молчание всегда наполнено словами что это значит
Молчание всегда наполнено словами.
Молчание всегда наводит на раздумья,
На мудрый разговор с самим собой,
В минуты всепрощенья и в приступах удушья
Подарком дарит приз, вираж крутой.
Молчание всегда наполнено улыбкой,
Скрывается там грусть и шрам судьбы,
Сакральная молитва и вера в ноте зыбкой,
Аккорды и сердечные лады.
Молчание всегда наполнено надеждой
И верой только в лучшее, в весну,
Там ангел ищет сказку под солнечной одеждой,
Дорога мечтой в небо, в красоту.
Молчание таит в себе души контрасты,
То белое, то чёрное пестрит,
Посылы нежной лиры, конечно, не напрасны,
Души и сердца огненный магнит.
Молчание всегда подчёркнуто мерцаньем,
На поле райском алая заря,
Порою грустью светлой и ангельским страданьем,
За окнами танцуют тополя.
Молчание прописано порой как исцеленье,
Как золото из самых древних книг,
Измученному сердцу магичное спасенье,
В молчании таится громкий крик.
Молчание как таинство, парад небесных мыслей,
Вдруг двери открываются навстречу новым жизням,
Молчание как благо, награда для души,
Лиричная отрада творить добро в тиши.
В молчании все клады кармического братства,
А облака из ваты, чтоб мягко улыбаться.
Молчание всегда наполнено словами,
На карте города и свет над куполами,
В молчании вся правда и божеская суть,
Закон святого гранта, чтоб вечность всю вернуть.
Молчание
И лишь молчание понятно говорит… /В. Жуковский/
Высшим выражением счастья
или несчастья является чаще
всего безмолвие.
А.Чехов
Молчание всегда наполнено
словами.
М. Павич
Речь – удел человека; молчание –
удел Бога…
Т. Карлайл
Преодолев молчание, что длилось девять месяц в немоте, мы с криком входим в этот мир. И через многие годы уходим в молчание, бесконечное, до скончания веков. «И на устах его печать».
Однако можно согрешить против истины, если не сказать, что молчание всё же сопровождает человека по жизни. При этом у неё обнаруживаются достаточно разные модальности. То она признак того, что робеет человек в проявлении себя, в обозначении своей позиции. То некая тайна сковывает его уста. То немеет он пред ликом дивной красоты или пред явлением высокого духовного идеала. То довлеет над ним жестокий и властный запрет на свободное слово и мысль. То некая отрешённость и безразличие сковывает его уста. То не находит он нужных слов, тех слов, что были бы адекватны его мыслям и чувствам. «Бедна у мира слова мастерская. Где нужное взять?» То возникает у него потребность уйти в себя, в свои долгие и трудные размышления о себе и о мире, в котором длится череда его дней.
Лики молчания то тут, то там глядят нас со страниц поэтических сборников, ведя с нами метафизический диалог. Вот Эдгар По размышляет о двойственном молчании.
Есть двойственное и цельное молчание,
Души и тела, суши и воды.
И хочется продолжить: души и моря, души и неба, души и глади речной, души и сельского простора, души и горных высей, души и солнечного заката, души и лунного следа по водной глади, души и мерцающей вязи городских огней в ночной дали.
И далее поэт утверждает, что это есть «молчание жизни, неотвратимое». Молчание созерцания, постижения тайны, разлитой в природе, в наблюдаемом мире. Молчание, вдохновляющее на высокий полёт духа или приводящее к горестному осознанию предельности человеческой жизни. И вечернее молчание одиночества.
В этом плане совершенно ясны призывы музы Вячеслава Иванова.
Откроем души голосам
Неизречённого молчанья!
И там же
Души глубоким небесам
Порыв доверим безглагольный.
Именно в таком молчаливом устремлении в небеса открылось Канту «звёздное небо над головой», как божественный духовный императив.
В русской поэзии лики таких «безглагольных порывов» представляют собой весьма впечатляющую галерею. Их образы теснятся, множатся, манят и приводят ум в некоторое смятение и даже оторопь. Его будоражит парадокс: среди столь великого многообразия жизненных явлений и проявлений человеческой натуры поэт почему-то останавливает своё внимание на молчании, которое по сути своей совершенно несодержательно, неинформативно, безыскусно и отчуждённо. В нём, в молчании, кажется, нет ничего для поэтического вдохновения или для полёта чувственной фантазии.
И здесь стоит вспомнить странное стихотворение швейцарского поэта О. Гомрингера, которое он опубликовал в 1953 году.
молчание молчание молчание
молчание молчание молчание
молчание молчание
молчание молчание молчание
молчание молчание молчание
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Страстным рефреном к этим строкам звучит призыв В. Иванова:
Откроем души голосам
Неизречённого молчанья!
……………………………
О, предадим порыв безвольный
Души безмолвным небесам!
Что выспрашивают, что хотят понять в молчании небес те, кому подвластна магия поэтического слова?
Может быть, обретения гармонии, о которой помышляет лирический персонаж Д. Мережковского?
О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.
Или ночная тишь, она же молчание, вкупе со звёздным небом открывает дорогу к обретению высшего смысла, к обретению всеобщности Бога?
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, – в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал – и не знал;
Ещё не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, –
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты – мир.
Ты – всё. /Д. Мережковский/
И мнится другому поэту, что «молчание неба над нами» есть «горящий безмолвием стих».
Не стих а поэма, о том, что лазурность
Всё видит, всё знает, всегда глубина,
И молча твердит нам: «Безбурность. Безбурность.
Я лучше, чем буря. Я счастия сна». /Бальмонт/.
На протяжении долгого времени создавалось мозаичное поэтическое полотно, передающее трагическую картину мира человеческого бытийствования, находящегося во власти вседавлеющего молчания. Вот лишь малый фрагмент его.
«Немеет небо, земля в молчаньи» /Блок/.
«Онемело время» /Балтрушайтис/.
«Душа молчит» /Блок/.
«Молчание стоит, подобно зною» /Инбер/.
«Молчание. Недвижность. Темнота. На зов души как пустота ответит!»
/Бальмонт/.
«Весь мир одно молчание полночное, армады звёзд и мёртвая вода: предвечное, могильное, грозящее созвездиями небо» /Бунин/.
«Быть паузой – тяжкая мука» / Шехман/.
«Молчанием загажен, безмолвен Космос» /Цветков/.
«Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно…»
/ Брюсов/.
«И обессиленно безмолвствует искусство» /Жуковский/.
Эта удручающая картина атомарности общества, одиночества личности в социальных стратах, нахождения её вне жизненно важных коммуникационных опосредствований – и есть та дань, которую обильно собирает молчание. Атмосферу этого драматического состояния весьма личностно прочувствовал И. Бродский.
Душа моя безмолвствует внутри,
безмолвствует смятение в умах,
душа моя безмолвствует впотьмах,
безмолвствует за окнами январь,
безмолвствует на стенке календарь,
безмолвствует во мраке снегопад,
неслыханно безмолвствует распад,
в затылке нарастает перезвон,
безмолвствует окно и телефон,
безмолвствует душа моя, и рот
немотствует, безмолвствует народ,
неслыханно безмолвствует зима,
от жизни и от смерти без ума.
В молчании я слышу голоса.
Безмолвствуют святые небеса,
над родиной свисая свысока.
Юродствует земля без языка.
Конечно, весьма органично вплетаются в это переплетение состояний поэта строки из песни Б. Гребенщикова.
Я родился сегодня утром,
Ещё до первого света зари.
Молчание у меня снаружи,
Молчание у меня внутри,
Я кланяюсь гаснущим звездам,
Кланяюсь свету луны,
Но внутри у меня никому неслышный звук,
Поднимающийся из глубины.
Этот неслышный ещё звук мог бы превратиться потом в песню, в стих, в признание в любви. В крик протеста. Но В. Цой весьма определённо обозначает точку в конце этого движения.
В тамбуре холодно, и в то же время как-то тепло,
В тамбуре накурено, и в то же время как-то свежо.
Почему я молчу, почему не кричу? Молчу.
На вопрос о причинах возникновения молчания в обществе, вынужденного молчания, поэты дали исчерпывающий ответ.
В невидимом зареве
из распылённой тоски
знаю ненужность как бедные знают одежду последнюю
и старую утварь
и знаю что эта ненужность
стране от меня и нужна
надежная как уговор утаённый:
молчанье как жизнь
да на всю мою жизнь
Однако молчание – дань. /Айги/
Однако неожиданная и безапелляционная декларация М. Цветаевой
позволяет взглянуть на феномен молчания в поэзии с иной стороны.
Рай – это где
Не говорят!
Волнующие моменты молчания любви и есть явление подлинного рая для двух сердец. Как удивительно ёмко написал об этом состоянии Элюар.
Путь молчания
От моих ладоней к твоим глазам
И к твоим волосам.
И не менее проникновенные строки находим у М. Алигер, где молчание является неким итогом чувственной близости любящей пары, неким аккордом благостной радости и истовой надежды.
В этом её пространном манифесте о природе своего поэтического творчества видятся несколько разнокачественных состояний молчания.
Молчание поэта. В нём с великой трудностью изыскиваются нужные слова. Их убедительность должна состоять в том, чтобы в момент их произнесения всё молчало. Молчание аудитории, им внимающей, погрузившейся вслух, в молчание внимания. Но и этого мало поэту. Молчание отдельного человека – вот что ему нужно Ведь после чтения в таком молчании должно возникнут молчание в сознании отдельной личности, находящейся в ощущении послевкусия от смыслов и чувств услышанного стиха. Если в этом молчании у него возникнут собственные чувства и переживания, индуктированные в какой-то мере услышанным, только тогда явится миру поэзия.
Поэзия – это молчание,
которое звучит,
когда последнее слово сказано.
И место звучания этого молчания – душа и сердце поклонника поэта.
Отсюда и высокий уровень требовательности к поэтическому слову. В помощь в борьбе с «неверным» словом может быть призвана библейская одухотворённость, как И. Бунина, где молчание и есть замена ничтожному слову.
Он повелел зажечь лампаду,
Иссечь на камне знак Креста —
И тихо положил преграду
На буйные мои уста.
Так, господи! Ничтожным словом
Не оскверню души моей.
Очевидно близка к этим строкам страстная молитва В. Брюсова о даровании молчания поэту.
Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!
…………………………………
В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!
Убежденно вторит им З.Гиппиус, понимая всю взрывную силу слов, неосторожных и пристрастных.
Сегодня ещё дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешённой битвы
Нужно целомудрие молчанья.
Потребность в чистоте слова испытывал и О. Мандельштам. Для него таким родником, как это не странным не показалось, тоже было молчание. Но особого рода молчание
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Первоначальная немота – это состояние только что рождённого мира, ребёнка, Афродиты из пены морской – невинности и красоты, ещё не находящихся в путах правил и условностей житейского опыта.
Ужель потребность в молчании столь всеобъемлюща? Однако нет. Отрезвляющим диссонансом звучит вывод М. Шехтмана.
Я себя утешаю: молчание необходимо!
Ведь недаром прекрасно немое отчаянье мима,
И затишье заката, и ночь, где ни ветра, ни звука.
Ах, не верьте, не верьте! Быть паузой – тяжкая мука.
И что мудрость в молчанье – вы этому тоже не верьте,
Потому что звучать – есть отличие жизни от смерти,
Потому что иначе идти невозможно по краю!
И тут же категорически возражает сетевой автор.
Слова, слова…ну, что им за цена.
всего и надо – пять минут молчания.
и обретёт вдруг немота звучание.
и многословна станет тишина… /Лапшин/
Понятно, что противостояние молчания и звучащего слова не имеет своего предела. Оно будет длиться и длиться, порождая всё новые поэтические образы и чувства.
Цитаты про молчание, фразы и высказывания о молчании
Молчание всегда наполнено словами.
Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны.
Не спеши молчание нарушить… Говоря ненужные слова… Если ты желаешь слышать душу… Посмотри внимательно в глаза.
Громче всех лают дворняжки. Молчаливость и выдержка — признак породы.
она протягивала ко мне руки,
-а я?
я не зная, как их взять,
ломал ей пальцы своим молчанием.
Иногда хочу высказать всё, что чувствую, о чём думаю, но вряд ли это приведёт к чему-то хорошему, поэтому и молчу.
Не верь тому, кто говорит красиво, в его словах всегда игра. Поверь тому, кто молчаливо, творит красивые дела.
Не нужно принимать молчание за игнорирование, спокойствие за бездействие, доброту за слабость. Сенека
Если тебе ответили молчанием, это еще не значит, что тебе не ответили. Сократ
Иногда мы молчим, не потому что нам нечего сказать. А потому что хотим сказать намного больше, чем кто-то сможет понять…
Если человек не понимает вашего молчания, едва ли он поймет ваши слова.
Хоть и не ново, я напомню снова:
Перед лицом и друга и врага,
Ты – господин несказанного слова,
А сказанного слова – ты слуга.
Омар Хайям.
И молча можно по кому-то безумно скучать.
Родственные души разговаривают молча. Чужие, даже произнося слова, молчат. Тхиен Зуен
Болтливый человек — это распечатанное письмо, которое все могут прочесть.
Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой — ради другого.
Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения.
Тишину можно вынести, только когда ты счастлив или спокоен.
Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного.
Молчание — не всегда признак спокойствия. Иной раз оно означает смятение духа.
Когда у вас нет серьезных доводов для возражения, лучше ничего не говорите. Слабая защита лишь увеличивает силы противника, а молчание меньше вредит, чем неумелый ответ.
С тем, кто молчит, — молчат; с тем, кто рассказывает все, — тоже молчат.
Пока я храню молчание, я не даю согласия.
Пыль мертвых слов пристала к тебе. Омой свою душу молчанием.
— Молчание иногда сближает людей больше, чем разговоры.
— Когда женщина, которой есть что сказать, молчит, тишина оглушает.
Слушать — это вежливость, которую умный человек часто оказывает глупцу, но на которую этот последний никогда не отвечает тем же.
Молчанье — щит от многих бед,
а болтовня всегда во вред.
Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику.
В ответ визгливым крикунам мы благородно промолчим.
Молчание есть лоск дураков и хитрость мудреца.
Самая жестокая ложь часто говорится молча.
Молчание – наиболее совершенная форма выражения презрения. Нам станет очень весело, как только вам надоест веселиться.
Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди. Даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир откроется тебе, он не может иначе.
Молчание всегда наполнено словами что это значит
Есть тишина, которая кричит.
В ней всё, от радости и до печали.
Мы думаем, что человек молчит…
Есть много слов безмолвных… Вы не знали?
Не каждый может душу услыхать,
Почувствовать её настрой и гаммы.
Она смеяться будет и рыдать,
Сбивая все известные программы.
Не каждый может высказаться вслух,
Не потому, что говорить не мастер.
Но чаще, тот кто рядом, просто глух,
Не чувствует души и беспристрастен.
Но иногда и лучше, что молчит…
Ведь души очень разные по сути.
Одна от боли, радости кричит…
В другой, со злобой, распятые люди.
И выражение: — «ЧЁРНАЯ ДУША»,
Придумано в народе не напрасно.
Такие есть, скажу вам не греша…
Да это не секрет — предельно ясно.
Есть тишина, которая кричит…
И в ней всего намешано в избытке…
Одна любовью, светом одарит…
Другая к доброму не сделает попытки.
Молчание. А иногда там просто, боль
О той которой.. и не скажешь
И многие не знают даже
Что ты играешь эту роль
Счастливого.. Одев улыбку
Так принемаешь новый день
Так чтобы, не отбросить, тень
Не дать понять, что всё так.. Зыбко
Что неустроенно. но всёж
Ты закрываешь смехом раны
Ведь боль тебе не покарману
В жестоком мире. Где, Живёшь!!
Что означает выражение: «Молчание всегда наполнено словами»?
Молчание-это тоже ответ, реакция, только без слов.
Как сказал один известный человек: созерцание важнее чем действие. Иногда в жизни молчание значит больше чем слова.
Это всегда интереснее и сложнее. Потому
что заставляет размышлять, изучать, наблюдать. Что стоит за молчанием.
Оно интригует. Когда произнесено, уже не так любопытно. Ведь есть же мнение, что вопрос более интересен чем ответ. Так и здесь, молчание может быть более многозначительным, чем то, что будет произнесено.
Тут главное правильно прочитать молчание, понять, что за ним. Это момент исследования мыслей другого, о чем он думает. Если угадал, можно поставить себе плюс, что ты разбираешься в людях. Если нет, то простор для анализа и размышлений.
Так сказать вызов. И процесс разгадывания молчания, узнавание человека может быть более увлекательным, чем если бы было сказано и понятно с самого начала.
В разговорах особенно пустых больше теряем, а в молчании приобретаем, становимся внимательными, наблюдательными, улавливаем энергетику, ауру человека.
С годами ценю молчание больше. Наверно, потому что мама была немногословной, но в этом ее молчании было много значимого и настоящего, ценного и полезного для жизни.
Очень хорошее выражение, которое сродни
я промолчу «наполненная словами» при ситуациях когда:
извините за краткость.
Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века, написал эти строки в своем произведении «Триумфальная Арка». Произведение о Франции перед второй мировой войной, о немецком хирурге, работающем во Франции, куда он сбежал из Германии после пыток.
О любви в такое непростое время.
Эту фразу Равик, главный герой, посвятил своей возлюбленной, Жоан Маду, которая впоследствии погибла.
Понятное дело, что применяется сие выражение, когда вы не знаете заранее исхода события, и во что-то ввязываетесь, рискуете.
Когда человеку говорят, что он тяжелее ложки ничего в руках не держал, имеют ввиду, что этот человек не приспособлен к физическому труду, к поднятию тяжестей.