мостовая что это означает

Значение слова «мостовая»

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означает

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Твёрдое дорожное покрытие дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении территории, было создание соответствующей инфраструктуры в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Такова, например, дорога на Палатин в древнем Риме.

Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о пристальном внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов.

В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени. Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника.

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:

Каждому жителю против своего двора посыпать песком и камнем мостить гладко, как будет показано от мастеров, и чтобы были твердо утверждены, дабы весною и в дожди не заносило.

Первые петербургские булыжные мостовые отличались очень низким качеством покрытия. Вскоре однако мощение улиц в Петербурге приостановилось, так как распространился слух, что по улицам города будут прорыты каналы.

Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой, а затем асфальтовым покрытием.

В Петербурге до 1924 года главные улицы, в том числе Невский проспект, были замощены торцами — шестиугольными деревянными колодками, которые всплывали во время наводнений. Движение грузовых обозов (ломовиков) по торцовым мостовым было либо запрещено, либо ограничивалось несколькими часами в сутки. Ломовики проезжали по улицам, замощённым булыжником. На улицах, по которым систематически передвигались тяжёлые грузы, иногда использовали металл. Таковы чугунные мостовые Кронштадта.

МОСТОВА’Я, о́й, ж. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная м. Торцовая м. Асфальтовая м. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Значение слова мостовая

Словарь Ушакова

мостов а я, мостовой, жен. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная мостовая. Торцовая мостовая. Асфальтовая мостовая. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой.

Геоморфологический словарь-справочник

Словарь Ожегова

МОСТОВАЯ, ой, ж. Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы. Асфальтовая, булыжная м.

Словарь Ефремовой

ж.
Вымощенная или покрытая асфальтом часть улицы.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— твердая одежда городских улиц, устраиваемая, впрочем, иногда и вне городов. М. имеет над щебеночной одеждой преимущество большей крепости и непроницаемости, и так как на ней образуется меньше грязи и пыли, чем на шоссейном полотне, то она превосходит последнее и в санитарном отношении. Булыжная М., из камней неправильного вида, чаще всего у нас применяется, вследствие дешевизны устройства и ремонта. Для равномерной передачи давления на грунт, для отвода воды и большей прочности М., камни стелятся на основании из песка, хряща, щебня или бетона. М. из крупного булыжника невыносимо тряска и потому употребляется лишь для обделки откосов, размываемых водой. Для замощения же дорог и улиц употребляется средний и мелкий булыжник (длиной 17 — 12 см); для укрепления камней в приданном им положении употребляется песок. Камни стараются укладывать по возможности плотно, сортируя их по величине так, чтобы камни большого размера приходились под тою частью дороги, которая подвергается наибольшему проезду, а мелкий булыжник по бокам и пр. По выстилке М. ее уколачивают трамбовками, затем промежутки между камнями защебенивают и снова утрамбовывают. Оконченную М. засыпают хрящом или зернистым песком, который под действием дождя окончательно затягивает пустоты между камнями. От влияния воды, морозов и проезда булыжная М. со временем расстраивается. Для большей крепости делают иногда двойную М., из двух рядов булыжных камней, каждый на особом слое песка, причем на нижний ряд употребляется более крупный, а на верхний — средний и мелкий камень. Очень прочная М. получается при замощении булыжным камнем сверх щебеночной коры (ныне в этом виде перестраиваются ближайшая к СПб. части Архангелогородского и Петергофского шоссе). В небольших городах южной Франции встречается М. из булыжных камней с подтесанными верхушками, что удобнее для проезда. В Германии очень распространена булыжная М. из отколотых камней. В России такая М. встречается в городах Прибалтийских губерний. В Петербурге было сделано несколько опытов замощения улиц подобной М., получившей у нас название мозаичной, или рижской. Гораздо удобнее булыжных, хотя и значительно дороже, М. из тесаных камней, или кубическая М., на которую употребляются обделанные в форме параллелепипеда тесаные камни твердых пород. Они укладываются на щебеночном или бетонном основании. Тесаная М. чаще всего устраивается из песчаника (Париж, Берлин) или гранита (Лондон, Вена, Литейный и Вознесенский проспекты в СПб.). Впрочем, употребляются также, хотя и менее пригодны для этой цели, камни известковые и базальтовые. Первые большей частью неоднородны и обладают малым сопротивлением, а вторые трудно поддаются обработке и от действия проезда делаются скользкими для лошадей в сырую погоду. Швы между камнями кубической М. заполняются песком или заливаются цементным раствором, а иногда и асфальтом. К этому разряду должны быть отнесены также М. из искусственных камней. Сплошные цементные или бетонные М. до сих пор мало еще распространены. Они встречаются в некоторых французских городах (Гренобль). Чаще встречаются сплошные асфальтовые М. Для устройства М. из литого асфальта предварительно настилается на выровненном и плотно укатанном земляном полотне слой бетона, составленный из гравия, щебня и портландского цемента, с достаточным количеством песка, который утрамбовывается и выравнивается смазкой из цементного раствора. Это основание покрывают расплавленной смесью из асфальтовой мастики, битума и гравия. Для сообщения одежде шероховатости, ее посыпают песком и затем растирают деревянными терками. В Петербурге такой одеждой покрыты две улицы: Екатерининская и Набережная Фонтанки у Инженерного замка. Такая М., однако, не выдерживает тяжелого движения и требует частого ремонта. Лучшие результаты дает М. из уплотненного асфальта. Основание для нее устраивается из слоя бетона или щебеночной одежды, выровненной цементным раствором. Асфальтовый порошок в нагретом состоянии насыпается ровным слоем на толщину до 75 мм. Затем его выравнивают нагретыми железными пестами, разглаживают утюгами и укатывают ручными катками. Дороги, покрытые асфальтовой одеждой, избавлены от грязи и пыли. Движение по ним совершается весьма спокойно, без тряски и стука. Асфальтовая М. в полном смысле непроницаема и не пропускает той грязи, которая пропитывает основание каменной М. Недостатки асфальтовой М. — трудность ремонта, который может быть произведен только в сухое время, частое падение лошадей в гололедицу, почему асфальтовая одежда неудобна на улицах с большими подъемами (свыше 1:70). Летом от жгучих солнечных лучей асфальтовая М. иногда размягчается до того, что на ней остаются следы от прохода колес и ударов копыт. Благодаря своим полезным особенностям, асфальтовая М. в настоящее время представляет весьма распространенный вид мощения улиц в больших городах. Торцовая М. была применена в первый раз в начале 20-х годов в России к замощению улиц в С. Петербурге. По предложению академика Гурьева, торцовой мостовой замощены были сначала два участка, на Большой Морской и на Миллионной улицах, а затем, через 6 — 7 лет, часть Невского проспекта и Петергофской дороги. В настоящее время М. этого рода, кроме Петербурга, распространена в больших размерах в Лондоне (неблагоприятные результаты), Париже (весьма большой успех), Берлине, Чикаго и многих других городах Америки. У нас она устраивается из шестигранных деревянных колодок на настиле из досок, сверху осмоленных и расположенных, с промежутками в 6 мм, на поперечных деревянных лежнях. В Петербурге эта система оказалась недолговечной (2 — 4 года). Торцовые М. новейших типов в Лондоне и Париже устраиваются из плоских колодок, получаемых распиловкой лучших досок красной шведской ели. Перед употреблением в дело колодки опускают на 5 минут в расплавленную смесь битума, креозота и глинистого мела. М. эта стелется на слое бетона, а швы заливают битумом и цементным раствором. Поверхность готовой М. посыпают острым гравием. Торцовая М. почти совершенно устраняет шум и сотрясения от проезда и не дает ни пыли, ни грязи. Она представляет малое сопротивление движению, и очистка ее легче, чем при каменной булыжной М. Но, напитываясь водой с органическими веществами, она неудобна в санитарном отношении; гладкая поверхность М. делается скользкой в гололедицу; наконец, вследствие неравномерного состава колодок, она выбивается и покрывается неровностями. За границей торцовые М. новейших систем держатся от 7 до 10 лет. Попытки к устройству железных М. (в Лондоне) не увенчались успехом. Чугунные М. разных систем применены в виде опыта в некоторых местах, между прочим, у нас, в Петербурге, на части Миллионной улицы и Дворцовой набережной у Мраморного дворца (бездонные шашки на бетонном основании, засыпанные щебнем, сист. Кнаппа), также в Кронштадте.

В списках «Русской Правды» обыкновенно находим в конце устав «о городских мостах» [В старину слово мост означало: мост через реку, уличную М., пол (помост). Соответствующие тексты см. у Мрочек-Дроздовского, «Исследование о Русской Правде» (вып. II, стр. 200, 201, M. 1885).], приписываемый Ярославу и трактующий о натуральной повинности по постройке М. в Великом Новгороде и о замене ее мостовой податью (поплатой). В Москве замощение улиц началось приблизительно в половине XIV в., первоначально на главных только улицах. Материалом для М. служило дерево, для приобретения которого земский приказ собирал со всех жилых мест «мостовые деньги». По словам Флетчера, посетившего Москву в XVI в., М. устраивались из бревен, обтесанных с той стороны, по которой следовало ездить. Иногда поперек улицы раскладывались просто неотесанные кругляки, но в таком случае поверх их настилались вдоль улиц барочные доски, а на важнейших царских проездах — брусья. В 1692 г. велено было мостить моск. улицы камнем, а в 1705 г. повинность замощение моск. улиц разложена была на все государство. Дворцовые, архиерейские, монастырские крестьяне, торговые люди, вотчины служилого сословия обложены были специальной натуральной повинностью по сбору дикого камня; занимавшиеся извозом или просто приезжавшие в Москву крестьяне обязывались предъявлять в городских воротах по три камня ручных, но не менее гусиного яйца каждый. Еще в половине XVIII ст. каменные М. существовали в Москве лишь на самых главных улицах, а деревянные сохранились до вступления в столицу французов. Со времени Екатерины II М. находятся в заведовании городских общественных управлений и под наблюдением полиции. В 1785 г. запрещено в городах строить М. из бревен. В пользу отдельных городов устанавливались различные натуральные повинности по доставлению материалов для замощения улиц. В 1832 г. сбор камня для М. или взамен него денег был воспрещен; городским думам предписано мостить улицы за счет городских доходов с тем, чтобы дальнейшее поддержание М., устроенных по улицам, лежало на обязанности домовладельцев, каждого по участку, примыкающему к его владению. В СПб. владельцы домов, выходящих на площади, обязаны поддерживать и исправлять М. перед их домами на пространстве 8 саж. в ширину. В портовых городах на Черном и Азовском море (кроме Одессы) замощение улиц, по которым провозятся грузы в порт, производится за счет временного сбора с отвозимых из этих портов за границу товаров, за исключением леса. По ныне действующему городовому положению, дума может отнести содержание М. на общие городские средства или, по соглашению с домовладельцами, на особые с них сборы (взамен натуральной повинности); такие сборы могут быть взимаемы лишь в пределах действительной надобности и должны быть расходуемы исключительно на предмет своего назначения. Вообще лишь в немногих русских городах М. удовлетворяют необходимым требованиям. Из данных, собранных ко всероссийской выставке 1896 г. о 498 городах 48 губерний, видно, что протяжение мощеных городских улиц городов всего больше, относительно, в губ. Плоцкой и Ломжинской; Московская губ. занимает пятое место, Петербургская — седьмое. Узаконения о М. собраны в V разделе Устава Строительного (Св. Законов т. XII, ч. 1).

Источник

Мостовая

Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие городских улиц. В России также «мостовая» — составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально свидетельствовавшая о наличии у последних твёрдого покрытия. Примеры: Большая Тверская мостовая улица, Большая мостовая Никитинская улица [1]

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означает

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означает

Твёрдое дорожное покрытие дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении территории, было создание соответствующей инфраструктуры в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Такова, например, дорога на Палатин в древнем Риме.

Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о пристальном внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов.

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означает

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означает

В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины должны были привозить 10, 20 или 30 камней. Каждая крестьянская подвода — 3 камня весом в 5 фунтов. За неисполнение указа за каждый камень налагался штраф в размере одной гривны. В 1716 году всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом шириной в сажень, а с 1718 года ширина мостовых была увеличена ещё на два аршина. Одним из первых распоряжений назначенного в 1718 году генерал-полицмейстером Петербурга А. Э. Девиера были правила мощения улиц:

Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой, а затем асфальтовым покрытием.

Источник

Значение слова «мостовой»

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означает

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Мостовой, Александр Владимирович (род. 1968) — советский и российский футболист.

Мостовой, Андрей Владимирович (род. 1988) — украинский футболист

Мостовой, Артём Александрович (род. 1983) — украинский футболист, нападающий клуба «Десна».

Мостовой, Владимир Иосифович (1919—1996) — советский физик, член-корреспондент РАН, Герой Советского Союза.

Мостовой, Вячеслав Иванович (род. 1948) — российский журналист.

Мостовой, Григорий Порфирьевич (1923—1943) — Герой Советского Союза.

Мостовой, Жорж — французский шашист, международный мастер, чемпион Франции.

Мостовой, Николай Александрович (1919—1991) — Герой Советского Союза.

Мостовой, Павел Иванович (1931—2000) — советский государственный деятель, заместитель Председателя Совета Министров СССР (1989—1990).

Мостовой, Пётр Петрович (род. 1949) — российский адвокат, один из авторов закона о приватизации.

Мостовой, Руслан Иванович (род. 1974) — советский и украинский футболист.

Мостовой, Сергей Андреевич (1908—1979) — Герой Советского Союза.

Мостовой, Станислав Владимирович (род. 1982) — российский оперный певец (тенор).

МОСТОВО’Й, а́я, о́е (тех.). Прил. к мост. Мостовые быки.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мостово́й

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным мост

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Мостово́й

Делаем Карту слов лучше вместе

мостовая что это означает. Смотреть фото мостовая что это означает. Смотреть картинку мостовая что это означает. Картинка про мостовая что это означает. Фото мостовая что это означаетПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: философический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

МОСТОВАЯ

Смотреть что такое «МОСТОВАЯ» в других словарях:

Мостовая — дорожное покрытие капитального типа из штучных плит/камней мощения из естественных или искусственных материалов. Мостовая булыжная дорожное основание или покрытие переходного типа из штучных материалов булыжного камня или грубоколотой каменной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МОСТОВАЯ — МОСТОВАЯ, мостовой, жен. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная мостовая. Торцовая мостовая. Асфальтовая мостовая. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

мостовая — См. дорога гранить мостовую. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мостовая дорога; торец, брусчатка, макадам, проезжая часть Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

мостовая — Выровненная поверхность, чаще всего возникающая по берегам рек на бечевнике, где мелкозем выносится паводковыми водами, а галька и валуны отшлифовываются льдом во время ледохода … Словарь по географии

Мостовая — У этого термина существуют и другие значения, см. Мостовая (значения). Мостовая твёрдое дорожное покрытие городских улиц. В России также «мостовая» составная часть исторических названий некоторых улиц, первоначально… … Википедия

МОСТОВАЯ — Если во сне вы едете по мостовой в битком набитом автобусе или ином общественном транспорте, – это предвещает вам нелегкий труд. Если мостовая вся в выбоинах и колдобинах – значит, наяву вы понесете убытки от не оправдавшего себя предприятия … Сонник Мельникова

МОСТОВАЯ. — Собств. р. Возникло из прилаг. мостовая в сочетании мостовая улица. Первоначально обозначало только мощеную (крытую деревянными мостками) улицу, затем стало обозначать проезжую часть улицы … Этимологический словарь Ситникова

мостовая — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мостовой, чему? мостовой, (вижу) что? мостовую, чем? мостовой, о чём? о мостовой; мн. что? мостовые, (нет) чего? мостовых, чему? мостовым, (вижу) что? мостовые, чем? мостовыми, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

мостовая — Искон. Возникло путем сокращения сочетания мостовая улица. Ср. прихожая, прямая и т. д. Вначале слово называло мощеную (т. е. из деревянных мостков) улицу. Затем стало обозначать лишь проезжую часть улицы … Этимологический словарь русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *