молебен с акафистом серафиму саровскому что такое
Секреты чтения Акафиста Серафиму Саровскому опыт
25 лет я читаю акафист Серафиму Саровскому и хотел бы во славу Божию поделиться секретами этого важного вида благочестия.
В 1991 году из Москвы увозили его святые мощи и стотысячная колонна шла по городу от Елоховского собора с пением ублажания святому, и шли и старцы и монахи и любящие святого миряне. Там с помощью Божией шел и юноша Алексей, автор этих строк. И там в соборе вспыхнула вера к святому и дал себе зарок- читать акафист.
Военный инвалид говорил, что на мощах во время выноса из церкви сидел светлый старичок и всех благословлял, сам Преподобный.
Лучше и удобне за год, за два по кондачку, по икосу выучить наизусть и где угодно не нуждаясь в книге петь акафист свободно.
Но и акафист прикупаю постоянно, новые издания, и вот почему. Во-первых, смирение-быть как начинающий для всех. Трогательно для души. Во-вторых- все таки бывает преткновение даже спустя 20 лет, видимо искушение нападает, как провал памяти.
В третьих, многие видят, увлекаются, просят подарить и благодатно бывает одарить начинающего акафистом. Дается дающему.
Укреплю вашу веру акафисту таким случаем. Одна добрая прихожанка, эмоциональная, возвращая книжицу акафиста сказала, мол, твой акафист в руки брать страшно, читать начинаю и чувствую он (батюшка Серафим) подходит, мороз по коже идет. возвращаю, слишком страшно, я грешница такая. А акафист был в стиле начала 19 века, со шрифтом в стиле ампир, гражданским, очень крупным, с портретами преподобного прижизненными.
Важно найти молитвенные интонации, от благодарных до покаянных, и отвлечнно- молитвенные, без прошений, это самые ценные для питания души.
Потом зажигаю на «Воссия в тебе боговидец, Моисею подобный. »
здесь вспоминается великое чудо явления Спасителя и особо повышается тон.
Сначала о составе акафиста и его поэзии.
На 70 % акафист из жития святого и помните, что читающим житие обещано прощение грехов.
Если трудно читать, повторите первое словосочетание в каждом икосе или кондаке три раза и словно заведется двигатель, станет легче.
Помните, Серафим-пасхальный святой, умерший пасхальным каноном на устах. И можно петь акафист на мотив канона Пасхи. Святой познал Пасху вечную, в любое время когда нужно вашей душе.
Если душа ссохлась и черства, начинайте песни о Серафиме- русское ты солнышко, Божий ты любимушка, батюшка наш родненький. найдите в сети ее.
Пою весь иногда акафист на ее мотив, и вообще, берегитесь мотивов 19 века-надоедают при частом исполнении, осьмогласия не хватает, надо написать новые и несколько. Мелодии Церкви когда-то тоже были современными, а нам отказывают в поиске нового, превращая церковь в музей древней музыки. Церковь для спасения современников а не для мертвых.
Уныние наше так велико, что мы его уже не замечаем, но оно препятствует слову «Радуйся» и мы не замечаем или произносим его вовсе без радости. Нет, приложите усилие на этом ключевом слове и поймите, что греховность искажает и наш эмоциональный фон, а правильные эмоции святых- это именно радость Божьим дарам. Поэтому поборемся за произношение слова Радуйся.
Иногда помогает акцент на окание, пронизывание чтения единым молитвенным гласным звуком.
Иногда легче читать все через а, акать. Но можно и на э акцентировать, «э» вытягивать.
Со звукозаписей очень нравится мне греческая и кавказская манера все читать на гласную»э» и восточный акцент. Выговаривать фразы с этим акцентом легче.
В молитве мудро сочетайте и многословие и моление один единым звуком.Как афонские монахи тянут один звук. Именно к единому звуку и приводит правильно понимаемое многозвучие. К примеру, в 13 кондаке начинается с О, великий угодниче. Остановитесь, потяните это «о», поищите в интонации моление одним звуком, отдохните от многозвучия.
Поэтому я как бы найдя твердую нить или стержень гласных звуков, как бы нанизываю на них все согласные и подчиняю этому главному уже все остальное, потому что истина выстраивает порядок в элементах.
Называйте святого чаще по имени, если нападает ощущение отчуждения, к фразам акафиста приговаривайте «ты», это трезвит душу.
И теперь главное- цель чтения- изменение настроя души под действием возвышенных слов молитвы. Следите за своим настроением и как бы восходите ступень за ступенью вверх от суетности. Черпайте в акафисте высокие настроения и сами поднимайтесь.
Никогда не считайте за труд чтение акафиста, потому что он есть дар Божий нам и грешно видеть в том даре труд. Считайте акафист кратким, легким, быстро преходящим отдыхом от житейских трудов и забот.
Считайте что вы грешный и ленивый предатель батюшки Серафима и вам особенно нужно лекарство словесное-его акафист.
Никто увы вас не поддержит в вашем увлечении, искусство молитвы ныне в великом забвении и упадке. Поэтому ожидайте подозрений и непонимания, но свидетельствуйте о благодатности акафиста Серафиму, напоминайте о молитве акафистом, вернется вам сторицей.
Читайте все о Серафиме Саровском, потому что чтение колыбель и источник молитвы. Знать уже частью означает любить известный вам образ. Любовь к батюшке Серафииму надо подогревать новыми иконами, перечитыванием книг о нем.
Тот, кто читает акафист Серафиму, будет избавлен от всех земных скорбей. Я сам в этом убедился. Сколько раз большое зло подступало ко мне ужасая своими хоботами, но словно за незримым броневым стеклом я оставался спасен и добро подходило вовремя мне на выручку.
Подтвердим доверие к пути акафиста Серафиму преданием поведанным дивеевской монахиней о страннике Алексее. Поздно вечером в 20 годы в Дивеево в домик-пустыньку преподобного Серафима, привезенную из Сарова, заходил молодой странник Алексей, и его всегда пропускала келейница.
На вопрос, почему его пускают всегда, она ответила, что странник ежедневно читает акафист святому наизусть нараспев и за это он избавлен святым от всех мирских скорбей, несмотря на странническую жизнь, всем доволен.
В этом примере видно, как важно знать историю русского благочестия в практике церкви. У нас же правила ставят в противоречие вдохновенному акафисту и как бы гасят одну свечу другой.
Смотрите в календарь, бывает акафист не хочется читать, а это потому что праздник известному святому и надо исперва, сначала, почтить именно его в канун праздника.
Пугают запретом читать акафисты в посты, но это треть времени года, то есть отрубается и среда и каждая пятница, и выходит пропадает время, самое ценное для спасения, к тому же любить Бога и означает исполнять правила и если есть увлеченная горячая молитва, суть любовь к Богу, тяготиться множеством других правил не следует, не хватит сил. Преуспевайте в том, что дано вам, и не оглядывайтесь на доброе, но еще не ваше. Не удержите.
Только Бог может дать силу исполнить все правила церкви, ибо это дано лишь святым подвижникам, не нам грешным и обманутым самомнением. Считайте, что времени у вас нет, и молитесь акафистом по силам и в посты, отдавая суд над собой Богу, которому и молитесь. Фарисейское щепетильное исполнение правил и живая горячая молитва не совместимы как простое добро и изощренное зло.
Бывает и сам любитель акафиста останавливается на пути непрестанного чтения. Один такой читал акафист лет десять а потом вдруг решил что надо читать и другие акафисты и вообще читать постоянно одно — ему как-то не по душе.
Про таких надо сказать — фальшивый делатель, не углубляясь в мир акафиста долго скользил по поверхности и наконец соскользнул вообще. Бойтесь такого нетвердого увлечения, которое оказалось временным. Так можно бросить что угодно. Здесь нет любви истинной, которая никогда не перестает, по слову апостола.
Истинная молитва углубляется бесконечно и украшается новыми приемами и тонкостями.
Если к вам присоединится брат церковный или сестра, то читайте акафист общиной после церковного богослужения на дому с чаем и трапезой. Есть большой опыт такой серафимовской общинки.
Некоторые священники могут упрекать вас, но ведь совсем недавно в гонения 70 лет 90% церковных людей могло молиться общиной только на дому, так что в этом странного. Другой вопрос что в храме часто священником устанавливается строгая и холодная атмосфера, не устраивается не только чай но и трапеза отсутствует, что же удивляться что община уходит на дом? Для России это уже традиция.
Надо с болью признать что иногда общину гонят из храма, а желают иметь в храме стадо, некое поголовье в своих целях. В последствии такие пастыри сами бывают изгнаны и лишены сана. Добрый пастырь должен радоваться и акафисту и его общинке и сам посещать ее разделяя трапезу. У нас так и вышло, нашелся родной батюшка и приходит иногда на дом. Будьте как рой пчелиный там, где удобнее молиться.
Замечая у себя торопливость, стал из благоговения задерживаться на имени Троицы произнося его Тро-и-ца, богословски выявляя три лица в одном образе.
Знайте, что опустошение храма начинается не когда уходят люди, а когда в нем умолкают голоса молящихся. Дом мой домом молитвы наречется-говорит Господь.
Коррупционер сокращает службу, гонит пономарей читать быстрей, без чувства, без толка, без расстановки, превращая текст в информацию. Мы призваны к молитве текстами богослужения, а не к «вычитыванию» их. Здесь пропасть и выбор каждого. Этими «текстами» святые молились к Престолу Божию, а мы «читаем».
Если напало уныние, вспомните, что Серафим- богородичный молитвенник и помолитесь акафистом Богоматери, тем самым первым из акафистов. Она святая святых, являлась старцу по житию 12 раз, по преданию до 19 раз. Сергию Радонежскому 2 раза.
Так велик подвиг и дух преподобного. Это многогранный алмаз духовности, исследуя его мы всегда удивляемся величию Творца.
ОТКРЫВШИЙСЯ МНЕ СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЛИТВЫ АКАФИСТОМ И ЕЕ УГЛУБЛЕНИЯ ДАННЫЙ ОПЫТОМ
Наше молитвенное чувство это порыв, как и все человеческое кратковременный. Я много лет искал способ продлить его и сделать достаточным для получения Духа Святаго в той мере которой это возможно.
Батюшка Серафим в своей беседе с Мотовиловым о Духе Святом говорит, что по молитве разбойник получил рай и даже блудница после греха, но сердцем сокрушенным со слезами возопившая над умершим получила ответ от Бога и мертвый отрок воскрес. Так милостив Господь каждому в мере его посылает Он Духа Святаго.
Поэтому с верой я нашел и способ продлить воздействие акафиста на душу человека молящегося и заметил, что мне приятно повторять слова акафиста. То есть я стал иногда целыми икосами и кондаками, а иногда построчно повторять части акафиста, как бы читая два акафиста вместе. Радость от его поэзии вырастает, когда можно повторить понравившееся словосочетание и двойное время пролетает также почти незаметно как и при обычном чтении.
Чего же я достигаю при таком усиленном чтении? Прежде всего через повтор ищется идеальное произношение, в котором все интонации и чувства сходятся и дают высокую поэзию медитативности.
Пример- акафист Богоматери состоящий словно из алмазных фраз при произнесении которых освящаешься чувственно, от уст до сознания все приходит в некий небесный лад, чин, порядок.
Особенно важны те, кто может научить чему либо молитвенному словом из опыта.
Достигайте этого и давайте другим, как один хлеб, которого хватит тысячам.
И по примеру Богоматери, ежегодно обходившей места жизни Христа, обрети устремление, желание и готовность к паломничеству не только в Дивеево, к Серафиму Саровскому, а и далее до самого Иерусалима.
Господь принимает и благословляет человека за его желание, выполнить которое может лишь Бог, Властитель времени и обстоятельств.
На сегодня все, продолжение следует.
ДОБРЫЕ ЗНАКИ ПРИ ЧТЕНИИ АКАФИСТА В ЦЕРКВИ
У большой «моей» иконы Серафима Саровского справа от алтаря установлен большой широкий подсвечник, так как икона имени святого покровителя храма. И я при чтении акафистов вижу, как многие часы люди подходят, и ставят свечи Серафиму и почитают его. Однажды перед моим чтением после основной службы и литургии и молебнов кто то поставил большую свечу.
Когда я увидел ее сразу понял ясно, что это именно такая свеча, которые дарили Серафиму Саровскому при его жизни для молитвы о здравии и упокоении родственников, и такие свечи горели постоянно в его келии в пустыньке. Чувство особого серафимовского присутствия было особенно сильным в то чтение многочасового акафиста. В наше время и вера людей и свечи тоненькие.
ЧУДЕСНОЕ ДАРОВАНИЕ ДОРОГОЙ ТЕХНИКИ
ПАЛОМНИЧЕСТВО И ЛУЧШИЙ ОТДЫХ ДЛЯ СИБИРЯКА
Окна у нас в Храме высоко и солнце редко попадает на иконы. Но благодаря долговременным акафистам оказалось, что именно в во время этого чтения солнце ярко озаряет большую храмовую икону Серафима в золотом венце-нимбе. И при чтении я долго наслаждался солнечным ослепительным сиянием от иконы, чего не бывает в другое время.
В наш храм набожные женщины приносят много продуктов, и у меня была в них большая потребность, к сожалению. В общей суете и многолюдстве мне от них не доставалось.
Но благодаря длительному акафисту после слубы в полупустом храме ответственные за продукты трудницы стали меня замечать и им приятно давать мне, так как их за это утешает сам преподобный Серафим.
ДИВНЫЕ УТЕШИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Благодаря чтению долговременного акафиста в храме я стал реально ближе к нашему вечно занятому службой духовенству и наслаждаюсь тихими беседами с ними, если они проходят мимо в часы акафистов.
УТЕШИТЕЛЬНЫЙ МЕЛКИЙ РЕМОНТ И ПОКРАСКА
Благодаря большему времени в храме я стал замечать мелкие проблемы в его внешнем облике и совершил по благословению ремонт покрытия главной двери, быстро стирающейся от множества посетителей, планирую организовать снятие ржавчины и дизайнерскую покраску огромной узорной ограды, с которой сошел черный лак, около 1.3 км.
Надо ли говорить что во все время работы меня посещал удивительный мир совести и покой душе с тихой радостью и мудрыми словами, которые словно специально появлялись на моих устах при встречах с проходящими в большие двери храма людьми.
Знакомая предложила провести экскурсию по храму в воскресение. Привезла уже второй раз туристов из дома отдыха, кое кто из захожан присоединился, а потом на другой день я узнал о происшествии.
Оказывается, когда я рассказывал о подвигах Серафима Саровского, речь зашла о признаках Святого Духа, как батюшка при жизни в Сарове объяснял дворянину Мотовилову, что Дух приходит как свет ярче солнечного и благоухание лучше всякого земного аромата, и вдруг лицо преподобного сделалось как солнце и раздалось тепло и благоухание, то во время этого эпизода о чуде, вдруг туристы увидели, что на лицо экскурсовода упал ярчайший луч солнца и лицо сделалось сияющим, словно показывая как чудо происходило.
Этого я не мог и помыслить, я прославил Бога и его святого Серафима, и отношу к добрым знамениям батюшки Серафима в его храме для людей, чтобы верили и шли духовными путями к Богу.
БОЖЬИ ОГУРЦЫ ДЛЯ МУДРЫХ
Вычитывая акафисты я задерживался в церкви до вечерних служб и однажды к прискорбию вода в церковном баке стала отдавать водорослями. Такое бывает. Но пить стало неприятно. А люди отвечающие этого замечать не хотели. Из за диабетической жажды мне пришлось брать воду с собой в храм и настроение поднялось. В то утро я забыл воду и после службы пошел за водой где продавали.
Когда я возвращался с водой вдруг увидел почти три килограмма садовых огурцов разбросанными у кирпичной арки ворот храма. А я как раз не люблю ненадежность пакетов и взял два. Оставив воду в одном пакете, я с радостью собрал прекрасные огурчики во второй пакет.
Сделать это нужно было обязательно, потому, что пьяницы которые выпрашивают что- нибудь у паперти отойдя подальше в злобе разбросали подарок чьей-то по асфальту и чтобы человек даритель не узнал и не обиделся на глупцов, надо обязательно было собрать божьи огурцы.
Огурцов в тот день сестры по храму принесли много и мне еще подарили два кило.
С большими пакетами подарков я прославляя святого Серафима вернулся домой.
так чья-то глупость обернулась благословением для мудрого.
ОТКРЫТИЕ ТАЙНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ
Я в малую меру сил помогал бездомному Сергию. Но опыт говорил мне, что человек должен найти свой путь, и выйдя на него исправиться.
И вот спустя долгие два года молитв открылось так просто, кто такой Сергий перед Богом. Я стоял у иконы Серафима и молился, подошел Сергий и вдруг в разговоре я наконец понимаю, что он поэт с песенным бардовским уклоном. И он подтвердил, да, до алкоголизма у него были сборники стихов и песен, а потом запил,ушел из дому и жена все выбросила.
При этом он вдруг изрек божественную хайку : «Когда нибудь все краски на палитре мира сольются в один цвет человечности. «
Я просил его вспомнить все, созданное и записать заново, а потом мы устроим творческий вечер бродячего поэта Сергея Анфимова.
Он называл четыре профессии своих, но все было лишь временным увлечением, но дыхание силы Духа Божия очутилось лишь в его поэзии.
Важен труд молитвы,но не менее важен отдых в церкви, когда нет уже сил и ты словно ложишься на спину огромной птицы и она несет тебя вверх, к Богу, в полусне.
В храме поставили кресло для инвалидов, а после службы оно пустовало. И я стал на нем отдыхать когда силы покидали.
Благодаря архиерейскому вниманию стал возможен грандиозный ремонт. Закопченные двадцать лет стены нашего храма Серафима Саровского побелили за месяц, причем огромное препятствие к тому, полутора миллионная стоимость покраски исчезла. Предприимчивый молодой священник нашел способ сделать все проще и сэкономил миллион двести тысяч, а храм преобразился. Тысячи метров потолков и стен стали белее снега.
Наш архиерей распорядился обновить более десяти подвесных лампад у икон и ныне все важные иконы украшены большими лампадами с изображениями золоченых серафимов. И в том числе главную храмовую икону Серафима украсила такая праздничная лампада.
Считаю это личным подарком за скромный труд молитвы акафистами. Когда увидел, не мог выразить словами и привыкнуть к такой награде. В нашем храме в иконе на аналое у алтаря была серебряная звездочка с частицей мощей святого. Вдруг было принято решение вставить ее в большую икону Серафима на правой колонне именно там, где начитываю акафисты по воскресеньям на всю неделю. Мне ощутилась великая поддержка моему труду и отпали последние сомнения в его важности. Я оказался на своем месте в храме словно награжден серебрянной звездой орденского вида. Теперь мощевик преподобного будет доступнее моей грешности. Дело моей жизни отмечено серебряной звездою со святыней.
И вот в это время разобщения на нашем приходе после акафистов происходит чудо. Добрая сестра видя, что я провел в храме день с утра и до вечера, принесла сытный обед из трапезной и я поблагодарив Бога вкушал его. Затем она подала мне и чай, и сделала меня почти счастливым.
Я прямо верю, что получил этот обед от преподобного Серафима и в его храме давно ожидал этого.
СТРЕМЛЕНИЕ К БОЖЕСТВЕННОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ
И сколько раз через слушание и чтение за акафисты душа моя поражалась словами старца Серафима.
И вот спустя годы чтения акафиста я почувствовал истину в словах святого о Причащении Тела и Крови Христовых в храме по праздникам и дням воскресным.
Как только я твердо встал на путь постоянного стремления ко Причастию, ощутил и увидел в жизни чудесные совпадения и новые ощущения. Свет и мир, уверенность и надежду в своей душе.
В каких случаях читают акафист Серафиму Саровскому
Общее понимание
Кто это такой? Начнем с самого очевидного вопроса: кто же такой Серафим Саровский, и почему этот человек так почитается православными? С его жизнью связано несколько случаев, свидетельствующих о том, что Господь опекал будущего святого. Одним из наиболее примечательных является событие, когда, будучи семилетним ребенком, Прохор Мошнин (а именно такое имя у чудотворца было в миру) упал с высокой колокольни, но остался невредим. Еще одним явным свидетельством Господней любви стал случай, когда мальчик заболел, но во сне ему явилась Богородица, и пообещала исцеление. Вскоре после этого, мимо его дома шел крестный ход, и мать Прохора принесла в дом икону Божьей Матери, чтобы мальчик к ней приложился. После этого произошло чудесное исцеление, и мальчик выздоровел.
Серафим является образцом праведной затворнической жизни. Этот человек полностью посвятил себя Богу, а также и по сей день считается великим чудотворцем. Говорят, что люди приходили к нему за исцелением, и старец действительно им помогал, поэтому и почитался, как святой, еще при жизни, а официальная канонизация произошла только в 1903 году.
Как появился текст молитвы? Так как почитать этого божьего человека стали еще при жизни, совсем неудивительно, что появился акафист, воспевающий ключевые события, связанные с Серафимом. Первый акафист был сложен еще в XVIII веке, прихожанами Дивеевской женской обители, которая находилась у Серафима на попечении. Первая редакции принадлежала самому чудотворцу, который счел некоторые фразы неуместными либо чрезвычайно перегруженными, и заменил их на более приемлемые. Последняя редакция текста была сделана в 1904 году, после того, как произошла канонизация.
Таким образом, священный текст создавался не самим Серафимом. Хотя, учитывая тот факт, что святой сам занимался первоначальной редактурой текста, можно считать, что акафист был им полностью одобрен.
В каких случаях читается молитва? Естественно, такой текст люди читают только в особых случаях, когда им действительно нужна вера в то, что святой покровитель их поддержит и поможет найти решение важных жизненных проблем. Итак, когда же уместно читать данную молитву?
Видео «Акафист Преподобному Серафиму Саровскому»
В этом видео вы можете прослушать аудио запись акафиста Преподобному Серафиму Саровскому.
Акафист святому преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
Избра́нный чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Христо́в, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче наш, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Велича́юще просла́вльшаго тя Го́спода, воспева́ем ти похва́льная. Ты же, име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких нас бед свободи́, зову́щих: Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
А́нгелов Творе́ц избра́ тя изнача́ла, да просла́виши житие́м твои́м пречу́дное и́мя Святы́я Тро́ицы: яви́лся бо еси́ вои́стинну а́нгел на земли́ и во пло́ти серафи́м; я́ко луч пресве́тлый Ве́чнаго Со́лнца Пра́вды, просвети́ся житие́ твое́. Мы же, зря́ще прехва́льныя труды́ твоя́, с благогове́нием и ра́достию глаго́лем ти сицева́я: Ра́дуйся, пра́вило ве́ры и благоче́стия; ра́дуйся, о́бразе кро́тости и смире́ния. Ра́дуйся, пресла́вное ве́рных велича́ние; ра́дуйся, прети́хое ско́рбным утеше́ние. Ра́дуйся, прелюби́мое и́ноков похвале́ние; ра́дуйся, живу́щим в ми́ре преди́вное поможе́ние. Ра́дуйся, Росси́йския держа́вы сла́во и огражде́ние; ра́дуйся, тамбо́вския страны́ свяще́нное украше́ние. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Ви́дящи ма́ти твоя́, преподо́бне о́тче Серафи́ме, те́плую любо́вь твою́ ко и́ноческому житию, позна́ святу́ю во́лю Госпо́дню о тебе́, и Бо́гу, я́ко дар соверше́н принося́щи, благослови́ тя на те́сный путь и́ноческий святы́м кресто́м свои́м, его́же до конца́ жития́ твоего́ на пе́рсех носи́л еси́, зна́менуя ве́лию любо́вь твою́ к распе́ншемуся за ны Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же вси со умиле́нием зове́м: Аллилу́иа.
Ра́зум небе́сный тебе́ дарова́ся, свя́тче Бо́жий: от ю́ности твоея́ не престая́ помышля́ти о Небе́снем, оста́вил еси́ дом о́тчий Ца́рствия Бо́жия ра́ди и пра́вды Его́. Сего́ ра́ди приими́ от нас похвалы́ сия́: Ра́дуйся, гра́да Ку́рска ча́до богоизбра́нное; ра́дуйся, роди́телей благочести́вых о́трасль пречестна́я. Ра́дуйся, доброде́тели ма́тере своея́ унасле́дивый; ра́дуйся, благоче́стию и моли́тве е́ю науче́нный. Ра́дуйся, на по́двиги от ма́тере кресто́м благослове́нный; ра́дуйся, благослове́ние сие́ я́ко святы́ню до сме́рти соблюды́й. Ра́дуйся, любве́ ра́ди Го́спода дом оте́ческий оста́вивый; ра́дуйся, вся красна́я ми́ра сего́ ни во что же вмени́вый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Си́ла Вы́шняго от ю́ности твоея́ вои́стинну храня́ше тя, преподо́бне: с высоты́ бо хра́ма спа́дша сохрани́ тя Госпо́дь неврежде́нна, и стра́ждущу ти лю́те Сама́ Влады́чица ми́ра яви́ся, с Небе́с исцеле́ние прине́сши, зане́ измла́да ве́рно служи́л еси́ Бо́гу, вы́ну взыва́я Ему́: Аллилу́иа.
Име́я тща́ние о по́двизе и́ноческаго равноа́нгельнаго жития́, во град святы́й Ки́ев поклоне́ния ра́ди преподо́бным Пече́рским прите́кл еси́, и от уст преподо́бнаго Досифе́а повеле́ние прии́м в пусты́ню Саро́вскую путь свой упра́вити, ве́рою издале́ча облобыза́л еси́ ме́сто свято́е сие́, и та́мо всели́вся житие́ твое́ богоугодное сконча́л еси́. Мы же, дивя́щеся таково́му о тебе́ Бо́жию промышле́нию, со умиле́нием вопие́м ти: Ра́дуйся, мирски́я суеты́ отреши́выйся; ра́дуйся, Небе́снаго Оте́чества пла́менно возжеле́вый. Ра́дуйся, Христа́ всем се́рдцем возлюби́вый; ра́дуйся, благо́е и́го Христо́во на себе́ восприе́мый. Ра́дуйся, соверше́ннаго послуша́ния испо́лненный; ра́дуйся, святы́х за́поведей Госпо́дних блюсти́телю ве́рный. Ра́дуйся, ум твой и се́рдце в Бо́зе моли́твенно утверди́вый; ра́дуйся, сто́лпе благоче́стия непоколеби́мый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Бу́рю злых напа́стей утиша́я, проше́л еси́ весь путь те́сный и ско́рбный по́двига и́ноческаго, несы́й яре́м пусты́ннаго жития́, затво́ра и молча́ния, многоно́щнаго бде́ния, и та́ко, благода́тию Бо́жиею восходя́ от си́лы в си́лу, от дея́ния к богови́дению, пресели́лся еси́ во Оби́тели Го́рния, иде́же со А́нгелы пое́ши Бо́гу: Аллилу́иа.
Слы́шаще и ви́дяще свято́е житие́ твое́, преподо́бне о́тче Серафи́ме, вся бра́тия твоя́ удивля́хуся тебе́ и, приходя́ще к тебе́, поуча́хуся о словесе́х твои́х и по́двизех, сла́вяще Го́спода, ди́внаго во святы́х Свои́х. И мы вси с ве́рою и любо́вию восхваля́ем тя, преподо́бне о́тче, и вопие́м ти си́це: Ра́дуйся, всего́ себе́ в же́ртву Го́сподеви принесы́й; ра́дуйся, на высоту́ безстра́стия возше́дый. Ра́дуйся, во́ине Христо́в добропобе́дный; ра́дуйся, Небе́снаго Домовлады́ки ра́бе благи́й и ве́рный. Ра́дуйся, предста́телю о нас пред Го́сподем непосты́дный; ра́дуйся, к Богоро́дице моли́твенниче наш неусы́пный. Ра́дуйся, пречу́днаго благоуха́ния кри́не пусты́нный; ра́дуйся, благода́ти Бо́жия сосу́де непоро́чный. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Боже́ственный свет осия́ жили́ще твое́, преподо́бне, егда́ боля́щу ти и на одре́ сме́ртнем лежа́щу, Сама́ Пречи́стая Де́ва, прише́дши к тебе́ со святы́ми апо́столы Петро́м и Иоа́нном, рече́: «Сей есть от ро́да на́шего», – и главе́ твое́й косну́ся. А́бие же исцеле́в, воспе́л еси́ благода́рне Го́сподеви: Аллилу́иа.
Ви́дя враг ро́да челове́ча чи́стое и свято́е житие́ твое́, преподо́бне Серафи́ме, восхоте́ погуби́ти тя: наведе́ бо на тя лю́ди злы, и́же беззако́нно истяза́ху тя и е́ле жи́ва су́ща оста́виша; ты же, о́тче святы́й, я́ко а́гнец кро́ток, вся претерпе́л еси́, за оби́дящих тя Го́сподеви моля́ся. Те́мже мы вси, таково́му твоему́ незло́бию дивя́щеся, вопие́м ти: Ра́дуйся, в кро́тости и смире́нии твое́м Христу́ Бо́гу подража́вый; ра́дуйся, незло́бием твои́м ду́ха зло́бы победи́вый. Ра́дуйся, чистоты́ душе́вныя и теле́сныя храни́телю усе́рдный; ра́дуйся, пусты́нниче, дара́ми благода́тными преиспо́лненный. Ра́дуйся, подви́жниче богопросла́вленный и прозорли́вый; ра́дуйся, наста́вниче мона́хов преди́вный и богому́дрый. Ра́дуйся, Святы́я Це́ркве похвало́ и ра́дование; ра́дуйся, оби́тели Саро́вския сла́во и удобре́ние. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Пропове́дует пусты́ня Саро́вская по́двиги и труды́ твоя́, богоно́сне уго́дниче Христо́в: де́бри бо и леса́ ея́ моли́твою облагоуха́л еси́, проро́ку Бо́жию Илии́ и Крести́телю Госпо́дню Иоа́нну подража́я, и яви́лся еси́ пусты́ни прозябе́ние многопло́дное дара́ми Ду́ха Свята́го, Его́же де́йствием мно́гая и пресла́вная соверши́л еси́, подвизая ве́рных воспева́ти благи́х Пода́телю Бо́гу: Аллилу́иа.
Возсия́ в тебе́ но́вый богови́дец, Моисе́ю подо́бный, Серафи́ме блаже́нне: непоро́чно бо служе́ние олтарю́ Госпо́дню соверша́я, сподо́бился еси́ зре́ти Христа́, во хра́ме со Безпло́тными Си́лами гряду́ща. Сему́ Бо́жию о тебе́ благоволе́нию дивя́щеся, воспева́ем ти си́це: Ра́дуйся, богови́дче пресла́вный; ра́дуйся, Све́том Трисия́нным озаре́нный. Ра́дуйся, Пресвяты́я Тро́ицы служи́телю ве́рный; ра́дуйся, Ду́ха Свята́го жили́ще украше́нное. Ра́дуйся, Христа́ со А́нгелы теле́сныма очи́ма лицезре́вый; ра́дуйся, в бре́ннем телеси́ ра́йскую сла́дость предвкуси́вый. Ра́дуйся, Хле́бом Жи́зни насыще́нный; ра́дуйся, питие́м безсме́ртия напое́нный. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Хотя́ Человеколю́бец Госпо́дь яви́ти в тебе́, преподо́бне, Свое́ неизрече́нное к лю́дем милосе́рдие, показа́ тя я́ко вои́стинну свети́ло богосве́тлое: де́лы бо и словесы́ твои́ми всех приводи́л еси́ ко благоче́стию и любви́ Божией. Те́мже сия́нием по́двигов твои́х просвеще́ни и хле́бом уче́ния твоего́ насыще́ни, тебе́ усе́рдно велича́ем и просла́вльшему тя Христу́ вопие́м: Аллилу́иа.
Но́ваго ви́дяще тя избра́нника Бо́жия, издале́ча притека́ху к тебе́ ве́рнии в ско́рбех и боле́знех; и сих, беда́ми отягче́нных, не отри́нул еси́, источа́я целе́ния, да́руя утеше́ние, предста́тельствуя в моли́твах. Те́мже исхожда́ше во всю зе́млю Росси́йскую веща́ние чуде́с твои́х, и си́це тя сла́вляху духо́вная ча́да твоя́: Ра́дуйся, па́стырю наш до́брый; ра́дуйся, о́тче ми́лостивый и кро́ткий. Ра́дуйся, врачу́ наш ско́рый и благода́тный; ра́дуйся, не́мощей на́ших цели́телю милосе́рдый. Ра́дуйся, в беда́х и обстоя́ниих помо́щниче ско́рый; ра́дуйся, душ смяте́нных умири́телю пресла́достный. Ра́дуйся, гряду́щая я́ко настоя́щая прови́девый; ра́дуйся, прегреше́ний сокрове́нных обличи́телю прозорли́вый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Стра́нное чу́до ви́дим на тебе́, преподо́бне: я́ко ста́рец сый немощны́й и притру́дный, ты́сящу дний и ты́сящу но́щий на ка́мени в моли́тве пребыва́л еси́. Кто дово́лен изрещи́ боле́зни и боре́ния твоя́, блаже́нне о́тче, я́же претерпе́л еси́, возде́я преподо́бнии ру́це твои́ к Бо́гу, Амали́ка мы́сленнаго побежда́я и Го́сподеви поя́: Аллилу́иа.
Весь еси́ жела́ние, весь сла́дость, Сладча́йший Иису́се! — та́ко в моли́твах взыва́л еси́, о́тче, в пусты́ннем безмо́лвии твое́м. Мы же, суето́ю помраче́ннии и во гресе́х все житие́ ижди́вшии, восхваля́юще любо́вь твою́ ко Го́споду, си́це вопие́м ти: Ра́дуйся, лю́бящим и чту́щим тя хода́таю спасе́ния; ра́дуйся, приводя́й гре́шников ко исправле́нию. Ра́дуйся, молча́льниче и затво́рниче преди́вный; ра́дуйся, моли́твенниче о нас усе́рдный. Ра́дуйся, пла́менную любо́вь ко Го́споду показа́вый; ра́дуйся, огне́м моли́твы стре́лы вра́жия попали́вый. Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, моли́твою в пусты́ни пламене́ющая; ра́дуйся, свети́льниче, горя́й и светя́й дарова́нии духо́вными. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Все естество́ а́нгельское удиви́ся стра́нному зре́нию: ста́рцу бо, су́щу в затво́ре, Небесе́ и земли́ Цари́ца яви́ся, повелева́ющи, да откры́ет затво́р свой и да не возбрани́т лю́дем правосла́вным вни́ти к себе́, но да всех пе́ти научи́т Христу́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Вети́и многовеща́ннии не возмо́гут изрещи́ кре́пость любве́ твоея́, блаже́нне: пре́дал бо еси́ себе́ на служе́ние всем приходя́щим к тебе́, повеле́ние Богома́тере исполня́я, и был еси́ недоумева́ющим сове́тник благи́й, уныва́ющим уте́шитель, заблужда́ющихся кро́ткое вразумле́ние, боля́щих врач и цели́тель. Сего́ ра́ди вопие́м ти: Ра́дуйся, от ми́ра в пусты́ню всели́выйся, да доброде́тели приобря́щеши; ра́дуйся, из пусты́ни во оби́тель возврати́выйся, во е́же доброде́тели се́мена се́яти. Ра́дуйся, Ду́ха Свята́го благода́тию осия́нный; ра́дуйся, кро́тосте и смире́ния испо́лненный. Ра́дуйся, притека́вшим к тебе́ оте́ц чадолюби́вый; ра́дуйся, в словесе́х любве́ ободре́ние и утеше́ние им подава́вый. Ра́дуйся, приходя́щия к тебе́ ра́достию и сокро́вищем именова́вый; ра́дуйся, за любо́вь твою́ святу́ю ра́достей Небе́снаго Ца́рствия сподо́бивыйся. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Спаси́тельнаго твоего́ по́двига, преподо́бне, дости́г сконча́ния, на моли́тве коленопреклоне́нно святу́ю ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии пре́дал еси́, ю́же А́нгели святи́и вознесо́ша Горе́ ко Престо́лу Вседержи́теля, да со все́ми святы́ми предстоиши во сла́ве невече́рней, воспева́я песнь хвале́бную святы́х Святе́йшему Сло́ву: Аллилу́иа.
Стена́ всем святы́м и и́ноком отра́да, Пресвята́я Де́ва пред кончиною твое́ю яви́ся ти, провозвести́вши бли́зкое твое́ к Бо́гу отше́ствие. Мы же, дивя́щеся таково́му посеще́нию Богома́тере, вопие́м ти: Ра́дуйся, Небеси́ и земли́ Цари́цу лицезре́вый; ра́дуйся, явле́нием Бо́жия Ма́тере обра́дованный. Ра́дуйся, весть от Нея́ преселе́нию Небе́сному прие́мый; ра́дуйся, пра́ведною кончиною свя́тость жития́ твоего́ показа́вый. Ра́дуйся, в моли́тве пред ико́ною Богома́тере умиле́нный дух твой Бо́гу преда́вый; ра́дуйся, неболе́зненным исхо́дом прорече́ния твоя́ испо́лнивый. Ра́дуйся, венце́м безсме́ртия от руки́ Вседержи́теля увенча́нный; ра́дуйся, блаже́нство ра́йское со все́ми святы́ми, унасле́довавый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Пе́ние непреста́нное Пресвяте́й Тро́ице вознося́, преподо́бне, всем житие́м твои́м подви́жник вели́кий благоче́стия яви́лся еси́, заблу́ждшим на вразумле́ние, боля́щим душе́ю и те́лом на исцеле́ние. Мы же, благода́рни су́ще Го́сподеви за такову́ю ми́лость Его́ к нам, вы́ну зове́м Ему́: Аллилу́иа.
Светопода́тельный свети́льник быв в житии, богоблаже́нне о́тче, и по сме́рти твое́й возсия́л еси́ я́ко светоза́рное свети́ло Росси́йския земли́: источа́еши бо от честны́х моще́й твои́х то́ки чуде́с всем, с ве́рою и любо́вию к тебе́ притека́ющим. Те́мже мы, я́ко моли́твеннику о нас те́плому и чудотво́рцу, вопие́м ти: Ра́дуйся, мно́жеством чуде́с от Го́спода просла́вленный; ра́дуйся, любо́вию твое́ю всему́ ми́ру возсия́вый. Ра́дуйся, любве́ Христо́вы ве́рный после́дователю; ра́дуйся, утеше́ние всем тре́бующим твоея́ по́мощи. Ра́дуйся, исто́чниче чуде́с неоскудева́емый; ра́дуйся, боля́щих и неду́жных исцели́телю. Ра́дуйся, воды́ многоцеле́бныя кла́дязю неисчерпа́емый; ра́дуйся, я́ко вся концы́ земли́ на́шея любо́вию твое́ю объя́л еси́. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
Благода́ть и ве́лие твое́ дерзнове́ние пред Бо́гом ве́дуще, тебе́, преподо́бне о́тче, мо́лимся: моли́ся те́пле ко Го́споду, да храни́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от неве́рия и раско́ла, от бед и напа́стей, да пое́м тобо́ю благоде́ющему нам Бо́гу: Аллилу́иа.
Пою́ще твое́ прославле́ние, ублажа́ем тя, преподо́бне, я́ко многомо́щна моли́твенника о нас пред Го́сподом, уте́шителя и засту́пника, и с любо́вию возглаша́ем ти си́це: Ра́дуйся, Це́ркве Правосла́вныя похвало́; ра́дуйся, Оте́честву на́шему щит и огражде́ние. Ра́дуйся, путеводи́телю, всех к Небеси́ направля́яй; ра́дуйся, защи́тниче наш и покрови́телю. Ра́дуйся, си́лою Бо́жиею мно́гая чудеса́ соде́явый; ра́дуйся, ри́зою твое́ю мно́гия неду́жныя исцели́вый. Ра́дуйся, вся ко́зни диа́вольския победи́вый; ра́дуйся, зве́ри ди́кия кро́тостию твое́ю покори́вый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.
О преди́вный уго́дниче и вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче Серафи́ме, приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, в похвалу́ тебе́ возноси́мое, и, предстоя́ ны́не Престо́лу Царя́ ца́рствующих, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, моли́ся о всех нас, да обря́щем милосе́рдие Его́ в День Су́дный, в ра́дости пою́ще Ему́: Аллилу́иа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.
Моли́тва преподо́бному Серафи́му Саро́вскому
О пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен оты́де, но всем в сла́дость бысть ви́дение ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к небе́сному упокое́нию, николи́же любы́ твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Тем же и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй! Вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотребная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покаянию да научи́т нас, во е́же беспреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.