монтессори методика раннего развития 0 6 лет в чем заключается
Методика раннего развития Монтессори
Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, которая, не предполагает жёстких запретов и ограничения в сферах деятельности. Заниматься по ней можно начинать с самого рождения ребёнка. В пользу этого свидетельствует также тот факт, что в первые три года жизни мозг усваивает абсолютно всю информацию, которая в него поступает и которую он может переварить и осмыслить.
С одной стороны, самостоятельность в учёбе способствует развитию самостоятельности в жизни. Однако абсолютная самостоятельность не приведёт ни к чему хорошему, ведь если полностью предоставить ребёнка самому себе, то не будет возможности развить в нём дисциплину. В связи с этим предполагается введение в программу ребёнка тех занятий, которые не интересуют его.
Занятия можно проводить с самого раннего возраста, главное – подобрать особенные игрушки, которые должны способствовать развитию моторики и сенсорики. Они должны быть разной длины и структуры, разной формы, размера, цвета. Пусть они издают разные звуки и будут выполнены из разных материалов. Словом, чем больше анализаторов будет задействовано в процессе игры, тем лучше.
Монтессори-методика — педагогическая система образования была разработана в начале 20 века первой в Европе женщиной-врачом Марией Монтессори. Метод основан на принципах свободного воспитания. Приоритет в учебных заведениях отдаётся развитию сенсорики, то есть деятельности органов чувств. Эта система способствует развитию у детей ряда навыков и качеств: самостоятельности, умения концентрировать внимание, координации, работы по упорядоченному алгоритму, умения сортировать поставленные задачи по критерию приоритетности.
Стоит заметить, что, как показывает практика, подавляющее большинство детей, обучавшихся по системе Монтессори, вырастают любознательными, целеустремлёнными и, что самое главное, добрыми людьми. Они научены не тратить время на бессмысленные конфликты и конкуренцию, ведь с самого раннего детства такой ребёнок осознаёт, что его главный конкурент — он сам из прошлого.
Всем известно, что Мария Монтессори была врачом, но мало кто знает, что она специализировалась на работе с детьми, у которых были выявлены особенности психического и когнитивного развития. В ходе напряжённой работы было выяснено, что большинство из этих детей на самом деле абсолютно здоровы, просто родители ими не занимались. Как итог этого — образовательная система Монтессори стала базироваться на трех составляющих: ребёнок, окружающая среда и учитель-наставник.
Принципы методики
Методика Монтессори пропагандирует проявление к малышам такого же уважения, как к взрослым людям. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка как можно раньше сформировалось понимание того, что он — такая же часть социума, как мама или папа, и что мир, окружающий ребёнка, — это не что-то эфемерное и непостижимое. Напротив, всё, что ребёнок видит, имеет свою структуру и место в этом большом мире.
Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.
Основными принципами системы являются:
Особенность методики Монтессори заключается в отсутствии каких-либо форм принуждения. По мнению автора методики, каждый ребёнок подсознательно стремится развиваться и получать знания. Рано или поздно у него появляется потребность в приобретении нового опыта и открытии граней, в которые до сих пор он был заключён. Когда она появляется, ребёнок, сам того не осознавая, начинает искать способы узнать для себя что-то новое. Задача родителей — наблюдать этот процесс и следить, чтобы ребёнок всегда был в безопасности.
Здесь нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Основные положения
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, и предостеречь от ошибок, однако в дальнейшем ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.
Суть методики Монтессори
Методика базируется на том, что в приоритете здесь не интеллект, а развитие моторики, органов чувств, навыков социализации и самостоятельности. Несомненным положительным аспектом данной системы является то, что она не предполагает определённой программы. Имеется в виду, что не существует конкретных сроков выполнения того или иного задания — каждый ребёнок работает в индивидуальном темпе. Кроме того, на первых порах дети даже имеют возможность самостоятельно принимать решения о том, чем они хотят заниматься в настоящий момент. Таким образом, ребёнок, работая в разных сферах, совершенствует свои навыки, не конкурируя при этом с другими детьми, тем самым приобретая уверенность в себе и повышая свою самооценку.
Смысл методики Монтессори заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В соответствии с обучением – большую часть знаний ребёнок усваивает самостоятельно, без помощи взрослых. Что же делать нам, взрослым, если неотъемлемой частью методики является невмешательство в детские игры? Наша обязанность — выяснить, что интересует ребёнка, какие у него особенности характера, чем он хочет заниматься. Когда это будет сделано, необходимо создать такую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.
Система Монтессори подразумевает, что задача взрослого человека — наблюдать за самостоятельной деятельностью ребёнка, анализировать его интересы, подбирать ему материалы для занятий таким образом, чтобы те соответствовали этим интересам.
Основы педагогики
Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал. Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия. Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.
Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:
Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки. После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться. Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен проанализировать интересы ребёнка и подобрать такие рабочие материалы, с которыми ему не будет скучно работать.
Монтессори методика раннего развития 0 6 лет в чем заключается
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Формирование личности начинается сразу после рождения, и как именно себя поведут родители в это время в дальнейшем повлияет на то, каким человеком будет новорожденный. Существует множество методик, которые можно использовать на ранних этапах. Одной из самых популярных считается методика раннего развития Марии Монтессори, ведь ее без проблем можно воплотить, не имея специального образования или возможности оплачивать услуги профессионалов.
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
По этой системе обучалось немало известных людей. Например, принцы Гарри и Уильям, Сергий Брин, Габриэль Гарсия Маркес (писатель), Джефф Безос, Джимми Уэйлс и многие другие выдающиеся люди современности. Так что доказывать эффективность данной методики не имеет смысла.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать. А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Сравнение с другими методиками
Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:
Методика | Отличия |
Зайцева | Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают. |
Глена Домана | Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет. |
Никитиных | В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно. |
Сессиль Лупан | Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный. |
Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.
Как построить занятия дома
Для результата нужно создать подходящую атмосферу. Первый этап – это зонирование пространства. Каждая из зон наполняется, так называемым, дидактическим материалом. На первый взгляд это может показаться неудобным, но подобный порядок позволяет держать вещи в отведенном для них месте. В итоге, это поможет не только детям осваивать мир, но и взрослым придерживаться порядка.
Занятия нельзя проводить только в какое-то время или заставлять малыша делать то, что он не хочет. Дети занимаются, когда им это хочется. Пример стандартной ситуации, когда система работает – когда мама убирает в квартире, а ребенок идет в свой уголок практики, берет веник или совок и помогает. На первых порах малыша можно попросить помочь, но в идеале нужно, чтобы это было его решение.
Интересно то, что занятие по этой методике часто не предусматривают какого-то специального оборудования или игрушек. Все необходимое обычно уже есть в доме, где живет малыш. А если нет, инвентарь можно создать своими руками.
Занятия с малышами до 1 года
Рассматриваемая методика влияет на развитие детей до 1 года. Занятия по ней можно проводить с самого раннего возраста. Важно выбирать «игрушки», которые помогут малышам получить побольше сенсорных ощущений. Например, они могут шуметь, быть яркими, мягкими или твердыми, гладкими или шершавыми.
Малышам до 6 месяцев интересны игры, показывающие свойства предметов:
Чтобы было веселее, подобные действия можно сопровождать песенками или стишками. В качестве игрушек для самых маленьких можно использовать тканевые мешочки с различными наполнителями из круп, муки и т.п. А ткань может быть разной фактуры. Также можно использовать пуговицы, бусины и другие вещи, которые есть дома. Главное, чтобы кроха игрался под родительским присмотром.
Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет
Когда ребенок немного подрастает, методика раннего развития Марии Монтессори для детей от 1 года подразумевает использование более сложных игр. Уже можно давать детям элементарное понятие о соблюдении порядка, более активно тренировать моторику и сенсорное восприятие. Ребята уже способны концентрироваться и подражать взрослым, понимают последствия некоторых своих действий.
Теперь дети могут играть самостоятельно, но недолго и только если игрушки, которыми они в тот момент пользуются, абсолютно безопасны.
Несколько игр:
Помимо перечисленных игр можно использовать специальные монтессори-игрушки. Например, шнуровки, башенки и т.п.
Занятия родителей и детей от 2 года до 3 лет
Ребята двух-трехлетнего возраста уже умеют играть самостоятельно и им очень нравится общаться с другими детьми. Но потребуется небольшое вмешательство взрослого, ведь дети от 2 лет еще совсем крохи и многого не знают. Они рады копировать действия взрослых или своих товарищей однолеток. В этом возрасте ребята любят учиться, поскольку к ним приходит понимание, что так можно добиться лучшего результата.
В возрасте 2-3 лет крохи с удовольствием осваивают следующие занятия:
Взрослый все больше переходит от функции учителя к функции наблюдателя. Дети становятся творческими. Им более интересно создавать что-то новое, меняя предметы.
Метод для детей от 3 до 6 лет
Согласно методу Монтессори уроки для детей от 3 до 6 лет отличаются от методов, которые использовались для самых маленьких ребяток. Главный упор делается на попытки сделать ребенка полноценным членом семьи. Он может иметь права взрослых и выполнять посильные обязанности.
Дети после трех лет могут закреплять полученные ранее навыки в плане ухода за собой, уборки в доме, ухода за животными или растениями. Так малыш будет развиваться и помогать родителям.
Ребята в возрасте 4-5 лет могут заниматься более сложными делами:
В возрасте 5-6 лет детям интересно все об окружающем мире. Можно рассказывать крохе о других странах и их обычаях. Показывать, какие животные живут в других странах. Для этого можно использовать картинки, книжки с рисунками, фотографии, мультфильмы и т.п.
Это творческий этап становления личности, который нельзя ограничивать. Если ребенок заинтересуется растениями, можно позволить ему делать гербарии или аппликации. Пусть он лепит из глины, пластилина, много рисует. Можно не ограничиваться четырьмя стенами, и сводить малыша в зоопарк, на выставку или просто поехать на дачу, где он сможет вдали от города изучить природу.
Зонирование помещений
По системе Монтессори выделяют такие основные зоны:
Это авторский вариант зонирования, но более современные вариации методики предполагают использование еще зон физического развития, музыки, искусства, танцев, иностранных языков и т.п. Вот только места для них в среднестатистических квартирах редко хватает. Зато подобное углубленное зонирование всесторонне развивает ребенка.
Зона реальной жизни
Эту зону называют практической, так как ее главная задача – приучить малыша к бытовой стороне жизни, привить гигиенические привычки.
Занятия в этом участке помогают детям освоить следующие навыки:
В рассматриваемой зоне можно использовать такие материалы, как:
В принципе, можно применять любой предмет, который используется в обиходе. Но применение игрушек нежелательно – все вещи должны быть настоящими. Хотя о правилах безопасности забывать не стоит и такие предметы как ножницы, ножи и т.п. использовать только тогда, когда ребенок начнет понимать, какую опасность эта вещь может принести, и как ею правильно пользоваться.
Сенсорная зона
Этот участок способствует развитию сенсорного восприятия.
Помогает улучшить:
Чтобы дети могли полноценно играть в этой зоне, используются такие предметы:
Главная сложность оборудования этой зоны — сделать акцент на все сенсорные чувства, не выделяя какое-то одно. Потому важно собрать разнообразные материалы. Одни будут влиять на слух, другие — на зрение, третье — на обоняние и т.п.
Зона математики
Зоны сенсорики и математики взаимосвязаны. Сравнивая между собой материалы, ребенок измеряет их, проводя математические операции. Зона сенсорики только подготавливает малыша к исчислительным операциям. В математической дети уже начинают осваивать математические понятия.
Для этого потребуются специальные материалы:
Главное, чтобы материалы были наглядными. Ребенку проще запомнить цифру, если он сможет ее ощупать или повертеть в руках.
Языковая зона
Данная зона тесно связана с зоной сенсорики и развивает мелкую моторику.
Именно потому практически весь инвентарь в ней направлен на развитие сенсорных ощущений:
Все эти приспособления способствую правильному формированию речевых навыков и их развитию. Материалы расширяют словарный запас малышей.
Космическая зона
Второе популярное название этой зоны – естественнонаучного воспитания. Дети здесь получают информацию об окружающей среде, предметных связях, узнают исторические факты и получают представление о биологии, географии, естествознанию и другим наукам.
Чтобы ребята могли получить как можно больше знаний в этой зоне, можно оставить следующий инвентарь:
В общем, это могут быть любые материалы, благодаря которым ребенок сможет получше узнать мир, где он живет.
Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.
Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.
Рамки-вкладыши
Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».
Для изготовления понадобятся:
Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.
Пирамидка
Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.
Для работы потребуются:
Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.
Но важно, чтобы пирамида не переворачивалась, нижние слои наполнять более тяжелыми материалами.
Цветные ежики
Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.
Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:
Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.
Шнуровки
Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.
Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:
Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.
Мягкие шарики
Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.
Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:
Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.
Плюсы и минусы системы
Как и у любой системы, у методики Монтессори есть противники и поклонники. К какой группе отнести себя большинству людей будет проще выяснить после того, как они ознакомятся с плюсами и минусами системы.
Плюсы
Среди преимуществ системы можно выделить:
Для использования системы Монтессори не нужно выделять какое-то время. Прелесть этой методики в том, что ею не занимаются периодически, а живут в ней. Причем такая форма быта достаточно удобна для взрослых. Дети сами себя развивают в том темпе, который им удобен, а задача взрослого сводиться к тому, чтобы обеспечить малыша всем необходимым и следить за его безопасностью. Кроме того, данная методика «недорогая». Весь инвентарь стоит недорого, особенно, если его сделать самостоятельно.
Минусы
Есть у методики и просчеты:
Учитывая эти недостатки, классическую Монтессори редко воплощают в «чистом» виде. К ней добавляют больше активных игр и элементов контроля над деятельностью ребенка, чтобы ему было проще социализироваться в учебных заведениях.