лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Тайна «Лошарика» Что известно о секретной атомной подлодке, на которой погибли 14 моряков

1 июля в процессе проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков. Согласно сообщению военного ведомства, инцидент произошел в российских территориальных водах. Глубоководный аппарат, где вспыхнул пожар, в настоящее время находится на военно-морской базе в Североморске (Мурманская область). Расследованием занимается главнокомандующий Военно-морского флота (ВМФ) России Николай Евменов. «Лента.ру» рассказывает о плавательных аппаратах, которые могли быть задействованы в инциденте, и их возможной миссии.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Придонные секреты

Российские военные научно-исследовательские глубоководные аппараты традиционно находятся в ведении Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) — одного из самых засекреченных в структуре Минобороны России. По понятным причинам задачи, возлагаемые на данное управление, не раскрываются, однако неофициально известно, что в них может входить не только картографирование морского дна, спасение терпящих бедствие подводных лодок и сбор обломков затонувших летательных аппаратов, но и, например, прослушка международных подводных кабелей связи, что особенно настораживает НАТО.

Официально об инциденте, произошедшем с одним из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны, известно мало. Согласно данным РБК, пожар возник на атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Если это так, то можно составить примерное представление о том, кто участвовал в инциденте 1 июля.

Проектирование АС-31 «Лошарик» велось в 1988-1990 годах морским бюро машиностроения «Малахит» (Санкт-Петербург). Соответствующий проект был защищен в 1992 году. Строительство АС-31 «Лошарик», которое велось в «Севмаше» в Северодвинске (Архангельская область), началось в 1990 году, однако в связи в задержкой финансирования завершилось только в 2003 году.

Титановый полисферический корпус АС-31 «Лошарик» скрывает несколько относительно независимых отсеков, связанных между собой переходами. В одном из таких отсеков, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Предположительная максимальная глубина погружения АС-31 «Лошарик» — 6 000 метров. Автономность плавания — по разным данным — несколько суток или месяцев.

В задачи АС-31 «Лошарик» входит проведение операций на морском грунте, для чего субмарина получила, в частности, специальные манипуляторы. Вооружения на подлодке быть не должно. Работы на АС-31 «Лошарик» обеспечивает штатный экипаж из 25 офицеров, а для выполнения глубоководных операций лодке необходим носитель.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Нефть и газ

Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Тогда же в рамках экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы Континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.

Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 миллионов лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.

Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в пять миллиардов тонн условного топлива — около 12 процентов мировых запасов нефти.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 — переработанным проектом ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 667БДРМ «Дельфин» (который, в свою очередь, стал дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар»).

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Точно неизвестно, какой носитель использовался для выведения АС-31 «Лошарик» в настоящее время. С одной стороны, БС-64 «Подмосковье», в своей первоначальной конфигурации переданная ВМФ СССР еще в 1986 году, к 2016 году прошла капитальный ремонт на «Звездочке» (Северодвинск). Скорее всего, именно БС-64 «Подмосковье» была последним носителем АС-31 «Лошарик», однако нельзя исключать и другие варианты.

Ядерное оружие

Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

Источник

СМИ узнали, что на самом деле произошло на «Лошарике» и как погибли 14 российских офицеров-подводников

Экипаж глубоководного аппарата АС-31 («Лошарик») до последнего боролся за живучесть, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию происшествия. По данным издания, моряки израсходовали все средства пожаротушения и «издышали» все изолирующие дыхательные средства. При этом, как отмечается, экипаж мог эвакуироваться на лодку-носитель, но решил остаться и попытаться спасти аппарат.

Как рассказали источники, ЧП на «Лошарике» произошло во время стыковки станции с лодкой-носителем, когда в аккумуляторном отсеке появился дым. При этом как такового пожара в привычном смысле этого слова на подлодках не бывает, поскольку они выполнены из негорючих материалов. В этой связи любой дым на подлодках объявляется пожаром, а подводникам приходится бороться с ним практически на ощупь.

В качестве причины задымления называются возможные проблемы в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, либо небольшой дефект кабелей, который мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.

На начальной стадии, как сообщили источники издания, авария не представляла большой опасности для экипажа. Все они могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель, у каждого из них было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Однако, согласно «Руководству по борьбе за живучесть подводных лодок», каждому члену экипажа надлежит оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность. Правда, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, но гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.

В итоге борт АС-31 покинули только шесть человек, которые не принимали непосредственного участия в ликвидации аварии, а десять офицеров-гидронавтов остались на станции, продолжив борьбу за живучесть корабля

Осмотр доставленного на базу АС-31 показал, что в борьбе за ее живучесть моряки израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. В частности, пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки, а также все четыре столитровые емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая). Кроме того, через 40 минут работы подводники, как говорят собеседники издания, «издышали» все изолирующие дыхательные средства. После этого они включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.

ЧП с глубоководным аппаратом АС-31 «Лошарик» произошло 1 июля в Баренцевом море. В результате погибли 14 российских офицеров, которые за мужество и профессионализм при ликвидации аварии на аппарате были представлены к наградам посмертно.

Источник

«Эти ребята сродни космонавтам»: гибель «Лошарика» по-прежнему покрыта тайной

Вчера стало известно о пожаре на глубоководной станции, в котором погибли 14 моряков-подводников. Пока минобороны РФ не раскрывает ни причины ЧП, ни имена жертв, тем не менее в прессу утекли противоречивые подробности случившегося. Эксперты «БИЗНЕС Online» объяснили, как на одном судне собрались только офицеры, включая сразу двоих Героев России, и почему продолжают скрывать имена погибших.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом делеБольше суток прошло с момента гибели моряков-подводников в Баренцевом море, но их имена до сих пор официально не названы Фото: Лев Федосеев/ТАСС

«БЛАГОДАРЯ САМООТВЕРЖЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ КОМАНДЫ ОЧАГ ВОЗГОРАНИЯ БЫЛ ЛИКВИДИРОВАН»

Больше суток прошло с момента гибели моряков-подводников в Баренцевом море, но их имена до сих пор официально не названы. Известно лишь количество погибших — 14, из которых семеро являлись капитанами первого ранга, а еще двое — Герои России. «Это большая потеря для флота, да и вообще для армии», — прокомментировал накануне президент РФ Владимир Путин на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.

Больше никаких официальных подробностей сказано не было, что моментально породило в СМИ и анонимных телеграм-каналах массу домыслов, слухов и вариантов. В первую очередь спорили о пожаре. Среди первоначальных версий говорилось о взрыве газа на подлодке. Reuters со ссылкой на Норвежское агентство по радиационной и ядерной безопасности писало, что якобы российские власти сообщили Норвегии о взрыве газа на подводной лодке в Баренцевом море. Норвежская сторона заявила, что превышения уровня радиации не зафиксировала, а в минобороны поспешили заявить, что ни о чем Норвегию не уведомляли.

По данным источников РБК в силовых структурах, пожар случился в 20:30 на глубоководной станции проекта 10831, известной как «Лошарик» — АС-12. Однако «Газета.ru», ссылаясь на свои источники, утверждала, что у станции бортовой номер все-таки АС-31. Тем не менее все сходились во мнении, что именно «Лошарик» в 2012 году участвовал в экспедиции в Арктику, чтобы доказать, что проходящие через Северный полюс подводные хребты Ломоносова и Менделеева относятся к российскому континентальному шельфу. Взятые тогда пробы были отправлены в 2015 году в ООН, но комиссия до сих пор не приняла решение о принадлежности шельфа, на который, к примеру, претендует также Дания, которая в 2014 году подала такую же заявку.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом делеСергей Шойгу доложил Владимиру Путину о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота в Баренцевом море, в результате которого погибли 14 моряков-подводников Фото: kremlin.ru

О «ЛОШАРИКЕ»

«Лошарик» — это развитие предыдущих проектов глубоководных станций «Кашалот» и «Палтус», построенных в 1970–1990-е годы. Официально станции не несут никакого вооружения, вместо этого у них есть манипуляторы для проведения работ на дне океана. Тем не менее есть версии, что подобные аппараты могут использоваться в диверсионных целях, например для того, чтобы присоединяться к подводным кабелям секретной связи или ставить глубоководные мины, в том числе ядерные.

По данным «Военного обозрения», «Лошарик» был создан КБ «Малахит» в 1980-е годы, строительство началось в 1988-м в секретном цехе «Севмаша», но в 1990-е работы приостановили из-за нехватки финансирования, их продолжили лишь в 2000-е. В итоге глубоководную станцию спустили лишь в 2003 году в присутствии только специалистов и заказчика. Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей лодки северодвинские судостроители прозвали ее «Лошариком», по аналогии с персонажем советского мультфильма — лошадки, собранной из отдельных шариков. Технические характеристики лодки засекречены. Говорилось лишь, что ее длина до 79 метров, погружаться станция может на глубину до 6 тыс. м и развивать скорость в 30 узлов. В состав экипажа «Лошарика» входят 25 человек, все — офицеры.

Однако атомная глубоководная станция самостоятельно не может ходить в дальние походы, ее должна транспортировать специально предназначенная для этого большая атомная подводная лодка. Таким носителем была лодка БС-136 «Оренбург», но в 2015 году ее поставили на ремонт, и об окончании работ в официальных источниках не сообщалось. Но в 2016-м после модернизации спустили на воду лодку БС-64 «Подмосковье». Так что, по данным «Открытых медиа», ссылающимся на два источника в Северном флоте, пожар и вовсе случился не на «Лошарике», а на несущей его подводной лодке («Оренбург» или «Подмосковье» — тут мнения разнятся).

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом делеЧП случилось 1 июля, однако известно о трагедии стало лишь день спустя Фото: ©Павел Львов, РИА «Новости»

СЕКРЕТНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗ ПЕТЕРГОФА

Тем не менее обе лодки, а также атомные глубоководные станции сведены в 29-ю бригаду подводных лодок и подчиняются главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) минобороны РФ, информация о котором засекречена. Как пишет «Военное обозрение», ГУГИ занимается не просто глубоководными исследованиями, мониторингом Мирового океана и поиском затонувших объектов, но и выполняет задачи других специальных ведомств, например главного разведывательного управления генштаба. Специальная воинская часть 40056 в составе ГУГИ была создана в 1976 году, обязательным условием принадлежности к которой было членство в КПСС. «Часть, в которой количество Героев Советского Союза, наверное, превышало все мыслимые и немыслимые пределы. Часть, попасть в которую мог только подводник с не менее чем пятилетним стажем службы и при этом годный по состоянию здоровья для зачисления в отряд космонавтов», — говорится в материале «Военного обозрения». Так что неудивительно, что среди погибших оказались семеро капитанов первого ранга и два Героя России. До 1978 года набирали первые экипажи для атомных глубоководных станций. Так и появилась новая профессия — гидронавт. Бывший офицер ВМФ, гидронавт Владимир Ашик рассказывал, что задачами его коллег был сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники.

По данным «Фонтанки», все погибшие на «Лошарике» моряки были приписаны к петербургской военной части. «Коммерсантъ» пишет, что номер военной части 45707, она дислоцируется в Петергофе. Согласно открытым сведениям, часть также подчиняется ГУГИ и включает в себя отряд гидронавтов и научно-исследовательскую лабораторию. Офицеры служат в Североморске, где дислоцированы их АПЛ. Издание утверждает, что десять капитанов первого ранга из данной военной части были удостоены звания Героев России за исследование Арктики и Антарктики, двое из них как раз и погибли в Баренцевом море. Как утверждает телеграм-канал Baza, это были капитаны первого ранга Денис Долонский и Николай Филин. Первый из них получил звание Героя России за исследование Арктики и Антарктики «около 6–7 лет назад», а второй — в 2018 году. Имя еще одного погибшего назвал телеграм-канал «Смычок от Скрипаля» — капитан первого ранга Андрей Воскресенский.

Кроме того, телеграм-канал Mash утверждал, что на станции непосредственно погиб только один офицер, остальные скончались от отравления продуктами горения по пути в госпиталь, а еще часть — в самой клинике.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом делеПо данным «Фонтанки», все погибшие на «Лошарике» моряки были приписаны к петербургской военной части Фото: ©Василий Батанов, РИА «Новости»

«КРОМЕ КАК СУДЬБОЙ СУРОВОЙ ПОДВОДНИКОВ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, почему так вышло, что на подлодке были только одни офицеры, и почему нельзя скрывать их имена:

Валерий Кулаков — офицер-подводник Военно-морского флота СССР:

— Если бы я знал, из-за чего именно пожар, то не смог бы вам сказать все равно. Сейчас командир уехал туда, там и Шойгу. Пока ничего не известно. И я звоню ребятам, чтобы узнать хоть что-то конкретное. Никто не отвечает. Знаю только, что там было два Героя России.

Вообще, это судно, «Лошарик», считается военным глубоководным комплексом. Экипаж от 12 до 14 человек. Обычно, когда выходят в море, идут дополнительные командиры. Это такое подводное средство, на котором весь экипаж — офицеры. Я сам в свое время ходил на них, экипаж состоял только из офицеров, матросов там нет. В этом смысле ничего необычного. Там такая сложная техника! Эти ребята сродни космонавтам: только те — в небе, а эти — под водой. Они и называются, между прочим, гидронавтами. То есть это офицеры, которые выполняют боевые задачи на больших глубинах. И только офицеры в высоких званиях!

То, что можно, скажут. Наверное, все-таки опубликуют информацию о причинах трагедии, пожара. Раз уж по телевидению об этом сообщили, значит, должны раскрыть причины аварии. Недаром туда сейчас поехала инспекция во главе с министром обороны. Разберутся, и все, что можно будет, скажут. Я вот сам пытаюсь хоть что-то узнать, но не получается. Все немного покрыто тайной.

Николай Черкашин — советский и российский журналист, писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник:

— Пожар чисто теоретически мог возникнуть по двум причинам: техногенная и человеческий фактор. Но как бы то ни было, любая подводная лодка — это настолько сложный инженерный технический объект. Само электрооборудование там поставлено в непривычные для обычной земли условия. Поэтому какие-то короткие замыкания, воспламенения — это все почти неизбежное явление. Подобные вещи происходили не раз. И что бы там ни случилось на самом деле, в любом случае эти ребята — герои. Как говорил мой командир подводной лодки: «Взошел на лодку — уже воюешь, даже если она стоит у причала», — а тут это произошло в море. Кроме как судьбой суровой подводников это объяснить невозможно. Подобных вещей очень трудно избежать. То, что они сумели спасти свой корабль, потушить этот пожар и вернуться на базу, — это уже героизм.

Почему именно такой состав судна? Потому что корабль особенный. Это атомная испытательная станция. Матросов нет, служат только офицеры. Такой офицерский корабль, ввиду того, что они в крайне сложных условиях работают. Два Героя — это тоже не случайно. Чаще всего геройские звания получают в мирное время за испытания новой техники, за освоение океанских глубин. Их не зря называют гидронавтами, что равносильно космонавтам. Гибель этого экипажа я бы сравнил с гибелью космонавтов.

Самое печальное в этом деле то, что традиционно имена почему-то секретят изначально. Под конец они все становятся известными. Я считаю, что это неуважение к морякам, их родственникам. Слов нет. Конечно, они через 2–3 дня будут известны. Но в подобных ситуациях надо сразу сообщать о погибших героях. Так было всегда — и до революции, и в другие события. Такая чиновная бездушная традиция сложилась. В именах и фамилиях нет ничего секретного. Число погибших — это секретно. Но его назвали. Значит, надо называть и все имена, чтобы люди могли за них молиться.

Василий Дандыкин — капитан первого ранга запаса, военный эксперт:

— Трагедия произошла в едином подводном комплексе, где есть лодконоситель. «Оренбург» — это бывшая ракетная подводная лодка 567 БДР. Ее переоборудовали в носитель. Это большая атомная лодка. Она несет на себе подводную станцию. Комплекс доставляет аппарат в необходимое место для изучения дна океана. Это все, что связано с грунтом и так далее. И особенность этого аппарата, который назвали «Лошарик», в том, что он работает на предельных глубинах — до 6 тысяч метров. У него есть свои манипуляторы, которые позволяют брать пробы грунта. Там же имеется аппаратура, чтобы все фотографировать. То есть этот комплекс может работать в любой точке Мирового океана и в своих территориальных водах. Аналогов ему в мире нет. До последнего он являлся сверхсекретным.

То, что на борту находился экипаж, в составе которого было 24 человека, и среди них было столько капитанов и офицеров первого ранга, два Героя РФ, один из которых командир подводного аппарата, говорит о том, что это были сверхопытные люди. Работа на подлодке — это постоянный риск. Мы знаем, что было немало трагедий на советском флоте и уже, к сожалению, на российском. Глубоководники — элита элит. Это огромная потеря для Военно-морского флота, Вооруженных сил и страны. Они настоящие герои, профи. Витязи глубин. Люди, которые бывали в разных ситуациях.

На мой взгляд, причиной пожара, скорее всего, стало замыкание. Из-за этого возникло возгорание. 14 человек, которые погибли, загерметизировались. Была опущена система пожаротушения. Таким образом они спасли подводную лодку и оставшийся экипаж. По большому счету пожертвовали собой. Это наставление и неписаное правило подводников. Если что случается, чтобы огонь не прошел дальше, люди понимают, на что идут, и жертвуют собой. Пожар на подводной лодке — самое страшное, что может быть.

Сейчас там работает военный следственный комитет. Учитывая секретность «Лошарика», минобороны объявит итоги расследования части касающихся причин, но не части того, чем они занимались. Проверят и технические параметры, и все, что связано с готовностью комплекса. Конечно же, будут проанализированы действия экипажа.

Источник

Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Согласно официальному сообщению Минобороны, потерпевшая в июле в Баренцевом море аварию атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик» занималась проведением батиметрических измерений. Впоследствии военные и чиновники, сославшись на секретность, отказались раскрывать подробности инцидента и конкретное содержание задач, решаемых научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Тем не менее возможно предположить, чем мог бы заниматься АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах и чем станция в действительности занималась. «Лента.ру» рассказывает, какие задачи мог выполнять аппарат.

Подгоревший шарик

Хотя официально конструкция научно-исследовательского глубоководного аппарата по понятным причинам не раскрывается, из неофициальных источников известно, что АС-31 «Лошарик» предназначен для проведения операций на морском грунте на глубине до шести километров, включающих, в частности, освещение окружающих ландшафтов, манипуляцию с различными внешними изделиями, например установку разнообразных датчиков и резку подводных кабелей, и наконец, общую разведку. Для выполнения таких задач глубоководный аппарат предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Конструктивно корпус АС-31 «Лошарик» скрывает семь титановых относительно независимых друг от друга сферических отсеков, связанных между собой переходами. В хвостовых отсеках, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Общая длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Автономность плавания — по разным данным, вероятно, в зависимости от решаемых задач — несколько суток или месяцев. Общее пространство внутри семи сфер, которое может занимать экипаж из 25 человек и оборудование, как нетрудно подсчитать, будет составлять порядка одной тысячи кубических метров. Для дальних или продолжительных миссий АС-31 «Лошарик» требуется носитель, однако глубоководный аппарат, будучи небольшой подлодкой, может обходиться и без средства выведения.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Возможная конструкция АС-31 «Лошарик»

Так чем же мог заниматься и занимался в действительности АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах у берегов Кольского полуострова?

Китайское дно

Прежде всего, стоит вспомнить, что в сентябре 2012 года АС-31 «Лошарик», выводимый атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), в рамках экспедиции «Севморгео» в район северного полюса, извлек с глубины более двух километров керны, которые впоследствии использовались Москвой в качестве доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.

Политическую и экономическую важность таких работ нельзя недооценивать, поскольку общая площадь подводных территорий, рассматриваемых Россией как продолжение собственного континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. В Минприроды уверены, что запасы углеводородов под расширенным материковым шельфом составляют пять миллиардов тонн условного топлива, иначе — 12 процентов мировых запасов нефти.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Поскольку последние работы АС-31 «Лошарик» в Баренцевом море велись в непосредственной близости от Кольского полуострова на глубине не более 300 метров, сомнительно, что какие-либо материалы, добытые с такого участка, могут представлять ценность для обоснования территориальных претензий России. Однако тут интересно другое.

В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами. И все же такой сценарий выглядит надуманным.

Русская звезда

Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон». Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Тем не менее явно не прослеживается, как конкретно инцидент с АС-31 «Лошарик» может быть связан с К-329 «Белгород». По имеющимся сведениям, последним носителем глубоководного аппарата был БС-136 «Оренбург» или БС-64 «Подмосковье», однако почему-то заметка «Красной звезды», официального издания Минобороны России, посвященная случившемуся, изначально сопровождалась ранее неизвестной схемой, напоминающей подлодку К-329 «Белгород» с прикрепленной снизу одной небольшой субмариной (впоследствии схема исчезла с сайта «Красной звезды»). Не исключено, что речь может идти о преднамеренной утечке, как было в ноябре 2015 года со стратегическим подводным беспилотником «Статус-6» (укрупненная версия «Посейдона»), небрежной работе дежурного администратора издания либо топорных попытках российского военного ведомства принять участие в информационной войне.

Не тот шарик

Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией. Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо, в противном случае ни о какой автономности «Посейдона», тем более в неисследованных глубинах океана, не может быть и речи. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Типичная получаемая в ходе батиметрических измерений картина

Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.

Наразворачивали

Четвертый вариант последнего применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне. Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая система наблюдения), расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.

Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России — предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ. Использовать АС-31 «Лошарик» для таких работ можно, но, хотя бы из соображений безопасности, не нужно.

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Причина — в распоряжении ГУГИ есть хорошо себя зарекомендовавшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», выступающее носителем обитаемых неатомных автономных глубоководных аппаратов «Русь» и «Консул» (оба — с глубиной погружения около шести километров), а также допускающее, вероятно, размещение аппаратов «Мир». Именно «Янтарь» принимал участие в марте 2017 года в операции по извлечению бортового оборудования переносимых авианосцем «Адмирал Кузнецов» самолетов МиГ-29КР и Су-33, утерянных Россией в ноябре и декабре 2016 года в Средиземном море, соответственно. Важно, что еще раньше, в октябре 2016 года, данный корабль был замечен вблизи сирийского побережья как раз там, где располагаются подводные линии связи.

Проходной двор

И наконец, пятый и наиболее приемлемый сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Ангары на базе в Североморске могут скрывать АС-31 «Лошарик» и К-329 «Белгород»

Изображение: Barents Observer

Вероятным дополнением (в рамках сетецентрического подхода) или полноценным компонентом «Гармонии» выступят комплексы МГК-608 различных адаптаций, гидрофоны (принимающие элементы) которых предполагают установку на глубину до одного километра и на расстояние до 200 километров от берега. Получаемые придонными датчиками акустические данные после оцифровки должны передаваться по волоконно-оптической кабельной линии на береговой пост для дальнейшего анализа.

Средством доставки АДС называют подлодки проекта 09852, к которым относится спущенная на воду К-329 «Белгород». «Гармония» должна быть развернута к 2020 году, чего наверняка не произойдет. Среди возможных причин отставания по срокам можно назвать не столько инцидент с АС-31 «Лошарик», сколько проблемы с необходимыми компонентами и оборудованием, например, оптоволоконным кабелем, соединительными муфтами, кабелеукладчиками и аккумуляторами. Любопытно, что пункт управления «Гармонией» находится в Белушьей Губе (Новая Земля), тогда как площадка для подготовки АДС — в бухте Окольная (Североморск), недалеко от предположительного местонахождения АС-31 «Лошарик».

лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Смотреть картинку лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Картинка про лошарик подводная лодка что случилось на самом деле. Фото лошарик подводная лодка что случилось на самом деле

Принципиальная схема устройства системы противодиверсионного мониторинга

Без «Гармонии» (в широком смысле) и МГК-608 (в узком) Вооруженные силы России фактически не в состоянии в собственных арктических водах отследить и идентифицировать иностранные субмарины. Прямым следствием такой ситуации является то, что без системы подводного наблюдения никакого стратегического преимущества «Кинжалы» и «Авангарды» обеспечить России не могут, а носитель с «Посейдоном» просто не успеет при необходимости покинуть пределы российских территориальных вод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *