мой бабушка старше чем азербайджан
По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в «Разлучении жены с мужем, родителей с детьми». Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.
Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.
«Мать, плача, назвала тебя «Басти»,
Что значит «баста», «хватит», «отпусти»».
Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: «Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине». В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.
Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.
Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.
Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.
У кого память короткая. Геноцид русских в Азербайджане
От топикстартера: моя бабушка родилась в ’25 году. Во время ВОВ ее эвакуировали в Узбекистан: «Сейчас немцы придут, всех вас русаков резать будем».
Когда говоришь слово «погром», все, как правило вспоминают евреев. На самом деле, если хотите узнать, что такое погром, спросите об этом русских беженцев из Чечни и Азербайджана. Ну про ТО, что делали с русскими чеченцы, многие уже знают. Об этом разговор отдельный. А вот про бакинские погромы 1990 года мало кто знает. А жаль. Иначе многие по-другому посмотрели бы на гостей с Кавказа.
Из всех кавказских республик (не считая Чечни) наибольшей жестокостью в отношении русского населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в Баку русских в январе 1990 года убивали только за то, что они русские. Первыми жертвами погромов стали армяне, ненависть к которым с момента карабахского конфликта била через край. Достаточно сказать, что, когда в 1988-м произошло страшное землетрясение в Спитаке и Ленинакане, Баку ликовал, и в Армению был отправлен поезд с топливом в рамках оказания помощи, к которому обязывались все союзные республики, на цистернах которого было написано: «Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!» До определённого момента кровопролитие удавалось избежать, благодаря русскому коменданту города.
У вас появились некоторые вопросы к радостно улыбающимся азерам, которых полно на наших рынках? Помните, глядя на них: ЭТО ОНИ насиловали двенадцатилетнюю Ольгу, ЭТО ОНИ выкидывали русских детей из окон, ЭТО ОНИ грабили и унижали наших братьев! Ещё один рассказ — «Сегодня на улицах Баку стоят танки, дома одеты в черные траурные флаги. — На многих домах надписи: «Русские — оккупанты!», «Русские — свиньи!». Моя мама приехала по распределению из Курска в глухое горное азербайджанское село учить ребятишек русскому языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год работала в школе учительницей… Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!». Я говорю: «Вы что, ребята?». А они в меня плюют… Я их азбуке учила. Теперь вот мы с мамой здесь /в России/. Родственников в России у нас нет. Денег нет, работы нет… Куда? Как? Ведь моя родина — Баку.Женщины-учительницы, с которыми я беседовал в маленькой комнатке, то и дело утирали невольные слезы обиды. — Я убежала с дочкой с одной сумкой, за три минуты. Жуткая обида! Я же не политик, я детей учила и не виновата в тех бедах, что были в республике. Я не видела на лозунгах Народного фронта фамилии Алиева. Зато Горбачева они представляли не в лучшем виде. Обидно, потому что я знаю этот народ, у меня там друзья, вся жизнь моя там. Я не называю имен и фамилий этих женщин — они так просили. В Баку остались их родственники, мужья. Мало ли что…
— Экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные семьи и т. д. Это была продуманная националистическая акция. Я выхожу в коридор военных казарм Московского высшего пограничного командного училища КГБ СССР, где сегодня живут эти женщины. По длинному блестящему коридору ходят курсанты с повязками, на стенах самодельные указатели со стрелками — «междугородный телефон», «детская кухня». Бегают ребятишки, которые неизвестно когда и где снова пойдут в школу. Тихо ходят грустные русские женщины. Мужья многих из них сегодня там, в Баку, охраняют жизнь азербайджанских детей. Каждый день в училище прибывают более четырехсот женщин, стариков, детей. Всего в Москве и Московской области русских беженцев из Баку более 20 тысяч».
Мы требуем от российского руководства положить конец дискриминации наших соотечественников, проживающих в этой стране, в противном случае ООК предпримет конкретные шаги по приостановлению деятельности российского посольства в Баку и выселению русских из Азербайджана» —говорится в сообщении. Российское руководство, разумеется, не напомнило азербайджанским мигрантам и их защитникам, что у них есть своё государство, и они могут возвращаться туда и устанавливать свои порядки там, а не в России
Как убивали армян и русских в Баку в январе 1990 года (Видео)
В эти январские дни во всем мире армяне вспоминают жертв погромов и расправ, учиненных над армянами, в результате которых Азербайджан был полностью очищен от армян.
Ровно 27 лет назад — 13 января 1990 года, в столице Азербайджанской-сср начались массовые погромы коренного армянского населения. Несколько тысяч озверелых сторонников Народного фронта Азербайджана, рвавшегося к власти, устроили массовые погромы в Баку по национальному признаку.
Точное число жертв армянских погромов, организованных в Баку, еще не установлено. По мнению ряда исследователей, это число превышает 400. Исследование произошедших в Баку событий усложняется также распространением беженцев по всей территории бывшего СССР и трудностью опроса всех пострадавших.
Как и в случае с Сумгаитом, советское руководство вновь оказалось не в состоянии остановить армянскую резню. Более того, 17 января в Азербайджане транслировали репортаж с многотысячного митинга в Баку, на котором выступил председатель Совета Союза ВС СССР (так называлась одна из палат советского парламента, занимавшаяся также вопросами национальностей) Евгений Примаков. Он не только не осудил все еще продолжающуюся бойню, но и пообещал варварам предпринять решительные меры по выполнению Указа Президиума ВС СССР о введении чрезвычайного положения в Карабахе.
Руководствуясь указом о вводе в Баку чрезвычайного положения в ночь с 19 на 20 января 1990 года, Советская армия все же ввела войска в Баку. После этого армянские погромы прекратились. В результате штурма города войсками погибло 134 и было ранено более 700 мирных жителей Баку, в основном азербайджанцы, и погибло не менее 20 советских солдат.
Из воспоминаний командира 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии генерала Александра Лебедя: «Неуправляемые процессы тем временем росли и ширились, и межнациональный конфликт все более и более приобретал очертания войны со всеми ее атрибутами. Этот пожар подспудно тлел, наконец пламень вырвался наружу, произошло это 12 января 1990 г.».
А вот как в советской прессе освещались события тех дней. «Мы еще содрогнемся от подробностей погромов армян в столице Азербайджана, когда заговорят документы, — резни, устроенной молодчиками, выдававшими себя за Народный фронт. Еще станет известно, как и почему ситуация вышла из-под контроля… Еще мы прочтем о том, как бывший первый секретарь ЦК Компартии республики будто нарочно выжидал в дни, когда каждая минута множила число жертв… Еще узнаем на каком-нибудь очередном съезде народных депутатов подробности осады города войсками…» («Огонек» № 6, 1990).
«Экстремисты прекрасно организованы… В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу Баку потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные браки и так далее. Это была продуманная националистическая акция» («Учительская газета» № 5, 1990).
Пресса также вспоминает и подчеркивает, что жертвами убийц и погромщиков в «интернациональном городе» стали в те дни не только армяне, но и представители других национальностей — прежде всего русские.
Вот как описываются события тех дней в проекте «Белая книга памяти»: «Из всех кавказских республик (не считая Чечни) наибольшей жестокостью в отношении русского населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в Баку русских в январе 1991 года убивали только за то, что они русские.
Первыми жертвами погромов стали армяне, ненависть к которым с момента карабахского конфликта била через край. Достаточно сказать, что, когда в 90-м произошло страшное землетрясение в Спитаке и Ленинакане, Баку ликовал, и в Армению был отправлен поезд с топливом в рамках оказания помощи, к которому обязывались все союзные республики, на цистернах которого было написано: «Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!».
До определённого момента кровопролития удавалось избежать благодаря русскому коменданту города. На требование руководства «Народного фронта» убрать всех инородцев генерал, немного подумав и что-то подсчитав в уме, заявил, что ему достаточно четырех суток для эвакуации некоренных жителей, после чего он превратит город в мусульманское кладбище. Желающих экспериментировать не нашлось, и «народные защитники» сразу отступили. Впрочем, ненадолго. Ослабление государственной власти и распад страны не мог не стать катализатором с трудом сдерживаемой агрессии азербайджанских экстремистов. О том, что списки обречённых на истребление готовились заранее, было известно. В первом списке стояли армяне, во втором — русские. Однако, никаких своевременных мер не было принято, и 13 января началась бойня.
Вот живая картинка из Баку девяностого года. Беженка Н. И. Т-ва: «Там творилось что-то невообразимое. С 13 января 1990 начались погромы, и мой ребенок, вцепившись в меня, говорил: «Мама, нас сейчас убьют!» А после ввода войск директор школы, где я работала (это вам не на базаре!), азербайджанка, интеллигентная женщина, сказала: «Ничего, войска уйдут — и здесь на каждом дереве будет по русскому висеть». Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в Азербайджане, да не только я: там еще бабушка моя родилась. »
Согласно докладу председателя Русской общины Азербайджана Михаила Забелина, на 2004 год в стране осталось около 168 тысяч русских, тогда как на первое января 1979 года в Азербайджане проживало около 476 тысяч граждан русской национальности, в 22 районах республики насчитывалось около 70 русских населённых пунктов и поселений. В 1989 году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских (не считая других русскоязычных), в 1999 году — 176 тысяч…»
Не лучше было положение азербайджанцев в городах и райцентрах. Так, 7 июля 1988 г. в Масисе под руководством председателя райисполкома Геворкяна и начальника РОВД Искандаряна экстремисты разрушили 86 домов азербайджанцев, уничтожили домашнее имущество, а хозяев избили. Об этом в армянской прессе было дано ложное сообщение бывшего председателя ВС республики Восканяна, приписавшего содеянное «группе хулиганов из Еревана».
По свидетельству бывшего секретаря ЦК КПА А.Ф. Дашдамирова, по инициативе ЦК КП Армении с 19 по 25 июня 1988 г. в Армении находилась группа ответственных партийных и советских работников из Азербайджана под руководством члена бюро ЦК КП Азербайджана, первого заместителя Председателя Совета министров Азербайджанской ССР М.С. Мамедова. По результатам поездки была подготовлена справка, которая была направлена для сведения в ЦК КПСС.
С конца августа 1988 г. заметно изменилась и тактика в отношении неармянского населения. Против азербайджанцев был развязан массированный психологический террор: избиения, угрозы и оскорбления носили уже обыденный характер. Применялись также методы экономического давления. Для этого хлеб и другие продукты питания, предметы первой необходимости поставляли крайне ограниченно, а азербайджанцев, приезжавших в города и райцентры за такими продуктами, оскорбляли, избивали и грабили.
Помимо этого закрывались школы, отключали свет, телефон и воду, прекращалась поставка продовольствия, затем начались увольнения с работы. К середине 1988 года, число беженцев перевалило за несколько десятков тысяч.
Во второй половине 1988 г. начался заключительный этап «очищения» Армении от инородцев, в первую очередь от азербайджанцев. Фактически ноябрь-декабрь 1988 года стали апогеем изгнания азербайджанцев из Армянской ССР. Именно в эти месяцы было больше всего убито и изгнано азербайджанцев из Армянской ССР. Сёла азербайджанцев каждый день обстреливались. Последние, в свою очередь, в целях защиты создали посты наблюдения, используя охотничьи ружья, имевшиеся далеко не у всех, а также топоры, вилы, лопаты и другие возможные средства отражения нападений. Но количественное и качественное превосходство было на стороне армян, которые пользовались поддержкой руководства республики и районов. С 27 ноября почти одновременно по всей территории Армении осуществлены нападения на окружённые сёла. Вот два конкретных, очень характерных примера.
азербайджанцев погибли, семеро тяжело ранены. В тот же день утром до 40 самосвалов въехало в село, часть домашнего скарба хозяев без их ведома сожгли, другую часть погрузили на машины и увезли в Спитак.
91-летняя бабушка взорвала TikTok
Алтайская пенсионерка стала настоящей звездой TikTok, хотя и знать не знала про такую социальную сеть. Слава свалилась на женщину после того, как в гости к ней приехал сын со своей семьей, которые поздравляли бабушку с днем рождения. О невероятной истории популярности пожилой женщины и семьи Бондаренко в молодежной соцсети – в материале РЕН ТВ.
Все началось с того, что знакомая мамы троих детей Ирины предупредила женщину о том, что ей бы следовало быть более внимательной к тому, как проводят досуг и что смотрят ее дети в Сети.
«Мне позвонила знакомая и сказала: «Слушай, у тебя девочки снимают TikTok. Но там ведь часто встречается алкоголизм, люди выкладывают ненормальные ролики и т.д. Ты, может быть, как-нибудь проконтролируешь, что дети делают?» Вот я и зарегистрировалась, чтобы посмотреть, чем живут дети и что они снимают. Моя дочь меня нашла в TikTok и предложила снять видео. Я отказывалась, но она нашла рингтон и помогла мне. Так появилось первое видео», – признается женщина.
Ролик за первый час набрал около 500 просмотров – во много раз больше, чем удавалось набрать ее детям в соцсети. Тогда женщина согласилась на уговоры девочек и начала время от времени выкладывать в Сеть небольшие ролики. Видео про бабушку было совершенно незапланированным, однако именно оно сделало из семьи настоящих тиктокеров. Сегодня про соцсеть они знают все, в том числе и героиня популярного ролика.
Поздравляли с праздником и словили успех
Баба Таня, как ласково называют ее члены семьи, отмечала свой 91-й день рождения 25 января этого года и ждала в гости сына с супругой и внуками. Они все вместе приехали к бабушке.
«Я попросила дочь Софью пофотографировать бабушку, как я буду ее поздравлять и т.д. Но вместо фотографии она неправильно нажала, и началась съемка. Буквально секунд через 12–13 мне позвонили, и съемка прервалась. Затем мы пошли все дружно за стол, посидели, поздравили бабушку. Потом я решила посмотреть, что за фото получились, и поняла, что дочь сняла видео. Увидела и поняла, какой он милый и классный. Там все так сдержанно. Нашла под него рингтон под названием «Бабушка, спой мне колыбельную», добавила его. С мужем посоветовались и выложить решили», – рассказывает Ирина.
Женщина рассказывает, что ролик начал набирать просмотры очень стремительно. Таких цифр по просмотрам контента в TikTok ранее никто из семьи Бондаренко не замечал. Буквально за час ролик набрал 7 тысяч просмотров, а за сутки – 150 тысяч. И так в семье поняли – быть маме блогером.
«Мы приехали домой, и меня муж спросил, что там с просмотрами. А я боялась открывать TikTok, ведь там творилось что-то нереальное. Так у нас быстро начался рост. Максимальное число подписчиков у нас на бабушку Таню пришло. Потом мы выложили ролик с сыном Кириллом, где он очень смешно говорил слово «брат». И у нас стало еще больше подписчиков», – рассказывает Ирина.
Бабушка с характером и «мультяшным» голосом
Бабушка Таня – ветеран труда, труженик тыла. Всю жизнь проработала в колхозе. Она живет у своей дочери и любит разгадывать кроссворды. Пожилая женщина ничего не знала про соцсети и, конечно же, не ожидала, что на нее свалится такая слава, а дети будут приезжать и снимать видео вместе, в которых ей будут передавать приветы люди со всего мира.
По словам Ирины, пользователям TikTok очень понравилось трогательное видео с бабушкой, которое семья Бондаренко решила загрузить для памяти и чтобы отдать дань своей жизнерадостной родственнице.
«Она у нас сама по себе прикольная бабулька, веселая. Многие ее, конечно, полюбили. Говорят даже, что она как из мультика», – заметила Ирина.
Женщина признается, что сама поражена тем, насколько хорошо баба Таня все помнит в свои 91 год.
«Она рассказывает интересные стихи прекрасно, песни поет, частушки, иногда матерные даже, но это нормально. Из ее уст это звучит очень интересно и весело», – уточнила Ирина.
«Откуда они все меня знают?»: как баба Таня встретила славу
Бабушку Таню в деревне знают практически все. Как повелось за городом, там люди общительные. Ирина заметила, что после популярного ролика о бабушке многие подписчики начали спрашивать их, когда же Бондаренко проведут прямой эфир с участием самой героини ролика. В один из дней Ирина вместе с Иваном и детьми приехали к бабушке в Малиновое Озеро, настроили свет и камеру и вышли в эфир, где проговорили почти час. За это время их запись увидели больше 20 тысяч человек.
«Свою славу она никак не воспринимает – она не понимает, что это такое. Человек очень далек от гаджетов и социальных сетей и не понимает, что это такое. Бабушке задавали вопросы, она на них отвечала и говорила: «Откуда они меня знают? Кто все эти люди?» Мы ей говорили, что ей передают приветы из Дании, Испании, Австралии. То есть знают бабу Таню не только в России, но полюбилась она и пользователям из других стран мира», – рассказывает Ирина.
Советская сказка. Что ждет россиян в Азербайджане и почему там должен побывать каждый
Баку — суперсовременный город, которому не дают покоя слава Сингапура и Дубая. Здесь уходящие в небо высотки, идеальные дороги, вкусная еда, роскошные бутики, а еще есть море и повсюду чувствуется кавказское гостеприимство. Азербайджанцы очень гордятся своей столицей и с радостью показывают ее туристам, а российских путешественников здесь особенно любят и всегда радушно принимают. Корреспондентка «Ленты.ру» лично убедилась в этом и рассказала, почему стоить посетить столицу Азербайджана.
Наш Дубай
Всего три часа полета — и ты в Баку, столице Азербайджана, которую по праву называют городом восточной сказки. При этом она не арабская, не турецкая, а постсоветская. Здесь можно не только посетить места, где снимались культовые советские фильмы, но и услышать русскую речь.
В 1990-х Азербайджан перешел на латиницу. В республике уже не встретишь ни вывесок, ни указателей на кириллице, но местные жители отвечают по-русски, причем делают это с удовольствием. И это не только традиционное восточное гостеприимство. После распада Советского Союза Азербайджан не стал враждебной России страной, его никогда не возглавляли правительства, которые критиковали бы Москву для достижения своих внешнеполитических целей.
Азербайджан — мусульманская страна, но Баку — вполне европейский светский город. Здесь сложно встретить женщин с покрытой головой, свободно продается алкоголь, к тому же можно курить.
Фраза, ставшая брендом
«Черт побери! Черт побери!» — так и слышалось отовсюду. Проходящие мимо люди делали вид, что поскальзывались и, смеясь, позировали для фотографий, стараясь быть похожими либо на героя Андрея Миронова, либо на Юрия Никулина в культовой советской ленте «Бриллиантовая рука». Иностранцы, сидящие в кафе, не понимали, что происходит. Их успокаивали, что просто приехали российские туристы — они падают под окнами круглосуточно, пытаясь повторить знаменитый фрагмент из фильма. Мостовая, на которую по очереди плюхнулись герои этих двух актеров, по-прежнему манит путешественников, как магнит. Каждый считает своим долгом приземлиться на это место и сфотографироваться.
«А вы знаете, что изначально этой фразы в фильме не было? — обращается ко мне 35-летний бакинец Юсуф. — На самом деле ее произнес один из азербайджанских рабочих, наблюдавших за съемкой. Дубль за дублем что-то не получалось. Тогда он и сказал эти слова с нашим характерным акцентом. Получилось что-то вроде “шьерт побьери”. Режиссер Леонид Гайдай решил оставить ее в ленте. И не зря». Так фраза «черт побери» перестала быть просто ругательством, превратившись в бренд.
Сцену «поскользнулся-упал-очнулся-гипс» снимали осенью 1968 года. По сценарию место действия — Стамбул, но снять это в советском Азербайджане было намного дешевле. Спрашиваю у Юсуфа, откуда он все это знает. «Да я сам видел, как снимали этот фильм! Точнее, мой дедушка», — осекся мой собеседник.
Действие происходило на улице Малая Крепостная, в самом сердце Баку, — с тех пор эти места совсем не изменились. Бакинцы с радостью показывают точку, на которой сделали знаменитую сцену — когда на арбузной корке поскользнулся Семен Семеныч Горбунков, герой Юрий Никулина, и другую улицу, тоже ставшую достопримечательностью благодаря фильму. Здесь стояла девушка легкого поведения, заманивая «руссо туристо облико морале» ставшей уже крылатой фразой «цигель-цигель ай-лю-лю».
До сих пор можно встретить местных жителей, которые хвалятся, что сами видели известных советских актеров, участвовали в массовке. По фильму на этом месте была аптека, в которой контрабандисты накладывали гипс с драгоценными камнями герою Никулина. Сейчас это кафе «Бриллиантовая рука». Внутри — фигуры героев фильма, правда, многие посетители жалуются, что они совсем не похожи.
Здесь возникает чувство, что ты оказался в средневековой Европе. Тихие, мечтательные улочки, пропитанные духом старины, — все, что осталось от старого Баку. В отличие от остальной части города, здесь не принято никуда торопиться. Старые кафе создают соответствующую атмосферу, а множество сувенирных лавочек, в которых продают посуду, ковры и безделушки, ее только дополняют.
Продумано до мелочей
Идеальные дороги, множество дорогих магазинов и элитных бутиков, помпезные здания, рядом с которыми мирно уживаются древние постройки и ультрасовременные небоскребы. Еще недавно здесь были советские хрущевки, но сносить их не стали, а просто облицевали традиционным для Баку песчаником, украсили парижскими мансардами и резной восточной аркой.
Повсюду чувствуется роскошь нефтяной державы. Город очень богатый — куда ни брось взгляд, он везде натыкается на мрамор и позолоту. Баку напоминает Дубай, но при этом у него свой особый колорит. Он не типичный постсоветский город, а большой, современный и модный мегаполис, который растет вверх и вширь. К тому же, в отличие от городов Персидского залива, Баку не надо было возводить с нуля — у него уже есть своя богатая история.
Азербайджанская столица, как и Дубай, старается из сырьевого придатка превратиться в туристический центр. И у нее это прекрасно получается. Здесь постоянно проводят грандиозные мероприятия — например, «Евровидение», музыкальные фестивали, такие, как «Жара», гран-при «Формулы-1» и многое другое.
Кроме того, Баку чем-то напоминает и столицу Англии — например, колесом обозрения, удивительно похожим на «Лондонский глаз» или такими же такси или кэбами, как их принято называть в Великобритании, только здесь они фиолетового цвета. Местные называют их «баклажаны». Правда проехать на них гораздо дешевле, чем в Лондоне.
Баку вообще очень гармоничный город. Особенно красив Центр Гейдара Алиева, напоминающий инопланетный корабль. Это комплекс, состоящий из музея, концертного зала и библиотеки, архитектором которого стала британка Заха Хадид. Смелое и замысловатое здание, в котором ни снаружи, ни внутри нет прямых линий и перпендикуляров, поражает своим масштабом и красотой. Этот символ современного Баку очень часто появляется на фотографиях молодоженов. Они непременно приезжают сюда сделать на память снимок.
Столица Азербайджана поражает не только своей красотой, но и чистотой. Здесь постоянно разбивают новые парки и скверы, в Баку много деревьев, спасающих местных жителей и туристов от изнуряющей жары. Кажется, что в столице все продумано до мелочей. Например, скамейки на знаменитой набережной — Приморском бульваре — сделаны из материалов, которые не нагреваются на солнце.
Многие не рассматривают Азербайджан в качестве морского курорта, хотя море в стране есть и там можно купаться. Правда, не везде. В Каспийском море добывают нефть, поэтому вода бывает загрязнена. В самом Баку не искупаться, лучше ехать за город, где есть как платные, так и бесплатные пляжи. Вода в море довольно теплая и не очень соленая.
Баку на вкус
Главная сладость Азербайджана — бакинская пахлава. 12 слоев теста смазывают топленым сливочным маслом, посыпают орехами, кардамоном и шафраном. Подают это лакомство с чаем в традиционных стаканах, таких же как в Турции.
Здесь можно найти отличные опции и для вегетарианцев — например, кутабы с тыквой или зеленью, летний плов с вишней, азербайджанские помидоры, цены на которые завышены в московских супермаркетах, и другие овощи прямо с грядки.
Тем же, кто ест мясо, тем более есть где разгуляться. Азербайджанцы едят очень много мяса: шашлык из телятины, курицы, баранины, люля-кебаб в лаваше, маленькие пельмени ручной лепки с говяжьим бульоном. Ну и, конечно, осетрина на гриле, а также еще одно черное золото, помимо нефти, — черная икра — напоминают о том, что Баку — морской город.