мост победы в честь чего
Мост победы в честь чего
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Мост Победы в Москве
Данный мост является одним из первых памятников Победы в Москве, ведь строительство его началось ещё во время Великой Отечественной войны. В 1943 году, когда в войне наступил решающий перелом в пользу СССР, архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский приступили к работам по оформлению нового путепровода на Ленинградском шоссе. Тогда этот путепровод находился на окраине Москвы, в северо-западной части города. Именно на этом направлении осенью 1941 года шли жестокие бои. Поэтому идея битвы за Москву и легла в основу скульптурной композиции моста[1], получившей название «Триумф Победы».
Скульптор Николай Томский так вспоминал своё произведение[1]: Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов — защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту победители приветствовали монументы Победы! Вот в чём была символика, вот в чём моя авторская гордость и человеческая радость.
В ходе реконструкции скульптуры были установлены на новые гранитные постаменты по краям моста. Тем не менее, часть скульптурного оформления (композиции из знамён и венков[6]), была утрачена.
Мост победы и статуя Мужчины-Воина на Ленинградском шоссе
Снято на DJI Mavic 2 Pro
Мост Победы представляет собой путепровод на Ленинградском шоссе, который проходит над железнодорожной линией Рижского направления МЖД и соединяет между собой два района Москвы – «Сокол» и «Войковский».
Всегда, проезжая мимо, мне было очень интересно сфотографировать монумент с близкого расстояния. Наконец, зимним вечером я выполнил задуманное, сделать его портрет на фоне едущих машин на выдержке.
Немного текста из Википедии: Данный мост является одним из первых памятников Победы в Москве, ведь строительство его началось ещё во время Великой Отечественной войны. В 1943 году, когда в войне наступил решающий перелом в пользу СССР, архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский приступили к работам по оформлению нового путепровода на Ленинградском шоссе. Тогда этот путепровод находился на окраине Москвы, в северо-западной части города. Именно на этом направлении осенью 1941 года шли жестокие бои. Поэтому идея битвы за Москву и легла в основу скульптурной композиции моста[2], получившей название «Триумф Победы».
Лига фотографов
36.7K постов 27.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Фотографии должны содержать тег [моё] и быть хорошего качества.
Не допускаются: мыльные фотографии; фотографии, содержащие большое количество шумов; слишком темные или слишком светлые фотографии (пересвет).
Все подобные фотографии будут перенесены в общую ленту.
Отдельное замечание по фотографиям с телефонов – фотографии просматриваемые на телефоне могут значительно отличаться от фотографии на мониторе компьютера или ноутбука (как правило с телефона не видно проблем).
Пожалуйста, проверяйте свои фотографии с телефона на устройствах с большей диагональю экрана.
2. Желательно указывать минимальный набор информации о технике, на которую сделана фотография. Если это системная фотокамера – фотоаппарат + объектив, если компактная камера или телефон – модель.
Приветствуется указывание более подробной информации.
3. Приветствуется описание процесса съемки, условия съемки, место съемки и т. д.
4. Если Вы хотите получить критику или советы по своей фотографии – добавляйте тег хочу критики. Однако учтите, что отсутствие данного тега не отменяет возможность критиковать Ваши работы.
5. В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей (толстая, страшная, худая и т. д.)
Все комментарии подобного рода будут удаляться.
6. Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, язвительный тон, мат. Все подобные комментарии будут удаляться.
7. Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-3.
Угу, как от Войковской к Маевнику идти
Зимой когда пердуешь по мосту потом весь в каплях зимней грязи летящей из-под колес которая кажется что висит в воздухе
Городская романтика хрен ли
Автор, опасайся интереса транспортной прокуратуры к своим материалам
Почему он спиной стоит?
Родной район. Надо навестить
Россошанец Николай Савченко ведёт непримиримую борьбу с этим беспределом и недавно встретился со своим другом, Фёдором Конюховым. Тот не в первый раз недвусмысленно высказался о памятнике неизвестному оккупанту. Такие люди в выражениях не стесняются:
Италия – прекрасная страна с великой культурой, архитектурой, историей, и сотрудничать с ней на взаимовыгодной, взаимоуважительной основе можно и нужно.
Но при этом надо помнить, что была страшная, кровавая и позорная страница зарождения в Италии фашизма и попытка режимом Муссолини на основе этой идеологии покорить другие страны. Превратить народ в бесправных рабов. При этом, было задумано часть народа уничтожить, лишив его права на свою государственность. Не вышло.
И потому, могила неизвестному фашисту в Россоши и фигуры пернатых фашистов на мосту в Ливенке должны быть демонтированы безоговорочно и немедленно. А тех, кто способствовал этому оскорблению и унижению России, нельзя и близко допускать к власти любого уровня, чтобы и другим не повадно было торговать Родиной.
Осенние Альпы
ТЭЦ-23, Гольяново
Каолиновый карьер
В пасмурный и снежный день 7 ноября 1941 года над Москвой была низкая облачность. К восьми часам утра войска Московского гарнизона замерли в парадных расчетах на Красной площади. Парадом командовал генерал-лейтенант П. А. Артемьев, командующий Московским военным округом, а принимал легендарный маршал С. М. Буденный. На трибуне мавзолея собралось все высшее руководство СССР. Ровно в 8:00 все громкоговорители страны транслировали парад из столицы: «Говорят все радиостанции Советского Союза. Центральная радиостанция Москвы начинает передачу с Красной площади парада частей Красной армии, посвященного 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. »
В параде приняли участие батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и Московской зоны обороны, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки. Всего в параде участвовало около 28,5 тысячи человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков, 232 автомашины. По причине нелетной погоды авиация участия в параде не принимала.
Киносъёмку парада вели операторы Центральной студии кинохроники: И. Беляков, М. Беров, Г. Бобров, Т. Бунимович, П. Касаткин, А. Лебедев, М. Сухова, М. Трояновский, В. Цеслюк, В. Штатланд, А. Щекутьев, А. Эльберт.
Историк Ю.В. Емельянов подчёркивал, что речь Сталина была кульминацией этого парада. «Немцы стояли в нескольких километрах от Москвы, а он говорит о том, что вам предстоит „освободительная миссия», на вас смотрит порабощенная Европа».
Ежегодно 7 ноября, начиная с 2005 года, в честь дня проведения военного парада 7 ноября 1941 года на Красной площади, отмечается день воинской славы России.
«Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы
Мост Победы | |
55°48′53″ с. ш. 37°30′04″ в. д.HGЯO | |
Область применения | автомобильный, пешеходный |
Пересекает | Рижское направление Московской железной дороги |
Место расположения | Москва |
Конструкция | |
Тип конструкции | железобетонный, балочный |
Общая длина | 132 |
Ширина моста | 35 |
Полос движения | 8 |
Эксплуатация | |
Открытие | 1943 ; реконструирован в 1961 |
Мост Победы на Викискладе |
Мост Побе́ды
(бывш.
1-й Ленинградский путепровод
) — путепровод на Ленинградском шоссе в Москве. Проходит над путями Рижского направления Московской железной дороги, соединяя районы Сокол и Войковский. Тип конструкции моста — железобетонный, балочный, четырёхпролётный. Ленинградское шоссе на мосту имеет 4 полосы движения в каждом направлении. Длина моста составляет 132 м, ширина — 35 м[1].
История
Данный мост является одним из первых памятников Победы в Москве, ведь строительство его началось ещё во время Великой Отечественной войны. В 1943 году, когда в войне наступил решающий перелом в пользу СССР, архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский приступили к работам по оформлению нового путепровода на Ленинградском шоссе. Тогда этот путепровод находился на окраине Москвы, в северо-западной части города. Именно на этом направлении осенью 1941 года шли жестокие бои. Поэтому идея битвы за Москву и легла в основу скульптурной композиции моста[2], получившей название «Триумф Победы».
Изначально путепровод имел всего две полосы для движения в каждом направлении[3]. В 1960—1961 годах мост был значительно реконструирован (фактически отстроен заново)[4][5]. Проезжая часть моста была расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Авторы нового проекта моста — инженер И. Ю. Аршавский и архитектор К. Н. Яковлев[6]. В ходе реконструкции скульптуры были установлены на новые гранитные постаменты по краям моста. Тем не менее, часть скульптурного оформления (композиции из знамён и венков[7]), была утрачена.
«Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы
16 августа 2020 года Фотопроект «Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы
Ленинградский проспект возле метро «Сокол» завершается развилкой — прямо идёт Волоколамское шоссе, чуть правее сворачивает Ленинградское шоссе. Эта магистраль, связавшая две столицы, прежде называлась Петербургским (Петроградским) шоссе, а нынешнее название получила в 1924 году. Гораздо раньше, ещё до основания Петербурга, здесь пролегала большая торговая дорога из Москвы в Тверь.
Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол», причём в то время для входа и выхода пассажиров был предусмотрен лишь один вестибюль — восточный, а западный построят спустя одиннадцать лет. Спроектировали станцию и восточный вестибюль архитекторы братья Константин и Юрий Яковлевы.
В 2020 году восточный вестибюль был отреставрирован с восстановлением некоторых утраченных элементов оформления.
Вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. Его фасад облицован подмосковным известняком, а на площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И.Ленина. Станция Сокол», но если присмотреться, то можно увидеть следы от старых букв: «Метрополитен имени Л.М.Кагановича».
Фигуристка Ирина Роднина и гимнастка Светлана Хоркина на торжественном запуске тематического поезда «ЦСКА»
Под Ленинградским проспектом прокопан поперечный Алабяно-Балтийский тоннель. В оригинальном здании на разворотном трамвайном кольце разместился Диспетчерский пункт наблюдения за дорожными развязками, сотрудники мониторят ситуацию в тоннелях, на эстакадах и готовы устранить аварию или отбуксировать заглохший на дороге автомобиль.
На Ленинградке жилые кварталы чередуются с крупными научными центрами, среди которых институт «Гидропроект» имени С.Я.Жука (основан в 1930 году для проектирования гидроэнергетических и водохозяйственных сооружений — электростанций, плотин, шлюзов), авиастроительная (конструкторское бюро создано в 1939 году, у его истоков стояли Артём Микоян и Михаил Гуревич), концерн «Алмаз-Антей» (основан в 1947 году).
В наши дни фасад здания, построенного в 1967 году, используется в качестве рекламного носителя.
Ленинградский проспект, 80 — замечательные образцы помпезной сталинской архитектуры с лепными украшениями на фасадах (1949-1953)
На сцене Stadium — Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и «DDT», «Каста».
Троллейбус ЯТБ-1, восстановленный петербургскими транспортниками, несколько дней поездил по Москве и вернулся в город на Неве. Увы, в столице своих самых первых троллейбусов не сохранилось.
На противоположной стороне Ленинградского шоссе раскинулся комплекс зданий Московского авиационного института, созданного в 1930 году и поначалу состоявшего из двух факультетов — самолётостроительного и моторного. Первые учебные корпуса на Ленинградке построили в 1933 году, вскоре вузу присвоили имя народного комиссара промышленности Серго Орджоникидзе. Современный МАИ является не только ведущим вузом страны в сфере авиации и ракетостроения, но и крупным исследовательским центром.
1-й путепровод Ленинградского шоссе был украшен скульптурной композицией «Триумф Победы».
Строительство путепровода началось ещё во время Великой Отечественной войны по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и скульптора Николая Томского. Осенью 1941 года на этом направлении шли жестокие бои, на подступах к столице сооружался оборонительный рубеж, но спустя два года был достигнут решающий перелом в ходе войны и в Москве возобновилось мирное строительство. Открывшийся в 1943 году новый путепровод вскоре получит название Мост Победы, а его оформление будет посвящено подвигу воинов, оборонявших Москву и Ленинград. Вероятно, это первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне.
«Триумф Победы» и «Слава русскому оружию» — так назвали скульптурные композиции, украсившие мост. Прошло не так много времени и оформление моста подверглось реконструкции по идеологическим мотивам. Ростральные колонны были избавлены от украшений из знамён и венков, цитаты Иосифа Сталина заменены на схожие по смыслу высказывания да и сама фигура генералиссимуса исчезла с медальона. В 1960-1961 годах мост был фактически отстроен заново, его пропускная способность увеличилась в два раза — проезжая часть расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Реконструкцию произвели архитектор Константин Яковлев и инженер И.Аршавский.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете — МАИ…
Все фотоистории проекта «Город на память»:
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, московский транспорт, электродепо Сокол, Ленинградское шоссе, метро Сокол, мост Победы.
Другие публикации
День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в «Манеже»
Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ
12.08.2020 в 16:05
ВДНХ отметила День рождения
После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.
12.08.2020 в 15:55
Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль
В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.
22.07.2020 в 22:56
Опасная пицца
Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 22:58
«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское
До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 22:10
«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки
Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 13:30
«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»
ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.
Евгений Чесноков 21.07.2020 в 00:31
«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка
Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.
Евгений Чесноков 20.07.2020 в 13:03
«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»
По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны — стадионы Юных пионеров и «Динамо».
Евгений Чесноков 19.07.2020 в 12:21
«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»
Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».
Евгений Чесноков 18.07.2020 в 13:28
«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»
В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».
Евгений Чесноков 17.07.2020 в 23:23
«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки
Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы — Москву и Санкт-Петербург.
Евгений Чесноков 15.07.2020 в 12:00
«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко
Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.
Евгений Чесноков 14.07.2020 в 04:20
«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал
На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.
Евгений Чесноков 13.07.2020 в 09:36
«Город на память». 610. Денежный переулок
Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.
Евгений Чесноков 06.07.2020 в 11:26
«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя
Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.
Скульптурное оформление
В северной части моста на высоких постаментах расположены статуи воинов — мужчины и женщины. Скульптор Николай Томский особое значение придавал их силуэтам. Согласно его замыслу, именно выразительные силуэты скульптур должны были создавать атмосферу напряжённости и тревоги, характерную для осени 1941 года[2].
В южной части моста находятся две скульптурно-декоративные композиции «Слава русскому оружию». Скульптурное оформление моста Победы является объектом культурного наследия регионального значения.
Новое в блогах
НЕ ПОДЛЕЖАЛО РАЗГЛАШЕНИЮ
Сколько лет прошло, но никто и по сей день не знает в полном объеме всей картины трагического и героического времени, названного Битвой за Москву. О Великой Отечественной войне вообще долгое время писали под жестким контролем: надо же было скрыть тяжелейшие просчеты и ошибки, умолчать факты, противоречившие партийным установкам и тем более – их опровергающие. Что уж говорить о самих суровых днях обороны, когда нельзя было ни в чем усомниться или сказать что-то «не так»: паникерам – расстрел на месте. История, о которой пойдет речь, – ее рассказали полковники в отставке Н. Воропаев и С. Штутман – из этого числа.
Мчались танки…
Архивные документы о военной ситуации на Ленинградском направлении под Москвой осенью 1941 г. полностью подтверждают известные наблюдения командующего Западным фронтом Г.К. Жукова, сделанные тогда: в обороне столицы была брешь в несколько сотен километров. Когда немцы 13 октября ворвались в Калинин и 15 октября овладели им, форсировав Волгу, они уже на следующий день устремились к столице и за двое суток прошли 40 километров.
В экстренном порядке Госкомитет обороны принимает, наконец, решение о создании ближней полосы защиты (с мобилизацией населения) по линии рек Клязьма – Сходня. Начинается и строительство противотанковых сооружений на рубеже 23-го километра Ленинградского шоссе. В результате его прикрывали бойцы 3-й Московской коммунистической рабочей дивизии. И именно здесь – так официально считалось, – у рва, зимой 1941 г. женская зенитная батарея прямой наводкой отразила попытку фашистов пройти дальше. Прорвавшиеся четыре немецких танка были подбиты. Спустя два десятилетия, в 1961 г., в знак этой памяти был воздвигнут ныне известный всем монумент «Ежи».
Однако вплотную приблизиться к улицам и площадям столицы немцы попытались и в районе Химкинского моста. Слухи заполнили Москву: «Немцы в Химках». Известный английский журналист Александр Верт, работавший в те годы в нашей стране в качестве корреспондента газеты «Санди таймс» и радиокомпании Би-би-си, впоследствии в своей книге «Россия в войне 1941—1945» написал: «…Это было 16 октября. По сей день рассказывают, что в это утро два немецких танка ворвались в северную окраину Москвы, в Химки, где были быстро уничтожены. Правда, пока ни один серьезный источник не подтвердил, что эти танки существовали не только в воображении некоторых перепуганных москвичей».
Да, верно, не подтвердил, но и не опроверг. Трудно опровергнуть, когда были живые свидетели случившегося. Только танки были наши, а вот мотоциклисты…
Обратимся непосредственно к тем, кто утром 16 октября получил тревожную шифровку в связи с угрожающим положением, сложившимся у Химкинского моста. Процитируем несколько фрагментов из воспоминаний подполковника Алексея Акимовича Машнина – тогда заместителя начальника штаба батальона, а по званию старшего лейтенанта: «Для борьбы с фашистскими авиадесантами наша танковая часть дивизии вошла в состав маневренного резерва на основании приказа войскам Западного боевого участка № 1/оп от 02. 08. 1941. Согласно приказу наши танковые роты несли ответственность за обеспечение поставленной задачи в направлении Минского, Волоколамского, Ленинградского шоссе. Для быстрого выхода в свои сектора наша часть расположилась на Покровке. Для каждого танка отрыли окопы на бульварах. Дежурные экипажи располагались в танках, остальной личный состав размещался в Покровских казармах, где дислоцировался тогда третий полк нашей дивизии. Мы затрачивали всего 30—35 минут на движение от Покровки до развилки Волоколамского и Ленинградского шоссе на Соколе.
Аналогичный рассказ записан многими и со слов механика-водителя танка Виктора Кондратьевича Линникова. Он свидетельствовал:
«Наши танки мчались на предельной скорости. Каждый танкист отчетливо представлял, что это значит – гитлеровцы у Химкинского моста.
Я, не отрываясь, глядел в смотровую щель своего танка. Вот улица Горького, Белорусский вокзал, стадион «Динамо», поселок Сокол, завод имени Войкова, Химкинский речной вокзал. И всюду военные регулировщики давали нам «зеленую улицу». Расстояние в 15 километров покрыли за какие-нибудь полчаса. И тут мы увидели группу гитлеровцев. Они сидели на мотоциклах тяжелого типа с колясками. На каждой машине был установлен пулемет. Мотоколонна фашистов въезжала на мост.
Командир нашего танка Борис Панин, увидев гитлеровцев, процедил: «Совсем зарвались, сволочи! А ну-ка поприветствуем гадов. Устроим им горячую встречу! Огонь!»
И почти одновременно все наши танки открыли шквальный огонь.
В колясках некоторых мотоциклов мы нашли парадные мундиры солдат и офицеров фашистской армии».
Кстати, служившие затем вместе с ним в одной дивизии так характеризовали танкиста: «Старшина сверхсрочник. Скромный, мужественный – такие не врут».
Естественно, хорошо был осведомлен о произошедшем командир Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, где располагался резервный танковый батальон, полковник Михаил Петрович Марченков. Впоследствии и он неоднократно вспоминал о танковом бое с немецкими мотоциклистами у Химкинского моста – еще живы свидетели, могущие подтвердить рассказ комдива, в том числе и его дочь Татьяна Михайловна, служившая в этой дивизии в отделе кадров. «Это не выдумка, – сказала она в нашем с ней разговоре. – Я, мой двоюродный брат, другие родственники неоднократно слышали, как отец, вспоминая об обороне Москвы, приводил этот эпизод в качестве примера того, как далеко сумели немцы проникнуть в город осенью 1941 г. Разумеется, разговор стал возможным – даже в семье! – много позже окончания войны».
Подтверждает высказывания танкистов многое. Например, недвусмысленное заявление генерал-лейтенанта П.А. Судоплатова в книге «Разведка и Кремль; записки нежелательного свидетеля», где сказано: «По прямому указанию Генерального штаба и лично Жукова мы минировали дальние и ближние подступы к Москве, а наша моторизованная часть помогла ликвидировать немецких мотоциклистов и бронетранспортеры, прорвавшиеся к мосту через Москву-реку». Автору книги «Провал операции „Тайфун“ В.З. Муриеву не кто-нибудь, а сам маршал Рокоссовский подтверждал, что оперативная информация о появлении немецкой разведки в районе Химкинского моста через канал Москва—Волга в октябре 1941 г. ему как командующему докладывалась.
Ну и, наконец, свидетельства тех, кто находился неподалеку. Николай Дмитриевич Алябьев, десятилетним проживавший в Химках на Железнодорожной улице, хорошо помнит, что старшие по возрасту мальчишки в октябре 1941 г. из любопытства ходили к мосту и видели там трупы немецких солдат и остатки их мотоциклов. Об уничтожении нашими танкистами немцев у моста, как заявил Алябьев, знали многие проживавшие тогда поблизости. Например, профессиональный строитель, кстати, и Химкинский мост возводивший, Иван Леонтьевич Рудченко. Он жил рядом, в поселке Войковец, где затем отстроился ЖСК «Лебедь». До самой кончины, по воспоминаниям сына, он гордился тем, что мост, который он строил, отстояли.
Быль или легенда?
Почему приходится в деталях приводить множество доказательств боя, о котором столько людей знали, в достоверности воспоминаний о котором не сомневались? Да потому, что находятся «знатоки», не устающие восклицать почти как в известной пьесе: «Не было этого, не было!»
Безусловно, не всем близ моста проживающим удалось с точностью определить, откуда шла стрельба утром 16 октября 1941 г., тем более на станции Химки, отдаленной от моста через канал на несколько километров, к тому же тогда станцию и мост разделяла вековая дубовая роща.
Стрельбу могли не слышать те, кто работал на номерных заводах 84 и 301, пребывал в районе Сходни. И, уж конечно, не были ей свидетелями ни тогдашний первый секретарь Химкинского горкома партии, ни профессура, бывшая далеко в тот момент за пределами Московской оборонной зоны, о которой здесь речь. И войск Красной Армии в это время тут не было – они вместе с московским ополчением ожесточенно дрались в районе Волоколамского шоссе, в Клину и Солнечногорске. А вот охрана моста как важного объекта, конечно, была. Только, по некоторым свидетельствам, из-за неожиданного появления немецких мотоциклистов взвод охраны моста, имевший зенитные спаренные пулеметы для отражения воздушных налетов, был застигнут врасплох. Два зенитных орудия ПВО, установленных поблизости от моста на московской стороне канала, не были подготовлены к отражению внезапного нападения.
Что касается возможностей самих разведчиков-танкистов, мотоциклистов, парашютистов, то ведь нередко и нашим, и немцам удавалось появляться и в лесных массивах, и в селах, и даже врываться в города – вспомним, как параллельно с мирным трамваем ленинградской окраины вдруг возник фашистский танк-разведчик. А перед столицей особенное упоение своими победами чувствовали посланцы вермахта. Еще бы, половину вожделенной страны пролетели мгновенно, вот-вот и блицкриг завершится на большевистской Красной площади. Отчего же не приударить, первым не ворваться в знаменитую Москву?
Но тут русские танки навстречу.
Герои ушли – победа осталась
Один за другим уходят участники атаки, преградившей путь фашистам гораздо ближе 23-го километра от Москвы. Командир танковой роты старший лейтенант И.И. Стребко – погиб на фронте. Старший лейтенант А.А. Машнин – умер. Лейтенант Ф.В. Козлов – судьба неизвестна. Командир танка Панин – погиб на фронте. Механик-водитель танка В.К. Линников – умер. Начальником связи этой танковой части был лейтенант С.И. Бобков, получивший тогда радиограмму о появлении противника со стороны Крюкова, точнее, Черной Грязи, – судьба неизвестна. Но пока живы или еще совсем недавно были живы солдаты Победы, сражавшиеся на Ленинградском направлении: сослуживцы танкистов, а также полковник в отставке В.Ф. Холоден, боец истребительного отряда Ю.И. Рудченко из поселка Войковец, химкинский краевед И.И. Поляк. Опубликованы их свидетельства, некоторые документы, подтверждающие события вокруг боя у Химкинского моста в 1941 г. Учитывая это, военно-научное общество Культурного центра Вооруженных сил России намерено обратиться к губернатору Московской области Б. Громову и председателю Московской областной Думы В. Аксакову с предложением установить мемориальную доску на автодорожном мосту через канал имени Москвы на Ленинградском шоссе в память танкистов Отдельной Краснознаменной орденов Ленина и Октябрьской революции мотострелковой дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, находившихся осенью 1941 г. в танковом резерве командующего Западным фронтом генерала армии Жукова и успешно защитивших столицу.
Они были солдатами Победы в самой жестокой и кровопролитной войне. Победы, начинавшейся под Москвой. Они – наша история, наша память, а потому не должны остаться безвестными. Они ушли, а история, память, Победа должны остаться с нами.
Эльвира ШЛЯХТИНА. «Московская правда», 5 декабря 2002 г.
Цитаты
Скульптор Николай Томский так вспоминал своё произведение[2]:
Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов — защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту победители приветствовали монументы Победы! Вот в чём была символика, вот в чём моя авторская гордость и человеческая радость. |
Скульптурное оформление моста Победы
Статуя воина. Объект культурного наследия № 7720073001№ 7720073001 | Статуя женщины-воина. Объект культурного наследия № 7720073002№ 7720073002 | Скульптурно-декоративная композиция. Объект культурного наследия № 7720073003№ 7720073003 |
Главное предназначение Ленинградского моста — перебрасывать Ленинградское шоссе с одного берега канала имени Москвы на другой. Однако, как и многие другие московские мосты (например, Строгинский), он имеет и дополнительную функцию — это ведь практически полноценная смотровая площадка!
Просторные виды прилагаются. Однако, если вы боитесь высоты — рекомендую не посещать мост в гордом одиночестве. Я в этом уверен определённо точно, ибо с высотой не очень-то дружу, и когда мост начинало трясти (а трясёт его, надо заметить, весьма ощутимо), мне было не по себе. Особенно в те и без того неприятные моменты, когда мимо проезжали грузовики
Начну, как обычно, с панорамы. Вид в сторону МКАД и Левобережной улицы: в центр — справа, в Подмосковье — слева.
Химки отсюда видно даже лучше, чем с пристани «Захарково» — ещё бы, ведь мост к Химкам гораздо ближе!
Из-за деревьев выглядывает стадион «Арена-Химки» и его же стеклянная башня, предназначенная под гостиницу и бизнес- width=»1024″ height=»768″[/img] А вот и другой мост — это через канал имени Москвы перебирается уже МКАД.
Издалека сложно понять, что это за станция — видимо, МЧС. Между ней и домами с вычурными цветными крышами на фоне — около 2 с половиной километров. Кстати, деревья на самом деле не просто деревья, а Химкинский лесопарк (в Химках он расположен лишь частично).
Постояльцы отеля «Союз» обладают уникальной возможностью лицезреть эксклюзивные виды на вышки с проводами прямо из своих номеров.
Градирни ТЭЦ-21 на Проектируемом проезде №5207. Когда я был маленьким и глупым, думал, что это атомная электростанция Навеяно, конечно, «Симпсонами».
А это фото сделано не с самого моста, а у его подножия. Вид на Прибрежный проезд — помните, эти дома мы уже видели с
пристани «Захарково»
?
Однако, пора перейти к другой стороне моста — есть мнение, что она несколько интереснее В центр слева, в Подмосковье — справа.
Примечательно, что на противоположном берегу вдоль всей обозримой на фото части канала тянется улица Свободы. От МКАД на границе с Подмосковьем до развязки с Волоколамским шоссе: почти 7 километров!
Впрочем, будем последовательны Слева видно 264-метровый жилой комплекс «Триумф Палас» со шпилем и верхушки строящегося ММДЦ «Москва-Сити».
Видно и Северный речной вокзал, который выглядывает не в одиночестве, а вместе с неожиданным для меня соседом — главным зданием МГУ. Почему неожиданным? До МГУ по прямой около 20 километров, и я не ожидал, что его будет видно отсюда. Правда, надо заметить, что сталинскую высотку видно не со всего моста — в центральной его части её заслоняют портовые сооружения.
А вот и те самые коварные сооружения! Как ни старалась чайка скрыть от нас вывеску «ПОРТХЛАДОКОМБИНАТ», мы всё равно её разглядели. Кстати, увидеть портхладокомбинат с другой стороны можно с
пристани «Захарково»
, расположенной на противоположной стороне канала.
Ракетный сторожевой корабль «Дружный», который изначально грозились сделать главным экспонатом музейно-мемориального комплекса МВФ, стоит тут аж с 2003 года. Никаким экспонатом он, как вы уже догадались, так и не стал, хотя момент его прихода в порт и установку на борту какого-то оборудования показывали, печатали и озвучивали в разнообразнейших СМИ.
И да, с этой стороны тоже местами видно ГЗ МГУ
Интересно, а из самого здания МГУ видно Ленинградский мост, или он сливается с прочими сооружениями? Одно могу сказать точно — со
смотровой площадки на Воробьёвых горах
мост увидеть невозможно. А вот и роскошный жилой комплекс «Алые Паруса», у подножия которого находится
Строгинский мост
.
С большим суровым зданием на заднем плане (улица Свободы 57 корпус 1) связана местная городская легенда. Впрочем, легенда сия заключается лишь в том, что никто не знал, что в этом здании находится. В связи с этим интереснейшим фактом выдвигались самые безумные гипотезы, но теперь-то все знают, что строилось оно для Вычислительного центра Госбанка СССР, а теперь перешло «по наследству» и числится за Технологическим центром Центрального Банка Российской Федерации.
Вдоль канала бежит змейкой набережная ПКиО «Северное Тушино».
С набережной, кстати, тоже вышла целая история.)) В первой половине 90х годов прошлого века её решили облагородить, для чего привезли целую гору песка и щебня. Щебень разровняли, и в этом «временном» состоянии набережная застыла более чем на 15 лет. За это время весь щебень, конечно, вовсе не таинственным образом исчез: какую-то часть жители растащили для аквариумов, остальное дети — да и взрослые тоже — с удовольствием выкинули в канал. Самолично, будучи совсем ещё мелким, бросал его в воду целыми пригоршнями Собственно, бросать камешки в канал было чуть ли не главным местным развлечением.
В прошлом году в парке внезапно началась масштабная реконструкция, и набережную частично уложили плиткой, но завершить её полностью, насколько мне известно, пока что так и не удалось.
На фото ниже — советские высотки на улице Свободы. Обратите внимание на деревья — в этих парковых зарослях бухает половина района! Недавно их пригрозили благоустроить; все в шоке.
А это — дом 99 корпус 1 по улице Свободы. Примечателен он тем, что на нём висит огромная надпись «СЕВЕРНОЕ ТУШИНО», которую отсюда, к сожалению, не видно. Впрочем, в каком районе такого нет?
Чуть дальше, за МКАД, всё те же Химки. Химкинский пейзаж с этой стороны моста заметно изменился за последние несколько лет: уж очень много быстровозводимых дешёвых многоэтажек там понастроили; в правой части фото видно несколько.
«Кантри Парк» — деловой центр на берегу Бутаковского залива (это та «тупиковая» часть канала, что уходит в Химки — см. карту); два выделяющихся на фоне химкинского пейзажа здания принадлежат именно ему.
В общем, не всегда мост — просто мост Будете проходить — не проходите мимо!
Бой у Химкинского моста… Быль или легенда?
НЕ ПОДЛЕЖАЛО РАЗГЛАШЕНИЮ
Сколько лет прошло, но никто и по сей день не знает в полном объеме всей картины трагического и героического времени, названного Битвой за Москву. О Великой Отечественной войне вообще долгое время писали под жестким контролем: надо же было скрыть тяжелейшие просчеты и ошибки, умолчать факты, противоречившие партийным установкам и тем более – их опровергающие. Что уж говорить о самих суровых днях обороны, когда нельзя было ни в чем усомниться или сказать что-то «не так»: паникерам – расстрел на месте. История, о которой пойдет речь, – ее рассказали полковники в отставке Н. Воропаев и С. Штутман – из этого числа.
Мчались танки…
Архивные документы о военной ситуации на Ленинградском направлении под Москвой осенью 1941 г. полностью подтверждают известные наблюдения командующего Западным фронтом Г.К. Жукова, сделанные тогда: в обороне столицы была брешь в несколько сотен километров. Когда немцы 13 октября ворвались в Калинин и 15 октября овладели им, форсировав Волгу, они уже на следующий день устремились к столице и за двое суток прошли 40 километров.
В экстренном порядке Госкомитет обороны принимает, наконец, решение о создании ближней полосы защиты (с мобилизацией населения) по линии рек Клязьма – Сходня. Начинается и строительство противотанковых сооружений на рубеже 23-го километра Ленинградского шоссе. В результате его прикрывали бойцы 3-й Московской коммунистической рабочей дивизии. И именно здесь – так официально считалось, – у рва, зимой 1941 г. женская зенитная батарея прямой наводкой отразила попытку фашистов пройти дальше. Прорвавшиеся четыре немецких танка были подбиты. Спустя два десятилетия, в 1961 г., в знак этой памяти был воздвигнут ныне известный всем монумент «Ежи».
Однако вплотную приблизиться к улицам и площадям столицы немцы попытались и в районе Химкинского моста. Слухи заполнили Москву: «Немцы в Химках». Известный английский журналист Александр Верт, работавший в те годы в нашей стране в качестве корреспондента газеты «Санди таймс» и радиокомпании Би-би-си, впоследствии в своей книге «Россия в войне 1941—1945» написал: «…Это было 16 октября. По сей день рассказывают, что в это утро два немецких танка ворвались в северную окраину Москвы, в Химки, где были быстро уничтожены. Правда, пока ни один серьезный источник не подтвердил, что эти танки существовали не только в воображении некоторых перепуганных москвичей».
Да, верно, не подтвердил, но и не опроверг. Трудно опровергнуть, когда были живые свидетели случившегося. Только танки были наши, а вот мотоциклисты…
Обратимся непосредственно к тем, кто утром 16 октября получил тревожную шифровку в связи с угрожающим положением, сложившимся у Химкинского моста. Процитируем несколько фрагментов из воспоминаний подполковника Алексея Акимовича Машнина – тогда заместителя начальника штаба батальона, а по званию старшего лейтенанта: «Для борьбы с фашистскими авиадесантами наша танковая часть дивизии вошла в состав маневренного резерва на основании приказа войскам Западного боевого участка № 1/оп от 02. 08. 1941. Согласно приказу наши танковые роты несли ответственность за обеспечение поставленной задачи в направлении Минского, Волоколамского, Ленинградского шоссе. Для быстрого выхода в свои сектора наша часть расположилась на Покровке. Для каждого танка отрыли окопы на бульварах. Дежурные экипажи располагались в танках, остальной личный состав размещался в Покровских казармах, где дислоцировался тогда третий полк нашей дивизии. Мы затрачивали всего 30—35 минут на движение от Покровки до развилки Волоколамского и Ленинградского шоссе на Соколе.
Аналогичный рассказ записан многими и со слов механика-водителя танка Виктора Кондратьевича Линникова. Он свидетельствовал:
«Наши танки мчались на предельной скорости. Каждый танкист отчетливо представлял, что это значит – гитлеровцы у Химкинского моста.
Я, не отрываясь, глядел в смотровую щель своего танка. Вот улица Горького, Белорусский вокзал, стадион «Динамо», поселок Сокол, завод имени Войкова, Химкинский речной вокзал. И всюду военные регулировщики давали нам «зеленую улицу». Расстояние в 15 километров покрыли за какие-нибудь полчаса. И тут мы увидели группу гитлеровцев. Они сидели на мотоциклах тяжелого типа с колясками. На каждой машине был установлен пулемет. Мотоколонна фашистов въезжала на мост.
Командир нашего танка Борис Панин, увидев гитлеровцев, процедил: «Совсем зарвались, сволочи! А ну-ка поприветствуем гадов. Устроим им горячую встречу! Огонь!»
И почти одновременно все наши танки открыли шквальный огонь.
В колясках некоторых мотоциклов мы нашли парадные мундиры солдат и офицеров фашистской армии».
Кстати, служившие затем вместе с ним в одной дивизии так характеризовали танкиста: «Старшина сверхсрочник. Скромный, мужественный – такие не врут».
Естественно, хорошо был осведомлен о произошедшем командир Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, где располагался резервный танковый батальон, полковник Михаил Петрович Марченков. Впоследствии и он неоднократно вспоминал о танковом бое с немецкими мотоциклистами у Химкинского моста – еще живы свидетели, могущие подтвердить рассказ комдива, в том числе и его дочь Татьяна Михайловна, служившая в этой дивизии в отделе кадров. «Это не выдумка, – сказала она в нашем с ней разговоре. – Я, мой двоюродный брат, другие родственники неоднократно слышали, как отец, вспоминая об обороне Москвы, приводил этот эпизод в качестве примера того, как далеко сумели немцы проникнуть в город осенью 1941 г. Разумеется, разговор стал возможным – даже в семье! – много позже окончания войны».
Подтверждает высказывания танкистов многое. Например, недвусмысленное заявление генерал-лейтенанта П.А. Судоплатова в книге «Разведка и Кремль; записки нежелательного свидетеля», где сказано: «По прямому указанию Генерального штаба и лично Жукова мы минировали дальние и ближние подступы к Москве, а наша моторизованная часть помогла ликвидировать немецких мотоциклистов и бронетранспортеры, прорвавшиеся к мосту через Москву-реку». Автору книги «Провал операции „Тайфун“ В.З. Муриеву не кто-нибудь, а сам маршал Рокоссовский подтверждал, что оперативная информация о появлении немецкой разведки в районе Химкинского моста через канал Москва—Волга в октябре 1941 г. ему как командующему докладывалась.
Ну и, наконец, свидетельства тех, кто находился неподалеку. Николай Дмитриевич Алябьев, десятилетним проживавший в Химках на Железнодорожной улице, хорошо помнит, что старшие по возрасту мальчишки в октябре 1941 г. из любопытства ходили к мосту и видели там трупы немецких солдат и остатки их мотоциклов. Об уничтожении нашими танкистами немцев у моста, как заявил Алябьев, знали многие проживавшие тогда поблизости. Например, профессиональный строитель, кстати, и Химкинский мост возводивший, Иван Леонтьевич Рудченко. Он жил рядом, в поселке Войковец, где затем отстроился ЖСК «Лебедь». До самой кончины, по воспоминаниям сына, он гордился тем, что мост, который он строил, отстояли.
Быль или легенда?
Почему приходится в деталях приводить множество доказательств боя, о котором столько людей знали, в достоверности воспоминаний о котором не сомневались? Да потому, что находятся «знатоки», не устающие восклицать почти как в известной пьесе: «Не было этого, не было!»
Безусловно, не всем близ моста проживающим удалось с точностью определить, откуда шла стрельба утром 16 октября 1941 г., тем более на станции Химки, отдаленной от моста через канал на несколько километров, к тому же тогда станцию и мост разделяла вековая дубовая роща.
Стрельбу могли не слышать те, кто работал на номерных заводах 84 и 301, пребывал в районе Сходни. И, уж конечно, не были ей свидетелями ни тогдашний первый секретарь Химкинского горкома партии, ни профессура, бывшая далеко в тот момент за пределами Московской оборонной зоны, о которой здесь речь. И войск Красной Армии в это время тут не было – они вместе с московским ополчением ожесточенно дрались в районе Волоколамского шоссе, в Клину и Солнечногорске. А вот охрана моста как важного объекта, конечно, была. Только, по некоторым свидетельствам, из-за неожиданного появления немецких мотоциклистов взвод охраны моста, имевший зенитные спаренные пулеметы для отражения воздушных налетов, был застигнут врасплох. Два зенитных орудия ПВО, установленных поблизости от моста на московской стороне канала, не были подготовлены к отражению внезапного нападения.
Что касается возможностей самих разведчиков-танкистов, мотоциклистов, парашютистов, то ведь нередко и нашим, и немцам удавалось появляться и в лесных массивах, и в селах, и даже врываться в города – вспомним, как параллельно с мирным трамваем ленинградской окраины вдруг возник фашистский танк-разведчик. А перед столицей особенное упоение своими победами чувствовали посланцы вермахта. Еще бы, половину вожделенной страны пролетели мгновенно, вот-вот и блицкриг завершится на большевистской Красной площади. Отчего же не приударить, первым не ворваться в знаменитую Москву?
Но тут русские танки навстречу.
Герои ушли – победа осталась
Один за другим уходят участники атаки, преградившей путь фашистам гораздо ближе 23-го километра от Москвы. Командир танковой роты старший лейтенант И.И. Стребко – погиб на фронте. Старший лейтенант А.А. Машнин – умер. Лейтенант Ф.В. Козлов – судьба неизвестна. Командир танка Панин – погиб на фронте. Механик-водитель танка В.К. Линников – умер. Начальником связи этой танковой части был лейтенант С.И. Бобков, получивший тогда радиограмму о появлении противника со стороны Крюкова, точнее, Черной Грязи, – судьба неизвестна. Но пока живы или еще совсем недавно были живы солдаты Победы, сражавшиеся на Ленинградском направлении: сослуживцы танкистов, а также полковник в отставке В.Ф. Холоден, боец истребительного отряда Ю.И. Рудченко из поселка Войковец, химкинский краевед И.И. Поляк. Опубликованы их свидетельства, некоторые документы, подтверждающие события вокруг боя у Химкинского моста в 1941 г. Учитывая это, военно-научное общество Культурного центра Вооруженных сил России намерено обратиться к губернатору Московской области Б. Громову и председателю Московской областной Думы В. Аксакову с предложением установить мемориальную доску на автодорожном мосту через канал имени Москвы на Ленинградском шоссе в память танкистов Отдельной Краснознаменной орденов Ленина и Октябрьской революции мотострелковой дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, находившихся осенью 1941 г. в танковом резерве командующего Западным фронтом генерала армии Жукова и успешно защитивших столицу.
Они были солдатами Победы в самой жестокой и кровопролитной войне. Победы, начинавшейся под Москвой. Они – наша история, наша память, а потому не должны остаться безвестными. Они ушли, а история, память, Победа должны остаться с нами.
Эльвира ШЛЯХТИНА. «Московская правда», 5 декабря 2002 г.