мониторинг что это в доу
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Надежда Прохожева
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования
Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. А уже 01.01.2014 года после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет?
Большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:
— качество условий (материально-техническое, методическое обеспечение, предметно-пространственная среда, комфортная психологическая среда, кадровый потенциал);
— качество образовательного процесса (ООП ДО, квалификация педагогов, учебно-вспомогательный материал);
— качество результатов образовательной деятельности (диагностика).
Сегодня пойдет речь о качестве результатов образовательной деятельности. Немного теории…
Основным инструментом для выявления качества результатов является диагностика (мониторинг).
Педагогическая диагностика в ДОУ – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: на познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
Во ФГОС дошкольного образования в п. 3.2.3. прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»
В соответствии со Стандартом «результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). При этом необходимо согласие родителей (законных представителей) ребенка на его участие в данной диагностике.
«Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей». Следуя вышесказанному, хочется отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, где нет педагога-психолога диагностика школьной зрелости детей, а именно тест Керна Иерасика, не проводится, и в образовательной программе дошкольного образования этот вид диагностики не прописывается.
Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.
Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».
В нашем ДОУ разработано положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Настоящее положение размещено на сайте МБДОУ в разделе «Документы».В нем закреплены следующие диагностические методики:
К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г.
Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г.
Т. А. Тарасова «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г.
Э. П. Костина «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г.
С помощью представленных диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.
Важно отметить, что в ОП ДО, так же, как и в положении о системе оценки индивидуального развития дошкольника, четко прописаны диагностические методики, а именно автор и название.
Обращаю Ваше внимание на то, что принцип единочтения должен просматриваться в образовательной программе дошкольного образования и в календарном учебном графике, где четко указаны кроме методики диагностики, еще и периодичность, конкретные сроки, возраст детей.
Для наглядности обращусь к этим документам.
Если посмотреть ОП ДО нашего учреждения (которая также, как и положение о системе оценки качества индивидуального развития дошкольников размещена на сайте ДОУ, и учебный календарный график, то мы видим, что диагностические методики в этих двух документах прописаны следующим образом:
— по К. Л. Печоре «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г. проводится с детьми в возрасте с 1 до 3 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)
— Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г. с детьми 3-7 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)
— Т. А. Тарасовой «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май)
— Э. П. Костиной «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май).
Календарный учебный график,пункт 9 написан в соответствии с ОП ДО: указаны используемые диагностические методики, возраст обследуемых детей и более конкретный, чем ОП ДО, срок проведения мониторинга (IV неделя 09.2017г., IV неделя 05.2018г.)
Из выше изложенного материала можно проследить нормативную базу, на которую опирается заведующий и старший воспитатель при оценке индивидуального развития дошкольника:
ФГОС ДО – Положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО – ОП ДО – Календарный учебный график.
В методическом кабинете нашего ДОУ есть весь диагностический материал: описание методики, рекомендации по проведению каждого вида мониторинга для воспитателей.
Основной целью педагогической диагностики в нашем дошкольном учреждении является познание и понимание педагогами ребенка-дошкольника, что определяет использование воспитателями преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущим среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестведополнительных методов используются:
— анализ продуктов детской деятельности,
— специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
При организации педагогической диагностики мы соблюдаем следующие принципы:
1. Принцип законности, который предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях с соблюдением правовых документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устава, локальных актов, решений педагогического совета, приказов ДОУ)
2. Принцип научности, подразумевающий, что диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию мониторинга.
3. Принцип этичности, педагогическая диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности, при котором минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество информации о ребенке, столько, сколько может быть использовано в детском саду.
Во время проведения диагностики воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения воспитатель (по возможности) фиксирует результаты проявления ребенком тех или иных инициатив, а также результаты тестов по физической подготовленности.
Дальнейшая работа воспитателей заключается в заполнении протоколов исследования уровня развития инициатив (по Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнову, протоколов результатов тестирования (по Т. А. Тарасовой, протоколов диагностики музыкального развития, карт нервно-психического развития. Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации.
Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет.
Примерная схема заключения, которое ведется мною,как старшим воспитателем:
В ___ (указывается месяц педагогической диагностики)была проведена педагогическая диагностика детей с целью:___
(указываю цель:например: определить уровень индивидуального развития ребенка, степень освоения образовательной программы дошкольного образования и т. д.).
В обследовании принимали участие дети ___
(указывается группа, возраст).
Использованы следующие методики:
Затем указываются полученные результаты:
На основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что___
Затем прописываются причины результатов, целесообразность выбора методов и приемов, технологии развития детей, а так же планирование на будущее целей и задач.
Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования.
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.
Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 пгт Шахтёрска. Доклад выступления на педагогической.
Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования До недавнего времени качество работы детского сада, а в связи.
Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.
Применение шкалы ECERS-R для оценки качества в прогимназии Для создания образовательной среды необходима ее комплексная оценка, позволяющая работать над ее развитием и усовершенствованием. Для этого.
Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.
Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС
Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Педагогический мониторинг.
Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»
Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?
Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»
Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОСдошкольного образования: с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга.
• для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4);
• что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.
• «Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга,
• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
• Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга
Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?
5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.
ФГОСдошкольного образования: говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,
• «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,
• «…возрастных возможностей и индивидуальных различий
• «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…
Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!
6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»
• В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97]
•в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, [7, c.9].
• Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п. 1.11; c. 8 п. 1.13 и др. ].
• Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, [7, c. 28 п. 3.13].
Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!
7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод:
МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!
9 сл Педагогический мониторинг
• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,
• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,
• на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).
Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,
предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика
Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Педагогический мониторинг включает в себя
оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,
оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)
состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)
11 сл Мониторинг осуществляется
в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.
Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май).
12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;
13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:
— красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
— Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
— Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Таблица приложения 2 является сводной по всем 5 направлениям развития.
1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге.
2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.
Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.
16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ
17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.
18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: администрация ДОУ, для последующих управленческих решений
Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:
педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
Родители (законные представители) воспитанников,
19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга. Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)
20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга, который проходит в по методу проектной деятельности.
21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия,позволяющая: вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.
Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга.
22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»
• неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.
• каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.
• мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.
•использование всех видов деятельнсти: диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.
• Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)
• мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.
23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.
24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.
25 сл. Спасибо за внимание
Готова ответить на ваши вопросы.
Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (Семинар) Материал подготовлен воспитателем высшей квалификационной категории Никитиной В. В. МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на.
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.
Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 г. Нерчинска Тема: «Метод проектов.
Предметно-пространственная развивающая в ДОУ в соответствии с ФГОС ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Сенсорный уголок Уголок для девочек Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Вторая часть Средняя группа В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также.
Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ. Краткая аннотация проекта На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении.
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.