московия что это значит
skeptimist
skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
Соотноси всё с вечностью
Назначение использования термина «Московия»
В системе манипуляции сознанием термин «Московия» играет важную роль. Его задача – дать понять, что в действительности Россия к историческому наследию Руси не имеет никакого отношения. Откуда же взялось это название?
Название «Московия» использовалось в западных источниках с XV в.. Первоначально – применительно к московскому княжеству. А позже – в основном под воздействием польско-литовской пропаганды[1], которая на уровне терминологии пыталась обозначить ограниченность власти главы Русского государства пределами Московского княжества и отрицала правомерность его борьбы за воссоединение земель Древней Руси[2], пытаясь закрепить это право только за Польшей и Литвой[3].
В качестве самоназвания термин «Московия» в России не использовался. Хотя в современной российской историографии он периодически встречается у тех историков, которые находятся под влиянием западной историографии и предпочитают рассматривать Московскую Русь как Московию[4]. Однако делают они это умышленно или случайно, сказать довольно трудно.
По мнению историков, в странах Северной Европы, также как и при дворе императора Священной Римской империи, преобладало правильное этнографическое название «Руссия» или «Россия»[5]. Однако, как свидетельствует исследовавший данный вопрос профессор Б. Н. Флоря, польские авторы на протяжении всего XVI в. не разделяли русских Великой (Московской) и вошедшей в состав Речи Посполитой юго-западной Руси[6]. При этом оба названия «Moscovia» и «Russia» нередко использовались параллельно, как это можно увидеть у исследователей М. Меховского, Г. Меркатора, Ц. Барония, а также путешественников С. Герберштейна, А. Поссевино, А. Шлихтинга, Г. Штадена, Дж. Горсея, Ж. Маржерета[7] и др.[8]
«Московия получила свое наименование по названию реки и расположенной на ней столице, являясь частью Русии», – писал тогда Ц. Бароний. И большинство исследователей того времени его поддерживало, полагая, что «московиты суть русские, лишь именуемые так по названию столицы их государства»[9]. Поэтому вплоть до середины XIX в. термин «Московия» в целом не нёс отрицательной идеологической нагрузки. Негативный подтекст придали ей после распада Речи Посполитой польские эмигранты, из которых в первую очередь стоит выделить развернувшего в Париже бурную «просветительскую» деятельность Ф. Духинского, чьи утверждения о том, что русскими являются украинцы, а московиты – потомки туранцев стали в период конфронтации Европы и России в середине XIX в. очень кстати. Однако позже его идеи были раскритикованы не только русскими исследователями[10], но даже украинофилами Н. Костомаровым[11] и М. Драгомановым, а также польскими исследователями[12] и историками украинской диаспоры в Канаде[13]. Но общее отношение к данному термину, несмотря на здравую критику, как и положено в мифологии, сохранилось, ибо на данную версию был политический запрос. В соответствии с ним к термину «Московия» прибегают те, кто даёт понять, что Россия к историческому наследию Руси никакого отношения не имеет.
Примерно так рассуждают многие «профессиональные украинцы». Но к общей для них досаде своим украинским названием они перекрыли себе возможность стать Русью. Наверное, поэтому даже российские либералы призывают их поработать над названием и как-то его подкорректировать.
Из последних откровений на этот счёт, можно особо выделить «русского» поэта совсем либерального толка А. Широпаева, который пишет, что «именно Украина, укрывшись от Орды за рубежами Великого княжества Литовского, сохранила исконно русские, домонгольские черты и качества — и в укладе, и в праве. Ведь конечно же не случайно украинские козаки именовали себя «руськими». Обращаясь к мещанам Львова, Богдан Хмельницкий говорил: «Украина своя, руськая» — разумеется, не в москальском смысле. Называя себя руськими, козаки стремились подчеркнуть свою «киевскую» идентичность, но отнюдь не родство с Московией»[14].
Однако, какая в голове у него каша. Но чего можно ожидать от «мыслителя», который начинал с монархических и праворадикальных позиций, венчая их лозунгом «Слава России»[15], а закончил проклятиями в её адрес, нацизмом и неоязычеством? Поэте, который называет своё Отечество «Тьма-родина»[16], считает, что Россия принесла другим народам одни беды и закабаление[17], и требует её «упразднения»? Хотя чего ни напишешь из ненависти к своей стране? И невдомёк поэту, что запорожцы были не украинскими и русскими казаками одновременно, а именно русскими. А «украинскими» их сделали много веков спустя «профессиональные украинцы». Не знает он и того, что термин «москаль» первыми начали использовать поляки со второй половины XVII в.[18], а в Малороссии он стал распространяться лишь с XVIII в., где его использовали по отношению к военным и чиновникам, а не ко всему русскому населению. И, значит, «москальского смысла» в его нынешнем виде не было. Не в курсе он и того, что не было у запорожцев т. н. «киевской» идентичности, как и московской. Но были русские язык, культура, душа. Было понимание единства Руси, на котором строились их мотивации и желание вернуться домой в Россию, когда жизнь в Речи Посполитой стала невыносимой.
Не зная этого, А. Широпаев пишет: «Массовое русско-советское сознание твёрдо убеждено, что настоящая РУСЬ — это Московия, Россия»[19]. Но, по его мнению, это не так. «Не «Московская Русь», а «Московская орда» как часть большой Орды — вот такое определение было бы исторически точным. Золотая Орда — колыбель России. Все связи с РУСЬЮ Московия-Россия последовательно и сознательно разрывала».
В качестве аргумента в пользу украинского права на название «Русь» А. Широпаев решил использовать Майдан. «Майдан — это воскресшее во всей своей мощи древнерусское вече. «Бандеровские» трезубы — это исконно наши, именно русские символы. Мы, «москали», если говорить по большому историческому счёту — бывшие русские. Родные трезубы времён Киевской РУСИ для нас — знак смертельного врага. Более смертельного, чем все исламисты мира, чем Китай, который даже и «не враг» вовсе. Мы настолько заплутали в своей ордынской истории, что неспособны узнать в Украине РУСЬ. Мы – ОРДА»[20].
Надо сказать, поэтические метафоры у А. Широпаева в отличие от знания истории – на высоте. Только зачем так напрягаться? Ведь как раз именно русские, включая меня, настаивают на том, что Украина – это Русь. Малая Русь. Центр Руси, который в результате отрыва от общего русского тела так запутался, что уже не помнит своего родства. И Малой Руси просто надо вспомнить, что она есть в истории. Для этого ей нужно прорваться сквозь идеологию украинства, которая присвоила себе древний знак Рюриковичей «тризуб», как германские нацисты в своё время присвоили свастику. Это трудно. Но возможно. А мы должны ей помочь.
Зачем Пётр I боролся с термином «Московия»
Есть исторический миф о том, что никакой Руси или России до Петра I не было, назвалась территория, населенная великороссами Московией, и только Петр Великий в 1721 году это название отменил, учредив новое наименование страны – Российская Империя.
Миф этом, нужно сказать, имеет длинную историю жизни и в прошлом, да и сейчас используется не столько в целях изменения истории, сколько в рамках актуальной политической обстановки. Грубо говоря, это очередной спор о прошлом, который на самом деле про настоящее.
Дабы понять, при чем тут Пётр I, что и куда он переименовал, нужно обратиться сначала к самому термину «Московия». Изначально название Московия употреблялось западными историками и географами для обозначения Москвы и княжества Московского с XV века. Употреблялся этот термин параллельно с названиями «Рутения», «Руссия» или «Русь», и не имел негативного оттенка.
Например, в XVI веке, католический кардинал и историк Чезаре Баронио писал: «Московия получила своё наименование по названию реки и расположенной на ней столице, являясь частью Руссии», а немецкий историк XVII века, Георг Хорн указывал: «московиты суть русские, лишь именуемые так по названию столицы их государства».
Такие пояснения требовались в первую очередь европейцам, чтобы избежать политической путаницы, поскольку очень быстро «Московия» стала использоваться в качестве пропагандистского названия. И усилия к распространению данного названия приложила польско-литовская пропаганда.
Дело в том, что часть русских земель с XIII-XIV веков находилась в составе Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. На польских картах они были обозначены как «Русское воеводство» со столицей во Львове и, по мнению поляков, никакого отношения к Москве эти территории теперь не имели отношения и иметь не могли.
Однако, в России, которая была по мнению европейцев «всего лишь» Московия на этот счёт были принципиально иные планы. И в 1500-1503 годах, во время русско-литовской войны, царь Иван III официально взял себе титул «государь всея Руси».
О сути, это был не просто некий «новый красивый титул», это была политическая программа, заключенная в одном словосочетании. Иван III таким образом заявлял urbi et orbi, что претендует на объединение всех русских земель, и соответственно на законность своей власти над этими землями.
Более того, именно с этого момента пропаганда Московии, отдельной от Руси усиливается настолько, что после заключения Брестской Унии в 1596 году даже ряд православных авторов начинают говорить о «московитах» и «русских», как о различных этносах. Но, повторимся, это был итог многолетней пропагандистской работы, целью которой было доказать, что Московские князья не имеют исторического права на власть над всеми русскими землями.
Впрочем, хоть само название «Московия» и получило широкое распространение в Европе, но оно напрямую соотносилось, как синоним «Руссии», а не как некая отдельная от Москвы территория. К примеру, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в XV веке прямо сообщал, что Московия – это главное государство Руссии.
Что интересно, в самой России, слово Московия получило широкое распространение только в XVIII веке, и именно в историческом контексте. Оно, например, употреблялось для обозначения «допетровской Руси», как чего-то не столь масштабного и не столь величественного, как Российская Империя Петра. То есть, снова в целях пропаганды. Ещё Московией стали назвать все тот же регион Москвы и её окрестностей.
Ренессанс самого термина и пропагандистской кампании в связи с невозможностью правопреемства российских государей над всеми русскими землями случился в XIX веке, и снова в Польше, а далее везде в Европе. И именно тогда, снова начинает формироваться история о том, как царь Пётр переименовал страну.
Но вернемся к Петру, и в 1721 год. В этом году царь Пётр стал Императором Всероссийским. Стал он им не просто так, а в контексте того, что 30 августа 1721 года по старому стилю между Россией и Швецией был заключён Ништадтский мирный договор, по которому наша страна получала выход к Балтийскому морю и территории Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию.
В общем, это и было тем самым «окном в Европу», которое сделало Россию уже одной из европейских сверхдержав того времени. И логично повышало статус русского царя до всероссийского Императора, что Петр и подчеркнул, изменив свой титул.
При этом известно, что российские дипломаты со времени Петра активно боролись с «двойным названием» нашего государства, донося до европейцев, что употребление термина Московия по отношению к России неправомочно, что Московия – это только малая часть огромной страны.
Но, как мы видим, и русские, и многие европейцы никогда не делали «Московию» отдельным государственным и этническим образованием, а считали её либо частью Руси, либо же синонимом названия нашей страны.
Значение слова «Московия»
Моско́вия
1. истор. одно из западных названий Русского государства допетровской эпохи ◆ На востоке Европы находилось бескрайнее государство еретиков – Московия. Андрей Дубровский, «Когда был Лютер маленький, с кудрявой головой», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стюардесса — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «Московия»
Синонимы к слову «московия»
Предложения со словом «московия»
Цитаты из русской классики со словом «Московия»
Понятия со словом «Московия»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «московия»
Московия – гнилой орех, пожираемый гадами изнутри, поэтому скорлупа её не выдержит нашего напора.
Московия XVI в. развитию городской культуры не благоприятствовала, городское пространство было занято служилым классом, а купцы и ремесленники теснились на задворках.
Откуда он выкопал это слово – «Московия», ума не приложу.
Синонимы к слову «Московия»
Синонимы к слову «московия»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Русь или Московия
Этот миф активно продвигался и продвигается сейчас западноевропейскими политологами – в особенности польскими и украинскими. Московских правителей Русского государства там активно называют московскими князьями.
Но как на самом деле называлось наше государство с политическим центром в Москве?
Как именовали наше государство цивилизованные европейцы?
Неужели и вправду Московией и Московским княжеством?
И являлось ли это государство лишь осколком некогда единого государства Русь?
Чтобы ответить на вопрос о названии нашего государства и официальных титулах его правителей, в этой статье приведены внутригосударственные и межгосударственные документы.
Самоназвание
Начиная с XIV века (то есть с приходом к власти московской династии Рюриковичей), московские правители государства носили официальный титул не «московских князей», а «великих князей (государей или царей) всея Руси».
Это титул признавался на территории Русского государства, не завоёванной иностранными государствами вроде Польши (в Москве, Владимире, Новгороде и Новгородской волости, Пскове и Псковской волости, Рязани и Рязанском княжестве, Твери, Суздале).
Это подтверждается договорными грамотами «внутреннего пользования» Русского государства.
Титул «великий князь всея Руси» носил дед Дмитрия Ивановича (Донского) Иван Данилович (Калита).
Из грамоты Ивана Даниловича печерским сокольникам Жиле и другим об освобождении их от даней и некоторых повинностей:
Официальный титул «великий князь всея Руси» носил Дмитрий Иванович (Донской).
Из договорной грамоты Дмитрия Ивановича (Донского) и Новгорода о взаимной помощи 1371–1372 года:
И его сын Василий Дмитриевич носил официальный титул «великий князь всея Руси».
Из уставной грамоты Василия Дмитриевича Двинской земле 1397 года:
И Василий Васильевич носил официальный титул «великий князь всея Руси».
Иван III Васильевич носил официальный титул «великий государь/царь/князь всея Руси».
Из договорной грамоты Василия Васильевича и Ивана Васильевича и Новгорода 1456 года (новгородский экземпляр):
Из грамоты Пскова Ивану Васильевичу о посылке в Великий Новгород «складной» грамоты и о пожаре Пскова 1477 года:
Официальный титул «великий князь всея Руси» носил и Василий III Иванович.
Из записи князя Дмитрия Фёдоровича Бельского государю Василию Ивановичу о продолжении своей службы государю 1524 года:
Из записи князя Ивана Михаиловича Воротынского Василию Ивановичу о продолжении своей службы государю 1525 года:
Итак, по мнению самих жителей страны:
– Государство со столицей в Москве является Русью.
– В результате политической борьбы и ордынского нашествия государство Русь не распалось.
– Московские правители Руси официально титуловались не «московскими князьями/царями», а «князьями/государями/царями всея Руси».
Это про самосознание и самоназвание Руси.
Мнение цивилизованных иностранцев
А как называли нашу страну и титуловали её правителей иностранцы и «цивилизованные» западные европейцы?
В своём труде «Как управлять империей» византийский император Константин Багрянородный называет нашу страну «Росией», а правителя (князя Игоря Рюриковича) называет «архонтом» Росии:
В XII–XIII веках в результате политической борьбы политический центр Руси сместился из Киева во Владимир.
Посчитали ли иностранцы, что в результате этого Русь распалась на независимые государства?
Римский Папа Григорий IX в 1231 году именовал великого князя Владимирского Юрия «правителем Руссии» («Regi Russiae»).
Император Священной Римской империи Фридрих II в переписке с Великим князем Руси Юрием Всеволодовичем 1240 года именовал его «правителем Руссии».
Послание Папы Римского Миндовгу 1255 года:
Тевтонцы считали, что воюют против Руси.
Приведу Старшую Ливонскую Хронику о завоевательном походе Тевтонского ордена на Русь в 1240–1242 годах:
С этим войском они (тевтонцы и союзники) двинулись тогда радостно на Русь.
. Псковом город на Руси называется,
который в тех краях располагается
(оригинал: «die liet in Ruzen lant» – который находится в русской земле).
. На Руси есть город,
он называется Новгород
оригинал: «Eine stat in Ruzen lande ist,
Nogarden ist sie genant»).
Но, может быть, по мнению цивилизованных в XIV веке после ордынского нашествия Русь распалась и создалась Московия с политическим центром в Москве?
Иностранцы называют наше государство со столицей в Москве «Великой Российской империей» (Imperio Rosiе Magna) или «Русью» («Rusie»).
В своём послании русскому государю от 1523 года император Священной Римской империи Карл V титулует Василия III «повелителем и властителем Руси»:
– В официальном делопроизводстве западные европейцы считали государство с центром в Москве Русью или Россией.
– Иностранцы не считали, что государство Русь распалось.
– Западные европейцы официально титуловали московских правителей Русского государства «правителями Руси».
Почему Московия?
Исключения составляют продукты западноевропейской пропаганды: вроде «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна или «Истории о делах князя московского» работавшего на польскую пропаганду перебежчика Курбского.
Московию придумали в Польше и Литве для оправдания завоевания Руси Польшей и Литвой.
С середины XIII века до начала XV века поляки и литовцы завоевали часть Руси: Полоцкое, Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Переяславское княжества, часть Галицко-Волынского и Смоленского княжеств (причём, русские княжества литовские князья завоевали и присоединили к Литве, купив ярлыки на управление этими землями у хана Орды и обещав выплачивать дань с этих земель) – остальную часть Руси завоевать не сумели, и эта территория осталась под контролем правителей Руси (с XIV века сидящих в Москве).
Польским оккупантам потребовалось оправдать «грандиозность» их завоеваний: чтобы сократить претензии русских до Москвы, придумали называть Русское государство Московией, а правителей Руси/России – «московскими правителями». Параллельно это давало иностранцам возможность спекулировать на теме регионального сепаратизма и внутригосударственных противоречий ради завоевания оставшейся части Руси.
Сейчас миф про Московию продвигают на Западе всё по тем же причинам:
– Ради дискредитации политического центра нашего государства (Москвы) и подрыва российской государственности.
– Для сокращения претензий России до Москвы.
– С целью спекуляций на теме регионального сепаратизма и внутригосударственных противоречий ради завоевания России (старейший принцип «разделяй и властвуй»).
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Обозреватель (Украина): почему Московия стала называться Россией?
Если дьявол прячется в деталях, то именно в деталях и похоронена правда об истинном происхождении страны, которую мы сегодня называем Россией.
Самая главная ошибка или заблуждение, которое нам мешает понять, что никакой родственной связи или законного престолонаследования между Русью (Киевом) — Украиной и Москвой — Россией нет, лежит в том, что все подряд исторические учебники и огромное количество российской исторической литературы нам доказывают обратное.
Россия якобы наследник Киевской или Древней Руси и точка. Фактически все немного совсем абсолютно не так. И для того, чтобы это понять нам, необходимо будет создать некую матрицу, объясняющую природу взаимосвязи названий религий, языка и народов.
История названий
Как мы все прекрасно знаем, христианство, ставшее официальной религией Римской Империи, появилось во времена императора Константина, в чью честь был переименован крайне важный и богатый греческий город Бизантум или если хотите Византий, или Полис Вазилевса — Царь-град. Город, получивший в честь императора имя Константинополь, стал новой столицей уже христианской империи, а потому назывался Новым Римом или Вторым Римом.
Язык новой государственной религии стал греческий, и впоследствии именно греческий стал государственным языком Ромейской империи или Римской на греческий лад, и религию, как минимум в наших широтах, называли греческой.
Вечный город Рим спустя столетия войн и невзгод также стал столицей веры — католической, или согласно используемого языка — латинской. На базе латинского языка и латинской религии возникли Священная Римская империя, мутировавшая впоследствии в Священную Римскую империю германской нации, и Латинская империя или Латинская Романия, которую крестоносцы основали на месте захваченного в 1204 году Константинополя.
Собственно, к чему я веду: есть устойчивые понятийные формы основанные не на топонимах, а на языке религии — латинская (католическая) и греческая (ортодоксальная или у нас православная).
Русь
Русь — это топоним, имеющий прямую связь с городом Киев. По сути, изначально слова Русь и Киев были синонимами. Константинопольский Патриарх Фотий, в 867 году, в окружном послании объявил, что «Русь… ныне сделались христианами, и приняли себе епископа». При этом, речь не шла ни о каком Новгороде, а о Руси-Киеве. Русью Фотий называл то место, где княжили Аскольд и Дир — Киев.
Руськая (Киевская) митрополия впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому. 61-й упоминают Руськую (Киевскую) епархию в уставе императора Льва, правившего во Втором Риме в 886-912 годах.
Князь Владимир, который провел реформацию государства в 988 году и сделал христианство государственной религией, не ходил за религией за три моря и не торговался с представителями церквей, как нам рассказывают в маргинальных легендах.
Владимир принял государственной религией велико-моравскую версию христианства, основы которой заложили ирландские просветители, а доработали и популяризировали Кирилл и Мефодий. Как бы это удивительно не было, но изначально, задолго до Великой Схизмы, Великая Моравия была латинской страной и находилась в орбите Рима. Но после того, как Рим отказал Великой Моравии в возможности общаться с Богом на родном языке, в 862 году моравский князь Ростислав отказался от латинской версии христианства в пользу греческой. При условии, что Константинополь признает возможность общения с Богом на славянском языке.
Собственно, после того как Константинополь поддержал Ростислава, и появились в Великой Моравии братья просветители, которые доработали переложение основных христианских молитв на славянский язык. Начало же переложению было заложено за 60 лет до миссии Кирилла и Мефодия, благодаря миссии ирландца Добдагрека (Dub-da-chrich), который был сподвижником настоятеля монастыря Святого Петра ирландца Виргилия (Fergil), исполнявшего одновременно обязанности архиепископа Зальцбурга. Христианство, принятое князем Владимиром, было славянским с ирландским привкусом, а не латинским и не греческим.
Руськая церковь, язык и правда
В Руськой Летописи Ипатьевского списка мы можем найти следующие строки: «І морави, і чехи, і ляхи, і поляни, яких нині звуть Русь». В 1051 году, Ярослав Мудрый назначил митрополитом Руськой церкви Иллариона, был принят основной закон «Руськая правда», утвержден государственный язык — руський, и вера — руськаЯ. Именно при Ярославе в обиход вошло название Руськая Церковь
Национальность при этом жителей Руси называлась не иначе как русины, а вот верующие Руськой церкви стали… руськими! Поэтому руськими могли быть и этнические поляки, финны, литвины, немцы, греки и татары. Протокольно Ярослав стал первым кесарем-королем-императором, а Русь — государством-державой-империей.
Москва
Впервые упоминание о Москве появилось только в третьей золото-ордынской переписи, которая проводилась в 1272 году. После взятия Киева Батыем, в 1240 году митрополитом Руськой церкви был назначен новгородский Кирилл. Как пишут московские мифологи, он стал митрополитом церкви, столица которой лежала в руинах. Однако это было не так. Киев стоял.
Как не было остановлено переподчинение Киева Сарайской, Сарской или Царской епископии. В частности, в рамках этой программы столицу церкви решено было перенести во Владимире-на-Клязьме, где и проживал владимиро-суздальский князь, и где уже давно пребывал митрополит киевский. Владимир должен был стать церковной столицей новой церкви, но… В 1305 году киевский митрополит Петр перебирается из Владимира в Москву.
Все это происходило под протекцией Калифа Ивана (Ивана Калиты), ставленника царя Узбека, который пообещал московскому улусу добиться от Византии права на митрополию, отдельную от Киева. Окончательным годом переезда киевской митрополии в Москву считается 1326 год. Вот только, это неправда.
В ярлыке от царя Орды Мухаммеда Булака митрополиту Михаилу от 1379 года есть текст: «И как сед в Володимери Богу молиться за нас и за племя наше…» То есть в 1379 году, официально резиденция киевского митрополита находится во Владимире, но живет он в Москве.
Также в 1320 году Русь-Киев была освобождена, и вошла в состав Великого Княжества Литовского и Руського. Так получилось, что с 1350 года на престоле киевской-руськой митрополии оказались сразу 2 митрополита угодный Орде владимирский епископ Алексий, и киевский митрополит Роман.
Естественно между ними возник спор, и в 1356 году, когда они оба приехали решить его в Константинополь, патриарх Каллист закрепил за Романом Литву, Новгород и Русь, а за Алексием — Орду (Москву). Забавно, что примерно в это время возникли названия «Великая Русь» и «Малая Русь». В 1361 году константинопольский патриарх учредил две митрополии: «Микра Русия» (Малая Русь) с центром в Новгородке и Галиче, и «Мегале Русия» (Великая Русь) с центром в Киеве! Ни о какой «Московской Руси» в середине 14 века никто не знал.
Но вернемся к Москве. Не стала Москва кафедральным городом и в 1441 году, когда при Василии Темном, сохраняя верность царю Орды, выступил против положений Ферраро-Флорентийской унии, а фактически антиосманско-ордынского союза, и изгнал киевского и Всея Руси митрополита Исидора. Даже в 1448 году, когда Москва сама себе назначила митрополита, он был назван митрополитом Руським.
Московские анналы пишут, что: «Статус автокефалии Москва де-факто имеет с 1448 года, когда собор в Москве поставил на Руськую митрополию с центром в Москве рязанского епископа Иону». Вот только это снова ложь. Самозванец митрополит Иона в 1460 году именует себя «митрополитом Киевским», и никогда «митрополитом Московским»!
Не стала Москва кафедральным городом даже после того как Сарайский епископ Вассиан, ставший настоятелем сына мятежного самозванца Ивана III, сосватал за него племянницу константинопольского императора Зою, а в 1480 году уговорил выступить против своего царя Ахмата!
В 1539 году акт об избрании митрополита Иоасафа говорит, что он избран «на святейшую митрополию Киевскую и Владимирскую и всея Руси». В 1542 году митрополит Макарий так писал о своем сане:»Божею милостию смиренный Макарий митрополит всея Руси».
Даже после того, как Борис Годунов в 1589 году, шантажом и прямой угрозой жизни Константинопольского патриарха Иеремии, которого он продержал в плену в Москве полгода, вынудил того признать законность самопровозглашенной Московской патриархии, он предлагал тому переезд в Москву, дабы возглавить «Владимирское и всея Руси патриаршество»!
«Русский» царь — государствообразующая основа
Контекст
Обозреватель: почему россияне ненавидят все украинское
Обозреватель: маршал Жуков – сталинский мясник или герой?
Обозреватель: в Киевской Руси говорили на староукраинском языке
Москва, по сути являясь улусом Золотой Орды и управляемая ее наместниками, все свое существование старалась превзойти своих братьев по оружию, а иногда и в вере. Вот только в отличие от исламизированных ордынских братьев, воюющих между собой за право управлять максимальным количеством улусов, Москва пошла по пути веры, избрав себе радикально другой принцип авторитарного государственного устройства — религиозно фанатичный.
В середине 15 века в Московии началось внедрение византийской идеи божественного происхождения власти царя-государя. Эту идею активно продвигал Иосиф Волоцкий. В своих посланиях к Василию III он намеренно именовал исключительно «самодержцем, царем или государем всея «Рускыя земли», не забывая добавлять отдельно, что: «царь ведь естеством подобен вышнему Богу, ибо он скипетр царствия принял от Бога».
Другой церковный просветитель, основатель идеи «Москва — Третий Рим», старец Филофей утверждал, что «един ты во всей поднебеснеи христианом царь». И добавлял: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя».
Сигизмунд Герберштейн в своем повествовании подтверждает, что во времена Василия III его подданные называли его ключником и постельничим Божиим считая, что «воля государя есть воля Божия и, что бы ни сделал государь, он делает это по воле Божией».
Определение Московского царя единственным верховным правителем на Земле было незыблемым каноном Московской церкви, при этом роль всех остальных церквей и правителей отрицалась, как ересь:
«На Земле может быть только один помазанник Божий, покровитель Вселенской Христовой церкви, защитник всего христоименитого народа, образ Царя Небесного, который, благодаря принятию церковного сана, перестает быть покровителем лишь своего природного племени, каковыми являются исторически все прочие государи христианских народов».
Будучи изначально в орбите руськой митрополии московиты понимали, что лишь только через главенство в Руськой церкви даст им право претендовать на собственную, отдельную от Орды монархию. Собственно поэтому в 1393 году, в период очередных распрей, московский князь Василий I писал константинопольскому патриарху Антонию прошение признать его царем Руськой церкви: «У нас есть церковь, но нет царя. Невозможно, чтобы у христиан была церковь, но не было царя». Хотя он естественно получил отказ, Василий заложил основы московской имперской идеи.
С тех пор буквально каждый правитель Москвы делал все, чтобы церковь признала его царем-императором. А так как законных способов стать главой церкви и царства не было, то московские самозванцы придумывали разного рода извращения называя себя непременно «Руськой страны царем». Так итальянский путешественник, дипломат Контарини в своем трактате «Путешествие в Персию» называет сына Василий Темного, князя Ивана III «владетелем и государем Белой Руси».
Иван III кстати хотел быть не только императором Руси, он замахнулся на корону императора Константинополя. Для этого он 12 ноября 1472 года женился на племяннице последнего византийского императора — Зое Палеолог.
После данного бракосочетания, духовник Ивана III, архиепископ Вассиан освободил московского князя от клятвы верности Ордынскому царю, и соответственно от дани тоже. Иван III назначил императорские регалии Византии символами нового государства. Государства, которое должно было стать правопреемником Византии-Москвы-Третьего Рима или Белой Руси (по тюркской традиции белый — божественной, святой).
Он, кстати, первый вознамерился назвать себя царем — на манер Золотой Орды, правители которой были именно царями, а не ханами. Забавно, что в 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Московский самодур отказался, заявив, что ему божьему помазаннику титулы простолюдинов без надобности: «Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим!»
4 февраля 1498 года московский князь Иван III торжественно провел венчание на царство своего 15-летнего внука Дмитрия. 16 января 1547 года, когда шапкой Богдыхана, подаренной Ивану Калите царем Орды Узбеком, которую у нас все еще называют Шапкой Мономаха, короновал себя на Руськое царство московский князь Иоанн IV Грозный. В духовной грамоте Ивана IV о подарке царя Узбека говорится так: «Сына своего Ивана благословляю царством Руським, шапкою Мономаховою, что прислал прародителю нашему, царю и великому князю Владимиру, царь Константин Мономах из Царьграда».
«Царем великим императором Руси и князем Московии» назван Иоанн Грозный и на английской карте Дженкинсона от 1562 года: «Iohannes Basilivs Magnvs Imperator Russie; Dux Moskovie». Правда на карте Московии из атласа Ортелиуса он назван всего только Московским Ханом: «Ducis Moskoviae con Finil».
Римский посол Даниэль Принц в своем сочинении о Московии «Moscoviae ortus et progressus» от 1577 года, писал: «Москвитяне утверждают, что московские князья назывались царями по всему праву и издревле. Ибо, во-первых, они относят происхождение своего князя к кесарю Августу».
Обратите внимание, что Московское княжество отдельно и царство отдельно. Знаете почему? Правильно, московский князь самозванно назначил себя главой — императором Руськой церкви.
Романовы
Федор Никитич Романов (Захарьин) был не только двоюродным братом царя Федора Иоанновича, но и имел прямое отношение к Захарию Зерно, что давало ему прав на трон, не менее чем Годунову. Захарий Зерно или Чет один из самых известнейших Чингизидов в истории Московии. Прямой потомк Чингиз-хана — мурза Чет, принял православие и перешел к услужению Ивану Калите в 1330 году. Чет известен как основатель Ипатьевского монастыря.
Знаменитый российский историк и генеалог Веселовский пишет: «Третьим родом общероссийского масштаба был род костромского боярина Александра Захарьевича Зерно. Он был предком таких известных боярских родов, как Годуновы, Сабуровы, Вельяминовы-Зерновы».
Во избежание смерти Федор Никитич в 1600 году укрылся в монастыре, где и принял новое, не мирское имя Филарет и фамилию взял Романов. Филарет был сильным политиком и сумел во времена Смуты не только в живых остаться, но и чужими руками устранить всех своих противников, что дало ему возможность, 21 февраля 1613 года, на следующий день после Собора (московского аналога монгольского Курултая), захватить власть на Московии.
13 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь прибыло посольство во главе с боярином Федором Ивановичем Шереметьевым (его дальним родственником). 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершен торжественный обряд призвания Михаила Романова на царство. Не смотря на то, что Михаил Федорович стал царем, правил Московией его отец — патриарх Филарет. 24 июня 1619 года была проведена его интронизация, после которой он стал соправителем Московского государства. Удивительно, но тогда впервые служителя церкви называли официально «Великий государь», и это соответствовало истине.
И в середине 17 века Москва еще не была Русью
Русь существовала отдельно и была частью Речи Посполитой, с которой Москва постоянно вела войну. Решить проблему обособленности Руси помог Богдан Хмельницкий, в борьбе за независимость Руси отдав Москве в многовековое рабство уже Украину.
Патриарх Никон при содействии московского царя Алексея Михайловича провели реформу московской церкви, переиначив ее каноны на руський лад, чем вызвали раскольничьи настроения.
Но вот именно Россией, а точнее Российской империей сделал Московию Петр I. 22 октября 1721 года московский царь Петр I принял титул Императора Российского (императора) и Отца Отечества (патриарха), то есть он объединил под собой власть мирскую и церковную. Название Россия также было по религиозным причинам, по аналогии с Византией.
Как Восточная Римская империя называлась на греческий манер Ромейской, так и Московия взяла себе имя Русь, но на греческий манер — Россия. Стоит обратить внимание, что Петр реформировал не только название, и не только на греческий лад. На латинский лад было переустроено государственное управление «Третьего Рима», армия и флот.
Он разогнал церковный паханат-патриархат, и перенес столицу с московских болот на болота питерские. Большинство из нас и сегодня уверены, что Петр назвал город, который заложил на берегу Невы в честь себя. Но это не так. Город был назван на манер Рима — градом Святого Петра, а не Петра Великого.
Руський-украинский язык был обогащен многочисленными московскими тюркизмами и стал государственным. Руськая вера, с теми же правками — государственной религией, которая теперь стала называться православной, но не руськой. Руськими, точнее «русскими» стали называться жители России. В то же время появилась пропагандистский слоган: «руський значит православный, православный значит руський». Русь, Литву и Москву сделали братьями по вере, а потом и по крови.
Россия стала защитницей православной веры, а когда с Русью было покончено окончательно, Москва стала вкладываться в славянство. Как бы отодвигая горизонты возможных завоеваний. Поглощения братьев по вере, языку и крови. Но это уже другая история…
А нам же стоит ограничить себя знанием, что Российской империей или, если быть более точным, православной империей Москва стала только в 1721 году, то есть 300 лет назад. И представляет из себя православная империя — Москву и ее колонии, на которых не было, нет и не будет никакой этнической российской или русской нации, имеющей единые корни с Русью.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.