мой друг что может быть милей бесценного родного края

Николай Языков — А. И. Кулибину (Итак, поэт унылый мой): Стих

Итак, поэт унылый мой!
Тот скоро час примчится,
Когда тебе с родной страной,
С друзьями должно разлучиться;
Лететь туда, куда ведет
Рука судеб неумолимых;
Туда, где страшный гор хребет,
Среди степей необозримых,
Чело скрывая в облаках,
Стоит снегами увенчанный;
Где лютая зима на грозных высотах
Поставила свои чертоги льдяны;
Туда, туда, поэт — друг мой!
Там скалы дикие и пропасти ужасны,
И мрак дубрав чужой,
Услышат лиры глас прекрасный!
Туда и музы прилетят,
В Сибирь, в жилище хлада,
Поэт! богинь не устрашат
Ни даль, ни мраз, ни льдов громада:
Они, оставивши Парнас,
В твою смиренную обитель
Придут внимать твой мирный глас,
Любимец их и их любитель!
Тогда ты лиры золотой
Ударишь в звонки струны
И с них блестящею струей
Польется звук перунный!
Тогда ты будеть вспоминать
О родине своей, о тех местах священных,
Где дней твоих не смели возмущать
Страстей порывы разъяренных;
Где верных ты имел друзей,
Как с ними время протекало,
Как златострунной их твоей
Бряцанье лиры восхищало,
Как с ними радость разделял,
Мечты и тягость скуки,
Как их печальный оставлял,
Как простирал к ним руки.
Чтобы в последний раз обнять,
Сказать прости и удалиться.
Ах как приятно вспоминать
О том, с чем тяжко разлучиться!
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладный легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния, летят,
Там нет тоски унылой
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!
А ты, любезный, мой поэт,
Ты должен с родиной расстаться!
Дай руку! Милый друг, прощай!
Но там, в стране той отдаленной,
Твоих друзей не забывай;
Живи надеждой озаренный,
Что некогда увидишь их,
Что грозный рок к тебе смягчится,
И что блаженство возвратится
И позлатит ток дней твоих!

Источник

Пейзаж в лирике Н. Языкова

Еще в одном из ранних своих стихотворений «А.И. Кулибину» (1821) Языков писал:

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Душистее цветы, там холмы зеленее.

Так пейзаж родной страны проникает в языковскую лирику. Одной из его лучших пейзажных зарисовок (в которой с наибольшей силой воплотился художественный метод Языкова) является стихотворение «Две картины» (1825 г.):

Прекрасно озеро Чудское,
Когда над ним светило дня
Из синих вод, как шар огня,
Встает в торжественном покое:
Его красой озарена,
Цветами радуги играя,
Лежит равнина водяная
Необозрима и пышна.

Прекрасно озеро Чудское,
Когда блистательным столбом
Светило искрится ночное
В его кристалле голубом.
Безмолвна синяя пучина,
В дубровах мрак и тишина,
Небес далекая равнина
Сиянья мирного полна.

Перед нами как бы два пейзажа: Чудское озеро на рассвете и в яркую лунную ночь. Две прекрасные картины, написанные прекрасным художником, изобразительная палитра которого включает в себя все цвета солнечного спектра («цветами радуги играя», «блестки золота» росы). Слабый ветер, «гладь вод», местные «дубровы» – приветливый уголок русской природы – но за ним ширь и простор, необозримая панорама. И на фоне этого мирного утреннего пейзажа разносится «песня русская живая». Родная земля и человек в поэзии Языкова как бы одно целое, как бы одно неразделимое существо. Природа у Языкова не олицетворенная (как у Ломоносова), не одухотворенная (как у Жуковского), она (как уже было замечено исследователями) живая. Все живое, и «паруса, готовые для бега», и «пробудившийся брег». Поистине высочайшее мастерство живописной изобразительности. И это мастерство с особой силой и смелостью реализовано в деталях. Краски, используемые поэтом, очень яркие и контрастные:

Светило искрится ночное
В его кристалле голубом.
Чернеют образы лесов.
Звезда над озером блеснет,
Огнем рассыплется алмазным.

Понимаешь восторг поэта перед подобной картиной, его «избыток чувств», «живые восторги» (так скажет Пушкин о поэзии Языкова). Удивительное чувство душевного покоя, гармонии, умиротворенности охватывает при виде этой прекрасной в своей безмятежности картины: солнце «встает в торжественном покое», «лежит равнина водяная», «тихо пляшут паруса», «безмолвна синяя пучина», «в дубровах мрак и тишина», «небес далекая равнина // Сиянья мирного полна». Поневоле забываешь все тревожащие тебя вопросы. Даже пучина – «синяя», а не «черная», «бездонная» – ведь именно эти ассоциации возникают при слове пучина, пусть даже и яркой лунной ночью. Озеро – «равнина водяная», небеса – «далекая равнина». Мирный и прекрасный уголок русской природы – за ним необозримая ширь и необъятность, и удивительное чувство свободы. Из этой русской природы, порою, не яркой своими красками, черпаешь новые силы.

Хотя Языков (в отличие от Батюшкова и Жуковского) не любил специально, тщательно подбирать звук к звуку, но и он не избегает аллитерации и ассонанса (так, аллитерация «с» в I части стихотворения – прекраСно, ЧудСкое, Светило, Синих и т.д. сменяется аллитерацией «ч» и «ш» – «отброШенная туЧей», «Чернеют», «огонь плавуЧий», «Челн»). Употребляет автор перифразы и сравнения: солнце – «светило дня», озеро – «кристалл голубой», роса – «блестки золота». Прибегает поэт и к смелым сочетаниям слов: «равнина водяная» – «пышна»; «рыбак взывает» (а не зовет); «роса светлеет» (а не блестит); «рыбак живит веселым словом» (а не оживляет).

В этих превосходно написанных картинах главное для автора – их эмоционально-эстетическое восприятие, своеобразие собственного мироощущения, выраженного с исключительной силой, те яркие и «живые» краски, что сам поэт назвал выражением «живых восторгов».

Языков как бы одним, удивительно верным взглядом охватывает отдельные черты изображаемого. При этом поэт добивается редкого многообразия ассоциаций в обрисовке деталей образа. При описании природы для него важно ощущение мгновенности, сиюминутности. Вот превосходное описание грозы в стихотворении «Тригорское» (1826):

. гроза волнует,
Взрывает воды и леса,
Гремит, и блещет, и бушует.
Мгновенья дивные!

Ярок и красочен язык в одной строке – «гремит и блещет и бушует», автор сумел передать и рев ветра, и яркие вспышки молнии, и громовые раскаты грома:

Вдруг тьма угрюмей и черней,
Удары громче громовые.
Шумнее, гуще и быстрей
Дождя потоки проливные.

Характерно самое слово «вдруг» (в этом проявляется языковская энергия стиха). Поэт не боится тавтологии («громче громовые», «дождя потоки проливные»).

Когда кончится гроза, неизвестно:
Но завтра, в пышной тишине,
На небо ярко-голубое
Светило явится дневное
Восставить утро золотое
Грозой омытой стороне.

Языков практически в любом слове открывает различные смысловые оттенки и, комбинируя их, создает новые, подчас неожиданные эпитеты и сравнения: «утро золотое», «небо голубое», и вдруг – «пышная тишина», «восставить утро» – сочетания весьма неожиданные.

Вот прекрасное описание Тригорского («П.А. Осиповой», 1826):

Бывало звезды тихой ночи
Глядятся в зеркало пруда.
Как чаровались мне тогда
Душа и сердце, слух и очи!
А дом, а сад густозеленый,
Пруды и Сороти студеной
Гостеприимные струи!
А вид на долы и на горы
.
А мост, а пышные дары
Помоны, Бахуса и Флоры!

Для Языкова «ход торжественной природы» подчиняется «мудрости законам вековым». Покой и гармония природы передаются человеку:

И взоры прекрасной
То нежны и ясны,
Как божий огонь,
То мрачны и томны,
Как вечер худой.

В стихотворении «Моя родина» (1825) для Языкова в описании русской природы важны прежде всего ее мощь и красота, необъятный простор, для него важно показать силу и свободолюбие русских людей:

Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!
Твоя живая тишина,
Твои лихие непогоды.
Все мило мне.
Но там, где русская природа,
Как наших дедов времена,
И величава и грозна
И благодатна, как свобода.

Природа оживает в восприятии лирического героя. Наступление нового дня – это и пробуждение жизни, пробуждение героя.

Пурпурово-золотое
На лазурный неба свод
Солнце в царственном покое
Лучезарно восстает;
Ночь сняла свои туманы
С пробудившейся земли;
С блеском утренним поляны,
Лес и холмы расцвели.

Опять покой и безмятежность, мирная тишина, изредка нарушаемая скрипом ворот, негромким эхом, звуком волынки, шумом весла, – привычными звуками неторопливой и поэтому прекрасной повседневной деревенской жизни. Поражает удивительная мелодика стиха, мелодия в самом привычном сочетании слов («на лазурный неба свод. лучезарно восстает»). В картинах русской природы с поразительной силой проявилось поэтическое мастерство Языкова, изобразительная сила его стиха – четкие афористические словесные формулировки.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Н.М. Языкова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 23 сентября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Н. Языкова «Мой друг» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 60.

Николай Языков «Мой друг», читать текст

Мой друг! Что может быть милей

1. К кому обращается поэт? Какими мыслями он делится со своими читателями?

Поэт обращается к читателю, соотечественнику, которого он называет другом.

Поэт говорит, что родной край всего милее и бесценней. Что всё в родном краю нас восхищает и всё кажется милым.

2. Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?

В последней строке поэт говорит о том, что в родном краю всё прекрасно и мило.

Я полностью согласная с поэтом. Я побывала в других странах, с экзотической и красивой природой, но, возвращаясь, всегда радовалась родным берёзкам и простым полевым цветам. Для меня они были роднее и красивей пышной растительности тропиков.

Сочинение-описание по картине А. Рылова «Пейзаж с рекой» для 4 класса

Картину «Пейзаж с рекой» написал великий русский живописец Аркадий Рылов.

На ней он изобразил кусочек родного края. Это очень светлая картина, написанная очень яркими летними красками.

Мы видим солнечный летний день. Золотистый луг, ярко-зелёные деревья, спокойную речку, солнечные блики на стволах берёз. Эта картина создаёт радостное настроение, делится счастьем со зрителем.

На переднем плане стоят несколько молоденьких берёз, нарисованных очень крупно. У них чистые белые стволы с крупными чёрными пятнами. По коре бегут солнечные блики, она отражает их, как зеркало.

Берёзки стоят в густой траве над небольшой речушкой. Оба берега реки покрыты настоящим ковром золотых цветов, пятнами разбросанными среди зелёной травы. Сама речка спокойная, извилистая, неторопливо несёт она свои воды и скрывается где-то далеко впереди.

Справа и слева виден лес. Это березняк. На заднем плане деревья стоят уже сплошной стеной, такой же зелёной, как и ближние деревья.

Над дальним лесом средь листвы проглядывает небо с большими белыми облаками.

Чудесный край! Я узнаю в этой картине свою Родину, и поэтому она мне так нравится. Я могу долго с наслаждением рассматривать это полотно, растягивая счастливые минуты.

Источник

Николай Михайлович Языков

ТочностьВыборочно проверено

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

Никола́й Миха́йлович Язы́ков (1803— 1847) — русский поэт, славянофил.

Цитаты [ править ]

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее,
Там всё нас может восхищать,
Там всё прекрасно, там всё мило,
Там дни, как молния, летят,
Там нет тоски унылой
Там наше счастие живёт,
Там только жизнью наслаждаться!

Известно, кто зевнёт —
За ним зевает ближний;
Что значит? Может быть,
Всей мудростию книжной
Не можно объяснить.

Веселья слаще после скуки,
Отрадней блага после бед,
Любовь живее от разлуки,
Вкусней от голода обед.

Так века переменяют
Обитателей земли:
Ныне витязи в пыли,
А пигмеи поживают.

Напрасно я любви Светланы
Надежно, пламенно искал;
Напрасно пьяный и непьяный
Её хвалил, её певал.

Увы! я убеждён решительно и верно,
Что ты не для меня прекрасна и мила:
Для тела моего ты велика чрезмерно,
А для души моей ты несколько мала.

В Гаштейне общий стол невыносимо худ,
А немец им вполне доволен! Много блюд,
И очень дёшево! Он вкуса в них не ищет,
И только будь ему недорога еда:
Он всякой дрянью сыт ― и как он рад, когда
С неё же он ещё и дрищет! [1]

Источник

Презентация по литературному чтению на теме Н. Языков Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов Пейзаж с рекой С. Романовский Русь»»(4 класс)

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Ребята, прочитайте выразительно произведения о Родине.

— Откройте учебник на с. 60-61.

Рассмотрите их внимательно. Определите цели урока.

На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

Номер материала: ДБ-932440

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть фото мой друг что может быть милей бесценного родного края. Смотреть картинку мой друг что может быть милей бесценного родного края. Картинка про мой друг что может быть милей бесценного родного края. Фото мой друг что может быть милей бесценного родного края

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *