мотивирующее задание по теме что изучает история

Методы мотивации учащихся на уроках истории

Встречается такое, что ученик не желает учиться, нет желания и инициативы. В этом случае у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя принудить учиться, если относиться к процессу обучения равнодушно, без интереса. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики не только знали даты, исторические события, но и умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику. В этом заинтересованы и родители учащихся.

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Существует мнение, что на начальном этапе обучения дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому и неизведанному, обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно, ослабевает и работоспособность на уроке. В этой связи интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играет содержание и наполнение учебного материала, выступающего для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе «сырая» информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не вызывает в нем отклик, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс и стимул к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, но не только с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и не следует упускать данный элемент, особенно актуальный для старших классов), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Именно в этом случае у детей будут создаваться тенденция и настрой на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.

Научить – значит дать ученику набор необходимых знаний, умений и навыков. Однако этого недостаточно: важно воспитать мотив, инициативу, стремление к получению этих знаний, умений и навыков. Так школьная мотивация является одним из основополагающих факторов получения образования.

Хотелось бы остановиться на некоторых методах, стимулирующих рост мотивации у учащихся к изучаемому материалу.

Стоит отметить, что данный метод широко применяется в различного рода тренингах, при обучении психологии взаимоотношений и других, не менее важных для обучающихся мероприятиях. Притом участники таких игр нередко представители разных возрастных групп, которые в игре, как правило, не замечают процесса обучения.

В продолжении темы необходимо сказать, что личность учителя играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету. Обратимся к русскому историку В.О.Ключевскому, который справедливо утверждал, что «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Для этого ученый открыл следующую нехитрую, но основополагающую формулу – «Необходимо любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Следует добавить, что в условиях динамично развивающегося общества объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрастает с каждым годом. А с развитием истории как науки и новыми технологиями, приводящими к новым открытиям, расширяется и источниковая база.

Итак, развитие мотивации и интереса к предмету – это вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность. Урок необходимо организовать таким образом, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения как с учителем, так и с одноклассниками. В классе должна царить рабочая атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес, стремление и удовлетворение от проделанной работы должны становиться ключевыми ощущениями ребенка в ходе учебного процесса.

Также важна для мотивации ориентация учителя на индивидуальные достижения учеников. В этой связи необходимо сравнивать результаты отдельного ученика с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание уверенности в своих силах и как результат – обеспечение мотивации и роста показателей в учебе.

Список используемой литературы

1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.-№4.-с.22-29.

2. Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению // Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.

4. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2009.

7. Подласый И.П. Мотивация обучения. Педагогика: учеб. Для студентов. – М.: 2008.

9. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1.-с.32-35.

10. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экcперимент. 2012.-№1.-с.13-17.

Источник

Задания к повторительному уроку по теме «Что изучает история»

Задания к уроку по теме: «Что изучает история».

1.Вставьте пропущенное слово

Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется _________________________________________________.

2.Соотнесите вид источника и то, что к нему относится, и запишите в таблицу:

а) берестяные грамоты, б) свиток папируса, в)поговорки, г)былины, д)женские украшения, е) записи на деревянных дощечках, ж) сказания, з)надпись на резной кости, и)утварь, к) доспехи рыцаря, л)древнегреческая ваза, м) пословицы.

3.Вставьте пропущенные буквы

Ф_кт – в переводе с латинского языка это слово означает «сделанное».

_рхив – в переводе с греческого это слово означает «древний».

Му_ей – в переводе с греческого это слово означает «храм муз».

_ибл_отека – в переводе с греческого это слово означает «книгохранилище».

4.Соотнесите понятия и их определения

2. Обозначение в истории года, месяца, числа произошедшего события

4. Последовательность исторических событий во времени

5. Вспомните, как обозначаются римские цифры, заполните пустые клеточки: 6. Определите в каком веке произошли эти события и обозначьте века римскими цифрами.

7. Соотнесите понятия и их определения. Ответ оформите в таблицу.

1. Изображение на плоскости небольшой части территории

2. Изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества

3. Перечень (свод) используемых на карте условных знаков и объяснений

8. Определите, что послужило основанием для появления следующих фамилий, ответ оформите в таблице :

1.Кузнецов, Шапошников, Рукавишников 2. Ивановы, Петровы, Сидоровы

3.Вознесенский, Воскресенский, Добролюбов

1.Какой год был раньше и на сколько: 33 год н.э и 33 год до н.э.? Обозначьте на ленте времени.

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

2. Определите, на сколько лет Москва (основана в 1147 г.) старше Санкт-Петербурга (основан в 1703 году). Обозначьте на ленте времени.

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

3. Определите, сколько лет прошло от основания Рима (753 г. до н.э) до основания Санкт-Петербурга (1703 г.) Обозначьте на ленте времени.

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

3.История, Факт, Архив, Музей, Генеалогия, Библиотека, Документ.

5. Вспомните, как обозначаются римские цифры, заполните пустые клеточки: 6. А) XIV век

3.Вознесенский, Воскресенский, Добролюбов

1. раньше 33 год до н.э. на 66 лет

2. на 556 лет старше

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Задания можно использовать для повторения и закрепления полученных знаний по теме «Что изучает история». Вопросы и задания составлены в соответствии с содержанием учебника Майкова А.Н. «История: введение в историю.5 класс.», предназначены для учащихся начинающих изучать историю в основной школе. Всего 9 заданий, но охватывают весь материал пропедевтического модуля. Тестовые задания на установление соответствия помогут вспомнить основные исторические понятия и термины.Задания ориентированы на разные уровни усвоения учебного материала. Ответы к заданиям прилагаются.

Номер материала: ДБ-1352326

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков

Время чтения: 1 минута

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов

Время чтения: 1 минута

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Чернореченский»

Искитимского района Новосибирской области

«Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»

Автор: Батуева Кристина Александровна.

учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ п.Чернореченский»

В работе «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории» описываются различные приёмы работы на уроках истории, вызывающие интерес к изучению. Развивающие мышление, коммуникативные способности, повышающие умственную активность у учащихся.

Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим» темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические периодические издания, журналы, газеты, интернет – ресурсы последних лет, чтобы убедиться в этом. [2]

Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

Цель работы: поделится опытом использования мотивационных приёмов на уроках истории.

Показать, как работают педагогические приёмы для формирования познавательного интереса школьников на уроках истории.

Описать педагогические приёмы, используемые на уроках истории, для создания мотивации школьников,.

Актуальность: Использование современных приемов и методов обучения в рамках реализации системно-деятельностного подхода оказывает существенное воздействие на социализацию обучающегося.

Приёмы мотивации учащихся

Существует множество педагогических приёмов и на стадии мотивации. Но я остановлюсь на тех что применяю сама.

Самым распространённым приёмом является «Кластер-технология» Прием кластеров универсален и возвращаться к работе с ним можно на протяжении всего урока. Сам приём состоит в следующем: в центре –это наша тема, а вокруг все крупные смысловые единицы. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом). Этот приём имеет большое значение и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений или заполнения их на основе новой информации.

Он формирует у учеников такие навыки:

умение грамотно формулировать вопросы;

работать с большими объемами информации и выделять в них основное;

способность выявлять логические и причинно-следственные связи

Существует множество вариаций кластера:

Кластер с картинками

(Смотри Приложение №1)

Часто использую на этапе мотивации игровые методы. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу. Игра так же содержит в себе коммуникативную функцию.

Например, самым распространённым является игра «Верите ли вы?» Прием помогает пробудить интерес к теме урока, а также обнаружить и осознать о недостаточности знаний у ребят. Суть данного приема сводиться к тому, что учитель задает вопросы, на которые надо ответить в таблицах, приготовленных перед уроком, «да» или «нет» в первой строке, а вторая строка остается пустой. Необходимо доказать в течение урока правильно ли они дали ответы на вопросы «Верите ли вы?». Тем самым интерес возрастает, и дети с легкостью работают в течение урока. Им важно проверить правильность и точность своих ответов. (Смотри приложение №2)

Очень увлекательными методами являются головоломки. Например, использование пазлов и ребусов на уроках истории. Головоломки на уроках способствует развитию мышления, запоминанию исторических дат. (Смотри приложение №3, 4)

Следующим интересным приёмом мотивации является визуализация. Например, демонстрация картинок, портретов, При их использовании задействуется образное мышление учеников. Мотивирующим элементом выступает не картинка или презентация как объект, а их содержание, сопровождающие занимательные, проблемные вопросы, необычность преподнесения материала.

Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует развитию памяти, мышления, воображения учащихся.

Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.) учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников. Очень хорошо этот метод помогает ученикам с ограниченными возможностями, так как визуализация способствует лучшему усвоению материала, а также формированию исторического мышления в целом.

Обучающих привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько содержащийся в ней познавательный материал.

Приведем несколько примеров из практики. Большой интерес учеников, при изучении темы «Россия в годы правления Петра I» вызывает инфографика «Петр I. «Особые приметы первого императора России Петра I» используется на этапе мотивации к уроку. Детям будет интересно узнать и увидеть наглядно каким был Петр 1.

Из инфографики учащиеся смогут узнать о высоченном росте первого императора России, на кого он был похож, почему он всегда ходил с тростью, какое было его любимое блюдо, десерт, и много всего интересного (Смотри приложение №5)

Историческая картина может являться непосредственным источником знаний учащихся. Например, в 6 классе, по теме «Средневековая деревня и ее обитатели», предлагается учащимся рассмотреть картину И. Лопеса » Сдача оброка феодалу».

Вопросы учителя, примерные ответы учащихся:

1.Какой вид повинности крестьян изображен на картине? (крестьяне сдают оброк феодалу);

2.Где крестьяне сдают оброк? (на господском дворе);

3. Как вы думаете, кто эти богато одетые люди, стоящие справа?

4. Опишите внешность крестьян, сдающих оброк. (ученики описывают внешность старика и его жены, а также группу людей, сдающих в складчину корову);

Метод применения видеофрагментов.

Таким же успехом пользуется просмотр видеофрагментов из документальных и художественных фильмов. Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать видеофрагменты с историческими текстами. Рассмотрим пример на тему «Иван Грозный» На этапе мотивации можно включить несколько отрывков из кинофильма Иван Васильевич меняет профессию, просмотрев, ребята должны сами назвать тему урока. Также можно предложить в конце урока сравнить каким показан Иван Грозный в фильме и каким его описывают историки. Такой приём очень сильно мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы.

Или видео фрагменты можно использовать как основную часть урока. Например, в 5 классе при изучении Древней Спарты и Греко-персидских войн. (Приложение №7)

В завершении следует отметить, что в современных условиях, мотивация- это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и средства. Большие возможности открывает применение информационных технологий, без которых невозможно представить современный урок. Мотивация должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. Какими приемами и средствами можно формировать мотивацию на уроках истории? Следует отметить, что вариантов много, и среди них невозможно выделить лучшие. Выбор оптимальных мотивирующих приемов и средств зависит от психологических, возрастных особенностей группы, оснащенности кабинета, изучаемой темы и других факторов. И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, но без внутренней мотивации хорошего результата добиться нельзя

Источник

Формирование мотивации учения на уроках истории и обществознания

мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть фото мотивирующее задание по теме что изучает история. Смотреть картинку мотивирующее задание по теме что изучает история. Картинка про мотивирующее задание по теме что изучает история. Фото мотивирующее задание по теме что изучает история

На современном этапе учитель общественно – исторических дисциплин сталкивается с проблемами, дидактического, информационного характеров. В условиях политической, идеологической и социальной нестабильности российского общества, переоценкой исторического прошлого своей страны, на учителях лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России. Перед преподавателем общественно – исторических дисциплин сегодня стоит задача не только обогатить учащихся знаниями по истории России, воспитать в них уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины, но и, повысить их правовую грамотность, устранить правовой нигилизм, а также, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции, то есть, их социализации.

Именно школа, являясь одним из основных институтов социализации личности, играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

В Законе РФ “Об образовании” подчёркнуто, что одним из основных принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Поэтому у учащихся следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру и гражданские качества, которые впоследствии станут показателем их гражданской позиции и нравственной зрелости.

Целью гражданско-правового образования на базовой ступени признано формирование основ личностной гражданской культуры на базе овладения гуманистическими демократическими ценностями.

Этой цели должна служить ориентация на усвоение школьниками целостной системы гражданско-правовых знаний; развитие ценностного отношения к праву как универсальному регулятору общественных отношений, как к средству, облегчающему жизнь человека; содействие формированию правовой модели поведения с приоритетной ориентацией на социально-активное поведение; содействие самоопределению личности, создание условий для её конструктивной творческой самореализации; развитие гражданского достоинства и ответственной социальной позиции; развитие критического мышления. Таким образом, гражданско-правовые знания являются средством развития и воспитания личности учащегося, активизации его социализации, формирования его гражданского и личностного достоинства. Гражданско-правовое образование способствует развитию умений школьников понимать, анализировать, обобщать, критически оценивать и интерпретировать содержание всех источников знания

Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

При внедрении идеи овладения правовыми знаниями, умениями и навыками на уроках истории и обществознания с использованием современных форм, методов и средств обучения и воспитания, у обучающихся формируется активная жизненная позиция, соответствующая высоким требованиям, предъявляемым обществом к современному гражданину. Сравнительный анализ психолого-педагогической диагностики, проводимой в классах, позволяет судить о достижении положительного результата в создании условий для подготовки инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию.

Методы мотивации на уроках истории

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Метод проблемных задач.

Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

Проблемные задания по истории можно разделить на 4группы:

Исправьте не менее восьми ошибок в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?»

« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий:

«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»

Урок «Февраль глазами современников”.

Мотивацией к уроку служит песня «Рабочая Марсельеза” (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.

Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: «Можно ли согласиться с мнением: «В 1917г. царя «смахнули с плеча”, что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?”

Урок “Холодная война».

При использовании проблемного метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Однако, видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся с ними ещё надо поработать, а именно:

смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности,

в соответствии со структурой урока;

разбить на смысловые блоки;

поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы .

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

Проекты, выполненные школьниками, могут быть монопредметными, межпредметными

( в рамках одной образовательной области), интегрированными (выполняются на базе предметов из нескольких областей) и надпредметными (выполняются на основе сведений, не входящий образовательный стандарт и школьную программу).

Урок по теме «Королевская власть и Реформация в Англии в XVI в.».

Учитель может предложить три проекта: «Театр» ( может быть посвящён творчеству Шекспира или прочитать повесть Марка Твена «Принц и нищий», выбрать сюжет для инсценировки),проект «Литературный журнал» ( подготовка журнала, посвященной английской литературе данного периода), третий проект «Музей» ( в результате работы должна возникнуть выставочная экспозиция рисунков, макетов домов, костюмов, отражающих быт и повседневность тюдоровской Англии). Проект носит интегрированный характер. По продолжительности это мини-проект, поскольку рассчитан на несколько недель.

Научно – исследовательские работы.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Примеры тем научных работ:

Верования славян как суеверия современного человека.

Гражданский подвиг княгини М.Н. Волконской.

Смуты в России: сравнительный анализ.

Коммунизм в России – это религия?

Существует огромное разнообразие учебных игр, например:

Использование игр возможно для всех школьных возрастов. В старших классах используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. В среднем звене преподавание истории нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников. Нужно отметить, что речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.

Итак, игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *