мотор сич что это
Национализация «Мотор Сич». Как Украина стала подрядчиком российского ВПК
Это указ о национализации запорожского авиамоторостроительного завода «Мотор Сич». Удивительно, но, получив 100% акций «Мотора», украинское государство стало подрядчиком российского ВПК.
Схема на миллиард
Предприятие — одно из градообразующих, порядка 20 тысяч его сотрудников, а точнее их зарплаты, кое-как обеспечивают жизнь крупнейшего в городе Шевченковского микрорайона, где территориально и находится завод. Основные заказы шли, естественно, от российской оборонки, но после майдана и начала событий на Донбассе правительство Порошенко закрыло возможность прямого сотрудничества с РФ. Это привело к большим убыткам и поиску руководством «Мотора» новых рынков и инвесторов.
Теперь, после мартовского решения СНБО и указа Зеленского, 100% акций «Мотора» перешли в собственность государства. И тут возникает несколько моментов. Во-первых, приняв такое решение, украинское государство забирает (в обыденной жизни это называется кражей) деньги и акции у добросовестного иностранного инвестора, к тому же представляющего крупнейшего торгового партнера Украины — Китай. И китайские бизнесмены не оставили эту кражу — они уже обратились в международные судебные инстанции с иском на сумму более 3,5 млрд долларов, сумму, в которую они оценивают нанесенный им ущерб. И скорее всего дело это они выиграют, только вот денег у Украины в ее нынешнем состоянии таких нет. Во-вторых, украинское государство обокрало и миноритарных собственников предприятия, своих собственных граждан, которым принадлежит 20 процентов акций предприятия «Мотор Сич». В-третьих, с помощью СБУ государство сохранило у руля предприятия еще недавно называемого им «сепаратистом» и «агентом Кремля» Богуслаева — надо же кому-то расхлебывать заваренную властью кашу — и производственную, и финансовую.
Но главный парадокс в другом. «Мотор Сич» продолжает владеть рядом активов, в т.ч. иностранных, которые «красному директору» Богуслаеву создавали репутацию защитника интересов русских на Украине и населения Юго-Востока Украины в целом. Теперь эти активы, обеспечивающие налогами и рабочими местами не только «страну-агрессор», но, возможно, и «террористов» из ДНР, принадлежат… украинскому государству. И вот что делать с этой частью активов «Мотор Сич», ставшего из частных предприятий государственным, вообще не понятно.
Военные госзаказы РФ для украинских госкомпаний
Речь идет, например, о Снежнянском машиностроительном заводе, специализирующемся на выпуске лопаток для авиадвигателей и дисков газотурбинных двигателей, который находится прямо в ДНР. Весь 2014 год (а то и 2015-й) туда отправлялись деньги для выплаты зарплат работникам, а оттуда шла продукция в Запорожье. После скандала и заведения уголовных дел по финансированию терроризма, завод обозвали неким «обособленным подразделением», и на этом все затихло. А в декабре 2017 года на сайте «Мотор Сич» было опубликовано сообщение, что контроль над заводом в Снежном потерян. Однако чуть позже сам Богуслаев сообщил украинским СМИ нечто очень странное:
«Собственность осталась у нас. Это управление, это не собственность. Мы не можем там работать по законам Украины, и мы наняли компанию, которая управляет нашим заводом. Но завод находится в полном подчинении, под полным контролем предприятия «Мотор Сич». Продукцию мы покупаем, но не через «границу» — наше правительство нам запрещает развиваться, поэтому будем покупать продукцию Снежнянского завода в другой стране».
Еще один актив «Мотор Сич» с интересной историей — совместное научно-производственное предприятие «Юпитер», расположенное в Запорожье по тому же адресу, по которому и сам авиамоторостроительный завод. Занимается «Юпитер», по официальным данным, исследованием и разработкой, а также производством воздушных и космических летательных аппаратов, а также торговой деятельностью. Совместность фирмы заключается в том, что она основана ПАТ «Мотор Сич» и ЗАО «Двигатели «Владимир Климов — «Мотор Сич»» (Москва, ул. Новопесчаная, 14). Московское предприятие является конечным бенефициарным собственником «Юпитера».
При этом 40% ЗАО «Двигатели «Владимир Климов — «Мотор Сич»» («ВК-МС») принадлежат ПАО «Мотор Сич», а 60% — Петру Кононенко. Это экс-член набсовета «Мотора» и вместе с Богуслаевым совладелец ООО «Мотор Форс» и ООО «Жекон» в Запорожье. Одновременно Петр Кононенко является генеральным директором ООО «Борисфен-Авиа» (под украинскими санкциями), которая зарегистрирована в Москве по тому же адресу, что и «ВК-МС». Как написано на сайте «Борисфена», компания «выполняет поставки на территории Российской Федерации промышленных газотурбинных установок наземного применения разработки АО «Мотор Сич», а также запасных частей и агрегатов к ним». Кроме того, «Борисфен» регулярно участвует в московской Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia, сотрудничает с Росавиацией и Минпромторгом РФ, получая госзаказы. У фирмы даже есть российская лицензия на разработку, производство и техобслуживание вооружений и военной техники, то есть полный набор «пособника страны-агрессора».
Для правительства Украины это не секрет, иначе предприятие не было бы под санкциями еще с порошенковских времен. Но этого мало — ведь имеющий непосредственное отношение к директору санкционного «Борисфена» «ВК-МС» примерно на четверть находится в непосредственной собственности «Мотора», а остальная часть принадлежит ООО «Международный центр ОДК», который сам на 51% принадлежит ПАО «Мотор Сич», т.е. теперь украинскому государству.
ЗАО «ВК-МС» на своем сайте сообщает, что является «совместным предприятием АО «Мотор Сич» и АО «Климов» на территории Российской Федерации», а основной вид деятельности предприятия — ремонт двигателей, которые используются в т.ч. в российских ударных вертолетах. Также мы узнаем, что «для выполнения работ по ремонту ЗАО «ВК-МС» имеет в своем штате достаточное количество высокопрофессиональных технических специалистов, прошедших обучение на базе АО «Мотор Сич»».
Председателем совета директоров с 23 марта украинской государственной компании является генерал-полковник и лауреат Государственной премии РФ Анатолий Ситнов — в 1990-х начальник вооружения Министерства обороны РФ, в 2000-х — заместитель председателя Комиссии по оборонно-промышленному комплексу при Совете Российского союза промышленников и предпринимателей.
Россия снова спасет?
Ладно бы «Мотор» принадлежал Богуслаеву, который, согласно украинским медиа, «ватник» и «сепар». Тогда можно было бы требовать от СБУ разобраться. Ладно бы китайцы взяли завод под свое управление — тоже можно было бы кричать о происках внешних врагов. Но ведь выходит иначе.
По требованию американцев Зеленский отрезает китайцам доступ к технологиям «Мотора», но делает это прямо-таки небанальным способом. У «красного директора» остаются и деньги от продажи акций, и контроль над предприятием, который ему позволяет сохранить СБУ. Также пока остаются и схемы, которые худо-бедно, но позволяют зарабатывать деньги на российском ВПК. Это похоже на попытку хоть как-то сохранить доходы завода в ситуации, когда сотрудничать с Китаем запретили из-за океана. Очевидно, что без Богуслаева и его многолетних российских связей ничего сохранить не выйдет. Человек, против которого еще буквально пару лет назад пачками заводили уголовные дела, связанные с нацбезопасностью, сегодня оказался нужен государству. А вчера еще, казалось бы, недружественное государство сегодня оказалось нужным ему.
«Группа лоббистов, преследующих свои личные цели, обманывает представителей власти, чтобы подтолкнуть Украину к национализации «Мотор Сич»», — некоторое время назад прокомментировал ситуацию экс-вице-премьер Павел Розенко.
Похоже, что, говоря про лоббистов, Розенко не ошибся, но вот про «обманывают представителей власти»… Не рады ли они сами так обманываться, одновременно совершенно цинично водя за нос собственное население и отправляя солдат в Донбасс убивать и умирать? А ведь разрывать экономические связи с Россией (до сих пор 3-м крупнейшим торговым партнером Украины) по-серьезному никто, похоже, не собирается.
Как бы там ни было, на 8-м году «российско-украинской войны» Украина стала собственником целого ряда компаний, обслуживающих российский ВПК. Из этого следует, что на очередном заседании СНБО должен наложить санкции сам на себя, а СБУ — завести сама на себя уголовное дело за госизмену, как десятками заводит дела против журналистов, блогеров и пенсионеров.
Украинский «Мотор Сич» — поле битвы Китая и США
Украинская компания «Мотор Сич» известна прежде всего разработкой и производством авиационных двигателей. Но недавно она стала еще и объектом большого скандала, связанного с Китаем. Что же произошло и кто главные действующие лица в этой истории? Telegram-канал «Крылья войны» восстанавливает хронологию событий и рассказывает о своем видении ситуации.
Актуальный статус «Мотор Сич»
Закончился очередной раунд борьбы за скандально известный завод. 20 марта Шевченковский районный суд Киева наложил арест на имущество и 100% акций АО «Мотор Сич». Пресс-служба СБУ сообщила, что все имущество предприятия передано в управление Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
23 марта президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, который вводит в силу решение СНБО. В нем говорится:
«Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 11 марта 2021 года «О состоянии выполнения решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 марта 2018 года «О неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиационных двигателей», введенного в действие указом президента Украины от 6 марта 2018 № 58».
Таким образом, «Мотор Сич» вновь становится государственной собственностью, а Китай остался не у дел.
Ситуация довольно интересная. В 2016 году убыточное предприятие, до которого украинским властям особо не было дела, решают продать китайским инвесторам. Они обещали развивать завод, вкладывать деньги в инфраструктуру и обеспечивать стабильной работой всех служащих. Каждая сторона имеет здесь свою выгоду: китайская компания получает новые возможности и доступ к технологиям, а «Мотор Сич» не становится банкротом, погрязнув в убытках. Но все оказалось не так просто.
Появляется третья заинтересованная сторона — Соединенные Штаты Америки. Они диктуют свои условия правительству Украины с намеками на разрыв этой сделки с Китаем. «Ни нашим, ни вашим» — вполне в стиле США.
История компании и хитрые китайцы
Двигателестроительный завод «Мотор Сич» был основан в 1907 году как предприятие по изготовлению сельскохозяйственной техники. В 1915 году завод выкупило АО «Дюфлон, Константинович и К°» и перепрофилировало на выпуск авиационных двигателей для нужд Российского императорского военно-воздушного флота.
Предприятие уникальное — оно полностью разрабатывает и производит авиадвигатели, двигатели для крылатых ракет и газотурбинные установки. Помимо этого, обслуживает их и ремонтирует по мере необходимости при эксплуатации. Запорожскими двигателями были оснащены:
В 1990-х годах, чтобы спасти предприятие, рабочие завода решили передать контрольный пакет акций директору Вячеславу Богуслаеву. Он сохранил производство и даже смог его развить. В этом есть заслуга и Российской Федерации. В начале 2000-х годов Россия начала возрождать авиапромышленность и стала заказывать двигатели у «Мотор Сич». Дела предприятия пошли в гору.
Осенью 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолеты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому украинский производитель должен был ежегодно поставлять в Россию до 270 вертолетных двигателей. Производство развивалось, росла и прибыль. Кроме России, заказчиками предприятия стали Китай и Индия.
К сожалению, такое плодотворное сотрудничество закончилось в 2014 году после государственного переворота. Новое правительство Украины запретило сотрудничество с Россией. А в 2017 году президент страны Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)». Поставки двигателей в Россию прекратились, и прибыль предприятия постепенно упала до катастрофической. Как раз в это время китайские инвесторы стали проявлять интерес к еле держащемуся на плаву «Мотор Сич».
В 2017 году Вячеслав Богуслаев продает контрольный пакет акций своего предприятия китайской компании Skyrizon. В 2019 году украинский миллиардер Александр Ярославский стал совладельцем 25% «китайских» акций «Мотор Сич». Летом 2019 года у Skyrizon уже было 75% акций компании. Богуслаев пояснил, что китайцы инвестировали в предприятие 100 млн долларов, и это позволило продолжить выпуск двигателей, а также сохранить рабочие места.
Дядя Сэм всегда хочет «как лучше» (для себя)
В августе 2019 года в Киев нагрянул тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Он решил обсудить с президентом Украины Владимиром Зеленским дальнейшую судьбу двигателестроительного предприятия и добиться отмены сделки Китая по «Мотор Сич».
Outstanding meeting with Ukrainian President Volodymyr Zelenskyy. Very impressed by his commitment to real reform to benefit the Ukrainian people. A stable, prosperous, and free Ukraine is key to stability in Europe and beyond. pic.twitter.com/YrCeCL1VD7
Начались «паломничества» американских должностных лиц на Украину. В конце сентября предприятие посетили Билл Тейлор (поверенный в делах посольства США в Киеве) и старший советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер. Через месяц на завод приезжал основатель ЧВК Blackwater (Academi) Эрик Принс, который, предположительно, вел переговоры о покупке предприятия.
После сделки по продаже акций Китаю СБУ заблокировала весь реестр акционеров, а затем занялась изучением вывоза части оборудования «Мотор Сич» на новый завод в Чунцине. СБУ полагала, что это могло быть подготовкой диверсии и государственной изменой на предприятии от ее руководства.
За «Мотор Сич» началась настоящая борьба между двумя сверхдержавами — США и Китаем. Штаты прекрасно понимали, что получит оборонный комплекс КНР. Многолетние разработки и технологии позволят китайцам шагнуть вперед в производстве своей авиационной техники. Вашингтон такого допустить не мог.
Украина фактически является вассалом Соединенных Штатов, поэтому влияние Вашингтона играет решающую роль в любом крупном процессе. Совет национальной безопасности Украины решил перевести предприятие «Мотор Сич» в государственную собственность, чтобы не допустить его продажу Китаю. О возможных негативных последствиях национализации для завода никто не задумывается. Главная цель: не дать Пекину завладеть технологиями, которые могут развить и упрочнить его оборонную промышленность.
Пекин проиграл?
Конечно, китайская сторона считает действия Украины неправомерными и вместе с украинскими партнерами подала заявление в антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». В свою очередь, украинский суд данное заявление рассмотреть отказался.
В декабре 2020 года китайцы обратились в Международный арбитражный суд с целью взыскать с недобросовестной страны убытки. Размер иска составляет 3,5 млрд долларов. Независимо от результатов суда правительство Украины само поспособствовало своему глобальному проигрышу.
Если Украина успокоится и вернет акции китайской компании, то лишится поддержки своего важного стратегического союзника — США. А если продолжит действовать в интересах Штатов против Китая, то потеряет иностранных инвесторов, а также будет вынуждена выплатить штрафы или вернуть инвестированные деньги. Но очень сомнительно, что в бюджете Украины найдется лишних 3,5 млрд долларов.
Выгода от китайских инвестиций для «Мотор Сич» понятна, но зачем убыточное предприятие понадобилось Китаю? Ответ прост — беспрепятственный доступ к авиационным технологиям двойного назначения. КНР в настоящее время активно совершенствует свою авиацию (как военную, так и гражданскую). Пекин разрабатывает новые самолеты и вертолеты, а также ищет пути продления срока службы для старой техники. Так как многие китайские авиационные проекты имеют «советские корни», то запорожские двигатели слишком лакомый кусочек, чтобы пройти мимо него. Кроме этого, «Мотор Сич» уже поставляла двигатели в Китай.
Несмотря на текущие инвестиции в запорожский завод, наиболее вероятным сценарием был бы постепенный вывоз всей необходимой документации и специалистов из Украины и разворачивание производства непосредственно в Поднебесной. Ведь практически одновременно с продажей контрольного пакета акций «Мотор Сич» в Китае началось строительство нового завода по производству авиадвигателей. Не скрывалось, что на этом заводе будут использованы технологии запорожского предприятия. Нельзя не упомянуть и то, что Россия тоже могла бы снова начать получать запорожские двигатели — но уже выпущенные в КНР.
Вся эта игра нужна Соединенным Штатам, чтобы ослабить авиационную отрасль своих двух главных соперников в борьбе за влияние в мире — Российскую Федерацию и Китай.
Только Россия уже смогла наладить свое производство для замены украинских двигателей. Да и Китай не отстает и разрабатывает собственные авиадвигатели. Поэтому в минусе остается лишь Украина, позволившая США снова вмешаться в свои дела.
Киев может лишиться крупнейшей производственной единицы в сфере авиастроения, оставив свою же авиацию без поддержки, и потерять дальнейшее сотрудничество с Турцией. С Анкарой сейчас есть договоренности в области оснащения турецкой беспилотной авиации двигателями украинского производства. Кроме того, приватизация завода может привести к сокращению рабочих мест, а значит, много специалистов рискуют стать безработными и покинуть Украину. Время покажет, как будут развиваться события в дальнейшем — однако уже явно не в пользу Киева.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Крылья войны», чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.
«Мотор Сич», так не доставайся же ты никому
В заголовки не только украинских и российских, но также ведущих западных СМИ компания «Мотор Сич» попала в прошлом году, когда стало известно о продаже более 50% акций предприятия китайским компаниям, включая Skyrizon Aircraft Holdings Limited. Впрочем, Пекин еще в 2017 году заявлял о намерениях открыть в Чунцине завод по производству авиадвигателей, и именно в содружестве с запорожским предприятием. Если верить китайским товарищам, то соответствующие договоренности были достигнуты в 2015 году.
Дата эта не случайна: после произошедшего в 2014 году на Украине государственного переворота и последовавшего за ним разрыва хозяйственных и торговых связей с Россией «Мотор Сич» оказался не просто в бедственном, а в катастрофическом положении. По имеющейся информации, утратив рынок РФ, моторостроители остались фактически без работы. По итогам первой половины 2019 года чистый убыток предприятия составил 425,7 миллиона гривен, а выручка сократилась более чем на треть — до 1,9 миллиарда гривен. По словам владевшего более 80% его акций предпринимателя Вячеслава Богуслаева, единственным вариантом для него было закрывать завод или превращать его в «склад металла». И тут подоспели китайцы…
Есть, впрочем, подозрение относительно того, что спасать умирающее производство в далеком от них Запорожье щедрые товарищи из Поднебесной изначально не намеревались. Гораздо больший интерес, чем изношенное оборудование и давно не модернизировавшиеся цеха в Запорожье, для них представляет техническая документация государственного конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс», входящего в состав концерна «Укроборонпром» и специализирующегося на проектировании, изготовлении, сертификации и постановке на серийное производство газотурбинных авиационных и прочих двигателей. Уже 15 лет действует соглашение, в рамках которого эти разработчики передали (причем безвозмездно) на 60 лет «Мотор Сич» всю конструкторскую и эксплуатационную документацию на целый ряд двигателей для самолетов и вертолетов.
Именно в связи с этим моментом готовящаяся сделка вызвала столь резкую негативную реакцию Соединенных Штатов, что «вправлять мозги» забывшей, кто ее хозяин, Украине принялись самые высокопоставленные политики США. В августе прошлого года в Киев примчался лично Джон Болтон, бывший тогда советником Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности. В начале года нынешнего для верности прибыл еще и глава Госдепа Майк Помпео. Продажа предприятия была фактически приостановлена решением Антимонопольного комитета, в офисах компании начались обыски, на акции был наложен судебный арест, а Богуслаева принялись обвинять чуть ли не в диверсии.
Взявшие на себя ответственность за разрыв столь выгодного для Украины контракта Соединенные Штаты принялись искать альтернативного покупателя, причем, опасаясь нового подвоха, исключительно из числа собственных граждан. Во всяком случае, именно так заявлял временный поверенный по делам США в Украине Уильям Тейлор. В будущие владельцы завода прочили, в частности, компанию Frontier Services Group, подконтрольную Эрику Принсу, основателю американской ЧВК Blackwater (в настоящее время Academi). Сам Принс, насколько известно, в конце октября прошлого года даже побывал в Запорожье и посетил предприятие. По более поздней версии, покупателем «Мотор Сич» должна была стать американская Oriole Capital Group. Информация представлялась вполне достоверной, поскольку управляющий партнер этой компании Хусейн Мусави, известный давним и прочным интересом к украинскому авиапрому, не только ее подтвердил, но и уточнил, что работает над будущим приобретением в тесном контакте с представителями Госдепа и посольства США на Украине.
Мотор Сич
ПАО «Мотор Сич» (ПФТС: MSICH) — одно из ведущих предприятий в мире, занимающееся разработкой, производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов, а также промышленных газотурбинных установок. Предприятие расположено в городе Запорожье.
Содержание
Продукция предприятия
Авиадвигатели самолётные
Авиадвигатели вертолётные
Вспомогательные силовые установки
Газотурбинные двигатели АИ-8, АИ-9, АИ-9В, АИ9-3Б, АИ-450-МС
Наземные газотурбинные двигатели
Газотурбинные электростанции
Товары народного потребления
Лодочные подвесные моторы «Мотор Сич-40».
Механические мясорубки и насадки к ним, в частности соковыжималки.
Структура ПАО «Мотор Сич»
В состав ПАО «Мотор Сич» входят следующие структурные единицы, расположенные на территории Украины:
Запорожский моторостроительный завод
История головного завода берет начало с момента организации в 1907 году в г. Александровске (с 1921 года — г. Запорожье) завода «Дека». Главная структурная единица предприятия производила авиадвигатели, осуществляла их ремонт и обслуживание, изготавливала приводы для газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, передвижные автоматизированные электростанции, ряд товаров народного потребления.
В советское время завод также носил название: моторный завод № 29.
Запорожский машиностроительный завод им. В. И. Омельченко
В связи с освоением производства крупногабаритных двигателей Д-18Т на правобережной площадке (г. Запорожье) были построены новая испытательная станция, современный литейный цех точного литья деталей из жаропрочных сплавов и ряд других цехов, на базе которых в 1988 году был создан Запорожский машиностроительный завод.
Основное направление деятельности завода — литейное производство, испытание двигателей Д-18Т. Также на заводе изготавливаются газотурбинные электростанции мощностью 1000, 6000 кВт.
Снежнянский машиностроительный завод
В 1970 году в г. Снежное Донецкой обл. был организован первый филиал завода, который в 1974 году был преобразован в Снежнянский машиностроительный завод. СМЗ был первым в отрасли специализированным заводом по производству лопаток газотурбинных двигателей.
Завод выпускает детали для авиационных двигателей (диски компрессоров, лопатки компрессоров и турбин), детали и узлы для горно-шахтного оборудования, товары народного потребления.
Волочиский машиностроительный завод
В 1971 году в г. Волочиск Хмельницкой обл. был создан Волочиский машиностроительный завод. Основная задача созданного завода — обеспечение сборки авиадвигателей многотиражными деталями и метизами, изготовление технологической оснастки.
На ВМЗ организован цех по изготовлению передвижных автоматизированных электростанций ПАЭС-2500, ремонт двигателей АИ-20 и его модификаций АИ-20ДКЭ, АИ-20ДКН, АИ-20ДМЭ, АИ-20ДМН.
Кроме этого, ВМЗ выпускает автозапчасти, ряд товаров сельскохозяйственной группы.
Авиакомпания «Мотор Сич»
Авиакомпания «Мотор Сич» создана в 1984 году и является одним из подразделений в составе ПАО «Мотор Сич». Авиакомпания оснащена пассажирскими и транспортными самолётами и вертолётами. Самолётный парк авиакомпании составляют: Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-74ТК-200, Ан-140.
Сотрудничество с «Вертолётами России»
Интересные факты
См. также
Ссылки
Примечания
База расчёта индекса ПФТС (Первая фондовая торговая система, Украина) по состоянию на 1 августа 2012 г.
Полезное
Смотреть что такое «Мотор Сич» в других словарях:
Мотор-Сич — Юбилейная монета Украины 100 лет «Мотор Сич». Аверс Юбилейная монета Украины 100 лет «Мотор Сич». Реверс ОАО «Мотор Сич» (ПФТС: MSICH) одно из ведущих предприятий в мире по разработке, производству, ремонту и сервисному обслуживанию авиационных… … Википедия
Мотор Сич (авиакомпания) — Авиакомпания ОАО «Мотор Сич» ИАТА M9 ИКАО MSI Позывной MOTOR SICH Дата основания 1995 … Википедия
ИВЕКО-Мотор Сич — Тип Закрытое акционерное общество Год основания 1996 Расположение … Википедия
Мотор (гандбольный клуб) — «Мотор» Полное название Гандбольный клуб «Мотор» Основан 1958 Капитан Михаил Цап Соревнование Суперлига 2011/12[1] 2 … Википедия
Мотор (значения) — Мотор: Двигатель «Мотор» хоккейный клуб «Мотор» мужской гандбольный клуб из Запорожья КБ «Мотор» конструкторское бюро См. также Мотор Сич предприятие авиационной промышленности в Запорожье … Википедия
Д-436 — 148 турбореактивный двигатель для Ан 148 в МАКС 2009 Д 436 семейство авиационных газотурбинных двигателей, разработанных ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко (Украина) … Википедия
Спорт в Запорожье — Содержание 1 Баскетбол 2 Волейбол 3 Гандбол … Википедия
Шевченковский район Запорожья — У этого термина существуют и другие значения, см. Шевченковский район. Шевченковский район Запорожье Год основания: 1962 год … Википедия
Запорожская область — Запорізька область Герб … Википедия
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире