лоурайдер что это такое
Лоурайдинг: путь от второсортного тюнинга к американской легенде
Так уж исторически сложилось, что большинство явлений автомобильной культуры зародилось в Соединённых Штатах Америки. Ничего удивительного в этом нет, ведь именно Новый Свет является колыбелью автомобилестроения. Сегодня мы расскажем о культуре, название которой периодически мелькает в информационной среде: «лоурайдинг».
Причиной популярности этого слова является распространение автомобилей с нарочито уменьшенным или вовсе отсутствующим дорожным просветом, ведь дословный перевод слова «лоурайдинг» – низкая езда. Любое проявление лоурайдинга подразумевает езду на низком автомобиле, однако не каждый заниженный автомобиль является лоурайдером. Ниже мы разберёмся в истории возникновения этого самобытного направления тюнинга, познакомимся с его особенностями и уделим внимание современному положению дел в этой сфере.
Как говорится, любое пламя разгорается от искры. Чтобы найти эту искру в случае с лоурайдингом, перенесёмся в середину предыдущего столетия, в послевоенные Соединённые Штаты. Бурный экономический рост и высокий уровень жизни неотвратимо манил эмигрантов из Мексики, Бразилии и прочих латиноамериканских стран. Закономерно, что американцы были не в восторге от такого «вторжения», в результате чего стычки и беспорядки вспыхивали довольно часто, в особенности в Лос-Анджелесе.
Интерьер также украшался дорогими, но лишь на вид, материалами – ковролин, бархат, велюр. Занижению подвергалась лишь задняя часть автомобиля с целью касания задним бампером и выхлопными трубами асфальта. Достигалось это при помощи удаления «лишних» листов из рессор. Позже, с появлением пружинных подвесок, от задних пружин начали отрезать витки. Передняя часть, напротив, поднималась вверх посредством проставок. На задний бампер или днище могли устанавливаться толстые накладки из цветных металлов для высечения ярких искр при контакте с асфальтом – именно такого эффекта и добивались «пачукос».
Спустя некоторое время занижению стал подвергаться и перед автомобилей – в этом случае контакт с дорожным покрытием обеспечивался по всей площади днища или рамы. Для большего занижения на машины начали устанавливать диски меньшего диаметра и шины более низкого профиля, подбирая их поначалу от других моделей машин. Такие машины-«пионеры» лоурайдинга получили название «бомбы» ввиду округлых и дутых форм кузова.
Развитие столь вычурной и нарушающей общественный порядок культуры не осталось незамеченным со стороны властей, и в 1959 году был введён запрет на занижение автомобиля, согласно которому линия порога не могла быть ниже обода колёсного диска. Эта мера заставила радикальных латиноамериканцев искать выходы из сложившегося «затягивания гаек». В то время как большинство продолжало учинять стычки с представителями правопорядка, разъезжая на своих неординарных творениях, братья Рон и Луис Агуирр соорудили первую самодельную гидравлическую систему, позволявшую изменять высоту кузова их «корвета» над дорогой. В качестве исполнительных механизмов были использованы гидравлические цилиндры со списанного бомбардировщика B-52. Спустя считанные годы количество лоурайдеров с гидравлической подвеской начало расти в геометрической прогрессии. И хотя эти первые системы не обладали ни надёжностью, ни качеством, они заложили начало нового этапа развития лоурайдинга.
Золотая эра лоурайдеров пришлась на 60-70-е годы, в период, когда топливо стоило дёшево, а автомобильные гиганты штамповали новые модели неприличных габаритов. Так, в образ классических лоурайдеров вжились модели Chevrolet Impala, Cadillac Eldorado, Pontiac Grand Prix и другие. 1974 год стал важной вехой для любителей низкой езды – именно тогда инициативные группы ведущих лоурайдерских тусовок добились признания своего хобби, получив «зелёный свет» от властей. Это незамедлительно превратило лоурайдинг из подпольного занятия хулиганов и гангстеров в полномасштабное автомобильное явление.
Лоурайдеры стали принимать участие в автомобильных фестивалях, их владельцами становились не только «латиносы», но и белые американцы. В 1977 году увидел свет первый номер издания Lowrider Magazine, которое, кстати, существует по сей день. Лоурайдеры стали «светиться» в кинематографе (фильм Up in Smoke 1978 года) и звучать в песнях (одноимённая композиция от коллектива War в 1975 году). Столь бурная популярность привела к насыщению рынка тематическими комплектующими и аксессуарами. «Колхозить» гидравлическую подвеску больше не было необходимости, равно как и искать маленькие колёса – необходимые комплекты были в продаже. Классическая «обувь» лоурайдеров в почёте и по сей день – это диски Cragar, True Spokes, Dayton, обутые в шины с белой полосой (так называемый White Band) диаметром от 13 до 15 дюймов.
Профессиональные комплектующие гидравлических подвесок обладали большим давлением, что позволило автомобилям подпрыгивать двумя колёсами или даже «танцевать», втягивая или вытягивая каждое из колёс попеременно. В этой связи появились соревнования по прыжкам в высоту, на которых автомобили, именуемые Hopper, могли выпрыгивать вверх до двух метров. Родственные им Dancer’ы делали упор на «танцы», в которых владельцы должны под музыку управлять подвеской своих автомобилей. В обоих вариантах управление происходит при помощи дистанционного пульта, ибо усидеть в кресле во время таких «скачек» едва ли удастся без увечий.
Стили. «Бомбы». Классические лоурайдеры.
Что представите себе Вы, услышав слово «лоурайдер»? Я не ошибусь, если предположу, что это будет что-то прыгающее, на огромных хромированных колесах, с негром за рулем. Но этот образ навязан современной музыкальной культурой и отражает очень малую часть культуры лоурайдинга. На заре эпохи всё было совсем не так и до сих пор есть приверженцы того изначального стиля и их не так уж и мало.
Культура эта зародилась еще в довоенные годы, когда автомобили уже стали достаточно массовым товаром. Первые экземпляры можно отнести к середине-концу 30-х годов. Сама культура зародилась в среде так называемых чиканос (chicanos) – это коренные жители южных американских штатов (Калифорния, Техас и др.), мексиканцы по происхождению. Ранее эти штаты были территорией Мексики, но в результате нескольких войн были присоединены к США. Само возникновение лоурайдинга связано с желанием отличаться от белых, как-то позиционировать себя на дороге, дифференцировать свои машины от других, показав, что тут едет именно чикано. В среде белых в то время уже началось увлечение хот-родами, которые были довольно высокие, с мощными двигателями, максимально облегченные, с заметным рэйком (передняя часть автомобиля была ниже задней). В противовес этому был создан образ классического лоурайдера — низкого, небыстрого, с большим количеством аксессуаров. Основой для создания таких машин чаще всего служили автомобили «Шевроле», в то время как у хотроддеров пользовались популярностью машины «Форд». Кстати, такой расклад сохраняется до сих пор.
Первые эксперименты по занижению проходили без вмешательства в ходовую часть: обычно это был мешок с чем-то тяжелым в багажнике, который прижимал заднюю часть машины к дороге. Такое характерное положение машины сегодня называют не иначе, как «калифорнийский рэйк». С течением времени кто-то догадался, что помимо задней части, можно укоротить и пружины спереди. Так машины стали делать еще ниже. Потом были придуманы средства для занижения задней рессорной подвески, которые актуально до сих пор. Основной метод – это проставка между мостом и рессорой, которая поднимала задний мост относительно кузова, соответственно машина опускалась. Сама схема подвески не подвергалась никаким изменениям, впрочем, как и все остальное. Классический лоурайдер – это максимально оригинальная машина, с хорошим занижением и множеством аксессуаров, которые предлагались различными компаниями. И еще — это обязательно был «Шевроле».
Ездить на лоурайдере полагалось медленно и с достоинством. Культовым местом для чиканос был Whittier boulevard в Лос-Анжелесе. По одной теории, такая манера езды связана с традициями мексиканского народа – раз в год в каждой деревне или городе проводился праздник для молодых, которые еще не были женаты. Юноши и девушки выстраивались в две колонны и медленно шли мимо друг друга, те, чьи взгляды пересекались, должны были жениться.
Модельный ряд год от года менялся, но основные принципы сохранялись. Первые значимые изменения произошли после Второй мировой войны. Тогда особенно быстро началось развитие всей кастом-культуры в США: начиная с хот-родов и заканчивая лоурайдерами. В среде лоурайдеров основной идеей стала мысль «как низко ты можешь опустить свою машину?» Средства для достижения цели уже не ограничивались проставками под мост или короткими пружинами. Люди активно взялись за модификацию кузовов, рам, деталей подвески. Многие из них вдохновлялись работами известных «кастомайзеров» того времени, самым известным из которых был (и остается по сей день) Эд Рот (Ed “Big Daddy” Roth). Во внешнем образе лоурайдеров появлялось всё больше «стиля»: перламутровые краски и металлики, плюшевые салоны, позолоченные детали. Машины становились все менее функциональны со многих точек зрения, что и отразил в своем мнении главный редактор Rodder’s Journal Пэт Гэнал (Pat Ganahl): «Hot rods were built for go; customs were built for show», т.е. хот роды сделаны чтобы ездить, а кастомы, чтобы красоваться. Но в конце 50-х, а именно в 1959 году, был принят закон, который запрещал эксплуатацию слишком низких машин. Первыми на себе его испытали члены клуба Krankers, по дороге на ежегодное автомобильное шоу в Лонг-бич. С этой поездкой связана довольно забавная история, которая, впрочем, перевернула весь мир лоурайдинга. «Нас ехало 15 или 20 машин», — вспоминает Рон Агуайр (Ron Aguirre), — «на другой стороне дороги мы заметили нескольких полицейских, один из которых развернулся через разделительную полосу и остановил всю колонну. Он подошел к нашей машине, потому что она возглавляла колонну. Пока полицейский шел к нам, я поднял машину на высоту, разрешенную законом. Подойдя, полицейский долго не мог понять что же произошло, ведь он останавливал явно низкую машину. Ему пришлось нас отпустить. И как только он отошел, я опять опустил машину на «правильную» высоту».
Я думаю Вы уже догадались, что речь идет гидравлической подвеске. Рон со своим отцом установили на машину гидроцилиндры и насосы от списано бомбардировщика B-52. Это было сделано впервые в истории и позволило Рону с одной стороны не нарушать закон в глазах полицейских, с другой – в нужной ситуации показать машину во всей красе. В то время не шло речи о том, чтобы прыгать на машине – гидроцилиндры были подчинены вполне утилитарной цели. Через некоторое время гидравлические подвески стали предлагать многие производители, но до сих пор особым шиком считается иметь в машине авиационные насосы и цилиндры.
В 60-е – начале 70-х годов достигают апогея способы окраски машин и отделки интерьеров. Их сложно охарактеризовать по другому, кроме как сумасшедшими. Яркие оранжевые, салатовые, фиолетовые цвета, множество полосок, узоров, блесток. В интерьерах можно встретить роскошные кресла с плюшевой обивкой, которые иной раз можно представить себе только в гостиной, количество золота порой зашкаливало за все мыслимые пределы, вместо стандартного освещения в салонах появлялись люстры и канделябры с хрустальными подвесками. При этом сохранялась и огромная армия поклонников классического стиля. Кстати, классические лоурайдеры получили название «бомбы» или «бомбиты».
На ней я не буду заострять внимание, потому что развитие истории у всех на глазах. Это те самые прыгающие машины и машины на огромных колесах. Но меня это уже мало интересует, потому как во многом это отход от традиций.
Отдельно стоит сказать о колесах и некоторых технических аспектах. В начале все ездили на стандартных штампованных дисках с хромированными колпаками. Диаметр таких дисков обычно 15 или 16 дюймов. Потом производители стали предлагать различные колесные колпаки, часть из которых были наиболее востребованы и сейчас являются классикой жанра. В 50-х годах появились первые спицованные диски, самые известные из которых – это колеса Dayton. Спицованные колеса имеют оригинальный способ крепления одной центральной гайкой. Следом за спицованными дисками производители стали предлагать легкосплавные колеса. Первое, что приходит в голову – это пятиспицевые диски Сragar. Спицованные и легкосплавные диски обычно имеют размер не более 14 дюймов в диаметре, ведь маленькие колеса – это дополнительные несколько сантиметров занижения. Что касается шин, то тут выбор необычайно широк: от простых черных до шин с белой боковиной, но своеобразной классикой считаются шины с тонкой белой полосой. Сейчас такие шины предлагаются с полосами различного цвета, так что можно подобрать под цвет кузова.
Как видите, распространенные стереотипы описывают собой только малую часть сцены лоурайдинга. Остальное же практически не известно у нас в стране. Но сейчас несколько моих знакомых или уже делают или собираются делать классические машины на основе «Волг» и «Побед». И я уверен, что это будут очень интересные проекты.
Лоурайдинг: путь от второсортного тюнинга к американской легенде
Так уж исторически сложилось, что большинство явлений автомобильной культуры зародилось в Соединённых Штатах Америки. Ничего удивительного в этом нет, ведь именно Новый Свет является колыбелью автомобилестроения. Сегодня мы расскажем о культуре, название которой периодически мелькает в информационной среде: «лоурайдинг».
Причиной популярности этого слова является распространение автомобилей с нарочито уменьшенным или вовсе отсутствующим дорожным просветом, ведь дословный перевод слова «лоурайдинг» – низкая езда. Любое проявление лоурайдинга подразумевает езду на низком автомобиле, однако не каждый заниженный автомобиль является лоурайдером. Ниже мы разберёмся в истории возникновения этого самобытного направления тюнинга, познакомимся с его особенностями и уделим внимание современному положению дел в этой сфере.
Как говорится, любое пламя разгорается от искры. Чтобы найти эту искру в случае с лоурайдингом, перенесёмся в середину предыдущего столетия, в послевоенные Соединённые Штаты. Бурный экономический рост и высокий уровень жизни неотвратимо манил эмигрантов из Мексики, Бразилии и прочих латиноамериканских стран. Закономерно, что американцы были не в восторге от такого «вторжения», в результате чего стычки и беспорядки вспыхивали довольно часто, в особенности в Лос-Анджелесе.
Спустя некоторое время занижению стал подвергаться и перед автомобилей – в этом случае контакт с дорожным покрытием обеспечивался по всей площади днища или рамы. Для большего занижения на машины начали устанавливать диски меньшего диаметра и шины более низкого профиля, подбирая их поначалу от других моделей машин. Такие машины-«пионеры» лоурайдинга получили название «бомбы» ввиду округлых и дутых форм кузова.
Золотая эра лоурайдеров пришлась на 60-70-е годы, в период, когда топливо стоило дёшево, а автомобильные гиганты штамповали новые модели неприличных габаритов. Так, в образ классических лоурайдеров вжились модели Chevrolet Impala, Cadillac Eldorado, Pontiac Grand Prix и другие. 1974 год стал важной вехой для любителей низкой езды – именно тогда инициативные группы ведущих лоурайдерских тусовок добились признания своего хобби, получив «зелёный свет» от властей. Это незамедлительно превратило лоурайдинг из подпольного занятия хулиганов и гангстеров в полномасштабное автомобильное явление.
Лоурайдеры стали принимать участие в автомобильных фестивалях, их владельцами становились не только «латиносы», но и белые американцы. В 1977 году увидел свет первый номер издания Lowrider Magazine, которое, кстати, существует по сей день. Лоурайдеры стали «светиться» в кинематографе (фильм Up in Smoke 1978 года) и звучать в песнях (одноимённая композиция от коллектива War в 1975 году). Столь бурная популярность привела к насыщению рынка тематическими комплектующими и аксессуарами. «Колхозить» гидравлическую подвеску больше не было необходимости, равно как и искать маленькие колёса – необходимые комплекты были в продаже. Классическая «обувь» лоурайдеров в почёте и по сей день – это диски Cragar, True Spokes, Dayton, обутые в шины с белой полосой (так называемый White Band) диаметром от 13 до 15 дюймов.
Профессиональные комплектующие гидравлических подвесок обладали большим давлением, что позволило автомобилям подпрыгивать двумя колёсами или даже «танцевать», втягивая или вытягивая каждое из колёс попеременно. В этой связи появились соревнования по прыжкам в высоту, на которых автомобили, именуемые Hopper, могли выпрыгивать вверх до двух метров. Родственные им Dancer’ы делали упор на «танцы», в которых владельцы должны под музыку управлять подвеской своих автомобилей. В обоих вариантах управление происходит при помощи дистанционного пульта, ибо усидеть в кресле во время таких «скачек» едва ли удастся без увечий.
Развивались и технологии покраски – качественные лоурайд-проекты щеголяли сложным многослойным покрытием, составляющим едва ли не половину бюджета всего лоурайдера. Количество слоёв краски и лака могло достигать полутора десятков, помимо этого в дизайн могла включаться текстура – в этом случае покрытие становилось рельефным на ощупь. Широкие и плоские кузовные элементы американских машин 70-х годов были идеальными «холстами», на которые в солнечный день можно было любоваться часами.
Индустрия электроники также не стояла на месте, и «поздние» лоурайдеры помимо вышеперечисленного имели в активе многокиловаттные акустические установки и мультимедийные мониторы, расположенные в самых неожиданных местах.
Таким образом, с течением времени лоурайдеры превратились из «пародии на богатство» в дорогое хобби, в котором каждая кузовная деталь доведена до идеального состояния, покрыта хромом, позолотой, либо выкрашена уникальным образом, а интерьер отделан эксклюзивными материалами и снабжён добротной «начинкой». Это означает, что лоурайдинг, как часть автомобильной истории, не обделён должным вниманием и продолжает своё развитие, даже за пределами Соединённых Штатов и Латинской Америки.
LOWRIDER ИЛИ КАК ЗАСТАВИТЬ АВТОМОБИЛЬ ПРЫГАТЬ И ТАНЦЕВАТЬ
Лоукар – автомобиль с чрезвычайно низкой посадкой. Владельцы тюнингованных шедевров преследуют достижение внешнего эффекта, не придавая значения техническим характеристикам. Lowcar с английского языка переводится как «низкая машина».
В Штатах автомобиль с низкой посадкой часто называют «Lowrider», что в переводе означает «низкий наездник». Малый клиренс не единственное отличие лоукара от обычных авто. Машины выкрашивались в вызывающие цвета с рисунками или надписями, оборудовались экстравагантными аксессуарами.
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОУРАЙДИНГА
Движение лоурайдеров зародилось в Америке 30-х годов, а именно в Техасе и Южной Калифорнии, приобретая немалый размах. «Крутизна» владельца измерялась обратно пропорционально клиренсу автокара.
Мода поборола здравый смысл, владельцы уникальных машин с трудом передвигались по магистралям Америки. Для покрытия кузовной части различными изображениями использовалось аэрографическое оборудование. Рисунки отображали сюжеты латиноамериканской субкультуры, фрагменты криминальной жизни.
Внешние аксессуары покрывались тонким слоем хрома или позолотой. Покрытие наносилось на двигатель, выхлопную систему, днище и подвеску. Арки колес изнутри оборудовались неоновой подсветкой. На автомобиль устанавливали дублирующие фары, выхлопные системы укорачивали и устанавливали сбоку. Капоты вырезались в виде пасти крокодила или акулы. Уличные умельцы подрезали рессоры, пружины системы подвески. Автокар приобретал фантасмагорический вид.
Братья Рон и Луис Агуирру изобрели способ изменять дорожный просвет от минимально допустимого размера до огромных величин. Они установили на «Corvette» гидравлическую подвеску собственной конструкции из деталей, принесенных со свалки. Так лоурайдинг поднялся на качественно новый уровень.
С конца 70-х годов лоукар ассоциируется с праздничным шоу. Высокое давление в цилиндрах, инновационные методы сварки и повышение надежности рам, эффективная пневматическая подвеска позволили машине прыгать и танцевать. Лоукары дифференцируются по видам.
Traditionals and Classics Lowcars. Традиционные авто – машины без гидравлики с низко расположенной подвеской, без тюнинга. Классические лоукары представлены легковыми авто класса «седан» или «купе» 60-х – 80-х годов выпуска с качественной гидравликой и стильной отделкой салона.
Bombs. Бомбы представлены автокарами периода 30 – 50 годов. Название отображает дизайн автомобиля. Дополнительные фары, низкая крыша и козырьки над лобовым стеклом, боковой вывод выхлопных труб, отсутствие бамперов придавали машине агрессивный вид.
Euro. Стиль подчеркивается оснащением дорогими аудио- и видеосистемами, чип-тюнингом. Оснащение спойлерами, крупными хромированными дисками подчеркивают урбанистичность автокара.
Minitrucks. Группа представлена грузовыми автокарами, внедорожными моделями, пикапами. Обязательный атрибут «Минитрака» — форсированный мотор, низкий клиренс. Не исключается использование системы подачи азота в двигателе, применение пневматики в механизме подвески.
Transformers. Трансформеры содержат гидравлику не только в системе подвески. Двери, капот, крышка багажника оборудованы гидроцилиндрами. Некоторые шоу-кары не приспособлены к быстрой езде. Трансформер снабжают различными платформами и поворотными механизмами. Капот автомобиля может иметь сдвоенную конструкцию и распахиваться, как створки дверей.
Resto-Cal. Тюнинг требует строгого подхода к марке авто. Единственный автокар, представляющий стиль в «чистом» виде – Volkswagen Beetle («Жук») с воздушным охлаждением. Характерными чертами являются заниженная подвеска, багажники на крыше и капоте. Модным аксессуаром служат свомп-кулеры – предшественники современных автомобильных кондиционеров. «Передние шины очень узкие, задние – максимально широкие. Задние колеса имеют отрицательный развал. Термин «Resto» происходит от слова «реставрация», приставка «Cal» говорит о происхождении (Калифорния).
Лоукары пользовались спросом, и лоурайдинг трансформировался в автомобильную субкультуру со своими традициями, фанатами стиля и клубами. Направление распространилось за пределы юга Америки, получив развитие во многих странах, в том числе на просторах России.
ЛОУРАЙДИНГ В РОССИИ
Понятия «лоукар» и «быстрая езда» несовместимы. Хотя все зависит от качества дорог, а Россия отличается различным уровнем дорожного покрытия. Мода на низкий клиренс пришла в страну одновременно с XXI столетием. Появились мастера, которые создавали лоукары из отечественных моделей. Состоятельным клиентам доставляют детали из Америки или Европы. Молодежь устраивала показы тюнингованных авто как свидетельство народного мастерства. Низкий клиренс часто достигался укорачиванием пружин амортизаторов.
Первым лоукаром, соответствующим требованиям стиля, явилась «Волга-2477». Машина выпущена в Бельгии в 1980 г. и тюнингована в России. В 2010 г. был организован первый в России клуб лоурайдеров, который объединял владельцев, мастеров и просто любителей лоурайдинга.
Кроме «Волги», любители переделывают под лоукар «Жигули». Любимые зарубежные модели лоурайдеров – «Chevrolet Monte Carlo», «Oldsmobile Cutlass Supreme». Из класса грузовых авто под лоукар тюнингуют «Chevy» и «Форд».
ЗАСТАВИМ МАШИНУ ПРЫГАТЬ И ТАНЦЕВАТЬ
Чтобы получить Dancer, или танцующий автомобиль, используют особую подвеску. Для танцующего автокара применяют пневмоамортизаторы. Это эластичные резиновые пневматические элементы, заполненные сжатым воздухом. При увеличении давления объем увеличивается, что позволяет регулировать высоту дорожного просвета. Источником сжатого воздуха является ресивер, в который воздух нагнетается компрессором.
Пневмоэлементы с клапанами подачи воздуха.
Пульт дистанционного управления.
При поворотах такой автокар не дает кренов, не втыкается носом в покрытие при торможении.
Преимущества пневмоподвески не подвергаются сомнениям:
Простота установки и обслуживания.
Питание от автомобильного аккумулятора.
Для обустройства такой подвески обычные амортизаторы меняют на пневмоэлементы, приобретая остальные компоненты системы.
Гидравлическая подвеска – мечта лоурайдера – позволяет автомобилю прыгать по дороге.
Установка гидравлики требует подготовки:
Электронасосы для нагнетания жидкости.
Дополнительные аккумуляторные батареи.
Гидроцилиндры для поднятия кузова.
Трубопровод с клапанными системами.
Гидроаккумуляторы для плавности хода.
Дополнительные аккумуляторные батареи.
Комплект гидравлики позволяет автомобилю участвовать в соревнованиях лоукаров по прыжкам. Соревнования управляются дистанционно с пультов.
Автомобиль с гидравлической подвеской может менять дорожный просвет, раскачиваться, не теряя равновесия. Расчет параметров позволяет подобрать подвеску под нужды хозяина авто.