локальные зоны безопасности на объекте что это
Локальные зоны безопасности на объекте что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1421 “Об утверждении Правил установления границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 8 1 статьи 12 3 Федерального закона «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила установления границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 сентября 2020 г. N 1421
Правила
установления границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры
1. Настоящие Правила определяют порядок установления границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры.
2. Основанием для установления границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры является отнесение Правительством Российской Федерации этих объектов к объектам транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности.
4. Министерство транспорта Российской Федерации рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти в течение 30 дней со дня их поступления и по результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:
об установлении границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры;
о необходимости проведения согласительных процедур с федеральными органами исполнительной власти, по результатам которых принимается решение об установлении границ и конфигурации (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры, либо о доработке и повторном рассмотрении предложений по установлению границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры.
5. Границы и конфигурации (пространственные очертания границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры должны содержать описание местоположения границ указанных зон, включающее перечень координат характерных точек этих границ.
6. Решение об установлении границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры оформляется актом Министерства транспорта Российской Федерации.
7. Изменение границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с предложением (предложениями) одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти или в соответствии с одним из следующих оснований:
изменение конструктивных характеристик объекта транспортной инфраструктуры;
изменение технических характеристик объекта транспортной инфраструктуры;
изменение технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры.
8. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности информируют Министерство транспорта Российской Федерации об изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры в 15-дневный срок со дня возникновения таких изменений.
9. По результатам рассмотрения предложений федеральных органов исполнительной власти или при изменении конструктивных, технических и (или) технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры Министерством транспорта Российской Федерации в 30-дневный срок направляются в федеральные органы исполнительной власти предложения об изменении границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры.
10. Федеральные органы исполнительной власти рассматривают предложения о необходимости изменения границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры в 30-дневный срок со дня их поступления и о результатах рассмотрения информируют Министерство транспорта Российской Федерации.
11. На основании позиций, представленных в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, Министерством транспорта Российской Федерации в 30-дневный срок со дня их поступления принимается одно из следующих решений:
об изменении границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры;
о необходимости проведения согласительного совещания с федеральными органами исполнительной власти по вопросу изменения границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры.
12. Решение об изменении границ и конфигураций (пространственных очертаний границ) зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры оформляется актом Министерства транспорта Российской Федерации.
Обзор документа
Определено, как устанавливаются и меняются границы зон безопасности вокруг объектов транспортной инфраструктуры.
Объекты определяет Правительство. В течение 30 дней после ответственные федеральные органы власти направляют предложения по границам в Минтранс. Он рассматривает их также в течение 30 дней и устанавливает границы своим актом.
Меняет границы Министерство по предложениям указанных органов.
Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания
Основные понятия и нормативно-правовое регулирование
Что такое антитеррористическая защищенность объекта
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.
Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:
Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:
В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.
Какие нормативные акты регулируют эту сферу
Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.
Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Категорирование объекта
Каковы критерии оценки риска
Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.
Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.
Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.
В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.
Как организовать категорирование объекта
Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.
Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.
Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.
Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа
Критерии | I категория | II категория | III категория | IV категория |
---|---|---|---|---|
Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев | Пять и более | От 3 до 4 | До 2 | Не зафиксировано терактов и попыток их совершения |
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 800 человек | От 300 до 800 человек | От 100 до 300 человек | Менее 100 человек |
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Более 300 млн руб. | От 300 до 150 млн руб. | От 75 до 150 млн руб. | Менее 75 млн руб. |
Объекты Минпросвещения (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) | ||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние | Показатели те же | |||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 1100 человек | От 800 до 1100 человек | От 100 до 800 человек | Менее 100 человек |
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Показатели те же | Менее 15 млн руб. |
Антитеррористическая защищенность объектов
Какие документы надо оформить
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.
Организационные мероприятия | Технические мероприятия |
---|---|
Назначение ответственных за АТЗ | Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения |
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации | Установка системы оповещения на случай террористического акта |
Заключение договоров с охранными предприятиями | Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны |
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий | |
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности |
Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.
В организации также должны быть:
Какие мероприятия провести
Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.
Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.
Кого назначить ответственным за АТЗ
Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.
Примеры должностных обязанностей:
Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим
Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:
Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.
Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:
Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.
Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).
Паспорт безопасности объекта и другие документы
Как заполнить паспорт
В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.
Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:
Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».
Как оформить акт обследования и категорирования объекта
Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).
Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.
Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.
Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.
Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.
В некоторых ведомствах допустимо привлекать:
Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.
В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.
За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.
Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.
В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Безопасные зоны в зданиях дошкольных учреждений
Вы здесь
Безопасные зоны в зданиях дошкольных учреждений. Проектирование зданий, в которых значительную часть времени суток в рабочие дни проводят маленькие дети, очень важная задача для специалиста. В ходе выполнения работы исполнителю требуется строго соблюсти нормы:
Сертификаты
В здании обязательно планируются такие помещения, как:
Схематически распределяя внутреннее пространство детского сада, проектировщик может столкнуться с задачей обеспечения зоны безопасности на объекте.
Обязательно ли обустройство безопасной зоны в детских садах или нет, поможет разобраться Технический регламент № 123-Ф3.
НЕ ПОДНИМАЕМ СТОИМОСТЬ
— Гарантия фиксированной цены
Что такое зона безопасности, ее предназначение и конструктивные особенности
Безопасная зона предназначена для инвалидов и людей, имеющих трудности с передвижением в пространстве.
Предназначение ее – спасти маломобильные группы, находящиеся в здании и не имеющие возможности быстро эвакуироваться вместе со всеми, от пожара.
Зона безопасности представляет из себя отдельное помещение, расчет площади которого производится в зависимости от предполагаемого количества людей, которые могут там находиться (1 м кв. для 1 человека).
Требования к планировочным, конструктивным, инженерным решениям таких помещений составлены с целью обеспечения максимальной их пожаробезопасности:
Безопасные зоны в зданиях дошкольных учреждений
Нужна ли зона безопасности в детском дошкольном учреждении
Для того чтобы правильно ответить на вопрос о необходимости обеспечения безопасной зоны в детском саду, нужно тщательно изучить пункты технического регламента о требованиях ПБ (пожарной безопасности).
Локальные зоны безопасности на объекте что это
Количество совершенных и предотвращенных террористических
актов на объекте (территории)
Максимально возможное количество пострадавших, человек
Величина максимального материального ущерба, млн. рублей
Максимальная зона чрезвычайной ситуации
Категория объекта (территории) по гражданской обороне
Категория объекта (территории) по степени потенциальной опасности
VII. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения
антитеррористической защищенности объекта (территории)
а) организационная основа охраны
(наименование, реквизиты договора)
б) численность охраны _________________________________________________;
(человек)
б) защитные средства __________________________________________________;
в) специальные средства ________________________________________________;
г) служебные собаки ___________________________________________________.
(сколько, какой породы)
3. Организация связи (виды связи):
а) между постами ______________________________________________________;
б) между постами и диспетчерским пунктом охраны
в) между диспетчерским пунктом (дежурно-диспетчерской службой) объекта (территории) и правоохранительными органами ___________________________________________________________________________.
VIII. Меры по инженерно-технической, физической защитеи пожарной безопасности объекта (территории)
1. Меры по инженерно-технической защите объекта (территории)
а) резервные источники электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, систем связи
(наличие, характеристика)
б) объектовые и локальные системы оповещения
(наличие, марка, количество)
в) технические системы обнаружения несанкционированного проникновения на объект (территорию)
(наличие, марка, количество)
г) технические системы оповещения о несанкционированном проникновении на объект и системы физической защиты
(наличие, марка, количество)
д) стационарные металлообнаружители и ручные металлоискатели___________________________________________________________________________;
(наличие, марка, количество)
е) телевизионная система охраны
(наличие, марка, количество)
ж) система охранного освещения
(наличие, марка, количество)
2. Меры по физической защите объекта (территории)
а) количество контрольно-пропускных пунктов (для прохода людей и проезда транспортных средств) ______________________________________________________;
б) количество эвакуационных выходов (для выхода людей и выезда транспортных средств) ______________________________________________________;
в) электронная система пропуска
(наличие, тип установленного оборудования)
г) укомплектованность личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований (по видам подразделений) ____________________.
(человек, процентов)
3. Меры по пожарной безопасности объекта (территории)
а) документ, подтверждающий соответствие объекта (территории) установленным требованиям пожарной безопасности
(реквизиты, дата выдачи)
б) автоматическая система пожаротушения
(наличие, характеристика)
в) система оповещения и управления эвакуацией при пожаре
(наличие, характеристика)
г) оборудование для спасения из зданий работников и посетителей
(наличие, характеристика)
IX. Выводы и рекомендации
X. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории)
(наличие на объекте (территории) режимно-секретного органа, его численность (штатная и фактическая), количество сотрудников объекта (территории), допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, меры по обеспечению режима секретности и сохранности секретных сведений; наличие на объекте (территории) локальных зон безопасности)
Приложения: 1. План (схема) объекта (территории) с обозначением потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории).
2. План (схема) охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны.
3. Акт обследования и категорирования объекта (территории).