молния что делает подобрать глаголы

Значение слова «молния»

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

1. Гигантский электрический искровой разряд атмосферного электричества между облаками или между облаками и землей. Линейная молния. Шаровая молния.Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Тютчев, Неохотно и несмело. Гром грохотал, не переставая, и сверкала молния, прорезывая огненным зигзагом черные, нависшие тучи. Станюкович, В шторм.

2. Вид особо срочной телеграммы. По дороге мы зашли на почту, и я послал молнию Лизе. Гладков, Клятва.

3. Вид стенной газеты, обычно небольшого размера, выпускаемой срочно и освещающей особенно важные и злободневные вопросы. В пять часов вечера Кудрявцев просмотрел последнюю «молнию» с призывом: «Перенесем наш опыт на восстановление главного пирса!» — и позвонил Саблину. Асанов, Ветер с моря. На стенах нового корпуса у нас вывешивали «молнии», извещавшие о производственных успехах строгальщиков, резьбовиков, расточников, литейщиков. П. Б. Быков, Путь к счастью.

4. Вид быстро задергивающейся застежки. От плотной фигуры Рогова в ладно сидевшей куртке желтой кожи с застежкой «молния» веяло силой. Ажаев, Далеко от Москвы. [Жаклина] принесла рубашку и как раз ту, которая ему нравилась больше других — темно-гранатовую с молнией. В. Попов, Обретешь в бою.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Самая длинная молния была зафиксирована в Оклахоме в 2007 году. Её протяжённость составила 321 км. Самая продолжительная молния была зафиксирована в Альпах. Её длительность составила 7,74 секунды.

МО’ЛНИЯ, и, ж. Разряд атмосферного электричества в воздухе, обычно в виде огненного зигзага. Сверкнула м. М. ударила в дерево. Молнией убило. С быстротой молнии. Шаровая м. (в виде огненного шара). — Каков дождик? Каковы молнии? Тргнв. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мо́лния

1. атмосферное явление, вспышка света от электрического разряда во время грозы ◆ Кривая молния разрезала тучу и словно провалилась в океан. Виталий Губарев, «Трое на острове», 1950–1960 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но только что мы трогаемся, ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами. Лев Толстой, «Отрочество», 1854 г.

2. застёжка в виде двух полос ткани с рядами попарно сцепляемых зубцов, предназначенная для быстрого соединения или разъединения двух частей материала ◆ Только молния на комбинезоне опять спустилась. Сергей Каледин, «Записки гробокопателя» (цитата из НКРЯ)

3. то же, что срочная телеграмма ◆ Сегодня на линейный пришла молния на этот счёт.

4. спец. срочное сообщение, срочный выпуск газеты ◆ Каждую операцию планируется освещать пресс-центром в листовках-молниях и информационных бюллетенях.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголыПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шефствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое молния? Сколько значений имеет слово?

Когда вы слышите слово «молния», какая ассоциация приходит в вашу голову первой? Наверняка вы представляете зигзагообразную линию, что высвечивается на небе во время дождя.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Однако, если немного подумать, то можно вспомнить, что молния бывает и на куртке, брюках, юбке и т. п. Только в этом случае значение данного слова несколько меняется. И становится не совсем понятно, что такое молния? Предмет или явление? А, может, и то и другое?

Многозначные слова в русском языке

Русский язык — один из самых богатых языков в мире. Не каждый человек, который изучает его с рождения, знает о нем абсолютно все, что уж говорить об иностранцах. Им и подавно запомнить новые труднопроизносимые слова сродни пытке.

Кроме того, язык, что используют для общения миллионы россиян, отличает некая образность и многозначность, которая присуща многим русским словам.

Что означает многозначность?

Есть слова, имеющие одно значение. К примеру, слово «береза». В каком контексте бы оно не использовалось, оно всегда будет обозначать дерево и ничто другое. Другое дело слово «кошка». Оно подразумевает:

Помимо вышеперечисленных значений, у данного слова есть еще одно. Ведь именно так в разговорной речи может называться девушка, ведущая разгульный образ жизни.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Представленный выше пример доказывает, что некоторые слова русского языка могут иметь одно или два и более значений: прямое и переносное. Вследствие этого они подразделяются на однозначные и многозначные. Таким образом, кошка, побег, лист, коса, звезда, молния — многозначные слова.

Но это далеко не полный список подобных слов. И помимо существительных, есть еще имена прилагательные и глаголы, имеющие два и более значений.

Значение слова «молния»

Сергей Иванович Ожегов, известный русский лингвист, объясняет слово «молния» следующим образом:

Молния — многозначное слово или нет?

Итак, вам были представлены все значения, которые имеет слово «молния». Самое первое из них трактует прямое значение данного слова. Остальные же обозначают его переносный смысл.

Определить, в каком значении грамотно использовать в речи или понимать при разговоре, чтении любое слово, в том числе и молния, поможет контекст, в котором оно используется.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Например, если перед вами следующий текст: «Вчера была ужасная погода. Я шла по улице, и внезапно полил сильный дождь, грянула гроза, а потом небо осветила жуткая молния. Мне стало не по себе, и я поспешила укрыться в ближайшем кафе.»

В данном тексте есть предложение со словом «молния», в котором его следует понимать в прямом значении.

Вот другой текст. В нем контекст разительно отличается от предыдущего. И слово «молния» представлено в переносном смысле: «Антон Петров — самый перспективный гонщик страны. Не зря за превосходное мастерство и невероятную скорость фанаты прозвали его Молнией.»

А теперь подумайте и ответьте на вопрос сформулированный в заголовке данного раздела. Молния — многозначное слово или нет?

Как возникают синонимы?

В русском языке огромное количество слов. Чтобы перечислить хоть небольшую часть, потребуется немало времени. И даже тогда не удастся вспомнить их все.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Ведь в каждом языке есть слова, обозначающие действия, предметы, объекты и т. д., которые уже не используются в речи, так как необходимость в них отпала. Причины могут быть разные. Возможно, их заменили другие синонимичные слова или же их значение устарело, то есть того, что они обозначали больше не используется в обиходе. Такие слова называются архаизмами.

Примером такой категории слов является старорусское слово «челобитье». Оно означает низкий поклон кому-либо, осуществленный таким образом, чтобы лоб коснулся самой земли. И просьбу, представленную на бумаге. Раньше это слово очень часто можно было услышать в разговоре представителей разных слоев общества. Да и увидеть, как совершается челобитие, также не составляло особого труда. Поэтому значение слова прекрасно знали, как взрослые, так и дети. А теперь далеко не каждый человек ответит вам, что такое челобитье.

Однако у этого слова есть синонимы: просьба, прошение, поклон. Они гораздо проще для понимания и произношения, а потому со временем вытеснили из русской лексики слово «челобитье».

Синонимы к слову

Практически у каждого слова в русском языке есть те, что имеют сходное с ним значение и на письме или в разговоре способны заменять друг друга. Однако есть и такие, которое заменить нельзя.

Например, для слова «танец» подойдут синонимы: хоровод, движения, пластика, пляска, дискотека и т. д. А вот танго синонимичным уже не заменить. Хотя это слово может стать родственным к слову «танец», для внесения конкретики. А наоборот можно будет сделать только соблюдая контекст.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

У исследуемого в данной статье понятия есть синонимы. К слову «молния», в зависимости от того, какое значение необходимо, вы может использовать:

Антонимы к слову «молния»

В русском языке есть такие интересные понятия: синонимы и антонимы. Но что же это такое? На самом деле, как бы тавтологично не звучало, антонимы и синонимы — это антонимы, то есть слова, противоположные по значению.

У некоторых слов они есть, а у некоторых нет. Попробуйте самостоятельно подобрать антоним к слову, исследуемому в данной статье.

Получилось? Если нет, не расстраивайтесь. Все дело в том, что к прямому значению слова «молния» нельзя найти антоним. А косвенными антонимами считаются: молния — черепаха (речь о скорости), молния — прямая (линия).

Как определить корень в слове «молния»?

Хотя понять значение словосочетания «однокоренные слова» довольно просто. Достаточно лишь разложить данное прилагательное на составляющие: один корень. Таким образом, однокоренными называются слова, которые имеют общий корень.

Для того чтобы подобрать к слову «молния» однокоренное, следует выяснить, какая часть слова является корнем. Это можно легко сделать посредством морфемного разбора.

Что такое морфемный разбор?

Что такое молния, разобрались. А вот что представляет собой морфемный анализ — не совсем понятно. Но это поправимо.

Морфемный — очень интересное прилагательное. А вы знаете, что оно обозначает? Конечно же, если вы — школьник, то ответ не вызовет у вас ни малейших трудностей. Но если вы уже взрослый, который давно не вспоминал, какие анализы приходится проводить почти на каждом уроке русского языка, то могли и забыть, что такое морфемный разбор слова.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Морфемой называется часть слова. Поэтому морфемный анализ означает разбор слова на составные части. Это могут быть: корень (он всегда есть в слове), приставка, суффикс и окончание (у некоторых слов отсутствуют).

Морфемный анализ слова «молния»

Что такое молния, с точки зрения морфемного анализа? Проведите его, чтобы выяснить.

Таким образом, у слова молния приставка и суффикса нет, окончание я и корень молни.

Слово «молния» в тексте

Со словом «молния» предложение составить довольно легко. Причем совсем не важно, в каком значении необходимо его использовать: в прямом или переносном.

Оригинальным примером станет следующий текст. Его необычность заключается в том, что в нем представлены все значения исследуемого слова. Но предложения в нем построены логично, не являются обрывками из разных контекстов.

Пример: «Сегодня утром по телевизору передали репортаж-молнию. В нем говорилось о том, что прогноз погоды на текущую неделю предвещает сильные ливни и грозы, поэтому лучше из дома лишний раз не выходить. Но я не обратила на это внимание — ведь метеорологи постоянно лгут, а на улице вовсю светило яркое солнце. Я решила пойти прогуляться, намеренно оставив зонт дома. Однако, как только я дошла до парка, небо озарила жуткая вспышка — молния, грянул гром, а вслед за ним дождь. Я в миг окоченела, укуталась плотнее в куртку, желая застегнуться. Но молния сломалась, и у меня ничего не вышло. Злая, растрепанная, замершая, я уже почти подходила к дому, когда какая-то молния на джипе на бешеной скорости пролетела мимо, окатила меня грязной водой из лужи с ног до головы. Прогулка явно не задалась. Хотя я сама в этом виновата. В следующий раз буду прислушиваться к словам метеорологов.»

Вот какой забавный, но вполне логичный текст, в котором представлено прямое значение слова «молния» и переносное, можно составить.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Итак, слово «молния» имеет целых четыре значения. Вследствие чего является многозначным. Его довольно часто используют в разговоре или на письме, когда необходимо осветить такие события, как погодное явление, дорожные происшествия или гонки.

Кроме того, его можно услышать по радио или телевизору, когда вниманию слушателей, телезрителей представляют срочный или очень важный репортаж, сообщение.

Да и при обычной разговорной речи это слово также иногда всплывает. Если кто-то что-то рассказывает об одежде, то произносит слово «молния», имея в виду застежку, состоящую из двух тканевых полосок с зубчиками, которые надежно скрепляются вместе, если по ним провести замком-собачкой.

Теперь вы знаете все прямые и переносные значения к слову, исследуемому в данной статье. И где бы вы ни услышали его, в каком бы контексте оно ни использовалось, вы всегда поймете, о чем идет речь. Ведь вы знаете, что такое молния.

Источник

Глагол

Мар 17

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Глагол

Упражнение 73, с. 34

73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

гл.
Тают сугробы.
гл.
Утихли метели.
В садовую рощу
гл.
Грачи прилетели.
гл.
Строят там гнёзда,
гл.
Задорно кричат:
— Вот колыбели
Для наших грачат.

Упражнение 74, с. 34

74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.

(что делать?) играть
(что делает?) ↔ живёт
(что делают?) ↔ летят
(что делали?) ↔ читали
(что сделать?) ↔ нарисовать
(что сделает?) ↔ напишет
(что сделают?) ↔ построят
(что сделали?) ↔ расцвели

Расцвели красивые розы.

Упражнение 75, с. 35

75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.

Безударные гласные: алеть (áлый), краснеть (крáсный), вертеть (вéртит), писать (пи́шет), ходить (хóдит), бежать (бег), продавать (продáжа), молчать (мóлча), кричать (крик), белеть (бéлый), отдавать (отдáча), хвалить (хвáлят).
Сочетания ча-ща: вращать, мчаться.
Звонкие и глухие согласные в корне: идти (идёт).

Упражнение 76, с. 35

Упражнение 77, с. 36

77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы

Косточку щенок нашёл,
А из тучки дождь пошёл.
Маленькая Фёкла
Очень сильно мокла.
В зубы взял её щенок,
Быстро к дому поволок.
И теперь она сухая
За столом сидит, зевая.

Упражнение 78, с. 36

78. Прочитайте.

1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Играй, играй, да дело знай.

Не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, играй, знай.

Упражнение 79, с. 37

79. Измените глаголы по вопросам.

ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делают?) Поют, идут, кричат.
ед.ч. ед.ч. ед.ч.
(Что делаю?) Пою, иду, кричу.
мн.ч. мн.ч. мн.ч.
(Что делаем?) Поём, идём, кричим.

Упражнение 80, с. 37

80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.

Упражнение 81, с. 38

81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.

Упражнение 82, с. 38

82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.

Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Муравей работает. Грузовик шумит.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.

Упражнение 84, с. 39

84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.

Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.

На хмуром небе появилась туча. Загромыхал гром. Пронёсся грохот над лесом. Закачались деревья, упали листья. Сверкнула молния. Ударил гром, хлынул ливень. Спрятались лесные жители в своих домиках.

Упражнение 85, с. 40

85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.

сущ.
С носа на нос переносица
гл.
не переносится.

Слова «переносица» и «переносится» произносятся одинаково.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.

Самосвал ⇒ привёз песок.
Снеговик ⇒ на солнце тает.
Светофор ⇒ горит без дыма.
Пастушок ⇒ дудит в рожок.
Шахматист ⇒ наморщил лоб.
Паучок ⇒ залез на сноп.
Рыболов ⇒ поймал налима.
Рыжий кот ⇒ в углу мяучит.
Ученик ⇒ уроки учит.
Фокстерьер ⇒ на кошку лает.

Источник

Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов

молния что делает подобрать глаголы. Смотреть фото молния что делает подобрать глаголы. Смотреть картинку молния что делает подобрать глаголы. Картинка про молния что делает подобрать глаголы. Фото молния что делает подобрать глаголы Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря глаголов

Игра: «Исправь ошибку Незнайки»

Цель : развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Материал: предметные картинки на словосочетания: самолет летит, лошадь скачет, дятел долбит, мальчик рисует, мальчик умывается, девочка моет посуду, молния сверкает, солнце светит, рыба плавает, дождь льет, капля капает, часы идут, птица летает, человек ходит, змея ползает, кузнечик прыгает».

Ход игры: «Незнайка» произносит словосочетания, подбирая слова неправильно. Ребенок исправляет ошибку, подбирая слова правильно (с точки зрения ребенка).

Инструкция: «Посмотри, к нам в гости пришел Незнайка, но он как всегда все напутал. Давай с тобой попробуем исправить его ошибки. Я тебе буду говорить словосочетания, а ты внимательно послушай и скажи мне, что же здесь не так,какую ошибку допустил Незнайка: самолет скачет (летит, лошадь рисует (скачет, дятел плавает (долбит, мальчик летит (рисует, мальчик капает (умывается, девочка долбит (моет посуду, молния идет (сверкает, солнце моет посуду (светит, рыба прыгает (плавает, дождь ползает (льет, капля ходит (капает, часы умываются (идут, птица сверкает (летает, человек летает (ходит, змея светит (ползает, кузнечик льет (прыгает)».

Примечание: правильная подборка слов указана в скобках.

Цель: развивать умение детей называть действия животных и самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал: предметные картинки с изображениями животных,птиц и насекомых: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волка, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук.

Инструкция: «Посмотри, сколько у нас картинок, давай посмотрим, что же на них изображено. Переверни любую картинку,скажи мне: а) «Кто как голос подает?», б) «Кто как ест?»

Игра: «Кто чем занимается?»

Цель: закрепить знание детьми основных профессий и умение самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Материал:предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.

Ход игры: Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.

Инструкция: «Ты знаешь, сколько в мире всяких разных профессий. Давай с тобой посмотрим, кто чем занимается. Вытащи из мешочка одну карточку, скажи мне кто это? А чем он занимается?»Правильные варианты: повар варит, врач лечит, учитель учит, строитель строит, художник рисует, пианист играет на пианино, писатель пишет, портниха шьет, прачка стирает, уборщица убирает, фотограф фотографирует, продавец продает, покупатель покупает, ученик учится.

Игра: «Что может делать это животное?»

Цель: активизировать в речи детей словарь глаголов.

Материал:предметные картинки с изображениями животных: собака, волк, медведь, заяц, змея, лягушка.

Ход игры: К карточкам с животными ребенок подбирает слова-действия, которые отвечают на предложенные вопросы. Правильный ответ засчитывался при подборе не менее 3 правильных слов-действий. Близкий по значению ответ засчитывался при подборе не менее 2 правильных слов-действий или при назывании близких по значению слов. Отсутствие ответа считалось, когда ребенок называл менее 1 правильного слова.

Инструкция: «Посмотри на карточку, кто это?А теперь скажи: «как она (он) подает голос?; Как передвигается?; Как ест?.Например: это кошка, она мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазает, царапает».

обогащение глагольного словаря дошкольников;

• закрепление умения согласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, предметные картинки.

Ход игры.

Ребенок должен подобрать к изображенному предмету как можно больше слов – действий.

Игра «Кто в домике живет?»

1. Расширять и закреплять предикативный словарь.

2. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным

3. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

4. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Материал:предметные картинки с изображениями животных: кошка, лиса, медведь, змея, комар, жук, лягушка, рыба, уж, удав. Домик с окошками на 1, 2, 3, 4, 5 этаже.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям расселить животных по этажам:

1 этаж- живут животные, которые бегают, прыгают, ходят, охотятся (кошка, лиса, медведь)

2 этаж- летают, издают звуки (комар, жук)

4 этаж-плавают, ныряют (лягушка, рыба)

Игра «Едем, плаваем, летаем».

1. Развивать предикативный словарь.

2. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

3. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет

4. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

5. Развивать зрительное внимание.

Материал:предметные картинки с изображениями видов транспорта:

Наземный – машина легковая, машина грузовая

Водный- пароход, лайнер

Железнодорожный – поезд, электричка

Карточка с тремя делениями, обозначенными условными моделями: земля, вода, воздух.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям разместить транспорт по способу передвижения на карточке с условными обозначениями, и составить предложения.

Игра «Кем ты хочешь стать?»

1. Расширять предикативный словарь.

2. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего

3. Закреплять знания о профессиях людей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут, и что будут делать. Обращает внимание на построение конструкций ответа,в котором содержание трудовых операций звучит в будущем времени:

Я хочу стать поваром. Я буду резать овощи, готовить еду, печь пироги…

Я хочу стать воспитателем. Я буду играть с детьми, учить их рисовать, читать им книги….

Игра «Кто что делает?»

углублять содержание знаний о труде,

пополнять словарь названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает)

,пополнять словарь названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т. п.).

Расширять глагольный словарь.

Материал:картинки с изображением различных действий: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.

Игра «Подбери действия»

Задачи: закреплять знания детей о профессиях людей, и о том, какие трудовые операции они выполняют

Материал: Карточки с изображением представителей разных профессий (врач, строитель, воспитатель, повар, водитель, пожарный и т. д.).

Карточка с шестью свободными окошками, фишки.

Воспитатель предлагает детям карточки с изображением профессий на выбор. Затем называет профессию. Ребенок, у которого карточка с изображением данной профессии, должен назвать трудовые операции. Сколько трудовых операций ребенок назвал- столько фишек он кладет на карточку с окошками. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит окошки на карточке.

Игра «Кто как передвигается»

Задачи: закреплять знания детей о способах передвижения представителей флоры и фауны.

Расширять словарь глаголов.

Материал: карточки с изображением животного мира- животные домашние и дикие, насекомые, рыбы, птицы, земноводные, рептилии. Фишки.

Например: кошка- идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит.

Лягушка- скачет, ныряет, плавает, сидит.

Воробей- летит, скачет, прыгает, сидит.

Жук- ползёт, летит и т. д.

Игра «Что чем делают»

Расширять словарь глаголов.

Игра «Кто что делает?»

Цель: активизация использования детьми в речи глаголов.

Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.

Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.

Содержание: детям показывают картинки и просят назвать, кто что умеет делать. За каждый названный глагол ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Игра «Стоп! Палочка, остановись!»

Цель: расширение и активизация словаря детей; обучение умению подбирать слова-действия.

Оборудование: палочка для игры

Цель: активизировать глагольный словарь.

Содержание. Дети встают в круг, в кругу – воспитатель, у него в руках мяч. Воспитатель называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный воспитателем.Детям предлагаются задания на характеристики:

— явлений природы (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит; дождь- льёт, моросит, капает.)

-предметы рукотворного мира (мяч- катится, лежит, его можно бросать, отбивать о землю)

Если ребенок затрудняется назвать слово- он выбывает из игры.

Игра «Поможем Незнайке»

Цель: обогащение предикативного словаря детей. Обучение детей умению подбирать слова-действия.

Оборудование: различные игрушки. Игровой персонаж Незнайка.

Ход игры.

К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Воспитатель побуждает детей уточнить, как именно можно играть с игрушками, какие игровые действия можно выполнять.

Цель: закреплять умение подбирать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Развивать глагольный словарь.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям слово, обозначающее действие, и просит назвать как можно больше слов-существительных.

-Летает кто? (птица, бабочка, муха, жук, пчела, стрекоза); что? (змей, вертолет, самолет, пух, снежинка, шар, спутник).

-Идет кто? (человек, ребенок, девочка, мальчик, внучка, брат, сестра, кошка, собака); что? (дождь, град, снег, время).

-Растет кто? (девочка, мальчик, ребенок); что? (дерево, трава, лист, цветок).

-Бежит кто? (девочка, кошка); что? (река, молоко, время, ручей).

-Стоит кто? (мама, бабушка); что? (шкаф, диван).

-Сидит кто? Прыгает кто? Спит кто? Лежит кто? Висит кто? Летит кто? Едет кто? что? Читает кто?

Игра «Подбери слово к действию»

Цель: активизировать в речи детей словарь действий предметов.

Ход игры. Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов к действию предмета.

«Времена года»: Наступает, замерзает, блестит, лежит, лепят, катаются, валит, свищет, бушует, кружатся, тает, бегут, распускаются, появляются, зеленеет, прилетают, покрываются листьями, цветут.

«Овощи, фрукты, ягоды»: Растет, зеленеет, краснеет, созревают, дергают, зреют, вырастают, срезают, выкапывают, срывают, варят, жарят, солят, маринуют.

«Животные»: Скачет, спит, охотится, хитрит, ползет, заметает следы, бросается, замирает, прыгает, кусается, пугается, прячется, нападает, крадется, переваливается, выслеживает.

«Кто как голос подает?»

Цель: Уточнение названий действий животных.

Оборудование: предметные картинки (голубь, воробей,петух, корова, курица, гусь, ворона, сорока, филин, лягушка, волк, утка, кошка, свинья, овца, лошадь, собака, медведь)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинки и сказать, показать, изобразить, кто из животных как голос подает.

Голубь воркует; воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, курица кудахчет, гусь гогочет, ворона каркает, сорока стрекочет, филин ухает, лягушка квакает, волк воет, утка крякает, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, лошадь ржет, собака лает, медведь рычит.

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия геометрические фигуры и формы. Огар Ксения Григорьевна Дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи) Связная речь. 1. Игра для уточнения формы родительного падежа. «Угадай, чьи это вещи» Детям предлагаются картинки,на которых изображены:.

Игры для развития связанной речи и активизации словаря «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Консультация для родителей «Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР» Дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР. В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Опыт работы «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря прилагательных» ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ. Тема опыта: «Дидактические игры и упражнения как средство активизации словаря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *