лучше быть недовольным человеком чем довольной свиньей

Цитаты Джон Стюарт Милль

Если истину не оспаривать, она может выродиться в догму или предрассудок

Лучше быть недовольным мудрецом, чем довольным дураком; лучше быть недовольным Сократом, чем довольной свиньёй; потому что если дурак или свинья знают только свою сторону предмета, то мудрецу ведомы все его стороны. И поэтому лучше ошибаться вместе с Сократом, чем быть правым вместе со всеми.

Один верящий стоит девяносто девяти интересующихся.

Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем.

. Нравственность может быть определена следующим образом: такие правила для руководства человеческими поступками, через соблюдение которых всему человечеству доставляется существование, наиболее свободное от страданий и наиболее богатое наслаждениями, притом не только человечеству, но, насколько это допускает природа вещей, и всякой твари, которая только обладает чувством.

Гений может свободно дышать только в атмосфере свободы.

Никто не может быть великим мыслителем, если он, как мыслитель, не ставит себе прежде всего в обязанность следовать своему разуму, к каким бы выводам он его ни привёл.

Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, — это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим.

Люди не хотят быть богатыми; люди хотят быть богаче других.

Брак — единственная форма рабства, допускаемая законом.

Жена, не ведущая мужа вперед, непременно толкает его назад.

Существовало ли когда-либо такое господство, которое не казалось бы естественным тем, кто им обладает?

В наш век роскоши мы дошли до того, что нанимаем посторонних людей для совершения за нас добрых дел.

Спроси себя, счастлив ли ты, и ты перестанешь быть счастлив.

Источник

Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, парадоксов, эпиграмм

…Если высшей жизненной целью, которой подчинено все, служит наслаждение, то из всех наслаждений прежде и раньше всего возносится на пьедестал именно сладострастие.
В. Фукс
Есть люди, с которыми легко уживаться: они ничего не требуют от общества, кроме ушей для слушания их.
П. Буаст
Наши страсти подобны фениксу. Когда сгорает одна страсть, из пепла рождается другая.
И. – В. Гёте
Мы часто стыдились бы самых благородных своих поступков, если бы свет узнал, какими побуждениями они вызваны.
Фр. Ларошфуко
* Безупречность и счастье нашей жизни в значительной степени зависят от разумного выбора нами товарищей и друзей. Если они плохо выбраны, то могут довести нас до падения; если же они хороши, то могут возвысить нас.
Дж. Леббок
Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
Б. Паскаль
Ум многих людей имеет такое же значение для их страстей, какое поводок из бечевки имеет для ретивого коня.
М. Сафир
Характер гораздо больше сближает людей, чем ум.
ЖЭ. Ренан
Если характер имеет недостатки, то ум, хотя бы и высокий, не может управлять человеком, так как преобладающая страсть обманывает его расчеты.
Г. Спенсер
Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь.
Дж. Мильтон
Человек твердый приписывает все воле, человек восторженный – воображению, человек чувствительный – любви.
Анна Сталь

Источник

Лучше быть недовольным человеком чем довольной свиньей

А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян

Рекомендовано Министерствам образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Изложение этики нам хотелось бы предварить одним замечанием о ее месте и роли в системе образования.

Этика способна вызвать у читателя или слушателя противоречивые чувства. Она может разочаровать банальностью выводов. Она же может захватить возвышенностью идей. Все зависит от того, какими глазами смотреть на этику — видеть ли в ней сугубо умственную конструкцию или примерять ее на себя в качестве критерия оценки.

Первая развернутая систематическая работа по этике, которая была одновременно и первым учебным курсом по этой дисциплине, — «Никомахова этика» Аристотеля — оказалась первой не только во времени, но и по значению. Написанная в IV веке до нашей эры, она и сегодня остается одной из лучших систематизации этики; в частности, наш предлагаемый в конце XX века учебник многое заимствовал из того первого аристотелевского курса. Такая устойчивость содержания, свойственная скорее догматическим, чем научным текстам, прямо связана с особенностью этики. Она сродни устойчивости, которая наблюдается в грамматике или логике. Этика есть нормативная наука, к тому же самая общая нормативная наука. Ее называют еще практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики — не знания, а поступки.

Как говорил Аристотель, юноша — неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Эту же мысль русский философ XIX века B.C. Соловьев выразил чуть иначе. В предисловии к своей книге «Оправдание добра» он сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, «никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель».

Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна, может вызвать лишь раздражение, досаду. Этим замечанием мы не хотим застраховать себя от критики, объявив ее недоразумением. Мы лишь заранее обозначаем диспозицию, когда такая критика может стать особенно продуктивной.

Распространено мнение, что этика назидательна. Мы не разделяем его и всем содержанием учебника пытались его опровергнуть. Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле она мало чем отличается от других наук и учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном; она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование — представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.

Данный учебник представляет результат нашей многолетней исследовательской и педагогической работы. Большинство тем учебника в виде лекций были прочитаны для студентов, аспирантов и слушателей факультетов повышения квалификации различных университетов и исследовательских центров как у нас в стране, так и за рубежом. Мы выражаем признательность всем своим слушателям и оппонентам за внимание, терпение и критику.

Отдельные темы учебника представляют собой переработанные и адаптированные варианты текстов, вошедших в наши книги: «Великие моралисты» (А.А. Гусейнов) и «Идея морали и базовые нормативно-этические программы» (Р.Г. Апресян).

Темы 1—10,12–14, 29–31 и вступления к разделам I и IV написаны А.А. Гусейновым. Темы 11, 15–28 и вступления к разделам II и III написаны Р.Г. Апресяном.

Прежде чем обозначить предметную область этики, рассмотрим происхождение и содержание самого термина.

Что означает термин «этика»?

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх — природный аффект, память — свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость — свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это — в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже — новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью — сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль — то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность — то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью — приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя — моральными.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Хоромин Н. Я.

Книга «Энциклопедия мудрости»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Есть моменты, когда невежество, право же, есть благо.

* Вы, желающие держать народ в невежестве, берегитесь,- вам больше всего грозит опасность! Разве вы не видите, как легко сделать из грубого животного жестокого зверя?

Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им в свою пользу, могут держать его в невежестве.

Есть три рода невежества, не знать ничего, знать дурно то, что знают, и знать не то, что следовало бы знать.

* Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Самое страшное неверие – это неверие в самого себя.

* Скажите страстно влюбленному мужчине, что возлюбленная обманывает его, представьте ему двадцать свидетелей неверности его возлюбленной, и можно держать пари, ставя десять против одного, что несколько любезных слов ее опровергнут все свидетельства обвинителей.

* Невзгоды индивидуумов, как и государств, будучи открыто выложены и обсуждены с истинным благоразумием, оказываются более чем наполовину устраненными

Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного.

Те, которые, имея возможность защитить невинного, покидают его, виновны столько же и даже более, чем те, которые убивают его.

Всякая невоздержанность есть зачаток самоубийства, это – невидимый поток под домом, который рано или поздно подмоет его фундамент.

Мы жертвуем для нашей невоздержанности больше, чем даем на наши нужды

Невоздержанный человек постепенно совершает такое же самоубийство, как тот, кто вешается, отравляется или топится.

Требовать невозможного – значит самому готовить себе отказ.

Иногда очень хорошо чувствовать себя невольником. Когда мне стали доступны понятия о добре, истине и красоте, я признал, что они достойны господствовать над чувствами и волей человека.

Человек в обществе есть не что иное, как невольник, который может только препираться о тяжести и давлении своих оков.

Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, морали и патриотизма.

Благодетельствовать негодяям – все равно что подливать воды в море.

Недоверчивость – это маяк мудреца, но он может разбиться о него.

Недоверчивость есть плод, который вкушают лишь по достижении зрелости.

Во время общественной неурядицы каждый равнодушный становится недовольным, а каждый недовольный – врагом, каждый враг – заговорщиком.

Лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньей, лучше – недовольным Сократом, чем довольным дураком. И если дурак или свинья иного мнения, то лишь потому, что они знают только свою сторону вопроса, другие же знают обе стороны.

Если человек недоволен своим положением, он может изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни, или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда, второе всегда возможно.

* Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.

* Быть слишком недовольным собою – слабость; быть слишком довольным собою – глупость.

Главная причина нашего недовольства жизнью есть ни на чем не основанное предположение о том, что мы имеем право на ничем не нарушаемое счастье, что мы рождены для такого счастья.

?›н Недовольство бывает источником многих страданий, но также и всякого прогресса в жизни как отдельного индивида, так и народов.

* То, чего нам недостает, нам нужно, а тем, что мы имеем, мы не умеем пользоваться.

Скрывайте добрые поступки ваши и показывайте свои недостатки: любите других людей, любите всех.

* Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.

Тот, кто смотрит на свои собственные недостатки, не успевает видеть недостатки других.

* Кто видит лишь недостатки, не видя их причин, тот видит лишь наполовину; если же он видит их причины, то гнев его может порой обратиться в самое нежное сострадание.

От недостатков нет свободных в мире, Безгрешен – кто их меньше всех имеет.

Кто не обожает недостатки той, которую он любит, тот не может сказать, что он в самом деле влюблен.

* Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них,- это скромность; открывать их своим друзьям – простодушие, доверчивость; выставлять же их перед всеми – гордость.

Легче обогатиться тысячью добродетелей, чем исправиться от одного недостатка.

Если любовь закрывает перед нами недостатки друзей наших, то как же нам замечать свои собственные.

Недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть.

Мы боремся с теми недостатками, от которых страдаем сами, и приголубливаем те, от которых страдают другие.

Многие, раз сознавшись в своем недостатке, не считают уже нужным от него отказаться.

Недостатки ума, так же как лица, увеличиваются со старостью.

Недоступность женщин – это один из их нарядов и уборов для увеличения своей красоты.

* Я не знаю большего недруга людей, чем «всеобщий друг», который, будучи, всегда в восторге от всего, постоянно поощряет злых и своей преступной снисходительностью льстит порокам, порождающим неурядицы в обществе.

Слово независимость связано с сопутствующими ему идеями: достоинства и доблести. Слово же зависимость связано с идеями подчинения и развращения.

* Ясно, что люди, которые начинают с потери своей независимости, кончат потерей своей энергии.

Самое великое из всех благ – по крайней мере то, без которого нельзя пользоваться другими,- это независимость.

Все люди стремятся к независимости, но они менее всего пользуются этим счастливым состоянием, которое составляет конечную цель их желаний.

Чем меньше человек имеет потребностей, тем больше он независим.

Немало нужно знания, чтоб уметь скрыть перед другими свое незнание.

* В свете, всякого принимают за кого он себя выдает, и он принужден за кого-нибудь себя выдавать: ибо охотнее терпят неприятных, докучливых людей, чем незначащих.

После отчаяния неизвестность есть состояние, которое всего труднее переносить человеческому сердцу.

* Если’ какое-либо государство не в состоянии защищать своего нейтралитета, то бесполезно говорить об этом нейтралитете.

Предчувствуя близость смерти, я сознаюсь, что ненавижу немецкую нацию вследствие ее бесконечной глупости и что я краснею оттого, что принадлежу к ней.

Немки и француженки… Немецкие печи греют лучше, чем французские камины; но приятно видеть разгар пламени в последних.

Немка всем сердцем, всеми силами своей души верует в себя, в кухню, детскую, прачечную, чердак, швейную машину. Все прочее – от лукавого. Она смело может сказать про себя: аз есмь, была и буду хозяйкой.

Немка так благоговеет перед мужчиной, что, даже завлекая его, не может отделаться от чувства подчиненности. Она кокетничает преувеличенной, притворной любезностью, подчас переходящей в подобострастие. Это не только скучно, но даже неприятно.

Источник

30 лучших фраз Джон Стюарт Милль

Содержание:

Лучшие фразы Джона Стюарта Милля

Поскольку идеи Джона Стюарта Милля были очень влиятельными, в следующих строках мы подготовили сборник его лучших цитат. Выражения Джона Стюарта Милля отражают его склонность к либеральным идеям, основанным на равенстве перед законом и защите прав личности.

1. Каждый должным образом образованный человек искренне заботится об общественном благе.

Джон Стюарт Милль считается одним из величайших представителей утилитаризма, который подразумевает величайшее благо для наибольшего числа людей.

2. Принцип, согласно которому каждый является лучшим судьей своих собственных интересов, интерпретируемый так, как толкуется людьми, выдвигающими эти возражения, доказывает, что правительства не должны выполнять какие-либо из признанных для них обязанностей, то есть что в действительности они должны не существует

Цитата этого автора, предлагающая читателю глубоко задуматься.

3. Каждый человек, умен и достаточно щедрый, чтобы вкладывать свои усилия в дело, каким бы маленьким и незначительным оно ни было, извлечет из самой борьбы благородное удовольствие, которое он не захочет продать ради эгоистичного удовольствия.

Когда кто-то внутренне мотивированВам не нужно много, чтобы почувствовать удовлетворение.

4. В отношении Бога он однажды сказал что-то вроде этого: Подумайте о ком-то, способном населять ад или создавать рай.

Глядя на мир, Бог способен творить добро и зло.

5. Поступайте так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами, и любите ближнего, как самого себя.

Совет, который относится к тому факту, что мы не должны делать другим то, что мы не хотим, чтобы они делали с нами.

Нацией движут люди, являющиеся ее частью.

Механические люди не дают волю своей оригинальности, потому что для этого требуется немного жесткого ума.

9. Демократическая конституция, не опирающаяся в деталях на демократические институты, но ограниченная центральным правительством, не только не является политической свободой, но часто создает прямо противоположный дух, ведущий к низшим слоям общества желание и амбиции политического господства

Демократия представляет интересы людей, и никогда не должно быть наоборот.

Есть много людей, которые гонятся за деньгами, и это их отличный источник мотивации.

11. Лучше быть недовольным мужчиной, чем довольной свиньей.

Довольные люди изо всех сил пытаются выбраться из своей зоны комфорта. Вместо этого это человек.

13. Каждое действие совершается с целью достижения цели, и кажется естественным предположить, что правила действия должны брать весь свой характер и окраску от цели, которой они подчинены. При преследовании цели кажется, что ясное и точное знание цели кажется, что ясное и точное знание цели было бы первым необходимым, а не последним, чего можно было бы ожидать.

Размышление о мотивации и о том, как это означает, что люди постоянно находятся в движении.

14. Оригинальность приносит с собой хорошие вещи.

Несколько слов о лечении о свободе и оригинальности.

15. Каждый является естественным хранителем своего здоровья, будь то физическое, умственное или духовное. Человечество получает больше, позволяя каждому жить по-своему, а не заставляя себя жить по-своему.

Фраза о свободе. Каждый должен жить по-своему.

16. Из этих ложных теорий наиболее заметной является доктрина защиты национальной промышленности; фраза, означающая запрет или ограничение высоких таможенных пошлин на те иностранные товары, которые могут производиться в стране.

Назначение, посвященное феномену международной торговли.

17. Над собой, над своим телом и над своим разумом человек властен.

Мы все являемся собственниками самих себя. В этом смысле мы свободны.

18. Глубокие убеждения человека удерживают его от приступов насмешек.

Мы можем устанавливать высокие стандарты из-за стыда, который мы можем испытывать в определенных ситуациях.

19. Именно люди другой породы сделали Англию такой, какой она была раньше; и люди другой породы понадобятся, чтобы не допустить их упадка

20. Основных элементов, составляющих удовлетворенную жизнь, два: спокойствие и поощрение.

21. Неважно, красивее ли это или неудобно, изменение вносится на само изменение

Люди постоянно меняются, преобразовывая нас.

22. Поручение государственного обучения государству представляет собой извращенную схему, имеющую тенденцию формировать человеческий разум таким образом, чтобы не было ни малейшего различия между одним человеком; Шаблон, используемый для этой цели, является наиболее приятным для господствующего политического режима, будь то монархия, теократия, аристократия или общественное мнение в данный момент; в той мере, в какой эта задача выполняется успешно и эффективно, над интеллектом людей устанавливается деспотизм, который позже, в результате естественной эволюции, подчиняет само тело народа своей империи.

Государство отчуждает людей. Что может показаться демократией, во многих случаях это не так.

23. Такие вопросы, как распределение богатства. Этот вопрос просто человеческое творение

Фраза, касающаяся политических вопросов, таких как распределение богатства.

24. Законы никогда не были бы улучшены, если бы не было много людей, чьи моральные чувства лучше существующих законов.

25. Студент, которого никогда не просят делать то, что он не может, никогда не делает того, что он может.

Часто людям бывает трудно делать некоторые вещи по собственной инициативе.

26. Невозможно выяснить, на что способен индивид, кроме как позволить ему попробовать, и индивид не может быть заменен другим индивидом, когда дело доходит до решения его собственной жизни, его собственной судьбы и его собственного счастья.

люди мы много раз учимся методом проб и ошибок.

Размышление, направленное на поиск решений проблемы политического рабства.

28. Гений может свободно дышать только в атмосфере свободы.

Когда мы принуждаем людей, мы также ограничиваем их способность быть оригинальными.

29. Нет лучшего доказательства прогресса цивилизации, чем прогресс силы сотрудничества.

30. Милосердие почти всегда грешит чрезмерно или по умолчанию: оно растрачивает свои сокровища в одном месте и оставляет людей голодать в других.

73 лучших фразы Иммануила Канта

Китайский жасмин: характеристика, уход, размножение, польза

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *