молоко пастила и по дереву постучать что значит
Постучать по дереву – примета
Примета, советующая постучать по дереву, чтобы не сглазить, дошла до наших дней еще с дохристианских времен и стала, пожалуй, одной из самых популярных в мире.
Смысл и значение этого поверья понятен и русскому человеку, и французу, и англичанину. Правда, на Руси принято стучать по дереву три раза собранной в кулак кистью руки, а вот в большинстве других стран лишь один раз прикасаются кончиками пальцев к любому деревянному предмету.
Тем не менее, значение приметы «постучи по дереву» остается неизменной – так поступают, когда хотят, чтобы осуществилось что-то запланированное, и его воплощению ничто не помешало – ни сглаз, ни завистливые мысли, ни неудачное стечение обстоятельств, ни недобрые намерения врагов.
Однако, в современном мире многие или забывают, или не знают, что стучать надо обязательно по живому дереву, по тому, которое растет, а не по обработанной древесине.
А вот стучать по деревянному предмету – по дереву спиленному и обработанному – нужно в том случае, когда рассказывают нечто плохое и, при этом, не хотят, чтобы это сбылось, как бы говоря себе: «Не дай Бог!».
Постучать по дереву – происхождение приметы
Корни этой приметы лежат в глубокой древности, когда не только у друидов, но и у большинства других народов был распространен культ деревьев и растений.
Наши предки обожествляли деревья и часто населяли их богами, покровителями рода, защитниками и добрыми мифическими существами. Постучав по дереву, древние славяне обращались за помощью и защитой к хорошим духам, просили их о здоровье, об осуществлении планов.
Стук по дереву пробуждал духа, а человек этим как бы отдавал себя под Высшее покровительство и с этого момента становился защищенным от сглаза, порчи и любого негативного влияния со стороны нечистой силы.
В древности верили, что деревья наделены магическими способностями и помогают человеку, если тот стуком по стволу обратит на себя внимание Высших сил и расскажет о своих проблемах. Именно поэтому и стучали наши предки по живому, растущему дереву правой рукой, когда хотели, чтобы исполнилось желание, или что-то запланированное воплотилось в жизнь.
При этом, стучать можно было далеко не по каждому дереву. Особо почитали на Руси дуб, – считали его самым главным среди деревьев. Поэтому и обращаться, постукивая по стволу, лучше всего было к дубу. Как считали наши предки, хорошо помогала в осуществлении желаний и сосна.
Срубленные (мертвые) деревья, как считали в древности, были населены духами злыми, стремящимися навредить слишком удачливым людям. Поэтому, произнося вслух что-то плохое, три раза стучали левой рукой или по стенам дома, или по деревянным предметам, чтобы отвлечь внимание злых духов, и не дать им возможности услышать и привлечь этот негатив в жизнь человека.
И в этой традиции был особый запрет – когда нужно было постучать по деревянной поверхности, нельзя было для этой цели использовать стол. Стучать по столешнице запрещалось, поскольку стол считался ладонью Бога, и стук по нему мог вызвать гнев Высших сил. Ведь даже бить яйца об стол у наших предков считалось дурной приметой.
В том, что постучать по дереву нужно именно три раза, заключается особый смысл, – троекратное прикосновение считается символичным действием, поскольку почти во всех верованиях «3» – это священное число.
Традиция стучать по дереву не исчезла даже с приходом христианства, – просто примету стали связывать с чудодейственной силой Креста, и, как в Европе, этот обычай стал означать «право убежища». Считалось, что человек, прикоснувшись к деревянному предмету, попадает под покровительство церкви, и ему невозможно причинить какой-либо вред.
Почему мы стучим по дереву, чтобы «не сглазить»?
Одно из самых устойчивых суеверий и одно из самых старинных. Причём, не только у русских людей, но и у европейцев. Некоторые народы не стучат по дереву, чтобы самого себя не сглазить, а просто слегка прикасаются.
История происхождения интернациональной приметы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Постучим по дереву — услышим в ответ древние сказания…
Культ дерева
И в древние времена, и сегодня никто не удивится, если вдруг человек в процессе разговора начнёт стучать по чему-нибудь деревянному. Смысл этого жеста понятен всем, вне зависимости от континента проживания, статуса и уровня образования.
У персов с незапамятных времён постучать по дереву — значит, попросить о защите благого бога огня Атара. Культ священного огня в древнеперсидской религии занимал особое место, был широко распространён и сохранился у их потомков до настоящего времени. Магической силой наделяли деревья египтяне, мастерившие защитные амулеты, которые связками носят и современные жители этой страны. Под защиту духов деревьев вставали древние британцы, и до сих пор в Англии частенько приговаривают: «Touch wood!» (то есть, мол, не сглазь, «Дотронься до дерева!»). Американцы переняли обычай по наследству и говорят: «Кnock on wood!»
В дохристианской Руси люди также приписывали деревьям особую силу и относились к ним как к священным, божественным творениям. Особая роль отводилась дубу — дереву Перуна и Рода. К дубу предки-славяне обращались за защитой, рассказывали ему о своих планах и радостях, чтобы не хвалиться людям и не навлечь своим же длинным языком на себя гнева богов. Дуб обнимали как друга, спасителя и помощника. Культ этого дерева существовал не только у славян, но и по всей Европе: люди издавна заметили, что именно в дуб чаще других бьёт молния, а, значит, он отмечен особым знаком небес. Дуб одаривал своей силой не только человека, к нему прикасающегося, но и птиц, вьющих в его ветвях гнёзда, и растения, растущие у его подножья.
Согласно славянской мифологии, дуб — это ещё и символ Рода, Бога-Творца, возглавлявшего славянский пантеон богов и предписавшего все правила жизни, все законы мироздания. Славянский бог помогал людям при помощи своих «посланников», одним из которых было внушительное дерево. На Руси верили, что для того, чтобы попросить совета или помощи у Рода в сложной ситуации, нужно постучать по дубу и таким образом подать знак божеству-защитнику.
По столу стучать нельзя
Существует и ещё одна интересная версия, которая смещает акцент именно на стук. Мол, стучали по дереву наши предки, а не просто прикасались к нему, потому что опасались зависти нечистой силы, поэтому если человек чем-то хвалился вслух, он должен был громко стучать по дереву, чтобы заглушить собственный голос и не дать духам услышать о его удаче и нарушить её.
При этом, кстати, суеверие чётко регламентирует, по какому дереву стучать нельзя. Например, бессмысленно это делать по столу: во-первых, это уже «мёртвое» дерево, лишённое своих сил из-за обработки и покрытия, уже закрытое для духовного мира и не являющегося счастливым проводником в него, а во-вторых, это символ божественной длани, которая несёт человеку пропитание. Некоторые стучат сегодня по голове — своей или близкого человека, мол, в шутку, но, конечно, это не следование примете, а некий психологический приём, показывающий, что человек понимает, что излишне хвалится в разговоре, но не хочет при этом прослыть в глазах собеседника хвастуном.
Действительно суеверный человек знает, что стучать нужно по живому дереву или же по доскам заборов. Некоторые особо верящие приметам даже носят с собой для защиты кусочки обычного дерева. В давние времена силой наделялись и бревенчатые избы, поэтому женщины «лечили» с их помощью ребятишек, никак не желавших засыпать, прислоняя к дереву маленькие ножки, а мужчины — натруженные и ломящие поясницы после дневных работ.
Примета стучать по дереву после крещения Руси
Языческое суеверие не ушло из жизни даже после прихода христианства. На удивление, его не искореняли и сами священнослужители. Они поступили мудрее и по-своему истолковали эту примету, связав её с темой деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос.
Как бы то ни было, примета настолько прочно закрепилась в нашей повседневной жизни, что даже не самые суеверные или не самые религиозные (что, в данном случае, как ни странно, одно и то же) люди лишний раз да и стукнут по деревяшке, когда говорят о чём-то хорошем, желая, чтобы и дальше всё складывалось наилучшим образом.
Часто вместе со стуком по дереву мы трижды плюём через левое плечо. Объясняется это, в общем-то, нелепое действие таким же интересным «замесом» языческого и христианского.
Ангел и чёрт на плечах
Старинное убеждение состоит в том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, располагающийся с правой стороны, и чёрт-искуситель, восседающий на левом плече. Чёрт склоняет человека к греху, нашёптывает в левое ухо и подслушивает, что же хорошего желает себе его «подопечный». Левая сторона в православных канонах — это вообще сторона нечистых, тёмных сил.
Дальше в объяснение приметы включается «магизм»: слюна считается сильной биологической жидкостью, наделённой особыми свойствами и часто применяемая в эзотерических и магических ритуалах. Поэтому слюной через левое плечо суеверный человек как будто бы побеждает нечистого, плюёт в него, чтобы сохранить везение и «выплюнуть к чёрту» дурные мысли.
Некоторые поклонники иррационального мышления говорят, что у этого обычая есть даже почти научное объяснение. Основано оно на том, что левое полушарие мозга ответственно за логику и управляет правой рукой, а значит, и для правшей, которыми является большинство людей, такое действие будет дополнительным стимулом. Объяснение, конечно, сомнительное, однако вспомните себя, образованного современного человека, когда в следующий раз будете стучать по дереву и говорить «тьфу-тьфу-тьфу»…
Пятница, 13-го и другие суеверные истории: почему нужно постучать по дереву и посидеть «на дорожку»
Не будем долго тянуть черного кота за хвост, рассказывая о психологии суеверий (мы это уже сделали в предыдущей статье), а сразу перейдем к нашему «примеТчательному» рейтингу.
Зачем стучать по дереву
Пожалуй, каждый из нас участвовал в глуповатом процессе поиска чего-то деревянного рядом, чтобы, постукивая три раза, произнести всемогущее заклинание: «тьфу-тьфу, как бы не сглазить».
Но задумывались ли вы, почему нужно постучать именно по дереву? Нет, безусловно, по лбу себе тоже многие лупят и зачастую вполне эффективно: порча боится пустоты. Но все же: какого лешего в этом деле требуются исключительно деревянные субстанции?
Версия первая – языческая.
Как оказалось, не зря мы упомянули лешего.
Во времена, когда наши предки молились языческим богам, считалось, что в лесу хоть и есть злые духи (а леший – «смотрящий» за ними), деревья связаны с их добрыми коллегами. Поэтому через них можно достучаться до хороших духов. Это своеобразный вызов «скорой помощи» в случае, если чувствуешь, что какая-то «зараза» на подходе.
Версия вторая – христианская.
Когда Киевскую Русь крестили, языческие традиции никуда не делись. В большинстве своем они трансформировались. И, например, первые христианские кресты в наших широтах чаще всего делали именно деревянными. В том числе и нательные. А когда креста под рукой не было, люди искали дерево, чтобы вызвать добро на помощь.
Мы, как люди современные, хоть и не верим в добрых духов, сидящих в древесине, стучим по сосново-дубовым изделиям все же не вхолостую. Как объясняют психологи, от этой церемонии есть эффект.
Почему боятся пятницу, 13
Корни этой фобии, у которой есть сразу два названия и оба не выговариваемые (чтобы вы не сломали язык, мы спрятали эти термины сюда), кроются в Библии.
Эта дата подарила миру серию фильмов ужасов «Пятница, 13-е» (Friday, The 13th), которые стали, пожалуй, самой известной киножутью (во всех смыслах этого слова) массовой культуры.
Начиная с 1980 года, вышло уже 12 хорроров на эту тему. А хоккейная маска, в которой главный герой-маньяк кромсает всех подряд, вошла в топ-5 узнаваемых атрибутов мирового кинематографа.
Интересно, что сейчас идет подготовка к новому – 13-му (!) – фильму-приквелу, который будет называться «Пятница, 13-е: Начало».
Рассыпать соль – к чему бы это
Говорят, что рассыпанная соль – к ссоре. И этому есть абсолютно логическое объяснение с исторической подоплекой.
Долгое время она была очень дорогой, так как до XI века соль в наших краях не добывали, а покупали у чужеземных купцов. И когда кто-то рассыпал драгоценное «заморское яство», часто начиналась ссора – это же словно деньги в печку бросить!
Честно говоря, коммунальные власти украинских городов с каждым годом все больше нивелируют эту примету. Если бы наши предки увидели, сколько соли современные чиновники высыпают на тротуары и дороги, они бы их на кол посадили.
Почему нельзя передавать через порог
Эта на первый взгляд странная примета на самом деле имеет потустороннее обоснование.
Дело в том, что до 5-6 веков похоронные обряды среди славян были совсем не такими, как сейчас. Наши предки хоронили своих близких не на кладбищах, а возле домов или даже в них, как правило, под порогом и под печкой. Они верили, что духи умерших будут помогать тем, кого они любили при жизни, не пуская всякую нечисть в дом.
А чтобы не тревожить этих духов, старались не задерживаться на пороге, не передавать что-либо через него. По той же причине нельзя и сидеть на пороге.
Нам удалось найти два «бонуса» для тех, кто верит в эту примету. Во-первых, у них меньше шансов прибить руку дверью.? Во-вторых, дверной проем – самое «сквозное» место в квартире или доме, а значит, те, кто там не задерживается, не простуживаются от сквозняков.?
Для чего нужно присесть «на дорожку» и нельзя возвращаться
По сути, эти приметы – продолжение предыдущей. Они так же связаны с верой в домашних духов, которые, как считалось, цепляются к человеку, мешая ему уйти за порог (под ним, как вы помните, они и «живут»).
Присев же перед дорогой, люди, отправляющиеся в путь, как бы вводят духов в заблуждение. Мол, мы никуда уже не собираемся.
Отсюда же «растут ноги» и у плохой приметы, связанной с возвращением домой с полпути. Наши предки боялись, что духи могут разозлиться за обман и устроить ещё больше проблем в дороге.
Поэтому, если уж довелось вернуться, нужно посмотреть в зеркало, которое, как считалось, усиливает энергию человека.
На самом деле примета посидеть «на дорожку» очень даже полезная. В эти пару минут человек может спокойно подумать и вспомнить, не забыл ли он чего.
Так что, даже если вы и смеетесь над суевериями, посидеть «на дорожку» лишним не будет.
Молоко пастила и по дереву постучать что значит
Академия Пастилы запись закреплена
10 ФАКТОВ О ПАСТИЛЕ
2.В древние времена яблоки, томили в печи, разминали, постилали на досках, сушили на солнце. Отсюда и упоминание как “пОстила”.Тонкие полоски коричневого цвета сворачивали в свитки и употребляли как лакомство до нового урожая.
3.В дореволюционной России центрами производства пастилы были Коломна, Ржев и Белёв.
4.Изначально пастилу готовили из кислых сортов яблок, таких как антоновка, а из ягод использовали кислые смородину и клюкву. Технология включала взбитое пюре из яблок и ягод и мёд.
5.Сахар и белок (для придания пастиле белого цвета) стали добавлять с 19 века.
6.В натуральной пастиле содержатся простые сахара, которые быстро преобразуются в организме в энергию, а также заставляют организм производить в больших количествах серотонин – гормон, повышающий настроение и дарящий радость.
7. Натуральная пастила сохраняет свойства ягод и фруктов из которых приготовлена и содержит в своем составе группу витаминов В и клетчатку, которые помогают сохранить и поддержать здоровье.
Молоко пастила и по дереву постучать что значит
Пpимeты coпpoвoждaют нac вcю жизнь, дaжe ecли мы caми тoгo и нe ocoзнaeм. Мнoгиe из них пoявилиcь y cлaвян eщe в caмыe дpeвниe вpeмeнa, дo oбpaзoвaния гocyдapcтвa Киeвcкaя Pycи.
Cтyк пo дepeвy
Жeлaя ceбя в чeм-тo oбeзoпacить, чeлoвeк пpивычнo cтyчит пo дepeвy. Этo дpeвнeйшaя пpимeтa, yхoдящaя кopнями eщe в язычecкoe пpoшлoe cлaвян. Pyccкиe люди тыcячи лeт нaзaд вepили в тo, чтo внyтpи кaждoгo дepeвa живeт кaкoe-тo бoжecтвo. Этo мoг быть лecнoй или ocoбый дpeвecный дyх. Пocтyчaв пo cтвoлy, чeлoвeк выpaжaл eмy cвoю пpизнaтeльнocть зa иcпoлнeниe жeлaния или нaпepeд зaдaбpивaл в pacчeтe нa пoмoщь.
Yши гopят
В нapoдe гoвopят, чтo pacкpacнeвшиecя yшныe paкoвины – вepный пpизнaк тoгo, чтo ктo-тo чeлoвeкa oбcyждaeт. Этa пpимeтa тoжe oбpaзoвaлacь oчeнь дaвнo. В ee ocнoвe – знaниe чeлoвeчecкoй пcихoлoгии и aнaтoмии. Кoгдa чeлoвeк зaинтpигoвaн или иcпyгaн, y нeгo в кpoви пoвышaeтcя ypoвeнь aдpeнaлинa. Oт этoгo кpacнeют кoжныe пoкpoвы.
Нa Pycи дaвнo зaмeтили, чтo y тoгo, зa кeм вoдитcя кaкoй-тo гpeшoк, пpи любoм нaмeкe нa нeгo кpacнeют лицo и yши. Paзyмeeтcя, тaйны вызывaли мaccy дoмыcлoв, oбcyждeний и cплeтeн. Пpимeтa oбpaзoвaлacь кaк бы oт oбpaтнoгo: ecли ктo-тo yжe гoвopит o чeлoвeкe, знaчит, y нeгo aвтoмaтичecки дoлжны пoкpacнeть yши. И нaoбopoт: пoкpacнeли yши – ктo-тo тeбя oбcyждaeт.
Пepeйти дopoгy c пycтыми вeдpaми
Нeльзя здopoвaтьcя чepeз пopoг
Этa тpaдиция бepeт нaчaлo eщe в глyбoчaйшeй дpeвнocти, кoгдa пpeдки pycичeй хopoнили cвoих ycoпших y пopoгa дoмa. Клaдбищ, кaк тaкoвых, нe cyщecтвoвaлo. Чeлoвeкa мoгли пoхopoнить гдe-тo в caдy, y eгo любимoгo дepeвa, или пpямo вoзлe избы. Ecли гocть нaчинaл здopoвaтьcя c хoзяeвaми eщe зa пopoгoм, oн мoг пoтpeвoжить пoкoйникa, пoхopoнeннoгo гдe-тo нeпoдaлeкy. Чтoбы этo нe пpoиcхoдилo, cлaвянe зaвeли oбычaй пpивeтcтвoвaть дpyг дpyгa, тoлькo пepecтyпив пopoг дoмa.
Paccыпaннaя coль
Paccыпaть coль – к ccopaм в дoмe. Пpoиcхoждeниe этoй пpимeты знaют мнoгиe. И eщe бoльшe людeй в нee вepят. Paньшe cлaвянe дoбывaли coль в oчeнь тяжeлых ycлoвиях и тoлькo в нeкoтopых yдaлeнных oблacтях. В гopoдa и дepeвни ee пpивoзили издaлeкa, пoэтoмy цeнa нa этoт нeoбхoдимый пpoдyкт былa oчeнь выcoкa. Coль в дoмe бyквaльнo oзнaчaлa дocтaтoк, бoгaтcтвo, пoэтoмy нeльзя былo ee paccыпaть. Ecли ктo-тo cлyчaйнo oпpoкидывaл coлoнкy, oн тyт жe пoлyчaл нaгoняй зa cвoю нeлoвкocть. Вoт и poдилacь пpимeтa, чтo paccыпaннaя coль вceгдa пpивoдит к cкaндaлaм.
Нeльзя выбpacывaть мycop вeчepoм
Этa пpимeтa oбpaзoвaлacь в cвязи c вepoй cлaвян в вeдьм. Пo пoвepьям нaших пpeдкoв, вeдьмы мoгли coвepшaть cвoи чepныe дeлa тoлькo в тeмнoe вpeмя cyтoк, ближe к пoлyнoчи. Для кoлдoвcтвa oни иcпoльзoвaли личныe вeщи чeлoвeкa, пoэтoмy cчитaлocь плoхим знaкoм выбpacывaть чтo-тo из избы ближe к вeчepy. Вeдьмa мoглa в тeмнoтe пpихвaтить кaкyю-тo вeщицy и пpимeнить ee в cвoeм мaгичecкoм oбpядe.
Чepнaя кoшкa дopoгy пepeбeжaлa
C вeдьмaми cвязaнa eщe oднa пpимeтa: ecли дopoгy пepeбeжит чepнaя кoшкa – жди бeды. В cтapинy cчитaлocь, чтo вeдьмы мoгли пpeвpaщaтьcя в чepных кoтoв и в тaкoм видe нeoжидaннo пoявлятьcя cpeди людeй. Кoгдa oткyдa ни вoзьмиcь пepeд чeлoвeкoм пpoбeгaлa чepнaя кoшкa, oн вceгдa пyгaлcя, пoдoзpeвaя пpиcyтcтвиe вeдьмы. Пoзднee, кoгдa в кoлдoвcтвo cтaли вepить нeмнoгo мeньшe, пpимeтa измeнилa cвoe знaчeниe. Ceйчac cчитaeтcя, чтo вcтpeтить нa cвoeм пyти чepнoгo кoтa – этo пpocтo к нeyдaчe. O вeдьмaх никтo и нe вcпoминaeт.