мои одноклассники курят что делать
Курит и употребляет: что делать родителям подростка и у кого искать помощи?
Почему люди начинают употреблять психоактивные вещества?
Первая причина. Социальные мотивы, способствующие улучшению межличностного общения. Псевдокультурный мотив — стремление приспособиться к ценностям референтной группы, в которой находится подросток. Субмиссивный мотив, отражающий подчинение субъекта давлению со стороны референтной группы или других людей.
Вторая причина. Мотивы преодоления негативного состояния, помогающие совладать со стрессом и другими переживаниями. Атарактический — желание снять негативные эмоциональные переживания. Мотив активации — стремление выйти из состояния скуки, бездействия.
Третья причина. Мотивы получения позитивных ощущений (гедонистические), отражающие желание получить приятные переживания, улучшить свое состояние. По этой причине дети чаще всего начинают употреблять различные вещества в клубах, чтобы получить заряд бодрости, повеселиться.
Какова роль семьи?
«Семья — это тот микросоциум, в котором формируется личность ребенка. Поэтому дисфункциональные семейные отношения играют большую роль, если дело доходит до употребления психоактивных веществ».
О чем стоит говорить с детьми?
«Разговор с ребенком о вреде наркомании — не единоразовая акция. Это долгий и кропотливый процесс, который требует тщательной подготовки».
До 6 лет
В 6-8 лет
В 8-12 лет
В 12-17 лет
Как говорить?
Родителей часто беспокоит, что дети большую часть времени проводят за общением в соцсетях и мессенджерах. Но проследите за своим поведением. Как вы сами общаетесь с ребенком? Откладываете ли вы телефон, или общаетесь с детьми как бы между делом? Полноценное общение с ребенком играет очень важную роль. Контакт глаз, одинаковое положение в пространстве (нет возвышения или, наоборот, понижения уровня). Ребенок должен чувствовать и понимать — его слышат, слушают, к его словам относятся внимательно.
Расспрашивайте ребенка о событиях, которые произошли в течение дня или недели, рассказывайте о своей жизни, интересуйтесь его мнением, слушайте и не перебивайте. Первым шагом к такому общению может стать какая-то новость, услышанное интервью. Спросите у ребенка, как он относится к этому событию, что думает по этому поводу. Есть ли кто-то в его окружении, кто мог бы поступить так же? Делайте это деликатно, не старайтесь сходу навесить ярлыки и небрежно обозвать кого-то из сверстников ребенка плохим.
Не читайте нотаций. Используйте прием активного слушания. Поищите в сети, как им воспользоваться. В доступе есть много полезных материалов.
«Только доверительное общение поможет сохранить контакт с ребенком».
Признаки употребления
Если ситуация запущена, важно вовремя распознать ее. Но опыт, как правило, показывает обратное — родители узнают обо всем последними. Почему? Родители не всегда замечают, что в действительности происходит с их ребенком, а дети, в свою очередь, стараются сделать все, чтобы взрослые ничего не заподозрили.
Сейчас существуют способы обойти все видимые физиологические признаки употребления психотропных веществ, поэтому, например, определить что-то по зрачкам уже будет сложно.
«Невозможно и бессмысленно работать только с ребенком. Основная задача — помочь всей семье, родителям. Дисфункциональный стиль воспитания может быть и в самой счастливой семье, совершенно не маргинальной и социально благополучной».
Советы
«Расскажите ребенку о ценностях. Привить ему ценность собственной жизни, собственной личности — важный шаг для любого родителя».
Вебинар подготовлен специально для «Родительского университета», где мы публикуем полезные материалы для мам и пап.
Что делать, если подросток курит? Инструкция от редакции Chips Journal
Ответы на самые часто задаваемые вопросы
Однажды нам в редакцию пришло сообщение с просьбой уделять больше внимания подростковым проблемам: например, что делать, если ребенок попал в плохую компанию (ответили на этот вопрос вот здесь) или как себя вести, если родители узнали, что их ребенок курит.
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к интернету и нашла миллион однотипных инструкций: рассказывайте о вреде, введите строгие правила дома, подавайте личный пример. Кажется, все это и так довольно очевидно и на поверхности — однако почему-то многие подростки до сих пор курят (хотя, надо признать, сейчас уже намного меньше, чем 20-30 лет назад).
Инструкции по тому, как уберечь подростков от курения, хорошо звучат на словах, но на деле работают не всегда. Тогда я решила узнать у сотрудников нашей редакции (которые уже не подростки, но когда-то тоже ими были), как складывались их отношения с курением, и как они планируют говорить о нем со своими детьми. Их ответы я немного систематизировала, объединила с общими рекомендациями от специалистов и получилась вот такая инструкция из коллективного опыта.
Почему подростки пробуют курить?
Привлекательный образ курения. Нередко подростки начинают курить из желания подражать родителям, киногероям или звездам.
«Когда я была маленькая, я была уверена, что буду курить. Мне очень нравилась Фаина Раневская, и я очень любила расхаживать по дому с хлебной палочкой во рту и делать вид, что затягиваюсь» ( Катя Статкус, редактор НЭН и Chips).
«В детстве я знала, что буду курить, когда вырасту. Я даже скручивала себе из бумажек сигареты и понарошку курила. Взрослых это очень забавляло» ( Лена Аверьянова, главред НЭН и Chips).
«Меня всегда привлекало курение — просто как красивая картинка. Сигареты ассоциировались с роковыми красотками из кино и мне казалось, что курение способно сделать любую женщину сексуальной и загадочной. Ну какая 13-летняя девочка не мечтает стать Моникой Белуччи?» ( Тамара Высоцкая, редактор НЭН и Chips).
Пример родителей. Несмотря на то, что в большинстве семей наших редакторов курили редко (или не курили вообще), наличие курящих родителей помогает нормализовать эту вредную привычку.
«Мои родители в молодости — а они родили меня в очень юном возрасте — курили оба. Это были 90-е, думаю, во многом курение было частью тогдашней культуры и моды, а они пытались не отставать. … Я всегда ходила с родителями по гостям и на тусовки, все вокруг меня курили, то есть это не было для меня каким-то секретом или табу. Скорее наоборот — я удивлялась, если взрослые не курят. Например, мои бабушка и дедушка никогда не курили и не пробовали, и это казалось мне суперстранным» (Лена Аверьянова).
«Хорошо помню такую картину — в пепельнице на веранде дома лежит сигарета отца (он курил и курит как паровоз, а единственный раз бросил, когда у него во время диспансеризации нашли пятно в легком, потом оказалось, что это ошибка рентгена) и соблазнительно дымит» ( Андрей Бородкин, нативный редактор).
За компанию. Как ни крути, курение до сих пор остается довольно мощным инструментом социализации — как для подростков, так и уже для взрослых людей. В курилке обсуждают серьезные темы, заводят новые знакомства, делают перерыв от работы и учебы.
«Курить я начала во взрослом возрасте, в 20 лет, когда надолго попала в больницу. Там было невероятно тоскливо, а вся адекватная молодежь собиралась в курилке в туалете. Мне было неприятно начинать, но я пришла к этому осознанно, потому что понимала: если не начну сейчас хотя бы так общаться с людьми, мне будет еще хуже» ( Наталья Черкасова, нативный редактор).
«На постоянной основе я никогда не курила. Только в компании, как еще один способ коммуникации. Для меня это было (так, кстати, и осталось) какой-то приятной частью момента» ( Ира Зезюлина, автор НЭН и Chips).
«Я училась на журфаке, а там курили практически все — это тоже было частью тамошней культурой. Курили мы у памятника Ломоносову в теплое время года, а зимой ныкались в курилке — вонь из нее стояла на весь этаж. Преподаватели курили с нами там же. Короче, какой журналист без сигареты вообще?» ( Лена Аверьянова).
Из любопытства. Да-да, из того же чувства, которое заставляет двухлетку облизывать автобусный поручень, а пятилетку — залезать на самый верх горки, не держась руками. Курение — это просто что-то новое, что интересно попробовать и, несмотря на то, что первый опыт чаще всего бывает негативным, иногда любопытство может перерасти в привычку.
Из-за нехватки информации. Это применимо к современным трендам в области курения — действительно, сейчас подростки стали реже курить сигареты, но намного чаще курят вейпы, электронные сигареты и их всевозможные вариации (подробно рассказывали об этом здесь). Все эти способы курения позиционируются как «более безопасные», чем и привлекают подростков, знающих о вреде курения. На самом деле, безвредность вейпов и электронных сигарет не была доказана официально, а потому рассматривать их как «здоровую альтернативу курению» просто нельзя.
Аргументы против курения
Несмотря на любые запреты родителей, рано или поздно подросток принимает решение о том, курить ему или нет, самостоятельно, исходя из своего опыта и знаний. Кому-то достаточно первого неудачного опыта, кого-то пугают последствия для здоровья.
«Так получилось, что у меня в восемь лет было воспаление легких и потом через некоторое время еще одно воспаление. Мы наблюдались у какого-то классного пульмонолога. И вот я помню, мне лет десять, мы сидим в ее дико прокуренном кабинете, она показывает мне снимок моих (или не моих?) легких с рубцами после воспаления легких и говорит, что рубцы — это те места, через которые легкие не дышат, и что если я буду курить, то я точно отправлюсь на тот свет. Это на меня подействовало достаточно сильно. Родители со мной на эту тему больше не разговаривали, но всегда было понятно, что курение в моем случае — это какой-то безумный акт против собственного организма, что и думать об этом нельзя» ( Катя Статкус).
«Я не курил по причине того, что в детстве у меня была астма и повышенная внушаемость. Не знаю, что хуже. Родители мне сказали, что если буду курить — болезнь не пройдет никогда» ( Андрей Бородкин).
Некоторые сотрудники редакции признались, что продолжают курить до сих пор — не на постоянной основе, но в определенных ситуациях, которые хочется дополнить сигаретой.
«Осознанно бросила курить перед планированием беременности, после того, как выкормила (почти 3 года!), — периодически могу курить, делая перерывы на несколько дней. Поскольку дозы минимальные, ничего плохого в этом не вижу» ( Наталья Черкасова).
«Я курила около десяти лет, а бросила, когда узнала, что беременна. Потом кормила и тоже не курила. Потом какое-то время, что называется, покуривала — на вечеринках и встречах, иногда с кофе на балконе. Сейчас я иногда тоже курю — но очень-очень редко и в качестве какого-то излишества — типа в отпуске с видом на море, когда хочется максимального гедонизма. Видимо, мои установки из детства все-таки проассоциировали в моей голове курение с радостью, что грустно, конечно» ( Лена Аверьянова).
Как говорить с ребенком?
Кажется, правильный ответ на этот вопрос каждому родителю предстоит найти самостоятельно. Но вот вам некоторые идеи, которые могут пригодится.
«Что я буду говорить своему ребенку? Мне бы не хотелось так же его запугивать, как меня тогда напугал врач, но, наверное, в какой-то момент мне бы хотелось поговорить с ребенком о рисках для здоровья, связанных с курением. У нескольких друзей нашей семьи, отчаянных курильщиков, был диагностирован рак легких, и это, конечно, полная жуть, как быстро все они ушли» ( Катя Статкус).
«Честно говоря, страшно представить, как буду говорить об этом с сыном. Верю, что к его 14 годам курение окончательно выйдет из моды (а еще, что сын будет заниматься спортом и с вредными привычками это будет попросту несовместимо). Все вокруг твердят, что запрещать бесполезно, — скорее всего, если что-то узнаю, для приличия скажу о вреде, куплю нормальные сигареты (или научу делать самокрутки с нормальным табаком без химических примесей), попрошу контролировать количество и предложу поддержку, если захочет бросить. Считаю, что от умеренного курения вреда меньше, чем от скандалов, обысков сумок и потери доверия к родителям со стороны сына» ( Наталья Черкасова).
«Я пока не представляю, что я буду делать, если в один прекрасный день узнаю, что мой сын курит — сейчас мне даже думать об этом странно. Свою задачу я вижу в том, чтобы предоставить ему максимум информации по важным и опасным вопросам: о курении, об алкоголе, о сексе, — а затем предоставить ему свободу выбора, надеяться на лучшее и быть рядом» ( Тамара Высоцкая).
«Своей дочери мы с мужем, который как раз недавно бросил курить и который никогда не курил дома при ребенке, с самого раннего детства говорим о том, что сигареты это полный отстой, и взрослые курят их не для того, чтобы быть и чувствовать себя лучше. Сигареты вызывают неприятную зависимость и делают тебя уязвимой. Думаю, наша задача не столько запугать ребенка, сколько научить его справляться с негативными чувствами, проживать их и принимать, трезво оценивать себя и свое положение среди старших и ровесников, знать, чего она на самом деле хочет.
Потому что проблема курения во многом возникает от комплексов, неумения противопоставить себя большинству, невозможностью справиться с эмоциями. Наше поколение родителей как раз всему этому учит детей — и я вижу, что курящих подростков сейчас не так много, как во времена моей юности. Думаю, наш подход к родительству будет способствовать искоренению этой привычки у будущих поколений. Не сразу, конечно, но человечество рано или поздно к этому придет и научится занимать свой рот чем-нибудь полезным. Ну и потом, современные дети гораздо более пытливые и информированные: простых объяснений, почему чего-то не стоит делать, им недостаточно, а значит, есть шанс, что они в подробностях изучат пагубное влияние сигарет в теории, не погружаясь в практику» ( Лена Аверьянова).
Что еще?
Подходите к курению так же, как и к любому другому спорному вопросу. Выражайте свое мнение, но не запрещайте и не наказывайте.
Поговорите с ребенком, выясните, что ему известно о курении (в подростковой среде существует очень много оторванных от реальности мифов), попробуйте взглянуть на ситуацию его глазами.
Расскажите ребенку о возможных последствиях курения — не только о раке легких, но и о других, более мелких проблемах: желтых зубах, запахе изо рта, ухудшении состояния кожи.
Осветите финансовую сторону вопроса — подсчитайте, какая примерно сумма в месяц уходит на курение, и придумайте, на что ее можно было бы потратить с большей пользой.
Научите ребенка спокойно отказываться и чувствовать себя увереннее относительно собственных решений (такие вещи, правда, не делаются одним разговором, а закладываются с самого детства), чтобы ему было проще сопротивляться давлению со стороны сверстников.
Донесите до ребенка, что он всегда может обратиться к вам за помощью — например, когда он захочет бросить курить, но ему будет сложно сделать это самостоятельно. Обратитесь за профессиональной помощью к врачу или психологу, если она потребуется.
Здравствуйте! я девочка-подросток четырнадцати лет. Мои одноклассники с конца мая того года (а может и раньше), начали пробовать парить (курить) различные вещи по типу вейпа.
Здравствуйте! я девочка-подросток четырнадцати лет. Мои одноклассники с конца мая того года (а может и раньше), начали пробовать парить (курить) различные вещи по типу вейпа. В конце мая мои одноклассники ездили в лагерь на выпускной 6 класса, вот там дело и началось. Я с ними не поехала, по определенной причине (не суть важна). Они курили, парили, взрослые, конечно, были не в курсе событий. Об этом потом все рассказывали, и до меня это дошло из чужих уст. Я не стала на этом зацикливаться, а вскоре и совсем забыла. Но в конце 2019 года они вновь поехали в лагерь, а в этот раз вместе с ними и я. Там я уже своими глазами увидела все эти «штуки для парения», и была категорически против все это пробовать, даже тогда, когда в меня чуть-ли не силой запихивали ЭТО. Спустя месяц после лагеря, в то время когда заканчивались уроки, некоторые мои одноклассники(цы) собирались возле школы. Постоять, поговорить, побеситься в конце концов. И в общем, снова началась эта тема с вейпами, смоками, минифитами и так далее и тому подобное. Я решилась попробовать один раз, иногда затягивалась, но это было редко. Но в эти выходные я заметила, что у меня есть некоторые накопления, и решилась тоже купить себе все это дело. Однако, я сразу понимала, что надолго не захочу этим заниматься, и через неделю-две брошу. Вчера мы как обычно собрались после уроков, но уже не у школы, а в двух остановках от нее. Всего нас было 5 человек. У меня при себе не было своего «приспособления», я отдала его другу на неопределенный срок, но сейчас понимаю, что скорее всего навсегда. Так в общем, мой одноклассник (допустим Рома) затянулся из смока моего друга (допустим Арсений), а сзади как раз проходил учитель физкультуры, и он нас заметил. Дальше он побеседовал с Егором, а затем ушел, позднее доложив на нас соц.педагогу, которая является мамой одного из присутствующих. Полтора часа назад она вызвала нас к себе в кабинет. Долго расспрашивала о том, зачем мы это делаем и есть ли у нас свои приспособления для курения. Мои друзья врали ей, глядя прямо в лицо. Но мне стало настолько стыдно, что когда они ушли, я осталась, и рассказала ей то, что сейчас пишу Вам, упуская лишь делать о том, что у меня есть свой. Она сказала, что в среду в нашей школе пройдет КДН, и мы с 15:00 до 19:00 с родителям должны будем там присутствовать. Я не знаю, что мне сейчас делать, и как рассказать маме. Я пришла домой минут 20 назад, отпросившись со школы, по причине того, что мне стало плохо. Я не знаю, как рассказать маме о том, что случилось. Я не боюсь, не нервничаю. Мне просто очень жаль, что у нее выросла такая дочь, и ей за меня отдуваться Есть еще одна проблема…один из пятерых, попавшихся вчера — мой «возлюбленный». У нас все взаимно, но мы особо сказать не могу, что встречаемся. Просто ночные переписки с милыми сообщениями, забота друг о друге в школе, помощь с уроками, иногда прогулки, ну и т.д. К чему я это говорю? А к тому, что я по неволе, проболтавшись, сдала его соц.педагогу. Мне сейчас очень стыдно, хотя я понимаю, что скорее всего никто не узнает, что доносчик этой информации именно я.
Да, ситуация, в которой ты оказалась, мне кажется, очень непростой. Интересно получилось, что сначала курение электронной сигареты тебя не заинтересовало, ты даже была категорически против пробовать. Но всё же попробовала. Думая, что очень быстро бросишь, ты почему-то купила все эти штуки для курения и продолжаешь курить вместе с одноклассниками. Вроде бы и не хотела, и не собиралась, но начала и продолжаешь.
Конечно, Вера, это твое право, как быть дальше: курить или не курить, что курить, как часто, с кем. Но дело в том, что до 18 лет ответственность за тебя несут взрослые: твои родители, учителя, соц. педагог, воспитатели в лагере. Их задача беречь здоровье и жизнь детей, которых они воспитывают, интересоваться их делами и увлечениями, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.
Похоже, что в этой ситуации взрослые много чего упустили, не приняли вовремя меры, чтобы помочь детям и получилось так, как получилось. Хоть и поздно, но они всё-таки обнаружили, что дети делают то, что вредит их физическому и психическому здоровью. Ведь давно доказано научными исследованиями, что курение – это вредная привычка, которая портит здоровье и может привести к зависимости. Вера, я вижу, что у твоей мамы выросла дочь, которая понимает и признает, что совершила ошибку, которая хочет говорить правду и не хочет обманывать. Мне кажется, это нормально что ты чувствуешь ответственность за свои поступки. Не только чувствуешь, но и несешь её. Думаю, вполне возможно обо всём об этом поговорить с мамой.
Как бы то ни было, эта ситуация имеет своё не очень приятное для тебя продолжение. Тебе приходится говорить об этом с мамой, присутствовать на КДН, чувствовать, как тебе стыдно и как виновата. Но всё же, здорово, что ты сожалеешь о том, что случилось и размышляешь, как мне показалось, о том, чтобы это исправить
Мои дети учатся в школе в 8 классе. В классе на уроке их одноклассники курят.
Мои дети учатся в школе в 8 классе. В классе на уроке их одноклассники курят электронные сигареты, почти весь класс, кроме моих. Также в школе свободно раздают насвай. Несколько раз мы подходили к классному руководителю и директору школы по этому делу. Никто меры никакие не принимает! Последней точкой кипения было, когда несколько человек пытались резать вены на руках, об этом мы узнали от детей. Школа упорно не хочет выносить спор из избы, даже не сообщает родителям, говорит-не имеем право. Что делать нам,? Имеет ли смысл обращаться в прокуратуру.
Похожие вопросы
Мой ребенок учиться в 8 классе, в его классе одноклассник носит запрещенные вещества в школу такие как насвай водку разбавленную с компотом, сигареты, директор и соц. педагог в курсе дела, но ничего не делают и не предпринимают потому что классный руководитель ходу не дает, нам что делать родителям. боимся за своих детей что нажалуемся и хуже станет,.
Сегодня меня (я мама) вызвала директор школы обвинив моего ребенка в том что он курит и распространяет спас. У него бала электронная сигарета и жидкость для этих сигарет, когда я приехала в школу она заявила что сейчас приедет инспектор отправит все это на экспертизу. Но при этом баночки в пакете были уже у взрослых людей в кабинете а ребенок был на уроке. В результате она при мне начала составлять протокол (директор школы) и вызвала инспектора без моего согласия и даже не слышала когда она это делала то есть перед фактом поставила. Когда я у нее спросила зачем вам все это нужно ребенок из благополучной семьи ему 17 лет мы знаем что он начал курить эти электронные сигареты. Конечно то что он принес их в школу вместе с жидкостью это неправильно но зачем сор из избы выносить и полицию привлекать которая приедет теперь завтра и меня приглашают на беседу. Как будто это я школьница и курила у нее на уроке. Помогите что нам делать?
Моему сыну 14 лет учится в 8 классе частной школы, в классе 6 учеников. Над ним постоянно издеваются одноклассники: посмеиваются, оскорбляют, унижают, даже применяют силу. Никто с ним не общается даже не здороваются. Отит одноклассник настроил всех против него. Директор школы на стороне класса, т.как дружит с родителями этого одноклассника. Что делать? Мой сын уходить из школы не хочет, т.к привык в учителям, есть друзья из других классов. Помогите, как воздействовать на директора и на этого одноклассника?
5 класс. Мою дочь каждый день оскорбляет, щипает и бьёт одноклассник. Классный руководитель знает об этом. Когда с ним беседуют (и его родители), он сваливает всё на неё, якобы он к ней вообще не прикасается, красиво разговаривает, белый и пушистый мальчик. Девочка постоянно жалуется классному руководителю, на что её ответ: Я про него слышать уже не хочу. Меры не принимаются, беседы хватает на несколько дней тишины. Потом его действия становятся более агрессивные. Нас (родителей) не пускают к заучу и директору школы, т.к. этот вопрос должна решить школа, за пределы запрещают выносить. Директор школы баллотируется в депутаты. Ждать, когда одноклассник доведёт до критической ситуации свои действия (они и так уже за рамки заходят), я не могу. Что предпринять?
Мой сын в 6 классе. Весь 5 класс классный руководитель пыталась перевести его в другую школу. Постоянно пишет замечания в дневник. Даже в воскресенье (когда учились 21) умудрилась написать, что ребенок пришел без формы.. А вчера в электронный дневник поставила сразу 3 2.Как быть ребенок не хочет посещать уроки математики?
У нас в 7 классе сложилась удивительная ситуация, Появилась девочка-подстрекатель, которая на уроках постоянно пересекается с классным руководителем в следствии чего пол урока уходит на унижение учителя и многих неугодных ей учеников перед всем классом, козыряние своими правами, внушает классу идею замены классного руководителя. Наши дети почему то боятся ее но крайне обеспокоены этой ситуацией и постоянно на нее жалуются родителям. Мама этой девочки совсем неконтактный человек с ей много раз пытались поговорить на что она отвечает, что ее девочка находится в том возрасте когда может решать сама свои проблемы, в жизни класса не участвует, а на классные собрания не приходит. Хочу уточнить, что эта девочка к нашей школе не имеет никакой привязки, она из другого района. Классный руководитель у нас молодая учительница, которая пытается организовать наших подростков, добрая, отзывчивая девушка. У нас дружный класс пока эта девочка отсутствует в школе. Родители нашего класса хотят избавить класс от данной девочки подскажите пожалуйста как нам правильно это сделать с точки зрения закона.
Произошла такая ситуация. В школе моей сестре стало плохо. Никто из преподавателей не обратил на это внимание, пока одноклассники сестры не стали подходить и говорить об этом. Затем вызвали скорую, но её долгое время не было. Опять же,никто из преподавателей не принял никаких мер (Поликлиника находилась в 5 минутах от школы). Маме на работу дозвонились одноклассники сестры, у классного руководителя не было! Номера тел. На момент приезда скорой (через 1 час 15 мин) сестра посинела и уже не могла дышать, её еле откачали. Оказался аллергический приступ. Причину выяснили только к вечеру (одноклассник принёс в класс Эл. Сигарету и мальчики курили её в помещении) Классный руководитель знала об этом, но скрыла этот фак от моей мамы и врачей скорой помощи. Далее не было предпринято никаких мер (не проведения родительского собрания, ни элементарного интереса руководства школы о состоянии здоровья). Можно ли привлечь к суду школу и классного руководителя за неоказание помощи человеку, находящемуся в предсмертном состоянии и сокрытие информации необходимой для лечения. На данный момент родители вынуждены покупать дорого стоящие лекарства. Также врач предупредила, что данный приступ может послужить разводим астмы у ребенка.