молдаване что за народ

Молдаване

Самый крупный из народов юго-западной окраины СССР — это молдаване, единственный из народов романской группы на нашей территории. Они составляют основное население Молдавской ССР, одной из союзных республик, образованной в 1940 г.

Численность молдаван, по последним предвоенным данным, около 1,5 млн. Расселены они преимущественно между Днестром и Прутом, в Бессарабии, занимая главным образом центральную часть этой исторической области, а также на левобережье Днестра — в Тираспольском, Слободзейском и Дубосарском районах. За рубежом молдаване живут в северной части Румынии — в Молдавии, а также в Трансильвании. Но вопрос об отношении молдаван к румынам нуждается в особом объяснении.

Румынское государство образовалось в 1859 г. из слияния двух так называемых «Дунайских княжеств» — Валахии и Молдавии. До этого не существовало и румынской нации, а слово «румын» не имело этнического значения: оно означало нечто вроде «простых людей, крестьян». Этнически существовали валахи и молдаване, два народа, близкие между собой по языку и культуре, но все же во многом различные. После создания Румынского государства начал постепенно распространяться термин «румын» в смысле нации. Молдаване, находившиеся на территории России (в Бессарабии), не вошли в состав румынской нации.

Этногенез

Вопрос о происхождении молдавского народа тесно связан с вопросом о происхождении румын-валахов. На этот счет существует целая литература, но до сих пор проблему нельзя считать до конца разрешенной. Полемика о ней велась и прежде главным образом между румынскими учеными, с одной стороны, и венгерскими и немецкими — с другой, и полемика эта порой делалась довольно острой, ибо к ней примешивались политические интересы — вопрос о правах на Трансильванию.

Румыны, как и молдаване, являются одним из романских народов и обычно рассматриваются как прямые потомки древнего дако-фракийского населения, которое было романизовано римскими колонистами, поселенными при императоре Траяне в завоеванной им провинции Дакии — на территории теперешней Румынии. Однако именно вопрос о преемственности между этими древнефракийскими романизованными поселенцами Дакии и современными валахами и молдаванами и вызывает разногласия. По этому вопросу наметились две главные точки зрения, друг друга исключающие. Одна из них сводится к признанию непрерывности пребывания романского населения в Дакии. Эта точка зрения была высказана еще в XVIII в. историком Тунманом и поддерживалась главным образом румынскими учеными — Ксенополем, Ончулом, Денсушану, Иоргой, Барбулеску и др. По мнению этих ученых, оставление римлянами в конце III в. (при Аврелиане) Дакии не означало ухода оттуда всех римских элементов, которые там остались и прямыми потомками которых и являются современные румыны. В противовес этой точке зрения «непрерывности» была еще в том же XVIII в. выдвинута (Зульцером) «теория прерывности», согласно которой римское и романизованное население Дакии в эпоху варварских нашествий совершенно исчезло. Оно удержалось только в более южных местностях, в Мизии, Фракии и Иллирии. Там-то и сформировалась позднейшая румынская народность. Лишь гораздо позже, когда прекратились набеги степных кочевников, т е. после XIII в., румыны начали вновь заселять свою теперешнюю территорию, а также Трансильванию, где, таким образом, румыны являются не более поздним элементом, чем венгры, пришедшие туда еще в IX в. Эту «теорию прерывности» особенно обстоятельно развил немецкий историк Рёслер (1871 г.). Однако она вызвала серьезные возражения не только со стороны румынских ученых, но и некоторых других. В новейшее время в этот затянувшийся спор внесено гораздо больше ясности, благодаря, во-первых, ценным работам румынского (молдавского) историка Александра Филиппиде
(1925-1928 гг.), а во-вторых, исследованиям советских ученых.

Филиппиде в своем капитальном труде «Происхождение румын» сумел избежать односторонности обеих боровшихся точек зрения и взял положительные стороны той и другой. На основании изучения всех доступных исторических источников, а также данных лингвистики он пришел к выведу, что процесс формирования румынской народности происходил на большой территории и к югу и к северу от Дуная; в эпоху переселения народов северная часть этой области была занята варварами, но уже с VII в. предки румын вместе со славянами начинают вновь ее заселять. Продвижение с юга на север, через Дунай, шло двумя потоками: один направлялся через Банат и Трансильванию, а оттуда за Карпаты, в Буковину, Молдавию и Бессарабию; другой поток шел восточнее — в Валахию и юго-восточную часть Трансильвании. Эти два потока дали начало двум народностям — молдаванам и валахам. Районы этой новой романской колонизации, однако, не были безлюдными: в них сохранялись остатки еще древнего романского населения, которое и смешалось с пришельцами. Взгляды Филиппиде нашли себе широкое признание и подтверждаются работами других исследователей.

Много ценного внесли в эту проблему исследования советских ученых, особенно М. В. Сергиевского и С. Б. Бернштейна. Используя положительные достижения зарубежной науки, советские ученые ставят вопрос на строго историческую почву. Они вскрывают всю сложность процесса этногенеза; в частности, советскими учеными обнаружено наличие еще одного этнического компонента в формировании восточных романцев — кельтского. Очевидно, фракийское население еще с IV в. до н. э. подверглось в сильной степени кельтизации (отсюда и название валахи, волохи, влахи: кельтский этноним). Впоследствии романизация этого населения совершилась легко ввиду близости кельтских языков к латинскому.
Установлена также большая роль славянских элементов в формировании румынского народа, что, правда, отмечалось и некоторыми зарубежными учеными. Важно отметить, что, судя по данным диалектологии и топонимики, здесь участвовали не одни и те же славянские группы: среди валахов прослеживается наличие южнославянского (болгарского) элемента, а среди молдаван—восточнославянского (украинского). М. В. Сергиевский (1936 г.) очень хорошо показал, основываясь на данных диалектологии, самостоятельное положение молдавского языка среди румынских диалектов, близкую связь его с диалектами Трансильвании, а также выяснил историю продвижения молдаван на восток, за Днестр: на левом берегу Днестра они появляются только в XVIII в.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Пастух-молдаванин (Бессарабская губ., начало XX в.)

И в языке и во всей культуре молдаван очень сильны восточнославянские элементы. Они объясняются прежде всего исконной исторической общностью, участием славянского элемента в самом формировании молдавского народа, но отчасти и тем, что молдаване на протяжении последних столетий, особенно когда в 1812 г. Бессарабия вошла в состав Русского государства, жили в тесном общении с украинцами и русскими. Молдавский язык, хотя и романский по происхождению, переполнен славянизмами: в разговорной речи молдаванина насчитывается 40—50% славянских слов или корней. Кстати, и в Молдавии и в Валахии до XVII в. литературным языком был церковнославянский, на нем же совершалось и богослужение. В материальной культуре молдаван, как мы дальше увидим, очень много общего с украинцами.

Хозяйство и материальная культура

Основу хозяйства молдавского населения составляет земледелие. В северной и южной части Молдавской ССР преобладают полевые культуры — особенно кукуруза и пшеница, в средней, холмистой части — виноградники и сады. Земледельческая техника сходна с южноукраинской. Ремесла и другие неземледельческие занятия слабо развиты, кроме домашнего прядения, ткачества и ковроделия, а также бондарного производства, связанного с широко распространенным виноделием. Крупная промышленность в прошлом почти отсутствовала; в советский период создан ряд фабрик и заводов, оснащенных передовой техникой.

Молдавское крестьянство было прежде в большинстве бедно; главной пищей служила обычно «мамалыга» — круто сваренная кукурузная каша, которую можно резать ножом. Она заменяла хлеб, ее ели с творогом, с маслом. Пшеничный хлеб был мало кому доступен. Широко употребляются разные овощи, из которых варится борщ, с большим количеством перца, составляющего излюбленное кушанье, а также арбузы, дыни, тыквы, орехи. Из молочных продуктов больше всего едят брынзу. Масло прежде употреблялось лишь зажиточными. Обычным напитком служит самодельное виноградное вино.

Молдаване живут большими селами преимущественно разбросанного типа. Особенно крупны они в средней части Бессарабии, в лесисто-холмистых «Кодрах», а также на левобережье. Это — результат того, что в прошлом сюда бежало население, спасавшееся от турецко-татарских набегов.

Техника постройки крестьянского дома одинакова с южноукраинской. Преобладают глинобитные и саманные (глина с соломой) постройки. Прежде были и плетневые дома, обмазанные глиной. Местами, как например в Дубосарском районе, строят из камня. Крыша обычно черепичная или камышовая; в первом случае чаще двускатная, во втором — четырехскатная. Пол земляной или глинобитный. Планировка дома, как и у восточных славян, — трехраздельная, развившаяся из более раннего двухраздельного плана, вход в дом посредине длинной стены, в сени (тиндэ), откуда открываются две двери — направо — в жилую комнату (камара) с печкой, налево — в горницу (каса чей маре), летнее помещение без печи и часто без всякой обстановки. Отличие от восточнославянской планировки заключается прежде всего в том, что печь обычно (по крайней мере в левобережной Молдавии) топится из сеней; другое отличие — в отсутствии «красного угла», вместо которого считалась почетной восточная стена комнаты. В домах Бессарабии часть жилой комнаты нередко отделяется печью и превращается в кухню. Характерно очень низкое положение устья печи. Вдоль стен — неподвижные лавки, как и в восточнославянском жилище.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Дом молдавского колхозника

С 1947 г. в колхозах Молдавии развернулось широкое жилищное строительство, во многом меняющее традиционный быт молдавского крестьянина.

Национальная одежда молдаван тоже напоминает украинскую, но с некоторыми особенностями. Основу женского и мужского костюма составляла длинная домотканая белая рубашка туникообразного покроя, у женщин с вышивкой по подолу, рукавам и груди. Мужчины носили длинные и узкие белые штаны из холста, с красным поясом, а верхней одеждой служит «кьептар» — суконный жилет темного цвета, а зимой еще овчинный тулуп «кожок» с прямой спиной, подпоясываемый. Для девушек и женщин верхней одеждой служили широкая юбка и кофта; прежде обычно надевали по 2—3 юбки и кофты одна поверх другой. Девушки на выданье носили на бедрах особый треугольный платок углом вниз, заботливо следя, чтобы кончик его приходился строго посередине спины: от этого зависела хорошая репутация девушки. Головной убор для девушки — платок, зимой теплый, для замужней женщины в прошлом — особый сложный головной убор «кырпэ» из нескольких частей, сходный с южнорусской «сорокой». Обувью служили зимой сапоги, летом оба пола ходили босиком. В настоящее время старый национальный наряд редко где сохранился.

Исторические особенности общественного быта

В общественном быту отмечены черты патриархального уклада семьи. Строго соблюдалось почтение к старшим, которых младшие члены семьи называли обязательно на «вы», целовали руки. Жена к мужу обращалась тоже в почтительной форме. Однако женщина в семье и прежде занимала довольно независимое положение. Характерен бытовавший еще в XIX в. обычай, по которому мать новорожденного ребенка получала особые привилегии в день родов, и муж должен был ей во всем повиноваться. Это какой-то пережиток матриархата. Сейчас в колхозных семьях установилось равноправие полов.

В прошлом в Бессарабии господствовало, как и в других областях дореформенной России, крепостное право, но с некоторыми особенностями. Крестьяне-общинники издавна считались в Молдавии лично свободными, однако еще в средние века расхищение «боярами» общинных земель (XIV—XVII вв.) привело к фактическому закрепощению большей части крестьян («царанов»): они были обложены тяжелыми барщинными повинностями и оброками в пользу бояр. Переход части Молдавии (Бессарабии) под власть России в 1812 г. не изменил положения царанов. Они продолжали считаться лично свободными, но своей земли не имели, а за пользование «боярской» и монастырской землей несли тяжкие повинности. Крестьянская реформа прошла в Бессарабии в 1868 г., но фактически на крестьянах оставалось гнетущее бремя повинностей.

Бывшие помещичьи и монастырские крестьяне—цараны—составляли около 70% всего населения Молдавии. Кроме них, была еще прослойка-«резешей» (их было всего около 10% всего населения). Это были крестьяне на бывших общинных землях, не захваченных феодалами; но на резешских землях селились и выходцы из разных других сословий, поэтому состав резешей был пестрым.

Существовали и промежуточные классовые и сословные группы, стоявшие выше крестьян: «рупташи» — выходцы из духовного сословия, «мазылы» — низшее чиновничество; еще выше были «боеринаши» — мелкопоместное и служилое дворянство. Царское правительство приравняло (1847 г.) боеринашей к личным дворянам, рупташей и мазылов — к русским однодворцам.

Сохранение этих остатков средневековых сословий характерно для социального строя досоветской Молдавии.

В эпоху капитализма из крестьянской среды выделилась кулацкая верхушка. Беднота была в чрезвычайно тяжелом положении.

Сельской общины у молдаван не сохранилось, но следы ее бытовали до недавнего времени. Одним из них был обычай «клаки», соответствующий русским «помочам»: все должны были помогать односельчанину при постройке дома или в случае других надобностей. Этим обычаем пользовались, как и у русских, кулаки, заставляя бесплатно работать на себя односельчан.

С победой колхозного строя все виды классового гнета в Молдавии ликвидированы.

Религиозные пережитки

Молдаване — православные. Но наряду с православием у них, как и у других народов, сохранялись остатки более древних верований, очень близких к восточнославянским: вера в домового, русалок, нечистую силу, многочисленные приметы, гаданья, земледельческие, семейные и прочие обряды.

Народное творчество и культурное развитие

Молдавский фольклор богат и разнообразен. Сохранилась обрядовая поэзия — свадебные песни, колядки и т. п. Очень интересны лирические песни — «дойны», главным образом женские, проникнутые обычно грустным настроением. Известны и эпические песни — о героях-гайдуках, защитниках угнетенного народа, боровшихся с боярами-помещиками. Очень красивы молдавские народные танцы.

Молдаване — народ старой культуры, которая складывалась под прямым влиянием Византии и соседних славянских народов. Особенно велико было влияние славянской культуры. Вплоть до XVII в. старославянский язык был в Молдавии языком церкви, официальных документов и литературы. С XVI в. появляются первые документы и книги на молдавском языке. Формируется литературный молдавский язык, обогащенный многими славянскими корнями. Во 2-й половине XVII в. он становится государственным и церковным языком. Графика оставалась славянской. Литература, искусство, наука Молдавии развивались и в дальнейшем под сильным русским и украинским влиянием. Со своей стороны некоторые деятели молдавского происхождения играли видную роль в культурной жизни России (Николай Спафарий, Дмитрий Кантемир, Антиох Кантемир).

Однако культурный уровень основной массы молдавского народа, задавленного крепостническим и капиталистическим гнетом, до самой революции оставался низким. Около 90% молдаван были (1897 г.) неграмотными.

Этот культурный уровень чрезвычайно повысился в советские годы: сначала в левобережной Молдавии (где Советская власть установилась сразу по окончании гражданской войны), позже — и в правобережной (воссоединенной в 1940 г.). В Молдавии насчитывается около, 2 тысяч начальных и средних школ. Неграмотность ликвидирована. Имеется 9 высших учебных заведений, много техникумов. Работает несколько сотен клубов и домов культуры. В Кишиневе есть национальный театр, где ставятся спектакли классического репертуара и пьесы молдавских драматургов.

Создан Молдавский филиал Всесоюзной Академии наук, ведущий работу по всестороннему изучению республики.

Источник

Румыны, молдаване это цыгане, славяне?

Румын, молдаван и цыган часто путают из-за некоторого внешнего сходства. Но каждый из этих народов прошел свой путь. Румыны и молдаване имеют общего предка, а цыгане живут во многих странах мира, не имея родного государства. Несмотря на это, всех их роднит жизнерадостность, любовь к танцам и песням и отличное гостеприимство.

История происхождения румын и молдаван

Вопрос о происхождении румын до сих пор остается одним из самых спорных в современной мировой историографии. Существует версия, что румыны произошли от балканского народа. Его язык имел общие черты с албанским языком. С наступлением новой эры этот народ подвергся романизации.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народКарта Румынии в древности

Место формирования румынского народа – южные области берегов Дуная. Румыны эмигрировали из этих мест в XII – XIII вв. в Трансильванию, где к тому времени жили венгры.

В конце XVI в. в части Трансильвании, населенной румынами, и в Валахии оформился валашский язык. Со временем он обрел статус государственного в Валахии и Молдавии. В XIX в. (1859 г.) произошло объединение этих двух областей в государство, находившееся тогда под османским влиянием, – Объединенное княжество Валахии и Молдавии.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народРумынские женщины в национальных одеждах. Фото

После русско-турецкой войны оно обрело независимость и название Румыния. После русско-турецкой войны 3 марта 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор, согласно которому утверждалась независимость Румынии.

В декабре 1861 г. была выдана прокламация, по которой официально утверждалось образование Румынского национального государства. Завершающим этапом формирования румынской нации стало присоединение к Валахии и Молдавии в 1918 г. Трансильвании.

Молдаване, как нация, сформировались немного позднее, чем румыны. Этот процесс охватывает период XIV – XVI вв. Он происходил на территории тогдашнего Молдавского княжества (сейчас это Молдавия и часть современного Румынского государства – Западная Молдова). Население, проживавшее на западе Молдавского княжества, после 1859 года вошло в состав румынской нации.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народМолдаване

Румынский и молдавский языки входят в группу восточно-романских языков, тогда как цыганский язык имеет индийские корни и относится к индоарийской группе индоевропейских языков.

Румыны – это цыгане, как иногда ошибочно полагают. Цыгане – это кочевые этнические группы, впервые появившиеся в Европе в Средние века. Несмотря на наличие множества названий, они сами предпочитают называться ромами, что в переводе означает «человек».

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Считается, что их язык, отличающийся самобытностью, уходит корнями в санскрит. Но многие вопросы становления цыган до сих пор будоражат умы ученых.

В начале ХІ в. началась миграция цыган из северо-западной части Индии вследствие вторжений туда приверженцев ислама. Постепенно большинство этого кочевого народа продвигалось все дальше на запад, дойдя в ХІІІ в. до юго-востока Европы. На Балканах цыгане оказались в ХІ в. Часть цыган двигалась на восток – в район современной Армении и Восточной Турции.

Цыгане, пришедшие в Валахию и Молдавию, благодаря своему умению обрабатывать металлы оказались нужными ремесленниками, и их использовали как рабов. Постепенно они утратили свой язык и стали говорить на румынском.

Румыноговорящих цыган можно встретить на Балканах, в Венгрии и странах Западной Европы. Те, кто работал на полях, сохранили много своих традиций, их речь представляет собой близкородственные диалекты (влакс, влач), в которых прослеживается большое влияние румынского языка.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Молдаване как нация сформировались путем смешения восточных славян и балкано-романского народа. В ХІІ в. в Восточном Прикарпатье начался процесс этнической ассимиляции волохов, которые в ІХ в. пришли на эту территорию из Трансильвании, и восточных славян-мигрантов. Позже произошла молдованизация этого народа.

Современный официальный молдавский язык такой же, как и в Румынии, но в разговорной речи молдаване часто употребляют русизмы. Именно этим в языковом аспекте молдаване отличаются от большинства румын.

Характерные черты

Внешность румын в течение всего процесса становления нации изменилась. Если у дакийцев (далеких предков этого народа) были светлые глаза и волосы, то современные румыны выглядят иначе: у них темные (часто волнистые) волосы и глаза, смуглая кожа, тонкий нос и узкие губы. Они среднего роста с широкими плечами. У женщин тонкие заостренные черты лица и широкие бедра.

Румыны гостеприимны (особенно в селах), миролюбивы и практичны. Не любят демонстрировать окружающим свои чувства.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Внешность молдаван очень схожа с внешностью румын: молдаване имеют такие же темные, часто курчавые волосы, узкие черты лица и слегка смуглую кожу. Поэтому по внешним признакам сложно определить национальность этих двух народов. Оба народа эмоциональны, часто жестикулируют во время разговора.

Цыгане также относятся к темнокожим народам. В отличие от румын и молдаван, цыгане имеют насыщенно темный цвет кожи рук, что сближает их с индусами. Их рост незначительно выше, чем у румын.

Правила поведения

Молдаване, румыны и цыгане имеют общие и отличительные черты. Общее у них то, что все эти народы удивительно музыкальны, любят песни и танцы. Относительно темперамента следует отметить, что наиболее темпераментные из них цыгане.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Румыны – это цыгане – такой вывод часто делают, исходя из внешнего сходства этих двух народов. Есть еще мнение, что румыны и молдаване также принадлежат к одному этносу, разделенному территориально границей. У каждого из названных народов схожие культурные особенности и внешнее сходство. Но все-таки это разные этносы со своими специфическими чертами.

Религия

Согласно последним данным, основным религиозным направлением в Румынии и Молдавии является православие. Христианство пришло в Молдавию из Византии в ІХ – ХІІ вв. Его исповедует в Румынии почти 87% румын и 98% молдаван. Румынская православная церковь, имеющая 6 митрополий, пользуется поддержкой государства.

Среди других христианских конфессий здесь действуют:

католицизм5,6%
протестантизм6,5%
ислам0,3%
иудаизм0,03%

В отличие от румын, у молдаван существует 2 православные юрисдикции (Бессарабская митрополия Румынской Церкви, которую исповедуют 11% населения страны, и Молдавско-Кишиневская митрополия Московского патриархата, объединяющая в своих рядах 86% православных верующих).

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Богослужение Молдавско-Кишиневской митрополии проводится на церковно-славянском языке, а Румынской церкви – на старомолдавском. Кроме православных, в Молдавии есть католики и протестанты, адвентисты седьмого дня и баптисты. Но все они мирно сосуществуют.

Традиции и обычаи

Румыны – это цыгане – такой вывод можно сделать, если не знать с традиции этих народов. Их также часто отождествляют с молдаванами. Несмотря на то, что исторически молдаване и румыны связаны территориально и имеют много общего, каждый народ сохраняет свою идентичность. Цыгане, живущие в разных странах, имеют свои особенности, но в целом придерживаются исконно цыганских традиций.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народНесмотря на то, что многие думают, что румыны и молдаване это цыгане, традиции у них совершенно разные

Глядя на человека, часто трудно определить его национальность. Особенно это заметно при оценке внешности румын, молдаван и цыган. Но есть в их культурах то, что является их визитной карточкой. Это касается кулинарных, праздничных традиций, а также особенностей национальных костюмов.

В питании

Молдаване любят готовить блюда с кукурузной мукой. Поэтому на их столе каждый день присутствует мамалыга как дополнение к традиционному хлебу. Кроме того, они любят овощи и готовят из них молдавский суп (чорбу), голубцы в виноградных листьях, фасоль с чесноком. Редкий праздник у молдаван обходится без слоеного пирога с брынзой (плацинды) или мясного супа (зама).

Большое значение для этого народа имеет культура питания. Во главе стола обычно сидит глава семьи. После его смерти это место занимает старший сын. Если его нет, то место остается пустым (женщины не имеют права его занимать).

Хозяйка обычно во время застолья большую часть времени стоит, потому что обслуживает всех членов семьи, подает на стол, следит за сменой блюд. Роль хозяина в подготовке трапезы – резать хлеб, месить мамалыгу и подавать напитки (вино).

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народТрадиционные молдавские плацинды

Румынская кухня основана на традициях многих соседних стран. Как и в Молдавии, здесь любят мамалыгу (ее едят с брынзой) и другие блюда из кукурузной муки. Румыны часто пекут лепешки мэлай и любят готовить мясные блюда из свинины, телятины и птицы.

Выпечка всегда является визитной карточкой каждой страны. Румыны обладают огромным ассортиментом таких блюд. Это калачи, пирожки с различными начинками, творожники, блины и трансильванские галушки.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народРумынская кухня

Цыгане отличаются более простой кухней. Это объясняется их кочевым образом жизни и отсутствием условий для приготовления изысканных блюд. Несмотря на это, цыганская кухня по своему разнообразию не уступает кухням других народов.

Цыгане любят мясо: баранину, курицу, говядину. В их рецептах удачно сочетаются элементы румынских, болгарских, украинских и русских блюд.

На их столах часто присутствуют супы:

Их объединяет с румынами и молдаванами любовь к кукурузной каше (хывиций).

Одно из любимых блюд цыган – жареное на сковороде, а затем тушеное с овощами и зеленью мясо. Не меньше других народов цыгане любят шашлык и специи. На гарнир к мясным блюдам они подают овощи, например, фаршированные перченой брынзой томаты. Среди алкогольных напитков цыгане предпочитают молдавское вино.

Праздники

Румыны и молдаване любят шумно отмечать государственные и религиозные праздники. В Румынии ежегодно проводятся тематические фестивали: осенью румыны организовывают соревнования по ловле карпа, что заканчивается большим застольем, зимой проводят зимний фестиваль с плясками и песнями, весной дружно провожают зиму на фестивале в Хотении.

Здесь традиционными стали кинофестивали (Сибиниумский и Трансильванский), музыкальный (Тулчинский), праздник искусств (Брашовский).

Не менее запоминающиеся праздники проводятся в Молдове. В молдавских селениях особенно почитают конкретного святого – покровителя селения. В этот день отмечают Храм: проводятся богослужения, люди делают уборку, накрывают столы, проводят национальные игры.

Осенью, в октябре, отмечают День вина, когда на центральной площади столицы все лучшие виноделы угощают своим вином всех желающих.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Как и румыны, молдаване любят отметить приход весны. Каждый год 1 марта они собираются на праздник Мэрцишора и дарят друг другу украшения, сделанные своими руками, которые носят на одежде в течение месяца. С румынами их роднит и то, что они отмечают религиозные праздники.

Румыны – это цыгане – так можно ошибочно предположить, основываясь на родстве этих народов в музыке. Цыгане – очень музыкальный народ. Все праздники они отмечают «шумною толпой». Как и румыны и молдаване, ни одно веселье у цыган не обходится без песен, танцев и застолья.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Но есть у этого народа и свои, особенные правила и традиции. Мужчины и женщины во время застолья сидят отдельно друг от друга. Для цыган, как и для других народов, характерно почитание церковных праздников, они отмечают Рождество, Пасху и Троицу, обязательно соблюдают перед ними посты.

Но есть у цыган и свои поводы для веселья. Так, каждый год 12 июля они отмечают День Святого Петра, у которого просят покровительства или благодарят за оказанную в несчастье помощь.

Все важные семейные события цыгане отмечают несколько дней. Это шумное и веселое действо с песнями и плясками. На первом Всемирном цыганском конгрессе был утвержден День цыган – праздник для представителей цыганской национальности, а также для всех почитателей их культуры.

Семейные

Создание семьи для людей всех национальностей – важный шаг. У румын браки заключаются ради рождения и воспитания детей, в этой стране нет разделения обязанностей по их воспитанию. Супруги имеют в семьях равные права. У румын есть традиция в летний период устраивать семейные барбекю.

Цыгане и молдаване, как и румыны, чтут семейные традиции. Все эти народы – хлебосольны, обязательно встретят гостя радушно, усадят на самое почетное место и угостят вкусными блюдами и вином. Многие семейные традиции у румын и молдаван не отличаются, чего нельзя сказать о цыганах. Этот народ имеет свой внутрисемейный кодекс правил, которые нельзя нарушать.

Для цыган важно, чтобы в семье был хотя бы один сын. Если рождаются только девочки, цыгане усыновляют мальчиков.

Цыгане не уделяют большого внимания образованию детей и водят детей в школу, чтобы они лишь научились элементарной грамоте. Поэтому ограничиваются обучением в младшей школе, затем дети помогают взрослым в их делах.

Цыганская женщина, в отличие от румынской или молдавской, не имеет равных прав. Она не может подниматься выше первого этажа в многоэтажном доме.

Свадебные

Молдаване и румыны предпочитают играть свадьбы в осенний период после сбора урожая. Молдаване назначают на свадьбу посаженных родителей, функция которых не ограничивается временем проведения свадьбы. Даже после нее молодожены могут обращаться к ним за помощью и советом, навещать и поздравлять с праздниками.

На молдавской свадьбе есть традиция пить из одного стакана. Каждый выпивший передавал стакан другому, и так продолжается, пока все гости не скажут тост и не выпьют за здоровье молодых. Организация свадьбы и других семейных обрядов в сельской местности не обходится без помощи всех жителей села.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

У румын свадебная церемония начинается с первым днем недели – в понедельник. Перед этим лучший друг жениха трижды приходит в дом невесты и просит ее руки. Дважды он получает отказ, и лишь на третий раз он получает желаемое.

Веселье, как и у других народов, шумное, сопровождается смехом, песнями, танцами, конкурсами. После застолья посаженная мать стелет постель молодым и отводит их в спальню. После этого за свадебным столом звучат грустные песни.

У цыган принято рано (по меркам других народов) отдавать замуж дочерей. Обычно невестами становятся девочки в 14-летнем возрасте. Выкупают невесту с помощью большого количества золота и золотых изделий, измеряемого в банках или килограммах.

После первой брачной ночи гостям демонстрируют доказательство невинности невесты. В некоторых общинах девушку лишают невинности старшие цыганки без участия жениха.

Цыгане обычно выдают замуж девушку за парня из своей общины. Чужаков не приветствуют. На свадьбе обе стороны показывают свою состоятельность.

Музыкальные

Любовь к музыке, песням и танцам у румын, молдаван и цыган – общая черта. Ни один праздник у этих народов не обходится без большого количества людей, где все поют и пляшут. Музыку румын и молдаван объединяет богатство жанров и инструментария.

Румынская музыка, как и молдавская, объединила в себе традиции балканской культуры. В ней часто звучат скрипка и цимбалы, а также тарагот, бучум, кобза. Танцевальные жанры румын также многочисленны: сырба, брыу, хацегана, хора, ынвертита.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Румыны в своей музыке часто используют цыганские мотивы, поскольку в этой стране живет много цыган. Вероятно, это породило мысль о том, что они представляют собой тот же народ, что и цыгане.

Для современной молдавской музыки характерно использование народных инструментов: флуера, кобзы, чимпоя и бухая. Она складывалась под влиянием соседних культур, особенно румынской и венгерской.

Цыгане – удивительно музыкальный народ: музыка сопровождает их не только в праздники, но и в будние дни за обычной трапезой или какой-либо работой. Цыганская музыка в разных регионах Европы отличается, поэтому говорить о какой-то единой музыкальной системе нет смысла. Несмотря на это, многие мотивы у них перекликаются, и с первых нот любой ценитель музыкального творчества угадает цыганские напевы.

Во всех уголках мира известны «Цыганочка», «Ручеек», «Дану Данай» и другие. Среди музыкальных инструментов у цыган особенно ценится гитара, а дополнение ее скрипкой делает песни цыган особенно красивыми, запоминающимися и берущими за душу.

В одежде

Поскольку румыны и молдаване – близкородственные этносы, в их национальных костюмах прослеживаются схожие черты: наличие шапок (шляп), длинных безрукавок, меховых жилетов. Их костюмы сшиты из белой ткани с вышивкой.

Костюм цыгана нельзя спутать ни с каким другим. Женщины-цыганки носят по 2 юбки и фартук, блуза у них с широкими рукавами. У них обязательно закрыты ноги, но может быть глубокое декольте и очень много золотых украшений.

молдаване что за народ. Смотреть фото молдаване что за народ. Смотреть картинку молдаване что за народ. Картинка про молдаване что за народ. Фото молдаване что за народ

Мужской костюм цыган напоминает венгерский национальный наряд: свободная рубаха, расшитый жилет, шляпа, кожаный пояс, сапоги.

Яркие цвета в костюмах – слабость молдаван, румын, и цыган.

Характеристика быта

Поскольку румыны и молдаване – родственные и территориально близкие народы, быт их не имеет существенных различий. Они живут семьями, занимаются разными видами производства, поддерживают народные промыслы, музыкальны и общительны.

Цыгане, расселившись по разным уголкам земного шара, частично ассимилировали в своей культуре особенности быта тех народов, на чьей территории они проживают. Но вместе с тем, сохраняют и свои традиции. Например, цыгане разбирают конфликтные ситуации, собравшись большой семьей. Для провинившихся самым большим наказанием является изгнание из общины.

В целом все эти народы дружелюбны и гостеприимны. Для мирного сосуществования не важно, румын это, цыган или молдаванин. Культура каждого из них самобытна и интересна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *