луаз что за завод

Легендарный Луцкий автозавод сообщил о крупных заказах

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Луцкий автозавод, который навсегда прославился бюджетными внедорожниками ЛуАЗ, стал одним из немногих украинских предприятий отрасли, которые в ближайшее время резко нарастят объемы производства.

Правда, с одной оговоркой. О легковых машинах речь здесь не идет уже десяток лет. Теперь в Луцке, административном центре Волынской области, выпускают автобусы и троллейбусы.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Как сообщил в эфире телеканала «Сфера-ТВ» директор «Автосборочного завода №1» Дмитрий Писаный, в конце апреля, несмотря на пандемию коронавируса, предприятию удалось заключить несколько важных соглашений, которые обеспечат его работой на месяцы вперед. Так, 29 новейших троллейбусов марки «Богдан» уже осенью будут выпущены для работы в Луцке. До сих пор в родном городе эти машины можно было увидеть только во время обкатки и тестирования. Но теперь заводу удалось выиграть тендер.

По другому только что подписанному контракту лучане поставят 10 автобусов в Ивано-Франковск. В этом случае Луцкий завод сумел предложить местному автотранспортному предприятию лучшие условия, нежели белорусский МАЗ. Ранее Луцкий автозавод планировал начать в 2020 году серийный выпуск электробусов.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Осенью легендарное предприятие отметит 65-летие. Сначала здесь занимались производством и ремонтом сельхозоборудования, затем выпуском запчастей для грузовиков ГАЗ, а спустя 10 лет начали собирать автомобили. Первые ЛуАЗы были чисто военными моторизованными тележками, но с 1967 года завод стал серийно делать внедорожники для гражданских задач. По сути, первые в мире массовые SUV B-класса. Всего с 1966 по 2008 год с луцкого конвейера сошла 491 тысяча легковых машин, включая ВАЗы. Кстати, именно Луцк стал родиной первых переднеприводных автомобилей в СССР. Городской транспорт здесь начали производить с 2006 года.

Источник

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Этот неказистый, практически уродливый автомобильчик способен «уделать» в грязи и УАЗ, и «Ниву», и Hummer. Он начинал свой жизненный путь в советских ВДВ, прожил ее на селе, завоевал международные награды и умер в 90-е непризнанным и забытым.

Сам факт того, что этот «механизм» стал серийным легковым автомобилем, удивителен. Это как если бы из ракеты «Протон» сделали прогулочный паровозик для детского парка. Или атомную субмарину попробовали бы превратить в стиральную машинку.

Звучит забавно, но на самом деле нет никаких гарантий, что у вас получится какой-то необыкновенно крутой паровозик или улетная стиральная машинка.

Мы разбираемся в истории удивительного автомобиля ЛуАЗ-969 «Волынь» и пробуем понять, что это было — феноменальный успех или фатальная ошибка.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Ну, за ВДВ!

Луцк находится в Западной Украине. Это административный центр Волынской области, и это небольшой город с большой историей. То же самое можно сказать о Луцком автомобильном заводе — он никогда не претендовал на хоть сколько-нибудь крупное производство, но след в истории оставил заметный. Началось всё почти случайно — в 1950-х ремонтные мастерские преобразовали сначала в авторемонтный завод, потом в машиностроительный. Завод делал сельскохозяйственное оборудование и прицепы, ремонтировал грузовики. И всё бы так и продолжалось, если бы не…

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Если бы в НАМИ по заказу Минобороны для ВДВ не разработали транспортер переднего края — ТПК. Это был стопроцентно военный концепт: моторизованная тележка, которая может выбрасываться с парашютом с самолета, берет на борт, кроме водителя, пару носилок или шестерых сидячих раненых, в высоту не превышает полуметра и имеет полный привод и лебедку.

И да, это амфибия, двигающаяся по воде за счет вращения колес. Предназначена для перевозки раненых, транспортировки боеприпасов и буксировки легких орудий. Водитель может управлять ТПК, лежа на сиденье или даже ползя рядом с ТПК и держась за руль. Это если вокруг сильно стреляют.

Воевать с «Огоньком»

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Поэтому второй прототип, НАМИ-049А, имел открытый стальной кузов с тентом. В ходе доработки конструкции от межосевого дифференциала отказались, а чтобы можно было ездить по дорогам с твердым покрытием, задний мост сделали отключаемым. Но ключевым местом «апгрейда» был более мощный (27-сильный!) V-образный 4-цилиндровый мотор объемом около 0.9 литра (887 куб.см) с воздушным охлаждением — точно такой же планировали ставить на модернизированный ЗАЗ-965А «Запорожец». А всё потому, что к разработке подключились спецы с ЗАЗа — именно родство со знаменитым «горбатым», а позже с «ушастым» определило финальную архитектуру и военного транспортера, и того, во что он превратился в результате конверсии.

Конверсия

Разработанный транспортер был поставлен на производство в Луцке и получил название ЛуАЗ-967. Может показаться невероятным, но эти машины выпускались с 1961 по 1989 год, время от времени подвергаясь модернизации. На вооружение армии СССР транспортер попал в 1969 году, использовался в войсках ВДВ и мотострелковых частях, а также поставлялся в страны Варшавского договора — например, в армии ГДР было порядка 250 советских ЛуАЗов.

Говорят, что прямых аналогов у этого транспортера-амфибии до сих пор нет. Последней «эволюционной ступенью» был ЛуАЗ-967М, который уже больше напоминал легкий джип, чем тележку с мотором. Часть деталей была унифицирована с машинами других марок (электрика от УАЗа, гидравлика от «Москвича»), а область применения расширилась — на машины стали ставить легкие пулеметы. В начале 1990-х годов появлялись даже трехосные варианты, но дальше опытных образцов дело не двинулось.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Именно ТПК послужил основой «Волыни» — уникального советского автомобиля повышенной проходимости. Приспособить военную технику для нужд села — таким путем ходили инженеры всех стран и поколений, а уж для советских эта дорога зачастую была попросту единственной.

От «амфибийности» отказались, водителя и пассажиров разместили «по-граждански», брезентовый верх дополнили пристяжными брезентовыми боковинами, а обводам кузова постарались придать. ну назовем это формой. Во всем остальном «сельский джип» остался тем же самым ТПК. Первые 30 экземпляров под названием ЗАЗ-969 выпустили в 1964 году в Запорожье, а в Луцке конструкцию довели до промышленного варианта и запустили в серию в 1967-м.

Первый советский переднеприводник

По поводу того, какой автомобиль правильно считать первым советским переднеприводником, споры идут до сих пор. Доводы могут быть разными, но фактически именно ЛуАЗ-969В был первым серийным автомобилем с приводом на переднюю ось. Дело в том, что идеологически этот «проходимец», выросший из ТПК, именно переднеприводный, с подключаемым задним мостом.

К тому же к началу серийного выпуска Мелитопольский моторный завод не успел обеспечить новую модель редуктором заднего моста, и поэтому в серию эта машина пошла с передним приводом, а в обозначении модели появилась литера В, чтобы отличать переднеприводную модификацию. Вал отбора мощности в КПП, не задействованный по прямому назначению, приспособили для привода сельскохозяйственного оборудования.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Сейчас бы сказали, что тип привода этого автомобиля определила «архитектура платформы», ведь 30-сильный двигатель МеМЗ-969, который ставили на ЛуАЗ-969В, перекочевал с «Запорожца», у которого он стоял сзади, передавая крутящий момент на заднюю же ось. Чтобы построить переднеприводник, нет рецепта проще, чем взять заднеприводный заднемоторный автомобиль, развернуть силовой агрегат на 180 градусов и перенести его в переднюю часть машины. До начала 1970-х годов таких переднеприводных ЛуАЗов успели сделать более 7 000 штук. Потом проблемы с комплектующими решились, машина обрела полный привод и свой первоначальный индекс, ЛуАЗ-969 — или ЗАЗ-969, потому что в начале 70-х ЛуАЗ и ЗАЗ входили в один концерн. То есть, простите, производственное объединение.

Рожденный ползать

Вы можете смеяться над этим автомобилем, увидев его на дороге, но он правда очень хорош на бездорожье. Военные «амфибийные» гены сделали свое дело: в кузове с интегрированной лонжеронной рамой компактно расположены двигатель, коробка передач, главная передача и карданный вал, причем все узлы фактически находятся в едином герметичном корпусе («кардан» протянут сквозь трубу). Независимая торсионная подвеска на продольных рычагах спереди и сзади имеет огромные ходы, а у штатных 13-дюймовых шин очень развитые грунтозацепы.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Добавьте сюда колесные редукторы, блокируемый задний межколёсный дифференциал и очень удачную развесовку — смещенные вперед салон и силовой агрегат позволили как следует загрузить переднюю ось и обеспечить отличную проходимость, даже отказавшись от блокировки переднего межколёсного дифференциала. У ЛуАЗов 280-миллиметровый клиренс и очень низкий центр тяжести. И поэтому на бездорожье он способен «уделать» кого угодно. Взгляните на фото и сравните его с тем, где на точно такой же бугор (а вероятно, что на тот же самый) карабкается ТПК. Похоже, что «гражданский» вариант справляется с задачей не хуже! При этом автомобиль получился надежным и неприхотливым как. да-да, как танк. Маленький танк с мотором от «Запорожца».

На асфальте

Многие фанаты этого автомобиля считают, что именно последнее обстоятельство — моторы МеМЗ, изначально предназначенные для «Запорожцев», сильно подпортили характеристики этого автомобиля. На это можно заметить, что вообще-то именно этот двигатель подарил ЛуАЗу жизнь — не будь его, скорее всего, не было бы и «Волыни».

А кроме того, на переднемоторном внедорожнике этот агрегат работал куда лучше, чем на заднемоторном «Запоре» — фамильной склонности к перегреву не было. Но с другой стороны, именно маломощный мотор с воздушным охлаждением не позволил «Волыни» стать полноценным автомобилем с нормальным микроклиматом, уровнем шума и динамикой. Такое вот противоречие.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Изображение: Журнал «За рулём», 1969 год, №5

Как все это ездило? Честно сказать, с трудом. Чтобы не быть голословным, приведем цитату из «тест-драйва» тех времен. Вот как писал о своем путешествии на этой машине из Луцка в Тольятти испытатель Вадим Александрович Котляров в книге «Эх, дороги»*: «Движок довольно хилый, 40-сильный. Поэтому конструкторы вынуждены были безбожно задрать передаточные числа трансмиссии — чтобы машина хоть как-то передвигалась. Первая передача мне напомнила. танк (я ж всё-таки танкист!). Двигатель ревет, машина еле ползет. Включаю вторую — всё почти то же самое. Лишь на последней, IV передаче получается что-то вроде езды. Потом выяснилось, что на ней можно без особого труда даже тронуться с места — конечно, на ровном месте или на спуске. … Ехать на «Волыни» по шоссе на дальние расстояния — занятие не для слабонервных. Что в гору, что под гору — больше 60 км/ч никак не получается. Тут одно спасение — безостановочная размеренная езда. Тогда постепенно входишь в ритм, останавливаясь только для заправки».

Модернизация и мировой успех

В советские годы автомобиль несколько раз пытались улучшить, и нельзя сказать, что безуспешно. В 1975 году на «Волынь» поставили эволюционировавший до 40 л.с. «запорожский» мотор МеМЗ-969А. Модификацию назвали логично — ЛуАЗ-969А, а спустя еще четыре года, в 1979-м, запустили в серию ЛуАЗ-969М, то есть «модернизированный». Два раздельных тормозных контура с усилителем на переднем, освеженная панель передка, иная форма лобового стекла, двери с замками (да-да, раньше замков не было!) и рамками окон, пластиковая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка, сиденья от «Жигулей».

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Переднюю часть кузова сделали менее угловатой, и машина сразу стала выглядеть по-другому. В это трудно поверить, но маленький автомобиль из маленького советского городка добился международного признания: еще до начала серийного выпуска, в 1978 году, на Международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы! Конечно, рынок внедорожников, как и рынок автомобилей вообще, в те времена был несколько другим, но тем не менее.

В девяностые

Прошедшая в СССР смена индексов для обозначения моделей превратила ЛуАЗ-969М в ЛуАЗ-1302. Правда, индексы сменились в 1985-м, а первые машины из Луцка с новым обозначением появились, согласно большинству источников, только в 1990 году. И это был уже во много другой, более «взрослый» автомобиль. Главным образом из-за двигателя — наследство «Запорожца» удалось изжить с помощью. «Таврии»!

Да, ЗАЗ в очередной раз пришел на помощь коллегам из Луцка, и внедорожник получил, наконец, нормальный двигатель с жидкостным охлаждением, имевший 4 цилиндра и 53 л.с. Все это гарантировало адекватную разгонную динамику, а главное — экономичность. 969М «по паспорту» съедал 10 литров бензина на 100 километров пути, но это если ехать со скоростью 60 км/ч, а при больших скоростях он выжирал 34-литровый бак гораздо интенсивнее. Новая же «Волынь» тратила только 7,7 литра и при этом могла двигаться быстрее — максималка выросла с 85 до 100 км/ч.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

24 августа 1991 года, примерно через год после начала выпуска ЛуАЗ-1302, Украина вышла из состава СССР и стала самостоятельным государством. Контакты ЛуАЗа с Россией прекратились. ЛуАЗ-1302, помимо мотора, позаимствовал у «Таврии» сиденья (вазовские, например от ВАЗ-2108, и взять было уже неоткуда), а также получил усиленные лонжероны и дополнительную шумо- и виброизоляцию. Машинка получилась неплохая — более быстрая, тихая и экономичная, чем предшественница. Но для российских поклонников марки такие автомобили были уже недоступны.

Феномен названия

Это забавно, но в свободных источниках не удается отыскать точную дату, когда эта модель получила имя собственное — «Волынь». И это объяснимо — в СССР имена автомобилям давались бессистемно, как-то почти случайно, причем чем ближе к развалу Союза, тем всё реже.

Красивое название автомобилю в СССР было нужно именно для красоты, ведь задачи увести покупателей у конкурентов не стояло. Как бы там ни было, а название «Волынь» в разных источниках применяется как первому варианту внедорожника, ЛуАЗ-969, запущенному в 1967-м году, так и к более поздним образцам этой модели, ЛуАЗ-969М, выпускавшимся с 1979 по 1990 год. Однако народ, проникнувшись этим автомобилем, породил собственные варианты названия:

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Кроме того, машину именуют «Лошариком», «Чапиком» и «Пианино» О_о. Пожалуй, ЛуАЗ можно назвать обладателем самого большого количества прозвищ из автомобилей бывшего СССР. Согласитесь, унылая «Волынь» на фоне этой ярмарки достижений народного творчества смотрится как-то не очень.

Модификации

Как мы знаем, у ТПК, из которого рождена «Волынь», было несколько разновидностей, например трехосные машины. Разумеется, и у самой «Волыни» была масса вариантов. Характерно, что абсолютное большинство из них создано уже в постсоветский период на базе модели 1302 — завод одновременно пытался вписаться в законы рыночной экономики и поспеть выполнить госзаказ. Известны модификации с кузовом, с удлиненной колесной базой, жестким верхом, удлиненным задним свесом и четырьмя дверями (одна слева, две справа и задняя), а также спецверсии — «Форос», имевший «джиперский» дизайн, и уникальный шестиколесный плавающий «Геолог».

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Эти машины, неся на себе «родимое пятно» армейского транспортера переднего края, без труда проходили там, где пасовали более тяжелые ГАЗы, УАЗы и даже «Нивы», в труднодоступных районах серьезно облегчая труд ремонтных бригад, геологов и врачей. К сожалению, сейчас все эти машины уже в прошлом, хотя бездорожья на территории бывшего Советского Союза заметно меньше не стало.

Попытки продолжения

Почему «Волынь» с мотором от «Таврии» носила индекс 1302, ведь первая модель по новой классификации должна была начинаться с «ноль один»? А потому, что индекс 1301 еще с 1984 года был занят под совершенно другой автомобиль. К сожалению, ЛуАЗ не избежал главной проблемы, свойственной всему советскому автопрому, — инертности.

Медленные темпы «апгрейда» во многом испортили судьбу «Волыни». Например, по некоторым данным, первые экземпляры улучшенной версии модели, 969М, полностью готовые к производству, появились в 1973 году, а по конвейеру эти машины пошли только в 79-м! Однако инженеры по мере сил пробовали переломить ситуацию.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

В 1984 году в Луцке была разработана машина, имеющая прежнюю платформу, но с совершенно новым кузовом из пластика — именно эта модель и должна была получить индекс 1301. На протяжении десятка лет, ввиду невозможности запуска производства, машину видоизменяли (можно найти упоминания о четырех прототипах, построенных в разные годы, плюс модификация для «Скорой помощи») и улучшали, а в конце девяностых она снова «всплыла» в прессе, был даже назначен срок начала производства (2003 год), объявлен конкурс на лучшее название, но — увы.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

По похожему конструктивному сценарию пошла инициативная группа разработчиков из ленинградской лаборатории макетирования перспективных автомобилей НАМИ — в 1988-89 годах, пока российский институт еще поддерживал связи с украинским заводом, они создали альтернативный вариант ЛуАЗ-1301, тоже с пластиковым, но более стильным и прогрессивным кузовом. Машина с шестиступенчатой коробкой передач, двигателем от «Таврии», оригинальной схемой трансмиссии с подключаемым передком, «интегральным» капотом, откидывающимся вместе с крыльями, и привлекательной даже по сегодняшним временам внешностью получила название «ЛуАЗ-Прото». Да так прототипом и осталась.

Конец истории

Итак, попытки запустить новую модель и удержаться на плаву в море капитала не удались. На рубеже 1990-2000 годов ЛуАЗ занимался контрактной сборкой автомобилей ВАЗ и УАЗ, а в 2006 году попал под крыло корпорации «Богдан», сменил название на «Автосборочный завод №1», прекратил производство автомобилей, окончательно свернул собственные разработки и переключился на сборку автобусов. А еще несколько лет спустя сама корпорация «Богдан», имевшая несколько сборочных заводов, под влиянием экономического кризиса и сложной политической обстановки на Украине попала в крайне затруднительное положение — производство остановилось на всех предприятиях. На момент конца 2014 года весь украинский автопром, частью которого была корпорация «Богдан», фактически перестал функционировать.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

За советские годы, с 1966-го по 1989-й, ЛуАЗ выпустил около 182 000 автомобилей. Это немного, но вдумайтесь: завод, который представляет собой лишь несколько небольших цехов, прославился всего одной гражданской моделью. Причем именно прославился — «Волынь» и любят, и ненавидят одинаково, равнодушных нет!

Ведь будучи уникальным «проходимцем», автомобиль совершенно ущербен во всем, что касается элементарного комфорта. Зато какой полет для творчества! Как объект тюнинга «Волынь» не менее популярна, чем как объект для придумывания прозвищ**. Любовь и ненависть — это то, что делает всех нас, соседей по бывшему Союзу, такими похожими. Мы умеем одинаково сильно любить и ненавидеть, причем как железки, так и людей.

«Волынь-2»?

В апреле 2014 года тема продукции ЛуАЗа получила совершенно неожиданное продолжение — ряд украинских СМИ заявил о том, что государственный концерн «Укроборонпром» намерен возобновить производство транспортера переднего края для нужд украинской армии. Площадка для производства тогда только подыскивалась (и теперь уже абсолютно не ясно, будет ли определена вообще), но техника была признана незаменимой, а все старые образцы, имеющиеся в армии на тот момент, — исчерпавшими свой ресурс. А значит, иного выхода, кроме как перезапускать производство, нет. Новый транспортер должен получить новый двигатель и коробку передач, другую светотехнику и приборы.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Истории свойственно повторяться, и если решено возродить ТПК, то, может быть, на его базе когда-нибудь снова родится гражданский автомобиль? Дизайнер Артём Синицын по нашей просьбе даже попробовал представить, как могла бы выглядеть такая машина — хотя, конечно, это не более чем смелая фантазия, особенно с учетом нынешних реалий. Но ведь все войны когда-нибудь кончаются, и так хочется верить, что возможна «Волынь-2», сочетающая в себе проходимость и неприхотливость первой машины и потребительские качества сегодняшнего дня. Только вот к отечественному автопрому, в общепринятом теперь для россиян значении слова «отечественный», эта история никакого отношения иметь уже не будет.

* Эту интереснейшую книгу очень сложно отыскать в библиотеках и Интернете, зато на просторах Сети без труда находится ее «приквел» — книга «Вижу цель», первый сборник рассказов Вадима Котлярова об автомобильных испытаниях и путешествиях. Рекомендуем к прочтению!

** Если вы уже твердо решили стать обладателем «Луизы» или «Утюга», работоспособные экземпляры на территории России можно найти по цене от 60 000 до 160 000 рублей. Причем за максимальную цену — доведенные до идеала машины.

Источник

Профи против любителей: как в СССР создавали два новых ЛуАЗ, и почему оба провалились

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

В середине восьмидесятых годов в Советском Союзе стали происходить неожиданные метаморфозы. Гласность, демократия и взятый курс на перестройку приводили к удивительным и невиданным доселе явлениям, причем во всех отраслях, включая автомобильную промышленность. К примеру, новые модели разрабатывали не только на самих автозаводах, но и привлекая для полного цикла работ специалистов «из народа». Более того, один из таких проектов того времени энтузиасты-любители разрабатывали параллельно и одновременно с заводскими конструкторами-профессионалами, превзойдя последних в итоге! Вспоминаем интересную и непростую историю разработки двух вариантов нового внедорожника ЛуАЗ, каждый из которых был необычен по-своему.

Пролог

К началу восьмидесятых годов стало очевидно, что компактный полноприводник Луцкого автозавода окончательно устарел. Не помогла ни первая модернизация 1975 года, в ходе которой «Волынянка» получила новый двигатель МеМЗ-969А, ни более существенное обновление конструкции до ЛуАЗ-969М, пошедшее в серию в 1979-м. Дизайн, эргономика, компоновка – все в этом внедорожнике было настолько непритязательным, что жители сельской местности приобретали эту доступную машину лишь от полной безысходности, чему способствовал и тотальный дефицит.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

После модернизации ЛуАЗ-969М выглядел достаточно симпатично. Но при этом оставался все той же утилитарной и непритязательной «волынянкой» с мягким верхом

«Наверху» выход видели в разработке новой модели: уже в 1984 году свет увидел ЛуАЗ-1301. Эта «перспектива» радикально отличалась от серийной «Волынянки» внешностью, но не конструкцией. По сути, на старую машину «надели» другой кузов, отличавшийся большей эстетичностью угловатых форм.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Первый вариант ЛуАЗ-1301 – смесь старого шасси и новой внешности

Однако руководство профильного министерства решило, что луцкий внедорожник нуждается в более существенных изменениях. Поэтому, что называется, в духе времени Минавтосельхозмаш (бывший Минавтопром СССР) объявил конкурс на создание принципиально новой конструкции автомобиля повышенной проходимости для его выпуска на Луцком автозаводе. Достаточно конкретное техническое задание предписывало сохранить на прежнем (то есть, высоком) уровне проходимость и ремонтопригодность, улучшив при этом надежность, экономичность и комфортабельность. Предполагалось, что новая разработка будет легче и просторнее старого ЛуАЗа, став более удобной в эксплуатации благодаря возможностям трансформации салона.

Разумеется, заводской коллектив конструкторов сразу же приступил к работам по созданию новой «Волынянки». Но параллельно с украинскими разработчиками аналогичным проектом занялись и в. Ленинграде.

Луаз Прото: версия НАМИ

Мы уже рассказывали про интересные разработки НАМИ — компактные хэтчбеки Дебют и Компакт, а также пятидверный однообъемник Охта, который в Ленинградской лаборатории создали талантливые «самодельщики» Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов. Они же в 1988-м приступили и разработке компактного внедорожника, у которого, в отличие от их остальных проектов, были вполне конкретные перспективы по запуску в серийное производство.

Творческая группа НАМИ достаточно скрупулезно следовала техническому заданию на автомобиль, в соответствии с которым ЛуАЗ Прото получил каркасно-панельную конструкцию кузова. Иными словами, на металлическую силовую основу навешивались легкосъёмные пластиковые панели, которые не влияли на жесткость и прочность каркаса. Подобная конструкция уже была опробована на предыдущих прототипах НАМИ. При всей «кустарности» она отличалась высокой ремонтопригодностью, ведь при необходимости кузовные панели можно было быстро и легко заменить.

При этом внешность машины, выполненная А. Костевичем и А. Сунтеевым, удивляла высоким уровнем исполнения. Отличные пропорции, внимание к мелочам, необычные дизайнерские решения, «зализанность» переходов — ЛуАЗ Прото выглядел привлекательно безо всяких скидок на статус «полуофициальной» разработки в рамках конкурса. Более того, даже в сравнении с куда более новыми аналогами вроде Toyota RAV4 первого поколения советский внедорожник смотрится отнюдь не бедным родственником. А ведь на дворе стоял 1989 год.

Из других интересных особенностей дизайна ЛуАЗ Прото следует отметить объединенный с крыльями капот, а также трубчатый «кенгурин» вместо традиционного бампера.

Но и это еще не все! Задняя часть крыши была изготовлена из пластика, и при необходимости её можно было снять, благодаря чему в сочетании со складывающимися задними сиденьями автомобиль фактически превращался в грузовой пикап. Откидной задний борт допускал перевозку длинномеров, а необычная конструкция передних и задних сидений позволяла превратить салон в. большую кровать. При этом вместо фрагмента жесткой крыши конструкторы предусмотрели возможность установки мягкого тента над задней частью кузова.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Уникальный тип кузова ЛуАЗ-Прото обеспечивал нетривиальные возможности для перевозки негабаритных грузов

В соответствии с техзаданием под капотом ЛуАЗ Прото разместили «таврический» двигатель МеМЗ-245. При этом ленинградский прототип получил постоянный полный привод на задние (а не передние, как у старых «Волынянок») колёса. С целью улучшения топливной экономичности конструкторы отказались от межосевого дифференциала и раздатки, предусмотрев в обычной шестиступенчатой (!) трансмиссии две понижающие передачи — первую и вторую, которые следовало использовать только на бездорожье. При этом для оптимизации компоновки разработчики объединили в единый блок коробку передач, главную пару и узел отбора мощности на передний мост.

Несмотря на частичную унификацию блоков шестерен, синхронизаторов и валов с исходной Таврией, коробка передач Прото была полностью оригинальной. На основе выполненных конструкторами НАМИ деревянных макетов на заводе «Красный Октябрь» изготавливались необходимые детали, причем детали подвесок из лёгких сплавов отливались по «авиационной» технологии!

Если передняя подвеска была уже достаточно привычного для советских малолитражек типа МакФерсон (хотя и с алюминиевыми рычагами), то задняя подвеска типа «Де Дион» с продольными рычагами и поперечной балкой-стабилизатором на полноприводных автомобилях в СССР не применялась. При этом конструкторы рационально использовали пространство между рычагами задней подвески, разместив там бензобак.

Да и вообще, для конструкции ЛуАЗ-Прото в целом была характерна высокая плотность компоновки. Так, силовой агрегат, радиатор системы охлаждения и передняя подвеска монтировались на общем подрамнике, а в приводах колёс и спереди, и сзади применялись ШРУСы на полуосях.

В итоге ЛуАЗ Прото получился симпатичным, просторным и очень технологичным.

Работа над перспективным внедорожником заняла у конструкторов НАМИ менее полутора лет: уже к лету 1989 года первый опытный образец ЛуАЗ Прото был готов. При этом еще на ранних стадиях разработчики поняли, что предусмотренный ТЗ «таврический» мотор объемом 1,1 литра для полноприводной машины окажется слишком слабым, и решили одновременно с этим прототипом заняться созданием второго автомобиля, рассчитанного на установку двигателя ВАЗ от переднеприводного Спутника, объем которого даже в заводском варианте (ВАЗ-21083) достигал 1,5 литра. Именно поэтому в отливке картера сцепления сразу предусмотрели отверстия под крепления как мелитопольского, так и тольяттинского моторов.

Сотрудники Ленинградской лаборатории отправили автомобиль в Москву — для того, чтобы разработку оценили в самом НАМИ, где внедорожник даже очно встретился с конкурентом из Луцка.

Увы, ленинградский прототип сразу же отправили обратно, даже не проведя его испытаний! Почему же так произошло? По уровню инжиниринга, то есть дизайну, эргономике, компоновке, ремонтопригодности и даже исполнению самого опытного образца детище Парфёнова и Хаинова даже «навскидку» на голову превосходило ЛуАЗ-1301, спроектированный на заводе. Именно поэтому от его официальной приёмки комиссией в НАМИ благоразумно отказались — точнее, просто выполнили «указание сверху». Ведь «победителем» в министерстве заранее назначили заводской вариант. Да и в самом московском Институте отношение к талантливым «самородкам» к тому времени стало весьма прохладным – настолько, что Хаинова буквально на следующий день даже не пустили на территорию НАМИ!

Вероятно, именно поэтому ЛуАЗ Прото оказался для ленинградской лаборатории «лебединой песней» — вскоре её попросту закрыли. Точнее, предприятие вынужденно реорганизовали сами сотрудники, большая часть которых в 1990 году перешла в хозрасчетный центр «Стиль» под руководством Д. Парфёнова. При этом Геннадий Хаинов «ушел на вольные хлеба», а еще бывшую лабораторию покинул один из дизайнеров внешности ЛуАЗ Прото Андрей Сунтеев.

Судьба же самого первого и единственного прототипа не менее печальна: в лихие девяностые годы один из бывших сотрудников ЛПА НАМИ присвоил его, после чего разобрал на запчасти, чем фактически уничтожил уникальную машину, которая в своё время даже успела засветиться в ряде российских СМИ. Но некоторые детали трансмиссии того самого ЛуАЗ-Прото спустя много лет непостижимым образом вернулись к Хаинову.

ЛуАЗ-1301: заводской вариант

В 1988 году и на ЛуАЗе занялись разработкой принципиально новой «Волынянки» — в рамках того самого конкурса и по тому же техническому заданию, что и в Ленинграде.

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

По размерам ЛуАЗ-1301 был сравним с Таврией – конечно, с поправкой на габаритную высоту при клиренсе в 200 мм

Неудивительно, что ЛуАЗ-1301 получил аналогичную ЛуАЗ Прото конструкцию кузова — пространственный силовой каркас, обвешанный лицевыми панелями из пластика. При этом конструкторы максимально использовали детали от серийных автомобилей — в частности, стёкла от ЗАЗ-1102 и светотехнику от других советских машин. Да и в салоне родство с Таврией прослеживалось даже на первый взгляд — очевидно, что в Луцке таким образом пытались «укоротить» и упростить своей перспективной модели путь на конвейер.

В сравнении с прежней моделью луцкий прототип получился достаточно симпатичным, однако своеобразные пропорции и грубоватое исполнение некоторых мелочей придавали автомобилю несколько «самопальный» вид, что было особенно удивительно в сравнении с «вылизанным» продуктом Ленинградской лаборатории НАМИ!

луаз что за завод. Смотреть фото луаз что за завод. Смотреть картинку луаз что за завод. Картинка про луаз что за завод. Фото луаз что за завод

Ранний образец луцкого внедорожника легко отличить по прямоугольным фарам, утопленным вглубь «очков»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *