповые занятия логоритмикой. Но если у ребенка присутствуют задержки в развитии, не будет лишним заниматься с педагогом индивидуально.
От 0 до 2 с половиной лет
Выше упоминалось, что таким деткам могут понравиться стишки, прибаутки, потешки, веселые песенки. Можно начать читать младенцу, размеренно хлопая в ладоши. Ближе к году — помочь ему двигаться, например, таким образом: поднять или опустить ручки, попробовать прохлопать ритм стишка или песенки.
От 2,5 до 4 лет
В этот период дети довольно активны, начинают общаться со сверстниками, а взрослые все больше начинают понимать их речь. Об этом следует помнить и на занятиях.
Например, игра «Вьюга». Спросите: «Как дует зимний ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после глубокого вдоха через нос на выдохе протягивает звук «У-у-у…»
«Большие и маленькие капельки». Родитель или педагог сообщает ребенку, что начался дождик. Можно включить аудиозапись дождя и послушать ее с закрытыми глазами. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап. А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…» Задание для ребенка — произнести текст, хлопая ладошками по коленкам в заданном вами ритме.
От 4 до 6 лет
В перечень предыдущих занятий стоит включить логопедическую гимнастику и чистоговорки для тренировки произношения звуков:
Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).
Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).
Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).
Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).
От 6 до 8 лет
Дети уже способны выполнить почти любые движения, они силен и энергичен.
Правила проведения логоритмических занятий
Как часто необходимо заниматься?
Проводить занятия рекомендуется как минимум дважды в неделю. Заикающимся детям стоит заниматься от 3 раз в неделю, желательно больше. Моментального эффекта ожидать не стоит. Увидеть результаты можно как минимум спустя шесть месяцев, а может и год.
Результаты занятий
Результаты курса логоритмики обуславливаются поставленными целями и возрастом ребенка. Но к ключевым результатам следует отнести:
Как заниматься дома
Сначала стоит ознакомиться с упражнениями, которыми педагоги детских дошкольных учреждений, а может, и начальной школы, проводят с детьми. Далее выбрать подходящие вашему ребенку по возрасту, а также отвечающие вашим потребностям.
Необходимо обратить внимание на настроение ребенка, выбрать удобное время для вас обоих. Начинать занятия можно с самых простых заданий: покажите, как дует ветерок, как едет поезд, как тикают часы и так далее.
Если заниматься логоритмикой системно, шаг за шагом усложняя задания, не перегружая при этом малыша, можно добиться прогресса в развитии правильного звукопроизношения и культуры речи. Логоритмические упражнения могут стать одними из ваших любимых совместных занятий.
Мультики с логоритмическими песенками
Просмотр мультфильмов — не самое лучшее времяпрепровождение для маленького человека. Однако мультики и видеоклипы с логоритмическими песенками могут принести заметную пользу. На просторах Интернета немало коротких мультиков по данной теме, стоит только ввести соответсвующий запрос в поисковую строку. Это неплохой способ с пользой занять малыша.
В качестве заключения можно подчеркнуть, что физические упражнения в комбинации с музыкой положительно влияет на здоровье и развитие детей. Логоритмика помогает предотвратить многие проблемы с речью ребенка и решить уже имеющиеся.