моторный онтогенез детей что это

Онтогенез раннего психомоторного развития детей

Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами. Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.

Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.

Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:

Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.

1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.

К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:

Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.

Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.

К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.

Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.

Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.

В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.

Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.

Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.

2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.

Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.

По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.

Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.

Список использованных источников

1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.

2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.

Источник

Моторное развитие до 1 года

В этой главе описывается моторное развитие ребенка с рождения до первых шагов без опоры. Обычно это развитие завершается к двенадцатому, самое позднее к восемнадцатому месяцу жизни. За первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он может строить другие свои навыки. Сюда относится и поднимание тела в вертикальное положение с опорой на руки и ноги, и самое разнообразное применение ротовой моторики, основной предпосылки формирования речи. Первый год жизни ребенка венчается умением ходить в вертикальном положении.

Алгоритмы движения запоминаются

Во время первого года жизни ребенок знакомится со своим телом и с миром, окружающим его. Для этого он применяет собственную двигательную систему. Чувственные впечатления (сенсорика), их обработка и реакция на них тесно связаны с моторикой, и не могут рассматриваться отдельно от моторики. Так возникает функциональное единство, которое называют сенсомоторикой. Движение – это координированное взаимодействие различных мышц, суставов и органов чувств. В результате этих функций совместного взаимодействия вырабатывается сенсомоторный алгоритм, который вовлекает в движение все тело; поэтому такой алгоритм называют глобальным алгоритмом моторный онтогенез детей что это. Смотреть фото моторный онтогенез детей что это. Смотреть картинку моторный онтогенез детей что это. Картинка про моторный онтогенез детей что это. Фото моторный онтогенез детей что это

Даже когда описание двигательных алгоритмов ограничивается определенными частями тела, например, рукой, или ногой, при оценке моторики нельзя оставлять без снимания постуральный задний план, то есть, работу всего остального тела. При оценке, например, движения руки необходимо наблюдать, какими движениями уклонения остального тела может (в определенных ситуациях) сопровождаться движение руки. Влияние позиции туловища на движение рук и ног можно четко наблюдать, например, у ребенка, начиная со второго месяца жизни. В этот период, когда ребенок отводит от тела руки, он одновременно отводит и ноги (координация «рука-рука»); когда ребенок поднимает руки, он одновременно (ассоциировано) поднимает ноги. Его туловище при этом вытягивается по продольной оси тела, держится в этом состоянии и не отклоняется в сторону.

Поначалу ребенок не имеет никакого представления о вещах, которые его окружают. Например, он не знает, каковы на ощупь различные материалы, каковы они на вкус, и что скрывается за тем, что он видит. Но ребенок любопытен, он постоянно проводит разведку, и исследует мир, окружающий его. Ребенок познает мир своими руками и ртом. Так ребенок познает формы, качества различных материалов, их разные вкусы; он получает так представление о познаваемости вещей, окружающих его. Одновременно он копит моторный опыт, который в этом возрасте очень хорошо запоминается.

Различные группы мышц познают общий для них двигательный алгоритм, отвечающий различным требованиям каждой отдельной конкретной ситуации. Одна мышца не воспринимается отдельно, как таковая. Регистрируется и запоминается не движение каждой отдельной мышцы, а общая картина движения. Отпечаток каждой совместной (глобальной) функции отображается в разных частях ЦНС подобно географической карте тела.

Если ребенок повторно использует двигательный алгоритм, который он запомнил, с каждым повтором его неумелые движения приобретают все больше элегантности. Различные группы мышц сотрудничают между собой самым разным образом, что позволяет мускулатуре выполнять разнообразнейшие задачи. Так формируются алгоритмы, которые можно впредь применять и всячески изменять в процессе освоения каждой новой моторной функции.

Двигательный опыт до родов и после рождения отличается различностью условий, с которыми ребенок должен сталкиваться Эмбрион парит во фруктовых водах, для него сила тяготения практически отключена. Поэтому на первый план у эмбриона выходит не сохранение позы тела, а движение, как таковое.

С ростом размера тела ребенка, пространство для движения становится меньше, и оболочка матки ограничивает движения, создавая сопротивление детскому движению, одновременно обеспечивая опору.

После рождения сила тяжести оказывает воздействие на ребенка без удерживающего ограничения за счет матки. В этих условиях ребенку сначала не хватает умения регулировать позу. Но все меняется уже на четвертой неделе, а к концу третьего месяца жизни ребенок может, например, находиться в положении “лежа на спине”, одновременно балансируя свое туловище. Для опоры в положении на спине он использует собственную спину. Способность ребенка опираться на спину открывает свободу движения рук, ног и головы.

Положения тела и опорные поверхности

Ребенок развивает свои моторные функции из положения на животе, положения на спине и положения на боку. С рождения до ходьбы без опоры ребенок постоянно выпрямляется, его тело располагается все выше. При этом он вынужден каждый раз по-разному бороться с силой тяжести, пытаясь удержать тело и сталкиваясь с различной степенью гравитации.

В положении на животе движения новорожденного спокойны, благодаря большой устойчивости тела. Ошибиться трудно. Из этого положения ребенок выпрямляется, и за первые три месяца переходит в позиции с опорой на локти.

В положении на спине осанка навороженного младенца сначала очень непостоянная и неуверенная. Здесь легко ошибиться, на что ребенок реагирует массой беспорядочных и не целенаправленных движений. Причина такой неуверенности лежит в отсутствии навыков регулирования позы. Новорожденный еще не умеет опираться своей спиной на постель. Только в течение первых трех месяцев жизни поверхность постели становится для ребенка опорной поверхностью. Но положение на спине и положение на боку остаются для ребенка неустойчивыми позами, которые требуют больше усилий для регулирования.

В процессе выпрямления тела ребенка и перемещения его вперед непрерывно изменяется площадь опоры тела ребенка. До конца восьмого месяца жизни, в положении на спине и в положении на боку ребенок все еще использует для опоры всю площадь туловища. С выпрямлением, площадь опоры становится все меньше. В конечном счете, ребенок начинает опираться только на руки и таз в положении сидя на боку, или только на руки, колени и голени при ползании на четвереньках. В результате дальнейшего выпрямления, в конце четвертого триместра весь вес тела направлен лишь на маленькую площадку ступней.

Поскольку опорные поверхности становятся меньше, требования ко всей сенсомоторной системе возрастают; равновесие тела становится более чувствительным к помехам, и должно непрерывно регулироваться.

Для обеспечения позы, ребенок осваивает различные функции мускулатуры туловища. Как правило, это происходит уже за первые двенадцать месяцев его жизни при опоре на руки, переворачивании, вставании и ходьбе, а также при схватывании предмета. Все эти различные последовательности движений требуют регулирования позы. Они показывают, что поза и движение взаимно зависимы уже в ранний период развития. Как правило, опорно-двигательному аппарату ребенка требуется 12-18 месяцев, чтобы надежно удерживать позу тела на различных этапах выпрямления и поднимания. Тем временем различные функции отдельных мышц комбинируются всегда в новых конфигурациях, так что ребенок отрабатывает и тренирует самые разные двигательные алгоритмы. Только после этого ему открывается доступ в горизонтальное и вертикальное пространство, поскольку он может поворачиваться, садиться, вставать, или ползать.

Движущей силой применения сенсомоторных алгоритмов в спонтанном процессе развития становится любопытство и интерес ребенка ко всему, что его окружает. Эти сенсомоторные алгоритмы служат средством для удовлетворения любопытства и потребности ребенка в общении.

Когда ребенок становится старше, круг его интересов расширяется, и многообразие двигательных алгоритмов, которые ребенок применяет для удовлетворения своего интереса, постоянно расширяется. Постоянная практика дает ребенку умение тонко настроить свой двигательный аппарат для самых разных целей, и применять его самыми разнообразными способами. С практикой ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний о движениях (схему тела). Если ребенок разработал свой индивидуальный базовый двигательный алгоритм, он будет прибегать к нему снова и снова на протяжении всей своей жизни при изучении новых функций, например, в спорте, при вождении автомобиля или игре на музыкальном инструменте.

Но если ребенок на первом году своей жизни лишь в ограниченном объёме использовал какой-либо базовый моторный алгоритм, то по всей вероятности все его дальнейшее развитие будет испытывать дефицит, поскольку позы тела в процессе выпрямления становятся все труднее, а постуральные задачи балансировки и удержания туловища все сложнее.

Видимо, существует физиологическое окно времени, когда вся сенсомоторная система особенно быстро реагирует и хорошо обучается в процессе постурального развития. Совершенно очевидно, что в первые три месяца это окно широко распахнуто.

Двенадцать месяцев первого года жизни подразделяются в медицинской терминологии на 4 триместра (4 раза по три месяца = 12 месяцев), эти отрезки времени плавно перетекают один в другой. В каждом триместре ребенок проявляет развитие, типичное для данного периода; результаты этого развития становятся основой для развития ребенка в следующем триместре. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления тела и перемещения вперед.

► Выводы

Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления и движения вперед. Так ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний (схему тела). При частом повторении в течение первого года жизни ребенок запоминает свой индивидуальный базовый алгоритм, к которому он возвращается при изучении новых моторных функций снова и снова на протяжении всей своей дальнейшей жизни, например, в спорте или при игре на музыкальном инструменте. Для определения статуса развития ребенка анализируются проявления в виде спонтанных движений. При этом особое внимание посвящается постуральному регулированию туловища и позвоночного столба. Сравнивая спонтанно примененный двигательный алгоритм ребенка с двигательными алгоритмами, которые использует примерно половина нормально развитых детей, можно сделать заключение о качестве развития моторных функций.

Источник

Моторный онтогенез детей что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

моторный онтогенез детей что это. Смотреть фото моторный онтогенез детей что это. Смотреть картинку моторный онтогенез детей что это. Картинка про моторный онтогенез детей что это. Фото моторный онтогенез детей что это

Аннотация: Ребёнок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов.

Статья:

Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

По данным Е.П. Ильина (2003) дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.

— Рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки. Если младенец очень голоден, в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы.

— Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери.

В первые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения. На 6-м месяце тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений.

В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки еще довольно неуклюжи. Но особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, хватает их, машет ими, стучит, бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения.

Все это становится возможным лишь при определенном уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни ребенка развивается независимо от двигательной. Хорошо выраженное, управляемое затылочным глазодвигательным центром, автоматическое зрительное прослеживание предмета проявляется начиная со 2-го месяца жизни. В возрасте 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. Произвольное прослеживание, обеспечивающее получение пространственной зрительной информации детьми этого возраста, осуществляется скачкообразными движениями глаз и лишь на 2-м году жизни переходит в плавное прослеживание. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве.

Когда ребенок тянется за предметом, он не перемещает свою руку прямо и гладко по направлению к предмету, как делают старшие дети и взрослые. Вместо этого рука ребенка двигается, как корабль под управлением неопытного штурмана. Она немного продвигается, останавливается, затем двигается снова в несколько ином направлении, и этот процесс повторяется до тех пор, пока рука наконец не наткнется на предмет. По мере развития младенца его дотягивания до предмета включают в себя все меньшее число движений, хотя они еще не настолько плавны, как у старших детей или взрослых (Е.П. Ильин, 2003).

В младенчестве более эффективным становится и хватание. Большинство 4-месячных детей используют свои пальцы лишь для удержания предметов, сильно сжимая их, как в тисках. Как правило, до 7-8 месяцев дети не пользуются большим пальцем для удержания предмета. Примерно в этом возрасте младенцы начинают располагать кисти рук таким образом, чтобы им было проще ухватить предмет. Например, пытаясь схватить длинный тонкий прут, дети располагают свои пальцы перпендикулярно пруту, что наиболее удобно для хватания. Улучшение управления каждой рукой в отдельности на протяжении младенчества сопровождается возрастающей координацией рук. Хотя 4-месячные дети пользуются обеими руками, их движения не координированы; более того, кажется, что каждая рука действует сама по себе. Младенцы могут неподвижно держать погремушку в одной руке, а другой пытаться ее трясти. Где-то в возрасте 5-6 месяцев дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели. Так, например, ребенок может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его.

Эти многочисленные изменения в дотягивании и хватании хорошо иллюстрируются тем, как дети учатся есть. Р. Кайл (2002) приводит следующие примеры: Шестимесячным детям часто дают кусочки еды, такие как разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в нем вкусным кусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к уголку губ и наконец добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со многими отклонениями от цели. Координация глаз-рука быстро улучшается, так что довольно скоро различные по размеру, форме и структуре продукты попадают прямо в рот.

Первые элементарные манипуляции с предметами неточны и сопровождаются синкинезиями. На 5-м месяце ребенок может брать предмет двумя руками. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается и произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование в 5-6 месяцев единой глазодвигательной системы. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого. Однако игры с предметами у детей до 10 месяцев имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.

В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться.

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

М.М. Кольцова (1973) пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи (Л.В. Фомина, 1991).

А.Р. Лурия по этому поводу пишет «. на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать длительное протекание движений. Лишь на последующих этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом» (1970, с. 145). Как указывал И.П. Павлов, вторая сигнальная система является внешним регулятором человеческого поведения.

Из сказанного следует, что при наличии у ребенка нарушений речи, когда речевое общение с ним приобретает довольно затруднительный характер или становится вовсе невозможным, развитие моторных функций тоже будет страдать.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *