мотороллер что это такое
Мотороллер
(нем. Motorroller, буквально — катящийся с помощью мотора, от Motor — мотор, двигатель и rollen — катить)
разновидность Мотоцикла, отличающаяся более комфортабельными условиями для водителя. Передний щит, переходящий внизу в широкие подножки, хорошо защищает водителя и пассажира от пыли и грязи. Размещение закрытого кожухами двигателя под сиденьем, наличие меньшего, чем у мотоцикла, колеса обеспечивают удобную посадку водителя. Основные недостатки М. — ограниченная проходимость по дорогам без твёрдого покрытия, малая устойчивость при езде по неровной дороге.
Двигатель М. обычно двухтактный, одноцилиндровый. Охлаждение — воздушное, принудительное (от вентилятора). Пуск большинства двигателей — электрическим стартером. Максимальная скорость 70—95 км/ч. Массовое производство М. началось в конце 40-х гг. (в СССР — с 1957). В начале 70-х гг. выпуск М. за рубежом из-за малого спроса резко снизился и с 1972 прекращен. В СССР М. (табл.) производят заводы в Туле и Вятских Полянах; в 1973 выпущено 140 тыс. М. На базе М. созданы 3-колёсные транспортные средства для перевозки 100—150 кг груза.
Технические характеристики мотороллеров, выпускаемых в СССР
Показатели | Модель | |
---|---|---|
«Вятка» В-150М | «Турист» | |
Рабочий объём двигателя, см 3 | 148 | 199 |
Максимальная мощность при 4800 об/мин, квт (л. с.) | 4,42 (6) | 8,24(12) |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 90 |
Количество передач | 3 | 4 |
Размер шин, дюймы | 4,00—10 | 4,00—10 |
Масса, кг | 120 | 145 |
Лит.: Грузовые мотороллеры, 2 изд., М., 1969; Волков А. Т., Ремонт мотороллеров, 2 изд., М., 1967.
С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.
Мотороллер
Моторо́ллер (от нем. Motorroller ) или ску́тер (от англ. to scoot — бежать стремглав; удирать, давать дёру ) — разновидность лёгкого мотоцикла, двигатель которого расположен сзади под сидением.
Содержание
Основные сведения
Мотороллеры бывают разных типов:
Мотороллер чаще устроен так, что когда водитель садится на него, ему не нужно перелезать через раму, но есть модели спортивного класса без этого удобства. Важным преимуществом мотороллера при езде в городе, когда требуется часто останавливаться, является то, что, в отличие от собственно мотоцикла, на большинстве мотороллеров позднее 1990 года не требуется переключение передач. Мотороллеры внешне напоминают самокат (scooter), поэтому мотороллеры называются скутерами. Кроме того, у мотороллера все механизмы закрыты панелями, а силовой агрегат построен по схеме блок-мотор-колесо. Панели облицовки также защищают водителя от грязи и набегающего воздуха.
Мотороллер (скутер) городского типа предназначен для езды по дорогам с хорошим, качественным покрытием. По дорогам с ямами, ухабами, плохим покрытием, по грунтовым дорогам на мотороллере ездить на большие расстояния проблематично и неудобно из-за маленького диаметра колёс и не предназначенной для этого амортизации, а также — распределения центра тяжести. Для мотороллеров идеальны дороги с хорошим асфальтовым покрытием. Существуют мотороллеры/скутеры с большими колёсами для поездок по грунтовым дорогам, и существуют внедорожные мотороллеры/скутеры с широкой покрышкой колеса и внедорожным протектором резины.
Двигатель может быть двухтактным или четырёхтактным (карбюраторный или инжекторный). В настоящее время сфера применения двухтактных двигателей и карбюраторных систем подачи топлива сужается из-за ужесточения экологических требований в странах Евросоюза.
Особой популярностью пользуются мотороллеры класса A (50 см³), которые, согласно российским и белорусским ПДД, приравниваются к мопедам и не требуют прав и регистрации. Ими можно управлять с 16 лет. На Украине введена обязательная регистрация мотороллеров. Также требуется получить права категории «А1» для управления данным транспортным средством.
Также выпускаются мотороллеры типа макси-скутеры и «гиперскутеры», объём двигателя которых доходит до 839 см³ (Gilera GP 800 — пока самый мощный скутер на Земле). В стандартной комплектации мощность двигателя составляет — 75 л. с., но есть возможность форсировать до 100 л. с. На втором месте по мощности — Suzuki SkyWave 650 (или европейское название — Burgman AN650) — 638 см³/55 л.с. — это самый большой, тяжелый, и комфортабельный аппарат. Третий — Honda Silver Wing 600 (582см³/50 л. с.). В первых двух используется вариатор с электронным управлением.
Мотороллеры класса 50 см³ довольно слабы по динамическим и скоростным характеристикам, из-за этого на них довольно опасно передвигаться по дорогам с интенсивным автомобильным движением. В России в конструкцию мотороллеров такого класса любители зачастую вносят изменения (пользуясь тем, что доказать непосредственно «на дороге» конструктивные изменения, противоречащие законодательству, затруднительно) — тюнингуют. Ими преследуется цель улучшить скоростные и динамические характеристики мотороллеров. За счет тюнинга объема цилиндра двигателя и передаточного числа крутящего момента вариатора и редуктора можно повысить максимальную скорость мотороллера до 80—90 км/ч (иногда и больше). При этом следует отметить, что возможность разгона до такой скорости отнюдь не означает возможности быстрого разгона до такой скорости, — двигатель, даже пройдя тюнинг, остаётся прежним.
Лучше всего тюнингу поддаются мотороллеры с двухтактными двигателями внутреннего сгорания воздушного охлаждения (конструкция такого двигателя более простая, чем в четырёхтактных скутерных двигателей). Но такие двигатели имеют меньший ресурс по сравнению с 4-тактными и менее экологичны, хотя непривередливы к качеству топлива и очень просты в обслуживании.
В Евросюзе производители специально ограничивают максимальную скорость мотороллеров класса 50 см³ до 45 км/ч, в Японии до 30—35 км/ч.
Мотороллер стал очень популярным средством передвижения в крупных городах и мегаполисах, перегруженных автотранспортом, благодаря своей экономичности в эксплуатации и маневренности.
Первые мотороллеры имели обычную механическую коробку переключения передач и цепную передачу на заднее колесо. Сейчас почти всегда используются бесступенчатый клиноремённый вариатор и автоматическое центробежное сцепление. В наиболее дешёвых мотороллерах вместо вариатора в том же (внешне неразличимом) корпусе ставится простая цепная передача, что сильно ухудшает динамику.
При воздушном охлаждении двигателя он обдувается вентилятором, находящимся на оси электрогенератора, поскольку двигатель закрыт облицовками и встречный поток воздуха до него не доходит. Встречаются и двигатели с жидкостным охлаждением.
Существуют также мотороллеры с электроприводом (см. электроскутер).
Мотороллеры
Скутеретта
Скутеретта отличается развитыми щитками, большим диаметром колёс (например, 17 дюймов), а также тем, что двигатель установлен под ногами водителя, а не под седлом, как у обычного скутера. Переключение передач во многих случаях осуществляется по мотоциклетному типу, а вот сцепление — автоматическое. Фактически скутеретта представляет собой капотированный вариант мопеда (мокика) и занимает рыночную нишу между скутером и обычным мотоциклом или мопедом (мокиком). Скутеретты наиболее популярны в странах Азии. Наиболее распространенной в мире скутереттой стала Honda Cub, производящаяся с 1958 года фактически в неизменном виде. Ей предшествовали некоторые европейские модели (например, марки Jawa).
Мотороллеры разных стран
Японские скутеры считаются наиболее надежными. Итальянские — наиболее динамичными, китайские — самыми дешевыми
Японские мотороллеры
Представлены фирмами Honda, Suzuki, Yamaha и отличаются, как правило, малым весом, более форсированным двигателем, усиленной рамной конструкцией и пластиковыми облицовками из очень качественного пластика. Для оригинальных современных японских мотороллеров характерны высокое качество изготовления и относительно большой ресурс (наиболее надежными считаются скутеры фирмы Honda, а наиболее динамичными — Yamaha). В России также широко представлены относительно старые японские скутеры, завезённые из Японии через Приморье и Украину. (В настоящее время старые японские скутеры вытесняются новыми японскими и китайскими.)
Европейские мотороллеры
Производят Piaggio, Gilera, Peugeot, Renault, Derbi, Aprilia, Malaguti, Benelli, BMW, Beta, Italjet и др. Для мотороллеров старой европейской школы характерны конструкция с несущим кузовом из металла, позже рамные конструкции, но всё же с металлическими облицовками, что сказывается на весе. Родоначальником европейской школы конструирования мотороллеров стала Vespa. Через год с ней стала соперничать Lambretta, что вылилось в затяжное противостояние двух марок. Различают итальянскую и германскую конструкторские школы.
Итальянской присуща лёгкость, сравнительно малый объем двигателя, узлы, созданные специально для этих мотороллеров. Германскую школу отличают основательность конструкции, больший вес, больший комфорт для пилота, больший, опять же, объём двигателя, более высокие технические характеристики и широкое применение мотоциклетных узлов.
Современные европейские мотороллеры мало отличимы от японских, за исключением более изощрённой конструкции (жидкостное (чаще всего водяное) охлаждение, консольная подвеска переднего колеса и др.) и общей массивности.
Советские мотороллеры
Китайские мотороллеры
Производятся огромным количеством китайских предприятий, представляя собой местную переработку относительно старых японских моделей, а также новые решения на их базе. Примечательным является преобладание на них четырёхтактных двигателей (однако, встречаются и двухтактные), сходных по конструкции у большинства производителей, а также сильно разнящееся качество сборки и комплектующих у разных марок, производящих внешне одинаковые модели.
В китайских мотороллерах используется более хрупкий пластик и менее долговечные по сравнению с японскими моторы. При неаккуратной эксплуатации у китайских мотороллеров возникают мелкие поломки, доставляющие хозяину массу неприятностей. Тем не менее, при надлежащей эксплуатации, китайские мотороллеры могут служить владельцу достаточно долго. Стоимость ремонта, по сравнению с японскими моделями, относительно невелика, однако качество ремонтных комплектов иногда оставляет желать лучшего.
Известны некоторые довольно удачные решения китайского мотопрома — это переработка знаменитых мотороллеров Honda Cub (он же популярен в линейке скутеретт) и Honda CD70 (более известный как «Альфа»). Завод-производитель Chongqing Wonjan motorcycle (Чунцин Вонцзянь). Заявляемый ресурс двигателя до первого капитального ремонта равен 20 000 — 30 000 км.
Основное нарекание на китайские мотороллеры — ненадлежащем качество. Однако, по статистике, многие из таких «критиков» обращаются с мотороллерами совершенно недопустимым образом: не соблюдая обкатку, используя «неродные» запчасти, превышая паспортный лимит возможностей мотороллера и т. д.
Грузовые мотороллеры
Грузовые трёхколёсные мотороллеры появились в 1950-х в Италии. Их родоначальником стала модель Piaggio Ape. С 1970-х они распространились, преимущественно в Индии (по лицензии Piaggio их с конца 1960-х начала выпускать индийская фирма Bajaj («Баджадж»)), и примыкающих к ней восточно-азиатских странах. В этих регионах грузовые мотороллеры получили самое широкое распространение в качестве развозных грузовичков (пикапов), будучи максимально унифицированы с таким популярным видом коммерческого пассажирского транспорта как рикши и находясь в нише между грузовыми велосипедами и Велорикшами и обычными четырехколесными пикапами и такси. Их популярности прежде всего способствует низкая цена и минимальные налоги, относительная экономичность и маневренность, что принципиально важно в таких перегруженных городах-миллионниках как Дели, Мумбаи, Калькутта, Бангкок и т. д. Кабинные версии трёхколёсных мотороллеров с мотоциклетными рулями также относятся к данному типу техники. После 1974 года грузовые трёхколёсные мотороллеры с кабинами были вытеснены из Японии но начали процветать в Китае, где и поныне существуют даже в виде тяжелых трёхколёсных грузовиков грузоподъемностью до 8 (!) т. Однако, в последние годы власти Индии начали борьбу с «трёхколёсниками» (трайками), ввиду низкой экологичности их двухтактных двигателей и повышенной аварийности из-за конструктивной неустойчивости присущей трёхколёсной схеме. Поэтому в последние годы крупнейшие индийские производители грузовых трёхколёсных мотороллеров активно начали внедрять на рынок четырехколесные модели пикапов и «авторикш» с микролитражными но экологически более чистыми четырехтактными моторами. В силу исторической преемственности и особенностей законодательства некоторой популярностью такие «трёхколёски» (Piaggio Ape) продолжают пользоваться и в стране-родоначальнице Италии.
В СССР грузовые мотороллеры типа «Муравей» были популярны ввиду дешевизны и невозможности свободной покупки легковых автомобилей и тем более пикапов и фургонов Иж-2715 и внедорожников УАЗ-469 (УАЗ-3151), поэтому с началом массовой автомобилизации в Российской Федерации в 1990-х они быстро исчезли не только из городов но и из сельской местности, будучи вытесненными не только автомобилями, но и многоцелевыми мотоблоками с прицепами и минитракторами. Вследствие этого в 1999 году Туламашзавод прекратил производство грузовых мотороллеров «Муравей», перейдя на выпуск сельскохозяйственной минитехники, а некоторый остающийся на рынке спрос на подобную технику удовлетворяется за счёт импорта из Китая.
Что такое мопед, скутер мотороллер или какая разница?
Действующие на территории Российской Федерации правила дорожного движения четко определяют различия между мопедами и мотоциклами, так как для управления мотоциклом водитель должен иметь соответствующее водительское удостоверение, в то время как для езды на мопеде права не обязательны. Мопеды объединяют целый класс различных по конструкции маломощных транспортных средств, который включает в себя классические мопеды, велосипеды с мотором, мокики, скутеры и мотороллеры.
Различия мопедов и скутеров
Конструкция мопедов довольно проста и удобна. В них установлена велосипедно-педальная система привода, оснащенная цепной передачей, которая направлена на заднее колесо. Втулка у этого колеса оснащена тормозом — чтобы задействовать тормоз, нужно просто начать вращать педали в обратную сторону.
В этом виде транспорта не предусмотрена возможность переключения передач. Правая рулевая ручка используется для управления заслонкой системы карбюратора. На этой же ручке располагается рычаг, управляющий передним тормозом. Для начала движения необходимо нажать сцепление и развить определенную скорость, после чего отпустить сцепление, и вал мотора начнет вращаться. В классических вариантах мопедов нет коробки передач, но существуют мопеды, в которых отсутствует педальный привод, но есть электростартеры. В таких моделях для переключения передач применяется ножной рычаг, который находится слева, или скорости переключаются с помощью левой рулевой ручки.
Для переключения скоростей в скутере обычно используется клиномерный вариатор, позволяющий поддерживать стабильность оборотов двигателя со старта до развития максимальной скорости, что обеспечивает более уверенный старт и равномерный разгон.
Построен мотоцикл был на основе модели «Восход-3М-01», старт продаж был объявлен в 1993 году. Сову занесли в легкий класс дорожных мотоциклов. Завод выпускал две версии: изначально мотоциклисты могли приобрести только версию «Сова-175», но через небольшой промежуток времени появилась «Сова-200», которая обладала новым и более мощным мотором. По внешнему виду, мотоцикл «Сова» отличался от «Восхода» более современным дизайном, который мог помочь привлечь российских покупателей, видавших уже и японскую, американскую технику.
Как выбирать скутер
Выбирая тип двигателя, лучше остановится на четырехтактных вариантах, поскольку они более экономично расходуют топливо и отличаются надежной конструкцией, но при этом они более дорогие и их сложнее ремонтировать.
Выбирая скутер, многие в первую очередь смотрят на внешний вид и размер колес, ошибочно полагая, что чем больше диаметр колеса, тем легче скутер будет преодолевать препятствия. Это не так. Многие скутеры европейских производителей с 13-дюймовыми колесами более жестко справляются с различными преградами, тогда как качественные модели японских производителей и с 10-дюймовыми колесами без каких-либо проблем мягко проезжают такие преграды как рельсы. Дело в том, что для преодоления преград важнее не размер колес, а качество подвески.
Приобретая модель одного из китайских производителей, нужно обращать внимание на то, если ли у поставщика документы, подтверждающие, что он официальный представитель хорошей фирмы. Среди китайских моделей есть и качественные аппараты, которые производятся крупными компаниями, так и модели неизвестных производителей, не отличающиеся хорошими эксплуатационными показателями и долговечностью запчастей.
Мотоцикл «Jawa»
Ну это просто легенда)))старушки,бак капелька аххх)))В 70х на Явах ездил каждый третий мотоциклист. Всего в СССР было поставлено более 1 миллиона мотоциклов Jawa разных моделей, но 360 была самой красивой из всех. Сейчас вишневые мотоциклы с хромированными бензобаками называют «Старушка». Особо ценны экземпляры с боковой коляской из стеклоткани. Выпускали версии с 1-цилиндровым двигателем (250/260) или с 2-цилиндровым (350/360).
Цели использования
Необходимо учитывать, по какому дорожному покрытию вы будете ездить. Если вам предстоит часто ездить по проселочной дороге, то небольшие по диаметру колеса скутера не могут гарантировать проходимость дороги в проселочной местности. Более крупные колеса мопеда легко преодолевают небольшие бугры и ямы на дороге, поэтому для проселочной дороги лучше приобрести мопед. Для езды по городу отлично подойдет как мопед, так и скутер.
Стоит учесть и нюансы, связанные с управляемостью. Если у вас нет опыта езды на двухколесном транспорте, то для начала вам лучше купить скутер, поскольку он устойчивее и существенно проще в управлении.
Обратите внимание и на внешние отличия. Кому-то больше понравится мопед, поскольку он больше похож на мотоцикл. А кому-то покажется, что дизайн скутера более стильный и современный.
Немаловажным аспектом является специфика обслуживания транспортного средства. Конструкция мопеда позволяет быстрее добраться до запчастей и устранить неисправность, тогда как в скутере все элементы скрыты под обшивкой, и потребуется больше времени, чтобы добраться до них. Множество элементов скутера сделаны из пластика, поэтому в случае падения или аварии они могут повредиться, тогда как у мопеда больше железных запчастей, и потому он более надежен.
Мини мокик Рига 26
В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.
Юридические вопросы
Теперь поговорим о том, какие документы необходимы для того, чтобы водить скутер или мопед. С 5 ноября 2013 года власти ввели водительское удостоверение класса М, которое предназначено для управления этими видами транспорта. Однако обновленные правила выдачи удостоверений вступили в силу с 5 ноября 2014 года, и только после этого стало возможным пройти курсы вождения скутера или мопеда в автошколе и получить соответствующие права. Конечно, до сих пор многие водители управляют ими без прав, но стоит получить удостоверение, чтобы избежать вероятных проблем с сотрудниками ДПС.
Вождение без прав карается штрафом от 5000 до 15 000 рублей. При этом не обязательно иметь права категории М. Согласно законодательству, мопеды или скутеры могут водить граждане, имеющие любую категорию водительского удостоверения.
Мотоцикл»Восход 3M»
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с. Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
Определение слова «Мотороллер» по БСЭ:
Мотороллер (нем. Motorroller, буквально — катящийся с помощью мотора, от Motor — мотор,двигатель и rollen — катить) разновидность Мотоцикла, отличающаяся более комфортабельными условиями для водителя. Передний щит, переходящий внизу в широкиеподножки,хорошо защищает водителя и пассажира от пыли и грязи. Размещение закрытого кожухами двигателя под сиденьем, наличие меньшего, чем у мотоцикла, колеса обеспечивают удобную посадку водителя. Основные недостатки М. — ограниченная проходимость по дорогам без твёрдого покрытия,малаяустойчивость при езде по неровной дороге. Двигатель М. обычнодвухтактный, одноцилиндровый. Охлаждение — воздушное,принудительное (от вентилятора). Пуск большинства двигателей — электрическим стартером. Максимальная скорость 70-95 км/ч. Массовое производство М. началось в конце 40-х гг. (в СССР — с 1957).
Особенности
Несмотря на то, что как-то протюнинговать агрегат было практически невозможно, простота в его обслуживании и возможность самостоятельного ремонта абсолютно всех агрегатов, безусловно, сыграли ключевую роль в его популярности. Оригинальные запчасти на мопед «Карпаты» изготавливались из качественного металла, хотя техника того времени ломалась нередко из-за конструктивных и технических недочетов.
Багажник рассматриваемого транспортного средства мог выдержать не один центнер груза. Покрышки имели высокий протектор, что позволяло эксплуатировать технику в зимний период. Тормозов барабанного типа вполне хватало для массы и динамики маленького мотоцикла. Само устройство силового агрегата представляет собой обычный двухтактный мотор. Заменить кольца или поршень сможет практически каждый обладатель этого представителя мототехники.
Днепр
Тяжёлый дорожный мотоцикл с боковой коляской, выпускающийся Киевским мотоциклетным заводом Выпускались модификации с приводом на колесо коляски. Начиная с МТ-9, выпускались с механизмом автоматического выключения сцепления и автоматическим опережением зажигания. Выпускались модели как с раздельными сидениями, так и со сплошными. Так же в середине 90-х завод начал выпускать мотоциклы с передними пружинно-рычажными вилками
Нюансы ремонтных работ
Практически каждый хозяин мог произвести ремонт мопеда «Карпаты» самостоятельно. Довольно часто приходилось перебирать двигатель. Какой бы сложной эта работа ни казалась, благодаря простому устройству мотора рассматриваемого агрегата все доступно было сделать быстро и качественно.
Если причина поломки — в выходе из строя подшипников, коленвала, колец, потребуется расколоть двигатель. Это относительно простая процедура, куда сложнее собрать все обратно правильно. Хотя, если внимательно отнестись к процессу и рекомендациям в инструкции, все очень даже реально.
Прокладки для глушителя можно вырезать из плотного картона и смазать солидолом. Важно: при затягивании гаек необходимо соблюдать оптимальное усилие, избегая недостаточного крепления или срыва резьбы. Мопед «Карпаты» работает на смеси бензина и масла, специальный маслоприемник отсутствует. Оптимальное топливо – это АИ-80.
Единственный российский тяжёлый мотоцикл, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Выпускаются модели мотоцикла как с приводом на колесо коляски, так и без него. Привод колеса коляски — отключаемый, бездифференциальный. «Урал» является дальнейшим развитием мотоцикла М-72, копии немецкого BMW R71.
Технические характеристики
Какие технические параметры имеет мопед «Карпаты»? Характеристика основных узлов представлена ниже: