моно что это в музыке
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Монозаписи
Моно и стерео записи на виниле.
Как правило в настоящее время большинство любителей музыки, особенно те кто любит слушать винил, имеют в своем арсенале виниловый проигрыватель и один стерео картридж ( это как правило ), но я бы рекомендовал обязательно иметь и моно картридж для прослушивания монозаписей.
Итак, все коммерческие записи, сделанные перед появлением в 1957 году долгоиграющих пластинок со стереозаписью, по определению были монофоническими, то есть имели лишь одну звуковую дорожку с моносигналом, который и выводился на акустические системы или наушники. Основное понятие, на котором базировалось появление стереофонии (а стремление к ней, в той или иной степени, намечалось с 1930-х годов) – записанные музыкальные сигналы, в которых разное ухо слышит разную музыкальную информацию, субъективно звучат лучше, чем их монофонические аналоги.
В начале 1960-х годов, лишь по-настоящему обеспеченные люди могли себе позволить стерео аппаратуру высшего класса, в которой использовалась пара акустических систем. Самые же активные покупатели поп-музыки (в немалой степени это были дети и подростки), вынуждены были довольствоваться лишь недорогим монофоническим проигрывателем с одной акустической системой. По этой причине, те исполнители, кто тяготел к взрослой и состоявшейся аудитории (как, например, Фрэнк Синатра), выпускали больше своих записей в стерео варианте, чем исполнители поп-музыки, предпочитавшие моно ( стереозаписи стоили дороже чем моно ). Ситуация начала меняться лишь с 1966 года, когда появление недорогого звукоснимателя позволило проигрывать стереозаписи на монофонических проигрывателях.
Лучшие мировые звезды, такие как The Beatles(“Битлз”) и The Rolling Stones (“Роллинг Стоунз”), уделяли стереозаписям незначительное внимание, бросая все силы на запись, микширование и мастеринг своих монотреков. Можно сказать, что стереозаписи выполнялись по остаточному принципу.
Возьмем к примеру работу 1967 года, “Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера” (“Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”), сейчас считающейся одной из самых выдающихся записей на виниле. В то время, сами The Beatles и их знаменитый на весь мир продюсер Джордж Мартин, огромное внимание уделяли исключительно монозаписи. А стерео микширование доверили малоизвестному продюсеру Джеффу Эмерику (Geoff Emerick), у которого, на все про все, ушло около трех часов. Позднее Джордж Харрисон, известный британский музыкант, композитор, продюсер, певец и много кто еще, говорил: “Вы никогда не слышали запись “Оркестра…”, если вы не слушали ее в моно”. Я с ним согласен на все 100%.
Глава лейбла “Мотаун Рекордс” (Motown Records) Берри Горди-младший также ставил своих лучших инженеров на монозапись, в то время как стереомиксы выполнялись инженерами-стажерами. Фил Спектор (Phil Spector), один из самых известных мировых поп-продюсеров, чье имя вписано в Зал Славы рок-н-ролла, автор техники аранжировки и записи Wall of Sound (“Стена Звука”), изобретатель эффекта “фланжер”, свои лучшие работы выполнял в моно.
В то время как покупатели, в конце концов, начали положительно воспринимать стереозаписи, и получать удовольствие от стереоэффектов (послезвучия, дополнительное гитарное соло, стереосцена между акустическими системами), множество аудиофилов сегодня утверждают, что оригинальная монозапись звучит намного лучше, чем ее стерео варианты, я так же поддерживаю эту точку зрения, правда есть и исключения, на мой взгляд к примеру ( стерео записи выполненные на Columbia серии SAX звучат более эмоционально чем 33CX ). В процессе монозаписи все исполнители физически находятся в одном помещении, взаимодействуя и влияя друг на друга. При записи в стерео, исполнители вынуждены надевать наушники, чтобы убедиться, что их партия сыграна правильно. К тому же, многие пластинки с монозаписью произведены с других оригиналов студийных мастер-лент, чем их стерео-собратья, и конечно, в этом случае, разница в звучании будет весьма заметной.
С широким распространением стерео, лейблы, на которых выходило множество монозаписей, достали из хранилищ оригинальные мастера, и переиздали монозаписи в стерео. Другие лейблы, которые также захотели, что называется, “успеть на стереопоезд”, но не обладали исходными лентами, просто смикшировали стереозапись из монозаписи, разделив вокал и инструментальное сопровождение на разные каналы, часто добавляя при этом небольшую временную задержку. Данный процесс, в результате которого получается так называемая технологически перезаписанная стереофонограмма (другое название – фальшивое стерео или поддельное стерео), иногда используется для переиздания старых монозаписей, а они, в свою очередь, обычно приводит настоящего ценителя музыки в ужас.
В настоящее время, самые ценные и редкие записи – те, что были сделаны в поздних 1960-х, когда эпоха монозвука уже неудержимо клонилась к закату (для США это 1968 год, для Великобритании – 1969, для Южной Америки – 1970). В частности, коллекционеры охотятся за тем же “Сержантом Пеппером”, за “The Beatles”, известным также как “Белый Альбом”, за изданием “Their Satanic Majesties Request” группы Роллинг Стоунс, за работой “After Bathing at Baxter’s” американской группы “Джефферсон Эйрплэйнс” за записями “The Birds, the Bees, and the Monkees” американского рок-квартета The Monkees и альбомом группы The Who c названием “The Who Sell Out.”
Даже ранние психоделические записи группы Pink Floyd, в 60-е годы известные своими экспериментами со стереофоническим звуком, были переизданы в моноформате, включая альбомы “The Piper at the Gates of Dawn” и “A Saucerful of Secrets.”
Те любители музыки, кто вдумчиво прослушивал моно и стерео пластинки, непосредственно сравнивая их друг с другом, всегда замечали иногда тонко уловимую, а иногда и очевидную, разницу в записи. Инструменты на заднем плане могли исчезнуть полностью, а могли и неожиданно возникнуть как будто из ниоткуда. Вокал, неразличимый на стереозаписи, мог появиться на моноверсии, в то время как в начале, середине или в завершении композиции, использовались совершенно разные музыкальные инструменты. Монозаписи могли звучать медленнее и более разреженно, либо наоборот, более агрессивно, плотно и быстро, чем те же композиции на стереозаписи.
Некоторые из множества долгоиграющих пластинок с монозаписями могут заметно отличаться от этих же записей, выполненных в стерео. Примером служат “Truth” Джеффа Бека (Jeff Beck), “Wheels of Fire” группы Cream, “Axis: Bold as Love” Jimi Hendrix Experience, а альбом “White Light/White Heat” американской рок-группы The Velvet Underground, в стерео издании включал в себя дополнительный скрытый трек – если при прослушивании композиции “The Gift” выключить стереоканал, то голосовое сопровождение исчезнет, уступив место инструментальной теме, обозначенной как “Booker T”.
Несомненный интерес для коллекционеров представляет и альбом “Blowin’ Your Mind” (Van Morrison), выпущенный в монозаписи на лейбле “Бэнг Рекордс” (Bang Records) в 1968 году. Знаменитая строчка «making love in the green grass» была отредактирована и заменена на повторяющееся “laughin’ and a-runnin’, hey hey”. Вырезанная строчка появляется в последующих стерео изданиях, но в другом варианте исполнения песни. Кроме того, монопластинка имела неправильный каталожный номер “BLB 218”, вместо “BLP 218”
Зачастую ценность виниловой пластинки определятся также и ее тиражом. Например, хотя Rolling Stones настаивают, что единственно правильный способ прослушивания их записей – это слушать в моно ( заметь это они утверждают:) ), но, тем не менее, пластинка со стереозаписью альбома “Out of Our Heads” 1965 года, считается редкой и оценивается дороже, чем ее моноиздание. Напротив, моно запись на LP альбома The Beatles “Yellow Submarine” 1968 года, в глазах и для кошелька коллекционера стоит ощутимо дороже. Очень важно и состояние пластинки – учитывая, что в 1960-е годы большинство пластинок принадлежали подросткам, найти экземпляр в хорошем или очень хорошем состоянии считается большой удачей.
Интересно, что пластинки на 45 об/мин до 1969 года были мало распространены. Основными покупателями были все те же подростки, и их виниловые проигрыватели были, как правило, не новыми, весьма простыми, а часто и портативными – в некоторые из них (например, в Dansette) нельзя было установить стереофонический звукосниматель.
Уже к 1970 году виниловые пластинки с монозаписью считались пережитком прошлого, и возрождались лишь в очень редких случаях, вроде творчества британской рок-группы Dr. Feelgood, которая в 1975 году выпустила монозапись “Down at the Jetty”, чтобы добиться винтажного одноканального звука.
СОДЕРЖАНИЕ
История
В то время как некоторые эксперименты со стереофонической записью и воспроизведением проводились с первых дней существования фонографа в конце 19 века, монофонический звук был правилом почти для всех аудиозаписей до второй половины 20 века.
Монофонический звук нормален на:
Несовместимые стандарты существуют для:
Совместимые монофонические и стереофонические стандарты существуют для:
Не существует собственных монофонических стандартов для:
В этих форматах материал моноисточника представлен как два идентичных канала, то есть технически является стереофоническим.
Монофонические пластинки были постепенно прекращены и больше не производились после начала 1970-х годов, за некоторыми исключениями. Например, у Decca UK было несколько двойных выпусков до конца 1970 года, последним из которых был «Я, у которого ничего нет» Тома Джонса; в Бразилии записи были выпущены как в моно, так и в стерео еще в 1972 году. В 1960-х альбомы были обычным делом выпускать как моно, так и стерео LP, иногда с небольшими различиями между ними (опять же, подробная информация о записях The Beatles дает хороший пример различий). Это было связано с тем, что многие люди владели монофоническими проигрывателями, которые не могли воспроизводить стереозаписи, а также с распространением AM-радио. Из-за ограниченного количества выпущенных и альтернативных миксов нескольких треков, монофонические версии этих альбомов часто ценятся сегодня выше, чем их стерео LP-аналоги в кругах коллекционеров пластинок.
Совместимость моно и стереозвука
Зеркальное моно
Другие примеры «зеркального моно» также включают использование правого стереоканала вместо «левого» (или наоборот), когда оба канала подключены к зеркальному отображению только одного.
Примеры как «объединенного стерео», так и «зеркального моно» могут возникать, когда стереоканалы объединяются в монофоническую систему с совместимостью со стереонаушниками или когда монофоническая система имеет «двойные динамики» (или «псевдостерео»).
Родное стереооборудование с функциями только моно
Некоторые комбо- деки ТВ / видеомагнитофона, представленные на рынке, имели функцию стереофонического ТВ с «двумя динамиками», тогда как функция видеомагнитофона была только монофонической, что типично для «видеомагнитофонов потребительского уровня» десятилетия назад. Некоторые из этих устройств даже имели передние входы RCA для композитного видео (желтый) и монофонического звука (белый), в которых многие из этих устройств даже не имели разъема RCA правого канала (красный), даже если это было просто для «слияния». «стерео в моно для монофонических саундтреков, которые будут записаны на видеокассеты. Это странно, поскольку можно было бы подумать, что «правильный канал» будет включен для A / V входа на телевизоре, на тюнере которого есть стереозвук MTS.
Некоторые стереоресиверы также имеют входы для монофонических микрофонов.
Моно и Стерео (запись и воспроизведение в моно и стерео, учимся отличать моно от стерео на слух)
Всем Привет, начинаем новую большую тему МОНО и СТЕРЕО, будем разбирать всё, что касается этих понятий, учимся слушать и отличать, учимся понимать как работать с моно сигналом и стерео сигналом, слушаем стерео сигнал, а потом превращаем его в моно, ну и вообще разбираемся как можно записать моно и стерео сигнал, а так же как его воспроизводить.
Как создавался звук в трансформерах
15 ПРАВИЛ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
2) Убавление уродливых частот более эффективно, чем усиление приятных.
3) Каждый звук должен иметь назначение. Не выбирайте много семплов с целью набрать больше 50-ти звуков в треке, если вам действительно нужны лишь 25. Минималистичная работа позволяет избежать грязи в финальном миксе.
5) Обрабатывайте звуки по отдельности. Плагины помогут вашему звуку быть неповторимым в общем миксе.
7) Тренируйте ваши уши: если вы слушаете музыку, уделяйте внимание отдельным инструментам в отношении громкости, эквалайзинга, использования фильтров, и т.д. звучит поверхностно, но это не так: если вы постигните принцип музыкальной функциональности, вы получите абсолютное преимущество в продюсинге.
8) Если можете, работайте быстро. Чаще всего проще закончить проект, если вы работаете над ним в один или несколько подходов. Иначе, это может быть дорогостоящая победа, включающая множество потраченных часов и пошатнувшуюся мотивацию.
9) Пытайтесь закончить один звук, прежде чем приступить к другому, концентрируйтесь на одной теме и не прыгайте на другие, после переключения между темами вы больше не сможете обнаружить ошибки. Акцентрируйтесь на вашей идее
10) Эффективность дать некоторым проектам отдохнуть и переработать их впоследствии со свежими идеями, но делайте так, только если вас устраивает столь глубокая работа. Продвигайтесь детскими шажками, но заканчивайте их.
11) Не работайте на очень большой громкости. Ваши уши очень быстро устанут и не смогут «сказать» вам правду о ваших идеях. Работайте на постоянной громкости в течении сессии.
12) Не делайте детальную аранжировку или эквализацию под влиянием чего-либо
14) Помогает спектральный анализ. Люди несовершенны в работе ушами, но профессиональны в работе глазами. Вы можете увидеть то, что не можете услышать.
О звуках в российском кино
«Нарисовать» звук для видео. Саунд-дизайн стал проще. Про инструмент DSP Motion (Tsugi)
При создании любого видео зачастую встаёт вопрос, где взять звуки и как их адаптировать под видеоряд. И если вы в звукорежиссуре и саунд-дизайне являетесь новичком, то это может оказаться настоящей проблемой.
Но недавно появился новый инструмент, который упрощает эту задачу. При этом специальных знаний нужно по минимуму.
Сегодня я расскажу про DSP Motion — инструмент от японского разработчика Tsugi.
Итак. Компания Tsugi выпустила целую серию инструментов Dynamic Sound Packs (DSP).
Управление звуком осуществляется путём обычного рисования (!).
Удобство также ещё в том, что это отдельное приложение, а не плагин, поэтому неважно в какой программе вы работаете. Вам просто необходимо зациклить видео в своём любимом видеоредакторе и, открыв DSP Motion “нарисовать» нужный вам звук.
Итак, в программе нам доступно 6 типов движения и 16 типов звуков.
Для начала разберем типы движения.
Move – это для простых перемещений влево/вправо. Обычное панорамирование, но высота тона тоже меняется от низкого к высокому, поэтому наклон тут имеет значение.
Яркая линия по центру — это подсказка, здесь звук будет громче всего.
К тому же можно просто нажать на область и водить, а звук продолжает создаваться. Т.е. длина звука может быть абсолютно любой.
Rotate – для тех случаев, когда звук движется вокруг чего-нибудь. Чем ближе к центру, тем громче. С помощью манипуляций с фазой создаётся впечатление будто звук действительно движется вокруг слушателя.
Scale – чтобы озвучить что-то меняющееся в размере. Чем выше поднимаемся, тем крупнее или сильнее становится предмет или явление. Здесь происходит наслаивание звуков, но очень плавное.
Appear – для звуков появления или исчезаний. Опять же везде по разному.
Например, теперь в Water мы теперь получим водяные капли, в Paper мы будем писать (причем можно ручкой, карандашом или маркером), в Vegetal мы получим шаги по траве, в Fire мы будем поджигать (сам момент поджигания возникает, когда приближаемся к центру). А в Mineral получим каменные удары.
А в типе Transform мы получим ещё целую пачку разных движений.
Где-то звук будет просто менять свой окрас (например в Air, мы услышим как меняет окрас ветра) а где-то получим равномерную звуковую текстуру.
Перемещая курсор, мы услышим как звук плавно трансформируется, меняя частоту модуляции (LFO) и высоту тона. Можно использовать в те моменты, когда на экране что-то меняет свою форму.
А теперь про типы звуков. Нам доступны: Air, Fire, Metal, Paper, Rubber, Water, Wood, Machine, Organic, Electric, Synthetic, Granular, Animal, Mineral, Vegetal, Musical.
Как уже писал, в каждом типе звука свои возможности. Каждый можно «повернуть» и использовать по своему.
Например, в Paper мы сможем и «писать» звуком (ручка, карандаш или маркер), и перелистывать страницы (тоже очень гибкие настройки, включая скорость перелистывания), а также сминать бумагу, рвать её или просто шуршать страницами.
И такая ситуация в каждом типе звука — везде целый набор звуков со своими настройками.
Комбинируя типы движений и звуков мы получаем огромную палитру звучаний.
А параметры справа дают ещё больше возможностей.
Например, в Fire в типе Appear мы можем сделать громче возгорание, изменить громкость и продолжительность вспышки, громкость шипения. В Animal будут уже другие параметры. А также почти везде есть настройки Реверберации и Делея, т. е.можете смодулировать размер помещения или создать эффект эхо.
Также мы можем устанавливать диапазон, в котором параметры будут меняться в случайном порядке. Это полезно, когда нужно создать пачку звуков одинаковых по движению/траектории, но разных по окрасу (например звуки шагов). Диапазон устанавливается путём зажатия кружков и вертикального перемещения курсора.
Кнопка Play запускает нарисованный звук с текущими параметрами (можно включать просто клавишей «пробел»), а Random Play включает звук со случайными настройками, для которых выбрали диапазон.
Кстати, если у вас не получается нарисовать что-то ровно, тут есть пресеты/заготовки с траекториями. Также мы можем отразить траекторию по горизонтали, по вертикали или повернуть на любой угол.
Вот и все. Ничего сложного, если самому пощупать. При этом огромные возможности. И сама идея с процедурной генерацией позволит озвучить сложнейшие движения и таких звуков не найдёте ни в одной библиотеке.
Вы можете свободно использовать эти звуки в любых проектах, включая коммерческие.
Но нельзя продавать звуки отдельно (на стоках, например). Однако, если вы продаёте готовые шаблоны для After Effects или Premier Pro, то свободно можете приложить для продажи несколько звуков (но не больше 10 штук).
Как бы я ни старался, очень сложно описать звуки словами. Основную информацию я расписал в посте, а если у вас есть желание услышать эти примеры, предлагаю посмотреть видео.
Микрофоны Октава МЛ-51 1986г
Приобрел пару микрофонов на авито. Переделаны под фантомное питание (по дефолту вставляется батарейка). Перед покупкой конечно проверил, да и цена была приятная, неплохое пополнение в мой микрофонный парк. Но! Вопрос к знатокам! Это нормально что они дают легкий шум, как на старых записях. Шум особо не бесит, даже немного приятен.
Лучший аппаратный лимитер для глухих диджеев
Трейлерные звуки
Звук — очень эффективный инструмент для создания эмоций. Не зря фильмы (и вообще видеоролики) называют АУДИО-визуальными произведения и говорят, что звук несёт 50% важности. Но говоря о Трейлерных звуках, процент важности и ответственности бесспорно выше.
Они обладают ярко выраженной эмоциональной нагрузкой и непростой комплексной структурой. Благодаря этому они стали такими популярными в трейлерной музыке, когда необходимо за короткий промежуток времени успеть окунуть зрителя в нужную атмосферу, ошеломить, заинтриговать, испугать и, конечно же, заинтересовать «что будет дальше?».
Если вы занимаетесь видео и желаете сделать свои произведение более яркими, то, конечно же, тоже можете использовать их сами, но есть нюансы. Попробуем разобраться.
Возможно вы замечали, что зачастую трейлерная музыка имеет схожие черты, особую узнаваемую структуру. С годами индустрия выкристаллизовала эффективные способы формирования эмоций у аудитории и поэтому сейчас нам зачастую приходится слышать в рекламе фильмов музыку, написанную по уже сформировавшимся и устоявшимся шаблонам. И более того — даже звуки, из которых состоит трейлерная музыка тоже имеют свои признаки.
Итак, для себя я делю их на следующие группы:
1. Различные удары: Hit, Boom, Impact, Slam
2. Звуки для движений и перемещений: Whoosh/swish
3. Грозные звуки Braaam и подобные им
4. Нарастающие звуки Riser/Uplifter и, наоборот, спадающие по интенсивности звуки Downer/Downlifter
5. Продолжительные фоновые звуки Atmosphere/Drone
Есть и другие звуки, составные и производные. А эти можно назвать «базовыми».
Конечно же, чтобы было понятнее, лучше эти звуки слышать.
Я сделал видеоролик про то, как отличить одни звуки от других, в каких случаях их применять в своих видеороликах, где вообще брать такие звуки и каким образом можно сделать такие звуки своими руками. Приятного просмотра!
Звуковая аппаратура на концерте.
Как верно заметил @1dndn, я обещал написать пост про звук на концерте и затянул с этим.
Оправданием мне служит ЛЛ в которой я давно состою, несмотря на свои два бизнеса.)
Некоторое время назад, в ответ на картинку из кабины самолета, мол как все это запомнить, я запостил место звукорежиссера. Примерно такое:
После чего получил много запросов рассказать, как получается концертный звук, и что это все за кнопочки.
Звук на сцене производят музыканты. Его нужно у них взять (снять), передать звукорежиссеру, обработать, и воспроизвести на колонках (акустических системах).
Возьмем для примера простой квартет: Барабанщик, бас-гитарист, гитарист, вокалист.
1) Барабанщик. Наверное самый опутанный, как Нео в матрице проводами, музыкант.
Еще бы! Ведь в идеале каждую тарелку, каждый барабан надо подзвучить отдельным микрофоном. Но в минимальном варианте подзвучивают бочку(самый большой барабан)
у него на шее обычно вичит кусок дерева с четырьмя струнами,(иногда басист и сам кусок дерева).
Но! Это никому нифига не слышно, если конечно басист не сидит у себя на кухне и все уже легли спать. Поэтому в гитару басисту вставляют шнур и другим концом присоединяют к ящику с усилителем сигнала и колонкой(комбику или комбоусилителю).
После чего на сцене к динамику колонки подставляют микрофон, и снимают от него звук.
3) Гитарист. У него все так же как и у басиста, только на гитаре 6 струн, они потоньше.
Так же обычно у гитариста есть возможность превратить гитарный звук трень-брень в мощный джинг-джинг, или мягкий вауп-вауп. в общем, на что хватит фантазии или набора педалек (педалбоард с примочками)
звук, снимается так же как и у басиста, плюс шнурком с педалбоарда.
4) вокалист, обычно поет через рот.
Итого, сколько мы насчитали микрофонов+ линий
Теперь все это должно добежать по проводам
вот по этому толстому как мой юмор, член пикабушника кабелю (коса, мультикор).
и воткнуться в пульт звукорежиссера
После чего это стать одной из цветных дорожек с двигалкрй (фейдером), которую можно двигать туда-сюда делая громче-тише, и ручками на этой дорожке, которые можно крутить изменяя высокие/средние/низкие частоты этого канала.
У нас получилось восемь каналов, значит на пульте это будет восемь дорожек.
и наложении на него эхо или дилэя.
а) дилей, это когда уточка говорит кря! а дилэй за ней повторяет ря-ря-ря-ря все тише и тише (как настроишь)
И отправляет звук куда? Правильно в делитель частот (кроссовер)
Для этого, в бюджетном варианте, используют колонки на сцене (мониторы):
В дорогих шоу, используют кусок пластилина с вклеенным в него наушником ( in ear мониторинг)
в одном ухе такой чудила слышит свой инструмент а в другом остальных музыкантов:
«Кровь» из ушей. Звукореж.
Параллельная компрессия
Всем привет. Материал не мой, но доступно написан и показан.
Параллельная компрессия – это способ динамической обработки, который основан на подмешивании к оригинальному сигналу его компрессированной копии в определённой пропорции. Результатом подобной обработки является усиление тихих составляющих сигнала, тогда как составляющие с большой амплитудой остаются практически неизменными.
Если при обычной понижающей компрессии понижается уровень пиков для сжатия динамического диапазона, то при параллельной динамический диапазон сжимается, наоборот поднятием уровня тихих составляющих.
Параллельная компрессия, в отличие от стандартной, позволяет лучше сохранить резкую атаку сигнала. Её также можно использовать для художественного насыщения сигнала и создания характерного напористого звучания.
Мастер-шина
Кто-то спрашивал о мастер-шине и ее настройке, попробую дать парочку простых советов.
PS: кто-то спрашивал, в чем я работаю сейчас. Я работаю в Cubase 8, для меня он привычный. Хочу перейти на ProTools, но пока нет времени заморачиваться.
По поводу эквалайзера на мастере. Обычно (в большинстве случаев) хватает вот такой картинки:
Ну, образно, конечно 🙂
После сведения у вас итак должно быть все в порядке 🙂
Вообще, сейчас есть наборы для мастер-шины, например, Ozon. Он очень удобный, ниже кину картинку для наглядности:
В нем уже есть и эквалайзер, и компрессор, и имаджер, и эксайтер, и еще много разных плюх. Очень удобно, что в имаджере уже есть гониометр, это позволяет не использовать его отдельным плагином.
Threshoid выставляется по уровню RMS. Для этого, стоит почитать стандарты. Скажу только, что для радио и телека rms должен быть где-то (-12). Скажу почему: на радио все композиции загоняются под общий лимитер, и, если ваш rms будет больше, то попросту песня начнет хрипеть. Скорее всего, ее просто не возьмут в эфир. Для соц сетей используется rms от (-10) до (-7).
Кстати, есть неплохой плагин, который поможет определить «задавленность» песни, Levels. Это бесплатный плагин:
Очень простой в использовании и выглядит неплохо.)
Пока на этом все, спасибо, что не покинули сообщество 🙂
О частотах не спорят. всем приятного чтения.
Для максимально корректного монтажа, звукорежиссёру необходимо отчетливо знать «частотное деление».
5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется «слушательской утомляемостью» и является проблемой большинства недорогих акустических систем, которые искуственно усиливают данную часть спектра для «яркости» звучания. Ну это уже коммерческие штучки!
7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо).
Примерный частотный диапазон музыкальных инструментов: