ложные связки для чего нужны
Ложные голосовые связки
Ложные голосовые связки – парный орган, мышечные «наросты», образования, расположенные непосредственно над истинными голосовыми складками недалеко от входа в гортань.
Ложные голосовые связки иногда называют фальшивыми (по аналогии с английским названием false vocal cords), также известно более «медицинское» название – вестибулярные, от слова «вестибюль», вход.
Голосовыми данные образования называют потому, что в редких случаях патологии, травмы или хирургического удаления истинных голосовых складок, ложные (после некоторой практики) способны взять на себя функцию создания голоса.
Разумеется, голос человека в данном случае очень груб и мало напоминает настоящий, однако в вокальном тракте, благодаря ротоглоточному резонатору, возникают форманты, позволяющие создать гласные звуки. По крайней мере, каким-то эрзац-вариантом речи человек обладает.
Способность ложных связок производить звуковую волну является одним из аргументов сторонников миоэластической теории голосообразования.
Основная роль ложных связок в организме человека – закрывать вход в дыхательные пути. В момент задержки воздуха, а также при других состояниях организма, например, натуживании, кашле, ложные голосовые связки способны полностью перекрыть вход в трахею, работая одновременно с другими сфинктерами, находящимися в вокальном тракте.
Функция ложных связок подчиняется глубинным управляющим системам мозга (рефлекторна), поэтому неподконтрольна сознанию. Однако можно научиться в немалой степени управлять сжатием или раскрытием ложных голосовых связок, используя разработанные в рамках Метода EVT упражнения.
При пении ложные связки могут быть частично сведены (только своей передней частью). При этом звук голоса получит дополнительный призвук хрипа, так как влияние ложных связок на истинные голосовые изменит первоначальный частотный спектр звука, создаваемый истинными голосовыми складками. Такая практика называется «контролируемым вокальным зажимом», а звук, который при этом возникает, называют distortion (по аналогии с эффектом, используемым в электромузыкальных инструментах).
В российских источниках часто можно встретить понятие «расщепление». Необходимо понимать, что данный термин относится исключительно к характеру слышимого тембра – к «чистому» звуку подмешивается «хриплая» составляющая. Недостаточное понимание природы происхождения такого звука, неосведомленность о существовании и особенностях функционирования ложных голосовых связок приводят к неверному суждению о некоем «расщеплении» (физическом) самих истинных голосовых складок, что совершенно невозможно.
Если функция ложных голосовых связок не находится под контролем вокалиста, то их работа может (и это часто происходит) нанести непоправимый вред покровным слоям истинных голосовых складок, которые и создают вибрацию. В результате вокалист может навсегда потерять возможность создавать «чистый» голос, а, как максимум, вполне вероятна афония (потеря голоса).
Специалисты, описывающие классическую вокальную технику, не уделяют внимания роли ложных голосовых связок. Превалирует мнение, что «ложные (вестибулярные) голосовые связки в процессе фонации участия не принимают». Это отчасти справедливо, поскольку мышечные приемы классического вокала (в частности, вокальный зевок) способствуют «разведению» ложных связок.
Однако такие приемы существенно меняют и тембр голоса, характер его звучания, что не может быть принято современным вокалистом (см. «Эстетика звука»).
Чтобы обойти «вредную» роль ложных голосовых связок, необязательно использовать классическую вокальную технику. Есть альтернатива.
Ложные связки: инструкция по применению
Ложные связки, или ложные голосовые складки. С помощью них мы можем добавлять эффекты к нашему обычному чистому голосу. От легкой хрипотцы в духе поп-баллад, до чего-то совсем брутального. Но обо всем по порядку.
Наверняка, вы уже заметили, как бережно мы относимся к нашим голосовым складкам, их еще называют истинными голосовыми складками. Они действительно очень нежные и их можно сравнить с тоненькими пленочками. Ложные голосовые складки находятся над истинными и совсем на них не похожи. Они скорее похожи на два куска мяса, чем на пленочки, и, в нужный момент приближаясь друг к другу, выполняют защитную функцию.
Мы уже не раз говорили, что слишком сильный поток воздуха может навредить голосовым складкам. Но наш организм устроен так, что от смертельно опасных травм голосовых складок нас защищают ложные складки. Например, вспомните, когда вы пытаетесь взять какую-то ноту с большим давлением, то они срабатывают.
Или когда мы кашляем. Или когда у нас рвота.
Все эти варианты аккуратно примерьте на себя, чтобы просто понять, как примерно это работает.
А теперь, давайте подумаем, что не так с этими примерами? Все они провоцируют неконтролируемое смыкание ложных складок и часто приводят к покалыванию в горле и неприятным ощущениям.
Наша задача — научиться смыкать их очень-очень аккуратно, особенно в начале тренировок. Для этого мы обратимся к еще одной важной функции ложных складок. Когда мы задерживаем дыхание, то именно ложные складки соединяются и не пускают воздух наружу.
Чтобы лучше это почувствовать, сделайте задержку дыхания, но не на вдохе, а на выдохе. Обратите внимание, я выдыхаю вначале довольно активно, чтобы почувствовать довольно сильное напряжение диафрагмы и услышать звук смыкания ложных складок
Супер! Из этого положения нам проще и безопаснее будет начинать. Представьте, что вам нужно с минимальным давлением смыкать голосовые складки, и цедить воздух, лишь чуть чуть приоткрывая отвестие между ложными складками.
Смотрите, это не обычный фрай, а пение как будто на задержке дыхания. При этом внизу живота ощущается довольно сильное напряжение. Диафрагма реагирует на препятствие в виде ложных складок.
Как и в случае с обычным вокалом, важно сохранять минимальное давление, потому что сильное давление раздвинет истинные складки и будет сушить и травмировать их. Так не правильно!
Очень маленькое давление. Сожмите кулак максимально сильно. А теперь ослабьте давление, но удерживайте его в сжатом состоянии. Почувствуйте этот баланс и попробуйте перенести его на наше упражнение.
Это не должно быть громко, аккуратный, равномерный хриплый звук.
Следующий важный навык — научиться контролируемо смыкать и размыкать ложные связки. Возьмем наш равномерный хриплый звук (надеюсь, вы его уже нашли!) и попробуем медленно освобождать пространство для воздуха. Как будто переходим от задержанного дыхания к свободному, но параллельно извлекая звук.
Как видите, сам по себе звук оказывается очень тихим и спокойным, это из-за низкого давления, связки смыкаются только краями.
Если получилось, то пробуем сделать это туда и обратно!
Как видите, с этим уже можно работать и находить разные грани этого эффекта: от легкого драйва к дисторшну, скриму и т. д.
В этом ролике мы узнали, что такое ложные складки, какую функцию они выполняют, как найти их в своем голосовом аппарате и как начать их использовать более осознанно. Но по-прежнему, для того чтобы убедительно петь высокие ноты с драйвом, вам нужно изучить тванг, о нем мы периодически говорим в наших роликах.
Ложные связки или ЛГС
Ложные голосовые связки — настоящий секретный агент в вокале.
Часто вокалисты даже не подозревают об их существовании.
А зря.
С ними очень важно дружить и уметь управлять.
Почему?
Сейчас поймёте.
Случается, что в процессе пения мы чувствуем першение, сжатие, напряжение в горле, неприятные ощущения, как будто кто-то оцарапал наше горло изнутри.
Это знакомо любому практикующему вокалисту.
Так вот, причина этих ощущений — ложные голосовые складки (ЛГС), а точнее их сжатие, неустанная работа по защите дыхательных путей.
Как только мы забываем о поддержке голоса дыханием или, наоборот, слишком стараемся, пыхтим и тужимся, они сразу же включаются в процесс и сжимаются, чтобы защитить истинные голосовые связки от угрозы, вызывая неприятные ощущения в горле.
Поэтому очень важно чувствовать их положение и знать, как ими управлять.
Для начала давайте просто попробуем понять, когда они сжаты, а когда разведены.
Самый простой способ сжать ЛГС — натужиться или сглотнуть слюну, а развести — рассмеяться (можно беззвучно) или удивиться.
Сравните ощущения в области гортани и сразу заметите разницу.
При натуживании в горле что-то сжимается, напрягается. Это и есть ложные связки. Они сжимаются.
А при удивлении или смехе мы ощущаем дополнительное пространство, расширение в области гортани, шеи — это разведение голосовых связок.
Так же есть и нейтральное их положение, которое можно почувствовать, если как бы выдохнуть мягко звук, издать расслабленный стон.
И помните, что талант и голос есть у каждого!
Важно постоянно практиковаться, и результат не заставит себя ждать!
Голос и голосообразование
Основными носителями информации для человека являются сигналы, которые формируются органами чувств, доставляются в мозг и там обрабатываются. В первую очередь, это акустические речевые сигналы голоса. В этой статье мы подробно рассмотрим механизмы звуковой речи, голоса и голосообразования, а также выясним, почему попугаи могут говорить почти так же, как и человек.
Втечение многих миллионов лет эволюции звуки, издаваемые человеком, превратились в членораздельную речь. Это существенно отличает нас от других живых существ на планете. Результатом осмысленного использования звуков речи становятся слова и предложения, которые делают возможным обмен информацией между людьми посредством языка. Сегодня люди изъясняются на 7111 различных языках, в то время как ни одному животному это не подвластно. Кора больших полушарий головного мозга человека содержит множество зон, которые отвечают за речевую функцию.
Речевой аппарат и речь
Речевой аппарат человека состоит из гортани, языка, губ, а также полостей рта, носа и глотки. Во время говорения воздух движется и вибрирует благодаря направленному взаимодействию мышц, участвующих в этом процессе. Если бы у нас не было гортани, мы могли бы говорить только шёпотом. Если вы положите ваш палец на гортань во время говорения, почувствуете вибрацию, которая не ощущается, когда мы говорим шёпотом. Эта вибрация создаётся благодаря голосовым связкам или складкам, как их ещё иногда называют. Голосовые связки находятся в средней части гортани. При проникновении вдыхаемого воздуха они работают, как органная труба с пружинными язычками.
Голосовые связки — парный орган, они натянуты поперёк трахеи (дыхательного горла) и вместе с тем закрывают её. (Рисунок 1) Таким образом, находящаяся между ними голосовая щель оказывается плотно закрытой.
Рисунок 1: Степень открытия голосовой щели, в зависимости от осуществляемых действий.
При воспроизведении гласных звуков положение языка его форма создают состояние резонанса формантов.
В процессе говорения голосовая щель открывается под давлением воздуха, поступающего из лёгких. Когда голосовая щель открывается, происходит падение давления воздуха, и таким образом щель закрывается (закон Бернулли). И снова под голосовыми складками создаётся воздушное давление. Этот процесс беспрерывно повторяется во время говорения. Голосовые связки испытывают при этом механические колебания.
Существует огромное количество резонансных частот с основным первоначальным тоном и обертонами. Благодаря голосовым мышцам изменяется сила натяжения и толщина голосовых складок. Как следствие — изменение основных резонансных частот. Когда голосовые связки напряжены, воспроизводятся высокие звуки; при расслабленных, напротив, образуются низкие звуки. При воспроизведении низких звуков голосовые складки колеблются медленно, высокие звуки вызывают быстрые колебания.
Мужская гортань значительно больше, и голосовые связки примерно в два раза длиннее, чем у женщин. Поэтому мужской голос звучит где-то на одну октаву ниже. Осиплость голоса, вирусные инфекции, а также курение могут навредить голосовым связкам. Голос простывшего человека похож на низкое карканье. Взрослые курящие мужчины часто говорят низким невнятым голосом, похожим по звуку на хрип.
Пройти тест слуха онлайн
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Звонкие и глухие звуки
Над голосовыми связками находится надставная труба (над гортанью надгортанная). Надставная труба состоит из глоточной полости и полостей рта и носа. Если не брать во внимание полости носа, то надставная труба будет похожа на открытую с одной стороны трубу.
В этой надставной трубе формируется из хриплого, резонансного шума, который проходит через голосовую щель, звуковая окраска гласных звуков. Активное изменение положения языка и губ меняет форму резонансной полости, а также длину надставной трубы. Таким образом, во время говорения появляются типичные резонансные частоты тракта, или форманты. Частоты и амплитуды этих формантов являются определяющими показателями при произнесении гласных звуков. Понаблюдайте когда-нибудь внимательно за движениями губ ведущего новостей. Вы помёте, опираясь на положение рта, как функционирует считывание с губ. При произнесении [а] рот слегка приоткрыт, [о] и [у] произносятся с вытянутыми губами. Согласные формируются благодаря определённому положению губ. В фонетике различают звонкие и глухие звуки. (Рисунок 2)
Рисунок 2: В голосовых связках формируется первоначальный сигнал, который преобразуется благодаря резонансам в надставной трубе, так что в конце концов превращается в языковой сигнал.
Глухие звуки возникают при широко раскрытой голосовой щели, так что воздух беспрепятственно может проникнуть до конца голосового тракта.
Разницу между звонкими и глухими звуками можно наглядно увидеть, проведя два опыта: держите свою руку во время говорения на гортани. Если вы почувствуете вибрацию, то звук звонкий; если вибрации нет, то звук считается глухим. Второй опыт заключается в том, чтобы закрыть уши и надавливать на козелок с двух сторон и при этом медленно говорить: «Один, два, три, четыре, пять…». Во время акустической изолированности при закрытом слуховом проходе вы заметите разницу между глухими и звонкими звуками: мягкие шумы и дребезжащие вибрации.
Глухие звуки — шипящие (свистящие) или фрикативные согласные и смычные. Во время шёпота голосовые связки задействованы только косвенно. Поток воздуха, выпускаемый во время шёпота, слабый, и он образует в слегка приоткрытой, находящейся в спокойном состоянии голосовой щели небольшие вибрации. Эти вибрации акустически воспринимаются как тихий шум, полностью лишённый звукового оформления. Силовое и звуковое резонансное усиление голосовых связок в этом случае отсутствует. В надставной трубе точно так же, как при звуковом голосообразовании, формируются те же самые резонансы, только они намного тише.
Спектрограмма
Спектрограмма (сонограмма) или визуализированная речь — трёхмерное, наглядное изображение звуков в двумерном графике. Последовательность сигналов представлена временным показателем (осью абсцисс и ординат) и частотой (осью абсцисс или продольной осью). Интенсивность звука представлена в виде относительного потемнения или масштабирования интенсивности цвета (третье измерение) временного и частотного изображений.
Чтению и интерпретации спектрограммы нужно учиться, поскольку при определённых обстоятельствах появляется переизбыток информации. Таким образом можно распознать процессы установления и затухания колебаний, помехи и уж тем более патологические изменения в работе речевого аппарата (рисунок 3). Сонограмма даёт представление о звуковом исследовании, поле исследования размечено осями абсцисс и ординат. Уровни отражения звука измеряются с помощью акустического зонда, сопряжены с определённым местом в поле исследования, и эти участки в зависимости от интенсивности окрашены в чёрный цвет.
Рисунок 3: Спектрограмма (сонограмма) с положением формантов гласных i, u, a.
Говорливый попугай
После этого научного экскурса в звуковую систему языка и её анализа я хотела бы рассказать вам еще одну историю. Мой хороший друг очень гордился тем, что был владельцем попугая. Птицу из африканских серых попугаев (попугай жако) звали Вальтер и ей было уже больше 30 лет. Вальтер был умный малый. Он мог повторять не только своё собственное имя и имя моего друга, но и ещё достаточно бойко воспроизводил полностью адреса людей. К тому же он мог произносить небольшие предложения, например: «Ты мне нравишься» или «Ты — трус». Наклонив набок голову, смотря своим пленительным взглядом снизу-вверх, он презентовал избранным посетителям свой репертуар.
Своим очень громким и чётким голосом он умел свистеть, так что начинали болеть уши. Он воспроизводил всевозможные звуки, например, пылесоса или бритвенной машинки. Человек и животное способны стать близкими друзьями, и, конечно, Вальтеру это удалось сделать. Он был очень ласковый и прижимался к щеке моего друга, когда они «болтали». Но при этом он был пугливый и создавал адский шум, когда был взволнован. Вальтер жил в очень красивом большом вольере с игрушечным хламом разного рода, иногда вылетал оттуда и качался на люстре.
Однажды в непогожий весенний день Вальтер сидел на люстре, и вдруг от сильного порыва ветра распахнулось неплотно закрытая дверь террасы. Вальтер, конечно, запаниковал: он кричал и хрипел, а потом вылетел через открытую дверь террасы. Мой друг, конечно услышал шум, но, к сожалению, пришёл в комнату слишком поздно. Вальтера уже и след простыл…
Попугаи умеют имитировать звуки речи. В дикой природе птицы узнают друг друга по характерным звукам, присущим их виду. Многие птицы умеют не только свистеть и прекрасно петь, но и удивительно достоверно имитировать всевозможные шумы.
Как это возможно?
И у птиц есть гортань, только без голосовых связок и надгортанника. Птицы издают звуки так называемой нижней гортанью (сиринксом), расположенной глубоко в грудной клетке, около того места, где перед входом в лёгкие разделяется дыхательное горло. Здесь находятся колебательные мембраны, которые так же, как голосовые связки, могут менять своё напряжение благодаря мышцам. Поскольку органы голосового аппарата у птиц находятся в двух ветвях дыхательного горла, некоторые певчие птицы могут петь на два голоса. Послушайте, как-нибудь тихим летним вечером, как поёт соловей — вы получите огромное акустическое наслаждение! (Рисунки 4 и 5).
Рисунок 4: Гортань птиц (сиринкс) содержит две голосовых щели. Поэтому некоторые певчие птицы могут петь на два голоса.
Рисунок 5: Серый попугай Вальтер мог превосходно «произносить» не только своё имя.
Попугаи, к примеру, имеют толстый клюв и толстый язык, благодаря этому (меняя положение языка), они могут, как и человек, артикулировать большое количество звуков. Эта особенность помогла Вальтеру. Его нашёл очень милый человек и принёс в полицейский участок. Вальтер сообщил там имя своего хозяина и его адрес. Радость от встречи с хозяином Вальтер выразил очень громко — имитируя звуки сирены.
Подведение итогов
Улла Вогдт
Материал взят из журнала Hörakustik, №1 2019 г.
Пройти тест слуха онлайн
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Ложные связки для чего нужны
Фистула или свистковый звук может возникнуть при пении на очень высоких тонах. Голосовая щель при этом выглядит в виде короткого эллипсоидного отверстия, расположенного по середине длины голосовых связок. Расход воздуха здесь значительно меньше, чем при других регистрах.
При функциональных или органических заболеваниях истинных голосовых связок роль последних выполняют ложные голосовые связки. Ограниченность движений и тупые края этих связок способствуют образованию низкого, хриплого, грубого голоса с небольшим диапазоном. Пение при помощи ложных связок практически невозможно.
Согласно старым воззрениям, высота голоса должна зависеть от длины голосовых связок. Однако из этого правила бывают исключения. Например, Энрико Карузо и Л. В. Собинов имели связки, необычайно длинные для теноров. Нередко встречаются басы с короткими связками.
Подвергавшийся ранее некоторому сомнению вопрос о способности, удлинения истинных голосовых связок при фонации в настоящее время, решен положительно. В результате киносъемок, произведенных лабораторией компании Белла [Прессман и Келмен (J. Pressman a. G. Kellmen), 1955], установлено, что голосовые связки способны растягиваться на одну треть.
Это может быть осуществлено либо опусканием щитовидного хряща, либо поднятием переднего отдела и опусканием заднего отдела перстневидного хряща.
Гюссон (1950) считает, что частота вибрации голосовых связок не зависит ни от их напряжения, ни от строения гортани, а обусловлена числом импульсов, идущих от центральной нервной системы к гортани по возвратным нервам. Импульсы эти протекают от 60 до 2300 в секунду.
Опыты Лаже (Laget, 1953) на собаках и Мулонге (Moulonguet, 1953) на человеке не подтверждают гипотезы Гюссона.
Мулонге экспериментировал с людьми, которым предстояла ларингэктомия. С обнаженного возвратного нерва улавливались биотоки и через усилитель подавались на катодный осциллограф. Одновременно больной фонировал в микрофон и трансформированные звуковые колебания подавались на экран того же осциллографа. Кривая биотоков имела такую же форму, как и у других двигательных нервов, и появлялась за какую-то долю секунды до возникновения кривой голоса.
Ванье (Vannier) показал, что слуховые раздражения с числом импульсов, равным импульсам возвратного нерва, могут вызвать изменение вибрации голосовых связок. Эти данные согласуются с наблюдениями Е. Н. Малютина (1935) о нарушениях фонации у музыкантов оркестра.
В. И. Медведев раздражал возвратный нерв электрическим током. Даже при небольшой частоте импульсов тока колебания голосовых связок не соответствовали подаваемым импульсам, а, начиная с 80 импульсов, мышцы приходили в состояние гладкого тетанического сокращения и связки вибрировали только от подпора воздуха. При постоянном натяжении связок увеличение силы давления снизу (подпор воздуха) приводило к увеличению частоты колебаний, т. е. к повышению тона.
Исследовались биотоки гортани с записью результатов на пленку с помощью шлейфного осциллографа. На кривой были видны медленные колебания с большой амплитудой, зависящие от движения мышц гортани, и мелкие, соответствующие вибрации голосовых связок. Параллельно происходила запись звука через микрофон. Отмечалось, что установочные движения связок начинаются несколько раньше появления звука.
А. В. Хохлову (1959) и В. А. Лившицу удалось графически зарегистрировать непосредственные движения голосовых связок при помощи оригинальной методики.