Система мониторинга пожаров и чрезвычайных ситуаций
С 1 января 2017 года в России действует ГОСТ Р 56935-2016 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» (далее – ГОСТ Р 56935-2016).
ГОСТ Р 56935-2016 устанавливает порядок выполнения работ по проектированию, монтажу, наладке и оказания услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и мониторингу работоспособности автоматических систем противопожарной защиты и системы вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112».
Система мониторинга представляет собой совокупность совместно действующих технических средств и каналов связи в составе централизованной автоматизированной системы передачи извещений о происходящих (возникающих) пожарах, тревогах, чрезвычайных ситуациях и техническом состоянии систем противопожарной защиты.
В соответствии с ГОСТ Р 56935-2016 система мониторинга должна быть предназначена для решения следующих задач:
— сбор от внутриобъектовых систем противопожарной защиты (систем автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, исполнительных устройств, систем контроля аварий и интегрированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения и др.) информации о пожарах, авариях и стихийных бедствиях;
— своевременное получение извещений по каналам связи системы мониторинга на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»;
— автоматический контроль работоспособности внутриобъектовых систем противопожарной защиты;
— постоянный контроль надежности радиоканала системы мониторинга и автоматический переход на дублирующий канал связи.
Использование ГОСТ Р 56935-2016 обеспечивает решение общей задачи организаций и подразделений МЧС России по построению системы мониторинга пожаров и чрезвычайных ситуаций в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, а также имуществу организаций и граждан.
Пожарный мониторинг зданий социальных и образовательных учреждений
Пожарный мониторинг зданий социальных и образовательных учреждений
Проблемы введения пожарного мониторинга
Сигналы о пожаре должны не передаваться в подразделения пожарной охраны, а дублироваться. На объектах должен быть дежурный персонал, отвечающий за контроль противопожарного состояния объекта. А система пожарного мониторинга должна сократить время получения сигналов о пожаре и исключить человеческий фактор.
До сих пор не решена проблема с передачей сигналов через ЧОП. Все сигналы в экстренные службы должны передаваться бесплатно. Для большей части объектов, перечисленных в ФЗ № 123, никаких бюджетных затрат для передачи сигналов о пожаре не предусматривается. Частные структуры решают этот вопрос за счет увеличения оплаты услуг по охране объектов, чтобы ими покрыть якобы бесплатную организацию по приему сигналов о пожаре. Но это недопустимо для бюджетных организаций. А предоставлять услуги связи при ретрансляции сигналов с объектов в подразделения пожарной охраны частные структуры могут только при наличии лицензии. Такая платная услуга в нашей стране доступна только операторам связи.
Поэтому самый правильный путь заключается в использовании специально предусмотренных для решения этой задачи МЧС каналов связи.
Контроль работоспособности пожарной сигнализации
На сегодня вопросы обслуживания технических средств противопожарной защиты объектов практически ничем не регламентированы. При этом в подразделения пожарной охраны должны передаваться только сигналы о пожаре. Таким образом, о возникновении отказов на объекте будет знать только дежурный персонал объекта, который никогда на них никакого внимания не обращал в силу своей некомпетентности.
Имеется опыт передачи извещений о неисправности в обслуживающие организации непосредственно с объектов по каналам GSM. Это и оперативно, и достоверно. Но в таком режиме текущее обслуживание оборудования можно проводить только при нормальном, а не фиктивном финансировании.
Достоверность извещения о пожаре
Целесообразно говорить не только о повышении достоверности передачи извещений, но и о своевременности доставки извещений. Извещение о пожаре, полученное в виде SMS-сообщения через два часа по причине временной перегрузки трафика в сетях связи общего пользования, теряет свою актуальность.
На сегодня при отключении электрических сетей сети связи общего пользования, в том числе Интернета, как проводные, так и мобильные, перестают функционировать в силу практически полного отсутствия у них источников резервного электропитания. Значит надо принимать все меры, чтобы каналы связи, используемые для пожарного мониторинга, не были связаны с такими проблемами.
Защита от электромагнитных помех
Применение технических средств с устойчивостью к воздействию электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325–2009 – это только часть вопроса, касающегося защиты от ложных срабатываний. Но даже его решение позволит частично снизить вероятность ложных тревог.
Во всем мире ни одно техническое средство систем безопасности не может не иметь такой защиты от электромагнитных помех. Более того, во всех зарубежных странах требуется 4-я степень, в частности к воздействию радиоэлектронных средств в диапазоне сотовой мобильной связи. Требуемая в Своде правил СП5.13130.2009 2-я степень жесткости для всех других технических средств противопожарной защиты может быть достаточна только для библиотек в сельской местности при полном отсутствии мобильных телефонов.
Защита от ложных срабатываний
В первую очередь это расширенная информативность системы. Можно передавать только обобщенное извещение о пожаре на объекте. Но для отечественных систем пожарной сигнализации этого недостаточно. Оперативным службам лучше иметь информацию с точностью до помещения. Современное оборудование позволяет это реализовать.
Существует еще одна проблема с ложными срабатываниями. Есть ли у руководства объектов интерес в минимизации ложных срабатываний? Нет, так как о них никто не знает. Это позволяет даже на ответственных объектах использовать примитивные технические средства и не заботиться об их обслуживании. В результате системы пожарной сигнализации могут формировать только ложные извещения, а реальные пожары зачастую обнаруживать не могут.
Если же руководитель объекта будет знать, что его ухищрения по экономии средств на пожарную сигнализацию будут раскрыты и у него будут трудности с функционированием объекта с неисправными системами, то ситуация изменится.
А причины ложных срабатываний в пожарной сигнализации, как и пути их устранения, уже давно известны.
Проблемы введения пожарного мониторинга
С технической точки зрения проблемы возникают на объектах с устаревшими системами пожарной сигнализации. Отсюда низкая достоверность извещения о пожаре и низкая информативность о событии. Проблемы могут быть решены путем переустановки всей системы или заменой приемно-контрольного оборудования.
С организационной точки зрения проблемы могут возникнуть на объектах класса Ф1.1 и Ф4.1 (в спальных корпусах школ-интернатов, школах, учреждениях дополнительного образования детей, в техникумах и колледжах). Проявленный интерес или хулиганская выходка в отношении ручных и дымовых извещателей может являться причиной ложных срабатываний системы. Но все это решается путем проведения разъяснительной работы и занятий.
На объектах класса Ф1.2 проблемой является несоблюдение отдельными постояльцами правил пожарной безопасности, а именно – курение в помещениях, где установлены пожарные извещатели. Вопрос решается путем взимания штрафов и составлением протоколов об административном правонарушении.
Контроль работоспособности пожарной сигнализации
Пункт 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» возлагает ответственность за исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта на руководителя организации, который вправе назначить ответственного за пожарную безопасность объекта из числа сотрудников. Ответственный за пожарную безопасность контролирует работоспособность систем пожарной сигнализации путем проведения ежеквартальной проверки с оформлением соответствующего акта проверки.
Устранением неисправностей систем занимаются лицензированные обслуживающие организации. Техническое обслуживание происходит по графику, специалисты устраняют выявленные неисправности. Однако проблемы могут возникнуть и не по графику, и на их устранение дается определенный срок.
Согласно РД 25.964–90, сроки не должны превышать (без учета выходных и праздничных дней):
Если вызов от заказчика поступит в нерабочее время, исполнитель должен прибыть на обслуживаемый объект на следующий день.
Достоверность извещения о пожаре
Эффективность обеспечивают следующие мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре:
Данные мероприятия позволяют повысить достоверность извещения о пожаре, но максимальной эффективности можно достичь только при выполнении всего комплекса мероприятий.
Отдельный вопрос – передача извещений от ПКП на пульт ПЦН. Необходимо унифицировать протоколы передачи извещений, чтобы каждая мониторинговая станция могла получать максимальную информацию от каждого приемно-контрольного прибора. И делать упор в системах пожарной сигнализации не на дешевизну, а на качество, отказоустойчивость, помехоустойчивость и надежность.
Защита от электромагнитных помех
Нам, как инсталяторам, приходится только пользоваться плодами творения производителей оборудования и неуклонно следовать Сводам правил. Нормы становятся более жесткими, но не все производители оборудования спешат раскрывать степень жесткости приборов и некоторые другие характеристики. Как правило, лаконично информируют, что прибор соответствует ГОСТ Р 53325–2009 и все.
Защита от ложных срабатываний
Львиная доля всех ложных срабатываний приходится на пожарные извещатели. «Лидером» здесь является дымовой извещатель.
Пыль Самой частой причиной ложного срабатывания является пыль, поскольку присутствует в любом помещении. Попадая в дымовую камеру извещателя, пыль вызывает ложное срабатывание. Решение 1. Самое простое, но трудозатратное – обработка оптической камеры дымового извещателя антистатиком, чтобы предотвратить скапливание пыли.
Решение 2. Оборудовать помещения извещателями с компенсацией запыленности – это существенно снизит ложные срабатывания.
Решение 3. Использовать извещатели со встроенным микропроцессором, который анализирует среду в оптической камере и определяет, дым это или пыль. Но, как правило, данные приборы имеют высокую стоимость, и немногие готовы пойти на такие затраты.
Электромагнитные помехи Не менее часто ложные срабатывания происходят под влиянием электромагнитных помех. Многие бытовые и промышленные электроприборы являются источниками электромагнитных излучений. Причем при установке пожарных извещателей не всегда можно предугадать влияние того или иного прибора на извещатель.
Решением данной проблемы чаще всего приходится заниматься организации, производящей техническое обслуживание системы. Проблема решается путем физического переноса извещателя от источника помех. Зарубежные производители пожарного оборудования идут другим путем: каждый извещатель уже оснащен технологией, нейтрализующей наведенные электромагнитные помехи.
Насекомые Еще одна, не столь частая проблема – проникновение насекомых в дымовую камеру извещателя. Решение: регулярная санитарная обработка. Хотелось бы обратить внимание некоторых производителей пожарных извещателей предусматривать вероятность проникновения насекомых при проектировании.
Прочие факторы Периодически причинами ложных срабатываний извещателей являются акустические колебания, повышенная влажность или температура, наличие агрессивной среды и т.п. Решение: при проектировании системы необходимо учитывать все характеристики объекта и применять извещатели, наиболее соответствующие его параметрам.
Проблемы введения пожарного мониторинга
1. Большая доля объектов уже оборудована техническими системами мониторинга, которые надежно проработали не один год, но подлежат отключению и демонтажу во исполнение обязательного применения ПАК «Стрелец-Мониторинг». При этом другая часть объектов даже вообще не имеет современной системы пожарной сигнализации и достаточных средств для проведения переоснащения. Таким образом, деньги, которые могли бы пойти в первую очередь на оснащение не оборудованных объектов, тратятся на переоснащение нормально функционирующих. Параллельно ломается и меняется вся организационная часть службы эксплуатации: компании, персонал, наработанные методики обслуживания. Одновременно теряется возможность сравнения эффективности комплекса ПАК «Стрелец-Мониторинг» с другими системами и альтернативными конкурентными вариантами, что тормозит развитие любой современной технической системы.
2. Объектовое радиоканальное оборудование для передачи сигнала в ПЧ является радиоэлектронным средством и высокочастотным устройством (РЭС и ВЧУ) и подлежит регистрации в Госкомсвязи с получением свидетельства о регистрации. Эта процедура не разъясняется представителям объектов, в собственности которых оказывается объектовая станция. Это ставит хозяйствующие субъекты перед угрозой штрафных санкций или изъятия оборудования из-за отсутствия регистрации.
3. Для передачи сигнала с объекта в ПЧ сегодня может использоваться объектовая станция мониторинга только одного производителя. Вот и приходится бюджетным организациям лавировать во избежание нарушения федеральных законов, предписывающих процедуры закупки с отсутствием ограничения конкуренции, а также обязательным эквивалентом предмета закупки. Для этого они используют свои резервы закупки услуг «у единственного одного поставщика», серьезно ограниченные № 44-ФЗ, или «прячут» это оборудование внутри услуг по монтажу и наладке. Никакой государственной службой не регулируется цена объектовой станции мониторинга, что порождает почву для чрезмерного расходования бюджетных средств. Все это легко увидеть в материалах закупочных процедур на сайте http://zakupki.gov.ru.
4. Все чаще резонансные случаи пожаров с гибелью людей происходят в поселковых социальных учреждениях со значительным удалением от пожарных частей. На таких объектах отсутствует возможность выбора среди альтернативных каналов связи, а значительная удаленность вызывает технические трудности надежной передачи сообщений о пожаре. В то же время эта удаленность нивелирует все плюсы и оправданные затраты на организацию автоматизированной передачи сообщений без участия человека. Ведь время прибытия пожарных расчетов на порядок больше времени срабатывания сигнализации и передачи сигналов в ПЧ.
Контроль работоспособности пожарной сигнализации
На основании типовых инструкций о порядке эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг» сигнал о неисправности принимается в Центре технического мониторинга организации, аккредитованной производителем на право проведения работ по монтажу и обслуживанию данного ПАК. В инструкциях обозначен обязательный временной регламент устранения неисправности в течение 6 часов для города и 12 часов для сельской местности. Однако ответственность за исполнение этих требований лежит на хозоргане и организации, обслуживающей пожарную сигнализацию на объекте. Таким образом, фактическая оперативность устранения проблем находится в зависимости от квалификации этой организации. Если она не справляется, то аккредитованная организация вправе не выполнять функцию передачи сигнала о пожаре. Так как ложные срабатывания были, есть и будут, то в лице обслуживающей организации вырисовывается подобие «стрелочника», несущего значительную ответственность за своевременный и безошибочный мониторинг. На объектах, ранее оснащенных другими системами мониторинга, эту ответственность, как правило, брала на себя компания, предоставляющая услуги мониторинга. Это объясняется простыми экономическими расчетами: гораздо выгоднее тратить средства на более частое обслуживание, чем отвечать за передачу ложных сигналов. Частично эти затраты компенсировались ценой договора на передачу сигнала с объекта. В сложившейся сегодня ситуации хозорган и обслуживающую организацию фактически стимулируют тривиальным формальным предупреждением об отключении объекта. Но отходит на второй план сама идея обязательного мониторинга объекта для более эффективного спасения людей при пожаре.
Достоверность извещения о пожаре
Достоверность извещения в первую очередь зависит от методов его проверки на истинность. Для этого можно использовать двухуровневую систему контроля. На первом уровне проверяется сообщение от пожарной сигнализации. Для этого в системах с пороговыми извещателями применяется функция косвенного перезапроса за счет кратковременного сброса питания. В адресных системах контроль состояния извещателей квазинепрерывный, поэтому можно не только перезапросить его состояние, но и сделать это заблаговременно, в период техобслуживания.
Второй уровень проверки – проверка истинности сигнала, поступившего с объекта. Она реализуется за счет его передачи сразу по двум каналам связи, например по радиоканалу и проводной сети. Так и строятся все зарубежные системы в США (стандарт NFPF 72) и Европе (стандарт EN). В зарубежных системах приоритетным является не радиоканал, а достоверность сообщения и время его доставки. Радиоканал – это лишь один из нескольких распространенных каналов электросвязи, у которого есть свои плюсы (например, большие расстояния передачи сигнала) и минусы (например, открытость для помех). Недаром в Израиле радиконанал запрещен в пожарной сигнализации медицинских учреждений, а передача тревожных сигналов с помощью ретрансляции через оборудование других объектов запрещена в странах ЕС.
Защита от электромагнитных помех
Производители изделий для систем мониторинга обеспечивают устойчивость их изделий к воздействию помех не ниже 3-й степени жесткости. Это не является сложной технической задачей.
Защита от ложных срабатываний
Эффективными средствами защиты от ложных срабатываний являются:
Система пожарного мониторинга — комплекс оборудования и аппаратного обеспечения для круглосуточного контроля безопасности на объекте и раннего оповещения службы «01».
Не стоит волноваться, что пожарные приедут по ложному вызову.
Чтобы разобраться в том, нужна ли система пожарного мониторинга, рассмотрим две ситуации.
Важно понять, что чем позже будет вызвана бригада пожарных, тем больше будет жертв и материальных убытков.
Отличия мониторинга бюджетных и коммерческих организаций
В СП5.13130.2009 (ред. от 01.06.2011) прописаны объекты, на которых сигнал о возгорании должен автоматически передаваться в пожарную часть:
В ФЗ №123 (ред. от 02.07.2013) добавлены:
Для этих зданий противопожарный мониторинг обязателен. Но часто такую систему устанавливают и различные коммерческие организации, например, магазины или приюты для животных. Это помогает отслеживать обстановку на объектах, где постоянного охранника или вахтера. При возгорании, сигнал передается на телефон руководителя и в диспетчерскую службу.
Что касается различных систем мониторинга, то бюджетные и социальные объекты подключаются к ГМЦ, а также ЦАСПИ или Стрелец-Мониторинг. Первая просто собирает данные, а две другие передают сигнал «Пожар» напрямую в МЧС по выделенным линиям связи, таким образом бригада отправится на объект уже через 2 минуты. Обращаем внимание, что социальные объекты должны быть подключены одновременно к ГМЦ и к системе мониторинга. Иначе штраф 200 тыс. рублей по ст. 20.4 КоАП РФ.
Полезно
У нас есть статья «Ответственность и пожарная безопасность», которая описывает все виды наказаний: от дисциплинарной до уголовной.
Коммерческие организации подключаются к частным диспетчерским центрам. В данном случае сигнал передается сначала диспетчеру, который делает проверку на ложный вызов, а потом передает сигнал в «01».
Положительные особенности систем пожарного мониторинга:
срабатывают автоматически
имеют резервное питание
не зависят от действий персонала
Монтаж и обслуживание
Проектирование, монтаж и техническое обслуживание любой пожарной автоматики, включая оборудование пожарного мониторинга — лицензированная деятельность (ст. 146 ФЗ №123). Для организации подобной системы необходим комплект оборудование, который можно установить за 32 000 рублей. В стоимость входит:
Если объект небольшой, а бюджет ограниченный, то выгоднее всего арендовать оборудование и заключить договор на ТО.
Во всех странах мира существуют законодательные акты, нормы и правила по обеспечению пожарной безопасности, которые определяют в этой сфере обязанности и взаимоотношения государственных органов, юридических и физических лиц. Неукоснительное исполнение норм противопожарной безопасности распространяется на все виды деятельности и формы собственности. Организация мониторинга пожарной сигнализации включает в себя набор специального аппаратного оборудования и служб, обеспечивающих круглосуточный контроль противопожарной безопасности на обслуживаемых объектах и оперативного оповещения об угрозах органов пожарной охраны.
Мониторинг пожарной сигнализации, с подключением к центральному пульту специализированных пожарных организаций, обязателен для бюджетных и социальных объектов и для всех:
Однако в некоторых случаях возникает вопрос о целесообразности проведения мониторинга пожарной сигнализации на относительно небольших предприятиях и учреждениях.
Чем выгоден мониторинг пожарной сигнализации?
Как правило, в небольших организациях назначается лицо, ответственное за противопожарную безопасность. Однако случается, что это человек не очень хорошо разбирается в специфике работы пожарной сигнализации и, к тому же, не может находиться на вверенном объекте круглые сутки. Поэтому не исключено, что один из датчиков дыма или тепловой пожарный датчик выйдет из строя и не оповестит о реальном пожаре или, напротив, спровоцирует ложное срабатывание пожарной сигнализации. В первом случае это может привести к человеческим жертвам и материальному ущербу. Во втором — выезд по ложной тревоге, который отвлекает службы МЧС и наказывается штрафами.
Пожарная сигнализация большей части объектов промышленного и бытового назначения не подключается напрямую к пожарным службам. Функция датчиков дыма и тепловых пожарных датчиков — среагировать на факт возгорания и передать сигнал на системы звукового оповещения. Именно поэтому необходимо соединяющее звено между объектом и службой спасения, которое берет на себя ответственность за исправность систем противопожарной безопасности и объективность оценки угроз. Таким образом, сводится к минимуму ущерб от пожаров и штрафных санкций за ложные вызовы пожарных подразделений. Службы мониторинга пожарной сигнализации имеют в своем распоряжении богатый арсенал для качественной диагностики пожарных датчиков.
Специализированные организации, проводящие мониторинг пожарной сигнализации, выполняют следующие функции:
Проектирование и монтаж пожарной сигнализации ведется на основе современных электронных технологий, с использованием проверенных временем датчиков и устройств противопожарной безопасности. Оборудование приобретается только у ответственных поставщиков и магазинах безопасности. Для передачи информации используются: стационарные телефонные линии, сотовая связь и Интернет.
Альтернативы мониторингу пожарной сигнализации не существует
Независимые исследования показывают, что круглосуточный мониторинг пожарной сигнализации на договорной основе, на 50% процентов уменьшил случаи ложных срабатываний и вызовов. Если исходить из того, что время реагирования на фактические угрозы в каждом случае сократилось примерно на 5 минут, то и тяжесть последствий, наступающих в результате пожара, тоже снизилась в немалой мере.