лунь самолет что это
Проект 903: «Лунь»
История
Разработка «Луня» началась в 1969-м году в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) имени Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов данного типа, а для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружали уникальный производственный комплекс, в сборочном цехе которого одновременно могли размещаться шесть строящихся экранопланов класса «Лунь». Главным конструктором был В. Кирилловых. В 1987 году экраноплан совершил первый опытный полёт на Каспийском море. В 1990-м передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР
Конструкция
Как я уже сказал, «Лунь» представлял собой нечто среднее между самолетом и кораблем.
На момент создания «Луня» было всего 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности (угол назад, то есть получается как бы буква V). Схема Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.
Прототипом конструкции «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр» (который благополучно затонул в 80-м). В отличие от самолета, «Лунь» шасси не имеет, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Для постоянной дислокации ему и нужен сухой плавучий док.
Экипаж составлял 11 человек: 7 офицеров и 4 мичмана. Автономность – 5 суток
Основные характеристики:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м2
Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т
Принцип работы
Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).
После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.
Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.
Двигатели
Уж в чем нам не откажешь, так это в них. Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13300 кгс каждый. Это нереально много!
Такие движки применялись на ИЛ-86, но для «Луня» разработали специальную морскую модификацию.
Характеристики двигателей:
Тип: 8 х ТРД НК-87
Тяга: 8 х 13000 кгс
Максимальная скорость: ок 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м
Вооружение
Вооружение — шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я. Березняка.
Интерес со стороны США
В оперативно-тактическом плане «Лунь» имеет просто уйму преимуществ. Он имеет более высокую экономичность и более высокую грузоподъёмность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Он был малозаметен для корабельных радаров и самое главное был очень живучим.
Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (а фактически отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва».
Конечно, ничего бы у них не получилось, если бы мы им не помогли сами. А именно – развалили Советский Союз. У молодой России и без «Луня» проблем хватало, так что члены комиссии обратились напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, была создана фирма с нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку все интересующее.
Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему возможному противнику (по крайней мере в гонке вооружений) в этой парадоксальной технике уже нет.
Спасатель
С распадом СССР денег содержать «Лунь» не было. Однако в 1990-1991 годах с его участием на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. Даже современные гидросамолеты и вертолеты имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность, дальность или мореходность, а именно эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.
Если с 1-м «Лунем» ничего сделать уже было нельзя, то второй корабль этого типа, который в тот момент был в сборочном цехе и тоже закладывался как ракетоносец, можно было реконструировать. Для 2-го «Луня» был разработан проект поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». «Спасатель» имеет взлетную массу 400 т, крейсерскую скорость 360 км/ч и дальность полета 3000 км. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших и оказать им помощь. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. К сожалению, работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95-процентной степени готовности «Спасателя».
Эпилог
Где сейчас находится «Спасатель», я не знаю.
«Лунь» гниет в Дагестане, в доке на Каспийском море
В разных источниках некоторая информация разнится. Писал наиболее часто встречающуюся.
Больше половины фоток и два абзаца текста я стащил у жж-юзера igor113. Да и вообще написать этот пост подтолкнул меня фактически он. За что огромное ему спасибо!
UPD На Хабре появился замечательный пост про прототип «Луня» — экраноплан «Каспийский монстр»
Ударный экраноплан: ужас, летящий над гребнями волн
В России есть все необходимое для возрождения уникального транспортного средства.
На прошедшем в рамках форума «Армия-2018» круглом столе, организованном Объединенной судостроительной корпорацией, прозвучала одна новость, которую мало кто заметил. Советник президента ОСК, экс-командующий ВМФ России Виктор Чирков сказал о том, что судостроительный холдинг будет принимать активное участие в создании военных экранопланов.
Через несколько недель после этого глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе «Гидроавиасалона-2018» уточнил, что экранопланы, создаваемые в рамках ГПВ-2027, будут иметь на борту ракетное вооружение, пишет обозреватель еженедельника «Звезда» Алексей Леонков.
Чтобы понять всю важность сделанных заявлений, сделаем экскурс в недавнюю историю.
Запад испугался советского «каспийского монстра»
1967 год для космической разведки США выдался жарким. Спутник-шпион КН-4 (КН — Key Hole, «замочная скважина») выявил в акватории Каспийского моря странный объект русских. Для уточнения деталей американцы скорректировали орбиту новейшего спутника-шпиона КН-8 GAMBIT, который сделал снимки объекта в высоком качестве. В штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли по этим фотографиям специалисты смогли определить, что объект, скорее всего, является самолетом-амфибией. Но его необычная компоновка не укладывалась в известные схемы планеров такого типа.
Действительно, самолет был огромным, превосходящим по размерам все известные самолеты-амфибии. Он имел в длину около 100 метров при удивительно малом размахе крыльев — около 40 метров. ЦРУ подключило к исследованиям специалистов из NASA. Те, изучив снимки, заявили, что летающая лодка с короткими крыльями — это нонсенс. Это какой-то монстр, а не самолет. Непонятно, как такое изделие сможет летать.
Фантастический экраноплан-ракетоносец Лунь. Только в СССР смогли построить такой корабль
Привет. Я давно собирался поехать в Дагестан и посетить небольшой городок Дербент расположенный на берегу Каспийского моря. Моё желание было связанно с тем, что туда отбуксировали уникальную боевую машину, сознанную гениальными инженерами СССР — экраноплан Лунь. Но, если очень сильно чего-то хотеть, то желание материализуется.
Забегая вперёд скажу, что посещение этого объекта превзошло мои самые смелые ожидания. Столько эмоций от технического объекта я не получал очень давно. Вот представьте. Низкое и серое небо, блёклая полоска песчаного пляжа и у самой кромки воды возвышается огромных размеров серый «монстр».
Эпическое видео с квадрокоптера.
Вытащенный на берег одновременно похожий и на самолёт и на корабль! Такой объект не может не впечатлять.
Если не знать историю, что экраноплан можно с лёгкостью перепутать с самолётом. Особенно если смотреть на него сверху.
Есть все атрибуты летательного аппарата. Крылья, фюзеляж, хвостовое оперение и двигатели.
Поэтому, большинство людей путают экраноплан с самолётом. По определению советской классификации, экраноплан — судно (корабль) на динамической воздушной подушке. Только вот его скорость в 10 раз быстрее любого известного судна, или корабля.
Экраноплан — машина, которая совмещает в себе свойства летательного аппарата и судна. Можно сказать, что это недосамолёт и летающий гиперкорабль. Экраноплан передвигается на воздушном экране, который образуется под его крыльями.
Он летит на плотном слое воздуха под крыльями. Высота полёта небольшая до 8 метров над поверхностью. При этом скорость машины около 500 км/ч!
Прежде всего экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника. Есть у него свойство, которое позволяет подойти к цели незамеченным как раз на дистанцию пуска ракет.
Это гигантский расход топлива и требуемая мощность для того, чтобы махина весом в 250 тонн «вышла» на воздушный экран. Проблему с мощностью инженеры решили установкой 8-ми турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой 13 000 кгс каждый! Это огромная мощность!
Мало того, каждый двигатель был оборудован поворотным соплом для нагнетания реактивной струи под крылья Луня. Тем самым увеличивая эффект экрана.
Ну и для защиты и ближнего боя было две пушечных установок 23-мм УКУ-9К-502-II.
Одна в кормовой части. А вторая под первым спаренным контейнерам в передней части экраноплана.
Экипаж экраноплана 10 человек. А для управления нужно всего два специально подготовленных человека. На фото ниже кабина пилотов. Слева Командир, справа второй пилот (помощник командира).
Места много. Я без труда разместился в кресле второго пилота.
А это место борт инженера. Что интересно, инженер мог управлять тягой восьми двигателей.
Всего хотели построить 8 экранопланов, но не успели. СССР развалился, а таких денег у СНГ уже не было. Проект так и забросили. Лунь долгое время хранился в закрытом доке в Каспийске, а после его отволоки к месту возле Дербента где будет построен парк Патриот.
Строительство парка идёт. Уже начали свозить экспонаты для реставрации и размещения.
Смеркалось. Я провёл возле Луня почти весь день и никак не мог от него уехать. Меня впечатлили размер, смелость и гениальность идеи постройки такой машины.
Перед буксировкой военные изъяли все секретные приборы из экраноплана.
Но они изъяли не всё.
Всем Мир, лайк и репост! Завтра улетаю в Анапу, не прощаюсь.
Комментарии 968
Как во внутрь попали, он что открытый стоит и не разграбили?
По знакомству — буквально
Ездил в этом году в Дагестан, Лунь тоже видел. Внушительно.
«… экраноплан сделали для того, чтобы уничтожать авианосцы потенциального противника»
Скромненько так) всего лишь авианосцы
На Яндекс-дзене у народа с фантазией получше будет, там ещё и подводные лодки вписали в предполагаемые цели)
Ну, Каспий же, там этих авианосцев с подлодками — пруд пруди)
Экраноплан можно разобрать и перевести на другие локации.
Странно, что ума про это подумать не хватило
Даже разбирать не нужно, по каналам из Каспия в Черное море, своим ходом.
Так он и оснащён ракетами, в этом и фишка. Даёт залп за 500 км от цели как я помню.
В наше то время понятно он бестолков. Но на момент 70-х…
А на момент 70-х в СССР такого и в проекте не было.
«Лунь» начали строить в 1983, спустили на воду в 1986 и только в 1989 завершили испытания.
Ракеты «Москит», которыми он вооружён, приняли на вооружение в 1984. О каких 70-х идёт речь?
Почитайте или посмотрите историю создания начиная с первых прототипов
Я знаю историю создания экранопланов КБ Алексеева и изучал даже серию СМ, которые были до КМ.
В указанный Вами период проходили испытания КМ, но они не были блестящими. Могу привести вот такую интересную цитату:
«По общему заключению конструкторов ЦКБ “Каспийский монстр” возил сам себя. При огромных размерах экраноплана — длина около 100 метров, КМ брал на борт 20-35 человек испытателей и, примерно, 5-7 тонн испытательной аппаратуры. Таким образом грузоподъемность 400-тонного воздушного судна не превышала 10-15 тонн. Стоит напомнить, что в 1965 году в воздух поднялся опытный самолет О.К. Антонова Ан-22 “Антей”, который превосходил КМ по полезной нагрузке в пять раз, по скорости — в 1,5 раза, по дальности — в три раза. Выпущенный в США за пять лет до КМ стратегический бомбардировщик В-52 при той же полезной нагрузке в 15 раз превосходил КМ по дальности и в 2 раза по скорости.»
Такое себе чудо-оружие.
Как сказало одно мудило, СССР кроме колош не чего не делало, которые продавала в Африку неграм.
Реликт ушедшей эпохи или приговор окончательный
Боевой экраноплан. Аппарат из нашей прошлой советской жизни, полусамолет-полукорабль, возможности которого остались недооценёнными? Или что-то еще?
Вообще, идея боевого экраноплана, на большой скорости подходящего к эскадре противника и запускающего противокорабельные ракеты, до сих пор будоражит умы многих. Быстрый, незаметный и смертоносный (по меркам XX века) корабль некоторые просто хотят видеть в составе нашего флота.
Пожалуй, это нормально.
У американцев есть их авианосцы (сомнительный такой эксклюзив). У нас есть «Бореи». Но вот хочется чего-то такого, от чего весь мир вздрогнет и опять начнет нас бояться. «Посейдон», «Буревестник», экраноплан…
Главное – чтобы было не совсем понятно и устрашающе.
Боевая ценность
Боевая ценность экраноплана сегодня выглядит несколько противоречиво. Да, у этого аппарата есть очевидные преимущества в виде реальной огромной скорости. Если сравнивать с кораблями.
Сегодня многие (из числа ратующих за возрождение экранопланов) придерживаются той точки зрения, что экраноплан – это в первую очередь корабль. А потому сравнивать его надо именно с кораблями.
Спорно, конечно. Но можно попробовать сравнить экраноплан «Лунь» с современными кораблями.
По сравнению с современными эсминцами «Лунь» имеет всего одно преимущество: в скорости. О незаметности мы даже не заикаемся, эту громадину из космоса не увидит только спутник, у которого объективы в сторону Марса развернуты.
Кроме того, разведывательные самолеты и вертолеты корабельного базирования не оставят никаких шансов.
Вооружение
Но и преимущество в скорости реализовать весьма непросто. ПКР «Москит», которыми был вооружен «Лунь», они, мягко говоря, не отличались большой дальностью полета на малой высоте, где «Москиты» реализовали свои сильные стороны. 120 км – это в наше время маловато.
Скажут некоторые – взять и перевести на «Калибры». Да, умная затея, согласен. «Лунь» нес три спаренных установки для «Москитов». «Калибры» поменьше будут. Разместить не такая проблема, возможно, как кажется на первый взгляд.
Малозаметность
Ну и насчет малозаметности можно сравнить. «Каракурт» в длину совсем немного уступает. А в высоту «Лунь» (со своими 20 метрами) повыше будет.
В одном справочном интернет-издании «Луня» поставили рядим с «Замволтом» и британским «Тип 45». Смешно, конечно. «Замволт» в своих ячейках только «Томагавков» 80 штук может нести. Так что – польстили.
Конечно, современный (да и несовременный) эсминец – не чета экраноплану. Это тот случай, когда скорость не решает ничего.
Экраноплан, по сути, это отчаянная попытка хотя бы что-то противопоставить американским ударным группировкам с авианосцами. Незаметным подойти (возможно отчасти), выпустить ракеты и попытаться уйти обратно.
Но более вероятно – погибнуть от ударов авиации. Поскольку маневренность у экраноплана не самолетная, да и скорость тоже. А отбиться от самолетов противника шансов, признаемся, не так уж много.
Смертный приговор
А как прямо и честно сказал в 2011 году представитель Минобороны, подписывая смертный приговор экранопланам:
Действительно, в наше время иллюзии лучше оставить за бортом. Огромный то ли самолет, то ли корабль – это да, было достижение той страны, которая могла себе это позволить. Но сегодняшняя Россия – это не СССР. И лучшим подтверждением того может стать официальный ответ заместителя директора департамента авиационной промышленности нашему читателю, сделавшему соответствующий официальный запрос по поводу экранопланов.
Собственно, все. Экраноплан стал историей из времен Советского Союза. А парк «Патриот» в Дербенте станет единственным местом, где можно будет увидеть этот исполинский и впечатляющий, но далеко не эффективный аппарат.
Экраноплан «Лунь»
Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.
Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.
Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.
Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама
Где находится экраноплан «Лунь»
После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.
Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
История
История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.
В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.
Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.
Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.
Характеристики
Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.
Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.
Каспийский монстр
Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.
У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».
Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте
Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.
От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.
Маршрут на Яндекс. Картах:
Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.
Расписание электричек:
От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.
Как пройти от станции до экраноплана:
Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.
Экраноплан «Лунь» внутри: видео