лошадь на гербе что означает

Конь в геральдике

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

В европейской символике, конь традиционно соединяет в себе лучшие качества многих животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы. В первом российском сборнике эмблем и их толкований «Символы и Емблемата», изданном при Петре I (1705 г.) образ коня трактуется также как «знак войны, сражения, победы, храбрости, мужественного воина, полководца или власти над войском».

Конь в гербе представляется всегда в профиль. В зависимости от положения, коню придаются следующие названия: лошадь называется дикой (фр. gai ), если она без узды; взнузданной (фр. bride ), оседланной (фр. selle ), покрытой латами (фр. barde ), попоной (фр. caparаcоnne ); причём в точности означается, какого цвета украшение, сбруя или покров лошади. Конь предполагается рассерженным, бешеным (фр. effare, cabre ), когда поднялся на дыбы, и только играющим (фр. anime ), когда цвет глаз отличен от цвета всего тела.

Галерея

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Конь в геральдике» в других словарях:

Конь ветра — Молитвенные флаги в Непале … Википедия

КОНЬ — символ силы, быстроты и неутомимости, бесстрашия и воинской славы. Как знак войны и победы полководца, он демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне значит одержать победу. Небесный воин Георгий… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Медведь в геральдике — Герб муниципалитета Портайн, Швейцария Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигура … Википедия

Дракон в геральдике — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия

Муравьи в геральдике — Муравьи (лат. Formicidae) это один из редких объектов живого мира, используемый в геральдике. Муравьи изображены менее чем на 10 гербах европейских городов и других населенных пунктов. В геральдике муравей (также как и пчела) служит… … Википедия

Ворон в геральдике — Геральдический ворон Ворон естественная негаральдическая гербовая фигура. Согласно Александру Лакиеру, в геральдике ворон является … Википедия

Лев в геральдике — У этого термина существуют и другие значения, см. Лев (значения). Геральдический лев Лев и его разновидность леопард один из старейших и самых популярных … Википедия

Муравей в геральдике — Муравьи (лат. Formicidae) это один из редких объектов живого мира, используемый в геральдике. Муравьи изображены менее чем на 10 гербах европейских городов и других населенных пунктов. Согласно Александру Лакиеру, муравей (также как и… … Википедия

Пёс в геральдике — Геральдический пёс Пёс (фр. Chien) в геральдической символике эмблема верности, преданности, бдительн … Википедия

Источник

Лошадь на гербе что означает

Библиотека векторных негеральдических фигур

АистБыкВиноградВоронГолубьГрифонДесницаЖуравльлошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает
ЗмеяКабанКадуцейКошкаКрыло КопьёЛасточкаЛев
ЛебедьЛеопардМедведьМечОвцаОленьОрёлПеликан
ПетухДубПчелаРозаРукиСвечаСобакаСова
СоколСолнцеФакелЯйцоЕдинорогКонь

Конь традиционно соединяет в себе лучшие качества многих животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы.

Значения символа:
нежность, привязанность к детям, почтительность к родителям, путешественник, символ долголетия, плодородия, изобилия.

Источник

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означаетdara_j

dara_j

ЗНАЧЕНИЕ Символа Лошади

О символике ЛОШАДИ (КОНЯ):

«МИРОМ правят не слова и законы, а знаки и символы» (Конфуций)

В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ зашифрованы ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ.

СИМВОЛЫ означают соединения, могут быть обеспечением космических коммуникаций всех Цивилизаций ….
«Символика вскрывает законы связи мира со сверхъестественным: «То что внизу, то подобно тому, что вверху». символы чрезвычайно важны для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии.»

» Знаки и символы могут служить нам указателями в повседневной или осознанной реальности, а символы, являющиеся во снах, помогут ориентироваться в духовном и подсознательном мире….»(с).

«Научитесь читать символы и следовать импульсам вплоть до их завершения. Стать СУЩЕСТВОМ многих измерений означает открыть все каналы и настроиться на различные частоты, а затем принимать передачи знания.» (с);

«Символы, узоры, схемы, геометрические фигуры – это всё новые знания о далеких МИРАХ, которые пока сознание человека не способно расшифровать.» (с)

ПОНИМАНИЕ СИМВОЛА ЗАЧАСТУЮ ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МЕСТА И ВРЕМЕНИ, поскольку в разных культурах один и тот же символ мог трактоваться по-разному.

——
Символизм лошади охватывает очень широкий диапазон, простираясь от света к тьме, от неба к земле, от жизни к смерти.

В китайском гороскопе Лошадь – седьмой знак. Год, посвященный этому животному, обещает быть наполненным суетой, волнующими событиями.

Конь олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимающегося духа человека. Это комбинация слепой силы и направляющего духа. И прежде всего это атрибут многочисленных богов и героев, которые используют его как средство передвижения между различными стихиями, измерениями пространства.

Коня использовали в многочисленных семейных обрядах, прежде всего связанных с переходом из одного состояния в другое.

Во многих обрядах лошадь служит символом непрерывности жизни. Появляется в изображениях богов плодородия…

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная сила(элемент влаги, море и хаос) она воплощается в боевых коней океанических богов.

В славянской мифологии конь является символом плодородия, мистическим животным, способным проникать в царство мертвых, в потусторонний мир и возвращается обратно. Древние славяне почитали коня как атрибут СВЕНТОВИТА, БОГА ПЛОДОРОДИЯ и белого света. Конь у славян служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему СОЛНЦУ. »

Кроме того крылатый Конь- символ поэтического вдохновения, выразителем которого стал Пегас- волшебный конь, родившийся из тела убитой Персеем горгоны Медузы… Древние связывали Пегаса с богиней зари ЭОС …

Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей духовной конституции, либо наоборот, это символ духовной природы человека несущего на себе бремя материальной личности.

В геральдической символике конь сочетает свойства сразу нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя и ловкость лисицы. Называется бешеным, если представляется поднятым на дыбы; диким, если он без узды и т.д. \

Источник

Герб Российской Федерации история создания, значение, что символизирует

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Существует несколько главных государственных символов страны. К ним относятся: герб, флаг и гимн.

Их внешний вид утверждается Указом Президента.

Рассмотрим кратко, что представляет герб России, значение его элементов, а также несколько примеров предыдущей геральдики.

Герб РФ что это такое и как он выглядит

Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.

В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.

На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:

Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.

Описание и значение символов герба Российского государства

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Несмотря на то, что существуют различные трактовки символов, наиболее распространенными, используемыми еще в школе для детей, являются следующие описания:

Геральдика: значение символов на гербе России

Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.

Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.

Георгий Победоносец

На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.

Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.

Двуглавый орел

Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.

До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.

Три короны

До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Существует несколько трактовок именно этого количества корон:

Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.

Скипетр и держава

Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.

Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации

Цвета всегда играли важную роль в символике стран. Они используются не только на флаге, название которого триколор, но и на гербе.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Рассмотрим основные значения российского официального герба:

На фото часто синим цветом выделяют плащ Победоносца. Сделано это во многом для того, чтобы выделить символ.

Красный цвет означает и агрессию – готовность Российской Федерации защищать свои интересы.

Значение герба Российской Империи при Петре I

Современный облик герба во многом был сформирован в период правления Петра Великого.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Он включил геральдику по следующим причинам:

Рисовать образ Петр начал еще до того, как объявил себя императором. До правления Николая Первого образ подвергался незначительным корректировкам.

Значение герба Российской Федерации

Современный герб – это сочетание многих элементов из прошлых образов. Он олицетворяет силу страны, ее единство и многовековую историю. Три ряда перьев – это сочетание добра, истины и красоты.

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Интересным фактом относительно скипетра является то, что на нем изображен точно такой же орел со скипетром. Это отражает бесконечность и будущее России. Герб состоит из взаимосвязанных элементов.

Герб России – один из базовых символов страны. Каждый элемент продуман и имеет глубокое значение. Для изучения надо обращаться не только к значениям элементов, но и к истории становления России. Происхождение расшифровки связывают с имперским периодом.

Источник

Лошадь на гербе что означает

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означаетлошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

ТочностьВыборочно проверено
Полнотабазовая
Читаемостьприемлемая
конь; лошадь; жеребец; кобыла ————

Священные животные с древних времен. Изображения людей в лошадиных масках в произведениях искусства каменного века (Британия).

Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На конях передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои.

Сравнение греческой Пotnia ippon, «хозяйка коней» (в роли Пotnia tnron «хозяйка зверей»), др.-инд. Drvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ — подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на коне сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами.

Рассказы о мифических конях известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях.

Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трем частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», то есть конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха).

Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с конём (символ коня у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами.

Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название коня (qus) восходит к индоевропейскому *ekwos. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с конём, в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во II-м тыс. до н. э.

От масти Лошади зависит смысл символа:

лошадь на гербе что означает. Смотреть фото лошадь на гербе что означает. Смотреть картинку лошадь на гербе что означает. Картинка про лошадь на гербе что означает. Фото лошадь на гербе что означает

Содержание

Крылатый конь появляется на ассирийских барельефах и карфагенских монетах. В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука запряжена четверкой коней. Конская голова (лоб) — эмблема Карфагена и символ счастья.

Согласно древней легенде, Дарий в числе семи претендентов на персидских трон вступил в спор с условием: царем станет тот, чей конь заржет первым. Дарий выиграл спор, отдав конюшему тайный приказ: подвести к своему жеребцу кобылу.

Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме.

Ассоциируют с похоронными ритуалами в древних хтонических культах, с духами и божествами загробного мира. Ценнейшая жертва олимпийским богам в античных Греции и Риме.

Атрибут/связаны с лошадьми/посвящались:

Укротители мифических коней:

Участницы дионисийских мистерий символически служили богам Олимпа в качестве верховых лошадей.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры.

Эпона, заимствованная у (галльских) кельтов, становится римской богиней (восприняла римская армия) как защитница лошадей и погребальне божество.

В Древнем Риме празднество начиналось 15 октября с гонок на колесницах по полю Марса; правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам — пронзали копьем. Голову отрезали и украшали связкой булок, и за нее бились две группы в ритуальном бою, чтобы определить, какая из них получит голову как талисман. Отрезали хвост и несли его к очагу правителя, где кровь должна была стекать в очаг. Остальную кровь сохраняли, а на следующую весну ее смешивали с кровью весталок и давали пастухам, которые жгли ее, чтобы очистить стада. Весь праздник был ритуалом плодородия во имя увеличения урожая, а лошадь была представителем духа злаков.

Согласно «Натуральной истории» Плиния, кобылы могут беременеть от северного ветра (Борея).

Тотемическое животное германских народов, солярный символ, скачущий — олицетворяет движение небесных светил. Часто выступает знаком мужества и плодородия, выполняет роль посланника богов и психопомпа (души попадают в землю мертвых верхом на лошадях).

Лошадь — обычное жертвенное животное древних германцев. Обряд сопровождался употреблением жертвенного мяса, что после христианизации обусловило если не прямой запрет на употребление в пищу конины, то сохранившееся до сих пор восприятие его «непринятого в обществе». В Дании на Празднике лошади, запрещённом Церковью в средние века, жрец опрыскивал лошадиной кровью восток и запад в обряде воскрешения лошади как Духа года Солнца.

У кельтов конь — атрибут или образ богов-лошадей (таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла; Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей) как хтонических божеств и сил смерти.

Галльские кельты поклонялись греческой богине плодородия Деметре, как Богине-Кобыле под именем Европа, или Три Эпоны, что ассоциировалось с тройственной Богиней. Эпона широко почиталась во всей Европе. В Ирландии до XII в. сохранился один из ритуалов её культа в котором местный король подвергался символическому возрождению от белой кобылы. Он имитировал жеребца, подползая обнаженным и на четвереньках к кобыле, которую затем резали, разделывали на куски и варили в котле. Король залезал в котел, в котором ел куски мяса и бульон, а затем становился на коронационный камень и получал прямой белый жезл, который держал, поворачивая по три раза налево и направо, в честь тройственной Богини.

В скандинавской и тевтонской мифологии конь посвящен Одину (Водану), который скачет над сушей и морем на быстром как ветер восьминогом жеребце Слейпнире

Воинственные валькирии, служительницы Одина, скачут на тучах / на конях выше туч, над полями сражений, собирая души павших героев, достойных быть взятыми в Валгаллу.

Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя.

Конь Фрейфакс, посвященный богу Фрейру, символизирует плодовитость.

Богиня Эпона широко почиталась во всей Европе.

В Британии и во всей Европе конина — табуированная пища, которую разрешалось есть только в октябре на Празднике лошади.

В качестве духа злаков лошадь присутствует в некоторых языческих ритуалах урожая. Так, в Хертфордшире (Англия) сбор урожая заканчивался церемонией, называемой «зов Кобылы». Последние былинки стоящей пшеницы связывали вместе, и это представляло кобылу. Фермеры бросали свои серпы на нее, и тот, кому удавалось разрубить ее, получал благословение.

В народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Конь (конский череп) и змея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянской традиции. Мифического змея — предводителя змей в Хорватии именуют «змеиный конь», «вилинский конь» (ср. Вила); волосы из конского хвоста превращаются в змей (македон.). При этом конь, и особенно всадник — герой или святой (субститут языческого божества), выступают как противники змея, злых сил, болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «Чудо Георгия о змие» и т. п.). Ср. русский заговор: «На море Киане, на острове Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидят Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец, побеждают змея лютого огненного» и т. д. Согласно древнейшему известию в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (XII в.), белый конь бога Свентовита ночью сражался с врагами и возвращался темным от грязи.

Особое значение имела масть коня:

В соответствии с двойственной природой коня-медиатора амбивалентными свойствами наделяется конский череп: ср. полесский ритуал сожжения на купальском костре черепа лошади как воплощения «ведьмы», смерти и т. п. и использование конского черепа в качестве оберега скота, пчел, огорода (при отдельных случаях применения его для наведения порчи — пол.). Повсеместно конский череп использовался в качестве строительной жертвы.

Связь коня с «тем светом» и знанием судьбы определяла его роль в гаданиях: коня Свентовита выводили из храма к трем рядам вонзенных в землю копий и следили, с какой ноги тот начнет ступать: если с правой — предприятие будет удачным и можно выступать в поход. В русских святочных гаданиях лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет: там гадающую ждет замужество. При гаданиях, чтобы увидеть суженого, идут в полночь к конюшне — услышавшая ржание выйдет замуж (лужицк.); по поведению коня гадали о смерти (если конь бьет копытом о землю — к смерти), любви (если конь ест сено, пьет воду — парень любит девушку — пол.). Соответственно конь, воплощающий в гаданиях связь с иным миром и будущим, оказывался демоническим существом: ср. вологодскую быличку о девках, во время гаданий призывавших «дьявола» показаться «прямо в лицо» — гадающих чуть не затоптали появившиеся неведомо откуда лошади.

Конь мог появиться и на месте, где зарыт клад (укр., черный конь в серб, быличке). В украинской быличке чорна кобыла явилась матери и сыну, остановившимся в поисках доли у могилы на дороге: человеческим голосом она обещала сыну отвезти его к колодцу, где дают счастливую долю; сын искупался в колодце, и одним скоком кобыла вернула его к матери, а затем исчезла.

В обрядах семейного цикла конь был задействован прежде всего в ритуалах «перехода»: др.-рус. княжеский обряд постригов — первой стрижки волос у княжича сопровождался ритуальным сажанием на коня (этот обряд инициации сохранился у русских и в казачьей среде). В свадебной обрядности особое значение имели кони, запряженные в повозку с молодыми. В русском средневековом свадебном обряде коня давали в качестве выкупа за невесту (ср. позднейшие игровые варианты обмена жены на коней и т. п. в русском и украинском фольклоре); жеребцов и кобылиц, согласно «Домострою» (XVI в.), привязывали у сенника (подклета), где молодые проводили первую брачную ночь. Производительная сила коня и человека при этом считались взаимосвязанными: перед случкой кобылу должна была кормить из подола беременная женщина (рус.). При похоронах считалось, что лошади очень тяжело везти покойника; в Витебской губ. старший в доме с плачем целовал копыта лошади; у русских на кладбище лошадь распрягают, обводят по солнцу вокруг саней и запрягают вновь.

В обрядах календарного цикла конь, конские праздники и связанные с ними персонажи (святые, ряженые) отмечали смену календарных циклов. Ср., в частности, катание молодежи на лошадях на масленицу (рус.: «на конех ристание» обличается в послании Тихона Задонского, ок. 1765 г.), скачки парней, пасущих коней, в первый день «зеленых святок» (пол.), сербские конные состязания на Рождество (известие 1435 г.), белорусский обычай перескакивать на жеребцах через купальский костер — вплоть до состязаний ряженых «коней» из соседних деревень (на Юрьев день, рус.). Соответственно с семантикой смены сезонных циклов связаны фольклорные образы всадников, воплощающих календарные праздники — Коляды (рус., пол.), Авсеня (рус.), Божича (серб.; ср. сербский рождественский обычай разъезжать на лошадях с криком «Божич!»), «зеленого Юрия», едущего на зеленом коне (хорв., см. Георгий) и др. «Конь», «кобыла» — общеславянские образы ряжения на святки (вождение «бесовской кобылки» упомянуто в царской грамоте 1648 г.), связанные не только с аграрной магией, но и с символикой брака, соития и т. п.

Покровителями коней считались святые всадники — Георгий-Юрий (о.-слав, покровитель скота; ср. именование коней «Егорием храбрым» в Приангарье), «конские боги» Флор и Лавр у русских, Феодор (Тодор) Тирон у южных славян (день его памяти — Тодорова суббота — именуется Конски Великден, «конская пасха»). Реже в качестве специализированных покровителей коней выступает св. Власий (который также иногда изображается на иконах всадником) и Никола (Николай): в Белоруссии праздник Власия назывался «конское свято» — в этот день объезжают молодых лошадей, не работают на лошадях, устраивают для них специальную трапезу; Николу могли представлять всадником в сербской традиции, наряду со св. Саввой и др. Конь белый (в.-слав., болг.), огненный (в.-слав.) — атрибут Ильи, разъезжающего по небу верхом или в колеснице; гром — грохот конских копыт (ср. русские загадки, где гром — топот или ржание коней).

Характерна также связь коня с персонажами низшей мифологии — вилами у южных славян (самим вилам иногда приписываются конские ноги), русалками у восточных (русалку изображал ряженый «конь»), домовым и др. Нечистую силу, в том числе домового, можно увидеть, надев на шею хомут. Домовой — хозяин лошадиный может любить лошадей особой масти или, наоборот, невзлюбить коня, который пришелся не ко двору. Лошадь неопределенной — пегой масти опасна в хозяйстве, на ней в хлев может въехать хлявник (бел.).

В магии особую роль играл не только лошадиный череп, но и копыта, предметы упряжи (в том числе хомут), подкова, волос, отыскав который можно было угадать любимую масть домового, и т. п. При купле лошади старались получить и узду, чтобы лошадь пришлась ко двору, не тосковала по прежнему дому, передать узду «из полы в полу», взять след из-под правого копыта и т. п. (в.-слав.).

В китайской мифологии конь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове. В паре с драконом, символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю.

Копыто коня (не подкова) приносит удачу.

Конь/лошадь (ма) — седьмое из животных Двенадцати Земных Ветвей, представляет личность с холерическим темпераментом, зачастую веселую и очаровательную однако, но переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах.

в китайском буддизме крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, — знак удачи и богатства.

В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы.

Белая лошадь — средство передвижения или форма проявления богини милости и Великой Матери Бато Кваннон, соответствущей Авалокитешваре и Гуань-иню. В иконографии изображается в образе белой лошади, женщины с головой лошади, либо с фигурой лошади в её короне.

Чёрная лошадь — атрибут бога дождя.

В шаманском мифологии — животное психопомп, средство передвижения шамана в его мистическом путешествии к небесам / «в трансформирующем опыте мистической смерти и возрождения».

Жертвенное животное в Сибири и на Алтае / в центральной и северной Азии. Лошадь благословляют, а потом убивают, ломая спину таким образом, чтобы ни капли крови не попало на участников жертвоприношения. Во время церемонии шаман изгоняет душу лошади из её тела и захватывает, чтобы использовать для собственных путешествий между мирами. Шкуру и кости вешают на длинные шесты как жертву предкам, и мясо поедается в соответствии с церемонией, когда лучшие куски берут себе шаманы.

Ритуальное значение имеют шкура и голова коня: шкура, подобно золотому руну, разделяет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип.

Общеарийский символ верховенства, солнца, агрессивной маскулинности. В послеведический период его сменяет лунная, эротическая кобылой, хранящая огонь разрушения у края мира.

В иранской символике жеребец олицетворяет силу солнца и огня и является атрибутом класса воинов Четвёрка белых коней — ветер, дождь, облако и мокрый снегом, запряжена в колесницу Ардвисуры Анахиты.

В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца.

В маздаизме в образе коня нередко представлялся бог тьмы и зла Ариман.

Кобыла Ману — обожествленная земля. Варуна — космический конь, рожденный водами.

Белый конь служит ваханой Калки — последней, десятой аватары Вишну.

Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного мышления, интеллекта и музыки (?).

Конь — телесный корабль, а всадник — это дух (?).

Нечто неразрушимое, скрытая природа вещей.

Будда покинул дом на белом коне.

Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня.

В китайском буддизме белый крылатый конь носит на спине Книгу Закона / перевозит Священные писания из Индии в Тибет.

Атрибут Чанг Куо — одного из восьми бессмертных.

Служит символом разума, призванного усмирять инстинкты, подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.

В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги/смелость, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередки относятся к миру мертвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников.

Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы», копей и сидящих на них (Алок. XIX, 17, 18),— означает требование приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.

В пророчествах Захарии — атрибут ангела (1: 8) говорится: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади его кони рыжие, пегие и белые».

Счастье и богатство.

Сверкающая лошадь уносит Магомета на небо (?).

Начиная от Средневековья, конская подкова становится своеобразным амулетом «на счастье».

Считаются особо восприимчивыми к заговорам ведьм.

Считалось, что одержимые сладострастием ведьмы ночью устраивают дикие скачки и возвращают лошадей на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать «скачкам ведьм», колдовству и сглазу, владельцы клали обереги и амулеты в стойла, прикрепляли медные колокольчики на поводья.

Верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в черных лошадей.

На убеждении в магической природе коня также основана вера в то, что подкова приносит удачу.

Гиппомантия — древнеримская ворожба о сохранении, сбережении коня; прорицание о скрытых возможностях скакуна по его прыжкам и ржанию, известное также древним германцам.

Готовность к службе в любое время; герб королевского конюшего.

Белый конь — герб древних саксов, эмблема графства Кент (Англия),

Скачущий белый конь — герб Ганноверской династии.

Дикий бесцельно несущийся конь с развевающейся гривой

Взнузданный конь, привязанный к двум столбам в стойле

Психологически ориентированное символоведение видит в коне/лошади многогранный символ, связанный с психическими процессами, обладающий отчётливой двойственностью: рассматриваясь в «нормальном» состоянии как благородное и умное животное, а при «расстройстве» — как воплощение страха и испуга.

Вселенский символ психической энергии, поставленной на службу страстям (г.о., «чуждые духовности» воплощение гордость и вдастолюбие) и сексуальности, которые будучи неуправляемы ведут к саморазрушению человека.

Скрытая противоречивость коня как символа наглядно представлена в образе кентавра.

В образе коня и его всадника воспринимаются «Оно» — сфера влечений, и «Я» соответственно.

Букефал, лошадь АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО, обычно изображается белой.

Пословицы и поговори:

В книге Дж. Свифта «Приключения Гулливера» описываются разумные лошади — гуингмы.

«Белая лошадь» — название знаменитого сорта шотландского виски «White Horse».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *